Постановление Правительства Москвы от 31 июля 2007 г. N 619-ПП О концепции Целевой среднесрочной программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы Руководствуясь Генеральной схемой комплексного благоустройства города Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП, на основании распоряжения Правительства Москвы от 29 декабря 2005 г. N 2688-РП "О разработке Целевой среднесрочной программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы" и в соответствии с Порядком разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП, в целях планомерного превращения набережных и других прибрежных территорий реки Москвы в благоустроенные общественные ландшафтно-рекреационные пространства Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить концепцию Целевой среднесрочной программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы, разработанную Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (приложение). 2. Префектурам Центрального, Северо-Западного, Западного, Юго-Западного, Южного и Юго-Восточного административных округов, Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Департаменту транспорта и связи города Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департаменту физической культуры и спорта города Москвы, Департаменту внешнеэкономической деятельности и международных связей города Москвы, Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы, Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы, Управлению по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, Главному управлению МЧС России по г.Москве (по согласованию) принять участие в формировании Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и генеральным проектировщиком мероприятий Целевой среднесрочной программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы в сроки, установленные Государственным заказчиком Целевой программы - Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. 3. Внести следующие изменения в распоряжение Правительства Москвы от 29 декабря 2005 г. N 2688-РП "О разработке Целевой среднесрочной программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы": 3.1. В пункте 1 распоряжения слова "второе полугодие 2006 года" и "I полугодие 2007 года" заменить соответственно словами "второе полугодие 2007 г.". 3.2. В пункте 3 распоряжения слова "во втором полугодии 2006 года" заменить словами "в первом полугодии 2008 г.". 3.3. В пункте 4 распоряжения слова "в III квартале 2007 года" заменить словами "во втором полугодии 2008 г.". 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. и первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.
Исполняющий обязанности Мэра Москвы В.И.Ресин Приложение Концепция Целевой среднесрочной программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы
Введение.Концепция Целевой среднесрочной программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы (далее Концепция) разработана Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.01.2006 г. N 33-ПП "О порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве". Согласно указанному постановлению разработке Целевой программы должна предшествовать разработка Концепции, ее согласование и утверждение. Концепция разработана также на основании распоряжения Правительства Москвы от 29.12.2005 г. N 2688-РП "О разработке Целевой среднесрочной программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы", которым Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы определен Государственным заказчиком указанной Целевой среднесрочной программы (далее Целевая программа). Разработка Целевой программы предусматривается в 2007 году. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11.01.2005 г. N 3-ПП "О совершенствовании практики разработки и реализации городских целевых программ в городе Москве" Государственный заказчик обязан представлять Департаменту экономической политики и развития города Москвы и Департаменту финансов города Москвы заявки на финансирование целевых программ до 1 апреля года, предшествующего планируемому. Учитывая это, а также то, что Законом города Москвы "О государственных целевых программах в городе Москве" расчетный срок среднесрочных целевых программ составляет 3 года, настоящая Концепция предусматривает разработку Целевой программы на период 2009-2011 гг. При этом Предпроектные предложения по первоочередным объектам и объемам выполняемых работ как составной части Целевой программы намечаются к разработке на период до 2010 года.
Концепция содержит следующие разделы и подразделы: 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально экономического развития города Москвы. 1.1. Значение реки Москвы в структуре города. 1.2. Существующее состояние набережных реки Москвы. 1.3 Социально - экономическая значимость комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы. 1.4. Предмет и территориальные границы Целевой программы, понятия - "набережные" и "прибрежные территории". 1.5. Понятия "Объекты Целевой программы", "Комплексное благоустройство и ландшафтное оформление". 1.6. Аналитическая составляющая Целевой программы. 1.7. Градостроительные критерии выбора объектов Целевой программы. 2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно - целевым методом. 3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно - целевого метода. 4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы. 5. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам. 5.1. Цель и задачи Целевой программы. 5.2. Структура Целевой программы. 5.3. Целевые индикаторы Целевой программы. 6. Предложения по источникам финансирования Целевой программы. 7. Предложения по участию органов исполнительной власти города Москвы в формировании и реализации Целевой программы. 8. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Целевой программы. 9. Предложения по формам и методам управления реализацией Целевой программы. Раздел 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально- экономического развития города Москвы1.1. Значение реки Москвы в структуре города.Река Москва - основная водная артерия города, давшая ему жизнь и название, протекает с северо-запада на юго-восток столицы, связывая территории шести административных округов - Северо-Западного, Западного, Центрального, Юго-Западного, Южного, Юго-Восточного. Она вступает в пределы города в Северо-западном округе близ ст. Трикотажная железной дороги Рижского направления и покидает его в Юго-восточном округе в районе Капотни. Эта водная лента объединяет разные эпохи России, прибрежные земли, памятники истории и культуры, природные комплексы, жилые районы и промышленные предприятия. В сочетании с холмистым рельефом прибрежных территорий река Москва является важнейшим градоформирующим природным объектом, одной из композиционных осей города, в значительной мере влияющей на формирование его планировочной структуры. Наиболее значимые архитектурные ансамбли и общественные пространства города обращены на акваторию реки, что всегда являлось одной из традиций отечественного градостроительства. В районе набережных реки существуют крупные спортивные сооружения, парки культуры и отдыха,действует двадцать одна гостиница, строятся и намечены к строительству до 2010 года еще пять отелей, разрабатывается схема размещения объектов береговой инфраструктуры, предназначенных для обеспечения работы водного такси. Неразрывная связь Москвы-реки с городом и, в особенности с прибрежными территориями, является важнейшим элементом столичной архитектуры. Общая тенденция развития современных городов, в