Постановление Правительства Москвы от 29 мая 2007 г. N 427-ПП Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению системы управления окружающей средой на лакокрасочных предприятиях города Москвы Реализация системного подхода к управлению охраной окружающей среды на предприятиях и внедрение системы экологического менеджмента направлены на достижение предприятиями определенного уровня экологической эффективности, который позволит свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду и повысит ответственность за ее качество. В целях обеспечения необходимых мер для создания и внедрения системы управления окружающей средой на лакокрасочных предприятиях города Москвы, во исполнение распоряжения Правительства Москвы от 20 мая 2005 г. N 867-РП "О мероприятиях, направленных на снижение негативного воздействия лакокрасочных материалов на окружающую среду" Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Методические рекомендации по внедрению системы управления окружающей средой на лакокрасочных предприятиях города Москвы (далее - Методические рекомендации) согласно приложению. 2. Рекомендовать организациям (предприятиям), осуществляющим производство и использование лакокрасочных материалов, использовать настоящие Методические рекомендации. 3. Принять к сведению готовность АНО "Московский экологический регистр" (далее - АНО "МЭР") - центрального органа системы добровольной сертификации оказывать консультационные услуги предприятиям, осуществляющим производство и использование лакокрасочных материалов. 4. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы при участии АНО "МЭР" обеспечивать консультационную помощь предприятиям, осуществляющим производство и использование лакокрасочных материалов по внедрению системы управления окружающей средой. 5. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы в месячный срок разместить настоящее постановление на официальном интернет-сайте и провести информирование предприятий через имеющиеся медиаресурсы. 6. Настоящее постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы. 7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
Мэр Москвы Ю.М. Лужков Приложение Методические рекомендации по внедрению системы управления окружающей средой на лакокрасочных предприятиях города Москвы
1. ВведениеМетодические рекомендации предназначены для: - организации, производящих и потребляющих лакокрасочные материалы, создания и внедрения СУОС (далее предприятия); - научных работников, осуществляющих разработку и внедрение лакокрасочных материалов. Создание СУОС целесообразно начинать с экологического аудита деятельности предприятия с целью получения необходимых исходных данных, их обобщения и анализа. Зафиксированное на начальном этапе создания СУОС исходное (базовое) экологическое состояние дает предприятию возможность в дальнейшем отслеживать динамику его изменения во времени. Предварительное оценивание воздействия деятельности организации на окружающую среду необходимо для получения полного, систематизированного представления о характере и величине этого воздействия и должно охватывать четыре ключевые области: - соблюдения требования законодательных и нормативных документов; - идентификации важных экологических аспектов; - изучения всех существующих методов и процедур, используемых в осуществлении природоохранной деятельности; - оценки информации, поступившей по обратной связи после исследования предшествующих событий, связанных с воздействиями на окружающую среду. Во всех случаях следует уделять внимание нормальным и аномальным рабочим процессам в рамках предприятия, а также потенциальным аварийным условиям и возможности реагирования на них. Результаты первоначальной оценки воздействия на окружающую среду документально оформляются. В общем случае порядок организации и проведения предварительного оценивания предусматривает выполнение следующих работ: - создание аналитической группы для выполнения работ; - назначение специального представителя руководства предприятия по СУОС; - определение перечня проблем, подлежащих изучению (например, снижение выбросов летучих органических соединений (ЛОС) при производстве и применении лакокрасочных материалов (ЛКМ), переработка и повторное использование отходов производства); - определение методов и инструментов, посредством которых должно проводиться изучение проблем; - составление планов работ и их выполнение; - документированное оформление результатов предварительного оценивания; - доведение результатов оценивания до заинтересованных лиц. Аналитическую группу целесообразно создавать из специалистов экологической службы с привлечением компетентных специалистов других подразделений. Аналитическая группа должна возглавляться специальным представителем руководства предприятия, который имеет полномочия для того, чтобы: - гарантировать, что требования СУОС выполняются на уровне, соответствующем ИСО 14001; - представлять отчеты о функционировании СУОС руководству предприятия для анализа и совершенствования системы экологического менеджмента. Специальный представитель, члены аналитической группы назначаются приказом (приказами) руководителя предприятия и обеспечивается ресурсами, позволяющими провести работы в соответствии с ИСО 14001. Разработка и внедрение СУОС может проводиться специалистами предприятия, прошедшими обучение, или специалистами других организаций. Перечень вопросов, подлежащих изучению в процессе оценивания текущего состояния деятельности предприятий, связанных с производством лакокрасочных материалов: - анализ местоположения предприятия с позиций воздействия его деятельности на окружающую среду. Например, близость к жилой застройке, местам природной или культурной значимости, сельскохозяйственным угодьям; расположение розы ветров, топография, гидрология, география и история местности; - выбор и систематизация природоохранных законодательных актов и нормативных документов, обязательных для применения на предприятии; - определение экологических аспектов и оценка воздействия предприятия на окружающую среду (источники воздействия, фактические экологические характеристики деятельности предприятия); - анализ существующих, используемых в практике природоохранной деятельности, методов и процедур; - анализ мнений различных сторон, заинтересованных в природоохранной деятельности предприятия. Результаты оценивания документируются в форме отчета, в заключительной части которого приводятся основные выводы и рекомендации. Форма отчета по деятельности предприятия по производству ЛКМ на окружающую среду приведен в приложении 1. Отчет доводится до сведения руководителя предприятия, членов Координационного совета. Для предприятий, занятых производством лакокрасочных материалов, характерно косвенное воздействие на окружающую среду, которое проявляется и при использовании ЛКМ. Аналитической группой разрабатывается Положение об аудиторской группе, которое утверждается руководителем предприятия. В Положении рекомендуется отразить необходимые мероприятия, порядок их выполнения, ответственных лиц, осуществляющих контроль, вопросы информирования руководства предприятия, документально оформляется процедура проведения периодического оценивания воздействий деятельности предприятия по производству ЛКМ на окружающую среду и эффективности использования им природных ресурсов. По результатам первичной оценки, в дальнейшем определяются полномочия и круг обязанностей представителя руководства предприятия по СУОС на этапе разработки системы и обязанности персонала. С этой целью полезно использовать практику издания руководством предприятия необходимых приказов и распоряжений. Представляется также целесообразным разработать блок-схемы основных производственных процессов конкретного предприятия, оказывающих воздействие на окружающую среду, которые можно использовать в обучении персонала. 2. Экологическая политикаЭкологическая политика провозглашает намерения руководства в отношении взаимодействия с окружающей средой и является основой для выработки целей ее текущего и долговременного развития в СУОС. Экологическая политика устанавливается с учетом общего направления хозяйственной деятельности, экологических аспектов, состояния окружающей среды, требований законодательных и других нормативных и правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия в области охраны окружающей среды. Ответственным за формирование экологической политики и внедрение политики, своевременную актуализацию является руководитель предприятия. Определяя экологическую политику, руководитель предприятия должен обеспечить, чтобы политика: - учитывала специфику предприятия; - соответствовала характеру, масштабу воздействия на окружающую среду деятельности предприятия, его продукции и услуг; - включала обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения; - включала обязательство в отношении соответствия природоохранному законодательству, регламентам и другим требованиям; - предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа; - документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всего персонала; - была доступна для общественности. При формировании экологической политики предприятия по производству ЛКМ необходимо учитывать следующее: - цели и направления деятельности организации; - соответствие руководящим документам по охране окружающей среды, требованиям законодательных, нормативных актов, за соблюдение которых предприятие несет ответственность; - мнения заинтересованных сторон; - предотвращение аварийных загрязнений окружающей среды; - согласованность с другими аспектами административной политики предприятия, например, в области качества, охраны здоровья и обеспечения безопасности персонала; - специфические местные и региональные условия. При разработке экологической политики целесообразно: - оценить благоприятные возможности предприятия по охране окружающей среды; - оценить риски при решении задач в области охраны окружающей среды; - использовать реестр экологических аспектов и их воздействий на окружающую среду; - определить пути решения проблем, связанных с охраной окружающей среды. Как документ экологическая политика формируется в виде простого, ясного заявления (декларации). Объем документа, как правило, не более одной страницы. Он подписывается руководителем предприятия с обязательным указанием даты подписи. Экологическая политика вводится в действие приказом, который доводится до сведения руководителей подразделений и служб. Причинами пересмотра экологической политики могут быть различные объективные обстоятельства - изменения в законодательстве, изменения в экологической ситуации в районе расположения предприятия и др., в результате которых заявленные в политике обязательства не могут быть реализованы или когда они недостаточно эффективны. Основным средством реализации экологической политики предприятия служит система экологического менеджмента. Вариант экологической политики предприятия по производству лакокрасочных материалов представлен в приложении 2. 