ГОССТРОЙ СССР ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИОМТП) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОНТАЖУ И ДЕМОНТАЖУ МОБИЛЬНЫХ (ИНВЕНТАРНЫХ) ЗДАНИЙ МОСКВА-1986 СОДЕРЖАНИЕ Рекомендовано к изданию решением секции "Технология строительного производства" НТС ЦНИИОМТП Госстроя СССР. Методические рекомендации по монтажу и демонтажу мобильных (инвентарных) зданий. М., 1986. 50 с. (Госстрой СССР. Центр. науч.-исслед. и проектно-эксперим. ин-т организации, механизации и техн. помощи стр-ву. ЦНИИОМТП). В работе приведены сведения об организации и технологии монтажа и демонтажа мобильных (инвентарных) зданий различной конструкции, указания по выбору рациональных средств механизации, грузозахватных средств и другой оснастки для выполнения этих процессов. Рекомендации предназначены для работников проектно-технологических и научно-исследовательских организаций при разработке технической документации на мобильные (инвентарные) здания, а также для работников строительно-монтажных организаций, занимающихся монтажом и демонтажом инвентарных зданий. Методические рекомендации подготовлены сотрудниками отдела возведения зданий и сооружений и монтажа конструкций инж. Прозоровским А.Г. и канд.техн.наук Мачабели Ш.Л. Предприятия различных министерств и ведомств СССР ежегодно выпускают мобильные (инвентарные) здания (далее по тексту - здания) общей площадью около 3,5 млн.м2. С учетом ранее выпущенных и находящихся в эксплуатации зданий объем работ по их монтажу и демонтажу составляет 10 млн. м2 в год. Промышленностью выпускается более трехсот серий зданий, отличающихся назначением, архитектурно-планировочным и конструктивным решением и др. Это обуславливает разнообразие способов монтажа и демонтажа зданий, применяемых монтажных механизмов и технологической оснастки. Учитывая значительные объемы работ, большую важность приобретают вопросы применения рациональных технологий и средств монтажа и демонтажа с учетом особенностей конструктивных решений зданий. Целью разработки рекомендаций является сокращение трудоемкости, сроков и стоимости монтажа и демонтажа, обеспечение требуемого качества выполнения работ на основе применения рациональных способов и приемов монтажа и демонтажа, монтажных механизмов и нормо-комплектов технологической оснастки. В данной работе рассматриваются процессы монтажа и демонтажа зданий сборно-разборного и контейнерного типов как серий, признанных лучшими и рекомендованными Госстроем СССР к заводскому производству на период до 1990 г. (420-21, 420-10, 420-11, 420-12, 7005 ГОСС "Комфорт", 1129 "Универсал", ИКЗ-6, BO-10, ЦУБ-6, 31315A "Комплект", УИЗ, УСРЗ), так и ряда других ("Вахта", склад 223К-ТЗ-78 Гипропромтрансстроя и др.), выпускаемых в настоящее время. Рекомендации основаны на данных исследований, проведенных ЦНИИОМТП в 1983 - 1985 гг., изучении проектно-технологической документации ведущих организаций в области проектирования зданий (ЛенЗНИИЭП, ЦНИИпромзданий, ВНИИМонтажспецстрой, Энерготехпром, Красноярский ПромстройНИИпроект, Гипропромтрансстрой, Гипрооргсельстрой, ЭКБ по железобетону и других) и Государственных стандартов и Строительных норм и правил (ГОСТ 22853-83, 23274-84, 23345-84 и др.). В рекомендациях принята терминология, установленная ГОСТ 25857-63, СНиП 1-2 и другими нормативными документами. Основные термины и их определение приведены в приложении 1. В рекомендациях не рассмотрены работы по устройству полов и отделке, земляные и кровельные работы, которые по своему составу и технологии выполнения практически не отличаются от аналогичных работ при возведении немобильных зданий. Правила производства этих работ регламентируются, соответственно, СНиП III-В.14-72, III-21-73, III-8-76, III-20-74. Монтаж и демонтаж элементов с помощью вертолетов и разработку проектно-технологической документации на эти процессы следует вести в соответствии с "Руководством по составлению проектов производства транспортных и монтажных работ вертолетами" (Красноярск, 1978). 1. Конструктивные решения мобильных (инвентарных) зданий1.1. Технология монтажа и демонтажа, в первую очередь, определяется конструктивным решением зданий и их элементов. В зависимости от типа здания (контейнерное или сборно-разборное; приложение 1), наличия доборных элементов, необходимости укрупнения и способа укрупнения элементов (рис. 1) осуществляется выбор монтажных механизмов, технологической оснастки, последовательности монтажа и демонтажа и т.д. 1.2. Конструкция зданий может включать доборные элементы (козырьки, косоуры, лестницы и пр.) или состоять только из несущих и ограждающих конструкций. Масса доборных элементов, как правило, значительно ниже массы элементов этих конструкций. 1.3. В состав конструкции здания могут входить элементы, требующие укрупнения на строительной площадке. При этом различаются элементы, укрупняемые до установки в проектное положение (например, кровельные блоки серии УИЗ), и элементы, укрупняемые в процессе их монтажа, или трансформируемые (секции УСРЗ и др.). Если пролеты секций более 12 - 15 м, могут выполняться оба способа укрупнения. Такие секции изготавливаются и поставляются на строительную площадку в виде двух полусекций, соединяемых до начала монтажа на площадках укрупнительной сборки. Затем в процессе подъема укрупненная секция трансформируется из плоского пакета в пространственную П-образную конструкцию. 1.4. Контейнерные здания могут иметь собственную ходовую часть. Монтаж и демонтаж таких зданий сводится к буксировке тягачами, а для монтажа и демонтажа зданий без ходовой части требуются монтажные механизмы. 1.5. Сборно-разборные здания сооружаются в одноэтажном (высота 3 - 9 м) и двухэтажном (высота 6 - 7 м) вариантах. Кроме того, сборно-разборные здания по конструкции элементов несущих и ограждающих конструкций подразделяются на: панельные (основные элементы - панели стен и плит перекрытия и покрытия; например, проект 420-11-8/75); стоечно-панельные (основные элементы - панели стен, плит перекрытия и покрытия, а также поддерживающие их стойки; серия К 120-11-03 "Модуль");
Рис. 1. Конструктивные решения зданий рамно-панельные (основные элементы - панели стен, плиты перекрытия и плоские или пространственные рамы; серия 420-12 и др.); блок-контейнерные (основной элемент - блок-контейнер; серии 420-21, ИКЗ-6 и др.), 1.6. Здания могут иметь размеры в плане от 3,4×2,2 м (блок-контейнер О3НО Латавтодормост) до 24×200 м и более. 1.7. К элементам зданий относятся: блок-контейнеры; панели стен и перегородок; плиты перекрытия и покрытия; рамы плоские и пространственные; горизонтальные линейные элементы (прогоны, ригели, подкрановые балки и др.); вертикальные линейные элементы (стойки, колонны); элементы фундаментов (блоки, подушки, сваи и др.); доборные элементы; фермы и панели фриза для образования скатной кровли; прочие (ветровые связи, ворота, стяжки и др.). Основные конструктивные решения элементов зданий представлены на рис. 2, 3. 1.8. Каркас элементов бывает деревянным, деревометаллическим или металлическим. Деревянный или деревометаллические каркасы, как правило, не рассчитаны на восприятие усилия распора, и поэтому для монтажа и демонтажа таких элементов требуются грузозахватные средства с вертикальными стропами. Обшивка элементов выполняется в основном из досок и стального листа (профилированного или непрофилированного). Материал обшивки не рассчитан на механические воздействия (обжатие стропами, удары и пр.). 1.9. Для заполнения стыков между элементами зданий применяются: герметизирующие мастики (серия "Вахта"); уплотняющие материалы (серия "Модуль"); теплоизоляционные маты и пакля (серия 420-11); герметизирующие ленты (серия 223K-TЗ-78, склад площадью 288 м2); нащельники, накладки, плинтуса и т.п. 1.10. Кровля, как правило, выполняются в заводских условиях при изготовлении элементов зданий, но в ряде серий применяется рулонная кровля, выполняемая на строительной площадке (серия УСРЗ).
