Постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 360-ПП в настоящее постановление внесены изменения Постановлением Правительства Москвы от 26 августа 2008 г. N 769-ПП в настоящее постановление внесены изменения Постановлением Правительства Москвы от 15 января 2008 г. N 27-ПП в настоящее Постановление внесены изменения Постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2007 г. N 99-ПП О разработке целевой программы города Москвы "Создание системы единого городского парковочного пространства" на период 2012-2014 гг. (с изменениями от 15 января, 26 августа 2008 г., 28 апреля 2009 г., 24 августа 2010 г.) Во исполнение пункта 1.3 постановления Правительства Москвы от 1 ноября 2005 г. N 854-ПП "О создании, обустройстве, обслуживании и использовании городских платных парковок в городе Москве" ив целях консолидации действий городских органов власти, служб и организаций, направленных на создание системы единого городского парковочного пространства, введение безналичных форм оплаты, совершенствование нормативной правовой базы, внедрение современных методов управления Правительство Москвы постановляет: 1. Принять предложение Департамента транспорта и связи города Москвы о разработке проекта целевой программы города Москвы "Создание системы единого городского парковочного пространства" на период 2012-2014 гг. (далее - Программа). 2. Утвердить Концепцию целевой программы города Москвы "Создание системы единого городского парковочного пространства" на период 2012-2014 гг. (приложение). 3. Возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы функции государственного заказчика на разработку Программы. 4. Департаменту города Москвы по конкурентной политике по представлении государственным заказчиком конкурсной документации провести в установленном порядке конкурс на определение подрядчика по выполнению задания "Разработка целевой программы города Москвы "Создание системы единого городского парковочного пространства" на период 2012-2014 гг.". 5. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы: 5.1. Привлечь в установленном порядке специализированную организацию для осуществления функций по организации и проведению конкурса. 5.2. Для проведения конкурса в установленном порядке в месячный срок подготовить и передать в Департамент города Москвы по конкурентной политике конкурсную документацию, разработанную на основе концепции (п. 2), и соответствующую заявку. 5.3. Разработать Программу и во II квартале 2011 г. в установленном порядке представить ее в Правительство Москвы. 6. Департаменту экономической политики и развития города Москвы по предложению Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы предусматривать в 2010-2011 гг. лимиты капитальных вложений в общем объеме до 20 млн.руб. на выполнение работ, указанных в пункте 5 настоящего постановления, за счет и в пределах средств, предусмотренных Государственному заказчику в Адресной инвестиционной программе на соответствующий год. 7. Считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 29 августа 2000 г. N 698 "О Концепции организационно-правового регулирования системы временного размещения автотранспортных средств на территории города Москвы". 8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. и первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В.
Мэр Москвы Ю.М. Лужков Содержание
Постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 360-ПП в настоящее приложение внесены изменения Постановлением Правительства Москвы от 26 августа 2008 г. N 769-ПП в настоящее приложение внесены изменения Постановлением Правительства Москвы от 15 января 2008 г. N 27-ПП в настоящее приложение внесены изменения Концепция целевой программы города Москвы "Создание системы единого городского парковочного пространства" на период 2012-2014 гг. 1. Введение (Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития города Москвы)1.1. Среднесрочная целевая программа города Москвы "Создание системы единого городского парковочного пространства на период 2012-2014 гг." (далее - Программа) разрабатывается в соответствии с требованиями, установленными Законом города Москвы от 11 июля 2001 г. N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве" и постановлением Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве" и предусматривает создание в городе Москве в период с 2008 по 2010 годы комплекса объектов парковочного пространства различных типов (гаражей, автостоянок, парковок) для размещения автотранспортных средств, а также систем управления и контроля этим комплексом объектов. Программа разрабатывается по заданию ряда распорядительных документов Правительства Москвы (постановления Правительства Москвы от 1 июня 2004 г. N 351-ПП "Об организации мероприятий по Комплексной схеме организации дорожного движения в центре Москвы", от 29 марта 2005 г. N 176-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22 июня 2004 г. N 422-ПП" и от 18 июля 2006 г. N 508-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Москвы от 1 ноября 2005 г. N 854-ПП, от 22 июня 2004 г. N 422-ПП и другие нормативные акты города Москвы") и должна обеспечить комплексный подход к решению проблемы создания единой производственной и управленческой инфраструктуры системы единого городского парковочного пространства, порядка формирования и расходования финансовых средств, а также пакета нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и эффективное функционирование в городе Москве всех видов объектов парковочного пространства - автостоянок, гаражей, парковок. 