МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ
ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Москва-1971 В "Методических рекомендациях" приведены требования для проектирования (конструирование, расчет резиновых компенсаторов и их закрепления) исходя из условий прочности и долговечности резины. Даны указания по определению расчетных нагрузок и воздействий, а также по расчету окаймления швов и его анкеровки. Описана технология изготовления компенсаторов и устройства деформационных швов, а также изложены требования по контролю качества работ. Рекомендуются три типа резиновых компенсаторов: тип К-8 (расчетная деформация 45 мм) и К-11 (расчетная деформация 25 мм) с механическим креплением резины к металлу; тип К-10 (расчетная деформация 45 мм) с горячим креплением резины к металлу в процессе ее вулканизации. ПредисловиеВ связи с быстрым ростом интенсивности и скорости движения на автомобильных дорогах, а также увеличением нагрузки на колесо предъявляются все более высокие требования к надежности конструкций деформационных швов автодорожных мостов. Обследование большого количества мостов показало, что применяемые конструкции различных деформационных швов в основном не удовлетворяют требованиям эксплуатации. Проведенными Союздорнии исследованиями установлено, что наилучшими технико-эксплуатационными качествами обладают швы с резиновыми компенсаторами. Результаты исследований легли в основу "Методических рекомендаций по проектированию и устройству деформационных швов с резиновыми компенсаторами для автодорожных и городских мостов пролетами до 42 м". В "Методических рекомендациях" приведены требования к конструированию и расчету резиновых компенсаторов, исходя из условий прочности и долговечности резины, описаны способы их закрепления, технология изготовления компенсаторов и устройства деформационных швов. Химической промышленностью СССР выпускаются в большом количестве долговечные, светоозоностойкие марки резины, которые можно успешно использовать для деформационных швов автодорожных мостов. При разработке "Методических рекомендаций" были использованы результаты исследований НИИРП и проектные работы Союздорпроекта, Гипротрансмоста и Белгипродора, учтен опыт изготовления деформационных швов с резиновыми компенсаторами Воронежским мостовым заводом, заводом мостостроительного оборудования, Мостостроем-5, Мостотрестом и Волжским заводом РТИ, а также зарубежный опыт. "Методические рекомендации" составил инж. В.И. Шестериков под руководством канд. техн. наук С.Н. Пшеничникова. Все замечания и предложения просьба направлять по адресу: Московская обл., Балашиха-6, Союздорнии. ЗАМ. ДИРЕКТОРА СОЮЗДОРНИИ Ю.Л. МотылевНазначение и область применения1. "Методические рекомендации" распространяются на проектирование и устройство деформационных швов с резиновыми компенсаторами, расположенными в уровне проезжей части автодорожных и городских мостов, Их применяют при величине относительных смещений смежных концов пролетных строений от 10 до 90 мм (пролеты до 42 м*)) в климатических районах страны с абсолютно минимальной температурой воздуха не ниже -55°С, принимаемой по СНиП II-А.6-62. _____________________ *) Методика определения перемещений дана в приложении. Материалы2. Для компенсаторов используют резину марки 7НО-68-1 в соответствии с ТУ-38-5-1166-64 Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. Рецептуру резины принимают согласно условиям эксплуатации, соответствующим группе 1 категории А "Рекомендаций по принципам выбора и построения рецептуры для резинотехнических изделий в тропическом исполнении" НИИРП № 51-PM-26-48-66. Условия эксплуатации деформационных швов (на открытом воздухе, при непосредственном воздействии солнечной радиации, при резких перепадах температур) должны указываться при составлении договора с заводом РТИ. 3. Стальные детали деформационных швов изготавливают из стали марки Ст.3 спокойной, полуспокойной и кипящих плавок в соответствии с ГОСТ 380-60. В деформационных швах пролетных строений мостов, эксплуатируемых в условиях низких температур (северное исполнение), стальные детали швов выполняют из марок стали в соответствии с требованиями "Указаний по проектированию, изготовлению, монтажу и приемке стальных конструкций железнодорожных, автодорожных и городских мостов, предназначенных для эксплуатации в условиях низких температур (северное исполнение)" ВСН 145-68 (Минтрансстроя и МПС СССР). 