03.08.06 №369-р Распоряжение Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению качества в дорожном хозяйстве на 2006 год В целях реализации комплексного подхода к повышению качества автомобильных дорог и дорожных сооружений: 1. Утвердить План мероприятий по обеспечению качества в дорожном хозяйстве на 2006 год (приложение 1), подготовленный на основе Концепции обеспечения качества в дорожном хозяйстве (приложение 2), рассмотренной и одобренной 18 июля 2006 г. на всероссийском совещании «Качество дорожных работ и внедрение новых материалов и технологий». 2. Структурным подразделениям Росавтодора, ответственным за выполнение конкретных пунктов плана мероприятий, ежеквартально представлять отчет о ходе выполнения заместителю руководителя Росавтодора С. Е. Полещуку. В срок до 1 декабря 2006 г. направить предложения в план мероприятий на 2007 год. 3. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, дирекциям по строительству (реконструкции) федеральных автомобильных дорог в срок до 1 декабря 2006 г. направить предложения в план мероприятий на 2007 год. 4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя С. Е. Полещука. И. О. Руководителя С. Е. Полещук Содержание: Приложение 1 к
распоряжению
|
№№ |
Наименование мероприятий |
Ответственные за реализацию |
Сроки выполнения |
Примечания (указывается форма реализации) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
1. |
Проведение совещания по качеству материалов для дорожных работ |
ФГУ «Росдортехнология» УПС |
декабрь 2006 г. |
Проведение совещания |
|||
1. Раздел «Проектирование автомобильных дорог» |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
1.1. |
Подготовка предложений по переработке документов, регламентирующих инженерно-геологические изыскания при проектировании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них |
УПС |
август 2006 г. |
Предложение в План НИОКР в виде технического задания на разработку темы |
|||
1.2. |
Разработка типовых конструкций дорожных одежд для автомобильных дорог с учетом дорожно-климатических зон и технических категорий * |
УПС |
октябрь 2006 г. |
Распоряжение Росавтодора и ОДМ по типовым конструкциям дорожных одежд для автомобильных дорог с учетом дорожно-климатических зон и технических категорий |
|||
1.3. |
Переработка инструкции по проведению экономических обоснований для проектирования автомобильных дорог (взамен ВСН 42-87) * |
УПС |
октябрь 2006 г. |
Распоряжение Росавтодора и ОДМ по проведению экономических обоснований для проектирования автомобильных дорог |
|||
1.4 |
Подготовка предложений по уточнению стадийности, состава и порядка разработки проектной документации |
УПС |
сентябрь 2006 |
Распоряжение Росавтодора |
|||
1.5 |
Подготовка предложений по уточнению ответственности проектных организаций и органов экспертизы |
УПС |
сентябрь 2006 |
Информационное письмо и предложения к тексту контрактов |
|||
1.6 |
Разработка технических спецификаций на основные виды дорожных работ * |
УПС |
декабрь 2006 |
Распоряжение Росавтодора и технические спецификации на основные виды дорожных работ |
|||
1.7 |
Разработка рекомендаций по составу проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (эталоны) * |
УПС |
декабрь 2006 |
Распоряжение Росавтодора и ОДМ по составу проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (эталоны) |
|||
2. Раздел «Качество производства дорожных работ» |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
2.1. |
Разработка рекомендаций по внедрению в организациях дорожного хозяйства систем менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001* |
УПС |
декабрь 2006 г. |
Информационное письмо и рекомендации по внедрению в организациях дорожного хозяйства систем качества |
|||
2.2. |
Подготовка предложений по разграничению функций авторского надзора, контроля качества, технического надзора строительства (реконструкции) и ремонта автомобильных дорог. |
УПС |
сентябрь 2006 г. |
Информационное письмо |
|||
2.3. |
Разработка рекомендаций по применению взаимных санкций за нарушение договорных условий контракта. |
УГНТ |
сентябрь 2006 г. |
Предложение в План НИОКР в виде технического задания на разработку темы. |
|||
2.4. |
