На главную | База 1 | База 2 | База 3

Решение Экономического Совета СНГ от 30 марта 2007 г.

О деятельности Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности

Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:

1. Одобрить Доклад о деятельности Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности (прилагается), подготовленный указанным советом совместно с Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренный Комиссией по экономическим вопросам.

2. Рекомендовать Межправительственному совету обратить первоочередное внимание на решение следующих задач:

разработка приоритетных межгосударственных документов, направленных на реализацию Градостроительной Хартии Содружества Независимых Государств от 4 июня 1999 года;

организация подготовки и переподготовки кадров в области архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с использованием возможностей постоянно действующих международных семинаров по изучению опыта развития жилищного строительства, проектирования строительства, реконструкции и эксплуатации жилья и объектов социальной сферы.

 

За Азербайджанскую Республику

За Республику Молдова

/подпись/

/подпись/

 

 

За Республику Армения

За Российскую Федерацию

/подпись/

/подпись/

 

 

За Республику Беларусь

За Республику Таджикистан

/подпись/

/подпись/

 

 

За Грузию

За Туркменистан

 

 

За Республику Казахстан

За Республику Узбекистан

/подпись/

 

 

 

За Кыргызскую Республику

За Украину

/подпись/

/подпись/

 

Доклад Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности Исполнительного Комитета Содружества Независимых Государств
"О деятельности межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности"

Экономический подъем в любой стране сопровождается ростом строительства жилья, объектов социального назначения и производственной сферы.

В январе - августе 2006 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года объем инвестиций в основной капитал в государствах Содружества увеличился, как и в январе - августе 2005 года, в среднем на 13%; общей площади жилых домов введено больше на 12% (на 10%).

Прогнозные оценки Межгосударственного статистического комитета СНГ темпов роста инвестиций в основной капитал государств - участников СНГ на 2007 год свидетельствуют о постоянной тенденции к росту.

Строительство является одной из важнейших: сфер периода экономического реформирования. Сложно переоценить значение строительной отрасли, которая коренным образом влияет не только на развитие экономической ситуации, но и на социальное, культурное развитие государств и регионов, уровень жизни населения.

При всей значимости других отраслей экономики строительство является одной из основных отраслей, что обусловливает особое внимание к ней. Большая заслуга руководителей строительных отраслей, предприятий и организаций в том, что в тяжелый период экономического спада они сумели сохранить коллективы, технику, специалистов.

Путь к повышению эффективности и конкурентоспособности строителей государств Содружества на внутреннем и внешнем рынках в рыночных условиях лежит в развитии нормативной базы, формировании конкурентной среды, широком развитии системы подрядных конкурсов, укреплении и совершенствовании договорной дисциплины, повсеместном применении работ и продукции на основе международных стандартов.

Для выработки согласованной политики, объединения усилий по стабилизации и дальнейшему развитию строительства и координации деятельности строительных комплексов главы правительств государств - участников Содружества в 1994 году подписали Соглашение о сотрудничестве в строительной деятельности, в соответствии с которым создан Межправительственный совет по сотрудничеству в строительной Деятельности (далее - Совет).

Основной целью созданного Совета является развитие сотрудничества в строительной деятельности, под которой понимается выполнение инженерных изысканий в строительстве, проектных работ, включая разработку градостроительной документации, архитектурная деятельность и выполнение строительно-монтажных работ, а также производство строительных материалов, изделий и конструкций, изготовление строительных и дорожных машин и различной строительной техники в интересах участников Соглашения.

К функциям Совета отнесены:

- согласование и совместная реализация межгосударственного сотрудничества в строительной деятельности по наиболее важным и актуальным направлениям;

- выработка рекомендаций по сближению законодательства в строительной деятельности участников Соглашения;

- определение основных направлений совместных научных исследований и межгосударственных научно-технических программ и проектов;

- разработка и контроль за ходом реализации совместных программ и проектов, а также разработка прогнозов развития и размещения промышленности строительных материалов и производства конструкций и изделий, строительного и дорожного машиностроения;

- содействие созданию совместных предприятий, фирм, акционерных обществ в строительстве, промышленности строительных материалов, строительном и дорожном машиностроении;

- оказание содействия формированию межгосударственных инвестиционного, подрядного и проектного рынков, а также развитию их инфраструктуры;

- осуществление согласованной деятельности в вопросах технического нормирования, стандартизации и сертификации с последующим сближением нормативной базы в соответствии с международными требованиями;

- согласование методологического обеспечения организации проектирования, деятельности государственного строительного надзора, экспертизы, ценообразования в строительстве, нормирования расхода материальных ресурсов, тарификации строительных работ, нормирования и охраны труда;

- взаимодействие в вопросах организации лицензирования строительной деятельности, сертификации продукции;

- содействие в разработке программ подготовки и переподготовки кадров строительных комплексов для работы в условиях рыночной экономики;

- организация взаимопомощи при ликвидации последствий крупных аварий и стихийных бедствий.

