Утверждены Приказом Госстроя России от 01.10.99 г. №69 НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ И ТЕКУЩИМ РЕМОНТОМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, СТРОИТЕЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ МАШИН НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Москва, Нормативы разработаны Научно-исследовательским центром муниципальной экономики (ранее ФГУП «ЦНИС») при участии Научно-исследовательского института строительного и дорожного машиностроения (ВНИИСТРОЙДОРМАШ), а также ряда организаций жилищно-коммунального хозяйства (МУП «Теплосеть» г. Королев МО, МП «Водоканал» г. Лыткарино МО, МУП «Водоканал» г. Кашира МО, МП «Курские городские коммунальные электрические сети», МП «Водоканал» г. Ливны, АП «Теплосеть» г. Красногорск МО, МП «Воронежская горэлектросеть»). Сборник является составной частью отраслевой нормативно-методической базы по определению экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Сборник рекомендован к применению на предприятиях и в организациях коммунальной энергетики и водопроводно-канализационного хозяйства. Нормативы численности работников, занятых
техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного
транспорта, строительных и специальных машин на предприятиях и в организациях
жилищно-коммунального хозяйства, утверждены приказом Госстроя России от 1
октября СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ1.1. Сборник содержит нормативы численности работников, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин, на предприятиях и в организациях теплоэнергетического и водопроводно-канализационного хозяйств. 1.2. Сборник предназначен для определения численности работников, на основании которой рассчитываются нормативные затраты по оплате труда в плановой себестоимости, и соответственно, в экономически обоснованном тарифе на жилищно-коммунальные услуги, и для рациональной расстановки кадров соответствующего квалификационного состава. 1.3. Нормативы численности носят рекомендательный характер и являются основой для разработки и утверждения органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления региональных нормативно-методических материалов. 1.4. В основу разработки сборника положены действующие нормативно-правовые акты, включая Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта; Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин; Положение о техническом обслуживании и ремонте специальных машин для уборки городских территорий; Методические указания по определению потребности в механизмах для эксплуатации и ремонта коммунальных электрических и тепловых сетей; фотохронометражные наблюдения; результаты анализа организационно-технических условий выполнения работ; технические характеристики применяемых машин и оборудования. 1.5. Понятие «нормативы численности» означает оптимальную численность работников конкретного профессионально - квалификационного состава, необходимую для выполнения единицы объема работ в определенных организационно-технических условиях. 1.6. Нормативная численность установлена для наиболее распространенных условий выполнения работ с учетом обеспечения рабочих мест необходимым оборудованием, инструментом и инвентарем применительно к характеру выполняемых работ, а также в соответствии с действующими правилами техники безопасности и охраны труда. 1.7. Настоящими нормативами предусмотрена: для руководителей, специалистов и служащих - списочная численность, для рабочих - явочная численность. Для определения списочной численности рабочих необходимо учесть коэффициент планируемых невыходов, учитывающий ежегодные отпуска, неявки на работу, оформленные листками нетрудоспособности, неявки в связи с выполнением государственных или общественных поручений и обязанностей и т.д. 1.8. Нормативы численности установлены с учетом необходимых затрат времени на подготовительно-заключительную работу, отдых и личные надобности, на переходы для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования, входящего в зону обслуживания. 1.9. Приведенные в сборнике пределы числовых значений факторов, в которых указано «до» следует понимать включительно. В случае, если числовые значения факторов значительно отличаются от предельных, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции. 1.10. Наименования профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих указаны в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94. Содержание выполняемых работ приведено в соответствии с тарифно-квалификационными справочниками. При внесении изменений в тарифно-квалификационные справочники наименования профессий и должностей, указанных в данном сборнике, должны соответственно измениться. 1.11. Для моделей машин, не предусмотренных настоящими рекомендациями, следует пользоваться нормативами применительно к машинам других марок с аналогичными техническими характеристиками или устанавливать методами технического нормирования местные обоснованные нормативы численности. 1.12. Нормативы, регламентирующие техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин, корректируются с помощью коэффициента (К1) - в зависимости от природно-климатических условий. Пояснения по его применению приведены в приложениях 1,2. 1.13. Пример расчета численности рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин, приведен в приложении 3. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ2.1. Работоспособное состояние подвижного состава транспортных средств, строительных и специальных машин обеспечивается проведением технического обслуживания и текущего ремонта и соблюдением государственных стандартов, правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин и правил дорожного движения. 2.2. Своевременное и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин, снижает потребность в ремонте. 2.3. Техническое обслуживание предназначено для поддержания транспортных средств, строительных и специальных машин в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде; обеспечения надежности и экономичности работы, безопасности движения, защиты окружающей среды; уменьшения интенсивности изнашивания деталей; предупреждения отказов и неисправностей, а также для выявления их с целью своевременного устранения. Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, проводимым принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с транспорта агрегатов, узлов и деталей. Техническое обслуживание производится по плану-графику, утвержденному главным инженером предприятия. 2.4. Ремонт предназначен для восстановления и поддержания работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин, устранения отказов и неисправностей, возникших в работе или выявленных при техническом обслуживании. Ремонтные работы выполняются как по потребности, после появления соответствующего отказа или неисправности, так и принудительно по плану, через определенный пробег или время работы подвижного состава. Второй вид ремонта является планово-предупредительным. 