Постановление Госстандарта России
от 5 августа 1997 г. № 17
«О принятии и введении в действие Правил
сертификации»
Государственный комитет
Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации постановляет:
1. Принять «Правила
сертификации работ и услуг в Российской Федерации».
2. Направить Правила на
Государственную регистрацию в Минюст России.
3. Правила ввести в действие
в установленном порядке.
Председатель
Госстандарта России Г.П. Воронин
Правила сертификации работ и услуг в
Российской Федерации
(с изменениями от 5 июля 2002
г.)
Зарегистрировано в Госреестре Госстандарта России
РОСС RU.0001.010134 от 18 июня 1998 г.
Зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 3 апреля 1998 г.
Регистрационный № 1502
Введены в действие с 18 июня 1998 г.
Настоящие правила применяют
при обязательной и добровольной сертификации работ и услуг в Российской Федерации.
На основе настоящих правил федеральные органы исполнительной власти в пределах
своей компетенции могут разрабатывать и принимать правила сертификации
однородных работ и услуг.
Основные термины и
определения, цели и принципы, состав и функции участников, общие правила
сертификации работ и услуг соответствуют Закону РФ «О сертификации продукции и
услуг» от 10 июня 1993 г. (опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета, 1993, № 26, ст. 966 и в Собрании законодательства
Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 4) и «Правилам по проведению сертификации
в Российской Федерации» (утверждены постановлением Госстандарта России от 16
февраля 1994 г. № 3, зарегистрированы Министерством юстиции Российской
Федерации 21 марта 1994 г., регистрационный номер 521, опубликованы в Бюллетене
нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1994, № 6, стр.
5).
I. Общие положения
1.1. Объекты обязательной
сертификации работ и услуг устанавливаются в соответствии с законодательными
актами Российской Федерации.
Объектами добровольной
сертификации являются работы и услуги, не подлежащие обязательной сертификации,
а также работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации, по требованиям,
не подтверждаемым при обязательной сертификации.
1.2. Сертификацию работ и
услуг проводят органы по сертификации.
1.3. При обязательной
сертификации подтверждают соответствие работ и услуг обязательным требованиям
(в том числе требованиям безопасности работ и услуг для жизни, здоровья,
имущества потребителя и окружающей среды, а также безопасности процесса
выполнения работ и оказания услуг).
1.4. Сертификацию работ и
услуг проводят по схемам сертификации. Схемы с рекомендациями по их применению
приведены в приложении.
Схемы сертификации
конкретных видов работ и услуг, а также критерии их выбора устанавливают в
правилах сертификации однородных работ и услуг.
II. Требования к документам,
на соответствие которым проводится сертификация
2.1. При сертификации работ
и услуг применяют:
законодательные акты
Российской Федерации;
правила выполнения отдельных
видов работ и оказания видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства
Российской Федерации;
государственные стандарты,
санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы,
которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают
обязательные требования к работам и услугам.
2.2. Нормативные документы,
применяемые при сертификации, должны содержать требования к качеству и
безопасности работ и услуг, а также методы их оценки, проверки, испытаний,
контроля.
2.3. При сертификации работ
и услуг следует применять официальные издания нормативных документов,
утвержденных в установленном порядке.
2.4. Требования в
нормативных документах, применяемых при сертификации, должны иметь четкие
формулировки, обеспечивающие точное и однозначное их толкование.
III. Порядок сертификации
3.1. Сертификация работ и
услуг включает:
подачу заявки на
сертификацию;
рассмотрение и принятие
решения по заявке;
оценку соответствия работ и
услуг установленным требованиям;
принятие решения о выдаче
(отказе в выдаче) сертификата;
выдачу сертификата;
инспекционный контроль
сертифицированных работ и услуг.
(Измененная редакция. Изм. №
1)
3.2. Подача заявки на сертификацию,
рассмотрение и принятие решения по ней.
3.2.1. Заявитель направляет
заявку на сертификацию в орган по сертификации в соответствии с его областью
аккредитации.
При наличии нескольких
органов по сертификации однородных работ и услуг заявитель вправе обратиться в
любой из них.
3.2.2. Орган по сертификации
рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает
заявителю решение по заявке, содержащее основные условия сертификации.
3.3. Оценка соответствия
работ и услуг установленным требованиям включает:
оценку выполнения работ и
оказания услуг;
проверку результатов работ и
услуг;
испытания результатов работ
и услуг.
3.3.1. Оценка выполнения
работ и оказания услуг в зависимости от схемы сертификации включает:
оценку мастерства исполнителя
работ и услуг;
оценку процесса выполнения
работ и оказания услуг;
анализ состояния
производства;
оценку организации
(предприятия) – исполнителя работ и услуг;
оценку системы качества;
рассмотрение декларации о
соответствии с прилагаемыми документами.
