Автомобильные транспортные средства СИСТЕМА СИГНАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ Технические требования
ПредисловиеЦели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря Сведения о стандарте 1. РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ») 2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт» 3.
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 декабря 4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет Содержание
Дата введения - 2007-01-01 1. Область примененияНастоящий стандарт распространяется на системы сигнализации и контроля состояния тормозных систем автомобильных транспортных средств (далее - АТС) по ГОСТ Р 41.13 и ГОСТ Р 41.13-Н и устанавливает технические требования. 2. Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН № 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения ГОСТ Р 41.13-Н-99 (Правила ЕЭК ООН № 13-Н) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН №48) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации ГОСТ Р 52230-2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия ГОСТ 1701-75 Манометры автомобильные и указатели давления автотракторные. Общие технические условия ГОСТ 4364-81 Приводы пневматические тормозных систем автотранспортных средств. Общие технические требования ГОСТ 23181-78 Приводы тормозные гидравлические автотранспортных средств. Общие технические требования Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3. Термины и определенияВ настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1. автомобильные транспортные средства (АТС): Механические транспортные средства и прицепы. 3.2. механические транспортные средства (ТС): АТС с двигателем. 3.3. система сигнализации и контроля состояния тормозных систем: Совокупность элементов, обеспечивающих сигнализацию и контроль состояния тормозных систем. 3.4. сигнализация состояния тормозной системы: Автоматическое оповещение о состоянии (включение или выключение) тормозной системы или о достижении ее параметров недопустимых значений. 3.5. элемент системы сигнализации и контроля состояния тормозных систем: Единичное устройство из числа устройств, совокупность которых составляет систему сигнализации и контроля состояния тормозных систем (датчики, сигнализирующие устройства и т.п.). 4. Общие требования4.1. Системы сигнализации и контроля состояния тормозных систем АТС должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, ГОСТ Р 41.13, ГОСТ Р 41.13-Н, ГОСТ 4364, ГОСТ 23181 и технической документации (ТД), утвержденной в установленном порядке. Вместо указанной сигнализации допускается применение световой сигнализации, оповещающей водителя об уменьшении уровня тормозной жидкости в резервуаре (любом отсеке резервуара) ниже значения, составляющего не менее 25 % номинального уровня, либо об увеличении хода штока пневмоусилителя (для тормозных систем с пневмогидравлическим приводом тормозов) свыше значения, установленного предприятием-изготовителем. 4.3. Механические ТС, имеющие рабочую тормозную систему с пневмогидравлическим приводом, у которых отсутствуют автоматические регуляторы зазоров во фрикционной паре тормозных механизмов, должны быть оборудованы системой сигнализации, оповещающей водителя об увеличении зазора свыше установленного предприятием-изготовителем АТС. Указанная сигнализация может осуществляться при увеличении хода штока пневмоусилителя свыше значения, установленного предприятием-изготовителем. Данное требование не распространяется на тормозные системы с вакуумными аккумуляторами энергии, а также на системы, устроенные так, что при отсутствии всякого запаса энергии можно достичь эффективности торможения не менее предписанной для запасной тормозной системы. Механические ТС, оборудованные пневматическими тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами, должны быть оборудованы системой сигнализации, оповещающей водителя о том, что давление воздуха в энергоаккумуляторах снизилось до уровня не ниже того, начиная с которого энергоаккумуляторы приводятся в действие. Данные системы сигнализации не должны подавать никакого сигнала при работе двигателя в нормальных условиях эксплуатации и при отсутствии повреждений в тормозной системе, за исключением промежутка времени, необходимого для наполнения аккумуляторов энергией после запуска двигателя. Это требование не распространяется на АТС, у которых включение вспомогательной тормозной системы происходит при устранении мускульного