ЛИФТЫ Методология оценки и повышения безопасности EN 81-80:2003
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом
от 27 декабря Сведения о стандарте 1. ПОДГОТОВЛЕН Закрытым Акционерным обществом «Акционерная компания «Лифт», Техническим комитетом по стандартизации «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов» (ТК209) 2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов» 3.
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 4. В настоящем стандарте реализованы требования проекта специального технического регламента «О безопасности лифтов» 5. Настоящий стандарт модифицирован по отношению к европейскому стандарту ЕН 81-80:2003 «Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 80. Правила повышения безопасности существующих пассажирских и грузопассажирских лифтов» (EN 81-80:2003 «Safety rules for the construction and installation of lifts - Part 80: Rules for improvement of safety of existing passenger and goods passenger lifts»). Дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации, выделены курсивом. Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5). Сведения о соответствии ссылочных международных (региональных) стандартов национальным стандартам Российской Федерации, использованным в настоящем стандарте в качестве нормативных ссылок, приведены в приложении В. 5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок- в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет Содержание Предисловие к Европейскому стандарту ЕН 81-80:2003 Настоящий стандарт был разработан Техническим комитетом ТК 10 «Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры» Европейского Комитета по стандартизации (СЕН) и подлежит принятию государствами - членами Европейского Союза в качестве национального стандарта. Правила повышения безопасности существующих лифтов в странах европейского Союза до настоящего времени не были гармонизированы ни на европейском, ни на международном уровне. Европейский Комитет по стандартизации разработал программу создания серии стандартов, регламентирующих безопасность машин и лифтов, являющуюся частью процесса гармонизации в Европе. Настоящий стандарт непосредственно связан с европейским стандартом ЕН 292 (части 1 и 2) «Безопасность машин. Основные положения, общие принципы при разработке конструкций», а также с серией стандартов ЕН, устанавливающих требования к лифтам. Это первое издание стандарта. Введение В настоящее время в России по имеющимся оценкам не менее 30 % находящихся в эксплуатации лифтов требуют модернизации с целью обеспечения современного уровня безопасности. Существующие лифты соответствуют уровню безопасности, приемлемому и принятому во время их создания и установки. Этот уровень безопасности ниже принятого в настоящее время. Современный уровень безопасности установлен с учетом внедрения новых технологий и конструкций, общественных требований безопасности. Создавшаяся ситуация привела к наличию в эксплуатации лифтов с различными уровнями безопасности, возникновению аварий на лифтах. Это противоречит требованиям пользователей, специалистов в области лифтов по обеспечению единого и одинакового приемлемого уровня безопасности на всех эксплуатируемых лифтах. В дополнение к вышеизложенному требуется учитывать нужды пожилых людей и инвалидов. Эти нужды диктуют необходимость обеспечения пожилых людей и инвалидов безопасным вертикальным транспортом. Важным требованием, которое должно быть учтено и обеспечено, является наличие необходимых устройств и процедур для безопасного освобождения людей из остановившейся между этажами кабины лифта. При создании настоящего стандарта было принято во внимание, что срок службы лифта значительно больше, чем других средств транспорта. Это обстоятельство также повышает вероятность того, что конструкция существующих лифтов, их характеристики и безопасность существенно отстает от аналогичных показателей современной технологии. Если безопасность существующих лифтов не будет повышена до современного уровня, то число лиц, пострадавших из-за недостаточного уровня безопасности лифтов, будет увеличиваться (особенно в общедоступных зданиях и прежде всего в жилых зданиях). Настоящий стандарт: - классифицирует различные опасности и опасные ситуации, каждое из которых было подвергнуто анализу риска; - направлен на определение корректирующих действий для постоянного и выборочного повышения безопасности всех существующих лифтов, предназначенных для перевозки людей, а также людей и грузов, до современного уровня; - создает возможность проведения экспертизы каждого лифта с индентификацией и постепенным внедрением мер безопасности с учетом частоты и тяжести каждого риска; - устанавливает перечень рисков высокого, среднего и низкого уровней и корректирующих действий, которые могут быть реализованы на каждой стадии повышения безопасности для исключения рисков. Настоящий стандарт может быть использован как руководство: а) при разработке программ постепенного повышения безопасности существующих лифтов на основе предложенного метода фильтрации (см. приложение А), базирующегося на установленном уровне риска (чрезвычайном, высоком, среднем, низком), с учетом социальных и экономических условий; б) владельцами зданий при выполнении их обязанностей в соответствии с действующим законодательством и нормами; в) организациями, осуществляющими техническое обслуживание, экспертизу промышленной безопасности и/или органами, осуществляющими контроль (надзор) за лифтами, находящимися в эксплуатации, для информирования владельцев об уровне безопасности лифтов на их объектах; г) владельцами при повышении безопасности эксплуатирующихся на их объектах лифтов. При проведении экспертизы (оценки соответствия) существующих лифтов идентификация опасностей и корректирующих действий может быть выполнена с использованием метода, приведенного в приложении Б настоящего стандарта. Однако если установленная при экспертизе опасность не регламентируется настоящим стандартом, то должен быть выполнен дополнительный анализ риска с применением методологии оценки риска по ГОСТ Р ИСО/ТС 14798. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2008-07-01 1. Область примененияНастоящий стандарт устанавливает методологию оценки соответствия и повышения безопасности, находящихся в эксплуатации (существующих) лифтов, в том числе лифтов, отработавших установленный срок службы, с целью достижения уровня безопасности, эквивалентного уровню безопасности новых лифтов, соответствующих современным требованиям безопасности. Примечание - В отдельных случаях из-за особенностей конструкции здания не всегда может быть достигнут современный уровень безопасности. Настоящий стандарт распространяется: - на электрические лифты с приводом трения (с канатоведущим шкивом или барабаном трения) или с приводом со звездочкой; - на гидравлические лифты. Эти лифты стационарно установлены в зданиях, обслуживают заданные этажи, имеют кабину, предназначенную для транспортирования людей и/или людей и грузов, и перемещаются по направляющим к вертикали, угол наклона которых не превышает 15°. Настоящий стандарт направлен на повышение безопасности: - пользователей; - обслуживающего персонала; - лиц, осуществляющих инспекционный контроль; - людей, находящихся вне шахты лифта, машинного и блочного помещения (при их наличии), но в непосредственной близости от них; - любых уполномоченных лиц. Настоящий стандарт не распространяется: - на лифты с приводами, не предусмотренными [1]; - лифты, установленные в шахтах горной и угольной промышленности, на судах и иных плавучих средствах, на платформах для разведки и бурения на море, на самолетах и других летательных аппаратах; - установки, в которых угол наклона направляющих к вертикали превышает 15°; - на безопасность при транспортировании, монтаже, ремонте и демонтаже лифтов. Однако настоящий стандарт может быть использован в вышеуказанных случаях в качестве базы. 2. Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 51631-2000 Лифты пассажирские. Технические требования доступности для инвалидов ГОСТ Р 52382-2005(ЕН 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных ГОСТ Р 52383-2005(ЕН 81-73:2004) Лифты. Пожарная безопасность ГОСТ Р 52505-2005(ЕН 12016:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Устойчивость к электромагнитным помехам ГОСТ Р 52506-2005(ЕН 12015:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Помехоэмиссия ГОСТ Р ИСО/ТС 14798-2003 Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа риска Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3. Термины и определенияВ настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1. уполномоченное лицо: Лицо, имеющее профессиональную подготовку по техническому обслуживанию, проверкам и управлению лифтом. 3.2. эксплуатирующийся лифт: Лифт, находящийся в эксплуатации в распоряжении своего владельца. 3.3. точность выравнивания: Максимальное расстояние по вертикали между порогами кабины и этажной площадки при загрузке или разгрузке кабины лифта. 3.4. точность остановки: Максимальное расстояние по вертикали между порогами кабины и этажной площадки в момент остановки кабины системой управления лифта на этаже назначения при полностью открытых дверях шахты. 3.5. владелец установки (лифта): Физическое или юридическое лицо, имеющее в собственности, владении, распоряжении или управлении здание или сооружение, оборудованное лифтом и обеспечивающее безопасную эксплуатацию лифта. 3.6. новый лифт: Лифт, уровень безопасности которого соответствует требованиям действующих в настоящее время технических регламентов, стандартов, правил и норм. 4. Перечень важнейших опасностейВ настоящем разделе приведены все важнейшие опасности, которые определены в результате анализа риска для эксплуатируемых лифтов и которые требуют корректирующих действий для устранения или снижения риска. 4.1 Важнейшие опасности приведены в таблице 1. Таблица 1 - Перечень важнейших опасностей