3. Требования законодательных и нормативных документовВсе требования законодательных актов и других нормативных документов, связаных с экологическими аспектами, вносятся разработчиками в руководящие документы предприятия (СТП, регламенты и др.). Идентифицированные документы включаются в Реестр природоохранных документов (далее - Реестр). Весь формируемый фонд документов целесообразно систематизировать по определенному признаку, например, группы (виды) воздействий на окружающую среду экологических аспектов предприятия. Вариант формы Реестра природоохранных документов представлен в приложении 3. Реестр разрабатывает экологическая служба предприятия на основе информации, представляемой юридической службой (например, с помощью системы "Гарант" и перечня природоохранных документов местного надзорного органа). 4. Экологические аспекты, оценка их воздействий на окружающую средуС целью проведения оценки воздействий экологических аспектов (далее - ЭА) на окружающую среду в Реестр необходимо включить количественные значения показателей этих воздействий. При разработке Реестра ЭА целесообразно рассматривать деятельность предприятия как процесс, имеющий свои входы (входные потоки) и выходы (выходные потоки). Анализируя воздействие на окружающую среду ЭА производства ЛКМ, необходимо учитывать специфику, масштабы и условия производства конкретного предприятия. Схематично условия функционирования предприятия по производству ЛКМ с его входами и выходами показаны на рисунках 1, 2. При идентификации ЭА необходимо оценивать косвенное воздействие производимых ЛКМ на окружающую среду в процессе их применения потребителями. Схематично процесс применения ЛКМ потребителями с точки зрения воздействия на окружающую среду показан на рисунке 3. Как показано на рисунках 1, 2, 3 входные потоки поступают на предприятие извне и представляют собой потоки различных ресурсов, необходимых для производства ЛКМ или оказания услуг с их применением. Исключение могут представлять потоки повторной деятельности, например, использование отходов производства. Выходные потоки - это выходящие из предприятий потоки продукции, отходов производства, выбросов и сбросов.
Рис. 1. Схема функционирования предприятия по производству органорастворимых ЛКМ
Рис. 2. Схема функционирования предприятия по производству водно-дисперсионных ЛКМ
Рис. 3. Схема функционирования процесса потребления ЛКМ на предприятиях-потребителях ЛКМ Построение схемы процесса функционирования конкретного предприятия может рассматриваться как первая стадия идентификации экологических аспектов и их воздействий. Второй стадией этой работы является определение границ СУОС, т.е. видов деятельности, продукции и услуг предприятия, которые включаются в рамки распространения действия СУОС. Результатом работы на данной стадии является формирование полных перечней видов деятельности, детализированных до уровня отдельных производственных операций и видов предоставляемых услуг. Третья стадия предусматривает выявление экологических аспектов по каждому виду деятельности, продукции и услуг, включенному в составленные перечни. При этом можно использовать рассмотренный метод анализа входных потоков, когда объектом анализа выступает не предприятие в целом, а отдельный вид деятельности (процесс), продукция или услуга. Каждый экологический аспект может быть связан с одним или несколькими видами воздействий на окружающую среду. Примеры ЭА производства и применения ЛКМ приведены в таблицах 1, 2. Разработка Реестра ЭА, характеризуемых соответствующими количественными показателями, осуществляется в четыре этапа: 1. Детализируется деятельность предприятия по видам. 2. Производится идентификация ЭА предприятия, как элементов его деятельности, которые взаимодействуют или могут взаимодействовать с окружающей средой (детализация видов деятельности). 3. Определяются воздействия на окружающую среду ЭА, выявленных на этапе 2. 4. Определяются количественные показатели воздействий ЭА на окружающую среду. Реестр может быть оформлен в виде таблиц по разделам отдельно для каждого вида воздействия на компоненты окружающей среды. Таблицы ЭА, включаемые в Реестр целесообразно строить в электронной форме, т.к. в дальнейшем его следует актуализировать, периодически вносить в него изменения и дополнения, связанные с изменениями в воздействиях на окружающую среду. Экологические аспекты производства лакокрасочных материалов
Экологические аспекты применения лакокрасочных материалов
Количественные параметры - показатели воздействий на окружающую среду могут быть получены путем выполнения непосредственных измерений количества каждого из загрязняющих веществ. В качестве основных источников исходных данных для выявления экологических аспектов и количественных характеристик их воздействий на ОС могут быть: 1. Результаты инвентаризации источников выбросов в атмосферный воздух. 2. Данные экологического паспорта природопользователя. 3. Данные государственной статистической отчетности организации (формы - 2 ТП). 4. Сведения о соблюдении требований по охране атмосферного воздуха от загрязнений. 5. Сведения о соблюдении требований по использованию и охране водных ресурсов от загрязнений. 6. Сведения о соблюдении требований по обращению с отходами. 7. Сведения о внесении платежей за загрязнение окружающей среды в Федеральный бюджет и Целевой бюджетный территориальный экологический фонд. 8. Результаты контроля за содержанием вредных веществ в выбросах, сбросах и за работой очистных сооружений, выполняемого имеющимися на предприятиях или привлекаемыми на договорной основе аккредитованными лабораториями. 9. Наличие сооружений, систем и средств очистки с необходимой документацией на них. 10. Наличие плана мероприятий по предотвращению возможных аварийных и залповых выбросов (в технологических регламентах, инструкциях). 11. Результаты обследований предприятия (территории), проводимые в различных целях. 12. Данные результатов контроля и мониторинга параметров качества окружающей среды - воздуха, воды, почвогрунтов в зоне ответственности организации, включая границы этой зоны. 13. Данные аналитического контроля за сбрасываемыми очищенными сточными водами. 14. Параметры, заложенные в разрешениях природоохранных органов на выбросы в атмосферный воздух, сбросы очищенных сточных вод, нормативы образования отходов. 15. Степень соответствия деятельности предприятия нормативам и разрешениям природоохранных органов. 16. Потребление энергии (электрической, тепловой и т.д.) на единицу продукции. 17. Потребление питьевой и технической воды. 18. Инвестиции в охрану окружающей среды. 19. Мнения заинтересованных сторон. В таблице 3 приведен вариант системы кодирования экологических аспектов. Таблица 3 Вариант системы кодирования экологических аспектов
В каждой из указанных в таблице группе установлены конкретные ЭА. Результаты идентификации ЭА заносятся в Реестр ЭА и их показателей. В приложении 4 приведен вариант формы "Реестр экологических аспектов и их показателей" для регистрации по видам воздействий. Разработанный Реестр является базой для выявления ЭА наиболее важных по степени их воздействия на окружающую среду. В качестве критериев при оценке важности ЭА часто используют числовые значения показателей воздействия на окружающую среду. При идентификации важных ЭА можно установить следующие степени воздействия, которые ранжируются по количественным характеристикам показателей воздействий: - низкая степень; - средняя степень; - высокая степень. В этом варианте идентификации экологические аспекты относятся к важным, если степень их воздействия на окружающую среду оценивается как высокая. Порядок определения важности ЭА процесса промывки оборудования при производстве и применении ЛКМ приведен в таблице 4. Ранжирование показателей ЭА осуществляется по данным Реестра ЭА, полученным в результате экологического контроля. Для оценки ЭА деятельности предприятия применяется метод, получивший название "ABC-анализ". Метод базируется на экспертных оценках и применяется для ранжирования ЭА по степени их важности, используется для оценки воздействий на окружающую среду всего предприятия, отдельных производственных и технологических процессов, операций или деятельности производственных подразделений. Оценка производится по трем обобщенным показателям - А, В и С. Характеристики каждого показателя приведены в таблице. Выбор показателей и их числовых значений определяются экспертным путем. Эти значения соответствуют буквенным обозначениям - показателю А соответствует 10; В - 5 и С - 1. Полученные этим способом показатели перемножаются и дают количественное значение совокупной оценки, по величине которой можно судить о важности экологического аспекта по степени его воздействия на окружающую среду. На основе Реестра важных ЭА устанавливают целевые экологические показатели. Поэтому целесообразно, чтобы метод идентификации важных ЭА позволял оценивать их значимость с учетом числовых показателей, надежность которых определяется возможностью измерения. По результатам идентификации разрабатывается Реестр важных ЭА, в который заносятся показатели их воздействий.