Рис. 2. Конструктивные решения блок-контейнеров
Рис 3. Основные конструктивные решения элементов сборно-разборных зданий 2. Организация работ2.1. Монтаж и демонтаж зданий рекомендуется осуществлять силами специализированных бригад или звеньев строительно-монтажных организаций или специализированных организаций, в функции которых входят: передислокация, монтаж, демонтаж, хранение, ремонт и эксплуатация зданий (так называемых "баз проката"). 2.2. В состав бригады должно входить, как правило, не менее двух звеньев: первое - монтажников конструкций; второе - сантехников, электромонтеров и т.п. Первое звено осуществляет монтаж (демонтаж) элементов, устройство (разборку) фундаментов и земляные работы. Рекомендуется применять в первом звене совмещение профессий монтажника конструкций и кровельщика (при монтаже зданий с рулонной кровлей), что позволяет сократить численность бригады на 25 - 30 %. Второе звено монтирует (демонтирует) внутренние, а при необходимости и внешние инженерные коммуникации (отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация, телефонная и радиосвязь, сигнализация), технологическое оборудование, заземление, молниезащита и т.п. 2.3. Решение о начале работы по монтажу (демонтажу) зданий принимается: для зданий, возводимых на неосвоенных территориях, в порядке предусмотренном СНиП 3.01.01-85; для зданий на ранее освоенных строительных площадках - руководителем строительно-монтажной организации с оформлением распоряжения, в котором назначается лицо, ответственное за производство работ и технику безопасности. 2.4. Документом, на основании которого следует вести монтаж (демонтаж) зданий, является "Инструкция по эксплуатации". В соответствии с ГОСТ 22853-83 "Инструкция по эксплуатации должна включать следующие разделы: 1) назначение здания; 2) технические характеристики; 3) монтаж и демонтаж; 4) условия эксплуатации: 5) техническое обслуживание и ремонт; 6) меры безопасности; 7) транспортирование здания; 8) хранение здания. "Инструкция по эксплуатации" может состоять из Технологических карт на монтаж и демонтаж зданий и раздела "Техническое обслуживание и ремонт". Учитывая, что в соответствии с существующим положением* все перечисленные разделы, кроме 5, входят в состав Технологических карт, допускается производить монтаж (демонтаж) зданий, руководствуясь положениями технологических карт. * Руководство по разработке типовых технологических карт в строительстве. М., Стройиздат, 1976 2.5. При использовании "Инструкций по эксплуатации" следует производить уточнение технико-экономических показателей монтажа (демонтажа) зданий в зависимости от местных условий (климатического района) и календарных сроков производства работ. 2.6. Приемка зданий в эксплуатацию осуществляется в соответствии со СНиП 3.01.01-85 и III-3-81, СН 378-77. Во вновь осваиваемых и удаленных местностях приемку зданий может производить только рабочая комиссия. 2.7. До начала монтажа (демонтажа) зданий следует: снабдить участок строительства монтажными механизмами и технологической оснасткой в соответствии с "Инструкцией по эксплуатации"; укомплектовать состав бригад или звеньев, ознакомить рабочих с проектом, "Инструкцией по эксплуатации", провести инструктаж по технике безопасности; закончить строительство временных или постоянных дорог и наружных инженерных коммуникаций; выполнить планировку участка строительства с устройством водоотвода. 2.8. Монтаж элементов рекомендуется производить: контейнерных зданий и сборно-разборных зданий из блок-контейнеров - с транспортных средств (доборные элементы допускается предварительно размещать на приобъектном складе); сборно-разборных зданий (кроме зданий из блок-контейнеров) - с приобъектного склада, площадки укрупнительной сборки или с транспортных средств. Демонтировать элементы следует, соответственно, в обратной последовательности. 2.9. Выбор монтажных механизмов для производства работ следует производить на основании технико-экономического сравнения вариантов по критерию меньшей сметной стоимости. При соответствующем обосновании (например, для районов Крайнего Севера и приравненных к ним) - по критериям меньшей продолжительности строительства или меньших затрат труда. 2.10. Для монтажа и демонтажа зданий могут применяться механизмы, выполняющие только функции грузоподъемных средств или грузоподъемных и транспортных средств. К первым относятся: гусеничные, пневмоколесные, автомобильные краны (для зданий всех серий), лебедки (для монтажа и демонтажа подкрановых балок), домкраты; ко вторым: спецавтотранспортные средства с саморазгрузкой (серия "КУБ" и др.), вертолеты (для серий БП-74 и др.), тягачи, (для контейнерных зданий со съемной или несъемной ходовой частью). Кроме того, монтаж и демонтаж элементов небольшой массы допускается производить без использования монтажных механизмов - вручную. 2.11. Основными монтажными механизмами применительно к зданиям являются: грузоподъемные краны (более 90 % общих объемов работ) и вертолеты (до 4 %). Графики для определения областей рационального применения этих монтажных механизмов в зависимости от удаленности участка строительства от мест их базирования и объемов работ приведены на рис. 4. Графики построены по данным СНиП IV-5-82, Сб. 47 и "Временные сборно-разборные здания и сооружения" (М., Стройиздат, 1984) и др. При построении учитывались затраты на прокладку временных дорог в местностях, где транспортные коммуникации полностью отсутствуют*. * Руководство по составлению проектов производства транспортных и монтажных работ вертолетами. Красноярск, 1978 г. Рекомендуемые марки грузоподъемных кранов для монтажа и демонтажа зданий различных серий приведены в приложении 2. По критерию меньшей сметной стоимости монтажа наиболее экономичным является применение: грузоподъемных кранов - при наличии дорог; вертолетов - при отсутствии дорог и объемах монтажа до 200 - 300 м2; Рис. 4. Области рационального применения способов монтажа и демонтажа зданий а - по сметной стоимости С; б - по продолжительности Т; в - по трудоемкости ЗТ; L - удаленность участка строительства от мест базирования монтажных механизмов; S - объем монтажных работ в м2; Д - грузоподъемные краны при наличии дорог; Б - то же, при отсутствии дорог; В - вертолеты; I-V климатические районы грузоподъемных кранов - при отсутствии дорог и объемах монтажа более 200 - 300 м2. По критерию меньшей продолжительности наиболее экономичным является применение: грузоподъемных кранов при удаленности участка строительства от мест базирования монтажных механизмов более 150 - 210 км ( в зависимости от монтажа); вертолетов - в остальных случаях. По критерию меньшей трудоемкости наиболее экономичным является применение: грузоподъемных кранов - при удаленности участка строительства от мест базирования монтажных механизмов более 175 - 200 км (в зависимости от объемов монтажа); вертолетов - в остальных случаях. Складирование и хранение элементов 2.12. Расположение элементов на транспортных средствах или на приобъектном складе должно соответствовать принятой последовательности монтажа. 