ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ "ОРГТРАНССТРОЙ"
УСТРОЙСТВО СТРУНОБЕТОННЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ СБОРНЫХ АНКЕРНЫХ ПЛИТ Технологическая карта разработана на основе применения методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации работ и труда на объекте. Технологической картой предусмотрено: - устройство струнобетонного дорожного покрытия шириной 7 м, толщиной 14 см на цементогрунтовом основании; - продольное армирование 57 струнами из высокопрочной проволоки периодического профиля диаметром 4 мм с пределом прочности 16000 кгс/см2; - поперечное армирование ненапряженной арматурой периодического профиля диаметром 12 мм; - длина захватки 650 м; - расстояние между швами сжатия 25 м, между швами расширения - 50 м. При применении технологической карты необходима привязка ее к местным условиям производства работ с учетом конструкции струнобетонного покрытия и длины захватки. Содержание 1. Указания по технологии производства работПроцесс устройства струнобетонного покрытия состоит из следующих видов работ /рис. 1. Подготовительные работы: - изготовление анкерных плит, подкладок и конструкций швов; - устройство анкеров; - установка рельс-форм типа "СоюздорНИИ"; - устройство песчаного выравнивающего слоя; - расстилка водостойкой бумаги, установка деревянных прокладок в местах швов-расширения, установка бетонных подкладок, поперечной арматуры и каркасов в местах устройства швов. Основные работы: - установка вертушек и укладка на них бухт проволоки; - размотка и раскладки, проволоки (струн) на всю длину захватки; - натяжение струн; - укладка цементобетонной смеси, уплотнение ее и отделка бетонной поверхности; - нарезка швов в свежеуложенном бетоне; - уход за бетоном. Заключительные работы: - нарезка швов расширения в затвердевшем бетоне с разрезкой струн и заливкой швов битумной мастикой; - бетонирование технологических разрывов. Подготовительные работы На строительном дворе изготовляют железобетонные анкерные плиты размером 3,5×1,5×0,22 м, бетонные подкладки 10×10×3,5 см под поперечную арматуру, деревянные прокладки и штыри для устройства поперечных швов. В железобетонных анкерных плитах сверху устраивают специальные пазы для крепления в них металлических анкерных захватов. До начала работ по устройству струнобетонного покрытия на трассе должно быть подготовлено цементогрунтовое основание. Через 650 м в основании устраивают разрывы длиной 5-5,5 м, в которых устраивают анкерные упоры /рис. 2/.
Рис. 2. Схема конструкции анкерного упора: 1 - анкерный захват; 2 - струнобетонное покрытие; 3 - анкерная плита; 4 - монолитный бетонный упор; 5 - цементогрунтовое основание; 6 - натянутые струны Для этого бульдозером в местах разрывов отрывают котлован на глубину, равную высоте анкерной плиты, выравнивают дно котлована, а затем автокранов K-51 устанавливают по 4 плиты заподлицо с цементогрунтовым основанием с каждой стороны захватки. Для равномерного распределения усилий струн после их натяжения на основание, между плитами и цементогрунтовым основанием устраивают бетонные упоры шириной и глубиной 0,5 м. Просветы между плитами также заполняют бетонной смесью, свежеуложенный бетон укрывают влажной мешковиной с последующей засыпкой песком. Анкерные плиты нужно укладывать так, чтобы продольная ось каждой плиты была параллельна оси покрытия; торец цементогрунтового основания должен быть вертикальным и очищенным от слабых кусков цементогрунта. После устройства анкеров устанавливают рельс-формы типа "СоюздорНИИ" высотой 14 см и длиной 6 м. По размеченной теодолитом кромке покрытия через каждые 6 м в местах стыков рельс-форм с помощью нивелира устанавливают деревянные опорные подкладки. По высотным отметкам деревянных подкладок основание под рельс-формы выравнивают грунтом. Автокраном K-51 устанавливают рельс-формы на подкладки, а затем вручную выравнивают их в плане и по высоте, соединяет в стыках замками и прикрепляют к основанию штырями. Уложенные рельс-формы обкатывают, профилировщиком основания Д-345, а затем подштопывают и рихтуют. На рельс-формах краской обозначают места расположения поперечной арматуры через 1,4 м и места швов расширения и сжатия. На подготовленную полосу, ограниченную рельс-формами, завозят песок для выравнивающего слоя толщиной 3-5 см с учетом коэффициента уплотнения 1,1. Песок разравнивают предварительно автогрейдером Д-144, окончательно