На главную | База 1 | База 2 | База 3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

КОНТРОЛЬ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА АТОМНЫХ СТАНЦИЯХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
РД ЭО 0604-2005

Федеральное государственное унитарное предприятие
«Российский государственный концерн по производству
электрической и тепловой энергии на атомных станциях»
(КОНЦЕРН «РОСЭНЕРГОАТОМ»)

ПРИКАЗ

22.03.2005

г. Москва

№224

О введении в действие
РД ЭО 0604-2005

В целях совершенствования природоохранной деятельности и выполнения требований нормативных документов по охране окружающей среды на атомных станциях

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Ввести в действие «Методические указания. Контроль охраны окружающей среды на атомных станциях» - РД ЭО 0604-2005 (приложение).

2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата и филиалов концерна «Росэнергоатом» - атомных станций принять РД ЭО 0604-2005 к руководству и исполнению.

3. Производственно-техническому департаменту (В.И. Андреев) внести РД ЭО 0604-2005 в «Указатель основных действующих нормативных документов, регламентирующих обеспечение безопасной эксплуатации энергоблоков АС».

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Генерального инспектора Э.Н. Поздышева.

Генеральный директор

O.M. Сараев

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

КОНТРОЛЬ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА АТОМНЫХ СТАНЦИЯХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
РД ЭО 0604-2005

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
концерна "Росэнергоатом"

ОМ. Сараев

"21" 02. 2005 г.

ЛИСТ УТВЕРЖДЕНИЯ

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель Генерального директора - Технический директор

Н.М. Сорокин

Генеральный инспектор

Э.Н. Поздышев

Первый заместитель Генерального инспектора

Л.И. Мартыновченко

Заместитель Технического директора

В.П. Крючков

Руководитель Департамента контроля безопасности

Ю.В. Ушаков

РАЗРАБОТЧИКИ

Генеральный директор «ВНИИАЭС»

А.А. Абагян

Начальник отдела стандартизации

B.M. Симин

Руководитель НИЦ радиационной безопасности, экологии и охраны труда АС

E. А. Иванов

Руководитель разработки, начальник лаборатории экологической безопасности

М.А. Макеичева

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

3 ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

4 ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА АТОМНЫХ СТАНЦИЯХ

5 СОБЛЮДЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, А ТАКЖЕ ТРЕБОВАНИЙ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ

ПРИЛОЖЕНИЕ А(рекомендуемое) ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АТОМНОЙ СТАНЦИЕЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

А.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ

А.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ

А.3 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ

А.4 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

А.5 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ПРОВЕРКЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА АТОМНЫХ СТАНЦИЯХ

А.5.1 Общие вопросы охраны окружающей среды на атомных станциях

А.5.2 Вопросы охраны атмосферного воздуха

А.5.3 Вопросы охраны водных ресурсов

А.5.4 Вопросы в области обращения с отходами производства и потребления

А.5.5 Вопросы охраны недр

А.5.6 Список литературы

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по эксплуатации атомных электростанций» (ОАО «ВНИИАЭС»).

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом концерна «Росэнергоатом» от 22 марта 2005 г. №. 224

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Методические указания «Контроль охраны окружающей среды на атомных станциях» (далее - указания) предназначены для организации проверок охраны окружающей среды на атомных станциях, проводимых комиссиями концерна «Росэнергоатом».

Указания устанавливают основные вопросы, по которым следует проводить проверки, и служат основой для разработки программ проверки охраны окружающей среды на атомных станциях.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих указаниях использованы ссылки на следующие нормативные документы:

Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г № 170-ФЗ

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999г.№ 96-ФЗ

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 10.01.2003)

Федеральный закон «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (ред. от 03.03.95№ 27-ФЗ)

«Водный кодекс Российской Федерации» от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов» от 14 марта 1997 года № 307

Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке эксплуатации водохранилищ» от 20 июня 1997 года № 762

ГОСТ 17.1.1.01-77 Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения

ГОСТ 8.326-89 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическая аттестация средств измерения

ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения

ГОСТ Р 22.1.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения

ГОСТ Р ИСО 14001-98 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению

ГОСТ Р ИСО 14004-98 Системы управления окружающей средой. Общие руководства по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования

ГОСТ Р ИСО 14031-2001 Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования

РД ЭО 0348-02 Основные правила обеспечения эксплуатации атомных станций. ОПЭ АС

РД ЭО 0456-03 Положение о производственном экологическом мониторинге на атомных станциях

РД ЭО 0466-03 Основные правила обеспечения охраны окружающей среды атомных станций (без учета радиационного фактора). ОПООС АС-03

СанПиН 3907-85 Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ

СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водо­снабжения и водопроводов питьевого назначения

Правила охраны поверхностных вод, утвержденные Государственным комитетом природы СССР от 21 февраля 1991 г.

Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденные Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов России от 15 июля 1994г.

Положение об охране подземных вод, утвержденные Министерством геологии СССР от 15 августа 1984 г.

Приказ концерна «Росэнергоатом» «Об утверждении и введении в действие «Экологической политики концерна «Росэнергоатом»» от 02.08.2004 № 683

3 ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

В настоящих указаниях применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль): Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

3.2. экологическая безопасность: Состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

3.3. загрязнение окружающей среды: Поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

3.4. загрязнение водных объектов: Сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.

3.5. загрязнение атмосферного воздуха: Поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

3.6. физическое загрязнение: Загрязнение среды, характеризующееся отклонениями от нормы ее температурно-энергетических, волновых, радиационных и других физических свойств.

3.7. наблюдение за окружающей средой: Система мероприятий, обеспечивающих определение параметров, характеризующих состояние окружающей среды, отдельных ее элементов, видов техногенного воздействия, а также за происходящими в окружающей среде природными, физическими, химическими, биологическими процессами.

3.8. загрязняющее вещество: Вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

3.9. норматив: Норма, характеризующая расчетную потребность в натуральной или стоимостной форме, выраженную в абсолютных или относительных показателях.

3.10. нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы): Установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

3.11. нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов): Нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

3.12. нормативы допустимых физических воздействий: Нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

3.13. нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы предельно допустимых концентраций): Нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

3.14. временно согласованный выброс: Временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

3.15. лимит размещения отходов: Предельное количество отходов конкретного вида, разрешенное уполномоченными органами для размещения определенным способом в определенном месте (территория, емкость и т.п.) на установленный срок физическому и/или юридическому лицу.

3.16. норматив размещения отходов: Количественные и качественные ограничения по размещению отходов с учетом их воздействия на окружающую среду.

3.17. водный объект: Сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

3.18.атмосферный воздух: Жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

3.19. отходы производства: Остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

3.20. отходы потребления: Остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.

3.21. качество воды: Характеристика состава и свойств воды, определяющая пригодность ее для конкретных видов деятельности.

3.22. сточная вода: Разновидность возвратной воды: включает хозяйственно-бытовую сточную воду населенных мест, дождевую (снеговую) сточную воду, стекающую с застроенных территорий, производственную сточную воду.

3.23. сбросная вода: Оросительная и поливомоечная вода, отводимые соответственно от орошаемых сельхозугодий и застроенных территорий; разновидность возвратной воды.

В настоящих указаниях применяются следующие сокращения:

АС - атомная станция

РД - руководящий документ

ПДС - предельно допустимые сбросы

ПДВ - предельно допустимые выбросы

НОЛРО - нормативы образования и лимиты размещения отходов

ПЭМ - производственный экологический мониторинг

ЭС - экологическая служба

ОООС - отдел охраны окружающей среды

4 ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА АТОМНЫХ СТАНЦИЯХ

4.1 Целью контроля охраны окружающей среды (экологического контроля) на АС является предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

4.2 Основные принципы охраны окружающей среды определены в Федеральных законах: об охране окружающей среды, водном кодексе Российской Федерации, об охране атмосферного воздуха, об отходах производства и потребления.

Одним из принципов охраны окружающей среды является обеспечение экологической безопасности.

5 СОБЛЮДЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, А ТАКЖЕ ТРЕБОВАНИЙ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ

5.1. Обеспечение контроля за соблюдением Федерального закона об охране окружающей среды в области экологической безопасности, включает:

- контроль за соблюдением установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ (статья 23);

- контроль за нормативами образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (статья 24);

- контроль за нормативами допустимых физических воздействий на окружающую среду (статья 25);

- контроль за соблюдением требований в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики (статья 40);

- контроль за соблюдением требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (статья 51).

5.2. Обеспечение контроля за соблюдением Федерального закона об охране атмосферного воздуха, включает:

- контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух (статья 12);

- контроль за соблюдением требований разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (статья Н);

- контроль за соблюдением общих требований к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух (статья 15);

- контроль за соблюдением требований охраны атмосферного воздуха при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности (статья 16);

- регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ при хранении, захоронении, обезвреживании и сжигании отходов производства и потребления (статья 18);

инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников и государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух (статьи 21, 22);

осуществление производственного контроля за охраной атмосферного воздуха (статья 25).