2.13. Хранение элементов на приобъектном складе должно производиться в соответствии с требованиями СНиП III-4-80, а именно: площадки складирования должны быть выровнены и иметь уклон для стока атмосферных осадков; элементы должны храниться в положении, близком к проектному; при хранении элементов в штабелях или пакетах их следует располагать на прокладках и подкладках, устанавливаемых в одной вертикальной плоскости. 2.14. Блок-контейнеры следует складировать в один или два яруса. Прокладки между ярусами должны располагаться по периметру блок-контейнеров. Не допускается укладывать прокладки на обшивку, выполненную из профилированного или гладкого стального листа. 2.15. Панели плит перекрытия, покрытия, стен и др. с деревянной обшивкой (серии 420-11 и "Модуль") допускается хранить в горизонтальном положении в пакетах. Панели с обшивкой из стального листа (серии УИЗ) следует держать в наклонном положении в инвентарных кассетах. 2.16. Плоские рамы (серия 223К-ТЗ-78) допускается складировать в штабелях в горизонтальном положении. Расположение прокладок и подкладок - с интервалом не менее 3 м, по длине элементов. Количество рам в штабеле не должно превышать 5 шт. Пространственные трансформируемые рамы (полурамы) марок УСРЗ, БКЗ и др. следует хранить в штабелях в горизонтальном положении. Прокладки и подкладки необходимо располагать у строповочных петель, не допуская их опирания на профилированный стальной лист обшивки. 2.17. Деревянные и металлические линейные элементы (горизонтальные и вертикальные), сваи и т.п. следует складировать в штабелях в горизонтальном положении, располагая подкладки и прокладки с интервалом не менее 3 м. 2.18. Деревянные блоки фундаментов без выступающих анкерных болтов допускается хранить в штабелях без прокладок. Блоки с анкерными болтами и железобетонные - складировать в штабелях на прокладках. Толщина прокладок выбирается с таким расчетом, чтобы расстояние от концов анкерных болтов или строповочных петель до низа вышележащего блока было не менее 20 мм. 2.19. Крепежные детали, материалы для заделки стыков следует хранить в ящиках с плотно закрывающейся крышкой, не допуская их намокания. 2.20. При хранении (также как и при транспортировании, монтаже и демонтаже) элементы должны предохраняться от механических повреждений и действия атмосферных осадков. 2.21. Входной контроль комплектности и качества элементов при поступлении на строительную площадку должен осуществляться в соответствии с ГОСТ 4.252-84 и СН 378-77 независимо от количества предшествующих передислокаций. Геодезические работы 2.22. Геодезические работы по монтажу зданий включают: закрепление на местности осей здания и высотных отметок; вынос высотных отметок на исходный горизонт; нанесение установочных рисок; контроль точности установки стендов для укрупнительной сборки (при демонтаже - разборки) элементов и точности укрупнительнои сборки; контроль точности установки элементов в проектное положение. 2.23. Точность закрепления на местности осей здания и выноса высотных отметок на исходный горизонт должна быть не менее 2 - 3 класса точности по ГОСТ 21779-82* (приложение 3). * Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Технологические допуски. М., 1983 г. 2.24. При монтаже контейнерных зданий допускается производить привязку не к геодезическим знакам, а к ориентирам на местности, определяя расстояния по стройгенплану. Геодезические работы могут производиться как геодезической службой, так и лицом, ответственным за производство работ. В последнем случае право этого лица на производство геодезических работ должно быть оформлено в соответствующем порядке. 2.25. Правила производства геодезических работ определяются СНиП 3.01.03-85. 3. Технология монтажа и демонтажа мобильных (инвентарных) зданийОбщие положения 3.1. При строповке, расстроповке, подъеме, перемещении элементов грузоподъемными кранами необходимо соблюдать правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а также выполнять следующие требования: стропить элементы только за специально предусмотренные устройства; для подъема применять грузозахватные средства, обеспечивающие равномерную передачу нагрузки на стропы; подавать элементы к месту установки или складирования в положении, близком к проектному; при строповке элементов стальными канатами "в обхват" под них устанавливать инвентарные прокладки, чтобы избежать повреждений грузозахватного средства и поднимаемого груза; перед строповкой элементы очистить от грязи, снега или наледи, освободить от постоянных креплений или фиксаторов, устанавливаемых на время транспортирования, устранить слипание со смежными элементами (при демонтаже); подъем элементов следует осуществлять в два этапа: сначала на 20 - 30 см с удержанием на этой высоте несколько минут для проверки надежности строповки, затем - продолжение подъема; для предотвращения вращения элементов (особенно блок-контейнеров и рам пролетом более 6 м или площадью более 18 м ) в процессе подъема следует пользоваться оттяжками (ГОСТ 483-75); запрещается применять грузозахватные средства с наклонными стропами, передающими на элементы усилие распора, в тех случаях, когда восприятие такого усилия не предусмотрено конструкцией здания (блок-контейнеры 420-11, 420-21, 420-10-6M и др.). 3.2. Для монтажа (демонтажа) элементов высотой в проектном положении более 3 - 3,5 м рекомендуется применять грузозахватные средства с автоматической или полуавтоматической строповкой и расстроповкой. 3.3. При монтаже (демонтаже) блок-контейнеров, рам и других конструкций запрещается находиться между устанавливаемыми (демонтируемыми) и ранее смонтированными (не демонтированными) элементами. 3.4. Элементы должны приниматься монтажниками на высоте не менее 0,3 - 0,5 м от монтажного горизонта или верхних граней анкерных болтов и на расстоянии не менее 1,5 м от ранее смонтированных элементов. Крановщик на минимальной скорости, не допуская раскачивания, рывков и ударов, подводит сопровождаемый монтажниками элемент к месту монтажа (складирования) и опускает его в заданное положение. 3.5. При монтаже (демонтаже) должны быть обеспечены прочность и устойчивость отдельных элементов и частей здания при воздействии собственной массы и временных (снеговых, ветровых и др.) нагрузок, что достигается соблюдением последовательности монтажа (демонтажа), предусмотренной "Инструкцией по эксплуатации", и временным закреплениям элементов с использованием инвентарной монтажной оснастки по ГОСТ 24259-80. 