МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ВСЕСОЮЗНЫЙ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ, ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Технологическая карта
УСТРОЙСТВО БЫСТРОТОКА ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ РАЗМЕРОМ 0,49×0,49×0,1 м С ВОДОБОЙНЫМ УСТУПОМ 1980 г. Содержание: 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯТехнологическая карта разработана, на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительных объектах. Быстротоки устраивают при строительстве автомобильных дорог с продольным уклоном более 30‰, а также на отдельных сложных пересечениях, где это требуется для обеспечения быстрого отвода воды с покрытия. В технологической карте предусмотрено устройство быстротока из бетонных плит размером 0,49×0,49×0,1 м вдоль земляного полотна в целях предохранения его от размыва. Для гашения скорости водного потока в конце быстротока устраивают водобойный уступ и лоток, пройдя который вода сбрасывается в водопропускную трубу или лог. Расположение быстротоков определяют по проекту, в составе которого должен быть план соответствующего участка автомобильной дороги с нанесенной осью быстротока. Конструкция быстротока принята по типовому проекту «Дорожные одежды автомобильных дорог общей сети Союза ССР. Проектирование конструкций водоотводных устройств и их укрепления» № 819. Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ. II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССАДо начала работ по устройству быстротока с водобойным уступом и лотком должны быть закончены работы по устройству покрытия, досыпке присыпных обочин и планировке откосов. К месту работы заблаговременно доставляют и раскладывают вдоль устраиваемого быстротока плиты размером 0,49×0,49×0,1 м, завозят щебень и выгружают его на обочине вырытого кювета под быстроток. При производстве работ по устройству быстротока выполняют следующие работы (см. рисунок): разработку кювета и котлована для водобойного уступа и лотка; устройство щебеночного основания под бетонные плиты; устройство водобойного уступа и лотка; укладку бетонных плит на дно и откосы кювета; заполнение швов цементным раствором. До начала работ с помощью нивелира производят разбивку. Выносят и закрепляют ось быстротока, обозначают колышками контуры котлована и кювета. Затем экскаватором ЭО-1621 разрабатывают кювет и котлован. На дне котлована делают разбивку положения блоков водобойного уступа и лотка. Траншеи под блоки разрабатывают на 15-20 см шире проектной ширины для возможности регулирования положения блоков в плане. После этого зачищают дно и откосы вручную под рейку. По окончании земляных работ приступают к устройству щебеночного основания. Щебень рассыпают слоем 5 см, выравнивают под рейку и уплотняют. Толщину щебеночного слоя контролируют по вбитым в грунт контрольным колышкам и нивелиром. Ровность щебеночного основания проверяют трехметровой рейкой. Закончив устройство щебеночного основания, блоки водобойного уступа и лотка автокраном устанавливают в подготовленную траншею. Пазухи засыпают щебнем и уплотняют трамбовкой. Для укладки плит разбивают базис-опорную линию, натягивают шнур. Разбивку по высоте не делают, но в ходе укладки проверяют нивелиром вертикальные отметки. Укладку плит выполняют автокраном СК-2562, начиная от водобойного уступа. Первую плиту ряда укладывают вплотную к шнуру, последующие - рядом с первой таким образом, чтобы между плитами оставался зазор шириной 1 см.