5.3. Обеспечение контроля за соблюдением водного кодекса Российской Федерации, включает:

- контроль за соблюдением требований лицензии на водопользование (статья 48);

- контроль за соблюдением лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) (статья 90);

- контроль за соблюдением общих требований к охране водных объектов и контроль охраны водных объектов от загрязнения (статья 94, 95);

- контроль за охраной подземных водных объектов (статья 107);

- контроль за нормативами предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты (статья 109);

- контроль за соблюдением общих требований при использовании водных объектов и использовании водных объектов для сброса сточных вод (статья 137, 144).

5.4. Обеспечение контроля за соблюдением Федерального закона об отходах производства и потребления, включает:

1) контроль за соблюдением общих требований по обращению с отходами (глава III), в том числе:

- к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов;

- к объектам размещения отходов;

- к обращению с опасными отходами;

- к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами;

- к транспортированию опасных отходов;

2) ведение государственной отчетности в области обращения с отходами (глава IV);

3) производственный контроль в области обращения с отходами (статья 26).

5.5 Обеспечение контроля за соблюдением Федерального закона о недрах, включает:

1) контроль наличия лицензии на пользования недрами (статья 11);

2) контроль за соблюдением основных обязанностей пользователя недр (статья 22), в том числе:

- соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами;

- представление достоверных данных об извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых в органы государственной статистики;

безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;

- соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

- приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

- выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

3) контроль за соблюдением основных требований по рациональному использованию и охране недр (статья 23), в том числе:

- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, при захоронении отходов производства и сбросе сточных вод;

- предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого и промышленного водоснабжения.

5.6. Обеспечение контроля за, выполнением нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды включает:

5.6.1 Выполнение Постановления Правительства Российской Федерации о порядке эксплуатации водохранилищ, согласно ниже перечисленным направлениям:

- поддержание в надлежащем техническом и санитарном состоянии водохранилищ и использование их водных ресурсов осуществляются в соответствии с правилами эксплуатации водохранилищ, разрабатываемыми АС;

- правила эксплуатации водохранилищ согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, проходят государственную экологическую экспертизу и утверждаются в установленном порядке;

- эксплуатация водохранилищ, по которым ранее были утверждены правила их эксплуатации, осуществляется в соответствии с этими правилами, если они не противоречат законодательству Российской Федерации.

5.6.2 Выполнение Постановления Правительства Российской Федерации об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов в части ведения государственного мониторинга водных объектов осуществляющегося на локальном уровне.

5.7 Обеспечение контроля за соблюдением требований РД ЭО 0348-02, согласно ниже перечисленным направлениям.

5.7.1. Контроль за соблюдением природоохранных требований (пункт 9.13).

5.7.2. Контроль за соблюдением требований при эксплуатации водного хозяйства атомных станций (пункт 11.2.1).

5.7.3. На водохранилищах-охладителях должен осуществляться контроль за качеством воды и при необходимости должны приниматься меры для предотвращения загрязнения ее промышленными и бытовыми стоками, приводящими к нарушению требований санитарных норм, загрязнению и коррозии оборудования атомных станций (пункт 11.2.18).

5.7.4. При эксплуатации систем технического водоснабжения должны быть обеспечены выполнение требований норм и правил по охране окружающей среды (пункт 11.3.1).

5.7.5. Химические лаборатории АС должны быть аттестованы в установленном порядке. Для химического контроля нормируемых параметров применяются аттестованные в установленном порядке методики лабораторного контроля и стандартные средства автоматического измерения.

Помещения химической лаборатории должны быть оснащены приточно-вытяжной вентиляцией и спецканализацией (пункт 12.5.21).

5.7.6. Отбор проб водных сред и отложений должен производиться в соответствии с требованиями действующих нормативных документов (пункт 12.5.25).

5.8. Обеспечение контроля за соблюдением требований РД ЭО 0456-03, согласно ниже перечисленным направлениям.

5.8.1. Для организации производственного экологического мониторинга должен быть разработан проект, включающий организационную структуру и процедуры ПЭМ, проект производства работ, рабочие программы отдельных видов мониторинга, журналы регистрации данных, регулярность измерений и наблюдений, спецификации аппаратуры и оборудования контроля и др. (пункт 6).

5.8.2. Экологические службы АС должны вести реестр объектов ПЭМ (пункт 6.6).

5.8.3. Измерительные лаборатории должны быть аккредитованы (или аттестованы) в системе сертификации Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации для выполнения измерений контролируемых показателей по программе производственного экологического мониторинга.

