ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО
ЗНАМЕНИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МЕТРОЛОГИИ РЕКОМЕНДАЦИЯ Государственная система обеспечения единства измерений массА Грузов при бестарНЫх перевозках методика выполнения измерений весами и весовыми дозаторами МИ 1953-2005 г. Новосибирск 2005 Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ1 РАЗРАБОТАНА Федеральным государственным унитарным предприятием Сибирский государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт метрологии (ФГУП СНИИМ) ИСПОЛНИТЕЛИ: Цибин И.Г., начальник отдела; Варгасова Э.В., ст. научный сотрудник; Ерёмин Д.В., инженер 1-ой категории 2 УТВЕРЖДЕНА ФГУП СНИИМ 01 марта 2005 г. 3 ЗАРЕГИСТРИРОВАНА ФГУП ВНИИМС 02 сентября 2005г. 4 ВЗАМЕН МИ 1953-88
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящая рекомендация распространяется на массу грузов и устанавливает методику выполнения ее измерений при бестарных перевозках, предусматривающую использование весов и весовых дозаторов. 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящей рекомендации использованы ссылки на следующие нормативные документы: ГОСТ 10223-97 Дозаторы весовые дискретного действия. Общие технические требования ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования ГОСТ 30124-94 Весы и весовые дозаторы непрерывного действия. Общие технические требования ГОСТ 30414-96 Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические требования Примечание - При пользовании настоящей рекомендацией целесообразно проверить действие ссылочных нормативных документов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящей рекомендацией следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяют в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ3.1 При выполнении измерений массы грузов применяют следующие средства: - весы вагонные для статического взвешивания по ГОСТ 29329-92; - весы для взвешивания вагонов в движении по ГОСТ 30414-96; - весы автомобильные для статического взвешивания по ГОСТ 29329-92; - весы для взвешивания автотранспорта в движении по ГОСТ 30414-96; - весы бункерные по ГОСТ 29329-92; - весы крановые по ГОСТ 29329-92; - весы автоматические дискретного действия для суммарного учета с предварительным дозированием - Государственный реестр №9400 - 84, 9460 - 84, №9461 - 84; - весы непрерывного действия (конвейерные) по ГОСТ 30124-94; - дозаторы весовые дискретного действия по ГОСТ 10223-97; - дозаторы весовые непрерывного действия по ГОСТ 30124-94. 3.2 Допускается применение других средств измерений, не указанных в 3.1, но гарантирующих точность измерений, установленную данной рекомендацией. 4 УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИЙ И ПОДГОТОВКА К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮУсловия и порядок выполнения взвешивания и дозирования, а также подготовки к ним соответствуют требованиям, указанным в эксплуатационной документации на применяемые средства измерений. 5 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫПри выполнении измерений соблюдают требования безопасности, указанные в эксплутационной документации на применяемые средства измерений. 6 ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ОПЕРАТОРОВК выполнению измерений допускают лиц, изучивших эксплуатационную документацию на применяемые средства измерений и настоящую рекомендацию, имеющих необходимую квалификацию и прошедших специальную подготовку, указанную в эксплутационной документации на применяемые средства измерений и предусмотренную на предприятиях, эксплуатирующих эти средства измерений. 7 МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ, ВЫПОЛНЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ И ОБРАБОТКА ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ7.1 Измерения массы грузов на вагонных весах для статического взвешивания7.1.1 Взвешивание груженого и порожнего вагона с расцепкой Массу груза в вагоне «нетто» Мн определяют как разность результатов взвешиваний груженого вагона (масса «брутто» вагона Мб) и порожнего вагона (масса «тары» вагона Мт). Значения предельных погрешностей определения массы груза нетто в вагоне d в процентах вычисляют по формуле (1), а для ряда конкретных случаев находят из таблицы 1. где Dd, Dт - пределы допускаемой абсолютной погрешностях весов при измерениях Мб и Мт соответственно, кг. Таблица 1