воздействия водителя на орган управления этой системой. - в аккумуляторах энергии (или их трубопроводах) тормозных систем, кроме рабочей тормозной системы механических ТС, а также аккумуляторов энергии, расположенных между компрессором и защитными клапанами; - на входе наиболее удаленного тормозного цилиндра (камеры) каждой независимой части привода рабочей тормозной системы, пружинно-пневматического энергоаккумулятора запасной или стояночной тормозной системы; - между тормозным краном или воздухораспределителем и регулятором (ограничителем) тормозных сил при его наличии. По согласованию с основным потребителем (заказчиком) допускается устанавливать на АТС не менее двух клапанов контрольного вывода, но следует предусмотреть места, заглушив их пробками, для установки (или перестановки) этих клапанов в другие части привода, оговоренные в данном пункте. 4.9. АТС должны быть оборудованы системой внешней световой сигнализации торможения, включаемой в момент приведения в действие органа управления рабочей или запасной тормозной системы, а также вспомогательной тормозной системы АТС категории М3 и оповещающей о том, что эта система находится во включенном состоянии. Расположение сигналов торможения на АТС должно соответствовать ГОСТ Р 41.48. Включение внешних сигналов торможения должно осуществляться независимо от состояния других систем сигнализации и контроля состояния тормозных систем. 5. Требования к системам сигнализации и контроля состояния тормозных систем5.1. Датчики системы сигнализации и контроля состояния тормозных систем должны быть встроены в тормозные системы. 5.2. Включение и выключение электрических цепей систем сигнализации и контроля состояния тормозных систем должно осуществляться через выключатель зажигания на АТС с карбюраторным двигателем ил и через замок-выключатель (или выключатель аккумуляторной батареи) на АТС с дизельным двигателем. 5.3. Системы сигнализации состояния тормозных систем не должны потреблять электрическую энергию до момента начала их действия. 5.4. Не допускается совмещение сигнализирующих устройств систем сигнализации и контроля состояния тормозных систем с сигнализирующими устройствами систем сигнализации и контроля состояния других агрегатов и систем АТС (системы подкачки шин, пневматической подвески и др.). Данное требование не распространяется на АТС, у которых сигнализация осуществляется одновременной подачей светового и звукового сигналов. 5.5. Сигнал о неисправности тормозной системы должен действовать до устранения неисправности (при включенном питании системы сигнализации аварийного состояния тормозной системы). 5.6. Эффективность торможения АТС при любом единичном отказе в системах сигнализации и контроля состояния тормозных систем должна быть не ниже установленной ГОСТ Р 41.13 и ГОСТ Р 41.13-Н или соответствующими нормативными документами для внедорожных АТС и тяжеловозов: - для рабочей тормозной системы - в случае, если этот отказ не приводит к нарушению герметичности тормозного привода; - для запасной тормозной системы - в случае, если этот отказ приводит к нарушению герметичности тормозного привода. 5.7. Системы сигнализации и контроля состояния тормозных систем, установленные на АТС, должны быть работоспособны в климатических условиях, для эксплуатации в которых предназначено данное ТС. 5.8. Ресурс систем сигнализации и контроля состояния тормозных систем должен быть не менее ресурса до первого капитального ремонта АТС. 5.9. Гарантийный срок и гарантийная наработка систем сигнализации и контроля состояния тормозных систем должны быть не менее гарантийного срока и гарантийного пробега АТС. 6. Требования к элементам систем сигнализации и контроля состояния тормозных систем6.1. Сигнализация о неисправности тормозных систем по 4.2 - 4.4 и 4.7 должна осуществляться подачей светового сигнала красного цвета и (или) звукового сигнала. 6.2. Сигнализация о включении стояночной тормозной системы по 4.5 должна осуществляться подачей сигнала красного цвета. В случае использования одной сигнальной лампы для сигнализации аварийного состояния рабочей тормозной системы и включения стояночной тормозной системы (кроме АТС с гидравлическим приводом тормозов) сигнал о включении стояночной тормозной системы должен отличаться по частоте от сигнала об аварийном состоянии рабочей тормозной системы. 6.3. Сигнализация о включении вспомогательной тормозной системы по 4.6 должна осуществляться подачей сигнала оранжевого цвета. 