На главную | База 1 | База 2 | База 3

Л.С. Экслер

гл. специалист ОАО "ЦНС"

 

ПОЛОЖЕНИЯ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ РЕФОРМИРОВАНИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

По решению заседания Межгосударственной научно технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве, состоявшегося в г. Москве в ноябре-декабре 2004 г. осуществляется подготовка к реформированию межгосударственной системы нормативных документов в строительстве. Основные направления реформирования были одобрены на XXII заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ (октябрь 2005 г., г. Душанбе).

Непосредственным поводом для реформирования системы явилось изменение в большинстве стран СНГ общей ситуации в области стандартизации и технического нормирования в связи с введением в действие новых законов в этой области.

После распада СССР в каждой из стран СНГ начали создаваться национальные системы нормативных документов в области строительства, но основой их оставались утвержденные Госстроем СССР, а затем и Госстроем России строительные нормы и правила и стандарты. Образованный в 1994 г. Межправительственный совет по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ стал выполнять фактически роль региональной организации по стандартизации. Организация и координация соответствующих работ была возложена на Межгосударственную научно-техническую комиссию по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС), которая подготовила введенный в действие в 1996 г. основополагающий документ "Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения" (МСН 1.01-01-96). В этом документе, согласованном всеми странами СНГ, кроме Грузии и Республики Туркменистан, были установлены цели и принципы межгосударственной системы нормативных документов, виды нормативных документов, входящих в Системы, а также порядок их разработки и принятия.

После 2001 г. во многих странах СНГ, в связи с вступлением или стремлением отдельных стран вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), были приняты новые законы (см. таблицу) в области стандартизации и технического нормирования (технического регулирования). Эти законы основываются на положениях Соглашения по техническим барьерам в торговле, принятого ВТО. Поэтому в них имеются общие для большинства стран положения, но и существенные различия в части принципов и форм технического регулирования. В результате сложилась новая ситуация, потребовавшая корректировки принятых ранее принципов системы межгосударственных нормативных документов. Новая ситуация характеризуется следующим:

1) Необходимость учета требований Соглашения по техническим барьерам в торговле, согласно которому предусматривается разделение нормативных правовых актов, устанавливающих требования к товарам, на две группы:

технические регламенты - документы, в которых устанавливаются характеристики товара или связанные с ними процессы и методы производства, включая применимые административные положения, соблюдение которых является обязательным.

стандарты - документы, утвержденные компетентным органом, которые содержат предназначенные для общего и многократного использования правила, руководства или характеристики применительно к товарам или связанным с ними процессами и методами производства, применение которых не обязательно (документы для добровольного применения).

2) Необходимость учета требований ВТО по гармонизации стандартов и других нормативных документов, устанавливающих требования к товарам, с международными и региональными стандартами.

3) Приостановление активной деятельности в области технического нормирования в строительстве Российской Федерации, в прежние годы бывшей основным разработчиком межгосударственных строительных норм и сводов правил по проектированию и строительству. Это произошло в связи с введением в действие в 2003 г. Федерального закона "О техническом регулировании" и структурной перестройкой государственного управления технической политикой в области строительства.

В то же время в большинстве стран СНГ пришли к выводу о необходимости сохранения основных особенностей действовавшей ранее системы нормативных документов в области строительства. В законах о стандартизации этих стран предусматривается, наряду с техническими регламентами и национальными стандартами, разработка нормативных документов (строительных норм, кодексов установившейся практики), в которых общие требования технических регламентов конкретизируются применительно к зданиям и сооружениям определенного назначения, строящимся в определенных климатических и иных условиях. Наличие таких нормативных документов неизбежно для строительства в силу особенностей строительной продукции как объекта технического регулирования. Одновременно в большинстве стран СНГ пришли к выводу о целесообразности сохранения системы межгосударственных нормативных документов в строительстве с учетом новых условий. На XXII заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ принято в частности следующее решение:

"Считать одной из важнейших задач сохранение и развитие системы межгосударственных нормативных документов в строительстве как основы для эффективного межгосударственного технического и экономического сотрудничества, осуществляемого с учетом интересов каждого государства и его населения".

При этом предусмотрен пересмотр основных положений упомянутой системы с учетом новых условий.

Цели системы и объекты технического нормирования и стандартизации в строительстве

При формулировании целей системы межгосударственных нормативных документов учитываются:

- цели, провозглашенные в "новых законах о стандартизации", основанные на требованиях ВТО;

- цели, традиционно относящиеся к стандартизации и техническому нормированию в строительстве, охватывающие более широкий круг вопросов, чем те, которые основаны на требованиях ВТО.

