ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ РД-04-32-2003
"госатомнадзор россии Москва 2003 СОДЕРЖАНИЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1. Методические указания по осуществлению надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения атомных станций (далее - Методические указания) определяют совокупность и последовательность действий инспекторского состава Госатомнадзора России по осуществлению государственного надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения атомных станций. 2. Методические указания разработаны в соответствии Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности и Положением об организации государственного надзора за безопасностью, при использовании атомной энергии (РД-03-43-98). 3. Методические указания обязательны для должностных лиц и работников Госатомнадзора России, осуществляющих государственный надзор (далее - надзор) за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС. II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И КОНСТРУИРОВАНИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ И СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АС4. При осуществлении надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС следует руководствоваться требованиями главы III РД-03-43-98. 5. Предметами надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС являются: - соблюдение организациями законодательства Российской Федерации в части обеспечения качества выполняемых работ при проектировании и конструировании управляющих систем и систем электроснабжения АС; - соблюдение организациями требований федеральных, отраслевых, и ведомственных норм и правил в части обеспечения качества выполняемых работ при проектировании и конструировании управляющих систем и систем электроснабжения АС; - обеспечение организациями необходимого уровня квалификации специалистов, выполняющих проектные и конструкторские работы; - выполнение организациями условий действия выданных им лицензий Госатомнадзора России на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии. 6. Правовой и нормативной базой осуществления надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС являются: - федеральные законы; - указы и распоряжения Президента Российской Федерации; - постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; - Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности; - федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии (далее - нормы и правила) и другие нормативные документы; - условия действия лицензий, выдаваемых Госатомнадзором России на право выполнения работ по проектированию и конструированию оборудования и систем АС; - руководящие документы Госатомнадзора России. 7. Межрегиональные территориальные округа Госатомнадзора России (далее - округа) должны систематически обобщать результаты надзорной деятельности и использовать их для планирования и проведения профилактической работы по предупреждению нарушений и отступлений от требований норм и правил при проектировании и конструировании управляющих систем и систем электроснабжения АС. 8. Надзор за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС осуществляют: - округа; - отделы по надзору и отделы инспекций округов. III. НАДЗОР ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ И СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АС9. Надзор осуществляется на всех стадиях и этапах проектирования управляющих систем и систем электроснабжения АС. 10. При оценке соответствия проекта системы и/или подсистемы требованиям норм и правил необходимо проверять следующие вопросы: а) соответствие выполненного проекта техническому заданию на разработку управляющей системы или системы электроснабжения АС, подсистемы и отдельных комплексов систем; б) выполнение требований по обеспечению безопасности АС в технических заданиях на разработку технических, программно-технических, программных средств и оборудования, входящих в систему/подсистему; в) наличие и эффективность функционирования программы обеспечения качества проектирования; г) другие вопросы соблюдения требований безопасности, входящие в компетенцию Госатомнадзора России. При этом особое внимание следует обращать на системы, комплексы и оборудование, отказы которых могут являться исходными событиями аварий, и на оборудование систем безопасности. 11. При оценке соответствия рабочей документации системы и/или подсистемы требованиям норм и правил необходимо проверять следующие вопросы: а) соответствие рабочей документации на рассматриваемые системы, отдельные составные части этих систем и оборудование для них (включая технические условия на оборудование и приборы, входящие в системы безопасности и системы важные для безопасности), утвержденному проекту; б) правильность внесения изменений в проектную документацию управляющей системы и системы электроснабжения и оформления извещений об изменении документации. 