Первое заседание Совета состоялось 8 декабря 1994 года в г. Минске. Заседания также проходили в Российской Федерации, Республике Беларусь по четыре раза, Республике Молдова - три, в Республике Армения, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Таджикистан и Украине - по два, Азербайджанской Республике и Грузии - по одному разу.

На заседании Совета заслушиваются и обсуждаются актуальные вопросы строительной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства государств - участников СНГ. Широкий перечень вопросов, рассмотренных в рамках повесток дня заседаний в период с 1994 по 2006 год, приведен в приложении.

Заседания Совета, по сути, являются значимыми событиями в деятельности соответствующих национальных органов управления по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Рассматриваемые вопросы позволяют аккумулировать и использовать в практической работе весь приобретенный государствами Содружества опыт в организации строительной деятельности, избежать многих ошибок и просчетов, сэкономить средства для решения многих технических и экономических вопросов, не допускать параллельной разработки ряда научных и прикладных задач.

В рамках Совета при непосредственном и активном участии всех его членов разработаны и затем подписаны на заседаниях Совета глав правительств Содружества Независимых Государств следующие документы:

1. Соглашение о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств - участников Содружества Независимых Государств, от 27 марта 1997 года.

Данное Соглашение регулирует взаимоотношение сторон по взаимному признанию лицензий на осуществление строительной деятельности, в том числе определяет терминологию, срок действия лицензий, размер оплаты.

2. Соглашение о межгосударственной экспертизе проектов строительства, представляющих взаимный интерес для государств - участников Содружества Независимых Государств, от 13 января 1999 года.

Соглашение упорядочило вопрос строительства объектов, которые представляют взаимный интерес для двух государств и более; приграничных объектов, сооружаемых на территории одного из государств, расчетная зона влияния которых на окружающую среду пересекает границы сопредельных государств; линейно-протяженных объектов, прохождение которых планируется по территории двух государств и более, объектов, сооружаемых на средства инвесторов двух государств и более, а также объектов, сооружаемых одним государством на средства одного или нескольких государств.

В рамках Соглашения Комиссией по межгосударственной экспертизе проектов Совета проведена межгосударственная экспертиза:

- по обоснованию инвестиций в реконструкцию и модернизацию нефтепровода Атырау - Самара (Казахстан - Россия);

- проекта "Радиоастрономическая обсерватория РТ-70 на плато Суффа Республики Узбекистан";

- технико-экономического обоснования создания космического ракетного комплекса "Байтарек" на космодроме "Байконур" Республики Казахстан;

- рабочего проекта "Реконструкция и усиление здания школы N 6 в г. Гюмри Республики Армения".

В 2006 году межгосударственная экспертиза проводилась по следующим объектам Республики Армения:

- расширение и реконструкция Государственного педагогического института г. Гюмри;

- восстановление трех русских церквей на территории г. Гюмри;

- строительство спортивного зала школы N 19 Министерства обороны Российской Федерации в г. Гюмри;

- строительство незавершенного 72-квартирного жилого дома Министерства обороны Российской Федерации в г. Гюмри;

- расширение больничного комплекса в п. Ахурян.

3. Градостроительная Хартия Содружества Независимых Государств от 4 июня 1999 года, определившая цели, приоритеты, основные направления совместных действий по устойчивому пространственному планированию и градостроительному развитию территорий сопредельных государств.

Этот межгосударственный документ служит основой для расширения дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества между заинтересованными организациями СНГ в области управления, планирования и обустройства территорий, взаимосогласованного развития приграничных регионов, в том числе по вопросам окружающей среды, взаимоувязанного развития зон транспортно-коммуникационных коридоров; внедрению современных информационных технологий при разработке генеральных, зональных планов; подготовки научных, проектных и педагогических кадров в строительной деятельности, других направлениях.