Порядок определения важности экологических аспектов процесса промывки оборудования при производстве и применении ЛКМ
*
5. Планирование, целевые показателиЭлементы СУОС, связанные с планированием, включают: - идентификацию экологических аспектов и оценку воздействий на окружающую среду; - требования законодательных актов; - экологическую политику; - внутренние критерии экологической эффективности; - целевые и плановые экологические показатели; - планы действий, связанные с охраной окружающей среды и программы. Экологические цели устанавливаются обычно на период от одного года до нескольких лет, а на более короткий срок - оперативные цели, достижение которых должно осуществляться незамедлительно. Потребность в постановке таких целей возникает в чрезвычайных (аварийных) ситуациях. Руководство предприятия проводит анализ состояния воздействий на окружающую среду через запланированные интервалы времени для обеспечения соответствия деятельности предприятия природоохранным требованиям. Для реализации экологической политики предприятие устанавливает целевые экологические показатели. В концепции стандартов ИСО серии 14000 целевые экологические показатели выступают в виде целей (целевых установок), т.е. того, что предлагается достигнуть. Для целевых показателей устанавливаются измеряемые характеристики, количественным выражением которых следует считать предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты; временно согласованные выбросы и сбросы ЗВ в атмосферу и в водные объекты; лимиты образования и размещения отходов; количество повторно использованного замывочного растворителя (% к общему количеству); расход воды для обеспечения работ по окрашиванию изделий; удельное образование отходов (на тонну использованных ЛКМ). Достижение целевых экологических показателей могут определять следующие величины: - количество использованных материалов, ресурсов; - количество выбросов ЗВ; - количество отклонений в сторону превышения установленных пределов, экологических аварий; - утилизированные отходы в %; - количество специфических загрязняющих веществ; - капиталовложения в охрану ОС; - изменение количества отходов, загрязнителей по отношению к капиталовложениям в чистые технологии и совершенствование производства; - количество выбрасываемого загрязнителя на единицу торгового оборота; - количество выбросов, исключенных путем замены материала. Разработанный Реестр важных ЭА обосновывает цели и целевые экологические показатели. Имея Реестр важных ЭА, предприятие выбирает показатели, на которые оно предположительно может влиять. Имея полную информацию об ЭА и их воздействиях на окружающую среду, предприятие обоснованно устанавливает свои целевые экологические показатели, достижение которых позволит в данный период времени получить максимальные результаты при минимальных затратах. Установленные целевые экологические показатели (цели) необходимо оформить в виде самостоятельного документа, утвержденного руководителем предприятия. Вариант формы документа представлен в приложении 5. Документально оформленные целевые показатели являются общими показателями экологической эффективности, взаимосвязанными с обязательствами экологической политики. После установления целевых показателей для достижения их в заданные сроки, устанавливаются плановые экологические показатели, которые должны быть конкретными и измеряемыми. Схематично процесс обоснования целевых и плановых экологических показателей (целей и задач) в СУОС в их взаимосвязи с экологической политикой показан на рисунке 4. Целевые экологические показатели (экологические цели формулируются руководителем экологической службы предприятия, рассматриваются специальным представителем руководства и выносятся на обсуждение. Координационного Совета предприятия. Решение Координационного Совета о принятии целевых экологических показателей оформляется протоколом и утверждается руководителем предприятия.
Рис. 4. Процесс обоснования целевых я плановых экологических показателей Числовые значения целевых и плановых экологических показателей представляют собой измеряемые характеристики экологической эффективности СУОС. Это означает, что они выступают в роли критериев экологической эффективности. В рамках общего планирования своей деятельности на предприятии разрабатывается программа экологического менеджмента, направленная на достижение всех своих целевых экологических показателей. В программе отражаются распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей, привлекаемые для их достижения ресурсы и сроки, в которые они должны быть достигнуты, описывается, каким образом будут достигнуты целевые и плановые экологические показатели предприятия. Вариант формы программы экологического менеджмента представлен в таблице 5. Программа СУОС (вариант формы)
Программа экологического менеджмента детализируется в отдельных планах мероприятий, направленных на реализацию экологической политики. Наиболее важным является план достижения целевых экологических показателей, вариант формы которого приведен в таблице 6. Таблица 6 План достижения целевых экологических показателей (вариант формы)
6. Структура СУОСПри внедрении СУОС разрабатывается и устанавливается структура построения системы с распределением ответственности. Вариант общей структуры построения СУОС предприятия представлен на рисунке 5. Вариант общей структуры построения СУОС предприятия
Рис. 5. Схема общей структуры построения СУОС СУОС включает в себя документированные внутренние процедуры взаимоотношений, обязанности, права и ответственность высшего руководства, руководителей и персонала структурных подразделений за разработку и поддержание в рабочем состоянии СУОС, повышение эффективности деятельности предприятия по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Фрагмент варианта матрицы распределения ответственности и взаимодействия персонала на предприятии в качестве варианта документа представлен в приложении 6. 7. Обучение руководящего составаПринимая решение о создании на предприятии СУОС, руководство предприятия организует предварительное обучение руководящего состава и руководителей среднего звена. К проведению занятий в ходе предварительного обучения привлекаются специалисты консалтинговой организации или прошедшие специальное обучение специалисты предприятия. В дальнейшем занятия с персоналом предприятия могут быть проведены руководителями подразделений. Контроль за выполнением плана повышения квалификации и обучения персонала осуществляется службой кадров предприятия. Документы о повышении квалификации и обучения регистрируются в Журнале учета обучения и повышения квалификации. 8. Документация системы управления окружающей средойФункционирование СУОС должно быть документально оформлено. Предприятие определяет различные виды документов, которые эффективным образом устанавливают и описывают процессы функционирования и контроля системы, а также процедуры управления операциями. Каждый документ СУОС имеет соответствующее наименование, условное обозначение и код, позволяющий установить его принадлежность к определенному элементу (части) системы. Все документы актуализируются, т.е. в них необходимо своевременно отражать все изменения в стандартах ИСО серии 14000, а также изменения, связанные с условиями функционирования СУОС предприятия (например, с изменениями в законодательстве и др.). Предприятиям, внедряющим СУОС, рекомендуется разработать Руководство по экологическому менеджменту. Руководство по экологическому менеджменту представляет собой нормативно-методический документ, определяющий методическую базу для проведения работ по обеспечению экологической безопасности и экологическому менеджменту. Основные процедуры СУОС устанавливаются в самостоятельных документах. Допускается оформлять отдельные процедуры в Руководстве по экологическому менеджменту предприятия. В качестве примера предлагается следующий вариант структуры Руководства по СУОС: 1. Общая характеристика предприятия, включая: - наименование; - форму собственности; - реквизиты предприятия; - область деятельности; - вид и годовой объем выпускаемой продукции; - потребляемые сырьевые материалы (состав, количество); - используемые комплектующие; - годовое потребление электроэнергии, топливных ресурсов и др.; - структуру организации. 2. Экологические аспекты деятельности предприятия: а) производственной деятельности: - состав и объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (желательно удельные величины, например, на единицу продукции); - состав примесей и объем очищенных сточных вод; - состав и объем твердых отходов, другие вопросы управления отходами; - характеристики физических воздействий; - возможные источники пожаро- и взрывоопасности; - возможные производственные аварии, характер и уровень их воздействия на окружающую среду. б) выпускаемой продукции: - качественные и количественные характеристики воздействия на окружающую среду на стадиях жизненного цикла (производство, поставка, транспортирование, хранение, применение и утилизация). 