6.4. Световые и звуковые сигнализирующие устройства, если они не используются одновременно, должны быть сконструированы и установлены таким образом, чтобы водитель мог легко проверить их исправность с рабочего места. 6.5. Сигнал светового сигнализирующего устройства должен быть хорошо различим с рабочего места водителя в условиях эксплуатации, для которых предназначено АТС. 6.6. Сигнал звукового сигнализирующего устройства должен быть хорошо слышен на рабочем месте водителя в условиях эксплуатации, для которых предназначено АТС. 6.7. Частота при прерывистом световом сигнале должна быть от 0,5 до 2,5 Гц (от 30 до 150 колебаний в минуту). 6.8. Изделия электрооборудования, применяемые в системах сигнализации и контроля состояния тормозных систем, должны соответствовать ГОСТ Р 52230. 6.9. Степень защиты датчиков (выключателей) должна быть не ниже 1Р×4 по ГОСТ Р 52230. 6.10. Датчики (выключатели) систем сигнализации и контроля состояния пневматического тормозного привода должны нормально работать при давлении до 0,8 МПа и выдерживать увеличение давления до 2,0 МПа без механических повреждений, нарушения герметичности и характеристик. 6.11. Гидравлические датчики (выключатели) систем сигнализации и контроля состояния гидравлического тормозного привода, если они установлены в главном тормозном цилиндре или после него, должны обеспечивать нормальную работу при давлении в приводе до 15 МПа и выдерживать увеличение давления до 20 МПа без появления механических повреждений, нарушения герметичности и характеристик. В случае, если расчетное рабочее давление в гидроприводе АТС превышает указанное значение, требование к датчикам должно быть задано в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке. 6.12. Контакты датчика (выключателя) сигнализатора аварийного состояния пневматического тормозного привода должны находиться в замкнутом состоянии при отсутствии давления в тормозном приводе. Размыкание контактов датчика (выключателя) должно происходить при давлении в приводе по 6.11 с предельным отклонением ± 0,05 МПа при температуре окружающей среды 20°С. При изменении параметров окружающей среды допускается увеличение предельного отклонения на значение, не превышающее 5×10-3 МПа на каждые 10°С. 6.13. Сигнальное устройство, оснащенное датчиком аварийной разности давления в независимых частях гидропривода рабочей тормозной системы, должно обеспечивать замыкание контактов датчика при разности давлений не менее 0,2 МПа, но не более 2,1 МПа. Подключение сигнального устройства осуществляют к главному тормозному цилиндру или за ним. 6.14. Контакты выключателей (датчиков) внешней световой сигнализации при отсутствии давления в приводе должны находиться в разомкнутом состоянии. Замыкание контактов выключателя (датчика), установленного в приводе тормозов, должно происходить при давлении в приводе не более: 0,08 МПа в пневматическом и 0,8 МПа в гидравлическом. 6.15. Конструктивные параметры и присоединительные размеры клапанов контрольного вывода (см. 4.8) и наконечников для присоединения к ним контрольных устройств приведены в приложении А. Клапаны контрольного вывода должны быть расположены на АТС таким образом, чтобы обеспечивалась возможность свободного присоединения к ним контрольных устройств без риска их повреждения. 6.16. Механические манометры, применяемые в системе контроля, - по ГОСТ 1701; электрические манометры должны обеспечивать точность показаний в пределах ± 7 % от верхнего предела измерения. 6.17. Ресурс датчиков (выключателей) и других элементов систем сигнализации и контроля состояния тормозных систем должен быть не менее: 100 тыс. циклов срабатывания - для пневматического привода; 6 тыс. циклов срабатывания - для гидравлического привода; 1 млн. циклов - для внешней световой сигнализации. Приложение А
|
Обозначение типа клапана |
а, мм (клапан закрыт) |
Ход открывания клапана, мм |
Усилие открывания клапана при давлении 1,0 МПа (10,0 кгс/см2), Н |
А |
Не менее 5 |
Не более 2 |
От 20 до 200 включ. |
Б |
Не более 2; |
≥а |
От 20 до 100 включ. |
Примечания 1. Уплотнения и колпаки должны быть маслобензостойкими. 2. Не указанные на рисунках размеры следует выбирать в зависимости от применения. |
Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, система сигнализации состояния тормозных систем, система контроля состояния тормозных систем, датчики, ресурс, гарантийный срок, гарантийная наработка, световые сигнализирующие устройства, звуковые сигнализирующие устройства