планировочную структуру которых включена река, заключается в трансформации исторической роли реки. Если в периоды интенсивного развития производительных сил основная функция реки - это промышленно-транспортная артерия, то на современном этапе ведущими функциями рек становятся микроклиматическая (экологический коридор города), оздоровительная, эстетическая и туристическая, с сохранением экологически чистых транспортных перевозок. В связи с изменением функции реки, трансформируются и функциональные зоны прибрежных территорий: сокращаются промышленно-портовые функции, расширяются жилые, общественные и туристско-рекреационные зоны на этих территориях. Данная тенденция в полной мере характерна для города Москвы и набережных Москвы-реки. В совокупности с лесными массивами ближайшего Подмосковья и природным комплексом города, река Москва существенно влияет на экологическую обстановку в Московском регионе. Долина Москвы-реки в значительной своей части представляет собой водно-зеленый диаметр столицы, определяющий ландшафтное своеобразие города, обеспечивает "проветривание" города, его связь с природой, активно влияет на состояние воздушного бассейна, является важнейшим элементом туристско-рекреационной инфраструктуры города. Вместе с тем, река Москва продолжает оставаться важнейшим звеном водных путей Московского бассейна, который в свою очередь, входит в единую глубоководную систему европейской части России. Урбанизация территории города, рост автопарка, обновление речного флота, в том числе создание комфортабельных пассажирских судов, формирование в Москве системы взаимосвязанных перевозок наземным и водным транспортом, оснащение маршрутных линий современными причальными сооружениями будут повышать роль реки как транспортной артерии, способствовать превращению водного транспорта в современное, высокоэффективное средство передвижения в городе. Правительством Москвы принято постановление от 27.12.2006 г. N 1055-ПП "О развитии водного такси в Московском регионе". Также в декабре 2006 года одобрена представленная Комитетом по внешнеэкономической деятельности города Москвы Концепция развития водного такси в Московском регионе. 15 июня 2007 года Правительством Москвы принято Для обеспечения работы водного такси набережные реки Москвы должны соответствовать современным тенденциям развития городского транспорта и эстетического оформления набережных. 1.2. Существующее состояние набережных реки Москвы.Правительством Москвы, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, Москомархитектурой, другими отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города планомерно осуществляются меры, направленные на упорядочение содержания и использования акватории реки Москвы, ее притоков и прилегающих к ним прибрежных территорий. Генеральным планом развития г. Москвы на период до 2020 года дальнейшее архитектурно-пространственное развитие столицы предусматривается в неразрывной связи с важнейшим элементом городской композиции - рекой Москвой, создание гармоничной водно-прибрежной городской среды, которая уже сегодня делает Москву зеленым природно-комфортным городом. В районе набережных расположены главные объекты, обеспечивающие осуществление городом Москвой функций столицы Российской Федерации: резиденция Президента Российской Федерации - Московский Кремль - памятник истории и культуры мирового значения, Дом Правительства Российской Федерации, строиться Московский Международный деловой центр - "Москва - Сити". Кроме того, на набережных находятся Храм Христа Спасителя, монастыри и другие храмовые сооружения, спортивный комплекс "Лужники", имеющие общероссийскую известность и значимость. По существу в Генеральном плане развития до 2020 г. Москвы речь идет о новой стратегии развития территорий, выходящих на акваторию реки. Намечается реорганизация производственных и коммунальных территорий, строительство объектов береговой инфрасруктуры для функционирования водного такси, транспортных магистралей, прилегающих к реке, максимальное сохранение и развитие природных комплексов, в ближайшее время вводятся в эксплуатацию пешеходные мосты через Москву-реку от Храма Христа Спасителя через водоотводной канал на ул. Якиманка, предусмотрено строительство пешеходного моста от памятника Петру 1 к парку искусств, создание туристской зоны у памятника с использованием Крымской набережной и др. В целях развития туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы" предусматривается строительство низких набережных, которые после выполнения определенного объема работ, возможно использовать для причаливания и посадки-высадки пассажиров. Низкие набережные предусматривается построить вдоль следующих существующих набережных: Берсеневская, Болотная, Якиманская, Софийская, район "ММДЦ-Сити". Предусмотрено строительство видовой площадки с причалом на Кремлевской набережной, обустройство Пречистинской и Якиманской набережных. В направлении реконструкции промышленных территорий реализуется проект технопарка "Нагатино-Зил". Он формируется на месте ликвидируемых устаревших промышленных предприятий с созданием на части высвобождаемой территории широкой озелененной полосы-бульвара вдоль берега реки Москвы, меры по защите реки от загрязнения сточными водами. Принята Правительством Москвы и реализуется развернутая программа капитального ремонта набережных на 2006-2007 гг, утвержденная постановлением Правительства Москвы "О содержании и ремонте инженерно-транспортных сооружений города Москвы на период 2006-2007 гг. и перспективе до 2010 года", а также реконструкции и ремонта объектов озеленения утвержденная постановлением Правительства Москвы "О программных мероприятиях по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых нсаждений в городе Москве на 2006-2008 гг. и на перспективу до 2010 года". О неослабном внимании Мэра Москвы Ю.М. Лужкова и Правительства Москвы к проблемам улучшения внешнего вида и дальнейшего использования набережных свидетельствует, в частности, решение о разработке Целевой среднесрочной программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы. Вместе с тем, изучение современного состояния набережных реки показало, что предусмотренное Генеральным планом города Москвы (Основные направления градостроительного развития города Москвы) утвержденным Законом города Москвы N 14 от 27.04.2005 г., комплексное благоустройство столицы, в отношении прибрежных территорий реализуется недостаточно эффективно. Полученные, в результате планомерных обследований с акватории реки Москвы, а также выборочных наземных обследований, материалы визуальных наблюдений состояния набережных и прилегающих к ним территорий с фотофиксацией, дали возможность охарактеризовать участки с проблемными ситуациями в части комлексного благоустройства. Состояние городского дизайна набережных не соответствует той роли и значению, которые занимает река Москва в архитектурно-градостроительной композиции города. Не в полной мере используется очаровательная неповторимость Москвы-реки, ее привлекательность для отдыха москвичей и гостей столицы, великолепные природные возможности для современного архитектурно-пространственного решения набережных. Благоустройство прибрежных территорий в силу особенностей исторического развития города носит неравномерный характер. Наиболее обустроенными в функциональном и эстетическом отношении являются прибрежные объекты природного комплекса Центрального административного округа, Западного административного округа, Северо-Западного административного округа. Этому