профилируют и уплотняют профилировщиком основания Д-345 с увлажнением /при необходимости/ поливомоечной машиной ПМ-8. После устройства выравнивающего слоя расстилают пергамин с перекрытием полос на 10 см по длине и ширине, смазывая стыки горячим битумом. Поперечную арматуру устанавливают на бетонные подкладки по обозначенным краской меткам. Одновременно устанавливают перпендикулярно оси дороги через 50 м деревянные прокладки для швов расширения с прорезями для распределения струи и закрепляют их штырями. По обе стороны от деревянной прокладки устанавливают каркасы из трех стержней № 12. Между швами расширения /через 25 м/ устанавливают каркасы для швов сжатия. Основные работы В начале захватки устанавливают вертушки /для принятой технологии - 15 штук/, располагая их так, чтобы было обеспечено беспрепятственное сматывание проволоки. На вертушки с помощью автокрана устанавливают мотки проволоки так, чтобы конец проволоки, заплетенный обычно за несколько витков, был сверху. Чтобы конец проволоки был расплетен правильно, последние 10-15 витков поднимают, а затем каждый из них, начиная с нижнего, по одному укладывают обратно на моток. Без такой проверки раскладка струн запрещается. Струны раскладывают бульдозером, на котором монтируют раскладочную траверсу, входящую в комплект технологического оборудования. Расплетенные концы проволок по 3 штуки пропускают через конусные втулки в захватах начального анкера, расположенные на расстоянии от конечного положения захвата равном расчетному удлинению струн, которое определяют по формуле: м, где: L - длина захватки, м. Для условий, принятых в карте, λ = 3,95 м. Струны закрепляют в конусных втулках концевого анкера /которые предварительно крепят на раскладочной траверсе бульдозера/ с помощью конусных пальцев. При этом каждая из трех струн должна попасть в паз на пальце. Конусные втулки и пальцы должны быть чистыми. За один проход бульдозера с раскладочной траверсой раскладывается 15 струн. Во время раскладки один рабочий из кабины бульдозера следит за сигналами, подаваемыми с места установки вертушек. В случае задержек, запутывания, обрыва струн или других неполадок - бульдозер должен быть немедленно остановлен. Оборвавшиеся струны сращивают на специальном переносном станке. Запрещается раскладывать проволоку, имеющую перегибы; место перегиба должно быть вырублено, а концы сращены. Скорость движения бульдозера при раскладке не должна превышать 1 км/ч. После окончания раскладки каждой партии струн, о чем подается сигнал, в соответствующих втулках в начале захватки струны закрепляют конусными пальцами и обрубают. Когда струны разложены и закреплены, приступают к их натяжению бульдозером, на отвале которого установлена специальная оснастка. К оснастке присоединяют тягу, которую пропускают под бульдозером и соединяют с анкерным захватов. Натяжение производят при поднятом отвале бульдозера, передвигающегося со скоростью 3 км/ч. Когда анкерный захват перейдет на 10-15 см за пазы анкерной плиты, бульдозер останавливают и опускают отвал. Затем бульдозер медленно перемещают назад так, чтобы выступы анкерного захвата плавно зашли в пазы анкерной плиты. Во избежание перетягивания струн впереди бульдозера укладывают шпалу. Натяжение контролируют прогибомером. Покрытие бетонируют бетоноукладочными машинами Д-375, Д-376, как указано в технологической карте "Устройство цементобетонных покрытий автомобильных дорог", Оргтрансстрой, 1966. При укладке бетонной смеси необходимо следить за тем, чтобы поперечная арматура не смещалась. Кроме того в местах устройства швов сжатия струны на длине 20 см смазывают разжиженным битумом. Продольный шов и поперечные швы сжатия нарезают в свежеуложенном бетоне машиной ДНШС-60 в соответствии с технологической картой "Устройство швов с эластичными прокладками нарезчиком НШС", Оргтрансстрой, 1965. На поверхность свежеуложенного бетона машиной М-28-60 наносят лак-этиноль или битумную эмульсию. Сразу после образования пленки бетонную поверхность засыпают песком слоем толщиной 5 см; при температуре воздуха выше 25 °С песок поливают водой. Заключительные работы После того, как бетон достигнет прочности на сжатие 280-300 кгс/см2 нарезают швы расширения нарезчиком Д-432, а пазы швов заполняют битумной мастикой. Технологические разрывы следует бетонировать через 12-14 суток. До начала бетонирования анкерные захваты должны быть сняты и перенесены для использования на последующих захватках. Но очищенной и смоченной поверхности анкерных плит распределяют цементобетонную смесь, уплотняют ее глубинными и поверхностными вибраторами, а затем тщательно отделывают бетонную поверхность и укрывают влажной мешковиной с последующей засыпкой песком слоем, не менее 5 см и поливкой водой. При производстве струнобетонных работ следует руководствоваться следующей технической литературой: 1. Технические указания на проектирование и строительство дорожных покрытий из струнобетона, ВСН 112-65, СоюздорНИИ, М., 1965. 