4.2. В настоящем стандарте не рассматриваются следующие важнейшие опасности: - пожар в шахте, машинном или блочном помещениях; - природные катастрофы, включая землетрясение, наводнения; - разрезание вследствие наличия острых кромок. 5. Требования безопасности и/или защитные меры5.1. Общие требования5.1.1. Приведенные ниже требования и/или защитные меры не следует рассматривать как единственно возможные решения. Допускаются альтернативные защитные меры, если они обеспечивают эквивалентный уровень безопасности. В таких случаях должны быть представлены доказательства обеспечения безопасности, включающие в себя анализ риска и в необходимых случаях расчеты, чертежи, результаты испытаний. 5.1.2. Для случаев, не рассматриваемых в настоящем стандарте, должен быть выполнен индивидуальный анализ риска. 5.1.3. Если имеется остаточный риск, который не может быть устранен, то должны быть предусмотрены соответствующие процедуры, такие как установка знаков, разработка инструкций и проведение обучения. 5.1.5. Для таких специфических требований, как доступность лифтов для инвалидов, защищенность от актов вандализма и пожарная безопасность лифтов должны быть учтены особенности условий эксплуатации соответствующих зданий и использования лифтов. Лифт с истекшим сроком службы, установленным в нормативной, конструкторской и эксплуатационной документации, а также эксплуатационных документах, стандартах, правилах безопасности, должен быть обследован с целью определения возможности продления срока его безопасной эксплуатации в соответствии с [1] и [3]. Оборудование лифта должно обладать устойчивостью к электромагнитным помехам в соответствии с ГОСТ Р 52505. Оборудование лифта не должно превышать нормы эмиссии электромагнитных помех, установленные ГОСТ Р 52506. 5.2. Требования доступности5.2.1. Общие требованияЕсли при эксплуатации лифта предусматривается использование его лицами с физическими недостатками (инвалидами), то должны быть выполнены требования ГОСТ Р 51631. Конкретные требования для каждого случая должны определяться на основе анализа риска. 5.2.2. Точность остановки и выравнивание положения кабины на уровне этажаТочность остановки и выравнивания кабины на уровне этажа должна соответствовать следующим требованиям ГОСТ Р 51631 (подраздел 4.7): -
точность остановки лифта должна быть ± -
точность выравнивания кабины на уровне этажа должна быть ± Примечание - Вышеприведенные показатели рекомендуется обеспечивать на всех пассажирских лифтах. 5.3. Требования защиты от актов вандализмаЕсли лифт устанавливается и эксплуатируется в вандалоопасной зоне, должно быть обеспечено вандалозащищенное исполнение лифта. Конкретные меры по обеспечению защиты от вандализма следует определять на основе анализа риска. 5.4. Пожарная безопасность лифтаВ соответствии с требованиями обеспечения пожарной безопасности в зданиях могут быть установлены лифты, не предназначенные для работы во время пожара, и/или лифты, предназначенные для работы во время пожара. Лифты, не предназначенные для работы во время пожара, должны соответствовать требованиям, предусмотренным ГОСТ Р 52382. Лифты, предназначенные для работы во время пожара (лифты для пожарных), должны соответствовать требованиям, предусмотренным ГОСТ Р 52383. Конкретные меры по обеспечению пожарной безопасности лифтов с учетом особенностей функционирования зданий следует определять на основе анализа риска. 5.5. Шахта5.5.1. Ограждение шахты5.5.1.1. Существующие шахты, имеющие несплошное (сетчатое и т.д.) ограждение, могут не подвергаться модернизации при условии выполнения требований [1](пункт 3.4). 5.5.1.2. Частично огражденная шахта должна иметь ограждение, соответствующее требованиям [1] (пункт 3.4). 5.5.2. Двери для технического обслуживания, аварийные двери и смотровые люки шахтыДвери, смотровые люки и устанавливаемые на них замки должны соответствовать требованиям [1] (пункты 5.1.16 и 6.4.17). Дверь для доступа в приямок шахты должна соответствовать требованиям [1] (пункты 5.1.3, 5.1.16). 5.5.3. Внутренняя поверхность ограждения шахты ниже порога шахтной двериВнутренняя поверхность ограждения шахты лифта ниже порога любой шахтной двери должна соответствовать требованиям [1] (пункт 3.8). 5.5.4. Защита доступных для людей пространств (помещений) под приямком шахты лифтаПри наличии под приямком шахты лифта пространства (помещения), доступного для людей, должны быть выполнены требования [1](пункт 3.5.6). 5.5.5. Ограждение зоны движения противовеса или уравновешивающего устройства кабины.Зона движения противовеса или уравновешивающего устройства кабины в приямке должна быть ограждена в соответствии с [1] (пункт 3.9). Допускается не устанавливать ограждение при выполнении требований пунктов 5.5.9 и 5.7.8.2 настоящего стандарта. 5.5.6. Перегородки между движущимися частями лифтов, установленных в общей шахте.