Пример - Результаты взвешиваний Мб = 84,85 т, Мт = 22,05 т получены на весах с циферблатным указателем с ценой поверочного деления 50 кг. Мн = 84,85 - 22,05 = 62,80 т. Погрешность определения Мн находят одним из двух способов: а) по таблице 1 для приведенных значений Мб, Мт, Мн с ценой поверочного деления весов 50 кг d: не более 0,1 %; б) по формуле (1):
7.1.2 Взвешивание груженого вагона с расцепкой после компенсации массы в порожнем состоянии Значение Мн определяют как результат взвешивания груженого вагона на весах после компенсации массы расцепленного вагона в порожнем состоянии. Значение d в процентах вычисляют по формуле (2), а для ряда конкретных случаев находят из таблицы 2. где Dн - предел допускаемой абсолютной погрешности весов при измерениях Мн, кг. Таблица 2
Пример - После компенсации массы тары измерена масса груза в вагоне Мн = 62,80 т на вагонных весах с циферблатным указателем с ценой поверочного деления 50 кг. Погрешность определения Мн находят одним из двух способов: а) по таблице 2 для приведенных значений Мн и цены поверочного деления весов d: не более 0,1 %; б) по формуле (2):
7.1.3 Взвешивание груженого и порожнего вагонов без расцепки Значение Мн определяют как разность результатов взвешиваний Мб и Мт. Значения d в процентах вычисляют по формуле (3) где gd, gт - отношение суммарной массы в килограммах хвостовых вагонов состава, включая взвешиваемый, к массе в килограммах взвешиваемого груженого или порожнего вагона соответственно. Пример - Для вагона, идущего первым в составе из 10 одинаковых вагонов, результаты взвешивания Mб = 84,85 т, Мт = 22,05 m получены на вагонных весах с дискретным отсчетом и ценой поверочного деления 100 кг. Мн = 84,85 - 22,05 = 62,80 т; gd= gт = 10. Погрешность определения Мн находят по формуле (3):
7.1.4 Взвешивание груженого вагона с расцепкой Значение Мн определяют как разность результата взвешивания Мб и значения Мт, указанного на трафарете вагона. Значение d в процентах вычисляют по формуле (4) При Мн свыше 20 до 25 т включительно d составляет ±5%; свыше 25 до 32 т включительно: ± 4%; свыше 32 до 45 т включительно: ± 3%; свыше 45 до 64 т включительно: ± 2%; свыше 64 до 90 т включительно: ± 1,5%; свыше 90 до 124 т включительно: ± 1%; свыше 124 до 140 т включительно: ± 0,8%. Пример - Результат взвешивания Мб = 84,85 т получен на вагонных весах. Согласно значению, указанному на трафарете вагона, Мт = 22,05 т, Мн = 84,85 - 22,05 = 62,80 т Погрешность определения Мн находят одним из двух способов: а) исходя из приведенных в 7.1.4 данных d: не более 2 %; б) по формуле (4):
7.1.5 Взвешивание груженого вагона без расцепки Значение Мн определяют как разность результата взвешивания Мб и значения Мт, указанного на трафарете вагона. Значение d в процентах вычисляют по формуле (5) Пример - Для вагона, идущего первым в составе из 30 одинаковых вагонов, получен результат взвешивания Mб = 84,85 т. Согласно значению, указанному на трафарете вагона, Мт = 22,05 т, Мн = 84,85 - 22,05 = 62,80 т, gd = 30. Погрешность определения Мн находят по формуле (5):
При суммарной массе хвостовых вагонов состава, включая взвешиваемый, до 2000 т значения d определяют в соответствии с 7.1.4. 7.1.6 Взвешивание порожнего и груженого состава без расцепки. Массу груза в составе «нетто» Мнс определяют как разность суммы результатов взвешиваний всех груженых вагонов «брутто» Мбс и суммы результатов взвешиваний всех порожних вагонов «тары» Мтс. Значение d в процентах вычисляют по формуле где Dбi, Dmi - пределы допускаемых абсолютных погрешностей весов при измерениях массы каждого вагона в груженом и порожнем состоянии соответственно, кг; п - число вагонов в составе. Для состава из вагонов с одинаковыми значениями Мт и Мн значения d в процентах вычисляют по формуле (7), а для ряда конкретных случаев находят из таблицы 3. (7) Таблица 3
