МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВАГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
|
Грунт |
Карьер |
Условия доставки грунта к смесителю |
|
Рекомендуемые по проекту для дороги в районе г.Серпухова |
|
Песок пылеватый |
Резерв "Венюково" |
Автовозка
на 10- |
То же |
Резерв "Сокольниково", скважина 31 |
То же |
Супесь легкая |
Резерв "Тупичино" |
« |
|
Дополнительно рекомендуемые Союздорнии |
|
Песок мелкий |
Резерв "Тупичино" скважины 32, 33 |
Автовозка
на 10- |
|
Резерв "Домодедово", скважины 51, 52, 56 |
То же |
|
Резерв "Тупичино", расчистки 60, 62 |
« |
|
Рекомендуемые по проекту дороги в районе г.Минска |
|
Песчано-гравийная смесь |
Карьер "Дубровинский" |
Железнодорожным
транспортом на 400- |
То же |
Карьер "Кохановский" |
То же |
Песок крупный |
Выемка ПК 715 |
Автовозка
на 15- |
Песок гравелистый |
Резерв "Подстаринье" |
То же |
Песок средний (составленный) |
50% п ее чано-гравийной, смеси карьера "Кохановский + 50% песка намывного |
Железнодорожным
транспортом + автовозка на 15- |
|
50% песчано-гравийной смеси карьера "Кохановский" + 50% намывного песка |
То же |
|
Дополнительно рекомендуемые Союздорнии |
|
Песок мелкий |
Карьер "Кобрино" |
Автовозка
на 10- |
|
Резерв "Леонинский* |
То же |
|
Резерв "Залужье" |
« |
|
Гидронамыв р.Шара |
« |
|
То же, р.Ясельда |
« |
|
То же, р.Жегулянка |
« |
Свойства ее должны отвечать требованиям ,ОСТ 18-114-73, а вязкость при 60°С должна быть не менее 40 с.
2.5. Для уменьшения расхода цемента в цементо-грунтовых смесях предлагается применять следующие добавки:
- сульфитно-дрожжевую бражку (ОСТ 8079-74 «Концентраты сульфитно-дрожжевой бражки»);
- хлористый кальций (ГОСТ 450-77 «Кальций хлористый технический. Технические условия»).
Эти добавки наиболее дешевы и доступны.
Не исключается возможность использования в качестве добавок других веществ: латекса СКС-65ГП (ГОСТ 10564-75 «Латекс синтетический СКС-65ГП»), гидрофобизирующей жидкости ГЖ 136-41 (ГОСТ 10834-78 «Жидкость гидрофобизирующая 136-41»), полимерно-синтетической поверхностно-активной добавки СПД (ТУ 38-101253-77).
Изменение норм расхода цемента при использовании указанных веществ в качестве добавок показано в табл. 2.
Укрепляемый грунт |
Расход цемента, % массы смеси |
|
без добавок |
с добавками |
|
Пески мелкие, в том числе одноразмерные |
12 |
10 |
Пески пылеватые |
13 |
11 |
Супеси |
11 |
10 |
Примечание. Расход латекса для укрепления всех видов грунтов составил 1-1,5 % массы грунта, расход ГКЖ-94, ГЖ 136-41, СПД - 0,5-1 % массы цемента.
Карьер |
Укрепляемый грунт |
Расход цемента и добавок |
|||
фактический |
по рекомендациям Союздорнии |
||||
Цемент |
СДБ |
Цемент |
СДБ (CaCl2) |
||
Резерв "Венюково" |
Песок пылеватый |
13 |
1 |
12 |
1 (-) |
Резерв "Сокольниково»" |
То же |
13 |
1 |
10 |
1 (1) |
Резерв "Тупичино" |
Супесь лёгкая Песок мелкий |
13 |
1 |
12 |
1 (1) |
Резерв "Сокольниково" скважина 32 или 33 |
- |
- |
10 |
1 (1) |
|
Резерв "Домодедово" скважина 51 |
То же |
- |
- |
12 |
1 (0,5) |
То же, скважина 52 или 56 |
« |
- |
- |
10 |
1 (1) |
Резерв "Тупичино", расчистка 60 или 62 |
« |
- |
- |
12 |
1 (1) |
Примечание. Расход цемента приведен в процентах массы смеси, добавок - в процентах массы цемента.
3.1. Конструкция дорожной
одежды автомобильной дороги в районе г. Серпухова по проекту предусматривает
устройство следующих слоев: покрытия из цементобетона (
3.2. Основание дорожной одежды устраивают из местных пылеватых грунтов (песков) и супесей, для которых фактический расход цемента несколько завышен.
3.3. Для укрепления упомянутых выше грунтов предложен меньший расход «цемента. Кроме того, для устройства оснований рекомендовано использовать местные мелкие пески, для укрепления которых расход цемента на 1-3 % меньше фактического (табл. 3).