12. Программы целевых инспекций могут включать в себя проверку: а) наличия в организации лицензии Госатомнадзора России на проектирование атомных станций в части управляющей системы и системы электроснабжения; б) выполнения условий действия лицензии Госатомнадзора России на рассматриваемый вид деятельности, а также предписаний, ранее выданных Госатомнадзором России и его округом; в) организации системы разработки, учета; хранения и обращения проектной документации на бумажных, магнитных и иных носителях информации; г) обеспеченности НД, сопровождения и корректировки перечня НД и учтенных экземпляров НД; д) эффективности функционирования программы обеспечения качества проектирования; е) организации системы обучения и проверки знаний норм, правил и инструкций специалистов, участвующих в разработке проектной документации; других вопросов, предусмотренных п. 29 РД-03-43-98. III.1. ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА ЗА РАЗРАБОТКОЙ (ПРОЕКТИРОВАНИЕМ) ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ АС13. Задачей надзора за разработкой (проектированием) программных средств управляющих систем АС является выяснение, как в программных средствах реализуются основные принципы безопасности при использовании атомной энергии. 14. Надзор осуществляется на этапах жизненного цикла ПС, в том числе на следующих этапах: - спецификация требований к ПС; - разработка и программирование ПС (рабочее проектирование); - интеграция ПС в вычислительную систему управления; - комплексные испытания и сдача в эксплуатацию. 15. Методика надзора заключается в оценке соответствия проектных решений при разработке ПС требованиям норм и правил, которая организуется в соответствии с требованиями РД-03-13-99. 16. Разработчиком документации на ПС должна быть представлена информация по типам ПС, используемым в управляющей системе, в том числе по: - вновь разрабатываемым ПС специально для применения на АС; - ранее разработанным ПС общепромышленного применения. 17. В состав документации на ранее разработанные (приобретенные) ПС должны входить: - документация о пригодности ПС; - документация по оценке качества ПС; - документация по оценке эксплуатационного опыта применения (референтность) ПС; - документация по интеграции в систему и обслуживанию ПС. 18. Должна быть проведена оценка документации по функциональной классификации ПС в соответствии с классом безопасности управляющей (вычислительной) системы, в которую интегрируется ПС. 19. По документации на испытания ПС, интегрированных в вычислительные системы управляющих систем, должна проводиться оценка, в том числе: - программ и методик испытаний ПС; - программ и методик предварительных, приемо-сдаточных и приемочных (квалификационных) испытаний ПС, интегрированных в вычислительную систему. Документация по подтверждению возможности применения ранее разработанных ПС должна соответствовать функциональным, эксплуатационным и архитектурным требованиям спецификации. IV. НАДЗОР ЗА КОНСТРУИРОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ20. В рамках осуществления надзора за конструированием оборудования управляющих систем и систем электроснабжения АС проводятся: а) инспекции деятельности предприятия по конструированию оборудования; б) контроль за эффективностью функционирования программы обеспечения качества конструирования; в) оценка соответствия конструкторской документации на оборудование (включая технические условия на оборудование и приборы, входящие в системы безопасности и системы, важные для безопасности) утвержденному техническому заданию; г) инспекции разрабатываемой конструкторской документации (РД-03-48-99); д) рассмотрение и оценка КД на соответствие требованиям норм и правил (раздел 4 ОПБ 88/97), 21. Инспекции документации проводятся в рамках сопровождения выданных Госатомнадзором России лицензий. Объем (программа) инспекций определяется с учетом вида проводимой инспекции (целевая, оперативная), результатов предыдущих инспекций, информации об уровне обеспечения качества и надежности разрабатываемой продукции. 22. Инспекции деятельности по конструированию программно-технических, технических средств и оборудования проводятся с целью проверки выполнения лицензиатом условий действия лицензии и оценки вопросов обеспечения качества и надежности конструируемого оборудования. Рабочая программа инспекции должна включать следующие вопросы, подлежащие проверке: а) выполнение условий действия лицензии Госатомнадзора России на рассматриваемый вид деятельности, а также предписаний, ранее выданных округом; б) выполнение (и документальное оформление) требований, предусмотренных Условиями поставки импортного оборудования, изделий, материалов и комплектующих для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения Российской Федерации (РД-03-36-2002); в) полнота, достаточность и достоверность информации, представляемой организацией в Госатомнадзор России в соответствии с условиями действия лицензии; г) функционирование системы обеспечения качества при конструировании программно-технических, технических средств