Разработка типовой конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них * |
УГНТ |
ноябрь 2006 г. |
Информационное письмо и рекомендации по тексту контрактов. |
|||
3. Раздел «Оценка соответствия и мониторинг транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений» |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
3.1. |
Разработка научно-методических основ по оценке соответствия в дорожном хозяйстве в единой системе технического регулирования * |
УГНТ |
октябрь 2006 г. |
Информационное письмо и рекомендации по оценке соответствия в дорожном хозяйстве |
|||
3.2. |
Подготовка рекомендаций по развитию системы учета интенсивности движения |
УЭ |
август 2006 г. |
Информационное письмо |
|||
3.3. |
Разработка методики определения ровности дорожных покрытий * |
УЭ |
август 2006 г. |
Распоряжение Росавтодора и ОДМ по методике непрерывного определения ровности дорожных покрытий. |
|||
3.4. |
Подготовка рекомендаций по мониторингу состояния участков автомобильных дорог, построенных с применением новых материалов, конструкций, технологий |
УЭ |
октябрь 2006 г. |
Информационное письмо |
|||
3.5. |
Разработка «Правил приемки в эксплуатацию федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них» * |
УПС |
октябрь 2006 г. |
Распоряжение Росавтодора и «Правила приемки в эксплуатацию федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них» |
|||
4. Раздел «Нормативно-правовое обеспечение» |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
4.1. |
Разработка предложений по разработке актов, регламентирующих использование полосы отвода и придорожной полосы |
УИП |
сентябрь 2006 г. |
Предложение в План НИОКР в виде технического задания на разработку темы. |
|||
4.2. |
Разработка количественных критериев финансовой ответственности подрядчика за отклонения от технических требований проектной документации |
ФУ |
август 2006 г. |
Предложение в План НИОКР в виде технического задания на разработку темы. |
|||
4.3. |
Разработка предложений для включения в специальные технические регламенты «Требования безопасности при проектировании, строительстве (реконструкции) и обустройстве автомобильных дорог и сооружений на них», «Требования безопасности при эксплуатации автомобильных дорог» * |
УПС |
декабрь 2006 г. |
Предложения к специальным техническим регламентам |
|||
4.4. |
Утверждение программы гармонизации нормативных документов в области дорожных битумов с международными нормами |
УГНТ |
октябрь 2006 г. |
Распоряжение Росавтодора |
|||
4.5. |
Разработка проектов национальных стандартов: - ГОСТ Р «Методы определения параметров геометрических элементов автомобильных дорог и сооружений на них»; * |
УЭ |
в течение 2006 г. |
Проекты национальных стандартов |
|||
- ГОСТ Р «Требования к дорожным ограждениям»; * |
УЭ |
||||||
- ГОСТ Р «Классификация элементов обустройства автомобильных дорог»; * |
УЭ |
||||||
- ГОСТ Р «Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближений автомобильных дорог общего пользования»; * |
УПС |
||||||
4.6. |
Внесение в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии проектов национальных стандартов: - ГОСТ Р «Классификация дорожных ограждений»; - ГОСТ Р «Классификация элементов обустройства автомобильных дорог» * |
УЭ |
в течение 2006 г. |
Внесение в Ростехрегулирование проектов стандартов |
|||
5. Раздел «Метрологическое обеспечение» |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
5.1. |
Подготовка соглашения с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в сфере метрологического обеспечения дорожного хозяйства |
УИП |
сентябрь 2006 г. |
Проект Соглашения с Ростехрегулированием |
|||
5.2. |
Разработка плана мониторинга оценки состояния измерений в организациях дорожного хозяйства |
ФГУ «Росдортехнология» |
август 2006 г. |
План мониторинга оценки состояния измерений |
|||
5.3. |
Разработка комплексной системы метрологического обеспечения дорожного хозяйства с разработкой методических рекомендаций оценки экономической эффективности работ по метрологическому обеспечению * |
УГНТ |
октябрь 2006 г. |
Информационное письмо и рекомендации по оценке экономической эффективности работ по метрологическому обеспечению |
|||
6. Раздел «Повышение безопасности дорожного движения» |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
