ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО РЕКОМЕНДАЦИИ Разработано Открытым акционерным обществом "Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС" Исполнители В.В. АЛЕКСЕЕВ и В.М. АРСЕНЬЕВ Утверждено АО "Фирма ОРГРЭС" 14.04.2000 Заместитель главного инженера Ф.Л. КОГАН Содержание
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Настоящие Рекомендации предназначены для выполнения работ по устранению наклона (выправке) железобетонных одностоечных свободностоящих одноцепных и двухцепных опор воздушных линий электропередачи (ВЛ) напряжением 35 кВ и выше, имеющих отклонение от вертикали в плоскости, перпендикулярной линии, образовавшееся вследствие смещения опоры в грунте (табл. 1). 1.2. Выправка опор может производиться как с отключением, так и без отключения ВЛ. 1.3. Выправке подлежат опоры при отклонении стойки от вертикали более чем на: 25 см - для опор с вибрированными стойками длиной 16 м; 35 см - для опор с центрифугированными стойками длиной 22 м; 40 см - для опор с центрифугированными стойками длиной 26 м. 1.4. При отклонении стойки от вертикального положения, превышающем указанное в графе 5 табл. 1 значение, выправка опоры производится немедленно. 1.5. Не подлежат выправке опоры с центрифугированными или вибрированными стойками, имеющими на высоте менее 5 м от уровня земли: поперечные трещины с шириной раскрытия более 0,4 мм; сколы бетона глубиной более 25 мм, длиной 1 м и более с обнажением арматуры для стоек из вибробетона и площадью более 25 см2 для стоек из центрифугированного бетона. Эти опоры подлежат замене или ремонту. 1.6. Выправке не подлежат также стойки опор, имеющие искривление (изгиб). 1.7. В скальных и мерзлых грунтах выправка опор запрещается. 1.8. Выправка опор производится поперек оси линии созданием тяжения в сторону, противоположную наклону опоры (рис. 1). Рис. 1. Схема выправки железобетонной опоры: 1.9. Тяжение производится с помощью тягового механизма, обеспечивающего плавное увеличение усилия в тяговом тросе. Контроль за тяжением осуществляется с помощью динамометра, включенного в тяговый трос. 1.10. В качестве тягового механизма может использоваться автомашина с лебедкой или ручная лебедка МТМ-1,6. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЯ СТОЙКИ ОПОРЫ ОТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ2.1. Отклонение стойки опоры от вертикального положения определяется с помощью теодолита или отвеса. 2.2. С помощью отвеса отклонение стойки опоры определяется следующим образом: 2.2.1. На наклоненной стойке опоры по оси ВЛ на высоте около 2,0 м наносится первая точка, на расстоянии 1,5 м ниже первой - вторая (рис. 2). 2.2.2. К верхней точке прикладывается отвес, с помощью линейки измеряется расстояние между нитью отвеса и нижней точкой. 2.2.3. По результатам измерений и табл. 1 определяется отклонение стойки опоры и необходимость ее выправки. 2.3. При определении отклонения стойки опоры с помощью отвеса необходимо исключить влияние ветра на отвес. Рис. 2. Измерение наклона опоры: Значения отклонений стойки опоры, подлежащей выправке
3. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО ВЫПРАВКЕ ОПОР3.1. До начала работ по выправке опор производится оценка возможности их выполнения (см. п.1.5 настоящих Рекомендаций), определяется наличие и расположение ригеля, в зависимости от состояния грунта уточняется необходимая глубина откопки котлована и определяются необходимые способы усиления заделки опор в грунте (установкой ригелей, созданием банкеток и т.д.). 3.2. Заглубление опоры в грунте определяется по данным измерения высоты наземной части опоры или расстояния от контрольной риски (наносится на стойке опоры при изготовлении на расстоянии 4,5 м от комля) до уровня грунта. 3.3. Со стороны, противоположной наклону опоры, удаляется грунт вручную или с помощью механизма (экскаватора, буровой машины), не нарушающего значительно целостности грунта. 3.4. При работе вручную откапывается узкий котлован по диаметру стойки глубиной 1,2 - 1,5 м. Ширина котлована в верхней части должна составлять около 30 см. Ригели, если они имеются, откапываются полностью и отсоединяются от стойки. 3.5. При откапывании грунта экскаватором котлован должен быть ориентирован вдоль линии на расстоянии не менее 0,5 м от стойки опоры, чтобы избежать излишнего нарушения грунта в плоскости действия тягового усилия (рис. 3). Рис. 3. Котлован, откапываемый с помощью механизма: 3.6. При применении буровой машины диаметр бура должен составлять 0,4 - 0,7 диаметра стойки опоры, подлежащей выправке. Центр бура устанавливается на расстоянии 0,5 м от тела опоры. 