способствуют естественные топографические особенности и конфигурация русла реки и размещение рекреационных объектов в верхнем течении, отведение под промышленные зоны прибрежных территорий в нижнем течении реки. Существующее функциональное зонирование прибрежных территорий характеризуется участками различного функционального назначения, в основном территориями природного комплекса: участками природоохранного, природно-рекреационного назначения, резервными землями природного комплекса. Земельные участки сторонних пользователей, расположенных на территориях природного комплекса, по функции, как правило, относятся к территориям общественного назначения: административно-делового, культурно-просветительного, спортивно-рекреационного, лечебно-оздоровительного и других видов, что не противоречит статусу природного комплекса. Большой процент территорий природного комплекса в настоящее время относится к категории неиспользуемых земель. Существующее функциональное зонирование резервных территорий природного комплекса представлено помимо категории неиспользуемых земель различными видами участков производственного назначения. Рассматривая береговую линию Москва-реки, как водный фасад города, играющий важную роль в формировании декоративно-художественного образа города, в целом, и ландшафтно-рекреационных пространств в частности, в составе настоящей работы проведен анализ современного функционального зонирования участков, примыкающих к Москва-реке (таблица). Соотношение участков различного функционального назначения, расположенных вдоль Москва-реки (существующее использование территории) Таблица
Анализ соотношения участков различного функционального назначения, расположенных вдоль всей Москва-реки в границах города показал, что в настоящее время береговой фронт по обоим берегам, включая наиболее значимые островные и полуостровные участки, составляет около 185 км и представлен всеми основными функциональными типами: природный, природно-производственный, общественный, жилой, производственный, неиспользуемый. Максимальная протяженность, порядка 60 км, приходится на участки производственного назначения и транспорт (32,4%), причем на Южный административный округ приходится 58% от их общей протяженности. Минимальная протяженность участков производственного назначения, составляющая около 15%, в Северо-Западном административном округе. Вторыми по протяженности вдоль береговой линии идут неиспользуемые земли, которые занимают около 47 км (25,2%), причем максимальная протяженности в 27 км приходится на Северо-Западный административный округ, а в Юго-Западном и Центральном административных округах такие участки отсутствуют. В Центральном административном округе основная часть берегового фронта уже в настоящее время занята общественной функцией (около 40% по округу), а резерва для создания новых ландшафтно-рекреационных пространств, учитывая отсутствие незанятых земель и незначительные показатели производственной функции (протяженность около 9 км), практически нет. Рассматривая сложившуюся ситуацию по использованию земель вдоль береговой линии Москва-реки, можно сделать вывод, что основным резервом для создания новых ландшафтно-рекреационных пространств обладают Северо-Западный административный округ, за счет неиспользуемых земель, а также Южный административный округ. В центральных районах города большая часть набережных занята автомобильными дорогами с интенсивным движением, отсекающими город от реки непрерывными автомобильными потоками, с завесой выхлопных газов и круглосуточным гулом автомобилей. Практически ко всем существующим в центре города видовым площадкам, пристаням и спускам к воде затруднен доступ из-за интенсивного движения по набережным, недостаточного количества регулируемых пешеходных и подземных переходов (например, на участке от Котельнической набережной до Краснохолмской набережной). На значительном протяжении реки, особенно в пределах Южного и Юго-Восточного административных округов, производственная застройка обращается своими тылами на реку, а кварталы жилой застройки оказываются отрезанными от водного зеркала производственными объектами. Негативным элементом является использование акватории Москвы-реки для размещения ресторанов, стационарных сценических площадок на воде, установки плавучих пристаней и причалов (дебаркадеров), что портит эстетический вид, приводит к нарушению гидрологического режима водотока из-за создания искусственных препятствий. В связи с этим наблюдается цветение воды в реке. На акватории около этих сооружений скапливается плавающий мусор. Большинство дебаркадеров имеют неприглядный внешний вид. И главное - при массовом размещении подобных объектов водная гладь постепенно начинает исчезать, превращается, как бы, в продолжение прибрежных территорий, что представляется совершенно неприемлемым. Сохраняется негативная тенденция длительного "отстоя" судов и других плавсредств на акватории реки в неприспособленных для этого местах, как в навигацию, так и в межнавигационный период. К примеру, наблюдается скопление ржавых кораблей в Кожуховском затоне, других местах акватории реки. Существенным фактором, нарушающим экологию и эстетику реки, создающим дисгармонию ее с окружающей природой являются многочисленные автостоянки и "АЗС" на набережных. ( Нагатинская набережная - практически у всех предприятий, Новоданиловская, Павелецкая, Дербеневская, Космодомианская набережные - стоянки с двух сторон и др.). В водоохраной зоне реки имеются свалки (ЮВАО, Курьяново в пойме Москвы-реки, площадью около 19 га.; ЮАО, Каширское шоссе, на берегу реки Москвы,, площадью около 1,0 га ; также ЮАО, Нагатино, вблизи Южного речного порта, 18 га ; СЗАО, между ул. Нижние Мневники и Москвой рекой около 2,5 га и др.). Значительная часть существующих сооружений по очистке поверхностного стока технически устарела. К наиболее характерным недостаткам, снижающим уровень благоустройства и эстетического облика набережных относятся: - необустроенность береговой линии (у обреза воды), отсутствие подпорных стенок набережных, причалов, пешеходных и транспортных путей вдоль реки, наземных и подземных переходов к набережным; - отсутствие комплексного благоустройства в рекреационных зонах, как правило, нет туалетов, зачастую детских площадок, отсутствуют или недостаточны по количеству цветники, парковые скамейки, урны, элементы декора (оригинальные изгороди, светильники и т.п.); даже крупные ландшафтно - рекреационные объекты не имеют таксофонов, пультов вызова спецслужб; на большинстве рекреационных объектов отсутствуют декоративные произведения монументального искусства (парковая скульптура, архитектурно - скульптурные композиции); - размещение на набережных и озелененных прибрежных территориях гаражей типа "ракушка", контейнерных и групповых одноэтажных гаражей; - непривлекательный облик фоновой застройки, требующей радикального ремонта фасадов старых типовых зданий; - отсутствие на определенных участках набережных мероприятий по формированию древесного озеленения - кроны деревьев не купируются, не подвергаются санитарной и садовой обрезке, в ряде случаев закрывают обзор с реки и набережных эстетичных, архитектурно ценных фасадов или наоборот не прикрывают неблагоприятную по внешнему виду застройку; - использование прибрежных территорий, особенно закрытых для массового посещения, в качестве свалок строительного и бытового мусора; - недостаток обустроенных мест для проведения массовых праздничных мероприятий и рекреационной инфраструктуры; - недостаточность количества или отсутствие визуальной информации в рекреационных зонах, указателей выхода к прилегающим улицам, пляжам, пунктам питания, туалетам, информация о порядке и правилах поведения на территории; имеющиеся элементы визуальной информации очень разнородны по оформлению и не отличаются хорошим дизайном; - отсутствие предварительной очистки поверхностного стока воды, являющегося серьезным источником загрязнения реки. Отмеченные выше недостатки и нерешенные проблемы набережных реки Москвы препятствуют полноценному использованию потенциала реки в экологическом, спортивно-оздоровительном, туристско-рекреационном, эстетическом, культурно-воспитательном и транспортном отношениях, затрудняют создание более высокого декоративно-художественного образа города со стороны реки Москвы. 