4. Для герметизации зазоров между стальными элементами швов применяют герметики, представляющие собой материал пастообразной консистенции, вулканизирующийся при нормальной температуре воздуха. Рекомендуется применять тиоколовые герметики марки УТ-38 ("Инструкция" НИИРП № И-51-14-46-67), автомобильную пасту ПА (ТУ 38-ЗГ № 335 Казанского завода СК) или тиоколовый герметик пониженной вязкости марки Г-1 ("Гидром-1"), изготовляемый для дорожного строительства Казанским заводом СК. Способ употребления герметизирующих мастик, требования, предъявляемые к упаковке, транспортировке и хранению, приведены в "Технических указаниях по устройству деформационных швов в цементобетонных дорожных покрытиях" ВСН 159-69. 5. Для защиты от коррозии металлических элементов деформационных швов рекомендуется применять: а) органосиликатный материал ВН-ЗДТС (СТУ-30-2943-66) с отвердителем полибутилтитанатом ПБТ (ТУ-ГХК № РУ-1950-62) или тетрабутоксититанатом ТБТ (МРТУ 609-2866-66); б) битумы марок БНД-130/200, БНД-90/130, БНД-60/90 (ГОСТ 11954-66) или битумные лаки; в) лаки эпоксидные (ВТУМ 646-55) или этинолевые (ВТУ-МХП-126-54), а также эмали на основе этинолевых лаков; г) красители (для грунтовки и окраски верхних слоев) в соответствии с требованиями СНиП III-Д.2-62. Проектирование деформационных швов с резиновыми компенсаторамиКонструктивные требования и схемы рекомендуемых конструкций швов6. В мостах пролетами до 42 м применяют деформационные швы с механическим (тип К-8 и К-10) или горячим (тип К-11) креплением резиновых компенсаторов к металлу. Конструкция швов должна предусматривать возможность замены резиновых компенсаторов. Верх компенсаторов в сжатом состоянии должен быть ниже верха проезжей части или на уровне с ним. 7. Окаймляющие шов стальные элементы (окаймление) должны быть надежно заанкерены в несущей конструкции, а также в выравнивающем слое и продольных швах между балками. Гидроизоляция, во избежание попадания под нее влаги, должна подниматься перед швами и заводиться под горизонтальные полки или козырьки. 8. Анкеровка окаймления швов в зависимости от оформления концевых участков балок осуществляется: а) приваркой ребер жесткости к стальным пластинам, заанкеренным в плите или прикрепленным к плите болтами; б) омоноличиванием в недобетонированных концевых участках плит. Диаметр болтов, прикрепляющих окаймление к пролетному строению, принимают не менее 16 мм, а шаг болтов - не более 400 мм. Анкерные стержни окаймления выполняют из арматуры диаметром 12 с шагом не более 250 мм. 9. В месте примыкания покрытия проезжей части к окаймлению необходимо устраивать зазор, заполняемый резино-битумной или полимерно-битумной мастиками, изготовляемыми в соответствии с требованиями ВСН 159-69. Допускается заполнение зазора герметиком. 10. Шов с резиновыми компенсаторами К-8 (расчетное перемещение 45 мм) состоит из заполнения, окаймления, анкеровки. Заполнение шва - включает резиновые компенсаторы, стальные пластины, к которым прикрепляют резину, и приспособления для крепления резины: прижимы, шпильки, гайки (рис. 1).
Рис. 1. Схемы конструкций деформационных швов с компенсаторами типа К-8 и окаймлением в виде уголков (а) или вертикальных полос (б): 1 - стальной лист заполнения; 2 - прерывистый сварной шов; 3 - компенсатор; 4 - прижим; 5 - окаймление; 6 - зазор между асфальтобетонным покрытием и окаймлением, заполняемый мастикой; 7 - покрытие; 8 - защитный армированный слой бетона; 9 - гидроизоляция; 10 - выравнивающий слой; 11 - бетон омоноличивания окаймления; 12 - опорная пластинка; 13 - анкерный болт; 14 - фиксатор; 15 - закладная пластина; 16 - анкеровка закладной пластины; 17 - накладка; 18 - гайка, прикрепляющая прижим; 19 - цементобетонный прилив Заполнение шва с двумя резиновыми компенсаторами в поперечном сечении включает дополнительно распределительный короб и опорные плиты (рис. 2).