1.2. Термины, используемые в целях настоящей Концепции (подлежат уточнению при разработке Программы) Автотранспортное средство - механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или установленного на нем оборудования и подлежащее государственной регистрации (кроме маршрутных транспортных средств). Городская улично-дорожная сеть (далее - УДС) - комплекс объектов, включающий в себя магистральные улицы общегородского значения различных категорий, магистральные улицы районного значения, улицы, дороги и проезды в зонах жилого, производственного и иного назначения, дороги и проезды на территориях природных комплексов, площади, мосты, эстакады, подземные переходы, разворотные площадки городских маршрутных транспортных средств и иные объекты. Размещение автотранспортного средства - установка автотранспортного средства, прекратившего дорожное движение, на отведенное место. Стоянка транспортных средств (далее - стоянка) - объект недвижимости в виде здания, строения, сооружения или их части, специально оборудованная площадка или выделенная часть УДС, предназначенные для размещения автотранспортных средств. К стоянкам относятся все виды (типы) гаражей и автостоянок. Городская стоянка - стоянка, находящаяся в собственности города Москвы. Парковка - особый вид автостоянки, созданной на, над или под объектами УДС. Машиноместо - часть стоянки, ограниченная конструкционными элементами или линиями разметки и предназначенная для размещения одного автотранспортного средства. 2. Состояние вопроса2.1. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого методаИнтенсивный рост города, изменения в образе жизни, гибкость в использовании частного легкового транспорта - все эти обстоятельства за последние 10-12 лет привели к резкому увеличению дорожного движения в Москве. На учете в органах Управления ГИБДД ГУВД по г. Москве на 1 октября 2006 г. состоит более 3 млн.единиц автотранспортных средств, еще около 400 тыс. единиц ежедневно прибывают в столицу из других регионов страны. Одновременно в движении на городской улично-дорожной сети находится до 350 тысяч автотранспортных средств. Ежегодный прирост автопарка столицы составляет 110 - 120 тысяч автотранспортных средств. Легковой транспорт становится почти монополистом на городских улицах и в жилых зонах. Особенно это заметно в историческом центре столицы. Учитывая эти темпы роста, а также реализуемые Правительством Российской Федерации мероприятия по модернизации автопроизводящей отрасли страны, к концу 2010 г. величина городского автопарка может достигнуть уровня в 4 млн.единиц автотранспортных средств, а к началу 2015 г. - 4,9 - 5 млн. единиц, что значительно осложняет решение проблемы временного размещения автотранспортных средств. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что продолжающееся интенсивное строительство жилых зданий и объектов массового посещения без должного обеспечения их стояночными местами значительно увеличивает имеющийся в городе дефицит парковочного пространства. Автотранспорт также является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. Величина ежегодного экологического ущерба (загрязнение атмосферы, шум, воздействие на климат) от функционирования автотранспортного комплекса Российской Федерации достигает 1,5-2 % валового национального продукта (ВНП) России. В Москве, где на городской территории сосредоточено около 10 % всего автопарка страны, транспорт является одним из основных загрязнителей - по данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на его долю приходится более 80 % всех выбросов в городскую атмосферу. Одним из основных элементов упорядочения движения автотранспорта и его размещения на городской территории и улично-дорожной сети является создание городской системы парковочного пространства. Вопрос размещения автотранспортных средств в крупных мегаполисах рассматривается как составная часть единой системы организации дорожного движения и общей транспортной политики (транспортной стратегии). Отсутствие комплексного подхода в решении вопросов размещения автотранспортных средств в городе Москве: - приводит к снижению пропускной способности городских дорог и способствует возникновению транспортных пробок, аварийных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий; - создает трудности для уборки улично-дорожной сети города (особенно в зимнее время), проведения работ по благоустройству территории, строительству и ремонту дорог; - препятствует осуществлению полномочий специализированных служб и органов (милиции, пожарной и скорой помощи); - создает неудобства для пешеходов; - повышает вероятность совершения противоправных действий в отношении автотранспортных средств; - нарушает архитектурный облик города и др. Комплексное решение проблемы создания единой городской системы парковочного пространства позволит обеспечить (в основном, экономическими методами) стимулирование снижения времени нахождения автотранспорта в проблемных транспортных зонах, повысить оборачиваемость мест размещения транспортных средств и снизить максимальную нагрузку на улично-дорожную сеть города. 