3.6. Допуски на монтажные работы назначаются на основании расчета точности и требований СТ СЭВ 3740-82, ГОСТ 21779-82, а также с учетом принятой последовательности монтажа, наличия фиксирующих устройств и т.д. (приложение 3). Устройство и разборка фундаментов 3.7. Устройство (разборка) фундаментов (сборных, монолитных и др.) должно производиться теми же бригадами или звеньями, с использованием тех же механизмов, что и при монтаже (демонтаже) надземной части здания. 3.8. Правила производства работ по устройству фундаментов определяются СНиП 3.0201-83. 3.9. После освобождения фундаментного блока от сцепления с грунтом засыпки разрешается подъем блока, который выполняется в следующем порядке: крановщик плавно натягивает стропы. Если при этом блок не смещается, натяжение стропов следует ослабить и вторично попытаться устранить причины, препятствующие свободному подъему блока; после отрыва блока от грунта его следует поднять на высоту 1 - 1,5 м и в этом положении очистить от земли и наледи; после очистки разрешается дальнейший подъем и перемещение блока к месту складирования или погрузки. 3.10. Перед разборкой монолитных или сборных (деревянных, железобетонных) фундаментов их следует освободить от сцепления с грунтом засыпки. После этого разрешается подъем элементов фундаментов за устройства для строповки (в монолитных фундаментах такие устройства должны быть предусмотрены при бетонировании) или, если устройства не сохранились во время эксплуатации, строповка производится канатными ветвями или гибкими стропами "в обхват". При этом под торцами фундаментных блоков следует отрыть борозды шириной 15 - 20 см, в которые заводятся стропы. Освобождение от сцепления с грунтом засыпки осуществляется с помощью монтажных ломов или клиньев. 3.11. Разборку свайных и столбчатых фундаментов допускается не производить. Оголовки свай и столбов должны быть спилены до уровня земли. Высота оставшихся пеньков не должна превышать 5 см. Укрупнительная сборка и разборка элементов 3.12. Укрупнительная сборка (разборка) элементов, осуществляемая до их установки в проектное положение, должна производиться на специальных площадках, оборудованных стендами. Рекомендуется применять инвентарные стенды, которые позволили бы контролировать их положение и проводить рихтовку элементов на протяжении всего процесса работ. 3.13. При укрупнительной сборке плоских рам элементы массой до 80 кг допускается укладывать на стенд двум-трем рабочим вручную (например, колонны серии 223К-ТЗ-78). 3.14. При несовмещении отверстий в крепежных деталях и укрупняемых деревянных элементах (КДУ 420.26.14, ВДТ-47 серий 223К-ТЗ-78) отверстия в последних разрешается рассверливать, но не более чем на одну треть диаметра. 3.15. Укрупнение кровельных блоков (серия 31096A и др.) выполняется с использованием инвентарных приспособлений, разработанных ВНИПИ Промстальконструкция, в такой последовательности: устанавливаются и выверяются приспособления; на прокладки в заданном положении укладываются затяжки; затем на приспособления укладываются кровельные полупанели и соединяются в коньке; между полупанелями устанавливаются шпренгеля; с помощью гаечных ключей производится натяжение затяжек, создается предварительное напряжение; опускаются оголовки приспособлений при откручивании винтов, снимаются приспособления. 3.16. Разборка укрупненных элементов (при демонтаже) производится на тех же стендах в обратном порядке. Монтаж и демонтаж элементов 3.17. При монтаже деревянных колонн, рам и при стыковке их элементов необходимо, чтобы торцы сопрягаемых элементов плотно примыкали. Величина зазора в стыках не должна превышать 1 мм. Наличие сквозных щелей не допускается. 3.18. Начинать монтаж плоских рам (серия 223К-ТЗ-78 и др.) необходимо с крайнего пролета в следующем порядке: установить и временно закрепить крайние рамы, не обладающие собственной устойчивостью; установить и временно закрепить одну или несколько (в зависимости от проекта) последующих рам; соединить крайние и последующие рамы постоянными связями; снять временное крепление. 3.19. Последовательность монтажа трансформируемых секций (пространственных рам серий УСРЗ и др.): укладка секции, собранной в пакет на прокладки, располагаемые по ее торцам, на расстоянии около 1 м от места установки; установка монтажных колес на пяты колонн элементов стен секций; закрепление к пятам колонн, расположенных ближе к грузоподъемному крану, растяжек; снятие фиксаторов, соединяющих элементы стен и кровли; строповка секции; подъем секции грузоподъемным краном на минимальном вылете стрелы. При этом элементы стен в верхнем сечении поворачиваются вокруг шарниров, соединяющих их с элементами кровли, а в нижнем катятся на монтажных колесах по основанию и принимают под действием собственной тяжести вертикальное положение; продолжение подъема секции с элементами стен, принявшими вертикальное положение, на высоту 1 - 1,5 м над основанием; опускание стрелы крана и наведение секции над местом установки; опускание секции на опоры (фундаменты) и установка пят колонн на анкерные болты; дальнейшее опускание секции в проектное положение; постоянное крепление секции к ранее установленным элементам и опорам. 3.20. При установке элементов на анкерные болты или другие фиксирующие устройства должны быть выполнены мероприятия по предохранению этих устройств от повреждений. 3.21. Выверка положения панелей стен относительно вертикали, выполняется с помощью отвеса. Смещение лицевых поверхностей смежных панелей стен (и плит перекрытия и покрытия) допускается не более чем на 4 мм. 3.22. Временное закрепление панелей стен, колонн, плоских рам, не имеющих фиксирующих устройств, следует выполнять с помощью инвентарных подкосов. Подкосы с закрепляемой конструкцией соединяются: струбцинами - для панелей, не имеющих строповочных петель, колонн (например, плоских деревянных рам серии 223К-ТЗ-78); забивными анкерами - для деревянных панелей, не имеющих строповочных петель. 3.23. Плиты перекрытия и покрытия следует укладывать от карниза к коньку (при скатной кровле) перпендикулярно к несущим конструкциям. При этом необходимо соблюдать заданные проектом размеры площадок опирания. Отклонения не должны превышать значений, указанных в ГОСТ 21779-82 (см. приложение 3). 3.24 Монтаж и демонтаж контейнерных зданий, с собственной ходовой частью осуществляется в следующем порядке: подается блок-контейнер к месту установки с помощью тягача; устанавливается блок-контейнер в заданное положение. Если подача блок-контейнера выполняется при движении тягача задним ходом, монтажники должны находиться только в зоне видимости водителя тягача. 