Измерительные лаборатории должны иметь соответствующие лицензию, метрологическую аттестацию, применять сертифицированные технические и программные средства, правила и нормы, необходимые для достижения единства и требуемой точности выполняемых измерений.

Средства измерения, используемые для контроля и выполнения наблюдений, должны иметь сертификат соответствия их назначению и проходить метрологическую аттестацию в соответствии с требованиями ГОСТ 8.326-88 (пункт 6.7).

5.9. Обеспечение контроля за соблюдением требований РД ЭО 0466-03, согласно ниже перечисленным направлениям.

5.9.1. На каждой атомной станции с учетом местных условий и требований Типового положения об ЭС должно быть разработано и утверждено руководством АС в установленном порядке «Положение об Экологической службе АС» (пункт 6.3.11.).

5.9.2. Контроль за соблюдением экологической службой АС следующих требований (пункт 6.4.5.):

- разработка, утверждение (согласование) в территориальных органах МПР России и Государственного санитарно-эпидемиологического надзора России «Регламента внешнего контроля поступления загрязняющих веществ в окружающую среду» и контроль его выполнения;

- разработка и контроль выполнения «Регламента внутрипроизводственного контроля»;

- обеспечение контроля за соблюдением утвержденных для АС условий действия природоохранных разрешительных документов: лицензий, разрешений, лимитов, ПДВ, ПДС и др.;

- обеспечение контроля за обеспечением подразделений АС эффективной работой природоохранного оборудования, установок и сооружений;

- разработка и выполнение ежегодного «Графика инспекционных проверок подразделений АС по соблюдению требований природоохранного законодательства РФ»;

- контроль за реализацией мероприятий, разработанных по результатам проверок АС территориальными органами МНР России и Государственного санитарно-эпидемиологического надзора России.

5.9.3. Выбросы 3В в пределах установленных нормативов ДВ и лимитов на выбросы допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом МПР России (пункт 6.5.2.).

5.9.4. АС вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование (пункт 6.6.1.).

5.9.5. Действующие АС - водопользователи, сбрасывающие после очистных сооружений сточные воды с превышением установленных ПДС, обязаны обеспечить разработку и реализацию планов мероприятий по достижению ПДС (пункт 6.6.30.).

5.9.6. При эксплуатации АС должен соблюдаться установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование и недопущение самовольного использования недр. АС должна иметь лицензию на право пользования недрами (пункт 6.8.1.).

5.9.7. На опасные отходы должны быть составлены (пункт 6.10.5.):

- паспорта на опасные отходы;

- инструкция по сбору, хранению, отгрузке и транспортировке опасных отходов, исключающая их распыление, россыпь, пролив, самовозгорание, взрыв;

- инструкция по технике безопасности, противопожарной профилактике и производственной санитарии для персонала, занятого сбором, хранением, отгрузкой, транспортировкой и сдачей опасных отходов на полигон.

5.9.8. На АС должны быть разработаны нормативы образования и лимиты размещения отходов (НОЛРО) (пункт 6.10.12.).

5.9.9. Лимиты на размещение отходов должны быть установлены по всем наименованиям отходов в совокупности значений для отдельных объектов, используемых для размещения отходов (пункт 6.10.16).

5.10 Обеспечение контроля за соблюдением санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02, согласно ниже перечисленным направлениям.

5.10.1 Соблюдение требований для зоны санитарной охраны (пункты: 1.5; 1.12; 3.1.1.; 3.2), включая:

- зону санитарной охраны (ЗСО) источника и составляющие ее пояса;

- план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

- правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.

5.10.2. Соблюдение требований по выявлению, тампонированию или восстановлению всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин (пункт 3.2.2.1);

5.10.3. Соблюдение требований по наличию на водозаборах аппаратуры для контроля объемов добываемых вод (пункт 3.2.1.5).

5.11. Обеспечение контроля за соблюдением СанПиНа 3907-85, включает:

5.11.1. контроль за качеством воды водохранилищ и их санитарной охраной (пункт 2.3);

5.11.2. мероприятия по санитарной охране водных объектов в зоне влияния водохранилищ, в том числе (пункт 5):

- водоемы-охладители АЭС, не должны иметь водосбросов в акваторию основного водохранилища или водотока;

- в действующих водоемах-охладителях, имеющих гидравлическую связь с основным водохранилищем, температура воды не должна превышать «критический температурный максимум», равный +28 °С для теплого времени года. Для остальных сезонов года колебания температуры вследствие отведения термальных вод не должны превышать +3 °С по сравнению с температурой естественного нагрева;

- ЗАПРЕЩАЕТСЯ: СБРОС В ВОДОХРАНИЛИЩЕ НЕОЧИЩЕННЫХ СТОЧНЫХ ВОД, ОСТАВЛЕНИЕ НА ЛЬДУ ИЛИ НА БЕРЕГАХ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ, А ТАКЖЕ ГРУНТА, ИЗВЛЕЧЕННОГО СО ДНА ВОДОХРАНИЛИЩА ИЛИ ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЫ.