Рис. 2. Схема конструкции деформационного шва с двумя компенсаторами типа К-8: 1 - окаймление; 2 - пластина заполнения; 3 - резиновый компенсатор; 4 - распределительная коробка; 5 - прижим; 6 - упор; 7 - ребро жесткости окаймления; 8 - зазор между покрытием и окаймлением, заполняемый мастикой; 9 - покрытие; 10 - защитный армированный слой; 11 - гидроизоляция; 12 - выравнивающий слой; 13 - арматура плиты; 14 - недобетонированная часть плиты (штраба), омоноличиваемая после установки окаймления; 15 - анкерный стержень вдоль шва; 16 - пазуха для размещения конца опорной плиты; 17 - ограничитель; 18 - резиновая прокладка; 19 - опорная плита Чтобы обеспечить возможность замены резиновых компенсаторов, стальные пластины заполнения поверху приваривают к окаймлению прерывистым швом участками длиной 30-40 мм с шагом 150 мм. Вместо заполнения с компенсаторами К-8 в зазоры между окаймлением можно устанавливать резино-металлические компенсаторы типа К-10 (см. таблицу).
Примечание. В прямоугольники взяты размеры принятые для рекомендуемых компенсаторов. Шов с резиновыми компенсаторами типа К-11 (расчетное перемещение 25 мм) состоит из съемной верхней плиты, прикрепленной болтами к окаймлению, компенсатора, зажатого между окаймлением и плитой, и анкеровки окаймления (рис. 3).
Рис. 3. Схема конструкции деформационного шва с компенсатором типа К-11: 1 - компенсатор; 2 - прижимная плита; 3 - прутки-упоры; 4 - прокладка; 5 - окаймление с окнами для укладки бетона; 8 - зазор между асфальтобетонным покрытием и швом, заполняемый мастикой; 7 - стальной козырек; 8 - цементобетонное покрытие; 9 - двухслойное асфальтобетонное покрытие; 10 - защитный армированный слой бетона; 11 - гидроизоляция; 12 - выравнивающий слой; 13 - выпуски арматуры; 14 - болт ; 15 - анкерная втулка 11. Шов в бордюре и тротуаре является продолжением шва проезжей части. На конце шва предусматривают водосливную воронку. При повышенных тротуарах швы по верху тротуарных плит перекрывают скользящим стальным листом, прикрепленным одним концом жестко к тротуару и опирающимся другим концом на окаймление через резиновую прокладку толщиной 2-5 мм. Во избежание попадания воды и грязи под тротуарные блоки их торцевые поверхности со стороны шва закрывают. Разрыв в бордюре перекрывают декоративным стальным листом. 12. Допускается применение в деформационных швах компенсаторов других размеров или компенсаторов в виде плоской ленты, изгибаемой перед установкой в шов, и круглого шланга, разрезаемого вдоль образующей. При этом размеры компенсаторов должны соответствовать требованиям таблицы. Расчет деформационных швов 13. Окаймление рассчитывают на воздействие вертикальной нагрузки и катков, применяемых при укатке асфальтобетонного покрытия. Временную нагрузку принимают с динамическим коэффициентом 1+М=2. Для швов с окаймлением в виде уголков по прочности горизонтальной полки устанавливают требуемую ширину ребер жесткости поперек шва и расстояние между ними вдоль шва. При расчете предполагают, что бетон внутри окаймления не работает. Анкеровку окаймления рассчитывают на горизонтальные усилия от воздействия: а) ножа бульдозера, применяемого для очистки снега и грязи с проезжей части (2 т на 1 пог. м шва); б) смерзания пластин заполнения (2 т на 1 пог. м шва). 14. В деформационных швах с компенсаторами К-8 расстояние между шпильками для насаживания прижимов принимают не более 300 мм и проверяют расчетами по прочности прижима и деформации резины. а) Расчет по прочности прижима производят на усилие отпора резины на 1 пог. см: где Р - усилие отпора резины, кГ/см; t - толщина резины, см; Δ0 - просвет между упором и стальным листом (без компенсатора, рис. 4,а), см; Δ1 - деформация конца консоли прижима шириной 1 см от усилия отпора резины (рис. 4,б): (2) (3) G = 8 кГ/см2 статический модуль сдвига резины; d - диаметр упора, см; E = 2,1·106 кГ/см2; Y - момент инерции сечения консоли прижима шириной 1 см, см4/см. б) Расчет по деформации резины выполняют из условия обжатия резины упором над шпилькой на величину не более 0,4 t, а между шпильками - не менее 0,2 t: Δ0 + Δ1 ≥ 0,6·t; (4) Δ0 + Δ1 + Δ2 ≤ 0,8·t, (5) где Δ2 - деформация прижима между шпильками от усилия отпора резины (рис. 4,в).