1.3. Социально-экономическая значимость комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы.Приоритетные задачи социально-экономического развития столицы определены в ряде правовых актов города Москвы, в том числе в Прогнозе социально-экономического развития города Москвы на 2006-2010 годы, одобренного постановлением Правительства Москвы от 27 июня 2006 г. N 449-ПП. Основные направления градостроительного развития города, установлены Генеральным планом развития города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы), утвержденным Законом города Москвы N 14 от 27.04.2005 г., предусматривающим, в частности, "Создание во взаимодействии со средствами ландшафтной и садово-парковой архитектуры ансамблей природных, озелененных и водных пространств" (ст. 12). Эта задача конкретизирована градостроительными планами развития административных округов, по территории которых протекает река Москва. Типы функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий установлены Законом города Москвы от 9 декабря 1998 г. N 28 (в ред. Законов г. Москвы от 01.12.1999г. N 41, от 12.02.2003 г. N 5, от 27.04.2005 N 14) "О градостроительном зонировании территории города Москвы". "Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02" утверждены постановлением Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. 623-ПП (в ред. Постановлений Правительства Москвы от 19.08.2003 г. 693-ПП, от 11.07.2006 г. N 497-ПП). Одной из актуальных задач Целевой программы ставится обеспечение доступа москвичей и гостей столицы к акватории реки на всем ее протяжении, организация удобных связей береговой полосы с общественными центрами и жилыми районами города. Это находится в полном соответствии с п.8 ст.6 нового Водного кодекса Российской Федерации, предусматривающим что "Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств" и устанавливающей ширину береговой поло сы общего пользования 20 метров. Основные принципы государственной политики в области защиты водных объектов от загрязнения, развития озелененных территорий определены в Экологической доктрине города Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 4 октября 2005 г. N 760-ПП "Об экологической доктрине города Москвы", Законе города Москвы от 21 октября 1998 г. N 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы", Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве, одобренной постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 854-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 28.12.2004 г. N 956-ПП), в постановлении Правительства Москвы от 28 марта 2006 г. N 219-ПП "О целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2006- 2008 годы". Градостроительные предпосылки комплексного благоустройства набережных нашли отражение в Основных положениях Генеральной схемы комплексного благоустройства города Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП "О генеральной схеме комплексного благоустройства города Москвы". Принципы развития инфраструктуры воднотранспортной системы определены в Концепции развития внутреннего водного транспорта Московского бассейна до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Москвы от 1 апреля 2003 г. N 219-ПП "О целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2006-2008 годы" (в редакции постановления Правительства Москвы от 5.12.2006 г. N 942-ПП). Новый элемент водотранспортной системы и соответствующее развитие инфраструктуры набережных реки Москвы отражены в постановлении Правительства Москвы от 27 декабря 2006 г. N 1055-ПП "О развитии водного такси в Московском регионе". Развитие туристско-рекреационной инфраструктуры определено в Программе развития туризма в г. Москве на период до 2010 года, одобренной постановлением Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. N 602 (в ред. постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 448-ПП), а также в постановлении Правительства Москвы от 26 марта 2002 года N 208-ПП "О концепции комплексного развития туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы" и первоочередных мерах по ее реализации". Обеспечение безопасности на воде и комфортные условия для круглогодичного отдыха населения определено постановлением Правительства Москвы от 24 августа 1999 г. N 780 "Об утверждении городской целевой программы "Создание спасательно-оздоровительных комплексов на воде до 2010 года" (в редакции постановления Правительства Москвы от 15.01.2002 г. N 24-ПП). В Концепции также учтены положения других нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, материалы разработок НИиПИ Генплана города Москвы, ГУП "Моспроект-2", ГУП "Моспроект-3", и других организаций, касающиеся данной проблемы. Перечень основных использованных документов и материалов приведен в приложении к Концепции. Таким образом, разработка Целевой программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы имеет значительную правовую нормативную и методическую базу ,соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития города Москвы, направленным на создание наилучших условий труда, жизни и отдыха москвичей и гостей столицы, обеспечение полномасштабного выполнения Москвой функций столицы Российской Федерации. 1.4. Предмет и территориальные границы Целевой программы, понятия "набережные" и "прибрежные территории"Предметом рассмотрения Целевой программы является комплекс градостроительных, архитектурно-художественных, организационных, инженерно-технических, экологических и экономических мероприятий, обеспечивающих комплексность благоустройства и ландшафтного оформления набережных и других прибрежных территорий реки Москвы в период 2009-2011 года. В специальной литературе под словом "набережные", понимаются прибрежные территории, имеющие оборудованную береговую полосу- берегоукрепительные сооружения. Применительно к реке Москве - это, как правило, подпорные стенки - сооружения из железобетонных блоков облицованные гранитом, вдоль которых организованы сквозные автомобильные магистрали, пешеходные тротуары, зеленые насаждения. Такие набережные преимущественно сооружены в Центральном и Западном административных округах. В Северо-Западном, Южном, Юго-Восточном округах это в лучшем случае низкие подпорные стенки с озелененными откосами. Прибрежные территории - понятие более расширительное и включает в себя любые территории, прилегающие к береговой полосе, независимо от степени их обустройства. Вопрос заключается в том, что в распоряжении Правительства Москвы от 29.12.2005 г. N 2688-РП "О разработке Целевой программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы" говориться о благоустройстве набережных реки Москвы. При этом очевидно, что речь идет не только и не столько об оборудованной береговой полосе, сколько о территориях с проблемными ситуациями, требующих экологической реабилитации и обустройства. Таким образом термины "набережные" или "прибрежные территории" применяются в настоящей Концепции в одинаковом, равнозначном значении. Тот или иной термин применяется в тексте лишь для исключения повторов. Протяженность береговой полосы, охватываемой Целевой программой, включает набережные собственно реки и обводного канала без Химкинского водохранилища и Канала им. Москвы. Ширина береговой полосы принята, как правило, в пределах 100 - 150 метров и расширяется до зоны видимости с фарватера в зависимости от градостроительной ситуации. В районах выхода к реке обширных по своей площади объектов природного комплекса (ПК), особо охраняемых природных территорий (ООПТ), территориальные границы Целевой программы могут не совмещаться с границами ПК и ООПТ, а будут охватывать только их прибрежные части. В местах набережных, где расположены капитальные здания или сооружения различного назначения, границы Целевой программы определяются существующей или проектируемой линией застройки. 