Пример - Для состава из 10 одинаковых вагонов получено: Мбс = 848,5 т (Мб = 84,85 т) и Мтс = 220,50 т (Мт = 22,05 т) на вагонных весах с дискретным отсчетом и ценой поверочного деления 100 кг. Мнс = 848,5 - 220,5 = 628,0 т (Мн = 62,80 т). Погрешность определения Мнс находят одним из двух способов: а) по таблице 3 для приведенных значений Мб, Мт, Мн, цены поверочного деления весов и числа вагонов в составе d: не более 0,1 %; б) по формуле (7):
7.1.7 Взвешивание груженого состава без расцепки Значение Мнс определяют как разность суммы результатов взвешиваний всех груженых вагонов «брутто» Мбс и суммы значений Мтс, указанных на трафаретах всех вагонов состава. Значение d в процентах вычисляют по формуле (8) Для состава из вагонов с одинаковыми значениями Мт и Мн значения d в процентах вычисляют по формуле (9), а для ряда конкретных случаев находят из таблицы 4. (9) Таблица 4
7.2 Измерения массы грузов на весах для взвешивания вагонов в движении7.2.1 Взвешивание порожнего и груженого вагона в составе без расцепки Значение Мн определяют как разность результатов взвешиваний Мб и Мт. Значение d в процентах вычисляют по формуле (1). Пример - Результаты взвешивания вагонов в составе без расцепки получены на вагонных весах для взвешивания в движении по ГОСТ 30414 (НПВ весов: 200 т). В составах общей массой до 1000 т предел допускаемой погрешности весов при взвешивании вагона в диапазоне до 35 % НПВ составляет ± 0,5 % от 35 % НПВ, в диапазоне свыше 35 % НПВ: ± 0,5 % от массы вагона. Измеренная масса груженого вагона Мб = 84,85 т, масса порожнего вагона Мт = 22,05 т, Мн = 84,85 - 22,05 = 62,80 т. Погрешность определения Мн находят по формуле (1), в которой Dd = ± 424 кг, Dт = ± 350 кг:
При взвешивании вагонов в составе без расцепки общей массой свыше 1000 т абсолютные значения пределов допускаемой погрешности увеличивают на 200 кг на каждую дополнительную 1000 т общей массы состава. Например, в составах общей массой свыше 2000 т (до 3000 т) предел допускаемой погрешности весов при взвешивании вагона на тех же весах в диапазоне до 35 % НПВ составляет ± 0,5 % от 35% НПВ плюс 200 кг, в диапазоне свыше 35 % НПВ: ± 0,5 % от массы вагона плюс 200 кг. Для тех же значений массы груженого вагона Мб = 84,85 т, массы порожнего вагона Мт = 22,05 т, Мн = 84,85 - 22,05 = 62,80 т погрешность Мн, рассчитанная по формуле (1), составит
7.2.2 Взвешивание груженого вагона без расцепки Значение Мн определяют как разность результата взвешивания Мб и значения Мт, указанного на трафарете вагона. Значение d в процентах вычисляют по формуле (10) Пример - Мб = 84,85 т в составе массой 4070 т измерена на весах с пределами допускаемой погрешности по ГОСТ 30414, Мт определена по значению, указанному на трафарете вагона. Мт = 22,05 т, Мн = 84,85 - 22,05 = 62,8 т Погрешность определения Мн находят по формуле (10):
7.2.3 Взвешивание порожнего и груженого состава без расцепки Значение Мнс определяют как разность результатов взвешиваний груженого Мбс и порожнего Мтс состава. Значение d в процентах вычисляют по формуле где dбс и dтс - пределы допускаемых погрешностей весов при измерениях массы состава в груженом и порожнем состоянии, %. Для состава из вагонов с одинаковыми значениями Мт и Мн значение d в процентах вычисляют по формуле (12) Пример - Масса состава Мбс = 4070 m измерена на весах с пределом допускаемой погрешности измерений суммарной массы груженого состава ± 0,2 % от измеряемой массы состава. Масса порожнего состава Мтс = 1060 т измерена на тех же весах с пределом допускаемой погрешности измерений суммарной массы порожнего состава ± 0,2 % от (0,35·200·10) т. Мнс = 4070 - 1060 = 3010 т. Погрешность определения Мнс находят по формуле (11):
7.2.4 Взвешивание груженого состава без расцепки Значение Мнс определяют как разность результата взвешивания груженого состава Мбс и суммы значений Мт, указанных на трафаретах всех вагонов состава. Значения d в процентах вычисляют по формуле (13) Пример - Масса состава Мбс = 4070 т из 48 груженых вагонов измерена на весах с пределом допускаемой погрешности измерений суммарной массы груженого состава ± 0,2 %. Масса состава из этих же порожних вагонов определена как сумма значений, указанных на трафаретах вагонов, Мтс = 1060 т, Мнс = 4070 - 1060 = 3010 т. Погрешность определения Мнс находят по формуле (13):