Самую активную роль в этом направлении играет Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, являющееся штаб-квартирой Комиссии по градостроительству Совета.

Проведен ряд мероприятий по выполнению основных положений Градостроительной Хартии СНГ: разработана и утверждена Решением N 9 двенадцатого заседания Совета (г. Душанбе, июнь 2000 года) Программа деятельности национальных органов управления в области строительства и градостроительства стран СНГ по реализации Градостроительной Хартии СНГ, в соответствии с которой определены ответственные исполнители межгосударственных документов.

В рамках выполнения обязательств белорусской стороной с учетом предложений заинтересованных организаций Содружества начиная с 2001 года разработаны:

- Концепция экологической реконструкции населенных пунктов и территорий государств Содружества в связи с переходом к устойчивому развитию;

- проект соглашения о системе подготовки и переподготовки в государствах Содружества специалистов органов управления, научных, проектных и педагогических кадров в сфере градостроительной деятельности;

- проект комплексной научно-технической программы по приоритетным направлениям градостроительной деятельности;

- проект перечня головных (ведущих), национальных и межгосударственных научно-исследовательских, проектных и учебных организаций в сфере градостроительной деятельности, создания и ведения государственного градостроительного и территориального кадастров в государствах Содружества;

- проект соглашения о разработке и порядке согласования представляющих взаимный интерес программ и проектов по строительству отдельных объектов (комплексов), развитию приграничных территорий (регионов) и зон влияния трансграничных транспортно-коммуникационных коридоров государств Содружества.

Документы подготовлены Комиссией по градостроительству, возглавляемой заместителем Министра Республики Беларусь, и согласованы в национальных органах управления в области архитектуры, строительства и градостроительства государств - участников СНГ.

В 2003 году издан Перечень головных (ведущих) национальных и межгосударственных научно-исследовательских, проектных и учебных организаций в сфере градостроительной деятельности, создания и ведения государственного градостроительного и территориального кадастров в государствах Содружества.

В целях практической реализации Градостроительной Хартии СНГ национальным органам управления в области архитектуры, строительства и градостроительства государств - участников СНГ в перспективе потребуется приложить дополнительные усилия по обеспечению разработки межгосударственных документов с учетом - актуальности проблем, стоящих перед строительными комплексами государств - участников СНГ.

Эффективным механизмом Совета стала работа 13 профильных комиссий, созданных по различным направлениям строительной деятельности. В процессе непосредственного общения специалисты, объединяя усилия и накопленный опыт, отрабатывают общие для государств Содружества вопросы с учетом всестороннего их рассмотрения.

Существенное значение для строительных отраслей государств Содружества имеет обмен научно-технической информацией, проектными и конструкторскими наработками, опытом создания и реализации научно-технических и социально-экономических программ. Наиболее значимые профильные комиссии наработали ценный практический материал, востребованный в государствах Содружества.

Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС), образованная в соответствии с решением совещания руководителей органов государственного управления строительством стран СНГ в июне 1992 года, осуществляет свою работу при Совете и одновременно работает в рамках Межправительственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, где ей предоставлено право принимать соответствующие документы в области строительства.

Основной задачей МНТКС является создание межгосударственной нормативной базы по строительству в государствах - участниках СНГ и организация разработки нормативных документов по приоритетным направлениям стандартизации и технического нормирования в строительстве. Работы, проводимые МНТКС, позволяют ускорить создание в государствах национальных систем нормирования и стандартизации в строительстве, сосредоточить научный потенциал государств - участников СНГ и повысить в целом эффективность этой работы.

За время своей работы МНТКС к началу 2006 года разработала и приняла 233 нормативных документа: межгосударственные строительные нормы (МСН) - 23, межгосударственные своды правил по проектированию и строительству (МСП) - 12, межгосударственные стандарты в области строительства (ГОСТ) - 198, а также 92 изменения.

Среди разработанных и принятых нормативных документов - основополагающие строительные нормы по пожарной безопасности, опасным геофизическим воздействиям, вопросам энергосбережения в зданиях, естественному и искусственному освещению, железным дорогам, железнодорожным и автодорожным тоннелям. Межгосударственные стандарты разработаны в первую очередь на методы испытаний конструкций и строительных материалов, а также на наиболее массовые виды строительных изделий и материалов, эксплуатационные характеристики зданий.