1.5. Понятия "Объекты Целевой программы, "Комплексное благоустройство и ландшафтное оформление"Объектами Целевой программы являются набережные (фрагменты набережных) реки Москвы. Возможные типы объектов : собственно набережные, прибрежные территории общественных пространств, производственных предприятий, природных комплексов (парков, бульваров, скверов), особо охраняемых природных территорий, неиспользуемых территорий и др. Концепцией и разрабатываемой в дальнейшем на ее основе Целевой программе предусматривается формирование в прибрежной полосе различных функциональных пространств с комплексным благоустройством и ландшафтным оформлением путем применения соответствующих средств. В п.11 статьи 1 Закона города Москвы от 27 апреля 2005 г. N 14 "О Генеральном плане города Москвы (Основные направления градостроительного развития города Москвы)" дано понятие комплексного благоустройства по отношению к городу в целом; В Основных положениях Генеральной схемы комплексного благоустройства города Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП четко сформулировано понятие комплексного благоустройства как взаимоувязанное применение средств ландшафтной и садово-парковой архитектуры, пластической организации и покрытия поверхности земли, оборудование территории и застройки устройствами для безопасности и удобства использования, средств освещения и цветового решения участков территории, зданий и сооружений, декоративного озеленения, декоративной пластики и графики, визуальной информации и рекламы, иных средств. Таким образом "комплексное благоустройство" включает в себя понятие "ландшафтное оформление" как художественное проектирование пейзажа городского пространства с использованием материалов природы. При этом комплексное благоустройство и ландшафтное оформление набережных по сравнению с другими территориями города имеет свои существенные особенности, такие как: - необходимость защиты берегов от разрушающего воздействия течений, льдов, напора воды. Т.е.- берегоукрепительные работы в своем многообразии являются важнейшим элементом комплексного благоустройства набережных; - проведение водоохранных мероприятий; - приведения в надлежащий вид портовых сооружений; - строительство и реконструкция причалов, в том числе для водного такси; - организация спасательно-оздоровительных комплексов на реке. Конкретные объекты и их границы определяются в мероприятиях Целевой программы по согласованию с территориальными органами исполнительной власти. Работа, проведенная при разработке Концепции, показала, что наиболее перспективными для создания системы ландшафтно-рекреационных пространств и туристско-рекреационных комплексов вдоль реки-Москвы являются территории природного комплекса, не имеющие ограничений по рекреационному использованию, а также ПК ограничения использования которых при определенных условиях могут быть снижены или сняты. Целевой программой могут предусматриваться разработка и обоснование такого рода предложений. Особое внимание при выборе первоочередных объектов комплексного благоустройства будет уделяться территориям в секторах особо ценных видовых раскрытий с реки и ее берегов на наиболее значимые архитектурные и природные ансамбли. В этих уникальных по своей значимости участках потребуется уникальное благоустройство. 1.6. Аналитическая составляющая Целевой программы.В предыдущем подразделе Концепции определена особенность понятия "комплексного благоустройства и ландшафтного оформления" применительно к набережным реки Москвы. Учитывая это, в Целевой программе необходимо разработать систему дифференцированных показателей комплексного благоустройства и ландшафтного оформления для различных типов набережных реки Москвы: - набережных в районах особо охраняемых природных территорий и территорий природного комплекса с соответствующим режимом регулирования градостроительной деятельности; - набережных в районах рекреационных территорий природного комплекса (зоны отдыха, парки, сады, скверы, бульвары), рекреационных центров в составе особо охраняемых природных территорий, применительно режимам регулирования градостроительной деятельности, которые устанавливаются градостроительной документацией; - набережных в районах нового жилищно-гражданского строительства и реконструкции в условиях выноса с прибрежных территорий промышленных, коммунальных, строительных, транспортных предприятий и экологической реабилитации этих территорий; - набережных в районах сохраняемой сложившейся жилой, общественной и производственной застройки с оборудованной и обустроенной прибрежной полосой. Такое многообразие типов набережных реки диктует необходимость использования многообразия архитектурно-ландшафтных приемов связи прибрежных территорий с водной поверхностью реки - от естественных озелененных берегов до устройства благоустроенных, обрамленных гранитом набережных с минимальным количеством зеленых насаждений. В целях обоснованного определения программных мероприятий при разработке Целевой программы предусматривается провести аналитическую работу по определению: - дифференцированных показателей комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных различных типов; - недостающей градостроительной и проектной документации; - проблемных ситуаций на приоритетных прибрежных территориях; - первоочередных объектов, исходя из остроты проблемных ситуаций, наличия градостроительной и проектной документации и возможностей финансирования работ; - земельных участков с оформленными земельно-правовыми отношениями; - индикаторов оценки состояния комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных. 1.7. Градостроительные критерии выбора объектов Целевой программыОбъекты комплексного благоустройства, включаемые в Целевую программу, должны отвечать следующим критериям: 1. Объекты должны размещаться, в основном, в пределах территорий, имеющих градостроительную документацию. 