и оборудования; д) наличие, полнота и обновляемость перечня нормативной и технической документации, требования которой учитываются при конструировании оборудования; е) организация разработки, утверждения, введения в действие, внесения изменений в конструкторскую документацию на всех этапах разработки, включая информацию о системе учетной и отчетной документации; техническое и программное оснащение организации, верификация и аттестация программных средств; з) организация взаимодействия с производственным участком организации и организациями, использующими разрабатываемую конструкторскую документацию, для выявления, учета и анализа недостатков этой документации, а также принятия мер по их устранению; и) организация сбора информации об отказах и дефектах конструируемого оборудования и проведения ее анализа с целью принятия своевременных мер по обеспечению качества оборудования. Перечень вопросов уточняется в зависимости от конкретных условий деятельности организации и цели проводимой инспекции. 23. Инспекции квалификации работников организации, участвующих в разработке оборудования включают проверку: а) соответствия организации подбора, подготовки, допуска к работам и повышения квалификации указанной категории работников установленным требованиям; б) наличия в организации Положения о проверке знаний НД по безопасности; в) укомплектованности организации квалифицированными работниками, уровня их образования, квалификации, прохождения специальной подготовки (стажировки). 24. Рассмотрение и оценка разрабатываемой конструкторской документации в ходе целевых или оперативных инспекций на всех этапах конструирования оборудования могут проводиться как на территории организации (непосредственно в ходе инспекции), так и на рабочем месте инспектора. 25. Перечень представляемой на инспекцию конструкторской документации и документов, обосновывающих выполнение требований норм и правил, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования, для каждой стадии конструирования утверждается руководителем округа. Документация для проведения инспекции организацией представляется в округ по графику, согласованному руководителем подразделения Госатомнадзора России, Осуществляющего надзор за конструированием оборудования. 26. При рассмотрении и оценке конструкторской документации соответствующее подразделение Госатомнадзора России должно получать от организации и анализировать следующую информацию: а) количество и характер замечаний к конструкторской документации от изготовителей конструируемого оборудования (в случаях, когда разработчик и изготовитель, разные юридические лица); б) рекламации от эксплуатирующих организаций и потребителей на конструируемое оборудование, включая информацию об отказах и дефектах (в случаях, когда разработчик и изготовитель одно юридическое лицо); в) комплекс мер, принятый предприятием по предупреждению вышеуказанных рекламаций и замечаний. 27. Целью рассмотрения конструкторской документации является оценка: а) соответствия конструируемых программно-технических средств и комплексов, технических средств и оборудования требованиям норм и правил, других нормативных документов, устанавливающих требования к конструкции, параметрам, качеству и надежности оборудования; б) достаточности представленных расчетных и экспериментальных обоснований показателей качества и надежности оборудования и необходимости проведения дополнительных обоснований; в (способности оборудования выполнять свои функции в установленном проектом объеме с учетом воздействия природных явлений, внешних техногенных событий и прочих воздействий; г) соответствия моделирования испытаний образцов оборудования условиям его эксплуатации. 28. Рассмотрение конструкторской документации включает проверку: а) соответствия конструкторских решений утвержденному техническому заданию на разработку (конструирование) оборудования; б) соответствия конструкторской документации (в том числе программ и методик испытаний) требованиям норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к конструкции, параметрам, качеству и надежности оборудования; в) полноты проведенных испытаний опытных (головных) образцов оборудования и наличия протоколов испытаний; г) наличия сертификатов соответствия и происхождения для импортных комплектующих изделий с одновременным сопоставлением требований зарубежных (на которые выданы сертификаты) и аналогичных отечественных стандартов; д) соответствия параметров конструируемого оборудования (по результатам испытаний) утвержденным техническим условиям на изготовление оборудования; е) правильности внесения изменений в конструкторскую документацию и оформления извещений об изменении документации. 29. Результаты проведенной оценки конструкторской документации отражаются в актах (при проведении оперативных инспекций - в соответствующем журнале). Кроме того, при выявлении нарушений норм и правил должны выдаваться в установленном порядке предписания об устранений этих нарушений. Приложение 1
|