Рис. 4. Схемы для расчета прижимов: а - схема прижима; б - деформации прижима над шпилькой от усилия отпора; в - деформация прижима между шпильками; 1 - прижим; 2 - пластина заполнения; 3 - упор; 4 - шпилька; 5 - гайка; 6 - направление усилия отпора резины 15. В конструкциях деформационных швов с компенсаторами К-11 расстояние между болтами вдоль и поперек оси шва определяют из условия прочности болтов на растяжение от усилия отпора резины. Расчетное сопротивление болтов принимают 1400 кГ/см2. Усилие отпора при сжатии резины одним прутком-упором определяют по формуле (1), принимая Δ1 = 0; d = 0,4 см. 16. Для компенсаторов с размерами, отличными от рекомендуемых, допускаемые деформации сжатия определяют исходя из того, что в верхних волокнах резины появляются растягивающие деформации, не превышающие 10%. (6) где Δсж - допускаемая деформация сжатия компенсатора; Д0 - диаметр закругленной части компенсатора (см. таблицу); Аmin - минимальная допускаемая ширина компенсаторa в сжатом состоянии (минимальный размер в свету между стальными элементами в уровне проезжей части). 17. Допускаемые деформации растяжения компенсаторов (при раскрытии шва) определяют из условия: (7) тогда Δр = Аmax - Д0, (8) где Δр - допускаемая деформация растяжения компенсатора; Аmax - максимальная допускаемая ширина компенсатора в растянутом состоянии (максимальный размер в свету, между стальными элементами в уровне проезжей части). Устройство деформационных швов с резиновыми компенсаторамиИзготовление компенсаторов, контроль качества 18. Резиновые компенсаторы типа К-8 и К-11 изготавливают на заводах РТИ или в специализированных цехах либо неформовым способом отрезками длиной не менее 2,8 м с вулканизацией на плоских (для компенсатора К-11) или профилированных (для компенсатора К-8) противнях, либо формовым способом в пресс-формах с непрерывной вулканизацией резины. Противни изготавливают из листов алюминия или пластичных алюминиевых сплавов марок АМгМ, АВМ (ГОСТ 4784-65) толщиной 1-2 мм. Длина противней не должна превышать 3 м, ширина 0,55 м. Вес противней не должен превышать 30 кг. 19. Резино-металлические компенсаторы К-10 изготавливают либо неформовым способом с последующей вулканизацией в камерах, во время которой происходит крепление резины к металлу, либо формовым способом в пресс-формах отрезками длиной не менее 1 м. Поверхность стальных листов в местах крепления к резине не должна иметь окалин и ржавчины. Всю оснастку (противни, пресс-формы) для резиновых и резино-металлических компенсаторов изготавливает заказчик по рабочим чертежам, составленным заводом РТИ или согласованным с ним. 20. Качество резиновых изделий контролирует ОТК завода РТИ или специализированного цеха, изготавливающего компенсаторы. У каждой детали проверяют толщину резины, которая должна находиться в пределах допуска +1,0-0,5 мм. Качество поверхности контролируют также на всех деталях. На внешних поверхностях компенсаторов не допускаются раковины, пузыри, вмятины более 1 мм, а также трещины, проколы и вырывы в резине. 21. Резиновые и резино-металлические компенсаторы поставляют партиями в вязанках или упаковках весом не более 30 кг. Каждое упаковочное место должно иметь ярлык с указанием завода-изготовителя, типа компенсатора, даты изготовления, номера технических условий, по которым изготовлены компенсаторы, количества деталей в упаковочном месте. Наличие штампа ОТК о приемке деталей обязательно. Каждая партия изделий сопровождается паспортом с указанием количества упаковочных мест, полного веса деталей в партии и наименования поставляемых деталей. В партию подбираются детали одного наименования. 