2. Перечень объектов комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы должен быть увязан с перечнями объектов озеленения, утвержденными в составе программных мероприятий по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве на 2006-2008 годы и на перспективу до 2010 года, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 13.06.2006 г. N 379-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы N 357-ПП от 15.05.2007 г.); 3. Приоритетными для выбора объектов комплексного благоустройства являются территории, вошедшие в зоны формирования ландшафтно-рекреационных пространств, туристско - рекреационных зон и зоны общественных пространств, приоритетность которых установлена Генеральной схемой комплексного благоустройства города Москвы, одобренной постановлением Правительства Москвы от 02.09.2003 г. N 746-ПП. В Целевой программе должны быть отражены типологические ситуации, определяющие дифференцированный подход к комплексному благоустройству и ландшафтному оформлению набережных, включая: - положение в городе: исторический центр, срединная зона, периферия; - положение по отношению к той или иной функциональной зоне города (производственная, жилая, природная, общественная); - историко-культурную и природную характеристику набережных и прилегающих территорий; - планировочную роль набережных; - положение в перспективной архитектурно-пространственной организации города; - положение по отношению к особо значимым общественным пространствам города Москвы; - размещение на территориях преимущественно сохраняемых (благоустройство решается как самостоятельная задача) либо подлежащих градостроительной реорганизации (благоустройство носит сопутствующий характер и решается в рамках общих проектов планировки и застройки). В Целевой программе должны быть сформулированы приоритетные направления комплексного благоустройства и ландшафтного оформления в зависимости от типологической ситуации, включая: - благоустройство высокоурбанизированной городской среды, в том числе с созданием альтернативных видов озеленения (вертикального, мобильного, крышного); - нейтрализацию диссонирующей застройки; - благоустройство и озеленение ландшафтно-рекреационных пространств методами ландшафтного дизайна; - экологическую реабилитацию ценных природных территорий в пределах ландшафтно-рекреационных пространств. 2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методомРеализация правовых актов Российской Федерации и города Москвы в сфере экологии и градостроительства позволяет решать многие проблемы реки Москвы и ее берегов. Вместе с тем, многолетний опыт доказывает, что обеспечение комплексности при разработке и реализации благоустройства набережных реки Москвы не может быть достигнуто только в рамках основной деятельности отдельных органов исполнительной власти города. Принимаемые и реализуемые ими мероприятия носят узко отраслевой, подчас эпизодический характер. Дальнейшее продвижение в этом деле не должно сводиться к простому наращиванию объемов ремонтных и озеленительных работ. При этом необходимо преодоление стереотипа в представлении о комплексном благоустройстве и ландшафтном оформлении как преимущественно декоративной деятельности, направленной на украшение городской среды. В настоящее время уже очевидно, что решение стоящих задач требует комплексного, системного подхода, тем более в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещения акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования. Чтобы верно определить и реализовать мероприятия, по комплексному благоустройству и ландшафтному оформлению набережных с учетом реконструкции и нового строительства, выходящего на реку, помимо отдельных проектов необходима Целевая программа - своеобразный сводный план мероприятий, скоординированный и увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам начала и завершения работ. Программно-целевой метод решения данной проблемы позволит в период 2009-2011 годов оптимально наметить и реализовать конкретные проекты в разрезе административных округов, районов и отдельных набережных. Именно поэтому для решения поставленной в Концепции многоплановой задачи Государственным заказчиком предусматривается привлечь к формированию Целевой программы ряд отраслевых органов исполнительной власти города, а также префектуры административных округов, по территории которых протекает река Москва (раздел 7). Необходимость решения проблемы комплексного благоустройства набережных программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами: - наличием единого и неразрывного объекта обустройства – реки Москвы, требующей естественно единых подходов, скоординированного и комплексного решения существующих проблем; - необходимостью координации действий органов исполнительной власти города в решении проблемных ситуаций, связанных с рекой и ее прибрежными территориями, четкого распределения полномочий и ответственности между органами исполнительной власти за выполнение отдельных мероприятий; - многообразием видов и объемов работ, требующих привлечения значительных инвестиций из различных источников финансирования; - необходимостью выбора оптимальных решений в условиях наличия ограниченных ресурсов и сроков реализации инвестиционных программ; - требованием выбора целевых индикаторов и показателей, позволяющих оценить ход реализации Целевой программы, мониторинга результатов реализации тех или иных мероприятий. Таким образом, именно программно-целевой метод в качестве основы государственного управления комплексным благоустройством и ландшафтным оформлением набережных реки является наиболее предпочтительным инструментом управления, поскольку позволяет существенно повысить эффективность работы всех задействованных в этой проблеме структур. С учетом изложенного использование в 2009-2011 годах программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы. 3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого методаВ предыдущих разделах Концепции отражены основные негативные тенденции и проблемы существующего состояния набережных и акватории реки Москвы. Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом негативные моменты могут еще более усугубиться. Непрограммный подход не может обеспечить системное решение организационных, методологических, технологических, материально-финансовых вопросов реабилитации акватории реки и ее набережных и следовательно, не даст возможности выбора оптимального варианта комплексного благоустройства набережных реки в заявленный трехлетний период. При этом основными недостатками осуществления работ непрограммным методом по-прежнему будут: - организационная разобщенность при проведении различными ведомствами многообразных и разнохарактерных работ капитального строительства и благоустройства на прибрежных территориях; - недостаточная эффективность использования материальных и финансовых средств, направляемых на эти цели; - невозможность формирования единых целевых индикаторов и показателей; - отсутствие эффективных механизмов контроля и мониторинга реализации намеченных мероприятий. Как показывает практика, даже увеличение финансирования работ по строительству и реконструкции на прибрежных территориях в условиях отсутствия программно-целевого подхода не приведет к желаемым результатам. Отказ от использования возможностей программно-целевого метода при решении проблемных ситуаций реки Москвы и ее набережных сделает невозможным достижение необходимых городу результатов. Решение задач, поставленных Правительством Москвы по комплексному благоустройству и ландшафтному оформлению набережных, возможно лишь в рамках Целевой программы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования с широким привлечением средств инвесторов. 