3. Исторические данные по территории размещения промышленной площадки. Климатические и географические показатели места размещения предприятия. Границы санитарно-защитной зоны и т.п. 4. Фоновое состояние окружающей среды, включая оценку воздействия соседних предприятий. Близость жилой застройки. Наличие охраняемых природных территорий в районе расположения предприятия. 5. Обеспечение выполнения требований к СУОС. Этот раздел оформляется в соответствии со структурой раздела 4 ГОСТ Р ИСО 14001. 6. Управление Руководством по СУОС и определение рассылки. 7. Приложения. Этот раздел может включать текст экологической политики предприятия, перечень руководящих документов с указанием их соответствия стандарту, структуру предприятия и структуру СУОС. Вся документация СУОС условно подразделяется на внутреннюю и внешнюю. К внутренней документации относятся документы, разрабатываемые в СУОС. К внешней документации СУОС относятся: - природоохранные законодательные акты и другие нормативные документы, связанные с природоохранной деятельностью и рациональным использованием природных ресурсов; - стандарты ИСО серии 14000; - общие и специальные технические регламенты; - национальные стандарты, связанные с природоохранной деятельностью; - разрешения, предписания, распоряжения и т.п. надзорных органов; - документы методического характера; - обращения других заинтересованных сторон. Разработанная документация может изменять свои форму и содержание, а также количество документированных процедур. 9. Управление документациейОтветственность за координацию работ по управлению документацией несет специальный представитель руководства по СУОС. Ответственность за управление документацией в подразделениях несут лица, назначенные руководителем приказом по предприятию. Ответственность и взаимодействие при управлении документацией предприятия устанавливаются в одном из руководящих документов, для наглядности могут быть оформлены в виде матрицы. Вариант показан в таблице 6. Процедуры разработки и управления документацией устанавливаются для каждого вида документов: - экологическая политика предприятия; - Руководство по экологическому менеджменту; - Руководящие документы предприятия (СТП, документированные процедуры и др.); - внешние и внутренние распорядительные документы; - нормативная и техническая документация; - инструкции (производственные, должностные, по охране труда и т.п.); - положения о структурных подразделениях.
Матрица распределения ответственности и взаимодействия при управлении документацией
О - отвечает; В - выполняет; У - участвует; И - информируется
В обобщенном виде процедура разработки документов СУОС представлена рисунке 6.
Порядок разработки документа СУОС
Рис. 6. Процедура разработки документов СУОС Разработка документации СУОС производится в соответствии с планами и графиками выполнения работ на основании распоряжений и приказов руководства ответственными лицами в установленные сроки. Предварительно проводится сбор, обобщение и анализ материалов, необходимых для разработки документа. К таким материалам следует отнести: нормативные и законодательные акты, технологические регламенты, стандарты, аналогичные документы других предприятий и организаций данной отрасли, имеющих внедренные СУОС. Согласование документа по вопросам распределения ответственности и взаимодействия в выполнении той или иной процедуры производится разработчиком с руководителями заинтересованных подразделений и служб. Документы утверждаются руководителем предприятия или другими ответственными лицами в зависимости от статуса документа. Каждый разработанный документ регистрируется в соответствующем перечне, разрабатываемом по каждому виду документации, например, по стандартам предприятия. Пример формы перечня документов, действующих в организации приведен в приложении 7. Идентификация документации осуществляется путем указания номера экземпляра на титульном или первом листе документа, а также надписью (штампом) "Контрольный" на подлиннике документа, полученном от разработчика. Изъятие устаревших (отмененных) документов обеспечивается путем предоставления последних ответственному за управление документацией. Документация, предназначенная для изъятия, уничтожается ответственным за управление отдельными видами документов. "Контрольный" экземпляр, оставленный для юридических или справочных целей, идентифицируется надписью "Аннулирован". Процедуры управления различными видами документации строятся на общих принципах, установленных в Руководстве по экологическому менеджменту предприятия в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001, и конкретизируются в соответствии с их спецификой для каждого вида документации. Процедура управления внешними документами в основном соответствует управлению внутренними документами, но имеет некоторую специфику, определяемую происхождением этих документов и их видом. Получаемые стандарты копируются в необходимом количестве экземпляров, маркируются штампом "Учтенный экземпляр N _______" с указанием номера копии и выдаются подразделениям под расписку в журнале регистрации. Экземпляры стандартов, маркированные штампом "Контрольный экземпляр", помещают в специальные папки. При получении информации об изменениях в стандартах представитель экологической службы в 5-дневный срок изымает из обращения все учтенные копии документов, проводит изменения и возвращает их пользователям. Внесение изменений в стандарты до получения новой версии может производиться путем вклейки извещения об изменении в документ или на отдельный лист, прилагаемый к документу. Все изменения, внесенные в стандарты, регистрируются в специальном журнале. Формы Извещений об изменении и Журнала учета изменений представлены в приложениях 8, 9. Внешние документы методического характера включают методические рекомендации, инструкции и методики, относящиеся к различным аспектам природоохранной деятельности и разрабатываемые различными государственными органами, ответственными за охрану окружающей среды. Регистрацию, формирование фонда и обеспечение методическими документами всех заинтересованных в них подразделений осуществляет экологическая служба предприятия. Ответственность за управление внешней документацией на предприятии в целом возлагается на специального представителя, в подразделениях - на их руководителей. Процедуры управления внешними и внутренними распорядительными документами устанавливает ответственность, например, секретаря или делопроизводителя за учет, хранение, рассылку и контроль сроков исполнения. Все приказы и распоряжения регистрируются в Журнале приказов и распоряжений секретарем или делопроизводителем. Вариант формы такого журнала представлен в приложении 10. Копии внутренних распорядительных документов регистрируются в Журнале входящей информации и хранятся в подразделениях, где работают лица, назначенные руководителем предприятия для их исполнения (приложение 11). Планы, графики, программы, предусматривающие взаимодействие структурных подразделений, перечни документации разрабатываются и согласовываются руководителями, на которых возложена ответственность за подготовку данных документов, утверждаются руководителем предприятия. Ответственный за управление документацией в подразделении-разработчике делает копии документов, необходимые для обеспечения всех подразделений, которым поручено выполнение пунктов планов, графиков, программ. Каждому экземпляру документа ответственный за управление документацией присваивает свой номер. Он же направляет учтенные экземпляры вместе с листом регистрации изменений руководителям служб и подразделений предприятия согласно ведомости рассылки. Обеспечение персонала подразделений нормативной и технической документацией осуществляется по заявкам подразделений. Вариант формы заявки на документацию показан в приложении 12. Результаты проверки регистрируются в Журнале проверки документации, вариант формы такого журнала приведен в приложении 13. Места хранения основных документов указаны в таблице 7. Таблица 7 Места расположения основных документов СУОС