24-25 мая 2006 года МНТКС провела 29 заседание, на котором рассмотрен План работ по межгосударственной стандартизации и техническому нормированию на 2006 год. Планом предусмотрена разработка типовой структуры общего технического регламента, а также межгосударственных нормативных документов.

Комиссией по энергосбережению в строительстве, стройиндустрии и жилищно-коммунальному хозяйству (КЭС) в 2004-2005 годах проводилась последовательная работа по реализации политики энергосбережения в строительной отрасли.

В соответствии с планом работ КЭС головными исполнителями от государств - участников СНГ обобщен и проанализирован имеющийся опыт, подготовлены и представлены на рассмотрение Совета отчеты по выполнению энергосберегающих программ и проектов.

Государственный комитет строительства и архитектуры Азербайджанской Республики:

- расширение законодательной базы в области энергосбережения;

- внедрение поквартальных систем отопления;

- повсеместное внедрение приборов адресного учета и регулирования энергетических и водных ресурсов;

- реализация государственной программы по использованию альтернативных - возобновляемых источников энергии на период 2005 - 2013 годы.

Министерство градостроительства Республики Армения:

- расширение перечня нормативных документов в области экономии энергоресурсов;

- предложения по принятию концептуального подхода по восстановлению и развитию централизованного теплоснабжения жилого фонда;

- реализация Национальной программы по энергосбережению.

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь:

- реализация пятилетней и ежегодной программ по энергосбережению;

- внедрение научно-исследовательских работ в строительные технологии;

- введение новых нормативных документов в области энергосбережения;

- внедрение систем качества на базе стандартов ИСО серий 9000 и систем управления окружающей средой на базе стандартов ИСО серии 14000.

Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан:

- расширение нормативной базы;

- создание новых производственных мощностей по производству теплоизоляционных и стеновых материалов.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации:

- активизация административно-нормативных мер;

- совершенствование правил учета и контроля энергоресурсов;

- создание системы экономического стимулирования в области энергосбережения;

- реализация подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы".

Государственный комитет строительства и архитектуры Республики Таджикистан:

- создание нормативной базы энергосбережения;

- широкое использование энергии солнца в производстве энергоемкой продукции, при строительстве жилья для отопления и горячего водоснабжения.

Комиссии по совершенствованию систем качества в строительстве в соответствии с утвержденным Советом планом работ на 2006-2007 годы предстоит:

- разработать межгосударственные строительные нормы МСН "Проведение экспертизы проектов, нормативных документов";

- разработать межгосударственные своды правил МСП "Порядок поставки на рынок строительной продукции";

- разработать МСП "Положения о порядке деятельности Комиссии по техническому освидетельствованию новой строительной продукции, снаряжения и процессов";

- разработать МСП "Правила разработки технического освидетельствования новой строительной продукции, снаряжения и процессов";

- ознакомиться с опытом работы органов контроля качества в строительстве государств - участников СНГ: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация;

- провести семинары по изучению современных методов контроля качества в строительстве.

Комиссия по сейсмостойкому строительству и уменьшению природно-техногенных последствий по поручению Совета выполнила и выполняет следующие работы:

- конкретизация МСП "Предотвращение аварийных ситуаций в строительстве" ("сейсмонадежностъ") путем первоочередной разработки и распространения в государствах - участниках СНГ нормативного документа по предотвращению прогрессирующего обрушения строительных сооружений;

- конкретизация МСП "СейсмоПолис", разработка и распространение в государствах - участниках СНГ (кроме Белоруссии) Альбома эталонных технических решений и строительных технологий по сейсмоусилению зданий массовой застройки;

- разработка на примере г. Тбилиси эталонного проекта по проблеме превентивной надежности (сохранности) памятников зодчества;

- организация постоянно действующей (1-2 раза в год) школы-семинара по подготовке, повышению квалификации специалистов государств - участников СНГ в области строительства и эксплуатации зданий и сооружений в условиях сложных и опасных природных и техногенных воздействий;

- формирование Коллегии экспертов международного класса (по результатам подготовки и сертификации экспертов) для инженерного обследования и анализа строительных аварий, последствий террористических актов, природно-техногенных и социальных бедствий крупного масштаба и рекомендаций для ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций и превентивной безопасности строительных сооружений;

- подготовка и передача на рассмотрение/внедрение в государствах - участниках СНГ на правах МСН следующих нормативно-технических документов:

- проект ГОСТ "шкала для измерения бедствий",

- проект межгосударственного стандарта "Классификация (сейсмической) уязвимости строительных сооружений", СНиП "Реконструкция, восстановление и усиление зданий и сооружений";

- организация национальных ассоциаций/обществ по сейсмостойкому строительству и оформление их членства в Европейской (ЕАС) и Международной (МАСС) ассоциациях по сейсмостойкому строительству.