4.1. Конструкция дорожной
одежды автомобильной дороги в районе г. Минска предусматривает по проекту
устройство следующих слоев: покрытия из цементобетона (24 см), основания из
песчано-гравийной смеси, укрепленной цементом (
4.2. Основания дорожной одежды по проекту устраивают из укрепленных песчано-гравийных смесей, а обочины - из укрепленных крупных или средних песков. Расход цемента при укреплении песчано-гравийной смеси - 8 % массы смеси, при укреплении средних или крупнозернистых песков завышен и составляет 10 % массы смеси.
Карьер |
Укрепляемый грунт |
Расход цемента и добавок |
|||
фактический |
по рекомендациям Союздорнии |
||||
Цемент |
СДБ |
Цемент |
СДБ (CaCl2) |
||
Карьер "Кохановский" или "Дубровинский" |
Песчано-гравийная или гравийно-песчаная смеси л |
8 |
0,2 |
8 |
0,2 (0,2) |
Выемка ПК 715 |
Песок крупный |
10 |
0,2 |
L9 |
0,5 (0,5) |
Резерв "Подстаринье" |
Песок гравелистый |
8 |
0,2 |
8 |
1,0 (0,3) |
50% песчано-гравийной смеси карьера" "Кохановский" + 50% песка гидронамыва p. lliapa или р. Жегулянка либо 50% песчано-гравийной смеси карьера "Дубровинсккй" + 50% песка гидронамыва р. Шара или р. Жегулянка |
Песок средний составленный |
10 |
0,2 |
9 |
0,5 (0,5) |
Резервы "Леснянский" или № 17 "Залужье" |
Песок мелкий |
- |
- |
10 |
1,0 (0,5) |
Гидронамыв р.Шара,или р.Ясельда,_или р. Жегулянка |
То же |
- |
- |
11 |
1,0 (0,5) |
Примечание. Расход цемента приведен в процентах массы смеси, добавок - в процентах массы цемента. Рекомендации по использованию средних и крупнозернистых песков в укрепленном виде для устройства оснований под цементобетонное покрытие в проекте отсутствуют.
4.3. Рекомендуется использовать в основании дорожной одежды песчано-гравийные смеси, средние и крупнозернистые пески с меньшим расходом цемента за счет применения добавок СДБ или СаСl2. Расход цемента для указанных грунтов приведен в табл. 4.
5.1. Конструкция дорожной
одежды на автомобильных дорогах II категории в Калининской и
Псковской областях предусматривает по проекту устройство покрытия из двухслойного
асфальтобетона (
I тип - щебень
известняковый фракции 40-
II тип - гравийно-песчаная смесь, укрепленная 8 %
цемента (
По проекту материал, укрепленный цементом и предназначенный для устройства нижнего слоя основания, должен отвечать требованиям 1 класса прочности (см. табл. 1 «Инструкции» СН 25-74).
5.2. Расход вяжущих материалов на
|
т |
Вязкий битум…………………………………………………………………………. |
9,2 |
Цемент для I типа конструкции……………………………………………………… |
10,1 |
Цемент для II типа конструкции…………………………………………………….. |
40,3 |
Основные недостатки проектной конструкции: повышенный расход дефицитного вяжущего - вязкого битума; недостаточно обоснованный расход цемента при укреплении местной гравийно-песчаной смеси; использование значительного количества привозных каменных материалов.
5.3. В целях замены вязкого битума, идущего на приготовление крупнозернистого пористого асфальтобетона, предусматривается верхний слой основания устраивать из местного грунта, обработанного эмульсией. из нефтяного гудрона с добавкой цемента.
5.4. Ориентировочный расход вяжущих, необходимый для получения из указанных грунтов материала, соответствующего требованиям 1 класса прочности, составляет (%): нефтяного гудрона 4-4,5, цемента 5-7.
5.5. При устройстве нижнего слоя основания из песчано-гравийной смеси, укрепленной цементом, для снижения расхода последнего необходимо использовать добавку СДБ. Введение ее в смесь в количестве 0,5 % массы цемента позволяет уменьшить дозировку цемента на 1-2 % массы смеси «грунт + цемент».
5.6. Применение эмульсии из нефтяного гудрона уменьшает расход дефицитного битума на 30 %.
Расход цемента при устройстве нижнего слоя основания за счет применения добавки СДБ сокращается на 10-15 %.
5.7. Для снижения расхода цемента при устройстве нижнего слоя основания целесообразно также использовать в качестве добавки в цементогрунтовую смесь эмульсию из нефтяного гудрона в количестве 2-3 % (из расчета на эмульгированный гудрон) массы «грунт-цемент». Количество цемента в смеси в этом случае уменьшается на 2-3%. При этом показатели физико-механических свойств комплексно укрепленной песчано-гравийной смеси должны отвечать требованиям II класса прочности (см. табл.2 «Инструкции» СН 25-74).