Такой подход является следствием особенностей объектов стандартизации и технического нормирования в строительстве, к которым относятся:

- планировка и застройка городских и сельских поселений;

- здания, сооружения и прилегающие территории;

- строительные материалы и изделия (промышленная продукция).

Требования ВТО относятся в основном к товарам, т.е. к промышленной и сельскохозяйственной продукции (в том числе к строительным материалам и изделиям) и не могут быть непосредственно предъявлены к планировке и застройке городских и сельских поселений (которая вообще не может рассматриваться как продукция) и к объектам недвижимости, каковыми являются здания, сооружения и прилегающие территории (участки).

Планировка и застройка городских и сельских поселений относится к компетенции центральной и местных властей в каждом государстве и целиком основывается на действующих в них законах.

Здания и сооружения, прилегающие к ним территории (объекты недвижимости) являются непосредственно объектом строительства и могут рассматриваться как продукция (т.е. результат целенаправленной производственной деятельности), имеющая разные стадии жизненного цикла: инженерные изыскания и проектирование, возведение и благоустройство, эксплуатация и снос. Однако каждый объект недвижимости, возводимый на месте использования и технической эксплуатации, т.е. в конкретных условиях, является уникальным, и к нему не применимы процедуры постановки на производство, изготовления и испытания опытных образцов, оценки и подтверждения соответствия требованиям технических регламентов на стадии обращения, применяемые к промышленной продукции в соответствии с требованиями ВТО. В связи с этим проектная документация на здания и сооружения является объектом государственной экспертизы и согласования различных органов надзора.

Проектная документация разрабатывается на основе соответствующих нормативных документов, которые, являются доказательной базой соблюдения обязательных требований технических регламентов, но сами, если они не утверждаются в качестве технических регламентов, в соответствии с требованиями ВТО не являются обязательными и могут иметь характер документов для добровольного применения.

Сказанное выше относится также к нормам, используемым при возведении зданий и сооружений и при их эксплуатации. Для подтверждения соответствия возведенных или эксплуатируемых строительных объектов требованиям технических регламентов неизбежно использование прошедшей экспертизу проектной документации и технологических норм, разработанных в развитие требований технических регламентов в форме строительных и эксплуатационных норм и правил.

Необходимо также подчеркнуть, что перечень обязательных требований к продукции, который в большинстве государств СНГ включает, в соответствии с установками ВТО, требования безопасности, охраны здоровья, имущества и окружающей среды, далеко не исчерпывает нормируемые традиционно характеристики зданий и сооружений. Учитывая длительные сроки службы зданий и сооружений, к числу нормируемых необходимо относить также характеристики, обеспечивающие надежность и эксплуатационную пригодность в течение всего срока эксплуатации строительного объекта. Не входя в число обязательных требований, перечень которых установлен законами о стандартизации, такие характеристики должны включаться в строительные нормы или кодексы установившейся практики и соответственно в межгосударственные строительные нормы.

Таким образом, к общим целям системы межгосударственных нормативных документов в строительстве следует относить:

нормативное обеспечение безопасности, охраны здоровья, имущества и окружающей среды при производстве и использовании строительных материалов и изделий и при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

нормативное обеспечение эксплуатационной пригодности зданий и сооружений на всех стадиях их жизненного цикла.

Для выполнения этой цели требуется:

выработка единого для стран СНГ подхода к определению перечня обязательных требований технических регламентов по вопросам безопасности строительной продукции, принимаемых в разных странах в соответствии с действующим в них законодательством;

разработка межгосударственных строительных норм, которые должны служить основой строительных норм или кодексов установившейся практики, принимаемых органами государственного управления строительством в разных странах.

При этом в полном объеме должна продолжаться разработка новых и обновление действующих межгосударственных стандартов на строительные материалы и изделия и на методы контроля и испытаний различных видов строительной продукции.

Мероприятия по реформированию системы межгосударственных нормативных документов в области строительства

а) Технические регламенты

На упомянутом выше XXII заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности, учитывая различия в законодательстве разных стран, принято решение о нецелесообразности разработки межгосударственных технических регламентов. В то же время, задачу обеспечения координации между требованиями технических регламентов разных стран как основы для разработки единых методов оценки соответствия строительной продукции предъявляемым к ним обязательным требованиям, предусмотрено решать путем разработки модельных технических регламентов, содержащих перечни характеристик объектов технического регулирования для включения в технические регламенты на строительную продукцию отдельных стран.