5.12. Обеспечение контроля за соблюдением требований Правил охраны поверхностных вод, согласно ниже перечисленным направлениям.

5.12.1. Нормирование качества воды в водном объекте, контроль состава и свойств воды водотоков и водоемов (пункт 2);

5.12.2. Контроль за соблюдением установленных условий сброса нормированных веществ, регламентацию сброса нормированных веществ (пункт 3);

5.12.3. Планирование, разработка и осуществление водоохранных мероприятий (пункт 4);

5.12.4. Контроль состояния водных объектов и водоохранной деятельности водопользователя (пункт 5).

5.13. Обеспечение контроля за соблюдением Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, включает:

- контроль за осуществлением раздельного сбора образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам (п. 2.1);

- обеспечение условий, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления производственных отходов на промплощадке (п. 2.1);

- выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов (п. 2.1);

- контроль за местом складирования отходов на территории предприятия, их границами (площадь, объемы), обустройством (п. 2.4);

- выполнение экологической экспертизы полигона (п. 2.11; 5.5);

- контроль плановых мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций при размещении отходов (п. 5.5);

- планы мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов (п. 6.3);

- служба производственного экологического контроля согласует с территориальным органом Минприроды России места и периодичность отбора проб для проведения замеров, перечень контролируемых показателей, применяемые методики анализов, объем и порядок представления информации о размещении отходов (п. 6.4).

5.14. Контроль за соблюдением Положения об охране подземных вод, согласно ниже перечисленным направлениям.

5.14.1. Соблюдение требований по наличию на водозаборах манометров для измерения пластового давления (если скважина фонтанирующая) (п. 26).

5.14.2. Контроль показателей качества воды подземного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения (п. 6).

5.14.3. Систематический контроль за состоянием подземных вод по сети наблюдательных скважин (п. 6, 9).

5.14.4. Соблюдения требований к тампонированию всех непригодных к эксплуатации, заброшенных наблюдательных скважин (п. 44).

ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое)
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АТОМНОЙ СТАНЦИЕЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

А.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ

А.1.1. Проверка охраны окружающей среды на атомных станциях является одной из составных частей системы контроля и инспекций эксплуатирующей организации. Основные цели проверки экологической безопасности:

- проверка выполнения АС приказов и указаний по вопросам обеспечения экологической безопасности;

- проверка соблюдения АС требований охраны окружающей среды при эксплуатации АС;

- проверка информации об охране окружающей среды, включаемой АС в периодические отчёты по безопасности АС и другую отчётную документацию;

- контроль проверки знаний и выполнения требований охраны окружающей среды персоналом АС.

А.1.2. Настоящая «Типовая программа проверки охраны окружающей среды на атомных станциях» (далее программа) предназначена для проведения проверок охраны окружающей среды на атомных станциях, проводимых комиссией эксплуатирующей организации, однако может быть использована в качестве методической основы для проверок охраны окружающей среды на атомных станциях, проводимых другими комиссиями на АС, например внутренними комиссиями АС.

А.1.3. Программа также конкретизирует формы, объём и периодичность деятельности Генеральной инспекции по проведению проверок охраны окружающей среды на атомных станциях, анализу их результатов и отчётности в соответствии с требованиями раздела 3 ОПЭ АС.

А.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ

А.2.1. Проверки охраны окружающей среды на атомных станциях подразделяются на плановые и оперативные (внеплановые).

Плановые проверки оговариваются Графиком ежегодных проверок и инспекций концерна «Росэнергоатом», подготавливаемого Департаментами Генеральной инспекции. Периодичность проведения плановых проверок охраны окружающей среды на атомных станциях - не реже одного раза в три года. При учёте периодичности может быть учтена проверка по направлению охраны окружающей среды на атомных станциях, проводимая в рамках комплексной проверки состояния эксплуатации АС.

Плановые проверки проводятся комиссией, назначаемой Указанием по концерну «Росэнергоатом».