2.2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методомРазработку Программы необходимо производить как составную часть городской транспортной стратегии на период до 2015 г. (в качестве пилотного проекта). Программа должна предусматривать реализацию комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение приоритетных городских проблем, связанных с размещением автотранспортных средств на территории города, в том числе: - градостроительных (включая создание новых проектных и конструктивных ресурсосберегающих решений); - экономических (включая налоги и платежи, а также привлечение дополнительных инвестиций на развитие городской инфраструктуры); - экологических (в части снижения негативного воздействия автотранспортного комплекса на окружающую среду). Программа должна распространяться на все объекты парковочного пространства, предназначенные для размещения автотранспортных средств, независимо от их форм собственности, но в первую очередь на создание комплекса платных парковок и связанных с ними машиномест на перехватывающих стоянках, как одного из элементов управления транспортным потоком. Программа должна быть согласована с приоритетными целями и задачами развития территории города Москвы, установленными Генеральным планом развития Москвы на период до 2020 г., утвержденными градостроительными планами округов, а также другими нормативными актами, принятыми органами исполнительной власти города Москвы. Генеральным планом развития Москвы запланировано в период до 2020 г. создание 2,5 млн. стояночных мест (подлежит уточнению при разработке Программы), включая: 1. На перехватывающих стоянках - до 150 тыс. машиномест (из них - 4 тыс. первоочередных мест в период до 1 января 2008 г.), в том числе: - на подходах к Садовому кольцу - 40 тыс. машиномест; - на подходах к границе Центрального административного округа города Москвы - 90 тыс. машиномест; - на внешних подходах к МКАД - 20 тыс. машиномест. 2. На объектах улично-дорожной сети (парковках) в количестве не менее 70 тыс. машиномест, в том числе: - на подходах к границе Центрального административного округа города Москвы - 50 тыс. машиномест; - на подходах и внутри Садового кольца - 20 тыс. машиномест. 2.3. ИнфраструктураСоздание различных объектов парковочного пространства в городе осуществляется в рамках нескольких несвязанных между собой программ по гаражному строительству (постановление Правительства Москвы от 25 января 2005 г. N 45-ПП "О Целевой программе строительства гаражей-стоянок в городе Москве на период 2005-2007 гг."), по организации транспортно-пересадочных узлов (распоряжение Правительства Москвы от 1 сентября 2005 г. N 1699-РП "Об одобрении концепции строительства транспортно-пересадочных узлов в городе Москве и утверждении перечня первоочередных транспортно-пересадочных узлов"), перехватывающих автостоянок, по реконструкции внутридворовых территорий и др. Количество зарегистрированных машиномест на объектах городского парковочного пространства всех видов составляет немногим более 1 млн., в том числе: - в гаражах и гаражных комплексах всех типов (наземные, подземные, плоскостные, многоярусные и пр.) - более 400 тыс. машиномест; - на автостоянках всех типов (без учета стояночных мест на внутридворовых и междомовых территориях) - более 650 тыс. машиномест; - на парковках (платные стояночные места, созданные на, над и под объектами улично-дорожной сети и находящиеся в юрисдикции городских властей) - около 4100 машиномест. Общая обеспеченность официально зарегистрированными машиноместами для размещения автотранспортных средств по состоянию на 1 октября 2006 г. составила около 42 % от общего количества городского автопарка. Вместе с тем, количество плоскостных автостоянок, созданных на внутридворовых и междомовых территориях, не учтено и их общее количество не подтверждено документально. При этом на таких стоянках размещается значительная часть автотранспортных средств, особенно в ночное время (по различным экспертным оценкам количество машиномест на них превышает 1,0 млн.). В полной мере это относится и к различным приобъектным стоянкам. Анализ имеющихся адресных перечней различных объектов парковочного пространства, общего количества стояночных мест и их структуры по типам (видам), а также разработка предложений по требуемому количеству машиномест и приоритетности создания объектов парковочного пространства различных видов на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды (с учетом степени эффективности в различные временные периоды) должны быть выполнены в рамках разработки раздела Программы "Создание комплекса объектов системы единого городского парковочного пространства". В этом же разделе Программы должны быть сформулированы подробные требования к создаваемым комплексам объектов системы единого городского парковочного пространства различных типов (в качестве проектов технических заданий для проведения последующих городских конкурсов). 