2.5. Техническое обслуживание подразделяется на следующие виды: - ежедневное техническое обслуживание (ЕО); - первое техническое обслуживание (ТО-1); - второе техническое обслуживание (ТО-2); - сезонное техническое обслуживание (CO). 2.6. Ежедневное техническое обслуживание включает контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов транспортных средств, строительных машин - санитарную обработку кузова. Мойка производится по потребности в зависимости от климатических и сезонных условий с целью обеспечения санитарных требований и надлежащего внешнего вида. Ежедневное обслуживание выполняется после работы транспортных средств, строительных машин на линии. Контроль технического состояния перед выездом на линию, а также при смене водителей на линии осуществляется ими за счет подготовительно-заключительного времени. 2.7. ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния транспортных средств, строительных и специальных машин, экономию топлива и других эксплуатационных материалов. 2.8. Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин к эксплуатации в холодное и теплое время года. Сезонное обслуживание включает операции по демонтажу и монтажу навесного оборудования, используемого сезонно, по консервации машин и навесного оборудования перед постановкой их на длительное хранение, по расконсервации оборудования перед вводом его в эксплуатацию. Сезонное обслуживание совмещается преимущественно с ТО-2 и текущим ремонтом с соответствующим увеличением трудоемкости. 2.9. Текущий ремонт (ТР) по характеру производства работ подразделяется на ремонт, выполняемый в процессе эксплуатации, т.е. на самой машине, и на ремонт снятых с машин агрегатов и узлов. При текущем ремонте производятся разборочно-сборочные, слесарные, сварочные и другие работы, связанные с заменой отдельных деталей (кроме базовых) узлов и агрегатов, которые должны после ремонта безотказно работать до очередного ТО-2. 2.10. Потребность в текущем ремонте выявляется в результате проведения контрольно-диагностических работ и наблюдения за работой машин на линии. 2.11. Работы по ремонту агрегатов, узлов и систем специальных машин осуществляется специализированными бригадами. Профессиональный и квалификационный состав бригад рабочих устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от принятой технологии работ, мощности производственной базы, организации производства и режима работы предприятия. Каждой бригаде на основании заявки на текущий ремонт выдается нормированное задание. Выдача нормированных заданий бригадам производится ежедневно. 2.12. Каждое рабочее место должно быть оснащено картой комплексной организации труда, в которой указаны наиболее рациональные методы и приемы труда, последовательность выполнения работ, условия, нормы и системы оплаты труда, порядок обслуживания рабочего места, требования к исполнителям. Работы на рабочих местах выполняются рабочими соответствующей квалификации, ознакомленными с правилами производства и техники безопасности. 3. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ3.1. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих3.1.1. Организация технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машинПримерный перечень должностей: Начальник цеха, гаража, участка, инженер, механик, мастер, диспетчер. Примерный перечень работ: Обеспечение исправного содержания подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин. Осуществление технического надзора за состоянием парка машин на линии и в отстое, выявление причин неисправностей и принятие мер по их устранению. Организация и контроль за выпуском на линию подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин согласно утвержденному графику в надлежащем техническом состоянии. Осуществление систематического контроля за соблюдением водителями правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, строительных и специальных машин и правил дорожного движения, инструкций, приказов и других руководящих документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Разработка и внедрение мероприятий, направленных на ликвидацию простоев, преждевременных возвратов транспорта с линии из-за технических неисправностей. Заполнение, выдача и принятие путевых листов и других документов, отражающих выполненную водителями работу. Участие в проведении служебных расследований дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с выездом на места их возникновения и анализ обстоятельств и причин их возникновения. Разработка конкретных мер по их устранению и организация их реализации. Взаимодействие и сотрудничество с территориальными органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения по вопросам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения. Обеспечение автотранспортного подразделения всеми необходимыми материальными ресурсами (оборудование, инструменты, материалы, комплектующие изделия, запасные части и др.). Участие в работе по формированию и расширению хозяйственных связей с поставщиками, отслеживание конъюнктуры рынка и поступления на рынок новых товаров. Подготовка и заключение договоров с поставщиками. Осуществление контроля за обеспечением горюче-смазочными материалами, за правильным хранением машин. Обеспечение текущего ремонта производственных зданий, сооружений и оборудования гаража. Таблица 1
3.2. Нормативы численности рабочихПримерный перечень профессий: Аккумуляторщик, вулканизаторщик, жестянщик, кузнец ручной ковки, маляр, медник, монтировщик шин, обойщик, плотник, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, слесарь по топливной арматуре, смазчик, токарь, электрогазосварщик. 3.2.1. Техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава автомобильного транспорта3.2.1.1. Грузовые автомобилиТаблица 2
3.2.1.2. Легковые автомобилиТаблица 3
3.2.1.3. АвтобусыТаблица 4
3.2.1.4. Прицепы и полуприцепыТаблица 5
3.2.1.5. Ежедневное обслуживаниеПрофессия: мойщик-уборщик подвижного состава. Таблица 6
3.2.2. Техническое обслуживание и текущий ремонт строительных машин3.2.2.1. ЭкскаваторыТаблица 7
3.2.2.2. Машины для земляных работТаблица 8
3.2.2.3. Машины для устройства дорожных покрытийТаблица 9
3.2.2.4. Подъемно-транспортные машиныТаблица 10
3.2.2.5. Погрузчики фронтальныеТаблица 11
3.2.2.6. Прочие строительные машиныТаблица 12
3.2.2.7. ТракторыТаблица 13
3.2.2.8. Ежедневное обслуживаниеПрофессия: мойщик-уборщик подвижного состава. Таблица 14
3.2.3. Техническое обслуживание и текущий ремонт специальных машин3.2.3.1. Коммунальная энергетикаТаблица 15
3.2.3.2. Водопроводно-канализационное хозяйствоТаблица 16
Приложение 1
|
Характеристика района |
Коэффициент К1 |
Умеренный |
1 |
Холодный |
1,2 |
Очень холодный |
1,3 |
Примечание.