Порядок оценки процесса
выполнения работ и оказания услуг устанавливают в правилах сертификации
однородных работ и услуг. Итоги отражают в актах.
3.2.2. Проверку результатов
работ и услуг проводит орган по сертификации в соответствии с нормативными документами.
Испытания результатов работ
и услуг проводят в аккредитованных испытательных лабораториях. Итоги проверки и
испытаний отражают в протоколах.
3.4. Принятие решения о
выдаче (отказе в выдаче) сертификата.
3.4.1. Орган по сертификации
на основе анализа актов, протоколов и других документов, подтверждающих
соответствие работ и услуг установленным требованиям, принимает решение о
выдаче сертификата, оформляет его и регистрирует.
Сертификат может иметь
приложение, содержащее перечень конкретных однородных работ и услуг, на которые
распространяется его действие.
При отрицательных итогах
анализа орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата
с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.
3.4.2. Срок действия сертификата
устанавливает орган по сертификации с учетом итогов сертификации, сроков
действия нормативных документов на работы и услуги, но не более чем на три
года.
3.4.3. При внесении
изменений в нормативную и техническую документацию на работы и услуги, в организационно-правовую
форму юридического лица и других изменений, которые могут влиять на требования,
подтверждаемые при сертификации, держатель сертификата должен извещать об этом
орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения
дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля.
3.5. Применение знака
соответствия при обязательной сертификации.
3.5.1. Общие требования к
применению знака соответствия при обязательной сертификации работ и услуг
соответствуют Правилам применения знака соответствия при обязательной
сертификации продукции, утверждены постановлением Госстандарта России от 25
июля 1996 г., № 14, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации
1 августа 1996 г., регистрационный № 1138, опубликованы в газете «Российские
вести» 8 августа 1996 г., № 147 (1068).
(Измененная редакция. Изм. №
1)
3.5.2. Знак соответствия
наносят на квитанцию, наряд-заказ, путевку, договор, упаковку, бланки и др., а
также используют в рекламных и печатных изданиях.
3.5.3. Правила применения знака
соответствия и особенности маркирования устанавливают в правилах сертификации
однородных работ и услуг.
3.6. Инспекционный контроль
сертифицированных работ и услуг.
3.6.1. Инспекционный
контроль сертифицированных работ и услуг проводит орган по сертификации,
выдавший сертификат, не реже одного раза в год в форме периодических и
внеплановых проверок для установления соответствия выполняемых работ и
оказываемых услуг требованиям, подтвержденным при сертификации.
3.6.2. Объем и периодичность
инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности работ и
услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг,
наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации
или предыдущего инспекционного контроля.
Объем, содержание и порядок
проведения инспекционного контроля устанавливают в правилах сертификации
однородных работ и услуг.
3.6.3. Внеплановый
инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к
качеству сертифицированных работ и услуг от потребителей, федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью
работ и услуг, общественных объединений потребителей.
3.6.4. Инспекционный
контроль сертифицированных работ и услуг содержит следующие виды работ:
анализ поступающей
информации о качестве и безопасности сертифицированных работ и услуг;
разработку программы
инспекционной проверки;
создание комиссии для
проведения инспекционной проверки;
проведение инспекционной
проверки;
оформление результатов и
принятие решения.
3.6.5. Результаты
инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о
возможности сохранения действия выданного сертификата.
3.6.6. В случае
несоответствия работ и услуг установленным требованиям, отказа держателя
сертификата от проведения инспекционного контроля, орган по сертификации может
приостановить или отменить действие сертификата.
(Измененная редакция. Изм. №
1)
3.6.7. Решение о
приостановлении действия сертификата принимают в том случае, если путем
корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно
устранить обнаруженные причины несоответствия.
(Измененная редакция. Изм. №
1)
3.6.8. При проведении
корректирующих мероприятий орган по сертификации:
приостанавливает действие
сертификата;
информирует об этом
соответствующие органы государственного контроля и надзора;
устанавливает срок
выполнения корректирующих мероприятий;
проверяет выполнение
корректирующих мероприятий.
(Измененная редакция. Изм. №
1)
3.6.9. После выполнения
корректирующих мероприятий и положительных итогах их оценки (проверки,
контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия
сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
(Измененная редакция. Изм. №
1)
3.6.10. В случае
невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности, орган по
сертификации отменяет действие сертификата и информирует об этом заинтересованных
участников сертификации.
(Измененная редакция. Изм. №
1)
IV. Информация о проведении обязательной сертификации
4.1. Держатель сертификата
обязан указывать в документации (в техническом паспорте, на этикетке, в
наряд-заказе, в описании работы или услуги и др.) сведения о проведении
обязательной сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его
выдавшем).
4.2. Органы по сертификации
работ и услуг направляют информацию о деятельности по сертификации в
федеральный орган исполнительной власти, организующий и проводящий работы по
обязательной сертификации.