6.1.
В Средней Азии строятся
преимущественно дороги III категории. Типичная проектная
конструкция дорожной одежды для таких дорог предусматривает устройство покрытия
из двухслойного асфальтобетона (7-
При строительстве дорог в
районах песчаных пустынь на земляном полотне из барханных песков, слабо
поддающихся уплотнению, устраивают защитный слой (экран) из привозного связного
грунта толщиной 15-
Последний из указанных способов устройства защитных слоев получил наиболее широкое распространение при строительстве дорог в ТССР.
6.2. Для типичных
конструкций дорожной одежды характерен большой расход битума (175-200 т на
|
т |
Верхний слой покрытия……………………………………………… |
30-35 |
Нижний слой покрытия………………………………………………. |
20-25 |
Верхний слой основания……………………………………………… |
25-30 |
Защитный слой………………………………………………………... |
100-110 |
Рекомендуемый слой дорожной одежды |
Укрепляемый грунт (класс прочности) |
Органическое вяжущее, % массы "грунт + цемент* |
Минеральное вяжущее, % массы "грунт+цемент" |
Расчетный модуль упругости, МПа |
||||
Госсиполовая смола |
Эмульсия из госсиполовой смолы (из расчета на вяжущее) |
Битум
с добавкой |
Эмульсия из вяжущего «битум + госсиполовая смола» (из расчета на вяжущее) |
Цемент |
Цементная пыль |
|||
Нижний слой покрытия или верхний слой основания |
Гравийно-песчаная смесь оптимального или близкого к оптимальному состава (I) |
4-5 4-5 - - - - |
- - 4-5 - - - |
- - - 4-5 4-5 - |
- - - - - 4-5 |
3-4 - 2-3 3-4 - 2-3 |
- 3-4 - - 3-4 - |
500-600 400-500 500-600 600-700 550-650 600-800 |
Верхний слой основания или основание |
Гравийно-песчаная смесь (I-II) То же |
4-5 - |
- - |
- 4-5 |
- - |
- - |
- - |
250 300 |
|
Песок средней крупности (I) |
2-2,5 |
- |
- |
- |
6-8 |
- |
500-550 |
|
То же (II) |
2-2,5 |
- |
- |
- |
4-6 |
- |
400-500 |
|
Песок барханный (II) |
- |
4 |
- |
- |
7-8 |
- |
400 |
|
То же |
- |
- |
- |
4 |
7-8 |
- |
400 |
Защитный слой |
Песок барханный |
4-5 |
- |
- |
- |
- |
- |
150 |
|
|
- |
4-5 |
- |
- |
- |
- |
200 |
Примечание. При проектировании состава смеси расход органического, вяжущего принимают в процентах сверх массы «грунт + цемент», принимаемой за 100 %.
6.3. Существенно снизить (на 50-70 %) расход дефицитного вязкого битума позволяет применение в качестве самостоятельного вяжущего госсиполовой смолы для укрепления местных грунтов с последующим устройством из них нижнего слоя покрытия, верхнего слоя основания или защитного слоя (взамен п ее к а, укрепленного битумной эмульсией).
6.4. Госсиполовую смолу используют также в качестве добавки, на 30-50 % заменяющей битум. Количество добавляемой в битум госсиполовой смолы зависит от того, в каком слое дорожной одежды будет использован материал, укрепленный комплексным вяжущим, и какими физико-механическими свойствами этот материал должен обладать.
6.5. Применять госсиполовую смолу в качестве добавки к битуму целесообразно при использовании укрепленного грунта в нижнем слое покрытия или верхнем слое основания. В этих же слоях дорожной одежды разрешается применять госсиполовую смолу без добавки битума. В этом случае вязкость ее по стандартному вискозиметру C560 Должна быть не менее 200 с.
6.6. Целесообразно из госсиполовой смолы или ее смеси с битумом готовить эмульсии с использованием 2%-ного раствора NaOH или КОН . Вяжущее нагревают до 100°С, раствор щелочи - до 80°С. Такие эмульсии при хранении способны желатинизироваться, поэтому применять их лучше в свежеприготовленном виде.
6.7. При подборе состава смесей расход госсиполовой смолы без цемента и с добавкой последнего принимают, в зависимости от вида укрепляемого грунта и назначения слоя в конструкции дорожной одежды, по табл. 5.
6.8. При расчете толщины слоев дорожной одежды, устраиваемых из грунтов, укрепленных госсиполовой смолой без цемента и с добавкой последнего, значения расчетного модуля упругости принимают также по табл. 5.