За время существования Комиссии по межгосударственной экспертизе проектов Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности состоялось 10 заседаний, на которых были рассмотрены и приняты следующие документы:

1. Положение о Комиссии по межгосударственной экспертизе проектов;

2. Соглашение о межгосударственной экспертизе проектов строительства, представляющих взаимный интерес для государств - участников СНГ;

3. Положение о межгосударственной экспертной группе по рассмотрению проектов строительства, представляющих взаимный интерес для государств-участников СНГ;

4. Основные требования по составу и содержанию сводного заключения межгосударственной экспертизы;

5. Межгосударственная инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектной документации строительства зданий, сооружений и их комплексов в государствах - участниках СНГ.

Кроме того, на заседании Комиссии обсуждались следующие вопросы:

1. О необходимости создания банка данных нормативных и методических документов в области проектирования и строительства, используемых при экспертизе проектов в каждой стране, а также накопление и систематизация фонда экспертных заключений по объектам, представляющим взаимный интерес при помощи системы информационного обеспечения органов экспертизы.

2. О целесообразности сопоставления национальных нормативов с российскими и создание банка данных нормативных правовых документов в области экспертизы государств - участников СНГ.

3. О необходимости разработки межгосударственного документа (конвенции) о государственной экспертизе градостроительной и проектной документации в государствах - участниках СНГ.

4. О целесообразности принятия к сведению Перечня основных нормативных документов Российской Федерации, используемых при экспертизе проектов строительства объектов производственного назначения.

5. О целесообразности использования в практической работе экспертными организациями государств СНГ, представленных в Комиссии, межгосударственных строительных стандартов, приведенных в Перечне межгосударственных нормативных документов в строительстве, разработанных и принятых Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве и др.

На XX заседании Совета, состоявшемся 29-30 сентября 2004 года в Москве, подписано межведомственное Соглашение о взаимодействии органов государственного управления по строительству государств - участников СНГ при восстановлении зданий и сооружений, пострадавших от стихийных бедствий. Данным Соглашением предусмотрены специальные меры взаимопомощи между органами государственного управления по строительству государств - участников СНГ при возникновении стихийных бедствий.

Члены Совета:

- оказывают помощь в оценке ущерба;

- разрабатывают особый порядок финансирования;

- оказывают содействие в разработке упрощенного порядка предпроектной и проектной стадии строительства, а также упрощенного порядка проведения конкурса на строительство и восстановление жилья, пострадавшего от стихийных бедствий;

- обмениваются информацией о практике ограничения строительства и освоении территорий в зонах повышенного риска;

- сотрудничают в решении вопросов внедрения системы страхования жилья и инженерной инфраструктуры для оперативного привлечения финансовых ресурсов;

- разрабатывают проекты комплектов быстровозводимого жилья, отвечающего требованиям действующих строительных норм по долговечности, сейсмостойкости, энергоэффективности, комфорту и соответствующего климатическим, геологическим и другим особенностям региона строительства.

В соответствии с решением N 8 ХХII заседания Совета, состоявшегося 17-18 октября 2005 года в г. Душанбе, проведен I Международный конкурс на лучшую строительную и проектную организацию, предприятие строительных материалов и стройиндустрии за 2005 год. Утверждено Положение о проведении конкурса. Конкурс проводился в целях выявления, поощрения, пропаганды и распространения передового опыта, наиболее эффективно работающих предприятий и организаций строительных комплексов государств - участников СНГ.

На предложение об участии в конкурсе откликнулись 157 организаций и предприятий из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Молдовы, России и Таджикистана. Среди них 89 строительных организаций, 48 предприятий строительных материалов и стройиндустрии и 22 проектные организации.

Для решения организационных вопросов по ходу проведения конкурса и подведения его итогов был сформирован Оргкомитет из представителей Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана.