3.7. При необходимости котлован вручную очищается от земли. 3.8. После откопки котлована на стойке опоры на высоте около 4 м от земли крепится тяговый трос. Тросовая петля крепится к стойке с борта автомобиля или с земли с подъемом ее шестом или рейкой. Необходимость установки деревянных прокладок между тросовой петлей и телом стойки опоры определяется состоянием бетона стойки. Диаметр троса должен быть не менее: 13 мм - при выправке опор с вибрированными стойками; 17 мм - при выправке опор с центрифугированными стойками. 3.9. В тяговый трос включается динамометр 4 (см. рис. 1) с пределом измерения до 5,0 т. 3.10. Для обеспечения плавности хода тягового механизма рекомендуется применять блок 5 (схему удвоения к тяговому механизму) - см. рис. 1. 3.11. Плавным увеличением тяжения производится перемещение стойки опоры в плоскости, перпендикулярной оси ВЛ. Стойка двухцепной опоры перемещается до вертикального положения; вершина стойки опоры, имеющей неуравновешенный момент (одноцепные ВЛ) и наклон в сторону двух траверс, должна быть перемещена за вертикальное положение на 20 - 30 см. 3.12. Тяговое усилие, прилагаемое к стойке опоры, не должно превышать значений, приведенных в табл. 2. Для типов стоек, не указанных в табл. 2, значение изгибающего момента в сечении стойки на уровне земли, создаваемого при выправке, не должно превышать 50% его предельного значения. Значения тягового усилия при выправке опоры
3.13. Допускается появление волосяных трещин на стойке, образующихся при выправке железобетонных опор с ненапряженной арматурой. 3.14. По окончании выправки пустоты вокруг стойки опоры заполняются гравийно-песчаной смесью или крупнозернистым песком с послойным уплотнением (трамбованием). 3.15. Если опора до выправки имела отклонение от вертикали более указанного в графе 5 табл. 1 значения или недозаглубление более 20 см, ее заделка после выправки должна быть усилена соответственно установкой ригелей или созданием банкетки с ригелями. Ригели устанавливаются на глубине порядка 30 см от поверхности грунта. Высота банкетки должна быть равной двойной высоте недостающего заглубления; ригель размещается внутри банкетки (рис. 4). Во всех случаях ригели следует устанавливать вдоль линии; установка ригелей поперек линии не допускается. Рис. 4. Усиление заделки железобетонной опоры банкеткой с
ригелем: 4. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ4.1. При организации и производстве работ по выправке опор должны соблюдаться требования "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок" (М.: Энергоатомиздат, 1989). 4.2. Работы по выправке железобетонных одностоечных опор производятся в соответствии с технологическими картами на этот вид работ, утвержденными руководством энергопредприятия, и настоящими Рекомендациями. 4.3. Работа по выправке опор на ВЛ производится по наряду-допуску бригадой в составе: производителя работ с группой по электробезопасности не ниже IV, двух электромонтеров - с группой не ниже III, двух водителей механизмов (буровой машины или экскаватора) - с группой по технике безопасности не ниже II. При этом члены бригады должны пройти обучение производству данного вида работ на отключенной ВЛ. 4.4. Выправку опор не допускается производить при наличии трещин и сколов бетона, регламентированных в п.1.5 настоящих Рекомендаций. 4.5. Перед началом работ необходимо проверить исправность инструмента, механизмов, приспособлений, такелажа и защитных средств (табл. 3), обратив особое внимание на сроки их испытаний. 4.6. Сигналы и команды, которыми управляется работа механизмов, отрабатываются заранее и напоминаются при инструктаже и допуске бригады к работе. 4.7. В момент натяжения тягового троса члены бригады должны находиться на расстоянии от стойки опоры не менее ее высоты, а тяговый механизм - не менее 1,2 ее высоты. 4.8. Запрещается производить выправку опор при скорости ветра свыше 10 м/с, в темное время суток, при тумане, гололеде, при не полностью оттаявшем грунте. 4.9. Запрещается применять в качестве тягового механизма автомобиль без лебедки. 4.10. При производстве работ по выправке опор на ВЛ, находящейся под напряжением, тяговый механизм и механизмы на резиновом ходу должны быть заземлены. Заземление может быть установлено непосредственно на тросе или тяговом механизме. При применении тягового механизма на гусеничном ходу заземление не требуется. Перечень средств механизации, инструмента, защитных средств и материалов, необходимых при выправке опоры на ВЛ (на бригаду из 5 чел.)
|