Районирование территории Российской Федерации по природно-климатическим условиям приведено в приложении 2.
При участии водителей в работах по техническому обслуживанию и ремонту машин нормативная численность рабочих, рассчитанная по настоящим нормативам, уменьшается пропорционально трудоемкости работ, выполняемых водителями.
Таблица 18
Административно-территориальные единицы |
Климатические районы |
Республика Саха (Якутия), Магаданская обл. |
Очень холодный |
Республика Бурятия, Республика Алтай, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Тыва; Алтайский, Красноярский, Приморский и Хабаровский край; Амурская, Архангельская, Иркутская, Камчатская, Кемеровская, Мурманская, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Томская, Тюменская и Читинская области |
Холодный |
Остальные районы Российской Федерации |
Умеренный |
Исходные данные. Предприятие расположено в центральной районе с умеренными природно-климатическими условиями, имеет парк машин - 53 единицы.
№ п/п |
Наименование и виды транспортных средств и строительных машин |
Кол-во машин |
Общий годовой пробег, млн. км |
Общее годовое кол-во отработанного времени, 10 тыс. мотто - часов |
1. |
Бортовая МАЗ-53362, грузоподъемностью 8 т, дизельный двигатель |
12 |
0,44 |
|
2. |
Легковая ГАЗ-24-11, среднего класса |
5 |
0,17 |
|
3. |
Самосвал МАЗ-5549, грузоподъемностью 8 т, дизельный двигатель |
8 |
0,32 |
|
4. |
Тракторы «Беларусь» |
17 |
|
4,32 |
5. |
Экскаватор одноковшовый механич. на пневмоходу, с ковшом вместим. |
5 |
|
1,86 |
6. |
Бульдозер на базе трактора «Беларусь» |
6 |
|
2,71 |
|
ИТОГО |
53 |
|
|
Расчет нормативной численности рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта и строительных машин
№ п/п |
Наименование подвижного состава |
Единица измерения |
Годовой пробег или отработанное время |
Нормативы численности на единицу измерения, чел. |
Расчетная численность, чел. |
||||||
ТО-1 |
ТО-2 |
ТР |
Всего |
ТО-1 гр.4 × гр.5 |
ТО-2 гр.4 × гр.6 |
ТР гр.4 × гр.7 |
Всего |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. |
Бортовая МАЗ-53362, 8 т, диз. двигатель |
1 млн. км |
0,44 |
0,45 |
0,57 |
3,14 |
4,16 |
0,20 |
0,25 |
1,38 |
1,83 |
2. |
Легковая ГАЗ-24-11, среднего класса |
-«- |
0,17 |
0,25 |
0,34 |
1,63 |
2,22 |
0,04 |
0,06 |
0,28 |
0,38 |
3. |
Самосвал МАЗ-5549, 8 т, диз. двигатель |
-«- |
0,32 |
0,45 |
0,56 |
3,62 |
4,63 |
0,14 |
0,18 |
1,16 |
1,48 |
4. |
Трактор «Беларусь» |
10 тыс. мотто - часов |
4,32 |
0,13 |
0,15 |
1,09 |
1,37 |
0,56 |
0,65 |
4,71 |
5,92 |
5. |
Экскаватор одноковш, механич. на пневмоходу, с ковшом вместимостью |
-«- |
1,86 |
0,26 |
0,44 |
3,72 |
4,42 |
0,48 |
0,82 |
6,92 |
8,22 |
6. |
Бульдозер на базе трактора «Беларусь» |
-«- |
2,71 |
0,20 |
0,18 |
1,31 |
1,69 |
0,54 |
0,49 |
3,55 |
4,58 |
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
1,96 |
2,45 |
18 |
22,41 |
Нормативная численность рабочих, занятых ежедневным обслуживанием, составляет:
0,035 × 53 = 1,86 чел.
Нормативная численность рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта и строительных машин, составляет:
22,41 + 1,86 = 24,27 чел.