3.25. Монтаж блок-контейнеров без ходовой части и элементов сборно-разборных зданий из блок-контейнеров следует осуществлять в соответствии с приведенными выше общими положениями. При этом монтаж блок-контейнеров второго этажа следует вести по граням нижеустановленных элементов. Монтажники, устанавливающие блок-контейнер по наружным граням, должны находиться на подмостях. 3.26. При монтаже рядом расположенных контейнеров необходимо контролировать соосность отверстий, предназначенных для пропуска инженерных коммуникаций. Допускаемые отклонения не должны превышать полуразности диаметров отверстий и труб. 3.27. Заделку стыков следует вести в соответствии с указаниями проекта и технических условий на материалы заполнения стыка. Не допускается оставлять видимых зазоров между материалом заполнения стыка и торцами элементов. Упругие прокладки (велотерм, гернит и др.) должны быть обжаты не менее чем на треть начального диаметра. 3.28. При монтаже клееных деревянных элементов зданий (колонны и ригели серии 223К-ТЗ-78) необходим систематический визуальный контроль геометрической неизменяемости клеевых стыков. При наличии видимых трещин монтаж (демонтаж) следует прекратить и совместно с заказчиком решить вопрос о пригодности или возможности ремонта элемента. 3.29. При монтаже (демонтаже) элементов вручную количество рабочих должно определяться с тем условием, чтобы на одного монтажника приходилась нагрузка не более 50 кг. От приобъектного склада до монтажного горизонта должны быть проложены надежные трапы или настил для прохода рабочих с элементами, монтируемыми (демонтируемыми) вручную. 3.30. При монтаже (демонтаже) элементов с использованием лебедок последние должны быть закреплены или загружены балластом массой, не менее чем в два раза превышающей тяговое усилие лебедки. Балласт должен крепиться к раме лебедки. С противоположной стороны от подъемной лебедки должны быть предусмотрены тормозные устройства. Санитарно-технические и электротехнические работы 3.31. Порядок производства санитарно-технических работ определен ГОСТ 23345-84 и СНиП III-28-75. 3.32. Промывка всех трубопроводов после монтажа и перед демонтажем является обязательной. 3.33. Перед монтажом трубопроводов следует ослабить их крепления (в хомутах) для обеспечения смещения труб в обоих направлениях вдоль оси на расстояние 20 - 30 см. 3.34. Порядок производства электротехнических работ определяется ГОСТ 23274-84 и СНиП III-33-76. 3.35. При демонтаже электротехнические работы необходимо начинать с отключения зданий от внешних электросетей, а работы по снятии заземления и молниезащиты должны производиться в процессе демонтажа элементов. 3.36. Порядок работ по устройству заземления определяется СН 102-76, а молниезащиты СН 305-77. 4. Нормокомплекты технологической оснастки для монтажа и демонтажа мобильных (инвентарных) зданий4.1. Нормокомплекты технологической оснастки, включающие грузозахватные средства, монтажную оснастку для временного закрепления и выверки элементов, средства подмащивания, геодезические инструменты, приспособления, инвентарь, инструменты и пр., рекомендуемые для монтажа и демонтажа зданий наиболее типичных серий, приведены в приложении 4. 4.2. Отбор технологической оснастки в состав нормокомплектов производят, исходя из количества, габаритов и массы элементов, габаритов здания, этажности и т.д. Особое значение придается применению технологической оснастки с меньшей собственной массой, что, как правило, позволяет снизить стоимость и трудоемкость монтажа и демонтажа элементов, облегчить труд рабочих. 4.3. Критериями для выбора грузозахватных средств - основного вида технологической оснастки для монтажа и демонтажа элементов зданий - являются: минимальная собственная масса при заданной грузоподъемности и габаритах поднимаемого груза; простота конструктивного решения (как правило, отсутствие собственного привода); обеспечение сохранности от механических повреждений при строповке и подъеме; минимальная продолжительность строповки и расстроповки; минимальная стоимость и др. 4.4. Выбор грузозахватных средств следует осуществлять в несколько этапов: определение требуемой грузоподъемности; определение необходимых габаритов; определение конфигурации (в зависимости от восприятия усилия распора конструкцией элементов; определение количества, мест расположения и конструкции захватов. Окончательное решение о выборе грузозахватных средств производится на основании технико-экономического сравнения вариантов. 4.5. Для монтажа и демонтажа элементов зданий применяются грузозахватные средства с жесткими (траверсы) и гибкими (стропы) соединительными элементами. На рис. 5 и 6 приведены графики для определения конструктивного решения и параметров траверс для монтажа и демонтажа блок-контейнеров, а также кровельных блоков, рам и т.п., обладающих меньшей собственной массой при заданных массе поднимаемого элемента и расстояниях между устройствами для строповки. Графики относятся как к траверсам, передающим на каркас элементов усилие распора (траверсы с наклонными стропами - рис. 5), так и к траверсам, не передающим этого усилия (траверсы с вертикальными стропами - рис. 6). 4.6. Для монтажа и демонтажа элементов, рассчитанных на восприятие распора (балки, рамы и др.), допускается применение двух- или четырехветвевых стропов. Длина ветвей стропов должна быть не менее 0,71 L - для двухветвевых и - для четырехветвевых стропов, где В и L - расстояния между устройствами для строповки, соответственно, в поперечном и продольном направлениях. 4.7. Технико-экономическое сравнение вариантов применения грузозахватных средств при одинаковых годовых объемах работ и монтажных механизмах производится по удельным приведенным затратам с учетом количества, передислокаций зданий за нормативный срок службы по формуле* Формула получена по данным, приведенным в "Рекомендациях по технико-экономической оценке инвентарных зданий" (Ленинград, ЛенЗНИИЭП, 1983), а также в "Методических рекомендациях по оценке эффективности оснастки для монтажа крупнопанельных зданий" (Киев, НИИСП, 1981) и "Методических рекомендациях по расчету экономической эффективности технических решении в области организации, технологии и механизации производства строительно-монтажных работам", (М., ЦНИИОМТП. Бюро внедрения 1982)
где ΔЭу - удельный сравнительный экономический эффект на единицу годового объема работ; П1, П2 - удельные приведенные затраты по первому и второму вариантам; ΔЗ - разность заработной платы строительных рабочих по первому и второму вариантам на единицу годового объема работ;