6.1. |
Подготовка совместного плана мероприятий с МВД России в сфере повышения безопасности дорожного движения на федеральных автомобильных дорогах |
УЭ |
август 2006 г. |
План мероприятий |
|||
6.2. |
Реализация отраслевой Программы по снижению уровня дорожной аварийности на федеральных автомобильных дорогах в местах концентрации ДТП на 2005-2010 гг. |
УЭ |
согласно программе |
Ежеквартальный отчет |
|||
6.3. |
Анализ аварийности на федеральных автомобильных дорогах, выявление мест концентрации ДТП и разработка плана мероприятий по их устранению |
УЭ |
август 2006 г. |
План мероприятий |
|||
6.4. |
Организация мониторинга соблюдения правил ограждения мест производства работ |
УПС |
в течение 2006 г. отчет - сентябрь 2006 г. ноябрь 2006 г. |
Информационные письма |
|||
7. Раздел «Кадровое обеспечение» |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
7.1. |
Организация взаимодействия с образовательными учреждениями в сфере подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров дорожного хозяйства |
УКР |
декабрь 2006 г. |
Соглашения о взаимодействии с образовательными учреждениями |
|||
7.2. |
Разработка Плана практических семинаров по передаче передового опыта, внедрению новых технологий, материалов и современных методов управления в дорожном хозяйстве на 2007 год |
УКР |
ноябрь 2006 г. |
План практических семинаров |
|||
8. Раздел «Сервис и охрана окружающей среды» |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
8.1. |
Мониторинг использования придорожной полосы и полосы отвода федеральных автомобильных дорог |
УЭ |
август 2006 г. ноябрь 2006 г. |
Информационное письмо и отчетные материалы |
|||
8.2. |
Разработка плана мероприятий по выполнению организациями дорожного хозяйства требований в области экологической безопасности |
УЭ |
сентябрь 2006 г. |
План мероприятий |
|||
8.3. |
Разработка рекомендаций по порядкам установления и использования полос отвода и придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования * |
УИП |
декабрь 2006 г. |
Распоряжение Росавтодора и ОДМ по порядкам установления и использования полос отвода и придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования. |
|||
9. Раздел «Информационно-управляющие системы» |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
9.1. |
Развертывание программно-технической инфраструктуры корпоративно-информационной системы управления (КИСУ) в центральном аппарате Федерального дорожного агентства и органах управления дорожным хозяйством («Система электронного документооборота и делопроизводства», «Контроль исполнения договоров», «Конкурсные торги») |
УГНТ |
декабрь 2006 г. |
Распоряжения Росавтодора |
|||
9.2. |
Программа создания системы метеообеспечения на сети федеральных автомобильных дорог |
УЭ |
декабрь 2006 г. |
Распоряжение Росавтодора |
|||
9.3. |
Совершенствование и ведение отраслевых банков данных о научно-технических разработках, нормативно-технических и методических документах |
УГНТ |
декабрь 2006 г. |
Размещение информации на официальном сайте Росавтодора |
|||
10. Раздел «Финансовое обеспечение» |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
10.1. |
Разработка отчета о состоянии федеральной дорожной сети и ее соответствии задачам обеспечения транспортного процесса |
УЭ |
сентябрь 2006 г. |
Информационное письмо и отчет |
|||
10.2. |
Подготовка материалов о влиянии развития дорожной сети на социально-экономическое развитие регионов |
УЭП |
сентябрь 2006 г. |
Аналитический материал |
|||
Примечание: * Реализация через выполнение НИОКР
Эффективность использования средств, выделяемых на дорожное хозяйство, в значительной степени определяется качеством дорожных работ.
За последние 15 лет в отрасли осуществлен большой объем работ по совершенствованию системы контроля качества, что было обусловлено изменением экономической модели функционирования национальной экономики. Проведен большой объем работ по созданию механизма контроля качества, ориентированного на соблюдение требований действующих нормативных документов и проектной документации. Это позволило существенно повысить уровень качества дорожных работ, уменьшить количество отклонений от установленных требований.