2.4. Организационно-технические вопросыСоздание единого городского парковочного пространства невозможно без реализации взаимосвязанных мер организационно-технического характера. Это вопросы, касающиеся технологий и оборудования, обеспечивающих сбор платежей за использование городских объектов парковочного пространства и контроль за своевременной и полной оплатой услуг за использование городских объектов парковочного пространства; вопросы информационного обеспечения системы; вопросы технического оснащения единого диспетчерского центра (далее - ЕДЦ), управляющей компании, целевого бюджетного фонда, парковочной инспекции и пр. Сбор платежей. Способы оплаты. При разработке этого раздела в качестве вариантов рассматриваются следующие способы сбора платы за размещение автотранспортных средств с использованием кредитных карт, смарт-карт (одноразовых или многоразовых пополняемых), скретч-карт: паркоматы стационарные; электронные платежные радиотерминалы (вариант переносного паркомата); мобильные телефоны. До настоящего времени наибольшее распространение для расчетов с водителями на парковках нашли применение паркоматы различных типов и конфигураций для приема платежей с помощью электронных карт и денежных средств. Зарубежный опыт эксплуатации паркоматов определил наиболее оптимальный по конфигурации тип аппаратов – без включения в его состав функциональных блоков для расчетов с помощью денежных средств. В основу конструкции такого оборудования положено многофункциональное устройство, которое может быть "разложено" на параметрический ряд более простых, надежных в эксплуатации и невысоких по стоимости функциональных блоков в зависимости от потребностей заказчика. Эти требования обеспечиваются соблюдением следующих базовых принципов построения паркоматов: - модульность конструктивного исполнения программно-технических средств (далее - ПТС); - "открытость" прикладного программного обеспечения изделия к наращиванию (при необходимости) его функциональных возможностей; - адаптируемость ПТС к различным схемам платежных расчетов за пользование стоянкой с помощью электронных карт; - применимость ПТС для стоянок различной емкости и интенсивности; - обеспечение требований надежности функционирования изделия ПТС в сложных погодно-климатических условиях; - простота технического обслуживания; - минимальное потребление электроэнергии, возможность питания от автономного источника в режиме динамического электропитания; - защищенность ПТС от злоупотребления со стороны пользователей и обслуживающего персонала; - создание отечественной конкурентоспособной (импортозамещающей) по техническим характеристикам и стоимостным показателям продукции. В зависимости от конфигурации ПТС паркоматы в общем случае должны обеспечивать: - управление техническими средствами, регулирующими въезд на парковку и выезд (шлагбаумы, датчики наличия автомобиля, светофоры, информационное световое табло, системы видеонаблюдения и пр.); - учет въехавших на территорию парковки и выехавших автомобилей, в т.ч. по типу и номеру государственной регистрации; - учет времени въезда на парковку и выезда; - расчет величины оплаты за парковку в зависимости от времени стоянки и действующих тарифов; - формирование и выдача пользователю парковки фискального чека (при необходимости); - возможность объединения паркоматов, расположенных на парковках, с помощью мобильной радиосети в локальную сеть под управлением ЕДЦ; - проведение в автономном режиме мониторинга (тестирования) технического состояния паркомата и передача в ЕДЦ сообщений о его работоспособности. Электронные платежные радиотерминалы (вариант переносного паркомата) по способу работы и функциональному назначению не отличаются от стационарного паркомата. Такое оборудование может использоваться в случае, когда парковка используется периодически и установка стационарного паркомата экономически нецелесообразна. Технология оплаты парковки по мобильному телефону достаточно проста. Абонент после установки автотранспортного средства на стоянке, отправляет на специальный короткий номер (единый для всех операторов мобильной связи) SMS-сообщение с указанием номера машины, номеров стоянки и машиноместа, а также времени размещения. Со счета абонента в платежной платформе списывается необходимая сумма средств за пользование стоянкой и абоненту высылается SMS-уведомление об оплате и о времени, когда нужно покинуть стоянку. За 10 минут до истечения оплаченного срока абоненту отправляется предварительное SMS-уведомление для принятия решения о дополнительной оплате или оставлении парковки. Если абонент досрочно покидает парковку, то он может вернуть деньги за неиспользованное время, отправив дополнительное SMS-сообщение. Контроль за своевременной и полной оплатой услуг. Оснащение органов управления и контроля. Для контроля занятых и оплаченных (неоплаченных) машиномест на платных парковках и выдачи оперативной информации в ЕДЦ возможно использование систем видео- и инфракрасного наблюдения. В составе ЕДЦ должен действовать программно-аппаратный комплекс, анализирующий состояние оплаты занятых машиномест. Информация о занятых автотранспортными средствами, но неоплаченных машиноместах в режиме реального времени передается в Управление ГИБДД ГУВД по г.