Между движущимися частями лифтов, установленных в общей шахте, должны быть установлены перегородки в соответствии с [1] (пункт 3.10). 5.5.7. Высота шахты лифта и глубина приямка.Высота шахты лифта должна соответствовать требованиям [1] (пункт 3.11). Глубина приямка должна соответствовать требованиям [1] (пункт 3.12.4). 5.5.8. Безопасный доступ в приямокДолжен обеспечиваться безопасный доступ в приямок в соответствии с [1] (пункты 3.12.2, 3.12.3). 5.5.9. Электрическое устройство безопасности в приямке и блочном помещенииВ шахте лифта должны быть установлены электрические устройства безопасности в приямке по [1] (пункт 3.12.5), в блочном помещении - [1](пункт 4.3.14). 5.5.10. Освещение шахтыШахта лифта должна быть освещена в соответствии с [1] (пункт 6.6.6). 5.5.11. Высвобождение людей, работающих в шахтеПри наличии риска, при котором работающие в шахте люди не смогут выйти из шахты ни через кабину, ни через имеющиеся в шахте проемы должна быть предусмотрена связь в соответствии с [1] (пункты 6.3.16 и 6.3.17). 5.6. Машинное и блочное помещения5.6.1. Доступ в машинное и блочное помещенияДоступ для обслуживающего персонала в машинное и блочное помещения лифта должен быть безопасным и обеспечиваться в соответствии с [1] (пункты 4.2.1,4.2.2,4.3.4-4.3.8). 5.6.2. Пол в машинном и блочном помещенияхПол машинного и блочного помещений должен иметь нескользкое и не образующее пыль покрытие в соответствии с [1] (пункт 4.3.2). 5.6.3. Обеспечение безопасных зон для обслуживания оборудования в машинном и блочном помещенияхРазмеры машинного и блочного помещений, обеспечивающие безопасные зоны обслуживания оборудования, должны соответствовать [1](пункты 4.3.9.1 - 4.3.9.5). 5.6.4. Пол машинного/блочного помещения, имеющий несколько уровнейМашинное или блочное помещения, пол которых имеет несколько уровней для обеспечения безопасного перехода, должны соответствовать требованиям [1] (пункт 4.3.10). 5.6.5. Освещение машинного и блочного помещенийОсвещение машинного и блочного помещений должно быть достаточным для безопасного выполнения работ. Машинное помещение должно быть оборудовано электрическим освещением в соответствии с [1] (пункты 4.3.12, 6.6.9, 6.6.11, 6.6.12). Блочное помещение должно быть оборудовано электрическим освещением в соответствии с [1] (пункты 4.3.13, 6.6.10). 5.6.6. Устройства для подвески грузоподъемных средствСуществующие металлические конструкции или крюки для подвески грузоподъемных средств в машинном помещении или шахте должны быть проверены на безопасность их использования, правильное размещение и наличие маркировки с указанием допустимой нагрузки или грузоподъемности подъемных средств по [1] (пункт 4.2.4). 5.7. Двери шахты и кабины лифта5.7.1. Сплошные и несплошные двери шахты и кабиныДвери шахты
и кабины должны быть сплошными в соответствии с [1]
(пункты 5.1.1 и 5.4.8.1). Грузовые лифты, управляемые из кабины проводником
(лифтером) могут оборудоваться раздвижной решетчатой дверью кабины. Просвет
между полосами раздвинутой (закрытой) двери кабины должен быть не более 5.7.2. Крепления дверей шахтыКрепления дверей шахты (фиксирующие болты, нижние направляющие двери, верхние ролики, замки т.п.) должны выдерживать нагрузки, обеспечивать нормируемую деформацию и предотвращать падение створки двери в шахту в соответствии с [1] (пункты 5.1.3, 5.4.8.5). 5.7.3. Применение стекла в конструкции дверей кабины и шахтыДвери шахты и кабины, в которых применено стекло, должны быть проверены на соответствие стекла требованиям [1](пункты 5.1.8 и 5.4.8.6). Если данные требования не выполняются, то необходимо: - заменить имеющееся стекло на стекло, удовлетворяющее требованиям [1] (пункты 5.1.8 и 5.4.8.6)] - обеспечить соответствие размеров стеклянной смотровой панели требованиям [1] (пункт 5.1.10); - заменить створку стеклянной смотровой панели на сплошную непрозрачную створку с введением на каждом этаже индикатора, информирующего пользователей о наличии кабины на данном этаже. 5.7.4. Горизонтально-раздвижные двери кабины и шахты со стеклянными створкамиГоризонтально-раздвижные двери кабины и шахты со стеклянными створками должны обеспечивать соответствие требованиям по защите от затягивания детских рук движущимися стеклянными створками. В этом случае для минимизации данного риска применяют следующие меры: - уменьшение коэффициента трения между руками и стеклом; - обеспечение непрозрачности стекла дверной створки с высотой 1,1м; - распознавание наличия пальцев детских рук на стеклянной створке; - другие эквивалентные методы. 5.7.5. Освещение дверей шахты на этажахОсвещенность в зоне дверей шахты на этажах должна быть не ниже предусмотренной [1] (пункт 6.6.7). 