Технологическая схема устройства быстротоков с водобойным уступом 1 - Экскаватор ЭО-1621 (Э-153A); 2 – автомобиль-самосвал 3 - щебень 4 - кювет 5 – пакеты плит 6 – уложенные плиты 7 – автомобиль-самосвал с цементным раствором 8 – ёмкость для цементного раствора; 9 – бетонный конус 10 – блок водобойного уступа 11 – блок лотка; 12 - автокран KC-2562. Цифры в кружках – разряды рабочих. При укладке необходимо соблюдать прямолинейность укладываемых плит. Уложив 10-12 плит на дно кювета, приступают к укладке плит на откосы. Уложенные плиты осаживают на щебеночное основание с помощью трамбовки. Закончив укладку плит, зазоры между ними заделывают цементным раствором, который доставляют с растворного узла автомобилями-самосвалами и выгружают в расходную емкость, а затем к месту работы подают в ведрах. Заполнение швов цементным раствором осуществляется в определенной последовательности. Стенки швов смачивают водой, по линии шва цементный раствор распределяют лопатами, затем при помощи кельмы равномерно распределяют раствор в зазоре шва и уплотняют его металлической шуровкой. После уплотнения цементного раствора поверхность шва отделывают заподлицо с поверхностью плит при помощи кельмы. Излишки цементного раствора убирают с поверхности плит лопатами и сметают метлами. После того, как цементный раствор потеряет подвижность, швы расшивают при помощи шаблона и укрывают полиэтиленовой пленкой. Требования к качеству работ Готовый быстроток должен иметь ровные поверхности дна и откосов. Смещение уложенных плит по отношению друг к другу не должно превышать 5 мм в плане и в вертикальной плоскости. При производстве работ мастер должен руководствоваться картой операционного контроля качества (см. раздел VIII настоящей технологической карты). При производстве работ по устройству быстротока с водобойным уступом следует руководствоваться следующей литературой: СНиП III-40-78 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемка работ. Приемка в эксплуатацию». М., «Транспорт», 1978; «Инструкцией по оценке качества строительно-монтажных работ» СН 378-77. М., Стройиздат, 1977; Типовым проектом «Дорожные одежды автомобильных дорог общей сети Союза ССР. Проектирование, конструкции водоотводных устройств и их укрепление». Указания по технике безопасности При устройстве быстротоков с водобойным уступом плиты и блоки должны быть выгружены из транспортных средств с помощью автокрана и уложены в установленные места вдоль бровки кювета. При работе автокраном запрещается находиться под стрелой крана. Посторонним лицам не разрешается находиться ближе 5м от радиуса действия стрелы автокрана. При укладке блоков и плит рабочие обязаны пользоваться инструментом, предусмотренным инструкцией, и должны быть снабжены защитной спецодеждой. При производстве работ следует выполнять требования техники безопасности в соответствии со СНиП III-А.11-70 «Техника безопасности в строительстве». М., Стройиздат, 1970 г., и «Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». М, «Транспорт», 1978. III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДАРаботы по устройству быстротока c водобойным уступом (см. рисунок) выполняет бригада в следующем составе:
Для выполнения кратковременных работ привлекается машинист экскаватора ЭО-1621 (Э-153А) 4 разр., который разрабатывает кювет под быстроток и котлован под водобойный уступ и лоток. Дорожный рабочий (2 разр. - 1) принимает участие в планировке дна и откосов насыпи. Дорожные рабочие (3 разр. - 1 и 2 разр. - 1) производят окончательную планировку дна и откосов кювета с выверкой по рейке, заполняют зазоры в швах между плитами цементным раствором. Дорожные рабочие (3 разр. - 1 и 2 разр. - 2) набрасывают щебень на дно и откосы кювета толщиной 5 см, окончательно планируют щебеночное основание и уплотняют его. Машинист автокрана 5 разр. и монтажники конструкций (4, 3 и 2 разр. - 2) устанавливают блоки водобойного уступа и лотка, укладывают и рихтуют железобетонные плиты. В начале смены бригада, после инструктажа мастера, получает инструменты и знаки ограждения, которые по указанию мастера устанавливают в необходимых местах. В конце смены снимают знаки ограждения, очищают инструмент и сдают его в кладовую. На участке работ необходимо иметь питьевую воду, воду для технических и бытовых целей, аптечку. Работу рекомендуется проводить по методу бригадного подряда. IV. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА НА УСТРОЙСТВО 120м2 БЫСТРОТОКА С ВОДОБОЙНЫМ УСТУПОМ
Примечание: цифры над линией - количество рабочих, занятых в операции, под линией - продолжительность операции в минутах V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА УСТРОЙСТВО БЫСТРОТОКА С ВОДОБОЙНЫМ УСТУПОМ (120м2)
VI. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫА. Основные материалы
B. Машины, оборудование, инструменты, инвентарь
VIII. КАРТА ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТ ПРИ УСТРОЙСТВЕ БЫСТРОТОКА С ВОДОБОЙНЫМ УСТУПОМ
|