Москве. После установления службой Управления ГИБДД ГУВД по г. Москве собственника каждого такого автотранспортного средства (и отсутствия криминальной составляющей) полученные данные в режиме реального времени передаются из ЕДЦ службе контроля (например, городской парковочной инспекции). Информационное обеспечение системы. Для контроля наличия свободных парковочных мест (в том числе на перехватывающих стоянках и парковках) и выдачи оперативной информации на электронные динамические табло в целях информирования водителей о наличии свободных мест по пути их следования возможно использование систем видео- и инфракрасного наблюдения. В составе ЕДЦ должен действовать программно-аппаратный комплекс информирования участников дорожного движения. Указанное оборудование должно обеспечивать контроль занятости машиномест на всех стоянках, входящих в общегородскую систему, обмен данными с ЕДЦ и далее - с динамическими табло. Обмен данными целесообразно осуществлять по радиоканалу. На основе данных от систем видеонаблюдения со всех стоянок в ЕДЦ должны формироваться сообщения на терминалы (динамические табло) о наличии и количестве свободных мест на ближайших парковках и направлениях движения к выбранному месту. Подробные требования к каждому элементу организационно-технического раздела, сравнительный технико-экономический анализ различных вариантов технического обеспечения системы единого городского парковочного пространства, в т.ч. определение приоритетности их реализации на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды (учитывая степень их эффективности в различные временные периоды) должны быть определены в рамках разработки раздела Программы "Организационно-технические мероприятия" 2.5. Организационно-правовая система и нормативная правовая базаНеравномерность социально-экономического развития регионов России предопределяет различное отношение субъектов Российской Федерации к приоритетности законопроектной деятельности по размещению автотранспортных средств на объектах парковочного пространства. Отсутствие в Российской Федерации и в городе Москве надлежащей нормативной правовой базы, в полной мере регулирующей вопросы размещения автотранспортных средств на городской территории (в том числе прекративших движение в рамках ПДД), не позволяет реализовать комплексный подход к проблеме организации городского парковочного пространства. Проблемы размещения автотранспортных средств на объектах парковочного пространства и эффективного функционирования единой городской системы парковочного пространства в значительной степени могут быть урегулированы законодательством города Москвы. Однако полностью эти вопросы в рамках только законодательства города Москвы как субъекта Российской Федерации решены быть не могут, поскольку Конституция Российской Федерации относит установление основополагающих принципов гражданского, административного и финансового права к компетенции федеральных органов власти. Действующая в настоящее время организационно-правовая система парковочного пространства в городе Москве является неэффективной, а по некоторым положениям не соответствует законодательству. Анализ нормативных правовых актов, правоприменительной практики, систем учета и контроля материальных и финансовых потоков при размещении автотранспортных средств на территории мегаполисов, а также систем документооборота, действующих в Российской Федерации, городе Москве и многих европейских странах позволяют сделать следующие выводы. В городе Москве: - не разработана на законодательном уровне городская транспортная стратегия и, как ее составная часть, единая политика размещения автотранспортных средств на городской территории; - нет единого управляющего органа, определяющего политику строительства всех объектов парковочного пространства как элемента единой городской системы организации дорожного движения; - нет единого управляющего органа, определяющего политику функционирования (эксплуатации) объектов парковочного пространства как элемента единой городской системы организации дорожного движения; - не существует единой системы учета объектов парковочного пространства и органа, осуществляющего надзор и контроль за сделками с такими объектами; - не существует единой системы управления формированием и расходованием финансовых средств при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов парковочного пространства, не разработана единая тарифная политика, регулирующая оплату за размещение автотранспортных средств на стоянках в различных районах города и в различное время суток; - слабо внедряются безналичные формы оплаты услуг за размещение автотранспортных средств на городских стоянках; - существующие меры административной ответственности за нарушение правил размещения автотранспортных средств неэффективны и не обеспечивают требуемых результатов, а правоприменительная практика не использует весь имеющийся арсенал мер воздействия к нарушителям правил размещения автотранспортных средств; - существующая правовая база не "закрывает" весь спектр правонарушений, связанных с размещением автотранспортных средств (особенно в жилых и природоохранных зонах, на резервных территориях); - градостроительное законодательство не обеспечивает строительство достаточного количества стояночных мест; - действующие системы землепользования и организации строительства не стимулируют создание многоярусных объектов парковочного пространства. Для решения указанных проблем требуется построение принципиально новой, более эффективной организационно-правовой конструкции, позволяющей использовать как весь ресурс уже имеющейся законодательной базы, так и предусматривающей разработку пакета новых нормативных правовых актов различного уровня. Эта конструкция должна предусматривать реализацию следующих основных принципов. 