Комиссия формируется Департаментом контроля безопасности из числа специалистов концерна «Росэнергоатом», АС, обеспечивающих предприятий и организаций. Привлечение специалистов обеспечивающих предприятий и организаций осуществляется по согласованию с их руководством и, как правило, в рамках договорных отношений между концерном «Росэнергоатом» и соответствующим предприятием, организацией. В Указании о создании комиссии оговариваются также сроки проведения проверки и представления отчётных материалов.

Оперативные проверки проводятся с целью проверки отдельных вопросов охраны окружающей среды по решению Генерального инспектора концерна «Росэнергоатом» или его Первого заместителя.

Информация о составе участников, сроках и направлениях работы оперативной проверки, по возможности, заранее направляется на АС (телетайпом, телефоном, телефонограммой).

А.2.2. Плановая проверка может проводиться как по настоящей (Типовой) программе, так и по разрабатываемой на её основе рабочей (разовой) программе. Содержание рабочей программы определяется составом и временем работы комиссии, а также необходимостью акцентирования внимания на конкретных вопросах охраны окружающей среды. Оперативная проверка проводится по программе, утверждаемой Первым заместителем Генерального инспектора, по Типовой программе или ее части.

Перечень вопросов, оговариваемый в программе, является базовым и не имеет цели ограничивать деятельность по осуществлению проверки.

А.2.3. Ответственность за обеспечение прибытия в срок для участия в работе комиссии специалистов предприятий (организаций) и атомных станций, возлагается на руководство соответствующих предприятий (организаций) и атомных станций.

Ответственность за выполнение программы проверки и соблюдение сроков представления ее результатов возлагается на председателя комиссии.

А.3 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ

А.3.1. Регламент проведения проверки устанавливается председателем комиссии по согласованию с руководством проверяемой АС. В случае наличия существенных разногласий председатель комиссии доводит данный факт до сведения руководства Генеральной инспекции, и регламент проверки устанавливается по согласованию руководством концерна «Росэнергоатом» и АС.

А.3.2. Руководство АС (филиала концерна «Росэнергоатом»):

- до начала работы комиссии руководителем экологической службы или начальником отдела охраны окружающей среды подготавливает в отредактированном и завизированном виде соответствующие материалы (справки, протоколы, отчеты, акты и др.), необходимые для выполнения проверки согласно представленной программы;

- обеспечивает размещение и проход на территорию АС членов комиссии;

- проводит организационное совещание комиссии с начальниками цехов и подразделений АС по обсуждению регламента проведения проверки;

- выделяет помещение, компьютеры, оргтехнику и сопровождающих для посещения необходимых объектов АС, в том числе - зоны строгого режима.

А.4 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

А.4.1. Результаты работы комиссии при плановой проверке оформляются в виде Акта. Акт проверки подписывается всеми членами комиссии. Руководство АС получает экземпляр Акта, о чем делается запись в Акте.

В Акте указывается:

- наименование проверяемой АС и дата проверки;

- основание для выполнения проверки;

- состав комиссии;

- краткое состояние АС на момент проверки (по согласованию);

- работа АС по поддержанию и повышению экологической безопасности;

- замечания, выявленные в результате проверки (с указанием документов, от требований которых выявлено отступление), а также рекомендации;

- выводы и предложения.

Рассылка оформленного Акта производится Департаментом контроля безопасности.

А.4.2. Результаты оперативной проверки могут быть оформлены Актом либо Отчетом. Структура Отчета выбирается исходя из целей проверки, а его содержание обсуждается председателем комиссии с руководством АС при проведении проверки.

А.4.3. Перед подписанием Акта проводится встреча комиссии с руководством АС, на котором обсуждаются и устраняются возможные разногласия.

А.4.4. На основании Акта проверки, и в оговоренные в нем сроки, выпускается приказ по АС с планом мероприятий по устранению выявленных замечаний. Срок выпуска приказа (оговариваемый в Акте), не должен превышать 30 дней. Приказ с планом мероприятий направляется в эксплуатирующую организацию. Оформление изменений сроков и объемов выполнения мероприятий производится в установленном на АС порядке, с уведомлением эксплуатирующей организации.

При необходимости, по результатам проверки соответствующими подразделениями эксплуатирующей организации в установленном порядке разрабатываются и вводятся в действие мероприятия эксплуатирующей организации.

А.4.5. Необходимость разработки мероприятий по результатам оперативной проверки определяется после рассмотрения Акта (Отчета) руководством концерна «Росэнергоатом» и по согласованию с руководством АС.