Однако если перейти от качественных показателей дорожных работ к показателям состояния дорожной сети, то необходимо отметить, что объем нерешенных задач в последние годы возрастает. Ровность дорожных покрытий, являющаяся интегральным показателем их технического состояния на 37 % протяженности федеральных автодорог, находится ниже установленного уровня. Около 10 тыс. км федеральных автомобильных дорог исчерпали свою пропускную способность. Таким образом, эксплуатационные показатели существующей сети свидетельствуют о необходимости их существенного улучшения. Эта проблема не только комфортности проезда, но и скорости доставки грузов, транспортных издержек, эффективности функционирования экономики в целом.
Среди причин роста количества дорожно-транспортных происшествий, случившиеся в последние годы, отмечается и несоответствие бурного роста автомобильного парка протяженности сети автомобильных дорог и их технических параметров. Наиболее ярко это проявляется в городах, где за последние 10 лет уровень автомобилизации в некоторых из них возрос на 240 %, а протяженность улично-дорожной сети только на 2-3 %.
Таким образом, сложившийся уровень состояния дорожной сети и потребности национальной экономики требуют перехода на новый уровень понимания качества в дорожной отрасли, характеризуемый выдвижением на первый план не отдельных параметров дорожных работ, а показателей состояния дорожной сети в целом.
Конституцией Российской Федерации пути сообщения отнесены к основным направлениям деятельности государства. Протяженность федеральных дорог составляет 47,1 тыс. км, а общая протяженность дорог субъектов Российской Федерации - 553,5 тыс. км.
Как показывает международный опыт развития различных производственных сфер, внедрение современных методологий, обеспечивающих качество, дает огромный экономический эффект и позволяет:
- повысить производительность труда;
- снизить себестоимость работ за счет уменьшения объемов исправления брака, сокращения периода строительства объектов, более эффективного использования материалов и ресурсов;
- повысить качество производимых работ и условий труда с одновременным повышением заработной платы;
- повысить ответственность за выполнение дорожных работ;
- достичь высокого уровня конкурентоспособности;
- создать оптимальные условия для наиболее полного удовлетворения требований, запросов и ожиданий заказчиков и потребителей работ.
Непосредственно для предприятий современные системы менеджмента качества дают:
- стратегическую цель и планирование, концентрацию усилий на наиболее существенном, уменьшение «холостых усилий», улучшение реализации целей предприятий;
- улучшение информационных потоков, снижение проблем в коммуникации, концентрацию информации, повышение наглядности административных процессов, совершенствование общего менеджмента.
Повышение качества работ в системе дорожного хозяйства России позволит повысить его общую эффективность, снизить удельные затраты на ремонтные работы.
Современная концепция качества предлагает, как минимум, построение систем менеджмента качества (СМК), соответствующих нормам ИСО серии 9000 версии 2000 года. На начальном этапе этот менеджмент можно рассматривать как систему организации и управления качеством, дополнительную к существующей технологии и общему менеджменту.
В достижении качества весьма эффективен переход от контроля к обеспечению. Наилучшие достижения в этой области реализуются в «высоких технологиях», где измерения и контроль проводятся на начальных и основных этапах производства, что создает - обеспечивает качество. Развитие этого подхода резко снижает брак и на приемочный (выходной) контроль остается как функция не отбраковки, а подтверждения качества. Именно эта методология наиболее эффективна для дорожного хозяйства.
Переход от контроля качества к его обеспечению возможен на основе комплексного анализа качества в дорожном хозяйстве, выделения ключевых направлений деятельности, приоритетов и планирования целевых мероприятий.
Такой подход позволит существенно повысить прозрачность механизма деятельности дорожного хозяйства, оценить его эффективность на основе показателей, связанных с транспортно-эксплуатационным состоянием сети автомобильных дорог.
Внедрение в дорожном хозяйстве современных методологий качества должно стать приоритетной задачей.
При разработке концепции обеспечения качества была определена цель, достижение которой должны обеспечивать конкретные мероприятия. Цель деятельности дорожной отрасли должна включать в себя как интересы пользователей автомобильных дорог, так и интересы государства.