2. Правила организации строительства и производства работ. Приемка в эксплуатацию СНиП III-Д.5-62, М.,1963 /часть III, раздел Д, п. 10/. 3. Правила безопасности при работе на дорожных машинах. Автотрансиздат, 1958. 2. Указания по организации трудаДо начала работ на участок должно быть доставлено все необходимое технологическое оборудование для раскладки и натяжения струн /сборные железобетонные анкерные плиты, конусные втулки, конусные пальцы, оснастка для натяжения струн, вертушки, раскладочная траверса, анкерные захваты/, а также материалы /водостойкая бумага, бетонные подкладки, поперечная арматура, мотки проволоки продольной арматуры, деревянные прокладки для швов расширения, битумная эмульсия/. Комплект оборудования должен включать 2600 м рельс-форм каждой нитки. Должно быть полностью подготовлено цементогрунтовое основание, а также подъездные пути для доставки смеси. Рабочие должны быть обеспечены всеми необходимыми инструментами, а также нормальными бытовыми условиями. Весь комплекс работ по устройству струнобетонного покрытия выполняет бригада, состоящая из следующих звеньев: - звено по устройству анкерных упоров; - звено по перестановке рельс-форм; - звено по устройству песчаного выравнивающего слоя; - звено по расстилке водостойкой бумаги, установке поперечной арматуры и прокладок для швов расширения; - звено по раскладке и натяжению струн; - звено по устройству бетонного покрытия с нарезкой швов машиной ДНШС-60; - звено по нарезке швов расширения машиной Д-432 и заливке их мастикой; - звено по бетонированию технологических разрывов. Машинист каждой машины обязан: в начале смены проверить готовность машины к работе, устранить мелкие неисправности, заправить машину горючим и водой, в процессе работы управлять машиной, а в конце смены очистить машину и, в случае необходимости, сообщить механику о неисправности машины. Работа организуется в две смены, за исключением звена по устройству анкерных упоров, которое работает в одну смену. Звено по устройству анкерных упоров
Это звено работает в одну смену. Автокран используется во вторую смену на захватке по раскладке и натяжению струн для установки вертушек и бухт, а также уборки их по окончании работ. Дорожный рабочий по указанию мастера или бригадира в начале смены производит разбивочные работы, а затем вместе с машинистом автокрана и такелажником устанавливает анкерные плиты. Бетонщики 4 и 3 разр. подрубают торцы цементогрунтового основания, отрывают траншею для упора, устанавливают деревянную опалубку, укладывают и уплотняют бетонную смесь, выравнивают поверхность и осуществляют уход за свежеуложенным бетоном. Звено по перестановке рельс-форм
Такелажник 3 разр. и дорожный рабочий 2 разр. совместно с машинистами автокрана и трактора извлекают штыри, закрепляющие рельс-формы к основанию с помощью лапчатого лома, отделяют рельс-формы от бетона, стропуют и грузят рельс-формы на тракторный прицеп. Во время перевозки рельс-форм эти же рабочие освобождают следующие рельс-формы и засыпают грани бетонного покрытия. Дорожные рабочие 4 и 3 разр., работая по два на каждой нитке рельс-форм, выполняют разбивочные работы /совместно с мастером/, готовят основание под рельс-формы, устанавливают деревянные подкладки под стыки рельс-форм, устанавливают рельс-формы, рихтуют их в плане и по высоте и крепят к основанию с помощью штырей. Машинист автокрана и такелажник 3 разр. подают рельс-формы к месту установки. Звено по устройству песчаного выравнивающего слоя
Дорожные рабочие 2 разр. по обе стороны профилирующего отвала следят за непрерывностью песчаного валика по всей длине отвала и, при необходимости, подбрасывают недостающее количество песка или удаляют его излишки. Звено по расстилке водостойкой бумаги и установке поперечной арматуры