Рис. 5. Области рационального применения траверс с наклонными стропами L - расстояние между устройствами для строповки; Q - масса траверс; Р - масса блок-контейнеров I-V - варианты траверс Рис. 6. Области рационального применения траверс с вертикальными стропами L - расстояние между устройствами для строповки; Q - масса траверс; Р - масса блок-контейнеров; I-VI - варианты траверс ΔМ - разность затрат на эксплуатацию средств механизации по первому и второму вариантам на единицу годового объема работ, определяемая по упрощенной формуле ΔМ = Δtγ, где Δt - разность продолжительностей использования грузозахватных средств по первому и второму вариантам на единицу годового объема работ по вариантам; γ - коэффициент, зависящий от марки грузоподъемного крана (примерно равен себестоимости 1 маш.-ч); E - нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных вложений; К'σ, К"σ, К'σ, К"σ - капитальные вложения до первому и второму вариантам, соответственно, в элементы здании и грузозахватные средства; - количество повторении процессов монтажа и демонтажа элементов за год (Q - количество передислокаций зданий за нормативный срок службы; Т - нормативный срок службы зданий); п - количество случаев использования грузозахватных средств для монтажа и демонтажа элементов зданий за год. 4.8. В приложении 5 приведен пример определения сравнительного экономического эффекта вариантов строповки блок-контейнеров траверсами с вертикальными ветвями и четырехветвевыми стропами. В приложении 6 приведен пример определения сравнительного экономического эффекта вариантов применения грузозахватных средств для строповки блок-контейнеров с устройствами для строповки, расположенными в верхнем и нижнем поясах. 4.9. Технико-экономическое сравнение вариантов применения при монтаже и демонтаже зданий других видов технологической оснастки выполняется по формуле (1). 4.10. На рис. 7, 8, 9 показаны построенные по данным практического проектирования технологической оснастки графики зависимостей масс подкосов, струбцин и средств подмащивания от их линейных размеров. Приведенные графики характеризуют предельно допустимые значения показателей материалоемкости (массы) технологической оснастки, и предназначены для использования при ее выборе и проектировании. Рис. 7. Зависимость максимально допустимой массы Р подкосов от расстояния L между захватными головками Рис. 8. Зависимость максимально допустимой массы Р струбцин от толщины В закрепляемых элементов 1 - струбцины, устанавливаемые вручную; 2 - то же, механизированным способом Рис. 9. Зависимость максимально допустимой массы Р лестниц от длины 1 - деревянные лестницы; 2 - металлические лестницы 5. Трудоемкость монтажа и демонтажа мобильных (инвентарных) зданий5.1. В табл. 1 приведены показатели трудоемкости монтажа и демонтажа зданий, рассчитанные по данным действующих ЕНиР и НИР. При расчетах не учтены работы по устройству (разборке) оснований и фундаментов, так как состав и объемы этих работ могут значительно изменяться в зависимости от условий конкретной строительной площадки. В расчетах также не учтено увеличение стоимости работ в зимний период. 5.2. В табл. 2. приведены данные о структуре показателей трудоемкости монтажа и демонтажа зданий по видам работ. 5.3. Данные табл. 1 и 2 показывают, что удельная трудоемкость монтажа и демонтажа контейнерных зданий составляет 30 - 50% аналогичного показателя сборно-разборных зданий. Таблица 1 Показатели трудоемкости монтажа и демонтажа зданий
* Без учета работ до устройству (разборке) основания и фундаментов. 5.4. Соотношение показателей трудоемкости демонтажа и монтажа лежит в пределах от 0,6 до 0,9. 5.5. Монтаж блок-контейнеров контейнерных зданий составляет 50 - 70 % общих затрат труда на монтаж зданий. Для сборно-разборных зданий из блок-контейнеров этот показатель уменьшается за счет большого объема работ по заделке стыков и увеличения объемов санитарно-технических работ. Монтаж элементов несущих и ограждающих конструкций сборно-разборных зданий достигает 70 % общих затрат труда. Для зданий с рулонной кровлей этот показатель снижается до 33 - 44 %, так как большой объем занимают кровельные работы. Данные табл. 2 показывают, что применение безрулонной кровли позволяет снизить общую трудоемкость монтажа на 22 - 33 %, демонтажа - на 15 - 20 %. Таблица 2 Структура показателей трудоемкости монтажа и демонтажа зданий (в % от общей трудоемкости)
* В числителе - трудоемкость монтажа, в знаменателе - демонтажа зданий. Приложение
1
|
Серия (проект) здания |
Характеристика наиболее тяжелых элементов |
Характеристика конструктивного решения здания |
Марка крана длина стрелы, м тип шасси |
|||||||||||||||||
масса, т |
Размеры в плане, м |
|
МКГ-10 |
МКГ-I6M |
КС-4361 (K-161) |
КС-4362 |
КС-4561A (K-162) |
КС- 3561А |
КС-3562А |
МКА-10М |
СМК-10 |
|||||||||
10 |
l8 |
10 |
l5 |
10,5 |
15,5 |
12,5 |
18 |
10 |
14 |
10 |
10 |
14 |
10 |
18 |
10 |
16 |
||||
гусеничные |
стреловые |
автомобильные |
||||||||||||||||||
1 |
2 |
:3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
II |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
1129 "Универсал" |
3,5 |
6,5×3,2 |
Контейнерное и сборно-разборное одноэтажное из блок-контейнеров |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6,5 |
7,25×2,9 |
Контейнерное |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
|
5055-841 (ЕП-74) |
4,7 |
5,5×3,0 |
То же |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
Сборно-разборное двухэтажное из блок-контейнеров |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
|||
СПД |
10 |
9×3 |
Контейнерное или сборно-разборное из блок-контейнеров |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ЦУБ-6 |
4,0 |
9,6×3,2 |
Контейнерное |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
420-21-2 |
4,8 |
6×3 |
Сборно-разборное двухэтажное из 20 блок-контейнеров |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
420-21-3 |
4,3 |
6×3 |
То же, одноэтажное из 15 блок-контейнеров с двускатной крышей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
420-21-4 "Комфорт" |
5,67 |
6×3 |
Контейнерное |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
ГОССГ-14 |
4,82 |
9×3 |
То же |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
ТОСС-Д-6 |
4,55 |
9×3 |
-"- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
ГОСС-03 |
4,4 |
9×3 |
-"- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
ГОСС-ПБО |
4,7 |
9×3 |
-"- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
ГОССК-50 |
4,1 |
9×3 |
Сборно-разборное из двух блок-контейнеров |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
ГОССП-3 |
4,55 |
9×3 |
Контейнерное |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+. |
ГОСС-КУ |
3,95 |
9×3 |
То же |
+ |
+ |
+ |
-к |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ГОССТ-6 |
5,5 |
9×3 |
-"- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ГОСС 0-20 |