С учетом изложенного, цель концепции обеспечения качества в дорожном хозяйстве сформулирована следующим образом:
- обеспечение требуемого уровня транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети, повышение сроков службы и межремонтных сроков автомобильных дорог и искусственных сооружений, повышение эффективности использования финансовых средств и других ресурсов, выделяемых на автомобильные дороги при сохранении окружающей среды.
Достижение поставленной цели требует решения ряда принципиально важных задач:
1) Обеспечение улучшения транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети, адекватного росту автомобильного парка и потребностям национальной экономики.
2) Формирование системы управления автомобильными дорогами на основе целевых показателей деятельности дорожной отрасли.
Механизмами реализации поставленных задач должны стать:
- развитие научных исследований;
- внедрение современных технических решений и технологий;
- практическое применение современного администрирования и менеджмента;
- теоретическое и практическое освоение современных методологий обеспечения качества.
Анализ комплекса вопросов, определяющих транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог, позволил выделить одиннадцать основных видов деятельности в дорожном хозяйстве, правильная организация которых позволит обеспечить высокое качество автомобильных дорог. Они должны охватить все аспекты функционирования дорожной отрасли от проектирования автомобильных дорог до финансового обеспечения, а с другой стороны учитывать деятельность всех участников дорожных работ от федерального органа исполнительной власти до подрядных организаций.
2.1. Проектирование автомобильных дорог.
Цель: применение технических решений, обеспечивающих заданный уровень безопасности участников дорожного движения, высокую долговечность и межремонтные сроки дорожных конструкций.
Задачи:
- уточнение стадийности состава и порядка разработки проектной документации с учетом введения нового законодательства и перехода на трехгодичное бюджетное планирование;
- определение ответственности проектных организаций, органов экспертизы и заказчика за качество проектной документации;
- уточнение функций, прав и ответственности органов государственной и независимой экспертизы с учетом изменения законодательства, регулирующего эти вопросы;
- повышение качества и достоверности материалов инженерных изысканий за счёт применения современных методов и оборудования, а также увеличение объёмов изыскательских работ в сложных инженерно-геологических условиях;
- разработка и внедрение методов комплексной оценки эффективности различных вариантов проектных решений, основных конструктивных элементов и очередности строительства на основе оценки суммарных приведённых строительных и эксплуатационных затрат;
- разработка и внедрение технических спецификаций на все виды работ, устанавливающих требования к качеству в выполнении отдельных конструктивных элементов;
- совершенствование норм проектирования с высокими потребительскими характеристиками (в том числе для платных дорог).
- разработка конструкций дорожных одежд, отвечающих современным транспортным нагрузкам, обеспечивающих увеличение межремонтных сроков и снижение затрат на ремонт.
2.2. Качество производства дорожных работ.
Цель: безусловное достижение проектных значений технических показателей с минимальными затратами.
Задачи:
- разработка квалификационных требований к организациям, участвующим в торгах на дорожно-строительные работы;
- внедрение в дорожно-строительных организациях системы менеджмента качества;
- создание условий для обеспечения всех дорожно-строительных организаций необходимой лабораторной базой для оценки качества выполняемых работ и применяемых материалов;
- использование достижений науки и техники в области материалов и технологий для достижения минимальных затрат и увеличения сроков службы дорожных конструкций;
- разработка количественных параметров гарантийных обязательств при выполнении дорожно-строительных работ;
- разработка положений, регламентирующих деятельность технического надзора, научного сопровождения, а также авторского надзора за выполнением дорожно-строительных работ;
- разработка рекомендуемой контрактной документации на заключение договоров, как на выполнение дорожно-строительных работ, так и на осуществление их сопровождения;
- разработка современных методик оценки качества дорожно-строительных работ;
- разработка системы контроля качества и приемки дорожных работ с разделением ответственности между участниками дорожных работ;
- создание отраслевого информационного фонда новых материалов и технологий.