22. При хранении резиновые компенсаторы должны быть защищены от воздействия солнечных лучей, а также кислот, щелочей и других разрушающих резину веществ. Они должны храниться на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов. Стыковка компенсаторов в переносном вулканизаторе (на основе „Инструкции", НИИРП № И-11-2-64) 23. Конструкция вулканизатора (рис. 5). Вулканизатор состоит из двух блоков, между которыми размещают резину. Верхний и нижний блоки имеют нагревательные спирали, вмонтированные в промежуточные панели, которые расположены между формой и крышками вулканизатора. Поверхности формы и верхней панели, соприкасающиеся с резиной, полируют. Спирали в верхнем и нижнем блоках вулканизатора соединены в последовательную цепь с помощью контактных клемм. В нагревательных спиралях поддерживается постоянная температура с помощью термореле, отлаженного на расчетную температуру терморегулятором и прижимной лапкой.
Рис. 5. Схема переносного вулканизатора: 1 - контактные клеммы; 2 - промежуточные панели; 3 - форма; 4 - крышка; 5 - гайки; 6 - винт для разъединения блоков; 7 - направляющая шпилька; 8 - термореле; 9 - нагревательные спирали; 10 - терморегулирующий винт; 11 - провод; 12 - компенсатор; 13 - прижимная лапка Блоки вулканизатора ориентируются по шпилькам и скрепляются между собой откидными болтами с гайкой. Переносной вулканизатор работает от сети переменного тока 50 гц напряжением 220 в. Терморегулирующая часть вулканизатора аналогична имеющейся в электроутюге марки УТ-50 (ГОСТ 307-58). 24. Подготовка резины. Перед стыковкой концы компенсаторов обрезают на половину толщины на участке длиной 50 мм для стыковки внахлестку или на участке длиной l ≥ 5t (t - толщина резины) для стыковки "на ус". Стыкуемые поверхности обрабатывают наждачной бумагой средней крупности и обезжиривают бензином или ацетоном. 25. Стыковка. В вулканизаторе стыкуют компенсаторы К-8. Допускается стыковка плоских или разрезанных круглых резиновых элементов. Концевые участки компенсаторов соединяют вместе через прослойку сырой резины толщиной 2 мм марки 7-НО-68-1 или НО-68-1, помещают в вулканизатор и фиксируют в таком положении путем предварительного прижатия верхнего блока к нижнему с помощью винтов. Вулканизатор прогревают в течение 5 мин, после чего помещают под пресс и обжимают на расчетную величину. Величина нормальных напряжений на резину при обжатии должна быть не менее 30 кГ/см2 (при стыковке компенсаторов К-8 это соответствует усилию на вулканизатор 2,5 т). Винтами фиксируют нагруженное положение, после чего вулканизатор снимают с пресса и включают в сеть. Резину выдерживают в вулканизаторе при температуре 154±9°С в течение 25 мин. Время с момента изготовления сырой резины до ее применения не должно превышать 6 месяцев. Устройство швов 26. Стальные элементы швов изготавливают в специализированных цехах мостостроительных организаций и поставляют стройкам без резиновых компенсаторов или в комплекте с ними. Стальные пластины заполнения для швов с компенсаторами К-8 изготавливают одним монтажным элементом на всю длину шва. Допускается сборка пластин заполнения из отдельных отрезков длиной не менее 3 м на строительной площадке. Кривизну (саблевидность) пластин заполнения принимают при длине до 5 м 0,001Z (Z - длина элемента). При большей длине пластин (> 9,5 м) выгиб или провисание пластин на половине длины шва не должен превышать 6 мм. 27. Резиновые компенсаторы К-8 и К-11, изготовленные отрезками по 2,8 м, перед сборкой шва стыкуют в ленту на всю длину шва. Стыковку осуществляют горячим способом в переносном вулканизаторе (п. 23). Резину стыкуют внахлестку или "на ус". Резино-металлические компенсаторы К-10 стыкуют между собой при установке в зазор. Порядок сборки заполнения швов с компенсаторами К-8 приведен на рис. 6. Заполнение изготавливают одним монтажным элементом на всю длину шва.