4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемыВ Концепции предлагаются различные варианты решения проблемы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы. Первый вариант. Осуществление комплексного благоустройства и ландшафтного оформления прибрежных территорий по всей береговой полосе реки с учетом: - более широкого раскрытия городской застройки на реку Москву; - полного вывода с прибрежных территорий непрофильных промышленных предприятий и складских зон; - освобождения части набережных от автомобильного транспорта и преобразование набережных в пешеходные зоны; - полномасштабного развития инфраструктуры водного транспорта; - существенного развития инфраструктуры природно-рекреационного и туристического комплексов; - сооружения спасательно-оздоровительных комплексов на реке. Это оптимистический вариант, выходящий за временные рамки - три года. Для Целевой среднесрочной программы, рассчитанной на 2009-2011 г.г., этот вариант не реалистичен. В тоже время - это стратегическое направление переустройства набережных реки Москвы.Представляется, что данный вариант может присутствовать в Целевой программе в виде задела работ на следующий период реализации комплексного благоустройства по основным направлениям преобразования набережных, заложенным в Генеральном плане города Москвы. Второй, третий и четвертый варианты Целевой программы определены с учетом градостроительных критериев выбора объектов Целевой программы, изложенных в подразделе 1.7 настоящей Концепции, а также возможностей реализации программы в намеченные три года. Второй вариант. С учетом имеющихся ресурсов, в том числе градостроительной и проектной документации, осуществляется комплексное благоустройство и ландшафтное оформление только набережных, имеющих наиболее острые проблемные ситуации.. Это касается в первую очередь прибрежных территорий Юго-Восточного, Южного, в меньшей степени, Северо-Западного административных округов. Ограниченные благоустроительные работы по уже оборудованным набережным в Центральном, Юго-Западном и Западном административным округам. Третий вариант. С учетом имеющихся ресурсов, в том числе градостроительной и проектной документации, осуществляется комплексное благоустройство и ландшафтное оформление фрагментов набережных так называемых "пусковых комплексов" во всех административных округах, по которым протекает река Москва. Четвертый вариант. Заключается в рациональной комбинации элементов второго и третьего вариантов. Выбор оптимального варианта должен быть осуществлен на стадии разработки Целевой программы при формировании Государственным заказчиком совместно с префектурами административных округов Перечня объектов Целевой программы. При любом варианте решения проблемы в мероприятия Целевой программы необходимо включать разработку градостроительной и проектной документации для обеспечения благоустроительных работ на период, выходящий за сроки реализации Целевой программы. 5. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам5.1. Цели и задачи Целевой программыЦелевая программа разрабатывается в целях определения направлений и способов обеспечения программными методами комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных и других прибрежных территорий реки Москвы, с учетом их функционального назначения, повышения художественной выразительности и ландшафтной организации территории. Для достижения указанной цели, исходя из положений, отраженных в разделе 1 настоящей Концепции, в Целевой программе должна быть решена следующая основная задача: - сформировать в 2007, утвердить в 2008 году для осуществления в 2009 - 2011 гг. программные мероприятия, направленные на комплексное благоустройство и ландшафтное оформление набережных реки Москвы, включающие организационно - методические, проектные, благоустроительные и другие программные действия в разрезе административных округов, районов и набережных, с указанием видов (состава) и объемов работ, источников финансирования, сроков выполнения и исполнителей работ, органов исполнительной власти, ответственных за выполнение мероприятий; Выполнение этой основной задачи базируется на решении взаимосвязанных с ней следующих задач: - определить приоритетные территории для выбора объектов, в том числе первоочередных, с учетом типологических ситуаций, обусловливающих дифференцированный подход к комплексному благоустройству и ландшафтному оформлению набережных; - выявить специфику состава и показателей комплексного благоустройства и ландшафтного оформления различных типов набережных; - предусмотреть мероприятия до 2011 года по благоустройству реки и ее использованию для туристско-рекриационных целей и для развития водного такси в Московском регионе, а также разработку предложений по развитию данных работ на период после 2011 года; - сформировать перечень объектов, в том числе первоочередных объектов и объемов выполняемых работ, направленных на комплексное благоустройство и ландшафтное оформление набережных; - проработать вопрос включения в указанный перечень гидротехнических сооружений, устройств по предотвращению попадания мусора в акваторию реки Москвы, объектов, обслуживающих речные туристские и пассажирские маршруты; - сформировать и осуществить взаимоувязанные по срокам, источникам финансирования и исполнителям, программные мероприятия, предшествующие комплексному благоустройству, направленные на освобождение набережных от свалок и захламлений, от таких сооружений как гаражи, АЗС, на восстановление рельефа и рекультивацию почвы, перенос границ и ограждений участков предприятий, технологически не связанных с акваторией реки, за линию береговой полосы общего пользования ( 20 метров) в соответствии с федеральными и городскими правовыми актами, решениями префектур и управ районов. - разработать предпроектные предложения по первоочередным объектам и объемам выполняемых работ в виде градостроительных, архитектурно-художественных, экологических и других требований к решению вопросов комплексного благоустройства и ландшафтного оформления при проектировании первоочередных объектов. 5.2. Структура Целевой программыРаспоряжением Правительства Москвы от 29.12.2005 г. N 2688-РП "О разработке Целевой среднесрочной программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы" разработка программы предусматривается в два этапа: I этап - разработка предпроектных предложений по первоочередными объектам и объемам выполняемых работ как составной части Целевой программы"; II этап - разработка Целевой программы. Разработка Целевой программы на каждом этапе определяется Технологическим заданием Государственного заказчика. Первый этап Целевой программы. Предпроектные предложения по первоочередным объектам и объемам выполняемых работ должны включать: Пояснительную записку, содержащую обоснование цели, направлений и способов решения следующих задач:. - формирования программных мероприятий, предшествующих комплексному благоустройству набережных и программных мероприятий собственно по комплексному благоустройству и ландшафтному оформлению первоочередных объектов; - требования к проектированию первоочередных объектов, направленные на обеспечение комплексности их благоустройства и ландшафтного оформления и содержащие краткую оценку существующего благоустройства, рекомендуемые показатели его комплексности, градостроительные, архитектурно-художественные, экологические и другие требования к проектным решениям. - Графические материалы в составе: - схемы размещения первоочередных объектов вдоль реки Москвы, в границах административных округов и районов с отражением типов набережных, состояния объектов, рекомендуемых показателей комплексности их благоустройства; - схемы обеспечения первоочередных объектов недостающей градостроительной и проектной документаций; - материалы фотофиксации состояния первоочередных объектов; - материалы визуализации предпроектных предложений по комплексному благоустройству и ландшафтному оформлению первоочередных объектов (на примерах характерных типов набережных). Предпроектные предложения согласовываются с Москомархитектурой, префектурами Центрального административного округа, Северо-Западного административного округа, Западного административного округа, Юго-Западного административного округа, Южного административного округа, Юго-Восточного административного округа, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и Главным управлением МЧС России по г. Москве. Второй этап Целевой программы В соответствии с Порядком разработки, утверждения, финансирования и контроля городских целевых программ в городе Москве Целевая программа в целом будет включать следующие разделы: 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Целевая программа, и оценка сложившейся ситуации. 