2.3 Оценка соответствия и мониторинг транспортно-эксплуатационного состояния.
Цель: обеспечение своевременной и достоверной оценки технических показателей дорожных работ, готовых сооружений, а также материалов, конструкций и изделий на всех этапах их жизненного цикла.
Задачи:
- установление условий применения различных форм оценки соответствия в дорожном хозяйстве (обязательная и добровольная сертификации, декларирование соответствия, контроль качества и др.);
- выработка критериев оценки соответствия в зависимости от выбранной формы оценки соответствия;
- разработка процедур и правил проведения работ по оценке соответствия;
- повышение достоверности результатов мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния за счет унификации методов определения технических параметров автомобильных дорог;
- разработка количественных критериев оценки потребительских характеристик сети автомобильных дорог;
- создание современной системы учета интенсивности движения;
- обеспечение мониторинга состояния дорожной разметки и выполнение гарантийных обязательств по срокам ее службы;
- разработка методики мониторинга состояния участков автомобильных дорог с применением новых материалов, конструкций, технологий.
- разработка системы оценки качества дорожных работ через динамику изменения транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог.
2.4. Нормативно-правовое обеспечение.
Цель:
- совершенствование правовых основ регулирования отношений всех участников дорожных работ;
- разработка технических регламентов, устанавливающих обязательные минимально-необходимые требования в области дорожного хозяйства;
- создание нормативной базы, отвечающей современному уровню развития науки и техники, и обеспечивающей повышение уровня автомобильных дорог с учетом возрастающих транспортных нагрузок.
Задачи:
- разработка законодательных и подзаконных актов, регулирующих отношения по проектированию, строительству (реконструкции), ремонту и содержанию автомобильных дорог;
- разработка законодательных актов, регламентирующих правовые отношения в полосе отвода;
- разработка и внедрение системы материального стимулирования всех участников дорожных работ за высокое качество;
- разработка количественных критериев финансовой ответственности подрядчика за некачественное выполнение работ в зависимости от величины отклонений от требований контрактной документации;
- повышение значений критериев квалификации подрядчика и качества ранее выполненных им работ при проведении итогов торгов;
- определение функций, прав, обязанностей и ответственности организаций, осуществляющих оценку качества дорожных работ.
- установление наиболее рациональных требований к безопасности и качеству продукции дорожного хозяйства;
- обеспечение согласованности в разработке ведомственных документов и национальных стандартов в дорожном хозяйстве, которые должны учитывать требования технических регламентов;
- содействие ресурсосбережению и экологической безопасности при разработке, производстве продукции, проведении работ и оказании услуг для дорожного хозяйства;
- проведение правовой экспертизы актов перед их внесением на рассмотрение, а также подготовка документов на рассмотрение в соответствующие органы государственной власти;
- гармонизация нормативной базы дорожного хозяйства с существующими стандартами зарубежных стран в этой области;
- обеспечение своевременного обновления действующих нормативных документов дорожного хозяйства РФ путем внесения в них изменений, дополнений, а также, при необходимости, пересмотра и отмены устаревших положений;
- разработка программ и планов проведения работ по стандартизации в дорожном хозяйстве;
- научно-техническое сотрудничество с межгосударственными, международными, региональными и зарубежными организациями по стандартизации в области дорожного хозяйства;
- обеспечение широкого обсуждения разрабатываемых нормативных документов;
- проведение экономической экспертизы вновь разрабатываемых документов.
2.5. Метрологическое обеспечение.
Цель: повышение качества и эффективности выполняемых дорожных работ за счет достижения требуемой точности измерений и обеспечения их достоверности.
Задачи:
- обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня и развитие техники измерений;
- разработка и внедрение современных методов и средств измерений, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов, эталонов, применяемых для калибровки средств измерений;
- создание отраслевой метрологической службы с территориальными калибровочными центрами;
- осуществление надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованных методик выполнений измерений, эталонов единиц величин, применяемых для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
- осуществление метрологического контроля путем калибровки средств измерений (СИ), проверки своевременности представления СИ на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку;
- разработка методик выполнения измерений;
- проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации и других нормативных документов;
- организация и проведение оценки соответствия компетентности (аттестации, аккредитации) испытательных подразделений;
- разработка программ и планов проведения работ по метрологическому обеспечению в дорожном хозяйстве;
- содействие развитию калибровки отраслевых средств измерений.