Итоги конкурса подводились среди предприятий и организации всех форм собственности, различного организационно-правового статуса и ведомственной принадлежности по основным показателям деятельности в соответствии с утвержденным Положением о конкурсе, дифференцированно по трем группам предприятий:

первая - строительные предприятия и организации;

вторая - предприятия строительных материалов и стройиндустрии;

третья - проектные организации.

Методика оценки эффективности работы предприятий по сумме всех критериев их деятельности утверждена по аналогии с методикой российских конкурсов.

При подведении итогов выявлены победители конкурса: по первой группе - 31 предприятие; по второй - 10; по третьей - 10 организаций. Всего - 51 предприятие и организация: 36 из Российской Федерации, 6 из Беларуси, 3 из Таджикистана, по 2 из Армении и Молдовы, по 1 из Казахстана и Азербайджана.

Все предприятия - победители конкурса являются ведущими в своей области деятельности, неоднократными победителями региональных и республиканских конкурсов за достижение высокой эффективности и конкурентоспособности за предыдущие годы.

Организации и предприятия, награжденные дипломами и сертификатами конкурса:

- могут использовать символы, полученные ими дипломы и сертификаты в своих рекламных целях;

- участники конкурса, награжденные дипломами в течение трех лет, рекомендуются Советом для получения подряда строительных работ в государствах - участниках СНГ.

Награждение победителей конкурса рекомендовалось провести в торжественной обстановке накануне Дня строителя руководителями министерств и госкомитетов строительства государств - участников. СНГ. Результаты конкурса со списками его победителей опубликованы в журнале "Бюллетень строительной техники", отраслевых печатных органах государств - участников СНГ, других средствах массовой информации. Информация о предприятиях-победителях Конкурса будет опубликована в "Золотой книге строительных организаций (предприятий) стран - участников СНГ".

Последнее в 2006 году очередное ХХIII заседание Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности состоялось 9 июля 2006 года в г. Минске. На заседании Совета присутствовали руководители национальных органов управления строительством из Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Председателем Совета избран Министр архитектуры и строительства Республики Беларусь Селезнев А.И. На заседании обсуждены вопросы повестки дня и приняты решения, определяющие направления дальнейшей работы Совета и конкретные меры по реализации уже достигнутых договоренностей.

Официальным печатным органом Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности является журнал "БСТ" (Бюллетень строительной техники), организующий публикацию материалов заседаний Совета; новых, передовых методов производства строительных работ; изготовления строительных материалов и стройиндустрии; материалов, касающихся строительной деятельности государств - участников СНГ.

Межправительственным советом по сотрудничеству в строительной деятельности во главу угла ставится необходимость работы на перспективу, которую требуется проводить вместе с профессионалами отрасли. Благодаря взаимодействию в рамках Совета лучше и конкретнее определяются "болевые" точки, присущие строительной отрасли в государствах Содружества, находятся более эффективные пути решения насущных проблем. На заседаниях Совета, встречах различного уровня руководители строительных отраслей, предприятий, специалисты государств - участников СНГ получают концентрированную информацию из первых рук о состоянии дел в отрасли, чувствуют ритм ее жизни.

Приложение

Вопросы, рассмотренные Межправительственным советом по сотрудничеству в строительной деятельности в рамках повесток дня заседаний в период с 1994 по 2006 год

I заседание 8 декабря 1994 года, г. Минск

1. О Межправительственном совете по сотрудничеству в строительной деятельности - общая информация.

2. Утверждение Положения о Секретариате Межправительственного совета и назначение руководителя Секретариата Совета.

3. Формирование Комиссий и вспомогательных органов Совета.

4. Предложения по перечню важнейших Межгосударственных программ по строительной деятельности и их финансированию.

II заседание 17 - 19 мая 1995 года, г. Алма-Ата

1. Жилищная политика стран СНГ на современном этапе.

2. Основные направления, энергосбережения в строительстве.

3. Архитектурно-градостроительный надзор и лицензирование в строительной деятельности стран СНГ.

III заседание 11 - 14 октября 1995 года, г. Кишинев

1. Организация Кадастровой системы для градостроительства в странах СНГ.

2. Обеспечение сейсмостойкости зданий и сооружений.

3. Организация экспертизы проектов строительства в странах СНГ.

IV заседание 16-17 мая 1996 года, г. Киев

1. Подготовка к международной конференции Хабитат II.

2. Совершенствование систем качества в строительстве.

3. Проблемы территориального развития и градостроительного планирования в странах СНГ.