10. Мониторинг и измеренияОрганизация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения характеристик видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Процедуры регулярного мониторинга и измерений основных характеристик операций и видов деятельности, оказывающих значительное воздействие на ОС, включают: - мониторинг информации, поученной в процессе осуществления производственного экологического контроля природоохранной деятельности организации; - мониторинг и измерение количественного содержания загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду при выполнении основных операций и вспомогательных процессов, путем проведения систематического производственного эколого-аналитического контроля источников загрязняющих веществ. Важным аспектом обеспечения выполнения процедур мониторинга и измерений является деятельность по управлению контрольным, измерительным и вспомогательным оборудованием, которая регламентируется законом РФ "Об обеспечении единства измерений". На предприятии должен быть разработан Сводный перечень контрольного, измерительного и вспомогательного оборудования. Целью такого управления является обеспечение установленных в нормативной и технической документации норм точности результатов контроля и измерений. 11. Зарегистрированные данные (записи). Управление зарегистрированными данными (записями)На предприятии устанавливаются и поддерживаются в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде, включающие сведения об обучении, результатах аудитов и проведенных анализов. Зарегистрированные данные носят фактологический характер, не подлежат изменениям и должны охватывать: - информацию о применяемых на предприятии природоохранных законодательных актах или других требованиях; - записи о жалобах, обращениях и последующих действиях; - информацию о процессах, осуществляемых на предприятии; - протоколы поверок, проверок, а также технического состояния, обслуживания оборудования, приборов, машин и механизмов; - информацию о подготовленности к аварийным ситуациям и реагированию на них; - разрешения, нормативы, лимиты и т.п., выдаваемые природоохранными органами; - реестры экологических аспектов и показателей их воздействий на окружающую среду; - информацию по экологической подготовке, обучению и повышению квалификации персонала; - данные мониторинга состояния окружающей среды в районе расположения предприятия; - подробности, касающиеся несоответствий: происшествия, случайности и реагирование на них; - данные о составе и характеристиках продукции, поставщиках и подрядчиках; - результаты аудитов и анализа СУОС со стороны руководства. Ответственность за управление регистрацией данных СУОС несет специальный представитель руководства. Ответственность за своевременность и регулярность сбора данных системы несут руководители подразделений, которые являются источниками получения данных. Все документы, содержащие зарегистрированные данные, целесообразно свести в единый Перечень по установленной форме. Вариант формы Перечня данных СЭМ представлен в приложении 14. Ответственность за ведение Перечня зарегистрированных данных несет руководитель экологической службы. Ответственность за учет, хранение и регистрацию, ведение Перечня данных в подразделениях несут назначенные приказом по предприятию ответственные за управление документацией в подразделениях. Идентификация зарегистрированных данных обеспечивается наименованием, номером, датой заполнения, подписями заполнивших и утвердивших их лиц. Изъятие из обращения и уничтожение устаревших зарегистрированных данных осуществляется ответственными за управление документацией на основании установленных сроков хранения данных, адресов направления их в подразделения и количества экземпляров, указанных в Перечне зарегистрированных данных СУОС. 12. Аудит системы управления окружающей средойОрганизация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии программу и процедуры периодических аудитов системы экологического менеджмента. Аудит - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита. Критерии аудита - совокупность экологической политики, процедур или требований. Критерии аудита используют для сопоставления с ними свидетельств аудита. Например, сопоставления установленных в разрешениях нормативов природопользования с фактическими данными, или сопоставления значений достигнутых целевых экологических показателей с запланированными. Внутренний аудит проводится обычно самой организацией (или от ее имени) для внутренних целей и может служить основанием для самооценки и декларации о соответствии. Аудит СУОС заключается в проверке и получении непредвзятых свидетельств деятельности в системе, ее результативности с тем, чтобы определить и зафиксировать степень соответствия установленным требованиям. Основные задачи аудиторских проверок СУОС: - подтверждение соответствия требованиям внутренних документов системы и ГОСТ Р ИСО 14001; - подтверждение соответствия фактических экологических показателей целевым и плановым; - подтверждение соблюдения экологических нормативов и норм; - проведение анализа обнаруженных несоответствий; - подтверждение устранения обнаруженных несоответствий и выполнение корректирующих действий; - определение рисков, связанных с несоблюдением установленных требований; - выявление возможностей для улучшений. Предприятие, создающее СУОС, формирует службу внутреннего аудита. Деятельность службы внутреннего аудита эффективна при условии, если ее результаты будут способствовать непрерывному улучшению и как следствие этого - улучшению природоохранной деятельности. Внутренний аудит строится на ряде организационных принципов: единообразие, системность, документированность, предупредительность, регулярность, независимость и открытость. Деятельность службы внутреннего аудита осуществляется на плановой основе. Организационной базой служит программа аудита - совокупность нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени, например, на год, и направленных на достижение конкретной цели. Программа аудита включает деятельность, необходимую для планирования, организации и проведения аудита. Вариант формы годовой программы внутренних аудитов представлен в приложении 15. Вариант аудиторской проверки планируется на основе годовой программы аудита. Вариант формы плана представлен в приложении 16. Выявленные в ходе аудита несоответствия фиксируются в протоколах регистрации несоответствий, которые являются приложениями к отчету по внутреннему аудиту (варианты форм протокола регистрации несоответствий и отчета представлены в приложениях 17, 18). 13. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на нихПодготовленность к аварийным ситуациям, реагированию на них играет большую роль в эффективности функционирования СУОС и обеспечивается определением (идентификацией) потенциально опасных объектов, процессов, операций, рабочих участков и т.п. Для каждого из идентифицированных объектов должны быть определены возможные причины, масштабы и сценарии развития прогнозируемых аварий, а также планы мероприятий, процедуры действий по реагированию на них. Цель таких документов - обеспечение соответствующей реакции на неожиданные и случайные ситуации. Руководители подразделений разрабатывают планы по предотвращению аварийных ситуаций, ликвидации их последствий. Используемые при этом соответствующие методы контроля и управления операциями должны учитывать: - аварийные выбросы в атмосферный воздух; - аварийные сбросы в воду и почву; - эффекты воздействия аварий на окружающую среду и экосистемы (например, загазованность прилегающей к предприятию территории вследствие розлива растворителей, распространение продуктов горения химических веществ в случае пожара). Процедуры идентификации аварийных ситуаций и реагирования на них документируются, а соответствующая деятельность планируется. Вариант возможных аварийных ситуаций и планирования действий персонала по ликвидации последствий на лакокрасочных предприятиях представлен в приложении 19. Возможные причины аварий устанавливаются путем анализа последствий ошибок персонала при выполнении технологических операций и возможных последствий отказов, неисправностей оборудования, несоблюдения требований и правил промышленной безопасности, установленных нормативными актами, техническими документами, применяемыми в производственной деятельности на основных производственных участках предприятия. Повышение промышленной безопасности, снижение рисков возникновения возможных аварийных ситуаций обеспечивается внедрением систем управления охраной труда в соответствии с ГОСТ Р 12.0.006-2002 (OHSAS 18001-99). 14. Механизм и практика действия системы управления окружающей средой1. Предварительное обучение высшего руководства и ведущих специалистов. 2. Предварительная оценка (аудит). Целесообразно поручить компетентной организации (органу по сертификации систем менеджмента охраны окружающей среды). На этом этапе оценивается реальное состояние предприятия, выявляются значимые экологические аспекты его деятельности, определяется "уровень несоответствия" требованиям ИСО 14001 и законодательным требованиям. После ознакомления руководства, специалистов с требованиями ИСО 14001 и предварительной оценки экологического состояния предприятия можно приступать к разработке системы менеджмента охраны окружающей среды. 