1. Размещение автотранспортных средств вне объектов улично-дорожной сети или стоянок (а это пешеходные зоны внутридворовых и междомовых территорий, детские и спортивные площадки, газоны и другие объекты зеленых насаждений, охранные зоны инженерных коммуникаций, резервные территории, территории природоохранных комплексов и пр.) должно быть запрещено (например, законом города Москвы). 2. Размещение автотранспортных средств на городских стоянках в различных районах Москвы должно регулироваться организационно-техническими, экономическими и административными мерами, предусматривающими, в том числе, применение административной ответственности за нарушение правил размещения автотранспортных средств на городской территории и правил оплаты за размещение автотранспортных средств на городских стоянках. 3. Должны быть созданы условия (в том числе через градостроительное законодательство) для обеспечения всех автовладельцев достаточным количеством мест для размещения их автотранспортных средств на территории города (по месту жительства, работы и мест массового посещения) при одновременном соблюдении интересов пешеходов, городских коммунальных и специальных служб, а также с учетом обеспечения эффективности использования городских дорог и иных объектов улично-дорожной сети. 4. Должна быть обеспечена (в основном через использование экономических рычагов) возможность регулирования (ограничения) въезда автотранспортных средств в отдельные, в том числе неблагоприятные с экологической точки зрения, городские зоны и районы. 5. Должны быть созданы приоритетные условия для создания многоярусных объектов парковочного пространства (в том числе взамен одноярусных). 2.6. Оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемыРешить вышеизложенные задачи возможно по двум следующим вариантам: 1. Изменить федеральное законодательство, приняв пакет нормативных правовых актов (далее - НПА), решающих проблему формирования финансовых поступлений за счет введения парковочного сбора или оплаты за парковку в рамках договора возмездного оказания услуг (например, через пакет изменений в Закон о безопасности дорожного движения, Гражданский Кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ,) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), налоговое законодательство и ряд др., а также через проект закона о платных дорогах). 2. Изменить функциональное назначение объекта - вместо объекта УДС (на котором действуют нормы законодательства о безопасности дорожного движения и связанные с ним положения КоАП РФ, налогового, градостроительного, страхового и др. законодательств) создавать объект с иным функциональным назначением - парковку (стояночные места). Правоотношения, возникающие на созданных таким образом имущественных объектах - парковках, будут регулироваться другим набором НПА, которые позволят осуществлять сбор оплаты за услуги по размещению автотранспортных средств в рамках иного правового поля (здесь будет действовать законодательство об автостоянках, включающее, в том числе, постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 795 "Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок", ГК РФ, КоАП РФ, законодательство о защите прав потребителей и пр.). Создание таких имущественных объектов должно быть осуществлено через механизм их выделения из состава объектов УДС с соответствующими системами учета и контроля. При этом не происходит смена собственника имущества, но могут быть изменены его распорядители или пользователи. Для реализации этой организационно-правовой модели потребуется разработка и введение пакета новых НПА, регулирующих правоотношения в сферах: - создания нового типа имущественных объектов и комплексов, учета и контроля сделок с такими объектами и комплексами, (включая права и обязанности различных органов власти, градостроительные нормы и правила, формы и процедуры документооборота и пр.); - формирования и расходования финансовых средств, систем их учета и контроля; - создания и функционирования органов учета и контроля (включая Парковочную инспекцию, Управляющую компанию и пр.). Введение такого пакета НПА может быть осуществлено на уровне субъекта федерации (в данном случае - города Москвы) и не потребует выхода на федеральный уровень. У каждого из перечисленных вариантов существует свой комплекс финансовых, временных, организационных и интеллектуальных затрат. Полные составы пакетов НПА и подробные требования к каждому документу, а также сравнительный социально-экономический анализ различных вариантов (в т.