ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ "ОРГТРАНССТРОЙ"
НАВЕСНОЙ MOHTAЖ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ БЛОКОВ ВЕСОМ ДО 50 т С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭПОКСИДНОГО КЛЕЯ Технологическая карта разработана на основе применения методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства и организации работ и труда на объекте. Карта составлена на комплекс работ по навесному монтажу 50-метровой консольной части балочно-консольного пролетного строения, сооруженного по схеме: 80 (анкерная часть) + 50 (консоль) + 32 (подвеска) + 50 + 80 м. В технологическую карту не включены работы по сборке анкерных частей пролетных строений, собираемых на сплошных подмостях, работы по монтажу подвесок и омоноличиванию плиты, проезжей части. Привязка карты к местным условиям строительства состоит в уточнении объемов работ, затрат труда и материально-технических ресурсов. 1. Указания по технологии производства работА. Навесной монтаж (см. рисунок) Балочно-консольное пролетное строение собирают из коробчатых блоков, изготовляемых на полигоне строительства способом последовательного бетонирования. Перед началом навесного монтажа анкерный пролет должен быть смонтирован, а стыки блоков омоноличены. К началу навесного монтажа должны быть выполнены следующие работы: а) изготовлено необходимое количество блоков, обеспечивающее непрерывность работ, согласно графику производства работ; б) блоки, подготовленные к монтажу, должны быть предварительно /на полигоне изготовления/ очищены от наплывов бетона, разделительной пленки известкового молока, пыли, а также от масляных пятен одним из способов, рекомендуемых "Техническими указаниями по проектированию, изготовлению и монтажу составных по длине мостовых железобетонных конструкций" (ВСН 98-64); поверхности опирания домкратных столиков на торцах блока должны быть выровнены насечкой; в) пригнана резьба болтов фиксаторов и закладных деталей для инвентарных натяжных приспособлений на верхней и нижней плитах блока; д) закончен монтаж консольного крана СПК-65, с помощью которого производится навесной монтаж; Схема навесного монтажа пролетных строений при помощи монтажного крана СПК-65: 1 - часть монтируемого пролетного строения; 2 - поданный под монтаж блок; 3 - кран СПК-65; 4 - люлька крана; 5 - домкратная установка для натяжения тросовой арматуры; 6 - подкрановый путь е) закончена оборка плашкоута для подачи блоков под монтаж; к) завершен монтаж перегрузочного крана для погрузки и разгрузки готовых блоков. Консольную часть пролетного строения /кроме первого опорного блока/ собирают из коробчатых блоков весом до 50 т на клееных стыках. Склеивание производится клеем на основе эпоксидной смолы. Клей в шве выполняет 3 функции: - прочно соединяет блоки; - изолирует стык; - равномерно распределяет нормальные напряжения по торцам блоков. Навесной монтаж начинается с блока, который сопрягается с собранной на сплошных подмостях частью пролетного строения. Первый блок консольной части соединяется с анкерной частью пролетного строения при помощи "мокрого" стыка, так как от правильности и точности установки этого блока зависит положение всех блоков консоли в плане и профиле. К моменту доставки блоков на монтаж, консольный кран должен находиться в исходном положении. Строповка блоков производится в двух точках гибкими стропами, пропущенными в отверстия верхней плиты блока. После подъема блок соединяют насухо с ранее смонтированным и притягивают с помощью фиксаторов, после чего проверяют качество совпадения стыкуемых поверхностей блока для определения толщины освобождают от строп монтажного крана и производят подготовительные работы по натяжению рабочей арматуры. Контроль прочности сцепления клея с поверхностью бетона стыкуемых блоков производят двумя способами: а) отбором проб (отколов) натеков клея и изломом их после 5-10 мин прогрева в сжатой руке /полимеризованный клей имеет хрупкий излом, клей не полимеризованный после прогрева в руке тягуч и ломается лишь при значительном перегибе пробы; б) испытанием пробных образцов на прочность, т.