Для состава из вагонов с одинаковыми значениями Мт и Мн значения d в процентах вычисляют по формуле
7.3 Измерения массы грузов на автомобильных весах для статического взвешивания7.3.1 Взвешивание груженого и порожнего автотранспортного средства с расцепкой Массу груза в автотранспортном средстве «нетто» Мн определяют как разность результатов взвешиваний гружёного Мб и порожнего Мт автотранспортного средства. Значения предельных погрешностей определения массы груза «нетто» d в процентах вычисляют по формуле (1), а для ряда конкретных случаев находят из таблицы 5. Таблица 5
Пример - Результаты взвешиваний Мб = 9525 кг и Мт = 4300 кг получены на весах с циферблатным указателем с ценой поверочного деления 5 кг. Мн = 9525 - 4300 = 5225 кг. Погрешность определения Мн находят одним из двух способов: а) по таблице 5 для приведенных значений Мб, Мт, Мн, цены поверочного деления весов d: не более 0,2 %; б) по формуле (1):
7.3.2 Взвешивание груженого автотранспортного средства с расцепкой после компенсации его массы в порожнем состоянии Значение Мн определяют как результат взвешивания груженого автотранспортного средства на весах после компенсации массы этого автотранспортного средства, расцепленного и в порожнем состоянии. Значение d в процентах вычисляют по формуле (2), а для ряда конкретных случаев находят из таблицы 6. Таблица 6
Пример - После компенсации массы тары измерена масса груза в прицепе Мн = 5225 кг на автомобильных весах с циферблатным указателем и ценой поверочного деления 5 кг. Погрешность определения Мн находят одним из двух способов: а) по таблице 6 для приведенных значений цены поверочного деления весов и Мнd: не более 0,1 %; б) по формуле (2):
7.3.3 Взвешивание груженого и порожнего автотранспортного средства без расцепки Значение Мн определяют как разность результатов взвешиваний Мб и Мт. Значение d в процентах вычисляют по формуле (15), а для ряда конкретных случаев находят из таблицы 7. Таблица 7
Пример - Автомобиль с прицепом последовательно взвешены без расцепки на автомобильных весах с циферблатным указателем и ценой поверочного деления 5 кг. Значения Мб соответственно составили 9525 и 8040 кг, Мт = 4300 и 2540 кг. Для автомобиля Мн = 9525 - 4300 = 5225 кг, для прицепа Мн = 8040 - 2540 = 5500 кг. Погрешность определения Мн отдельно для автомобиля и прицепа находят одним из двух способов: а) по таблице 7 для приведенных значений Мб, Мт, Мн, и цены поверочного деления весов d для автомобиля и для прицепа: не более 0,5 %; б) по формуле (15): для автомобиля
для прицепа
7.3.4 Взвешивание груженого автотранспортного средства без расцепки после компенсации его массы в порожнем состоянии Значение Мн определяют как результат взвешивания груженого автотранспортного средства на весах после компенсации массы этого средства, без расцепки и в порожнем состоянии. Значение d в процентах вычисляют по формуле (16), а для ряда конкретных случаев находят из таблицы 8. (16) Таблица 8
Пример - Автомобиль с прицепом последовательно взвешены без расцепки на автомобильных весах с циферблатным указателем и ценой поверочного деления 5 кг после компенсации массы каждого в порожнем состоянии. Значения Мн соответственно составили 5225 и 5500 кг. Погрешность определения Мн отдельно для автомобиля и прицепа находят одним из двух способов: а) по таблице 8 для приведенных значений Мнd для автомобиля и для прицепа: не более 0,5 %; б) по формуле (16): для автомобиля
для прицепа
7.3.5 Взвешивание груженого и порожнего автопоезда без расцепки Массу груза в автопоезде «нетто» Мнс определяют как разность суммы результатов взвешиваний всех груженых автотранспортных средств этого автопоезда «брутто» Мбс и суммы результатов взвешиваний этих же средств в порожнем состоянии Мтс. Значения предельных погрешностей определения массы груза «нетто» в автопоезде d в процентах вычисляют по формуле (6), в которой Dбi, Dmi - пределы допускаемых абсолютных погрешностей весов при измерениях массы каждого автотранспортного средства автопоезда в груженом и порожнем состоянии соответственно, кг; п - число автотранспортных средств в автопоезде. Пример - Для автопоезда, составленного из автомобиля и прицепа, Мбс = 15410 +11500 = 26910 кг и Мтс = 7180 + 3500 = 10680 кг. Автомобильные весы - с циферблатным указателем и ценой поверочного деления 10 кг. Мнс = 26910 - 10680 =16230 кг. Погрешность определения Мнс находят по формуле (6), в которой Dб1 = ± 15 кг (для автомобиля); Dб2 = ±15 кг (для прицепа); Dm1 = ± 15 кг (для автомобиля); Dm2 = ± 10 кг (для прицепа):