ч. определение приоритетности их реализации на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, учитывая степень их эффективности в различные временные периоды) должны быть определены в рамках разработки раздела Программы "Нормативно-правовое регулирование". 3. Содержание работы и ожидаемые результаты (Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы. Сроки проведения работы)Головной исполнитель (Головной разработчик) Программы совместно с привлеченными соисполнителями разрабатывает проект среднесрочной целевой комплексной программы "Создание системы единого городского парковочного пространства" на период 2012-2014 гг. Головной исполнитель оказывает техническую помощь Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и осуществляет авторский надзор при подготовке проекта постановления Правительства Москвы по указанной Программе и проведении всех необходимых согласований и экспертиз. При разработке Программы Головной исполнитель с привлечением различных соисполнителей должен провести анализ сложившейся в Москве ситуации, изучить современный мировой опыт, разработать комплексную план-схему единого городского пространства, разработать комплекс мероприятий по нормативно-правовому обеспечению системы, техническому и организационному обеспечению, а также иных мероприятий в соответствии со структурой Программы (раздел 8 Концепции). При разработке Программы необходимо проанализировать и предусмотреть реализацию следующих правовых аспектов, регламентирующих правоотношения различных субъектов права при создании и эксплуатации всех типов объектов городского парковочного пространства: - имущественно-правовые отношения; - финансово-правовые отношения; - административно-правовые отношения. Разработку проблем нормативно-правового обеспечения системы единого городского парковочного пространства необходимо выполнить в 2 этапа: 1 этап: разрабатывается вариантная концепция правового поля (федеральный и региональный уровни); 2 этап: (после рассмотрения, например, на экспертном совете) программные мероприятия по вышеперечисленным правовым направлениям, реализующие оптимальный вариант. Ожидаемые результаты реализации предусмотренного Программой комплекса мероприятий: - в рамках первого этапа создания инфраструктуры должен быть создан комплекс объектов, остающийся в городской собственности и включающий 60 000 машиномест на парковках (на УДС) и связанные с ними 100 000 мест на перехватывающих автостоянках. Остальные машиноместа на перехватывающих автостоянках, создание которых предусмотрено программами гаражного строительства города Москвы, могут создаваться за счет привлеченных средств инвесторов и передаваться в их собственность; - планируемый ежегодный оборот комплекса объектов парковочного пространства всех типов в городе Москве должен достигнуть 25 - 28 млрд. рублей, в том числе парковок - до 10 млрд. рублей; - возможность создания дополнительно более 1 000 новых рабочих мест, значительную часть из которых - в малых предприятиях; - ориентировочная стоимость имущественного комплекса, создаваемого на первом этапе, может составить около 25 млрд. рублей, срок окупаемости - около 4 лет. Для его создания необходимо определить наиболее эффективный способ привлечения финансовых потоков (в том числе бюджетное финансирование, использование кредитной схемы, лизинговой схемы, привлечение частных инвестиций, комбинационные схемы); - ежегодный чистый доход от использования такого комплекса может составить от 7 до 8 млрд. рублей (в зависимости от выбранного варианта соотношения количества машиномест на парковках и перехватывающих стоянках, а также принятой тарифной политики); - создание нормативной правовой базы городской системы парковочного пространства должно позволить в полном объеме внедрить в городе Москве современные и эффективно контролируемые технологии при организации и функционировании различных объектов парковочного пространства; - выбранная организационно-правовая модель системы должна обеспечить максимальные бюджетные поступления; - системно должны быть решены организационно-технические вопросы, касающиеся технологий и оборудования, обеспечивающих эффективный сбор платежей за использование городских объектов парковочного пространства, контроль за своевременной и полной оплатой услуг за использование городских объектов парковочного пространства, информационного обеспечения системы и оснащения единого диспетчерского центра; - введение и реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, должны решать вопрос последующего финансирования работ по организации и функционированию различных объектов парковочного пространства и вопросов развития городского пассажирского транспорта, а также значительно пополнить городской бюджет. Более детальные проработка экономического и социального эффекта от создания системы организации и управления единого городского парковочного пространства, возможных организационно-правовых вариантов решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы, а также выбор оптимального решения должны быть определены на стадии разработки Программы. Все основные разделы Программы и подразделы программных мероприятий должны быть использованы в качестве технических заданий (основы конкурсной документации) при проведении последующих конкурсов на поставку товаров или