4.3. Органы по сертификации
представляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах
своей компетенции.
V. Рассмотрение апелляций
5.1. При возникновении спорных
вопросов участник сертификации может подать апелляцию в центральный орган
системы сертификации однородных работ и услуг.
5.2. Если участник
сертификации работ и услуг не удовлетворен решением по апелляции, то он может
подать апелляцию в федеральный орган исполнительной власти в установленном
порядке или Орган, возглавляющий систему добровольной сертификации.
5.3. Спорные вопросы,
возникающие между участниками сертификации, могут быть решены также в порядке,
установленном законодательными актами Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Схемы
сертификации
Номер схемы
|
Оценка выполнения работ, оказания услуг
|
Проверка (испытания) результатов работ и
услуг
|
Инспекционный контроль сертифицированных
работ и услуг
|
1
|
Оценка мастерства исполнителя работ и услуг
|
Проверка (испытания) результатов работ и услуг
|
Контроль мастерства исполнителя работ и услуг
|
2
|
Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг
|
Проверка (испытания) результатов работ и услуг
|
Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг
|
3
|
Анализ состояния производства
|
Проверка (испытания) результатов работ и услуг
|
Контроль состояния производства
|
4
|
Оценка организации (предприятия)
|
Проверка (испытания) результатов работ и услуг
|
Контроль соответствия установленным требованиям
|
5
|
Оценка системы качества
|
Проверка (испытания) результатов работ и услуг
|
Контроль системы качества
|
6
|
-
|
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми
документами
|
Контроль качества выполнения работ, оказания услуг
|
7
|
Оценка системы качества
|
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми
документами
|
Контроль системы качества
|
2. Применение
схем сертификации
2.1. По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и
контролируют его при инспекционном контроле.
Схему
1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены
мастерством исполнителя (например, мастера – ремонтника, экскурсовода,
парикмахера, массажиста, педагога и т.д.)
2.2. По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг,
проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс
выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле.
В зависимости от сложности
процесса оценивают:
полноту и актуализацию документации,
устанавливающей требования к процессу;
оснащение необходимым
оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля),
веществами, материалами, помещениями и другим, а также их соответствие
установленным требованиям;
метрологическое,
методическое, организационное, программное, информационное, материальное,
правовое, техническое и другое обеспечение;
безопасность и стабильность
процесса;
профессиональную
компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала.
Схему
2 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены
стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг (например, услуг по
техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг
химической чистки и крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг,
услуг средств размещения, услуг общественного питания и др.).
2.3. По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при
инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг.
Схему
3 применяют при сертификации производственных услуг.
2.4. По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) – исполнителя
работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных
стандартов. Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему
определенной категории (класс ресторана, разряд ателье, звезда гостиницы и
др.).
2.5. По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют ее при
инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Оценку
системы качества (по схемам 5, 7) проводит эксперт по сертификации систем качества в
соответствии с нормативными документами.
Схему
5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских,
туристских, по перевозке пассажиров и др.).
При наличии сертификата на
систему качества его учитывают при сертификации работ и услуг.
2.6. Схемы 6, 7 основаны на использовании
декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими
соответствие работ и услуг установленным требованиям.
В декларации о соответствии
исполнитель работ и услуг в лице руководителя организации или индивидуального
предпринимателя заявляет, что выполняемые работы и оказываемые услуги
соответствуют установленным требованиям.
Схему
6 применяют при сертификации работ и услуг, оказываемых по индивидуальным
(неповторяющимся) заказам, выполняемых в небольших объемах организациями
(предприятиями), зарекомендовавшими себя на отечественном и мировом рынках, как
исполнители работ и услуг высокого уровня качества.
Схему
7 применяют пи наличии у исполнителя системы оценки качества, включающей
контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается
выпиской из акта оценки системы качества.
Для подтверждения
соответствия работ и услуг прилагаемым документам проводят обследование
организации (предприятия).
Особенности применения схем
сертификации на основе декларации о соответствии указывают в правилах
сертификации однородных видов работ и услуг.
Схемы сертификации с
использованием декларации о соответствии при добровольной сертификации не
применяют.
2.7. Во всех схемах
сертификации, если это не противоречит правилам сертификации однородных работ и
услуг, могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие
установленным требованиям и полученным вне работ по сертификации, например:
результаты социологических
обследований и экспертных оценок;
протоколы испытаний;
договоры исполнителя работ и
услуг с потребителем;
акты проверок, заключения,
сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль
и надзор за качеством и безопасностью работ и услуг (их территориальных
органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов);
техническая и другая
документация исполнителя работ и услуг.
Эти документы могут служить
основанием для сокращения объема оценок, проверок, испытаний, контроля.