5.7.6. Защита пользователей от удара створками дверей кабины и шахты с механическим приводомКонструкция дверей кабины и шахты с механическим приводом должна обеспечивать защиту пользователей от удара створками в соответствии с [1] (пункт 5.1.9.1). Если находящиеся в эксплуатации лифты используются также инвалидами, то должны выполняться следующие требования: - устройство контроля дверного проема должно предотвращать физический контакт пользователя и закрывающейся створки двери; - время закрывания дверей должно быть регулируемым от 2 до 20 с. 5.7.7. Замок двери шахтыВсе двери шахты должны быть оборудованы автоматическими замками, соответствующими требованиям [1] (пункт 5.1.13). 5.7.8. Отпирание замков дверей шахты5.7.8.1. Отпирание замков дверей шахты снаружи проводят при помощи специального ключа в соответствии с [1] (пункт 5.1.13.6). Дополнительные меры защиты необходимо принимать при наличии риска вандализма. Лифты должны быть оборудованы устройством размыкающим цепь безопасности при несанкционированном открытии дверей шахты в режиме «Нормальная работа» по [1] (пункт 6.3.20). 5.7.9. Автоматическое закрывание горизонтально-раздвижных дверей шахтыГоризонтально-раздвижные двери шахты, которые приводятся в движение дверями кабины, должны быть оборудованы устройством их автоматического закрывания, если дверь шахты по какой-либо причине открывается во время нахождения кабины вне зоны отпирания дверей (например, применение в качестве такого устройства пружины или груза) в соответствии с [1] (пункт 5.1.13.6, второй абзац). 5.7.10. Раздвижные многостворчатые двериВ раздвижных многостворчатых дверях, состоящих из нескольких механически связанных между собой створок, допускается запирать только одну створку в соответствии с требованиями [1] (пункт 5.1.14, последний абзац). 5.7.11. Огнестойкие двери шахтыЕсли шахтные двери выполняют роль заполнений проемов в противопожарных преградах, то они должны соответствовать по огнестойкости требованиям ГОСТ Р 52382 ( пункт 5.1.1) и ГОСТ Р 52383 (пункт 5.6.1). 5.7.12. Распашные двери шахты в сочетании с горизонтально-раздвижными дверями кабины с механическим приводомПривод должен закрывать двери кабины только при закрытых дверях шахты. 5.8. Кабина, противовес и уравновешивающее устройство5.8.1. Максимальная полезная площадь кабины и номинальная грузоподъемность лифтаМаксимальная полезная площадь кабины должна соответствовать [1] (пункт 7.1). При несоответствии должны быть приняты следующие меры: - уменьшить полезную площадь кабины; - обеспечить управление лифтом только обученным персоналом; - для пассажирских лифтов самостоятельного пользования должны быть выполнены требования [2] (пункт 3.5), а также пункт 5.14.5 настоящего стандарта. 5.8.2. Предотвращение риска падения людей в шахту (щит под порогом кабины)Под порогом кабины на всю ширину дверного проема должен быть установлен вертикальный щит в соответствии с [1] (пункт 5.4.5). Если это невозможно, то должны быть предприняты другие меры, обеспечивающие эквивалентный уровень безопасности (например, установлен вертикальный щит телескопической конструкции). 5.8.3. Кабина без дверейПри отсутствии в кабине дверей в ней должны быть установлены автоматические двери с механическим приводом или двери, открываемые (закрываемые) вручную, конструкция которых должна соответствовать [1] (пункт 5.4.8). 5.8.4. Запирание люка в крыше кабиныПри оборудовании кабины аварийным люком его запирание следует осуществлять в соответствии с [1](пункт 5.4.9 (последний абзац) и 5.4.11). 5.8.5. Прочность крыши кабины и люка в крыше кабиныКрыша кабины в любом месте должна выдерживать нагрузку в соответствии с [1] (пункт 5.4.3.1). 5.8.6. Меры обеспечения безопасности для персонала на крыше кабиныДолжно быть
проверено, что зазор, измеренный в горизонтальной плоскости от внешнего края
крыши кабины до ограждения шахты, не превышает - крыша
кабины должна быть увеличена, чтобы зазор не превышал - крыша
кабины со стороны зазора, превышающего - на всю
высоту шахты должна быть установлена перегородка, чтобы зазор не превышал 5.8.7. Вентиляция кабиныКабина лифта со сплошными дверями должна быть оборудована вентиляционными отверстиями в соответствии с [1] (пункт 5.4.12). 5.8.8. Освещение кабины в режиме «Нормальная работа» и в чрезвычайных (аварийных) ситуациях5.8.8.1. Кабина должна быть оборудована стационарным устройством для освещения кабины в соответствии с [1] (пункты 6.6.1, 6.6.2, 6.6.14, 6.6.15). 5.8.8.2. Для случаев прекращения питания рабочего освещения должен быть обеспечен аварийный источник питания в соответствии с [1] (пункт 6.6.14.2). Энергоснабжение системы аварийного освещения кабины лифта для пожарных следует проводить в соответствии с ГОСТ Р 52382 (пункты 5.9.1 и 5.9.3). 5.9. Подвеска, защита от превышения скорости5.9.1. Ограждение канатоведущих шкивов, блоков и звездочекКанатоведущие шкивы, блоки и звездочки и другие доступные вращающиеся элементы лебедок, представляющие опасность для обслуживающего персонала, должны быть ограждены от случайного прикосновения, оборудованы устройствами, предотвращающими спадание канатов/цепей и попадание посторонних предметов по [1] (пункты 5.3.8 и 5.3.9). 