V заседание 16 - 20 сентября 1996 года, г. Бишкек

1. МЭК и Межправительственный Совет по сотрудничеству в строительной деятельности.

2. О ходе работ по созданию Межгосударственных строительных норм и стандартов.

3. Сертификация строительной продукции в странах СНГ.

VI заседание 24 - 26 апреля 1997 года, г. Москва

Концепция жилищной политики и проблемы финансирования жилищного строительства в государствах - участниках СНГ.

VII заседание 1-2 октября 1997 года, г. Ереван

1. Концептуальные подходы к вопросу усиления и восстановления поврежденных зданий и сооружений и опыт усилительно-восстановительных работ в странах СНГ.

2. Концептуальные подходы к ценообразованию в рыночных условиях строительной деятельности государств Содружества.

3. Проблемы возрождения и освоения горных территорий в странах СНГ.

4. Об организации Межгосударственного бюро обмена места жительства и операций с недвижимостью.

VIII заседание 27 - 29 мая 1998 года, г. Минск

1. Опыт работы Комиссии по градостроительству. Градостроительная Хартия стран СНГ.

2. Опыт реформ в жилищной и коммунальной сферах в государствах Содружества Независимых Государств.

3. О развитии конкурентной среды в строительной деятельности.

4. Использование в жилищном строительстве Российской Федерации внебюджетных источников финансирования.

5. О государственной политике стран Содружества в области социального жилья.

6. О взаимном признании квалификационных сертификатов в строительстве.

7. Энергосбережение в строительстве стран СНГ. Опыт и перспективы.

IX заседание 30 сентября - 2 октября 1998 года, г. Тбилиси

1. Опыт разработки и реализации государственных целевых программ развития малых и средних городов в условиях экономической реформы.

2. Проблемы реконструкции жилищного фонда первых массовых серий. Опыт и пути их решения в странах СНГ.

3. Опыт развития конкурентной среды в строительной деятельности в странах СНГ.

4. О состоянии и путях гармонизации законодательной, информационной и сметно-нормативной базы по вопросам ценообразования в строительстве.

5. Организация системы учета строящихся жилых домов в странах СНГ.

6. Новая правовая, социально-экономическая среда и проблемы градостроительства на примере Грузии.

X заседание 25 - 28 мая 1999 года, г. Киев

1. О концепции устойчивого развития населенных пунктов стран СНГ;

2. Градостроительное планирование территорий.

3. О Градостроительной Хартии Содружества Независимых Государств.

4. Реформа жилищно-коммунального хозяйства стран СНГ.

5. О проблемах взаимодействия надзорных ведомств стран СНГ по стандартизации, сертификации и аккредитации в области строительства.

6. Обустройство приграничных территорий стран СНГ и финансирования проектных работ по их обустройству.

7. О работе Комиссий Межправительственного совета.

8. Проблемы и задачи национальных органов управления строительной отраслью в связи с вступлением независимых государств во Всемирную торговую организацию.

XI заседание 22-23 сентября 1999 года, г. Кишинев

1. О социальной защите населения в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

2. Сотрудничество по совершенствованию законодательной и нормативной базы в области проектирования и строительства, а также энергоресурсосбережения в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве стран СНГ.

3. Проблемы повышения сейсмостойкости зданий, опыт их решения.

4. Основные проблемы использования городских земель в условиях рыночной экономики в странах СНГ.

5. О расширении интеграции стран СНГ в инвестиционной деятельности, в том числе в развитии материально-технической базы строительной отрасли.

6. Вопросы организации сотрудничества в сфере архитектурно-строительного контроля (инспекции) стран СНГ.

7. О работе Комиссии по градостроительству.

ХII заседание 7-10 июня 2000 года, г. Душанбе

1. Об опыте работ по возрождению и освоению горных территорий в странах СНГ.

2. Межгосударственный лизинг в строительной деятельности в развитии Конвенции о межгосударственном лизинге СНГ с целью подготовки межгосударственных соглашений.

3. Об опыте проектирования, усиления объектов, пострадавших от стихийных бедствий и эксплуатируемых зданий с учетом требований СНиП.

4. Адаптация и гармонизация законодательств стран СНГ в области лицензирования и совершенствования работы надзорных органов в целях создания единого рынка строительных услуг.

5. Выработка единого методологического подхода по совершенствованию сметной нормативной базы по ценообразованию в строительстве.

6. О защите интересов строительных компаний стран СНГ при размещении заказов на основе тендеров.