2.6. Повышение безопасности дорожного движения.
Цель: уменьшение уровня аварийности и снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.
Задачи:
- разработка комплекса мероприятий по повышению безопасности движения транспортных средств и пешеходов;
- обеспечение маршрутного ориентирования в процессе работ по строительству, реконструкции и ремонту дорог;
- взаимодействие органов управления дорожным хозяйством с министерствами, службами и ведомствами, деятельность которых направлена на решение вопросов безопасности дорожного движения;
- анализ причин ДТП, выявление очагов аварийности для принятия своевременных и эффективных мер по организации безопасности дорожного движения.
- обеспечение объективной оценки качества параметров автомобильных дорог, с учетом их обустройства;
- организация движения транспорта с применением современных технологий для увеличения пропускной способности, качественного сервисного обслуживания и сохранности дорожной инфраструктуры.
2.7. Кадровое обеспечение.
Цель: установление уровня квалификационных требований для разных категорий работников дорожной отрасли и методов их достижения;
Задачи:
- разработка требований к квалификации основных категорий работников дорожного хозяйства;
- содействие внедрению процедур добровольной сертификации работников на соответствие квалификационным требованиям дорожного хозяйства;
- обеспечение участия федерального органа исполнительной власти в формировании требований к квалификации выпускников высших учебных заведений по профильным специальностям;
- организация взаимодействия с высшими учебными заведениями в области подготовки специалистов и подбору кадров для дорожного хозяйства;
- создание системы повышения квалификации работников дорожного хозяйства, включающей:
а) разработку и утверждение программ и учебных планов;
б) создание сети учебных центров, располагающих необходимыми кадрами и материальной базой;
в) ведение учета уровня квалификации кадров при проведении подрядных торгов;
г) ежегодное проведение семинаров по обмену опытом по основным направлениям деятельности в дорожном хозяйстве.
2.8. Сервис и охрана окружающей среды.
Цель: обеспечение комфортности участков дорожного движения, повышение экологической безопасности дорожного хозяйства.
Задачи:
- создание условий для развития сервиса в придорожной полосе, обеспечивающего комфорт и безопасность участников дорожного движения;
- формирование единой системы и эффективного механизма управления деятельностью в сфере охраны окружающей среды;
- рационального использования природных ресурсов, соответствующих требованиям ГОСТ Р ИСО серии 14000;
- разработка мероприятий по повышению экологической безопасности дорожного хозяйства, организация работы по ее выполнению;
- организация, ведение и хранение отраслевого банка данных по вопросам экологического состояния федеральных дорог, производственных предприятий дорожного хозяйства, соответствия экологическим параметрам дорожно-транспортной техники и технологиям производственных процессов;
- организация системы экологической подготовки руководящих кадров, подготовки кадров экологов для нужд отрасли с использованием учебной базы вузов и учебных центров;
- распространение информации о деятельности по повышению экологической безопасности автомобильных дорог;
-разработка эффективных методов утилизации продукции дорожного хозяйства после завершения ее жизненного цикла.
2.9. Информационно-управляющие системы
Цель: Создание условий, позволяющих более полно удовлетворять информационные потребности отрасли, обеспечение эффективности и результативности проводимых работ по развитию современных систем связи и диспетчеризации, совершенствование и поддержание информационных баз данных, информационное сотрудничество, мониторинг тенденций развития автодорожного комплекса с использованием программных информационных технологий, распространение информации о новых технологиях, издание и распространение отраслевой нормативно-методической литературы, поддержание WEB-сайтов Росавтодора и органов управления автомобильными дорогами.