А.4.6. В срок, оговоренный Указанием, но не позднее, чем через семь дней после окончания проверки, председатель комиссии представляет Акт (Отчет) Генеральному инспектору концерна «Росэнергоатом», либо его заместителю. В случае несогласия руководства эксплуатирующей организации с содержанием Акта (Отчета) в срок не позднее, чем через 15 дней после окончания проверки может быть направлено соответствующее письмо в адрес проверяемой АС с изложением мотивации. Дальнейшие действия по оформлению результатов проверки оговариваются специальным образом между руководством АС и эксплуатирующей организации.

А.4.7. В отдельных случаях, при выявлении в процессе проверок грубых нарушений требований охраны окружающей среды, могут выдаваться обязательные к исполнению Представления эксплуатирующей организации за подписью Генерального инспектора, или его Первого заместителя, предписывающие приостановку работы оборудования или прекращение производства работ и т.д.

А.4.8. Информация о выполнении мероприятий по устранению выявленных при проверке замечаниях включается АС в периодические отчеты по безопасности, а в отдельных случаях, по требованию председателя комиссии, представляется в концерн «Росэнергоатом» в виде отдельных документов (писем, справок) в отдельно установленные сроки, оговоренные в Акте.

А.4.9 На основании результатов проверок и информации АС о выполнении мероприятий Департаментом контроля безопасности оформляются периодические отчеты (два раза в год) на имя Генерального инспектора концерна.

А.5 РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ПРОВЕРКЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА АТОМНЫХ СТАНЦИЯХ

А.5.1 Общие вопросы охраны окружающей среды на атомных станциях

Направление и вопросы для проверки

Регламентирующие документы (рекомендуемые).

1 Положение об экологической службе или об отделе охраны окружающей среды. Укомплектованность экологической службы (или ОООС) персоналом. Функции экологической службы. Аккредитация экологической службы

[12] п. 6.3, 6.4;

[13];

[14];

Документы АС

2 Должностные инструкции сотрудников ЭС или ОООС атомной станции, где рассмотрены характер работ, квалификационные требования, обязанности, права и ответственность персонала. Права и обязанности начальника ЭС определены в «Положение об Экологической службе АС»

[12] п. 6.3.11.;

[15];

Документы АС

3 Экологический паспорт природопользователя

[12] п. 6.2;

Документы АС

4 Регламент внешнего контроля поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, разработанный и утвержденный (согласованный) в территориальных органах МПР России и Государственного санитарно-эпидемиологического надзора России

[12], п. 6.4.5.;

Документы АС

5 Регламент внутрипроизводственного контроля

[12] п. 6.4.5.;

Документы АС

6 Вопросы аккредитации или аттестации измерительных лабораторий АС в системе сертификации Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации для выполнения измерений. Средства измерения лабораторий должны иметь сертификаты соответствия их назначению и проходить метрологическую аттестацию. Реестр методик выполнения измерений и средств измерений. Метрологическое обеспечение систем и приборов. Перечни приборов для поверки, калибровки, индикаторных приборов. Состояние документации на приборы, связанной с метрологическим обеспечением (перечни, паспорта, отметки о поверке, калибровке)

[10] п. 12.5.20-12.5.21;

[11] п. 6.7;

Документы АС

7 Выполнение мероприятий, разработанных по результатам проверок АС территориальными органами МПР России и Государственного санитарно-эпидемиологического надзора России

[12] п. 6.4;

Документы АС

8 Организация производственного экологического мониторинга. Перечень объектов ПЭМ, инвентаризация источников банк данных ПЭМ

[Н];

[12] п. 6.11

А.5.2 Вопросы охраны атмосферного воздуха

Направление и вопросы для проверки

Регламентирующие документы (рекомендуемые)

1 Наличие следующих документов:

 - нормативов ПДВ и ВСВ загрязняющих веществ в атмосферу;

 - разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

- формы государственного статистического наблюдения по охране окружающей среды «Сведения об охране атмосферного воздуха» (2тп-воздух);

 - паспортов, отчетов обследования газоочистных сооружений;

 - планов-графиков аналитического контроля;

 - журналов первичного учета по форме ПОД

[1] статья 23;

[2] статья 14;

[12] п. 6.2, 6.4.6.; Документы АС

2 Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников

[2] статьи 2 1,22

А.5.3 Вопросы охраны водных ресурсов

Направление и вопросы для проверки

Регламентирующие документы (рекомендуемые)

1 Наличие следующих документов: - лицензий на водопользование; - договора на пользование водными объектами; - формы государственного статистического наблюдения по охране окружающей среды «Отчет об использовании воды» (2тп-водхоз); - лимитов на водопотребление и водоотведение; - планов-графиков аналитического контроля; - нормативов ПДС и ВСС загрязняющих веществ в поверхностные воды объекта; - разрешений на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в окружающую среду; - паспортов, отчетов обследования и наладки очистных сооружений; - платежей за водопользование; - журналов первичного учета забора воды и сброса сточных вод (ПОД)

