На главную | База 1 | База 2 | База 3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
52657-
2006

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

Рубрикация информационных ресурсов

Москва
Стандартинформ
2007

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московский государственный технологический университет «Станкин» (Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. № 423-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля 2007 г.)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует совершенствованию образовательных технологий, появлению новых форм электронного обучения и средств информационной поддержки для доступа широкого круга обучающихся к электронным образовательным ресурсам с использованием сети Интернет.

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» и устанавливает принципы рубрикации электронных образовательных ресурсов, электронных документов и других сведений, размещенных в образовательных Интернет-порталах федерального уровня, что обеспечивает повышение качества и эффективности процессов создания и эксплуатации образовательных Интернет-порталов.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

Рубрикация информационных ресурсов

Information and communication technologies in education. Federal level educational
internet-portals. Information resources system of heading

Дата введения - 2008-07-01

(Поправка. ИУС 1-2008)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к составу и виду рубрик информационных ресурсов образовательных Интернет-порталов федерального уровня.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы.

ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения

ГОСТ Р 52656-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные Интернет-порталы федерального уровня. Общие требования

ГОСТ 7.83-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения

ОК 009-2003 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

ОК 017-94 Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.

ОК 023-95 Общероссийский классификатор начального специального образования.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52653, ГОСТ Р 52656, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 идентификация электронных образовательных ресурсов: Установление тождества образовательных контентов на основе совпадения их признаков, представленных в метаданных.

3.2 рубрикация электронного образовательного ресурса: Информационный анализ электронного образовательного ресурса с целью определения его принадлежности к определенному подмножеству по сходству или различию в соответствии с принятыми классификационными признаками.

4 Рубрикация информационных ресурсов

4.1 Рубрикацию электронных образовательных ресурсов выполняют в соответствии с их классификационными признаками, указанными в настоящем стандарте.

4.2 При формировании метаданных образовательного контента рубрикацию выполняет разработчик образовательного ресурса либо оператор образовательного Интернет-портала федерального уровня.

4.3 Формирование метаданных образовательного контента осуществляют на этапе его создания и, при необходимости, дополняют и корректируют на следующих этапах жизненного цикла.

4.4 Электронный образовательный ресурс (ЭОР) классифицируют по следующим признакам:

- целевому уровню и ступени образования;

- форме обучения;

- тематике;

- целевой аудитории;

- типу ЭОР;

- целевому назначению;

- функции, выполняемой в образовательном процессе;

- степени дидактического обеспечения специальности;

- виду образовательной деятельности;

- характеру представления информации;

- степени интерактивности;

- степени соответствия действующим государственным образовательным стандартам.

4.4.1 По целевому уровню образования ЭОР может быть классифицирован как:

- общеобразовательный:

дошкольное образование,

начальное общее образование,

основное общее образование,

среднее (полное) общее образование;

- профессиональный:

профессиональная подготовка (для лиц, не имеющих основного общего образования),

начальное профессиональное образование,

среднее профессиональное образование,

высшее профессиональное образование,

послевузовское профессиональное образование.

Примечание - ЭОР может быть классифицирован сразу на несколько уровней образования.

4.4.2 По форме обучения ЭОР может быть классифицирован как:

- очный;

- очно-заочный;

- заочный;

- семейное образование;

- самообразование;

- экстернат.

Примечание - ЭОР может быть классифицирован сразу на несколько форм обучения.

4.4.3 В соответствии с тематикой ЭОР может быть классифицирован по ОК 009, ОК 017 и ОК 023 по следующим видам науки и искусства:

- физико-математические науки;

- химия;

- биология;

- геолого-минералогия;

- техника;

- сельское хозяйство;

- история;

- экономика;

- философия;

- филология;

- география;

- юриспруденция;

- педагогика;

- медицина;

- фармацевтика;

- ветеринария;

- искусствоведение;

- архитектура;

- психология;

- военное дело;

- социология;

- политика;

- культурология.

4.4.4 Целевую аудиторию ЭОР классифицируют по следующим категориям пользователей:

- абитуриент;

- обучаемый;

- педагогический работник;

- менеджер;

- методист;

- научный работник;

- технический специалист.

4.4.5 В соответствии с типом ресурса ЭОР может быть представлен в виде:

- учебного материала:

задачник,

лабораторный практикум,

учебник, учебное пособие,

конспект лекций,

тест, контрольные вопросы,

электронный учебный курс;

- учебно-методического материала:

методическое указание,

учебная программа,

учебный план,

план занятий;

- справочного материала:

геоинформационная/картографическая система,

база данных,

словарь,

справочник,

энциклопедия;

- иллюстративного и демонстрационного материала:

атлас,

карта,

альбом,

иллюстрация,

наглядное пособие;

- дополнительного информационного материала:

хрестоматия,

публикация научно-популярного характера,

печатное издание (книга),

рекламно-информационная публикация, библиография;

- нормативного документа:

национальный стандарт,

образовательный стандарт,

инструкция, нормативный акт;

- научного материала:

автореферат диссертации,

диссертация,

статья,

монография,

обзор;

- электронного периодического издания:

полнотекстовое издание,

оглавление печатных изданий;

- электронной библиотеки;

- образовательного сайта;

- программного продукта:

программного комплекса для образовательных учреждений,

инструментального средства для создания компьютерных средств обучения.

4.4.6 По целевому назначению ЭОР классифицируют по ГОСТ 7.83 на:

- научный;

- научно-популярный;

- производственно-практический;

- нормативный производственно-практический;

- учебный;

- массово-политический;

- справочный;

- для досуга;

- художественный.

4.4.7 По функции, выполняемой в образовательном процессе, ЭОР классифицируют на:

- учебно-методический комплекс по дисциплине;

- учебную программу;

- конспект лекций;

- хрестоматию;

- словарь;

- справочник;

- практикум (комплект практических заданий, сборник задач, лабораторную работу, виртуальный практикум, сопровождение курсовых и дипломных работ, проведения научно-исследовательской работы, деловые игры);

- тест, комплект тестовых заданий;

- иллюстративный материал (набор слайдов, анимационные и видеофрагменты, аудиосопровождение);

- методические указания, методики изучения дисциплины, выполнения практических и лабораторных работ, решения задач, проведения курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ, организации и проведения деловых игр и т.д.);

- учебно-методическое пособие (различные комбинации методических указаний с другими видами учебных пособий);

- научно-популярная публикация;

- научная публикация;

4.4.8 По степени дидактического обеспечения специальности ЭОР может быть классифицирован по:

- специальности;

- дисциплине;

- теме (разделу) дисциплины;

- части темы, дисциплины.

4.4.9 По виду образовательной деятельности, в которой используется ЭОР, их подразделяют на:

- лекционное сопровождение (слайды, видеофрагменты, аудиосопровождение);

- сопровождение практикумов;

- самостоятельная работа;

- для системы дистанционного обучения;

- для системы электронного обучения;

- для самообразования;

- для краткосрочных курсов и системы повышения квалификации.

4.4.10 По характеру представления информации ЭОР разделяют на:

- мультимедийные;

- программные продукты;

- изобразительные;

- аудио;

- текстовые;

- электронные аналоги печатных изданий.

4.4.11 По степени интерактивности ЭОР разделяют на:

- активные;

- описательные;

- смешанные;

- неопределенные.

4.4.12 По степени соответствия действующим государственным образовательным стандартам ЭОР классифицируют на:

- полностью соответствующие;

- соответствующие частично;

- несоответствующие.

Ключевые слова: образовательный портал федерального уровня, электронный образовательный ресурс, классификатор, рубрикация