4,3 |
9×3 |
Сборно-разборное из двух блок-контейнеров |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
ГОСС Б-8 |
4,5 |
9×3 |
Контейнерное |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
ГОСС МП |
4,6 |
9×3 |
То же |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
420-10-6м |
3,75 |
6×3 |
Сборно-разборное из двух блок-контейнеров |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
31315A |
4,5 |
6,7×3 |
Контейнерное |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
"Вахта" |
6,5 |
12×3 |
Сборно-разборное из 30 блок-контейнеров |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
ИКЗ-6 |
7,1 |
12×3 |
Сборно-разборное из двух блок-контейнеров |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
BО-10 |
7,5 |
10,7×3,1 |
Контейнерное |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
7005 |
8,9 |
8,45×2,7 |
Сборно-разборное из двух блок-контейнеров |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
420-11-22 |
4,5" |
6×3 |
То же, из 20 блок-контейнеров с двускатной кровлей |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
420-11-8/75 |
0,52 |
9×3 |
То же, панельное с двускатной кровлей, |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
420-11-3/75 |
0,35 |
6×3 |
То же |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
420-12-05 |
0,315 |
9×0,2 |
Сборно-разборное с двускатной кровлей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
420-12-29 |
0,315 |
9×2 |
То же |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
420-12-32 |
0,52 |
9×3 |
Сборно-разборное панельное с двускатной кровлей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
420-12-33 |
0,315 |
9×0,2 |
То же, рамно-панельное с двускатной кровлей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
"Модуль" |
0,513 |
4,8×2,4 |
то же, стоечно-панельное одноэтажное |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
то же, двухэтажное |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
223К-ТЗ-78 (склад площадью 288 м2) |
1,22 |
12,0×0,14 |
сборно-разборное рамно-панельное |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
УИЗ-12 |
0,698 |
12×3 |
то же |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
УИЗ-18 |
1,182 |
18×3 |
-"- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+: |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
УСРЗ-12,8 |
3,8 |
12,8×3 |
-"- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
УСРЗ-18 |
6,1 |
18×3 |
-"- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ИКЗЭ-1 |
4,8. |
6×3 |
Сборно-разборное двухэтажное с двускатной кровлей из 20 блок-контейнеров |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
420-10-3 |
4,46 |
6×3 |
То же, из 40 блок-контейнеров |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
420-10-4 |
4,4 |
6×3 |
То же, из 60 блок-контейнеров |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
Вид допуска |
Допуск, мм, для класса точности |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Монтажные работы |
|
|
|
|
|
|
Совмещение ориентиров, отклонение в верхнем сечении и т.д. при расстоянии от монтажного горизонта до риски на элементе, мм |
|
|
|
|
|
|
до 120 |
1,6 |
2,4 |
4 |
6 |
10 |
16 |
от 2500 до 4000 |
6 |
10 |
16 |
24 |
40 |
60 |
от 4000 до 8000 |
8 |
12 |
20 |
30 |
50 |
80 |
от 8000 до 16000 |
10 |
16 |
24 |
40 |
60 |
100 |
Симметричность установки при размере в плане устанавливаемого элемента, мм |
|
|
|
|
|
|
до 2500 |
2 |
3 |
5 |
8 |
12 |
20 |
от 2500 до 4000 |
2,4 |
4 |
6 |
10 |
16 |
24 |
Геодезические работы |
|
|
|
|
|
|
Разбивка точек и осей в плане при расстоянии до ориентира, мм |
|
|
|
|
|
|
до 2500 |
- |
0,6 |
1,0 |
1,6 |
2,4 |
4,0 |
свыше 2500 до 4000 |
0,6 |
1,0 |
1,6 |
2,4 |
4,0 |
6,0 |
свыше 4000 до 8000 |
1,0 |
1,6 |
2,4 |
4,0 |
6,0 |
10,0 |
свыше 8000 до 16000 |
1,6 |
2,4 |
4,0 |
6,0 |
10,0 |
16,0 |
свыше 16000 до 25000 |
2,4 |
4,0 |
6,0 |
10,0 |
16 |
24 |
Створность и отклонение от створа точек, мм |
|
|
|
|
|
|
7000 до 8000 |
- |
0,6 |
1,0 |
1,6 |
2,4 |
4,0 |
8000 до Г6000 |
0,6 |
1,0 |
1,6 |
2,4 |
4,0 |
6,0 |
Наименование и марка оснастки |
№ чертежа, ГОСТ, организация-разработчик, краткая техническая характеристика |
Количество единиц по сериям, пи |
|||||
1129 "Универ сал" |
ЦУБ-6 |
"Вахта" 30 блок-контейн. |
УСРЗ-12,8 |
УИЗ-12 |
223К-ТЗ-78 (склад площадью 288 м2) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Грузозахватные средства |
|||||||
Стропы |
|
|
|
|
|
|
|
4СК-5-4,0 |
№ 29702-101, ВНИПИ Промстальконструкция |
|
|
|
|
1* 1 |
|
2CT-10-4 |
№ 29701-103, ВНИПИ Промстальконструкция |
|
|
|
|
1 1 |
|
СКП2-2,0 |
|
|
|
|
|
2 2 |
|
Мягкий |
№ ПСР-023.000.000, Гипрооргселъстрой; грузоподъемность - 1,25, т |
|
|
|
|
|
2 2 |
2СК-6,3 |
|
|
|
1 1 |
|
|
|
4СК2-8,0 |
То же |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
|
|
Ветвь канатная BK-1,0-2000 |
|
|
|
|
4 4 |
|
|
Подстропок ВК-1,0-4000 |
То же |
|
|
|
|
1 1 |
|
Оттяжка |
ГОСТ 483-75;-длина - 10 м |
|
|
|
2 2 |
2 2 |
|
Траверса |
№ 23.01.3.84, ВНИПИ Промсталъконструкция; длина -9 м; грузоподъемность - 3,2 т; масса - 37 кг |
|
|
|
|
1 1 |
|
То же |
№ 3170-20, ЭКБ по железобетону |
|
|
1 1 |
|
|
|
Замок пружинный |
№ 29700-110, ВНИПИ Промсталъконструкция |
|
|
|
|
4 4 |
|
Подкладка под канат |
№ 29700-106, то же |
|
|
|
|
4 4 |
|
Захват крюковой |
№ 29700-108, -"- |
|
|
|
|
4 4 |
|
Захват КР-3,2 |
То же |
|
|
|
|
4 4 |
|
Монтажная оснастка для временного закрепления и выверки элементов |
|||||||
Подкос телескопи-ческий |
№ 327-4.00.000, Проектная часть ЦНИИОМТП; длина - до 3,8 м |
|
|
|
|
|
6 6 |
Струбцина C110-170 |
№ 5782, Оргэнергострой; ход винта 110 - 170 мм |
|
|
|
|
|
12 12 |
Средства подмащивания |
|||||||
Подмости передвижные |
|
|
|
|
|
|
|
П-1,8 |
№ 29800-17-1, ВНИПИ Промстальконструкция; отметка рабочей площадки - 1,8 м; масса - 165 кг |
|
|
|
|
2 2 |
|
П-3,0 |
№ 29800-17-1, ВНИПИ Промстальконструкция; отметка рабочей площадки - 3 м; масса - 199 кг |
|
|
|
|
2 2 |
|
П-4,2 |
То же, отметка рабочей площадки - 4,2 м; масса - 234 кг |
|
|
|
|
1 1 |
2 2 |
Подмости инвентарные |
№ 15058, ВНИПИ Промсталъконструкция; отметка рабочей площадки - 5 м; масса - 178 кг |
|
|
|
|
|
1 1 |
Подмости передвижные катучие |
|
|
|
|
|
|
|
П-1 ("Тура") |
ОПТП Энерготехпром; отметка рабочей площадки - 4,2 м; масса - 110 кг |
|
|
|
2 2 |
|
|
П-2 |
То же, отметка рабочей площадки - 5 м; масса - 200 кг |
|
|
|
2 2 |
|
|
Площадка для сварщика и монтажника |
№ 1999, Мосоргстрой; отметка рабочей площадки - 1,5 м; масса - 268 кг |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
|
|
2 2 |
Лестница приставная |
№ 298-000, ДСК-4 (Ленинград); длина - 3,5 м |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
|
|
|
То же |
То же, длина - 2,5 м |
|
|
|
|
|
2 2 |