Рис. 6. Порядок сборки заполнения шва: 1 - пластина заполнения; 2 - шпилька; 3 - прижим; 4 - компенсатор; 5 - гайка; 6 - шайба; 7 - упоры. 28. При установке деформационных швов порядок работ и технология зависят от типа окаймления и способа его анкеровки. При этом возможна раздельная установка окаймления и заполнения или установка всего шва в сборе. 29. Монтаж шва с компенсаторами К-8 одним монтажным элементом. При окаймлении в виде уголка (см. рис. 2,а) и наличии закладных пластин в плитах необходимо соблюдать следующий порядок работ: а) окаймление с заполнением устанавливают в проектное положение с помощью монтажных рам, допускающих регулировку положения в вертикальном направлении и обеспечивающих расположение окаймления соседних пролетных строений в одном уровне, после чего приваривают накладки к ребрам жесткости и закладным пластинам, убирают раму; б) омоноличивают окаймление, укладывают гидроизоляцию и защитный слой бетона. К окаймлению со стороны пролета устанавливают доску толщиной 15 мм (промазанную битумом или обернутую в промасленную бумагу) и укладывают нижний слой асфальтобетонного покрытия; в) нижний слой покрытия у швов уплотняют металлическими трамбовками и заглаживают металлическими утюгами или, если ширина пролетного строения позволяет развернуться катку, поперечными проходами катков (в соответствии с требованиями "Технических указаний по проектированию и сооружению пролетных строений автодорожных и городских мостов с железобетонной плитой проезжей части без оклеечной гидроизоляции" ВСН 85-68). После этого укладывают и уплотняют верхний слой асфальтобетонного покрытия; г) доску между покрытием и окаймлением вынимают и образовавшийся зазор заполняют резино-битумной или полимерно-битумной мастикой. Допускается заполнять пазухи в окаймлении и зазор между окаймлением и покрытием литым асфальтом с размером крупных зерен 5-10 мм, а также герметиком. При наличии на концах пролетных строений анкерных болтов перед монтажом шва на свежий бетон выравнивающего слоя устанавливают опорные пластины с выверкой их по нивелиру. В тех случаях, когда толщина выравнивающего слоя превышает 3 см, бетон усиливают арматурными сетками. Опорные пластины закрепляют гайками не ранее чем через 3 дня после их установки при нормальных условиях твердения бетона выравнивающего слоя. После этого диафрагмы окаймления приваривают к опорным пластинам. 30. Раздельная установка окаймления и заполнения: а) устанавливают окаймление с устройством проезжей части в соответствии с п. 29 (рис. 7,а);
Рис. 7. Установка окаймления шва с помощью рамы (а) и положение заполнения в процессе установки в шов (б): 1 - несущий уголок; 2 - втулка; 3 - винт-фиксатор; 4 - болт лапчатый; 5 - регулировочный болт; 6 - заполнение шва; 7 - строповочные петли; 8 - установочные стержни б) приваривают строповочные петли к пластинам заполнения, после чего их устанавливают между окаймлением без компенсаторов для выверки, подгонки и предварительной сварки. Объединенные между собой пластины вынимают из окаймления, заваривают монтажные швы с последующей зачисткой; в) состыкованный на всю длину шва резиновый компенсатор прикрепляют к пластинам заполнения. После сборки заполнения окончательно затягивают гайки крепления прижимов от середины монтажного элемента к краям, после чего проверяют герметичность заполнения контрольной заливкой воды и составляют акт; г) к пластинам заполнения приваривают установочные стержни (не менее 8 стержней по длине пластины), с помощью которых устанавливают пластины в зазор между фиксаторами и уголками окаймления. 