Двое дорожных рабочих 3 и 2 разр. расстилают водостойкую бумагу, намечают место расположения деревянных прокладок швов расширения и производят их установку. Дорожные рабочие 4 и 3 разр. устанавливают бетонные подкладни и поперечную арматуру, каркасы в местах швов расширения и сжатия, а после выполнения этих на всей захватке помогают звену по раскладке и натяжению струн. Звено по раскладке и натяжению струн
Машинист автокрана и такелажник устанавливают вертушки и мотки проволоки. Арматурщик 3 разр. распутывает проволоку и находит ее концы в мотках. Машинист бульдозера и дорожные рабочие 4 и 3 разр. из предыдущего звена монтируют раскладочную траверсу на бульдозере, снимают ее по окончании работ, устанавливают оснастку для натяжения струн. При раскладке струн дорожный рабочий 4 разр. находится в кабине бульдозера и следит за сигналами, подаваемыми от вертушек, а дорожный рабочий 3 разр. и арматурщик 3 разр. идут за бульдозером, заправляя струны в прорези деревянных прокладок-гребенок. Арматурщики 5 и 4 разр. производят демонтаж и установку анкерных захватов, заправку струн в конусные втулки и закрепление пучков струн на траверсе бульдозера. При раскладке струн они следят за правильным вращение вертушек, в случав неполадок, подают сигнал на бульдозер, по которому он немедленно останавливается. После раскладки струн они помогают машинисту бульдозера устанавливать оснастку для натяжения струн и после натяжения струн замеряют силы натяжения прогибомером. Звено по бетонированию покрытия Состав звена
Один бетонщик 2 разр. постоянно находится на мостике бункерного распределителя, он очищает кузова самосвалов от остатков бетонной смеси штыковой лопатой с удлиненной ручкой. Двое бетонщиков 2 разр. в начале смены смазывают разжиженным битумом внутренние грани рельс-форм и струны у швов расширения, а затем переходят к машине Д-376, где подбрасывают бетонную смесь к лопастному валу и очищают рельс-формы от остатков смеси. После прохода распределителя Д-375 один бетонщик 2 разр. уплотняет смесь глубинным вибратором вдоль рельс-форм. Вслед за бетоноотделочной машиной Д-376 два бетонщика /4 и 3 разр./ с обеих сторон устраняют мелкие дефекты /раковины, впадины/ на поверхности покрытия гладилками, удаляют цементное молоко капроновыми щетками, проверяют ровность покрытия 4- метровой рейкой. Один бетонщик 3 разр., постоянно находящийся на мостике нарезчика ДНШС-60, отделывает поверхность покрытия в зоне шва, а также помогает машинисту нарезчика устанавливать бухты изола, крепить ленту в начале шва, извлекать ленту из прорези сошника. Два бетонщика /4 и 3 разр./ отделывают кромки покрытия, закругляя их специальными гладилками и, при необходимости, помогают бетонщикам по отделке поверхности покрытия. Дорожные рабочие засыпают поверхность покрытия песком. Звено по нарезке швов в затвердевшем бетоне
Дорожный рабочий 2 разр. очищает полосу от песка, помогает машинисту нарезчика перемещать рельс, шланги, кабели. Дорожный рабочий 3 разр. приготавливает битумную мастику и заливает ею швы. Звено по бетонированию технологических разрывов
Бетонщики 3 разр. очищают и смачивают поверхность анкерных плит, укладывают и уплотняют бетонную смесь, отделывают поверхность и осуществляют уход за свежеуложенным бетоном.
Рис 1. Технологическая схема устройства струнобетонного покрытия: 1 - бульдозер на тракторе С-100; 2 - автокран K-51; 3 - электростанция ПЭС-15; 4- автокран K-51; 5 - трактор ДТ-54; 6 - автогрейдер Д-144; 7 - профилировщик основания Д-345; 8 - бульдозер на тракторе С-100; 9 - автомобиль-самосвал; 10 - распределитель цементобетонной смеси Д-375; 11 - бетоноотделочная машина Д-376; 12 - нарезчик швов ДНШС-60; 13 - машина для розлива битумной эмульсии М-28-60; 14 - поливомоечная машина ПМ-8; 15 - электростанция ЖС-300; 16 - емкость для воды; 17 - нарезчик швов Д-432А /Д-432/; 18 - котел для битумной мастики; 19 - вагончик для отдыха рабочих; 20 - передвижной туалет
3. Калькуляция затрат труда на устройство струнобетонного покрытия, на 1 захватку / 4550 м2 /
4. Калькуляция затрат труда на устройство струнобетонного покрытия, на 1 захватку /4550 м2/
5. Основные технико-экономические показатели
6. Материально-технические ресурсы
Технологическая карта составлена Отделом внедрения передовых методов труда и технического нормирования в строительстве автомобильных дорог и аэродромов института "Оргтрансстрой" по материалам Ростовской НИС /исполнители Г.А. Гавринев, В.С. Кричко, А.А. Холодкова/.
|