5.9.2. Ловители и ограничитель скорости для электрических лифтовВсе электрические лифты должны быть оборудованы ловителями, приводимыми в действие ограничителем скорости, в соответствии с [1] (пункт 5.6.1). Система, включающая ловители и ограничитель скорости, должна быть проверена на взаимодействие и испытана на правильное функционирование. Должно быть обеспечено оборудование лифтов ловителями и ограничителями скорости в соответствии с [1] (пункты 5.6 и 5.7). 5.9.3. Натяжное устройство каната ограничителя скоростиНатяжное устройство каната ограничителя скорости должно быть оборудовано электрическим устройством безопасности в соответствии с [1] (пункты 5.7.6.4 и 6.4.25). 5.9.4. Превышение скорости движения кабины вверхПротивовес и уравновешивающее устройство кабины должны быть оборудованы ловителями, приводимыми в действие ограничителем скорости в соответствии с [1] (пункты 5.5.4, 5.7.2, 5.7.3). 5.9.5. Защита гидравлических лифтов от свободного падения, движения вниз на повышенной скорости и самопроизвольного опускания кабины5.9.5.1. Гидравлический лифт должен быть проверен и испытан с целью установления наличия защиты от свободного падения кабины, движения ее вниз на повышенной скорости и самопроизвольного опускания. Лифт должен быть оборудован такой защитой в соответствии с [2] (пункты 7.2.10, 7.2.11, 7.2.13, 7.2.16). 5.10. Направляющие, буфера и концевые выключатели5.10.1. Противовес или уравновешивающее устройство кабины, имеющие канатные направляющиеЕсли противовес или уравновешивающее устройство кабины оборудованы канатными направляющими, то они должны быть заменены на жесткие стальные направляющие в соответствии с [1] (пункт 5.2). 5.10.2. БуфераЛифты должны быть оборудованы обеспечивающими безопасность буферами или альтернативными устройствами. Буфера должны соответствовать требованиям [1] (пункт 5.8). 5.10.3. Концевые выключателиЛифты должны быть оборудованы концевыми выключателями в соответствии с [1] (пункты 6.4.8-6.4.11). 5.11. Расстояние между элементами кабины и шахты5.11.1.
Расстояние между элементами кабины и шахты следует обеспечивать в соответствии
с [1] (пункт 3.16). При
этом горизонтальное расстояние между порогами дверей кабины и шахты не должно
превышать 5.11.2. Предотвращение риска попадания людей в зазор между створками дверей кабины и шахты должно быть обеспечено соблюдением регламентированных [1] (пункты 3.16.3 и 3.16.4) расстояний. 5.12. Лебедка5.12.1. Электрический тормозЭлектрический тормоз должен соответствовать [1] (пункт 5.3.12). 5.12.2. Аварийный режим движенияПеремещение кабины при отключении энергоснабжения лифта должно осуществляться в соответствии с [1] (пункт 5.3.10). Усилие для ручного перемещения кабины при помощи штурвала не должно превышать 400 Н. При срабатывании концевых выключателей, электрических устройств безопасности движение кабины может осуществляться из машинного помещения, а для лифтов без машинного помещения с устройства управления в соответствии с [1](пункты 6.3.11,4.4.6). 5.12.3. Обратный гидроклапан (для гидравлических лифтов)В гидросистеме должен быть предусмотрен обратный гидроклапан в соответствии с [2] (пункт 7.3.4). 5.12.4. Отключение электродвигателя лебедки и остановка лифтаОтключение электродвигателя лебедки и остановка лифта должны осуществляться в соответствии с [1](пункты 6.2-6.2.4). 5.12.5. Электрическое устройство безопасности, контролирующее ослабление натяжения канатов/цепейЛифты должны быть оборудованы электрическим устройством безопасности, срабатывающим при ослаблении натяжения тяговых канатов/цепей в соответствии с [1] (пункты 5.9.8.3, 6.4.24). 5.12.6. Ограничитель времени работы лебедкиЛифты, оборудованные лебедкой с канатоведущим шкивом или барабаном трения, должны быть оборудованы устройством для отключения электродвигателя в случае, если: - кабина не приходит в движение после подачи команды на пуск; - кабина или противовес были остановлены в результате возникновения на их пути препятствия, что вызвало проскальзывание тяговых элементов на канатоведущем шкиве или барабане трения в течение 45 с или времени, необходимом для прохождения всего пути перемещения кабины плюс 10 с, но не более 20 с [см. [1] (пункт 6.3.18)]. 5.12.7. Устройство для ручного опускания кабины гидравлического лифтаВ гидроагрегате гидравлического лифта должно быть предусмотрено устройство, позволяющее опустить кабину на ближайший этаж в случае отсутствия энергоснабжения аппаратов управления гидропривода в соответствии с [2] (пункт 7.3.6). 5.13. Электрическое оборудованиеВ этом разделе приведены опасные ситуации, связанные с электрооборудованием. Однако могут быть и другие опасные ситуации, связанные, например, с существующей электропроводкой и ее соединениями. Для каждого конкретного случая необходима проверка с использованием методологии анализа риска на существующих лифтовых установках (см. приложение Б). 