31. Деформационные швы с двумя компенсаторами К-8 (см. рис. 2) устраивают в пролетных строениях с недобетонированной плитой проезжей части. При этом окаймление шва устанавливают в проектное положение с помощью монтажных рам вместе с распределительной коробкой и опорными плитами. 32. Способ изготовления окаймления и порядок работ при устройстве швов с компенсаторами типа К-10 аналогичны приведенным выше для швов с компенсаторами К-8. При монтаже заполнения торцы стальных пластин и резину в пределах стыков промазывают герметиком. Стальные пластины компенсаторов К-10 после установки их в шов сваривают между собой поверху. 33. Независимо от метода монтажа, типов окаймления и способов их анкеровки при устройстве деформационных швов с резиновыми компенсаторами К-8 и резино-металлическими компенсаторами типа К-10 необходимо соблюдать следующие правила: а) перед установкой заполнения соприкасающиеся боковые поверхности пластин и окаймления промазывают герметиком или другим герметизирующим зазор материалом (мастики, грунтовые краски и т.д.) слоем толщиной не более 1 мм. Пластины прижимают к окаймлению и приваривают поверху прерывистым швом. Длина сварного шва 30-40 мм с шагом 150 мм. Зазоры между пластинами заполнения и окаймления не должны превышать 1 мм; б) для предохранения резины при сварке и резке металла резиновый компенсатор закрывают асбестовыми листами или мокрыми опилками. 34. При устройстве швов с компенсаторами типа К-11 (см. рис. 3) в мостах с асфальтобетонным покрытием нижний слой укладывают после омоноличивания окаймления, а верхний слой - после установки компенсаторов и прижимных плит. 35. Расстояние между элементами окаймления деформационных швов принимают в соответствии с установочными размерами, приведенными в проекте в зависимости от температуры воздуха. 36. Ровность покрытия проезжей части мостов в местах расположения деформационных швов должна удовлетворять требованиям, приведенным в СНиП III-Д.5-62. Допускается отклонение по высоте окаймления соседних пролетных строений не более 3 мм, а по расстоянию между окаймлениями против указанных в проекте - не более ±1 мм. Покрытие проезжей части должно находиться в одном уровне с верхом окаймления, в пределах ±3 мм допускаются отклонения. ПриложениеОпределение перемещений концов пролетных строенийПеремещения при различных условиях опирания определяют по формулам, приведенным в таблице, где αв, αn - угол поворота опорного сечения от временной нагрузки и ползучести; αn = 0,003 радиана при l < 16 м, αn = 0,006 радиана при l ≥ 16 м; Н1, Н2 - расстояния от нейтральной оси балки до верха проезжей части и до оси вращения неподвижных опорных частей; для неподвижных стаканных опорных частей ось вращения принимают в центре резиновой прокладки, для тангенциальных - по низу балки; δnв, δnн, δу - деформации ползучести по верхним и нижним волокнам балок и деформации усадки (по СН 365-67); α0 - коэффициент линейного расширения (по СН 200-62); l - длина балок; Т0 - температура установки деформационного шва; Тmax - максимальная температура для заданной местности; Tmin - a) абсолютно минимальная температура для стальных мостов; б) минимальная среднесуточная температура для сталежелезобетонных мостов и железобетонных с толщиной элементов пролетных строений до 80 см; в) средняя температура самой холодной пятидневки для железобетонных мостов с толщиной элементов пролетных строений более 80 см. Значения температур принимают по СНиП II-А.6-62.
Условные обозначения: ● - подвижная опорная часть; ▲ - неподвижная опорная часть; ▬ - резиновая опорная часть Примечание. Положительные значения соответствуют раскрытию шва отрицательные - сжатию. Содержание
|