Лестница стремянка |
№ К-1100-00 Н/3-3847, Ленинградоргстрой; высота - 1,7 м |
|
|
|
2 2 |
2 2 |
|
Средства контроля точности монтажа. Геодезические инструменты |
|||||||
Нивелир НТ в комплекте с рейкой и штативом |
ГОСТы 10528-76, 11897-78, 11158-83 |
|
|
1 - |
1 - |
1 - |
1 - |
Теодолит в комплекте с рейкой и штативом |
ГОСТы 11897-78, 10529-79, 11158-83 |
1 - |
1 - |
1 - |
1 - |
1 - |
1 - |
Отвес стальной строительный |
1 - |
|
2 - |
2 - |
2 - |
2 - |
|
Метр стальной складной |
ТУ 206 УССР 49-77 |
2 - |
2 - |
4 - |
3 - |
4 - |
4 - |
Рулетка стальная |
|
|
|
|
|
|
|
ЗВК2-20 БНТ/1 |
ГОСТ 7502-80 |
1 - |
1 - |
1 - |
1 - |
2 - |
1 - |
ОПК2-50АНТ/10 |
|
|
1 1 |
1 1 |
|
1 1 |
|
Уровень строительный УС-2 |
|
|
|
|
1 1 |
|
|
Шнур разметочный |
ТУ 22-4633-80 |
1 - |
1 - |
4 - |
4 - |
4 - |
3 - |
Приспособления, инвентарь и инструмент |
|||||||
Кассета для складирования панелей |
№ 23.01.3.84/ВНИПИ Промстальконструкция |
|
|
|
|
2 2 |
|
Струбцины |
|
|
|
|
|
|
|
тип I |
ТУ 1632-78.СТД-981/2; ход винта - |
|
|
|
|
1 - |
|
тип III |
ТУ 1632-78.СТД-981/2; ход винта - |
|
|
|
|
1 - |
|
Стенд для укрупнитель-ной сборки и разборки рам |
- |
|
|
|
|
|
|
Катальный ход |
ГОСТ 8240-72; швеллер № 10; длина 3 и |
|
|
|
60 пог. м 60 пог. м |
|
|
Набор гаечных ключей |
ГОСТ 2841-80E |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
3 3 |
1 1 |
Лом монтажный ДМ |
ГОСТ 1405-83 |
3 3 |
3 3 |
4 4 |
4 4 |
3 3 |
4 4 |
Кувалда кузнечная |
ГОСТ
11401-75; масса |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
Молоток слесарный А-5 |
ГОСТ 2310-77;
масса до |
1 1 |
2 2 |
3 3 |
3 3 |
2 2 |
|
Молоток плотницкий МПЛ-1 |
ГОСТ 11042-83;
масса до |
|
|
|
|
|
3 3 |
Зубило слесарное |
ГОСТ 7211-72 |
|
|
|
|
2 2 |
|
Отвертка слесарная, тип III |
ГОСТ 17199-71 |
|
|
|
|
2 2 |
|
Плоскогубцы |
ГОСТ 5547-75 |
|
|
|
|
2 2 |
|
Острогубцы (кусачки) |
ГОСТ 7282-75 |
|
|
2 2 |
4 4 |
4 4 |
2 2 |
Лопата стальная растворная ЛР |
ГОСТ 3620-76 |
|
|
1 1 |
|
1 1 |
|
Лопата стальная остроконечная ЛКО-1 |
То же |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
2 2 |
Топор строительный А-2 |
ГОСТ 18578-73 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
Ножовка по дереву широкая |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
2 1 |
1 1 |
1 1 |
|
Нормокомплект инструмента для кровельных работ |
- |
|
|
|
1 - |
|
|
Колесо монтажное МК |
№ 7002, Энерготехпром |
|
|
|
4 4 |
|
|
Щетка стальная прямоугольная |
ГУ 484-01-104-78 |
|
|
|
|
1 1 |
|
Щетка радиальная с винтом РБ |
ТУ 36-2460-82 |
|
|
|
|
1 1 |
|
Ящик для инструмента |
- |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
Ящик для деталей крепления |
- |
|
|
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
Газогенератор в комплекте с газовой горелкой и шлангами |
- |
|
|
|
1 1 |
|
|
Будка для баллонов с газом |
- |
|
|
|
1 1 |
|
|
Трансформатор сварочный ТСМ-250 |
- |
|
|
|
1 - |
|
|
Пост сварочный |
- |
|
|
|
1 - |
|
|
Кабель сварочный |
ГОСТ 433-73;
длина |
|
|
|
2 - |
|
|
Набор инструмента сварщика ЭМИ-300 |
- |
|
|
|
1 1 |
|
|
Струбцина |
№ 3170-50, ЭКБ по железобетону |
|
|
2 - |
|
|
|
Средства обеспечения безопасности ведения работ |
|||||||
Ограждение кровель |
№ 23.01.3.84, ВНПИПИ Промстальконструкция; длина
звена 3 и |
определяется по месту |
|||||
Ограждение рабочей зоны |
№ 3.294.44.000, ЦНИИОМТП; длина звена - |
определяется по месту |
|||||
Каска пластмассовая |
6 6 |
7 7 |
9 9 |
9 9 |
6 6 |
6 6 |
|
Пояс предохранитель-ный |
ГОСТ 12.4.089-80 |
|
|
3 3 |
4 4 |
3 3 |
4 4 |
* В числителе - для монтажа, в знаменателе - для демонтажа здания.
Блок-контейнер размерами 9×3×3 м массой 4 т с расположением устройств для строповки в верхнем поясе (рис. 1).
Рис. 1. Строповка блок-контейнера с использованием
а - четырехветвевого стропа; б - траверсы
По первому варианту для
строповки используется четырехветвевой строп массой
* Здесь и далее использованы данные "Методических рекомендаций по оценке эффективности оснастки для монтажа крупнопанельных зданий. Киев, НИИСП, 1981.
По второму варианту для
строповки применяется траверса, состоящая из металлической рамы массой
При строповке по первому
варианту требуется усилие каркаса блок-контейнера металлоконструкциями массой
Монтируют блок-контейнер по обоим вариантам пневмоколесным краном МКП-16. Стоимость 1 маш.-ч составляет 4,21 руб.
Монтаж производит звено монтажников из 2 человек. Средний разряд звена - 3,5, часовая тарифная ставка звена - 1,18 руб.
Продолжительность операций строповки и расстроповки блок-контейнера по первому и второму вариантам составляет, соответственно; 119 и 99 сек.
Нормативный срок эксплуатации блок-контейнера 15 лет, оборачиваемость десятикратная, стоимость блок-контейнера 6,2 тыс.руб. или 1,54 руб.за кг.
Грузозахватные средства по обоим вариантам используются для монтажа и демонтажа блок-контейнеров 20 раз за год.
Подставив исходные данные в формулу (1), получим:
на блок-контейнер.
Следовательно, по рассмотренным вариантам строповки блок-контейнеров экономически эффективнее применять траверсы с вертикальными стропами без передачи усилия распора на каркас блок-контейнера.
Исходные данные
Блок-контейнер размерами 9×3×3 м массой 8 т. Устройства для строповки расположены: по первому варианту - в верхнем поясе, по второму - в нижнем (рис. 2).
Рис. 2. Строповка блок-контейнера с расположением устройств для строповки
а - в верхнем ярусе; б - в нижнем ярусе
Конструкция каркаса и устройств для строповки по обоим вариантам одинаковы. Капиталовложения в блок-контейнеры также одинаковы.
Монтируется блок-контейнер по обоим вариантам пневмоколесным краном МКП-16. Стоимость 1 маш.-ч составляет 4,21 руб.
Монтаж производит звено из 2 человек. Средний разряд звена -3,5, часовая тарифная ставка звена - 1,18 руб.
По первому варианту для
строповки используется траверса с вертикальными стропами, суммарная длина
которых на
Продолжительность строповки по первому варианту составляет 99 сек.(переноска лестниц - 15 сек, установка лестниц - 20 сек., подъем монтажника на лестницу - 20 сек., заведение захватов в устройства для строповки - 24 сек., спуск с лестницы - 20 сек.).
Продолжительность строповки по второму варианту 42 сек. (заведение захватов в устройства для строповки - 24 сек., перехода от одного устройства для строповки к другому - 6 сек., сопровождение стропов траверсы при ее подъеме и опускании на холостом ходу - 12 сек.).
Грузозахватные средства по обоим вариантам используются для монтажа и демонтажа блок-контейнеров 220 раз за год.
Подставив исходные данные в формулу (1), получим:
на блок-контейнер
Следовательно, по рассмотренным вариантам расположение устройств для строповки в нижнем поясе блок-контейнеров с точки зрения монтажа экономически более эффективно.