5.13.1. Защита от поражения электрическим токомДолжно быть обеспечено следующее: - токоведущие части должны быть защищены от случайного прикосновения, если напряжение в них более 42 В переменного тока или более 60 Б постоянного тока в соответствии с [1] (пункт 6.1.15); - если после размыкания одного или нескольких главных выключателей некоторые клеммы остаются под напряжением, то должны быть выполнены требования [1] (пункт 6.5.2); - для лифтов с групповым управлением при отключении одного или нескольких лифтов должна быть предусмотрена защита обслуживающего персонала от прикосновения к остающимся под напряжением открытым токоведущим частям в соответствии с [1] (пункт 6.3.86). 5.13.2. Защита электродвигателей от перегрузкиЭлектродвигатель лебедки должен быть проверен на наличие необходимой защиты. Для обеспечения защиты должны быть выполнены требования [1] (пункты 6.3.9, 6.3.10). 5.13.3. Главные выключателиВводное устройство, автоматический выключатель и аналогичные устройства с ручным приводом должны быть обеспечены возможностью блокировки в отключенном положении посредством запираемого замка или аналогичного устройства в соответствии с [1] (пункт 6.1.2). 5.14. Защита от неисправностей электрооборудования5.14.1. Опасность при чередовании фазЛифтовая установка должна быть проверена с целью установления того, что при ошибочном чередовании фаз не возникают опасные нарушения работы лифта. 5.14.2. Пост управления на крыше кабиныДолжна быть предусмотрена возможность управления лифтом с крыши кабины - в режиме «Ревизия» при помощи поста управления на крыше кабины. На крыше кабины должно быть предусмотрено устройство для остановки лифта. Данные требования должны соответствовать [1] (пункт 6.3.13). 5.14.3. Двусторонняя переговорная связьДолжна быть обеспечена двусторонняя переговорная связь между кабиной и местом нахождения обслуживающего персонала в соответствии с [1] (пункт 6.3.16), ГОСТ Р 52382, ГОСТ Р 52383. 5.14.4. Ремонтная связьРемонтная телефонная или другая двусторонняя связь между кабиной, машинным помещением, приямком, блочным помещением должна быть предусмотрена в соответствии с [1] (пункт 6.3.17). 5.14.5. Устройство контроля перегрузки кабиныДля исключения риска начала движения в случае перегрузки кабина должна быть оборудована устройством, контролирующим перегрузку кабины в соответствии с [1] (пункт 6.3.15). 5.15. Предупреждающие знаки, маркировка и руководство по эксплуатацииЛифт должен иметь паспорт, инструкцию, руководство по эксплуатации, а также предупреждающие знаки и маркировку в соответствии с [1](пункты 1.5, 5.4.2.3, 5.4.8.6, 5.4.15, 5.6.10, 5.7.11, 5.8.6), а также ГОСТ Р 52382 (пункт 5.8.1), ГОСТ Р 52383 (пункт 5.1.3). 6. Подтверждение выполнения требований безопасности и/или защитных мерВвод лифта в эксплуатацию после приведения его в соответствие с требованиями настоящего стандарта должен осуществляться в соответствии с [1] (пункт 10.2). 7. Руководство по эксплуатации модернизированного лифтаВ комплект технической документации лифта должны быть внесены дополнения, отражающие изменения конструкции лифта в соответствии с требованиями раздела 5 настоящего стандарта. Приложение
А
|
Частота (вероятность)* |
Тяжесть последствия** для опасной ситуации (см. таблицу 1) |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
А |
|
|
|
|
В |
|
76 |
30 |
|
С |
|
6; 25; 30; 60 |
37; 48; 57 |
|
C-D |
70 |
3; 9; 15; 17;18; 22; 23; 27;40; 50; 56; 71 |
29; 45 |
|
D |
1; 3; 7; 8; 12; 13; 14;16; 17; 26;27; 31; 32; 33; 34; 39; 40; 43; 50; 53; 54; 58; 59; 60; 62; 66; 71 |
18; 21; 24; 41; 44; 47; 46; 52; 63; 85; 75 |
28; 42; 49; 61; 64; 77; 78 |
|
D-E |
35; 36; 51; 52; 68; 72; 74 |
20; 38; 56; 67; 69; 73 |
|
|
Е |
10; 11; 24; 55; 73 |
|
|
|
F |
|
|
|
|
А - частая; В - вероятная; С - редкая; D - маловероятная; Е - невероятная; F - невозможная» ** I - катастрофическая; II ~~ критическая; III - незначительная; IV - не принимаемая в расчет. Примечания 1. Числа в таблице соответствуют номеру опасной ситуации в таблице 1. 2. Цвет отражает зоны приоритетности в соответствии с таблицей А.3. 3. По практическим соображениям частота категории D была разделена на С - D; D; D - Е. |
Как было указано выше, одновременная модернизация всех эксплуатируемых лифтов для обеспечения современного уровня безопасности невозможна по различным причинам. Поэтому рекомендуется процедура, которая основана на классификации опасных ситуаций по уровням приоритетности, которые затем могут быть устранены или минимизированы в течение установленных сроков за счет реализации мероприятий, предложенных в настоящем стандарте.
Для классификации уровней приоритетности использованы уровни безопасности на профиле риска в соответствии с ГОСТ Р ИСО/ТС 14798.
В профиль риска включены пять уровней приоритетности (см. таблицы А.2 и А.3), в котором практические мероприятия предусматриваются только для четырех уровней приоритетности.