Учитывая опыт Европейской комиссии по стандартизации (СЕН), целесообразно требования к защите жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды при строительстве, использовании, технической эксплуатации и сносе зданий и сооружений включить в один общий технический регламент "О безопасности зданий, сооружений и прилегающих территорий". Перечень требований, подлежащих включению в такой технический регламент в разных странах СНГ, должен быть установлен в соответствующем модельном техническом регламенте. Разработчики и сроки разработки этого документа, а также порядок его согласования со всеми членами МНТКС должны быть установлены на этой комиссии.

При необходимости в разных странах могут дополнительно разрабатываться специальные технические регламенты по вопросам безопасности отдельных видов строительных сооружений. Вопрос о целесообразности разработки модельных технических регламентов по соответствующим темам может быть обсужден и решен только после принятия в большинстве стран общих технических регламентов с учетом упомянутого модельного технического регламента.

б) Межгосударственные нормативные документы по строительству

Целесообразно сохранить установленный МСН 1.01-01-96 порядок разработки, одобрения и применения межгосударственных строительных норм и межгосударственных сводов правил по проектированию и строительству. В то же время после введения в действие технических регламентов должен быть изменен подход к формированию содержания и определению перечня подлежащих разработке и переработке этих документов, поскольку часть содержания ныне действующих строительных норм несомненно будет включена в технические регламенты. Кроме того, нормируемые требования к безопасности конкретных видов объектов нормирования должны формулироваться таким образом, чтобы включающие их нормы могли рассматриваться в качестве доказательной базы соответствия объектов требованиям технических регламентов.

Особо следует подчеркнуть, что создание и развитие системы межгосударственных нормативных документов в области строительства не должно противоречить интересам каждой из стран СНГ, а также создавать препятствия стремлению отдельных стран к гармонизации национальной нормативной базы с нормативными документами Европейского Союза и других региональных организаций, а для государств - членов ВТО - выполнению обязательств, налагаемых этой организацией.

 


Основные положения законов о стандартизации и техническом нормировании, действующих в странах СНГ

Государство

Закон

Виды документов

Утверждающая

инстанция

Обязательные требования

Функции органов управления строительством

Азербайджанская Республика

Закон от 16 апреля 1996 года

«О стандартизации»

Закон «О стандартизации»

Милли Меджлис (в форме закона)

Президент Азербайджанской Республики (в части применения)

Требования, предусматривающие обеспечения безопасности, недопущение вреда жизни, здоровью и имуществу населения, окружающей среде

Утверждение государственных строительных норм и стандартов в области строительства, надзор

государственный стандарт

государственное агентство по стандартизации, метрологии и патентной работе

государственные нормы и стандарты по градостроительству и строительству

соответствующий орган исполнительной власти Азербайджанской Республики

(МЧС, Госградархкомитет)

стандарт организации

юридические лица

технические условия

юридические лица

Республика Армения

Закон «О стандартизации» от 3 декабря 1999 г. № 30-18, (с изменениями от 26 мая 2004 г. № 30-81- L)

 

Технический регламент

Правительство

Требования относительно: защиты жизни и здоровья человека, имущества государства, юридических и физических лиц, защиты животных и растений; охраны окружающей среды, техническое и информационное соответствие, взаимозаменяемость продукции, единство измерений, ресурсосбережение, безопасность и надежность конструкций и сооружений при чрезвычайных ситуациях, устранение угрозы национальной безопасности

Не указаны

национальный стандарт

национальный орган стандартизации

технические условия

юридическое лицо или индивидуальный предприниматель

классификатор

национальный орган стандартизации

Республика Беларусь

Закон от 5 января 2004 г. № 262-3

«О техническом нормировании и стандартизации»

Технический регламент

Правительство

Технические требования, предусматривающие недопущение риска причинения вреда жизни, здоровью и наследственности человека, имуществу и окружающей среде

Утверждение технических кодексов и государственных стандартов в области строительства, надзор

технический кодекс

установившейся практики

орган исполнительной власти

государственный стандарт

комитет по стандартизации, метрологии и сертификации

стандарт организации

юридическое лицо или индивидуальный предприниматель

технические условия

то же

 

 

Республика Казахстан

1) Закон «О техническом регулировании» от 9 ноября 2004 года № 603- II

Технический регламент

 

Государственный стандарт

Правительство

 

Комитет по техническому регулированию

 

Технические регламенты устанавливают требования, обеспечивающие безопасность в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Стандарты и нормативно-технические документы является доказательной базой соблюдения требований технических регламентов

Организация разработки, экспертизы и введения в действие нормативно-технических документов

2) Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Казахстан» от 16 июля 2001 года № 242-II

Нормативно-технические документы

Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан

Киргизская Республика

Закон «Об основах технического регулирования Кыргызской Республики» от 22 мая 2004г. №67