Задачи:
- разработка, создание и внедрение в органах управления дорожным хозяйством распределенной информационно-телекоммуникационной автоматизированной системы управления;
- создание системы метеообеспечения федеральных автомобильных дорог за счет перехода к единой технической политике, соответствующей современному уровню развития информационно-телекоммуникационных технологий;
- формирование, использование отраслевого справочно-информационного фонда, его функционирование как единой отраслевой информационной системы, предназначенной для комплексного информационного обеспечения деятельности органов управления и производственных структур дорожного хозяйства;
- создание информационных систем выполнения работ по строительству (реконструкции), ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
2.10. Финансовое обеспечение
Цель: обеспечение стабильного финансирования дорожного хозяйства, достаточного для поддержания нормативного уровня транспортно-эксплуатационного состояния федеральных автомобильных дорог и заданного прироста ее протяженности.
Задачи:
- обеспечение принятия долгосрочных программ финансирования дорожных работ с целью создания стабильных условий функционирования отрасли, что является основой обеспечения качества;
- систематическая разработка отчетов о развитии отрасли, ее влиянии на социальную и экономическую жизнь страны и доведение выводов до органов государственной власти и общественности;
- разработка методов обоснования уровня финансирования работ по ремонту и содержанию в зависимости от исходного и требуемого уровня транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог.
Предполагается, что Концепция найдет воплощение в планах работ на ближайшую и длительную перспективу. Результаты реализации концепции должны принести для всех уровней деятельности в дорожном хозяйстве повышение производительности труда, снижение себестоимости работ, также риска возникновения несоответствий, повышение рейтинга и уровня конкурентоспособности производителей работ и т.п.
В области управления следует добиваться и ожидать полного соответствия требованиям проводимой государственной политики в связи с ФЗ «О техническом регулировании». В т.ч. - уточнение функций аппарата управления, приведение структуры в соответствии с установленными задачами, развитие информационных сетей, уплотнение объемов информационных потоков, построение управленческого менеджмента с применением принципов всеобщего управления на основе качества.
В научно-исследовательской и проектной деятельности возможно сокращение себестоимости и сроков выполняемых работ на основе оптимального менеджмента, современных технологий, актуализации знаний, совершенствования специализаций, отработки предлагаемых решений математическими, имитационными методами, сокращения сроков внедрения НИОКР.
В производственной деятельности повышение эффективности реально достижимо за счет внедрения систем менеджмента качества (СМК), интеграции СМК с общим менеджментом и администрированием, развитием компьютерных сетей и в т.ч. с применением CALS-технологий. Концепция также предполагает внедрение наряду с СМК на основе международных стандартов ИСО серии 9000 современных эффективных методологий всеобщего управления на основе качества (TQM).
Концепция обеспечения качества в дорожном хозяйстве является программным документом, ориентированным на развитие управления в дорожном хозяйстве на основе качества.
Реализация положений Концепции актуальна в связи с вступлением России в ВТО и другими процессами и мероприятиями по дальнейшей интеграции в мировую экономику.
Концепция позволяет планомерно и систематизировано совершенствовать организацию дорожных работ по всему фронту с ориентацией на наиболее полное удовлетворение потребностей заказчиков и пользователей автомобильных дорог и повышение конкурентоспособности отрасли и предприятий.
Концепция является основой для разработки и формирования ближайших и долгосрочных планов работ по совершенствованию качества.
Сформулированная в концепции цель позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы для экономного целенаправленного развития в соответствии с четко выбранными задачами по решению проблем отрасли.
Обоснованно выбранные приоритетные направления деятельности в дорожной отрасли ориентируют исполнителей на оптимальную последовательность проведения работ и одновременно являются основой для формирования прогнозов и планов.
Предложенные задачи по основным видам деятельности представлены как пути достижения цели и конкретизируют деятельность по положениям Концепции, в т.ч. для прогнозов и планов работ.
Залогом успеха реализации Концепции должно стать ее глубокое понимание и практическое применение в организациях осуществляющих дорожные работы, профессиональное обучение и повышение квалификации в области качества. Вопросы обеспечения качества должны стать ключевой задачей, как конкретных организаций, так и работников дорожного хозяйства на всех уровнях реализаций дорожных программ.