е. испытанием составных призм, склеенных из трех кубиков размером 10×10×10 см, путем выдавливания среднего кубика /при испытании по этому способу качество склеивания может считаться хорошим, если разрушение при срезе происходит по бетону/. Каждый блок консольной части пролетного строения притягивается двумя петлевыми канатами диаметром 48 мм, расположенными по верхней плите блоков. Каждая ветвь каната с помощью натяжного устройства /двумя гидравлическими домкратами по 100-200 т в каждом конце каната/ натягивается усилием 102,1 т. Канаты крепятся серединой в петлевых упорах, закладываемых в блоках при изготовлении. Концы канатов с залитыми муфтами пропускаются через каналы в монтируемом блоке и анкеруются вилкообразными шайбами. На этой монтаж блока заканчивается и монтажный кран перемещают па следующую стоянку. Одновременно с работами по наращиванию подкранового пути снимают монтажные арматурные пучки, с помощью которых производилось обжатие стыка. Б. Приготовление эпоксидного клея Клей на основе эпоксидной смолы является абсолютно водостойким, морозостойким и представляет собою вязкую массу. Приготовление клея сводится к тщательному перемешиванию смолы ЭД-5 с остальными компонентами, которые должны дозироваться строго по весу. Выбор состава клея по требованиям технологической жизнеспособности /промежуток времени до начала полимеризации клея/ производится в соответствии с производственными условиями /температурой, способом организации работ и т.д./; в зависимости от времени сборки конструкции назначается необходимое время жизнеспособности клея /начало его отсчитывается с момента введения в клей отвердителя/. Выбранное время жизнеспособности клея в процессе работы регулируется количеством весовых частей дибутилфталата, добавляемых на 100 весовых частей смолы. Клей готовят в следующей последовательности: а) в построечной лаборатории в смолу ЭД-5 вводят соответствующее количество дибутилфталата и смесь тщательно перемешивают; б) в полученную смесь добавляют предварительно просеянный через сито № 64, просушенный до постоянного веса и охлажденной до температуры окружающего воздуха наполнитель-цемент, после чего смесь вновь тщательно перемешивают в продолжении не менее 5 мин; в) непосредственно перед нанесением клея вводят расчетное количество отвердителя в пластифицированную смолу и смесь в третий раз перемешивают. Путем изменения количества вводимого в клей наполнителя вязкость клея подбирают так, чтобы его можно было легко наносить на склеиваемые поверхности блоков и он хорошо держался на них, не стекая. Монтаж блоков пролетного строения с применением клея должен быть организован таким образом, чтобы промежуток между введением в клей отвердителя и обжатием стыка монтажной арматурой из пучков был минимальным и не превышал срока жизнеспособности клея. Окончательный выбор состава клея возлагается на построечную лабораторию. В зависимости от температуры наружного воздуха рекомендуются следующие составы клея в весовых частях /см. таблицу/. Таблица
Примечание. Эти же составы клеев можно применять и в зимних условиях строительства, приняв меры для прогрева бетона в зоне шва с помощью электрокалориферов, газовых и электрических генераторов инфракрасного излучения и других способов электропрогрева. Расход клея на склеивание 1 м2 поверхности бетона составляет 1,6-1,7 кг. В. Указания по применению эпоксидного клея Клей на эпоксидных смолах является веществом, обладающим токсическим действием, могущим при небрежном и неправильное с ним обращении вызвать отравление, рвоту, кожные болезни, поэтому обращение с ним требует особой осторожности. При производстве работ с эпоксидными смолами и их отвердителями следует брать для работы минимальное количество материалов /необходимых на рабочий, день/смену/, или на выполнение разового задания/. Сбор загрязненных: клеем бумаг, тканей и других материалов производится в рабочей зоне в металлические емкости, а сжигание этих отходов - в специально отведенных для этого местах. Клей должен приготавливаться в укрытом от солнца, хорошо проветриваемом помещении, с гладким полом, покрытым бумагой. После каждого разведения клея использованную бумагу сжигают. Клей и составляющие его материалы должны переноситься в бачках, оборудованных ручками для переноски, в соответствии с правилами переноски кислот. Нанесение клея на бетонную поверхность следует производить только в спецодежде и со специальных подмостей. Кисти, шпатели, щетки и другие