3. Экологическая политика (стратегические цели, приоритеты). Ответственность за определение и реализацию Экологической политики несет высшее руководство. Экологическая политика должна: - соответствовать характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, ее продукции или услуг; - включать обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения; - включать обязательство в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, которые распространяются на организацию; - создавать основы для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа; - быть документально оформленной, доведенной до сведения персонала организации и понятной ему; - периодически анализироваться на пригодность; - быть доступной общественности. В Экологической политике высшее руководство должно подтвердить свою приверженность делу охраны окружающей среды и обеспечивать адекватными ресурсами достижение поставленных целей. 4. Планирование. Цель планирования - создание условий для реализации Экологической политики. Для разработки плана следует предпринять следующие действия: - идентифицировать экологические аспекты, оценить их воздействие на окружающую среду; - идентифицировать требования законодательных актов и другие требования, распространяющиеся на предприятие; - разработать целевые и плановые экологические показатели; - разработать программу охраны окружающей среды. При планировании необходимо установить систему приоритетов и очередность выполнения задач в соответствии с остротой проблем. Программа охраны окружающей среды должна предусматривать ресурсы для их выполнения и периодически пересматриваться. После достижения очередного результата и планирования нового необходимо оценивать, насколько изменились требования, экономические возможности предприятия, ресурсы и др. 5. Внедрение и функционирование системы менеджмента охраны окружающей среды. При этом предусматривается: - распределение обязанностей; - обеспечение необходимыми ресурсами; - обеспечение согласованного участия всех работников организации; - повышение уровня компетентности персонала; - установление и поддержание в рабочем состоянии внутренних и внешних связей; - документирование системы и управление документацией; - обеспечение управления операциями (процессами); - обеспечение готовности к аварийным ситуациям. 6. Проведение проверок и корректирующие действия. Необходимо подтверждать результативность системы, проводить мониторинг и соответствующие измерения. Места проведения проверок и сроки включаются в планы проверок. Измерительные средства подвергаются контролю и проверкам. В системе предусматриваются корректирующие и предупреждающие действия, пропорциональные важности проблем, соразмерные выявленным воздействиям на окружающую среду. Все несоответствия должны быть идентифицированы и зарегистрированы. Необходимо определить круг лиц, обладающих полномочиями и несущих ответственность за работу с несоответствиями. Могут быть приняты решения: - остановить производственный процесс; - предпринять действия по устранению несоответствий; - получить особые разрешения у соответствующих региональных служб; - оповестить местные власти (при аварийных случаях); - ввести в действие аварийный план; - ввести в действие корректирующие мероприятия по конкретным несоответствиям. Каждое принятое решение регистрируется. 7. Все виды регистрации должны заноситься в реестр "Регистрация данных по вопросам охраны окружающей среды" с конкретными сведениями по каждому внесенному в реестр документу. 8. Периодическое проведение внутренних аудитов в соответствии с ГОСТ Р ИСО 19011-2003. 9. Анализ со стороны руководства. Периодически руководство анализирует СУОС. В общем виде порядок создания системы управления окружающей средой представлен на рис. 7, 8, 9. Порядок создания системы управления окружающей средой предприятия
Рис. 7. Порядок создания системы управления окружающей средой Экологическая политика
Рис. 8. Схема экологической политики Планирование
Рис. 9. Схема планирования Процедуры описывают процессы организации, правильный порядок их выполнения. Процедуры дают ответ на следующие вопросы относительно каждого процесса: зачем, кто, когда, где, что, как. На основании сформулированной комплексной программы предлагается оперативный план создания и внедрения СУОС. 1. Высшее руководство предприятия определяет группу специалистов, отвечающих за изучение стандартов серии ИСО 14000 и внедрение положений стандарта в практику деятельности предприятия и принимает решение о разделении функций между персоналом предприятия. 2. Администрация организует обучение специалистов. 3. Ответственные специалисты информируют высшее руководство об основных положениях стандарта и требованиях по его внедрению, сертификации, затратах и выгодах, связанных с деятельностью по экологическому менеджменту. 4. Высшее руководство принимает решение, включая соответствующие обязательства, об организации СУОС на предприятии (либо в одном из подразделений предприятия) и возможности сертификации. 5. Специалисты определяют практические действия, которые необходимо предпринять для построения СУОС. На основании анализа текущей ситуации разрабатывают детальный план-график работ по внедрению системы. 6. Ответственные специалисты представляют результаты анализа и план-график работ высшему руководству, которое выносит решение об обеспечении необходимыми ресурсами. 7. Ответственные специалисты совместно с высшим руководством составляют проект экологической политики и целей предприятия. После утверждения руководством предприятия документ распространяют среди всех заинтересованных сторон. 8. Ответственные специалисты совместно с другими сотрудниками предприятия проводят мероприятия по организации деятельности в области СУОС: - разрабатывают процедуру для определения экологических аспектов деятельности предприятия; - определяют экологические аспекты и связанные с ними изменения окружающей среды; - разрабатывают процедуры для определения законодательных и других экологических требований (включая самостоятельно устанавливаемые требования); - определяют законодательные и другие экологические требования, соблюдение которых предприятие считает для себя обязательным; - устанавливают показатели планирования и экологические задачи для каждого приоритетного экологического аспекта деятельности подразделения предприятия; - определяют структуру СУОС, формулируют основные полномочия и ответственность; - разрабатывают программу (программы) для достижения установленных начальных экологических целей и задач; - представляют программу высшему руководству предприятия для согласования; - разрабатывают другие элементы СУОС, такие как подготовка к действиям и действия в условиях чрезвычайных ситуаций, процедуры и система документооборота, программы информирования, образования и мотивации специалистов и персонала в целом; - представляют результаты работы высшему руководству для согласования. 9. Деятельность персонала в соответствии с принятой программой. 10. Текущий мониторинг и контроль деятельности, внутренний аудит. 11. Оценка и анализ достигнутых результатов с участием высшего руководства. Для определения результативности управления, функционирования и состояния окружающей среды целесообразно использовать ГОСТ Р ИСО 14031-2001, где приводятся перечни показателей эффективности. 12. Пересмотр и совершенствование при необходимости экологической политики и целей, планирования и организации деятельности. 13. Практическое использование результатов деятельности, демонстрация соответствия положениям стандартов ИСО 14000. Заявка на проведение сертификации СУОС внешним сертифицирующим органом. Ориентировочно продолжительность этапов создания СУОС указаны в таблице 8. Таблица 8 Ориентировочные сроки проведения работ по созданию и внедрению СУОС на предприятии