7.3.6 Взвешивание груженого автопоезда без расцепки после компенсации массы каждого автотранспортного средства поезда в порожнем состоянии Значение Мнс определяют как сумму результатов взвешиваний всех груженых автотранспортных средств автопоезда, при этом каждое взвешивание проводят после компенсации массы соответствующего автотранспортного средства в порожнем состоянии. Значения d в процентах вычисляют по формуле (17) где Мнс - сумма результатов взвешиваний всех груженых автотранспортных средств, входящих в автопоезд, после компенсации массы тары, кг; Dнi - пределы допускаемых абсолютных погрешностей весов при измерениях массы «нетто» Мнi, каждого груженого автотранспортного средства, входящего в автопоезд, после компенсации массы тары, кг. Пример - Для автопоезда, составленного из автомобиля и прицепа, после компенсации массы каждого в порожнем состоянии Мнс = 8230 + 8000 = 16230 т. Автомобильные весы - с циферблатным указателем и ценой поверочного деления 10 кг. Погрешность определения Мнс находят по формуле (17), в которой для автомобиля Dн1 = ±15 кг, для прицепа Dн2 = ±15 кг:
7.4 Измерения массы грузов на весах для взвешивания автотранспортных средств в движении7.4.1 Взвешивание груженого и порожнего автотранспортного средства с расцепкой Значение Мн определяют как разность результатов взвешиваний Мб и Мт. Значения d в процентах вычисляют по формуле (1). Пример - Использованы весы для взвешивания автотранспорта в движении, НПВ 100 т. Результаты взвешиваний: Мб = 88800 кг, Мт = 36000 кг. Предел допускаемой погрешности весов ± 1 % от измеряемой массы, Dб = 890 кг, Dт = ± 360 кг. Мн = 88800 - 36000 = 52800 кг. Погрешность определения Мн находят по формуле (1):
7.4.2 Взвешивание груженого и порожнего автопоезда без расцепки Массу груза в автопоезде «нетто» Мнс определяют как разность суммы результатов взвешиваний всех груженых автотранспортных средств этого автопоезда «брутто» Мбс и суммы результатов взвешиваний этих же средств в порожнем состоянии Мтс. Значения предельных погрешностей определения массы груза «нетто» в автопоезде d в процентах вычисляют по формуле (11). 7.5 Прямые измерения массы грузов на весах дискретного и непрерывного действияЗначение Мн определяют как результат взвешивания. Значение d в процентах вычисляют по формуле (2). 7.6 Прямые измерения массы грузов на весовых дозаторах дискретного и непрерывного действия7.6.1 Прямые измерения массы грузов на дозаторах дискретного действия Значение массы грузов Мн определяют как произведение номинального значения массы дозы на число доз. Значение d соответствует пределам допускаемых отклонений действительных значений массы дозы от среднего значения для конкретного дозатора. 7.6.2 Прямые измерения массы грузов на дозаторах непрерывного действия Массу Мн определяют по показаниям суммирующего отсчетного устройства дозатора. Значение d в процентах вычисляют по формуле (2). 8 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ8.1 Результаты измерений с указанием предела допускаемой относительной погрешности измерений (предельной погрешности определения) массы оформляют в соответствии с порядком, установленном на предприятиях, эксплуатирующих средства измерений массы. 8.2 Значения результатов взвешиваний и абсолютных погрешностей определения массы округляют до цены деления (дискретности) весов. Значения предельных относительных погрешностей определения массы груза 5 округляют до ближайшего из ряда 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,8; 1; 1,5; 2; 2,5; 3 и т.д. При расчетах в промежуточных значениях сохраняют три-четыре значащие цифры для уменьшения погрешности округления. |