выполнение работ и услуг. Разработка Программы должна быть проведена за 8-9 месяцев - с января 2007 г. по сентябрь 2007 г. 4. Цели и задачи работы(Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам) 4.1. Создание и эффективная эксплуатация единого городского парковочного пространства путем реализации системно связанного комплекса мероприятий (в том числе в увязке с городскими программами гаражного строительства), обеспечивающих выбор на основании технико-экономического и социально-экономического анализа оптимальной организационной, технической и нормативно-правовой модели, механизмов реализации Программы, а также проведения последующих конкурсов по реализации предусмотренных Программой мероприятий. В рамках реализации Программы предполагается создать в соответствии с комплексной план-схемой, утверждаемой Правительством Москвы, единый комплекс городского парковочного пространства, включающий объекты всех типов (гаражи, автостоянки, парковки), а также единую систему учета и управления созданным комплексом (независимо от форм собственности). Из общего количества объектов парковочного пространства в собственности и оперативном управлении городских властей целесообразно оставить базовый имущественный комплекс, включающий на первом этапе реализации Программы примерно 60 тыс. платных машиномест на парковках и 100 тыс. платных машиномест на перехватывающих стоянках. 4.2. Поэтапное оснащение парковок системой безналичной оплаты. 4.3. Разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих оптимальную организацию создания единого парковочного пространства и управления им. 4.4. Создание оптимальной финансово-правовой модели поступления в городской бюджет финансовых средств от парковочной деятельности и их расходования, а также систем управления, учета и контроля. 4.5. Создание на первом этапе реализации Программы: - единого центра учета сделок с объектами парковочного пространства; - центров, управляющих созданными городскими имущественными комплексами; - городской парковочной инспекции (в зависимости от выбранной организационно-правовой модели). 5. Источники финансирования ПрограммыРазработка Программы должна быть осуществлена из средств городского бюджета. Реализация мероприятий Программы может финансироваться из следующих источников: - федеральный бюджет (через механизмы участия в федеральной инвестиционной программе); - бюджет города Москвы (направленный, в основном, на разработку нормативной правовой базы и проектно-сметной документации); - привлеченные инвестиции от различных юридических и физических лиц (используемые, в основном, на оснащение созданных машиномест специальным оборудованием, в том числе через систему лизинга); - прочие источники, не противоречащие законодательству. 6. Участники Программы(Предложения по государственному заказчику Программы, разработчику Программы и основным исполнителям. Предложения по участию городских органов исполнительной власти в формировании и реализации Программы) Разработка Программы и реализация предусмотренных в ней мероприятий потребует участия большого количества органов из различных комплексов городского управления, в том числе Комплекса городского хозяйства Москвы, Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы, Комплекса экономической политики и развития города Москвы, Департамента финансов города Москвы, ГУВД по г. Москве и других организаций. Функции государственного заказчика Программы целесообразно возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. Функции Головного исполнителя Программы возлагаются на победителя городского конкурса. В качестве соисполнителей для разработки Программы могут быть привлечены следующие органы и организации: 1. Комплексы городского управления: - Комплекс городского хозяйства Москвы; - Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы; - Комплекс экономической политики и развития города Москвы; - Комплекс социальной сферы города Москвы 2. Префектуры административных округов 3. Управление ГИБДД ГУВД по г.Москве 4. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы 5. Утратил силу 6. Управление по связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы 7. ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" и другие предприятия и организации. 7. Формы и методы управления реализацией ПрограммыДля управления реализацией Программы Правительством Москвы может быть создана Рабочая группа (или Дирекция) при государственном заказчике Программы - Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. Функции технического сопровождения и контроля Программы могут быть поручены ГУ ЦОДД. Функции финансового контроля осуществляются государственным заказчиком в установленном порядке. Координация действий органов городских комплексов, участвующих в реализации Программы, осуществляется Рабочей группой (Дирекцией). Постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 360-ПП раздел 8 настоящего приложения изложен в новой редакции Постановлением Правительства Москвы от 15 января 2008 г. N 27-ПП раздел 8 настоящего приложения изложен в новой редакции 8. Примерная структура целевой программы города Москвы "Создание системы единого городского парковочного пространства" на период 2012-2014 гг.
|