2. Основные цели программы, оценка социальных, экономических и экологических результатов реализации Целевой программы. 3. Задачи, которые необходимо решить для достижения цели, с указанием сроков и этапов их реализации, индикаторы и показатели, характеризующие поэтапное решение задачи. 4. Перечень мероприятий Целевой программы, которые необходимо реализовать для решения каждой из задач, и конкретный результат, который должен быть получен вследствие реализации этих мероприятий. 5. Обоснование источников и объемов финансового обеспечения Целевой программы. 6. Оценка внешних факторов, которые могут влиять на достижение поставленных целей. 7. Механизм управления программой. Результат Целевой программы будет также включать паспорт городской целевой программы и проект постановления Правительства Москвы об утверждении Целевой среднесрочной программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы на период 2009 – 2011 гг. Целевая программа в целом подлежит утверждению Правительством Москвы в соответствии с установленным порядком. 5.3. Целевые показатели и индикаторы, позволяющие оценить ход реализации Целевой программыВ подразделе 1. 6 Концепции приведены четыре типа набережных в зависимости от природных условий и градостроительных ситуаций их расположения. В соответствии с этим на первом этапе Целевой программы должна быть разработана система показателей комплексного благоустройства и ландшафтного оформления применительно к каждому из четырех типов набережных. При этом ход реализации Целевой программы предполагается оценивать посредством "Индикаторов состояния". Так, например, если на набережной, где предусматривается декоративное озеленение, таковое отсутствует "индикатор состояния" по данной позиции равен "0". При выполнении работ "индикатор состояния" увеличивается: 0.1, 0,2 и т.д. до единицы. И так по каждому виду благоустройства. Комплексность благоустройства также оценивается "индикаторами состояния" путем получения средней величины по конкретным набережным Москвы. 6. Предложения по источникам финансирования Целевой программы.Успешная реализация Целевой программы возможна при условии использования различных источников финансирования, предусмотренных статьями 16, 9.5 и 9.6 "Порядка разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17.01.2006 г. N 33-ПП - федерального бюджета (по объектам федеральной собственности), городского бюджета (по статьям бюджетной классификации), средств организаций и других внебюджетных источников. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, в процессе разработки Целевой программы будут подготовлены проекты соглашений с федеральными органами исполнительной власти и различными организациями для подписания от имени города Москвы. 7. Предложения по участию органов исполнительной власти города Москвы в формировании и реализации целевой программыДля отражения в Целевой программе потребностей и перспектив развития различных отраслей хозяйства г. Москвы в районе набережных и других прибрежных территорий, а также интересов отдельных административных округов, по территории которых протекает река Москва, предлагается участие следующих органов исполнительной власти города в формировании и реализации Целевой программы: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы; Департамент экономической политики и развития г. Москвы; Департамент транспорта и связи г. Москвы; Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции г. Москвы; Департамент природопользования и охраны окружающей среды; Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы; Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы; Комитет рекламы, информации и оформления г. Москвы; Комитет по физической культуре и спорту г. Москвы; Главное управление МЧС России по г. Москве; Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы (МГПСС, ГУП "Берега Москвы"); Префектуры: Центрального, Юго-восточного, Южного, Юго-западного, Западного, Северо-западного административных округов. Возможность такого участия определяется Положениями о данных органах утвержденными Правительством Москвы. 8. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Целевой программы.Как указывалось выше, распоряжением Правительства Москвы от 29.12.2005 г. N 2688-РП Государственным заказчиком Целевой программы определен Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы.
Разработчики Целевой программы.
Предлагаемый Генеральный разработчик Целевой программы - головной институт Москомархитектуры по проектированию комплексного благоустройства и городского дизайна ГУП "Моспроект-3", являющийся Генеральным разработчиком настоящей Концепции. Генеральный разработчик определяет разработчиков-соисполнителей из числа ГУПов системы Москомархитектуры и Архитектурно-планировичных отделов административных округов г. Москвы, других специализированных проектных организаций. Разработка Целевой программы осуществляется на условиях договоров (контрактов), заключаемых государственным заказчиком с Генеральным разработчиком, а также договоров, заключаемых Генеральным разработчиком с другими разработчиками-соисполнителями Целевой программы. 9. Предложения по формам и методам управления реализацией целевой программыВ соответствии с разделом VIII "Порядка", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17.01.2006 г. N 33-ПП управление реализацией Программы возлагается на Государственного заказчика. Государственный заказчик обеспечивает взаимодействие органов исполнительной власти города, а также юридических лиц, участвующих в реализации мероприятий Целевой программы. В соответствии с п. 24 указанного выше "Порядка" в целях эффективного текущего управления реализацией Целевой программы предлагается рассмотреть целесообразность внесения в Правительство Москвы в установленном порядке предложения о создании Дирекции Целевой программы. В целях эффективного и действенного контроля за реализацией Целевой программы Государственный заказчик осуществляет мониторинг, предусматривающий: - сбор и анализ сведений о ходе реализации мероприятий Целевой программы; - оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий; - информацию о целевом использовании и объемах средств бюджета г. Москвы, а также средств, привлеченных из внебюджетных источников; - подготовку отчетов в Департамент экономической политики и развития города (два раза в год) о ходе выполнения программных мероприятий. Приложениек Концепции Целевой программы Перечень правовых актов Российской федерации и города Москвы, научно-методических документов и других материалов, использованных при подготовке Концепции Целевой программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы
|