приспособления должны быть снабжены специальными предохранительными картонными конусами, не допускающими затекания клея на руки. После окончания работ с клеем руки следует вымыть горячей водой с мылом и содой, а инструмент ацетоном. Клей с эпоксидными смолами являемся веществом опасным в пожарном отношении, поэтому в местах приготовления, разведения и нанесения клея, а также в местах хранения составляющих компонентов клея курение, разведение огня, электросварка, а также сжигание остатков запрещается. Места работы с клеем должны быть обеспечены средствами пожаротушения - огнетушителями, водой, баграми и песком. Все работы с клеем должны выполняться в соответствии с "Санитарными правилами при работе с эпоксидными смолами" № 348-60, утвержденными Главной санитарной инспекцией СССР 27/ХII-1960. 2. Указания по организации трудаВсе работы по навесному монтажу выполняет комплексная бригада в составе 15 чел. в 3 смены - по 6 чел. в первую и вторую смены и 3 чел. в третью смену. Наиболее ответственные работы /подъем и склеивание блоков с обжатием швов/ выполняются в светлое время суток. Бригада укомплектовывается из монтажников стальных и железобетонных конструкций, владеющих смежными профессиям бетонщиков, арматурщиков и плотников. В состав бригады включаются монтажники, владеющие профессиями газоэлектросварщиков. Все рабочие бригады должны уметь выполнять основные операции: строповку блоков, раскатку и натяжение канатов, приготовление и нанесение эпоксидного клея. Как правило, отдельные рабочие процессы выполняются постоянными исполнителями, но могут выполняться и рабочими, имеющими смежную специальность. Рабочей зоной для рабочих смены является место монтажа пролетного строения /у монтажного крана/, где производятся основные работы по навесному монтажу. По мере продвижения монтажа консольной части пролетного строения зона ограждается инвентарными перилами и барьерами. На работах по установке блоков рабочие должны пользоваться монтажными поясами. При закреплении инвентарных упоров за анкерные выпуски о постановкой гаек необходимо пользоваться ручными ключами с удлиненными до 50 см рукоятками. При нанесении клея на склеиваемые блоки рекомендуется применять удобные легкие навесные подмости, которые могут навешивать и снимать 2 чел. В случае наличия уклона в монтируемой консоли для подтягивания верхней или нижней грани монтируемого блока при постановке его на фиксаторы следует применять легкие /грузоподъемностью 0,25-0,5 т/ ручные лебедки. Все работы по навесному монтажу пролетного строения выполняются в соответствии со СНиП III-Д.2-62 /"Мосты и трубы. Правила организации строительства, производства работ и приемки в эксплуатацию", СНиП III-А.II-62 "Техника безопасности в строительстве"/. 4. ГРАФИКИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ а) Цикличный график навесного монтажа одного блока
Условные обозначения: работа комплексного звена монтажников конструкций работа машиниста крана СПК-65 Примечание. Для подготовительных и вспомогательных работ кран-перегружатель в козловый кран привлекаются по мере необходимости и затраты труда машинистов этих кранов в графике не учтены. б) Цикличный график навесного монтажа консольной части пролетного строения на клееных стыках Калькуляция затрат труда на монтаж одной консоли пролетного строения навесным способом
5. Технико-экономические показатели.
6. Материально-технические ресурсы. А. Основные материалы, строительные детали и конструкции Железобетонные блоки весом до 50 т Арматурные элементы из стальных канатов диаметром 48 мм Монтажные /инвентарные/ пучки Эпоксидный клей Б. Машины, оборудование, инструмент, инвентарь и приспособления.
Технологическая карта разработана Днепропетровской нормативно-исследовательской станцией /исполнители инж. Т.С. Усикова и В.В. Розенко/ и Отделом внедрения передового опыта и технического нормирования в строительстве инженерных сооружений института "Оргтрансстрой" (исполнитель инж. Ц.И. Нестеров) на основании опыта применения клееных стыков, полученного при сооружении городского моста через р. Дон в Ростове Мостоотрядом № 10 с участием Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного строительства. Издание второе; переработанное в связи с новыми тарифными ставками и пятидневной рабочей неделей.
|