15. Сертификация систем управления окружающей средойСертификация СУОС проводится в целях подтверждения соответствия системы требованиям ГОСТ Р ИСО 14001. Сертификацию осуществляют органы по сертификации, аккредитованные в соответствующей системе сертификации. Процедура сертификации включает следующие действия: - направление заявителем заявки на проведение сертификации в орган по сертификации; - ознакомление заявителя с порядком сертификации; - регистрация заявки в органе по сертификации; - рассмотрение материалов заявки и принятие органом решения о проведении сертификационных работ; - заключение договора на проведение работ между заявителем и органом по сертификации; - экспертиза представленной документации и выдача заключения с указанием выявленных несоответствий по документации; - устранение заявителем выявленных несоответствий по документации и представление в орган по сертификации подтверждения об их устранении; - проведение сертификационного аудита на предприятии; - принятие решения по результатам сертификации; - заключение договора на инспекционный контроль; - выдача сертификата соответствия; - проведение инспекционного контроля сертифицированной СУОС. Процедура инспекционного контроля СУОС близка к процедуре сертификации системы. По окончании срока действия сертификата соответствия по заявке заявителя подвергается повторной (последующей) сертификации с выдачей документа на новый срок. Схематично порядок сертификации представлен ниже. После того, как руководство предприятия приняло решение о внедрении стандартов ГОСТ Р ИСО серии 14000 и сертификации СУОС, разрабатывается последовательность действий по подготовке предприятия к сертификации. Обобщенная схема прохождения предприятием процесса сертификации на соответствие требованиям стандарта ИСО 14001:1996 включает ряд необходимых последовательных процедур. 1. Подача официальной заявки на сертификацию (после информационного собеседования с представителями выбранной сертифицирующей организации). 2. Заключение контракта (договора) на предварительную оценку функционирующей СУОС на предприятии (рассмотрение пакета документов, содержащих информацию о действующей СУОС предприятия с возможной последующей проверкой на месте). 3. Представление предприятием (заявителем) пакета необходимой информации о действующей СУОС в сертифицирующую организацию (состав пакета определяется сертифицирующей организацией). 4. Предварительная оценка сертифицирующей организацией СУОС предприятия и обсуждение ее результатов с заявителем. 5. Оценка сертифицирующей организацией объема работ по сертификации и заключение контракта (договора) на проведение процесса сертификации. 6. Разработка сертифицирующей организацией, доведение до сведения заявителя и согласование с ним плана и программы сертификационного аудита (ревизии), состава аудиторской группы и другой необходимой информации. 7. Проведение аудита (ревизии) СУОС предприятия. 8. Разработка программы и проведение дополнительного аудита (в том случае, когда заявителю дается определенный срок для устранения выявленных несоответствий). 9. Подготовка и передача заявителю заключительного отчета по аудиту с заключением сертифицирующей организации о соответствии (несоответствии) системы требованиям конкретного стандарта. 10. Представление сертифицирующей организацией необходимых документов (отчета об аудите, заключения и др.) в соответствующей орган по сертификации, принимающий решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия. 11. Выдача (отказ в выдаче) предприятию сертификата соответствия его СУОС положениям стандарта. 12. Проведение периодического надзора со стороны сертифицирующей организации за соответствием функционирующей СУОС предприятия нормативным требованиям. Приложение 1Форма
|
NN п/п |
Наименование и шифр нормативного документа (НД) |
Орган, утвердивший НД |
Дата введения и срок действия |
Указания по применению |
Отмена |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Законодательные акты Российской Федерации |
|||||
1.1. Закона Российской Федерации |
|||||
1.1.1 |
Конституция Российской Федерации |
|
12.12.1993 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Реестр экологических аспектов (загрязнителей) по выбросам в атмосферу
NN п/п |
Наименование, обозначение процесса, к которому относится загрязнитель |
Экологические показатели |
Нормативный документ, perламентирующий проведение процесса, операции |
Наименование подразделения, ответственного за выполнение процесса, операции |
||
Наименование загрязнителя |
Количество (т/год) |
|||||
установленные |
фактические |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
|
|
|
|
|
|
2. Реестр экологических аспектов (загрязнителей) по сбросам:
2.1. Реестр экологических аспектов (загрязнителей) по сбросам ливневых стоков
NN п/п |
Наименование загрязняющего вещества |
Нормативные показатели |
Лимит на срок до 1.01.2007 г. |
Фактические показатели от 10.10.2006 г. |
|||
ПДК, мг/л |
ПДС, т/год |
ВСК, мг/л |
ВСС, т/год |
Концентрация, мг/л |
Сброс, т/год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2.2. Реестр экологических аспектов (загрязнителей) по сбросам производственных и бытовых стоков Концентрация загрязняющих веществ в производственных и бытовых стоках, мг/л
NN п/п |
Наименование показателя |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
ПДК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3 Количество загрязняющих веществ в производственных и бытовых стоках, т
NN п/п |
Наименование показателя |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Реестр экологических аспектов (загрязнителей) по отходам
NN п/п |
Наименование видов отходов, сгруппированных по классам опасности для окружающей среды |
Код отхода по ФККО |
Опасные свойства отходов |
Класс опасности для окружающей среды |
Образование отходов, т |
|
Лимит |
Фактическое значение |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Отходы I класса опасности |
|
|
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
Всего по I классу опасности |
|
|
|
|
||
|
Отходы II класса опасности |
|
|
|||
Всего по II классу опасности |
|
|
|
|
||
|
Отходы III класса опасности |
|
|
|||
2 |
|
|
|
|
|
|
Всего по III классу опасности |
|
|
|
|
||
|
Отходы IV класса опасности |
|
|
|||
3 |
|
|
|
|
|
|
Всего по IV классу опасности |
|
|
|
|
||
|
Отходы V класса опасности |
|
|
|||
4 |
|
|
|
|
|
|
Всего по V классу опасности |
|
|
|
|
Утверждаю:
Руководитель предприятия
___________ _______________________ _________
(подпись) (инициалы, фамилия) (дата)
NN п/п |
Наименование целевого показателя |
Числовое значение показателя |
Ответственный за выполнение |
|
Существующее на год |
Установленное на год |
|||
|
|
|
|
|
Руководитель
экологической службы ___________ ___________________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
____________
(дата)
Пункт ГОСТ Р ИСО 14001 |
Наименование пункта |
Генеральный директор |
Главный инженер (спец. представитель руководства) |
Зам. генерального директора по производству |
Начальник экологической службы |
Главный механик |
Главный метролог |
Главный энергетик |
Начальник технического отдела |
Начальник отдела охраны труда |
4.1 |
Общие требования |
И |
О |
И |
В |
И |
И |
И |
И |
И |
4.2 |
Экологическая политика |
О |
В |
У |
В |
У |
У |
В |
У |
У |
4.3 |
Планирование |
О |
В |
У |
В |
У |
У |
У |
У |
У |
4.3.1 |
Экологические аспекты |
И |
О |
И |
В |
И |
У |
У |
И |
И |
4.3.2 |
Требования законодательных актов |
И |
В |
У |
О |
У |
У |
У |
У |
У |
4.3.3 |
Целевые и плановые экологические показатели |
И |
О |
У |
В |
И |
И |
И |
И |
И |
4.3.4 |
Программа экологического менеджмента |
О |
В |
У |
В |
У |
У |
У |
У |
У |
О - отвечает; В - выполняет; У - участвует в выполнении; И - получает информацию
Утверждаю: |
____________________ |
"___" _________ 200__ г. |
|
Перечень документации |
|
Наименование вида документов |
____________________________________________________________________________ |
____________________________________________________________________________ |
Местонахождение перечня - подразделение, служба, участок |
____________________________________________________________________________ |
____________________________________________________________________________ |
NN п/п |
Наименование документов |
Обозначение документов |
Ответственный разработчик |
Дата внесения последнего изменения |
Отметка о наличии в подразделении |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Утверждаю: |
Руководитель предприятия |
____________________ |
"___" _________ 200__ г. |
|
Извещение
об изменении |
|
Дата введения: "___" _________ 200__ г. |
N изменения |
Содержание изменения |
|
Существующий текст |
Измененный текст |
|
1 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
_______________________________________ _________ ______________
руководитель подразделения разработчика подпись фамилия
_______________________________________ _______ ________
исполнитель подпись фамилия Согласовано:
N изменения |
Дата записи |
Обозначение документа |
Содержание документа |
Должность, фамилия, подпись, дата |
Отметка о внесении изменений в |
Примечание |
|
Подлинники |
Копии |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
NN п/п |
Номер приказа, распоряжения |
Лицо, готовившее приказ, распоряжение |
Описание информации |
Кому направлен приказ, распоряжение |
Подпись получившего информацию |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
NN п/п |
Исходящий номер письма |
Наименование организации, отправившей информацию |
Кол-во стр. |
Описание информации |
Кому направлена информация |
Подпись получившего информацию |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование подразделения ________________________
NN п/п |
Наименование, обозначение документа |
Кол-во экземпляров |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Руководитель предприятия ____________ ________________________
подпись фамилия
NN п/п |