Эти уровни приоритетности установлены только на основе оценки безопасности. Однако практическое внедрение мероприятий по снижению риска существенно зависит от экономических условий, поскольку стоимость различных рекомендованных мероприятий значительно отличается друг от друга.
Поэтому весьма вероятно, что на практике внедрение дорогостоящих мер может быть отсрочено, а малозатратные меры будут внедрены в первую очередь.
Тем не менее необходимо, чтобы по опасным ситуациям, характеризующимся высоким уровнем риска, необходимые корректирующие меры были приняты в короткие сроки.
Уровни приоритетности могут быть отнесены к определенным срокам реализации мероприятий в соответствии с таблицей А.2.
Таблица А.2 - Приоритеты и сроки проведения мероприятий
Место в профиле рисков |
Приоритет |
Сроки проведения мероприятий |
|
Тяжесть последствия** |
Частота (вероятность)* |
||
I |
А, В, С |
Чрезвычайный |
Немедленно. Лифт должен быть выведен из эксплуатации |
I |
С - D, D |
Высокий |
Срочное мероприятие |
I |
D - E |
Средний |
Среднесрочное мероприятие |
I |
Е |
Низкий |
Долгосрочное мероприятие |
I |
F |
- |
- |
*A - частая; В - вероятная; С - редкая; D - маловероятная; Е - невероятная; F - невозможная. ** I - катастрофическая; II - критическая; III - незначительная; IV - не принимаемая в расчет. |
Таблица А.3 - Модифицированный профиль риска с уровнями приоритетности
Частота (вероятность)* |
Тяжесть последствия** |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
Уровень приоритетности |
||||
А |
Чрезвычайный |
Чрезвычайный |
Высокий |
Низкий |
В |
Чрезвычайный |
Высокий |
Высокий |
Низкий |
С |
Чрезвычайный |
Высокий |
Средний |
- |
C-D |
Высокий |
Высокий |
Средний |
- |
D |
Высокий |
Средний |
Низкий |
- |
D-E |
Средний |
Низкий |
- |
- |
Е |
Низкий |
Низкий |
- |
- |
F |
- |
- |
- |
- |
*А - частая; В - вероятная; С - редкая; О - маловероятная; Е - невероятная; F - невозможная, ** I - катастрофическая; II - критическая; III - незначительная; IV - не принимаемая в расчет. |
В таблице Б.1 приведена форма и пример ее заполнения для идентификации опасных ситуаций на эксплуатируемом лифте и определения корректирующего мероприятия в соответствии с настоящим стандартом.
Перечень опасных ситуаций, включаемый в предлагаемую форму, может быть уменьшен с учетом результатов процесса «фильтрации», описанного в А.3 (приложение А).
Анализ риска следует выполнять для всех случаев, не рассмотренных в настоящем стандарте.
Примечание - Анализ риска следует выполнять в соответствии с методологией анализа риска по ГОСТ Р ИСО/ТС 14798.
Таблица Б.1 - Форма и пример ее заполнения
Анализируемая опасность |
Пункт настоящего стандарта |
Выполнение требований |
Уровень приоритетности |
Корректирующие меры по снижению риска |
Приемлемость риска послекор- |
Примеча- |
1 Наличие опасных материалов |
Нет (применяется асбест) |
Высокий |
Устранить детали из асбеста |
Да |
- |
|
3 Точность остановки |
Нет |
Высокий |
Применить регулируемый привод |
Да |
- |
|
4 Опасность вандализма |
Не применимо (лифт установлен в административном здании) |
- |
- |
- |
- |
Таблица В.1
Обозначение ссылочного национального стандарта Российской Федерации |
Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта и условное обозначение степени его соответствия ссылочному национальному стандарту |
- |
|
ГОСТ
Р 52382-2005 |
ЕН 81-72:2003 «Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Специальные применения пассажирских и грузопассажирских лифтов. Часть 72. Лифты для пожарных» (MOD) |
ГОСТ Р 52383-2005 |
ЕН 81-73:2004 «Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Специальные применения пассажирских и грузопассажирских лифтов. Часть 73. Поведение лифтов в случае пожара» (MOD) |
ГОСТ
Р 52505-2005 |
ЕН 12016:2004 «Электромагнитная совместимость - Стандарт для группы однородной продукции, распространяющийся на лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры - Устойчивость к электромагнитным помехам» (MOD) |
ГОСТ
Р 52506-2005 |
ЕН 12015:2004 «Электромагнитная совместимость - Стандарт для группы однородной продукции, распространяющийся на лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры - Помехоэмиссия»(МОО) |
ГОСТ Р ИСО/ТС 14798-2003 |
ИСО/ТС 14798:2003 «Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа риска» (IDT) |
Примечание - В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов: - IDT - идентичные стандарты; - MOD - модифицированные стандарты. |
[1] |
ПБ 10-558-03 Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов. Госгортехнадзор РФ, 2003 |
[2] |
Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов. НПО ОБТ. М., 1992 |
[3] |
Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах. Госгортехнадзор РФ, 2002 |
Ключевые слова: лифты, методы испытаний на огнестойкость