[1] статья 23;

[5] статьи 48, 90;

[12] п. 6.2, 6.6.1-6.6.5, 6.6.7, 6.6.18;

Документы АС

2 Организация контроля за качеством воды на поверхностных водных объектах. Нормирование качества воды, водоохранные мероприятия

[6];

[8] п. 2.3, 5;

[10] п. 11.2.18, 12.5.25;

[12] п. 6.6;

Документы АС

3 Организация зоны санитарной охраны источника. Организация контроля показателей качества подземных вод. Наличие на водозаборах аппаратуры для контроля объемов добываемых вод и контроля давления

[9] п. 1.5, 1.12, 3.1.1, 3.2;

[16] п. 6, 9, 26

4 Эксплуатация гидротехнических сооружений (в части охраны окружающей среды)

[10]п.11.1.2,11.1. 13, 11.1.20-11.1.21,11.1.23, 11.1.33-11.1.37

5 Эксплуатация систем технического водоснабжения (в части охраны окружающей среды)

[10] п. 11.3.2, 11.3.4, 11.3.8.

А.5.4 Вопросы в области обращения с отходами производства и потребления

Направление и вопросы для проверки

Регламентирующие документы (рекомендуемые)

1 Наличие следующих документов: - лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами; - классов опасности отходов для окружающей среды; - паспортов на каждый опасный отход; - разрешение на размещение опасных отходов - формы государственного статистического наблюдения по охране окружающей среды «Сведения об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления» (2тп-токсичные отходы); - нормативов образования и лимитов размещения отходов (НОЛРО); - договоров на вывоз отходов, заключенных с организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности; - журнала движения отходов

[1] статья 24;

[3] глава IV;

[12] п. 6.2, 6.4.6, 6.10.5, 6.10.12, 6.10. 14, 6.1016; Документы АС

2 Инструкция по сбору, хранению, отгрузке и транспортировке опасных отходов, исключающая их распыление, россыпь, пролив, самовозгорание, взрыв; Инструкция по технике безопасности, противопожарной профилактике и производственной санитарии для персонала, занятого сбором, хранением, отгрузкой, транспортиров кой и сдачей опасных отходов на полигон

[12] п. 6.10.5, 6.10.6

3 Организация сбора опасных отходов

[3] глава III;

[7] п. 2.1;

[12] п. 6.10.3-6.10.6

4 Организация накопления, размещения и хранения опасных отходов. План мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций при размещении отходов

[3] глава III;

[7] п. 2.11,5.5

5 Организация обезвреживания и захоронения опасных отходов. Полигоны захоронения

[12] п. 6.10.7, 6.10.9-6.10.11

6 Транспортирование опасных отходов

[3] глава III;

[12] п. 6.10.8

А.5.5 Вопросы охраны недр

Направление и вопросы для проверки

Регламентирующие документы
(рекомендуемые)

1 Наличие лицензии на право пользования недрами

[4] статья 11; [12] п. 6.2

2 Организация рационального использования и охрана недр

[4] статья 23

А.5.6 Список литературы

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Москва, 2002 г.

2. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха». Москва, 1999г.

3. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Москва, 1998г.

4 Федеральный закон «О недрах». Москва, 1992 г.

5 «Водный кодекс Российской Федерации». Москва, 1995 г.

6 Правила охраны поверхностных вод. Москва, 1991 г.

7 Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации. Москва, 1994 г.

8. Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ СанПиН 3907-85. Москва, 1985 г.

9. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02. Москва, 2000 г.

10 Основные правила обеспечения эксплуатации атомных станций. ОПЭ АС РД ЭО 0348-02. Москва, 2002 г.

11. Положение о производственном экологическом мониторинге на атомных станциях. РД ЭО 0456-03. Москва, 2003 г.

12. Основные правила обеспечения охраны окружающей среды атомных станций (без учета радиационного фактора). ОПООС АС-03 РД ЭО 0466-03. Москва, 2003 г.

13. Типовое положение об экологической службе АС РД ЭО 0213-00. Москва, 2000 г.

14. Типовое положение об отделе охраны окружающей среды предприятия (организации) Министерства. Москва, 1986 г.

15. Типовое положение об обязанностях и ответственности должностных лиц предприятия, организации, Министерства в области охраны окружающей среды. Москва, 1986 г.

16. Положение об охране подземных вод. Москва, 1984 г.