Дата проверки |
Наименование, обозначение проверяемых документов |
Местонахождение документа |
Результаты проверки |
Подпись проводившего проверку |
Действия по устранению нарушения |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Утверждаю: |
Руководитель предприятия |
______________________ |
(подпись, фамилия, инициалы) |
"___" _________ 200__ г. |
NN п/п |
Наименование документа |
Исполнитель |
Кол-во экз. |
Кому направляется документ (информация) |
Для чего используется документ |
Место хранения подлинника и срок хранения документа |
Место хранения контрольных экземпляров данных и данных, оставленных для справочного хранения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УТВЕРЖДАЮ |
Специальный представитель руководства |
__________________________________ |
_____________________________ (дата) |
|
Программа аудитов СУОС на _________ год |
Требования к СУОС (в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001-1998) |
Проверяемые подразделения |
|||
Январь |
Февраль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разработал _______________________________
(должность, подпись, фамилия)
Дата _______________________________
УТВЕРЖДАЮ |
Специальный представитель |
Руководства по СУОС |
__________________________________ |
_____________________________ (дата) |
|
План аудита СУОС |
1. Основание |
____________________________________________________________________________ |
2. Подразделение |
____________________________________________________________________________ |
3. Дата проведения аудита ______________________________________________________ |
4. Объекты (элементы), вид деятельности, подлежащие проверке |
____________________________________________________________________________ |
5. Цель и объем аудита: |
____________________________________________________________________________ |
5.1. Соответствие требованиям |
____________________________________________________________________________ |
5.2. Соответствие действующим НД СУОС, процедура, положениям, инструкциям и т.п. |
____________________________________________________________________________ |
5.3. Выявление несоответствий установленным требованиям СУОС |
____________________________________________________________________________ |
6. Аудиторская группа |
____________________________________________________________________________ |
должности, фамилии |
7. Отчет о результатах проверки направляется: |
____________________________________________________________________________ |
1 экз. _______________________________________________________________________ |
руководитель проверяемого подразделения |
2 экз. _______________________________________________________________________ |
руководитель аудиторской группы |
____________________________________________________________________________ |
Подпись, фамилия |
|
Руководитель проверяемого подразделения |
____________________________________________________________________________ |
Подпись, фамилия |
|
||||
(наименование органа по сертификации СУОС) |
||||
|
||||
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ НЕСООТВЕТСТВИЯ N ______________ |
||||
Проверяемая |
Дата: ___________________ |
Стандарт ________________ |
||
организация |
|
Номер пункта стандарта |
||
(предприятие) |
|
________________________ |
||
|
|
|
||
Подразделение (служба) |
Вид несоответствия |
Специальный |
||
|
(критическое или |
представитель |
||
|
некритическое) |
руководства |
||
|
|
предприятия по СУОС |
||
|
|
|
критическое |
________________________ |
|
|
(Ф.И.О) |
||
|
|
|
некритическое |
|
|
|
|
||
Описание несоответствия: |
||||
Руководитель аудиторской группы: |
||||
__________________________ ___________________________ Дата: |
||||
(подпись) (Ф.И.О.) |
||||
|
||||
Аудитор-эколог: |
||||
__________________________ ___________________________ Дата: |
||||
(подпись) (Ф.И.О.) |
||||
|
||||
Корректирующее действие: |
||||
|
||||
Специальный представитель руководства предприятия по СУОС: |
||||
__________________________ ___________________________ Дата: |
||||
(подпись) (Ф.И.О.) |
||||
|
||||
Оценка результатов корректирующих действий: |
||||
|
||||
Руководитель аудиторской группы: |
||||
__________________________ ___________________________ Дата: |
||||
(подпись) (Ф.И.О.) |
||||
|
УТВЕРЖДАЮ |
Специальный представитель |
Руководства по СУОС |
__________________________________ |
_____________________________ (дата) |
|
Отчет о результатах аудита СУОС |
Дата __________________________ |
|
1. Основание |
____________________________________________________________________________ |
2. Подразделение |
____________________________________________________________________________ |
3. Аудиторская, группа |
____________________________________________________________________________ |
____________________________________________________________________________ |
____________________________________________________________________________ |
должности, фамилии |
4.Объекты (элементы) аудита ____________________________________________________ |
5. Результаты проверки: |
____________________________________________________________________________ |
6. Предложения: |
____________________________________________________________________________ |
Руководитель аудиторской группы ____________________ |
подпись |
Члены группы _____________________________________ |
подпись |
|
|
|
|
NN п/п |
Возможные аварийные ситуации и аварии, места их возникновения Код площадки (по плану или схеме) |
Действия производственного персонала по спасению людей, ликвидации аварийных ситуаций и аварий |
Исполнители и должностные лица, ответственные за выполнение работ по ликвидации аварийных ситуаций и аварий |
Места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий |
Действия пожарной части |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Площадка сбора и хранения смеси отработанных растворителей в цистернах и бочках на …….. площадке |
|
|
|
|
1 |
Загазованность территории вследствие розлива отходов растворителей на ……………………. площадку из-за перелива во время их заполнения или из-за негерметичности бочек с отходами и наливных шлангов |
1. Окриком предупредить об опасности лиц, находящихся вблизи площадки. |
Первый заметивший аварию |
Командный пункт находится ………………………… |
|
2. Все работающие в смене временно обязаны прекратить выполняемую работу и переключиться на ликвидацию аварии. |
Все работники смены, мастер |
|
|
||
3. Удалить людей из опасной зоны, выставить посты ограждения опасного участка. Пострадавшим оказать помощь. Телефон медпункта ……………… |
Мастер |
|
|
||
4. Сообщить об аварии начальнику цеха (тел. ………………), а в вечернее время дежурному по предприятию (тел …………………) |
Мастер (назначенное лицо) |
|
|
||
5. Приступить к ликвидации источника загазованности, для чего произвести следующее: |
Мастер, слесарь (назначенное лицо) |
Аварийные средства индивидуальной зашиты, противогазы находятся в…………..шкафу (…………………..) |
|
||
|
Ответственное лицо за ликвидацию аварии |
Резиновые сапоги, перчатки, фартуки, вспомогательный инструмент - в аварийном шкафу (……………………) |
|
||
а) прекратить работы по закачке растворителя или перекачке |
Аппаратчик |
|
|
||
б) одеть противогаз марки ФУ-13А |
Все работники смены |
|
|
||
в) разлитую массу засыпать песком, опилками, после впитывания собрать и направить на термическое обезвреживание, затем место розлива повторно засыпать песком |
Персонал смены |
|
|
||
2. |
Загорание в цистерне (на площадке сбора смеси отработанных растворителей) |
1. Окриком "Пожар" предупредить об опасности лиц, находящихся поблизости |
Первый заметивший аварию |
Кнопка находится …………. |
|
2. Все работающие должны немедленно прекратить выполняемую работу и переключиться на ликвидацию пожара |
|
|
|
||
3. Выставить посты для ограждения опасной зоны. Сообщить о пожаре в охрану предприятия по тел. ………………., в вечернее и ночное время и в выходные дни - дежурному по предприятию по тел. ……………………, вызвать городскую пожарную команду по тел. ………………… 01; по тел. …………………. сообщить начальнику цеха и должностным лицам, указанным в плане ликвидации аварий |
Мастер |
|
ДПД действует согласно обязанностям боевого расчета и по указанию ответственного лица за ликвидацию аварии |
||
Принять срочные меры по спасению и эвакуации пострадавших, если они есть. Телефон медпункта …………………… |
Мастер |
Огнетушители ОХП-10, ОУ-2, ОУ-5 или передвижной на колесах ОВПУ-100. Песок и огнетушители ОХП-10 находятся в летнее время – на площадке хранения отработанных смесей растворителей; в зимнее время – в …………………. |
|
||
Для ликвидации пожара необходимо использовать пенный огнетушитель ОХП-10, песок или ОВПУ-100 |
Двое ответственных |
|
|
||
4. После ликвидации пожара вся смена должна приступить к устранению последствий аварии |