Технический регламент

общий

специальный

 

 

Жогорку Кенеш КР

Правительство КР

По защите жизни и здоровья людей;

по охране окружающей среды;

по защите жизни и здоровья животных и растений;

по предупреждению действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции

Не указаны

национальный стандарт

национальный орган по стандартизации

международный стандарт

международная организация

стандарт организаций

самими организациями разработавшие их

Республика Молдова

О стандартизации

Национальные стандарты

Служба стандартизации и метрологии

Гигиена, безопасность для здоровья людей, восстановление и охрана окружающей среды, тепло- гидроизоляция и энергосбережение, защита от шума

Утверждение государственных стандартов в области строительства, надзор, за соблюдением стандартов

 

Межгосударственные, международные, региональные стандарты.

Служба стандартизации и метрологии

Согласование стандартов в области строительства. Введение в действие межгосударственных стандартов

Технические условия

Служба стандартизации и метрологии

Согласование

Стандарты фирмы

Руководитель фирмы

 

 

 

Нормы, Положения, процедуры в области стандартизации, метрологии и сертификации

Служба стандартизации и метрологии.

Орган оценки соответствия продукции, процессов, услуг.

Гигиена, безопасность для здоровья людей, восстановление и охрана окружающей среды, тепло- гидроизоляция и энергосбережение, защита от шума

 

Классификаторы технико-экономической информации

 

 

 

Технические регламенты, включительно:

-Строительные нормы и Правила СНиП

Национальный орган управления строительством

Гигиена, безопасность для здоровья людей, восстановление и охрана окружающей среды, тепло- гидроизоляция и энергосбережение, защита от шума

Утверждение (введение в действие) строительных норм и правил; сводов правил в области строительства

- Нормы и правила в экологии, энергетике, транспорте и телекоммуникациях

 

Национальные отраслевые органы управления

Согласование

- Нормы и правила по промышленной безопасности

Служба стандартизации и метрологии

-Нормы и правила по безопасности труда

Министерство здравоохранения и социальной защиты.

- Государственная фармацептика

Министерство здравоохранения и социальной защиты.

 

-Медицинские стан-дарты, медико- биологические

Министерство здравоохранения и социальной защиты.

 

Российская Федерация

Федеральный закон от 27 декабря

2002 г. № 184-ФЗ

«О техническом регулировании»

Технический регламент

Государственная

Дума (в форме закона)

Требования в части: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Не указаны

национальный стандарт

Ростехрегулирование

стандарт организации

объединение организаций или отдельная организация

Республика Таджикистан

Закон от 3 мая 2002 г. № 25

«О стандартизации»

Международные (региональные) стандарты

Уполномоченный орган Правительства Республики Таджикистан

Требования относительно безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества, охраны окружающей среды;

защиты интересов прав потребителей

Участвуют в работе по стандартизации в области строительства, стройиндустрии, включая проектирование и конструирование

межгосударственные стандарты

Таджикгосстандарт, а также государственные органы управления, входящие в государственную систему стандартизации, в пределах своей компетенции

государственные стандарты

то же

стандарты отраслей

Государственные органы управления и субъекты хозяйственной деятельности

стандарты предприятий

руководитель предприятия

технические условия

то же

Республика Узбекистан

«О стандартизации» 28.12.1993 г.

 

Градостроительный Кодекс Республики Узбекистан от 04.04.02 г. № 353-11

ГОСТ, O¢ zDSt -

государственный стандарт,

КМК - строительные нормы и правила,

ШНК - градостроительные нормы и правила,

МШН - ведомственные градостроительные нормы,

TSh - технические условия,

KSt - стандарт предприятия

Государственный комитет Республики Узбекистан по архитектуре и строительству

 

 

 

 

 

 

 

Субъекты деятельности по стандартизации

Требования относительно: обеспечение безопасности продукции, окружающей среды, жизни, здоровья и имущества населения

Проведение государственной политики в области градостроительства и градостроительной деятельности организации и обеспечения работ по стандартизации

Украина

Закон от 17 мая 2001 г. № 2408-III

«О стандартизации»

Технический регламент

Кабинет Министров Украины

Охрана здоровья человека; охрана окружающей среды; безопасность продукции, безопасность продукции и услуг;
устранения национальной безопасности.

Технический надзор

Национальный стандарт

Центральный орган исполнительной власти в области строительства

Кодекс установившейся практики (свод правил)

Центральный орган исполнительной власти в области строительства

Технические условия

Субъекты хозяйствования

Закон Украины «Об основах градостроительства»

Государственные строительные нормы

Центральный орган исполнительной власти в области строительства