7. О направлениях реструктуризации предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов и опыте их реализации в странах СНГ.

8. О работе Комиссии по жилищной политике и коммунальной реформе.

9. Организация взаимодействия государств - участников СНГ в области создания системы ипотечного жилищного кредитования.

10. О проблемах и задачах государственных жилищных инспекций стран СНГ.

11. О работе Комиссий Межправительственного совета за 1999 год и утверждения планов работ на 2000-2001 годы.

12. Вопросы организации сотрудничества в области подготовки межправительственных соглашений. Проблемы и перспективы.

ХIII заседание 20-21 сентября 2000 года, г. Баку

1. О проблемах сохранения исторического наследия и рационального использования сложившегося архитектурно-художественного и социально-культурного потенциала в современном градостроительстве.

2. Определение общих принципов гармонизации нормативной базы, регламентирующей разработку, согласование, экспертизу и утверждение проектно-изыскательской документации.

3. Проблемы жилищного хозяйства на рубеже веков.

4. Основные направления государственной стратегии развития жилищной реформы в 2001 - 2005 годах и на долгосрочную перспективу.

5. Состояние капитального строительства в странах СНГ и обобщение их опыты.

6. Законодательное обеспечение планирования и застройка территорий в странах СНГ.

7. О состоянии работы надзорных органов в строительстве стран СНГ и унификация их деятельности.

8. Методы усиления поврежденных зданий и сооружений.

9. Вопросы организации сотрудничества в области подготовки межправительственных соглашений.

ХIV заседание 13-14 июня 2001 года, г. Астана

1. Десять лет независимости Казахстана и пути развития строительного комплекса.

2. Современное состояние и проблемы обновления жилищного фонда в странах СНГ.

3. Формирование цен на проектные, изыскательские работы и экспертизу проектно-сметной документации. Разработка нормативной базы с учетом опыта развитых европейских стран.

4. О ходе реализации Градостроительной Хартии стран СНГ.

5. О демонополизации жилищно-коммунальной сферы и защите прав потребителей.

6. О деятельности Совета в 2000 году и перспективах многостороннего межправительственного сотрудничества в строительстве и промышленности строительных материалов в СНГ.

7. О работе Комиссии по межгосударственной экспертизе проектов.

8. О работе Комиссии по развитию материально-технической базы строительного комплекса.

XV заседание 24-25 октября 2001 года, г. Москва

1. Об опыте изучения основных направлений развития конкурентной среды в строительстве стран СНГ.

2. Возможности свободного применения странами СНГ нормативных документов других стран СНГ и создания единого нормативного пространства.

3. Принципы формирования жилищного законодательства в странах СНГ.

4. Об итогах участия антидемпинговых расследованиях, связанных с экспертными поставками строительных материалов на рынки Прибалтики.

5. Кондоминиумы. Накопленный опыт в странах СНГ.

6. Санация и реабилитация крупнопанельных жилых домов первой массовой застройки в странах СНГ.

7. Концепция государственной стратегии в обеспечении безопасности и гармоничной жизнедеятельности приграничных населенных пунктов. Градостроительные аспекты.

8. О деятельности органов Содружества за 10-летний период и перспективах многостороннего сотрудничества в строительной индустрии государств - участников СНГ.

XVI заседание 6 - 7 июня 2002 года, г. Москва

1. О методах ценообразования в строительстве в современных условиях.

2. Опыт снижения стоимости строительства жилья.

3. Тарифная политика в жилищно-коммунальной сфере.

4. Об основах градостроительной политики государств - участников СНГ.

5. Опыт восстановления зданий и сооружений, подвергшихся сейсмическому воздействию.

6. Законотворческая деятельность стран СНГ в области строительства в новых экономических условиях.

7. Информация Секретариата Межправительственного совета.

ХVII заседание 2-3 октября 2002 года, г. Кишинев

1. Проблемы существующего построенного фонда в новых социально-экономических условиях.

2. Кондоминиумы. Накопленный опыт в странах СНГ.

3. О сближении лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиатам на осуществление строительной деятельности государств - участников СНГ.

4. Осуществление контроля за качеством выполняемых строительно-монтажных работ на объектах, строящихся на территории Кыргызской Республики по международным договорам иностранными подрядчиками.

5. Опыт стран СНГ по созданию инвестиционного климата в сфере строительства жилья.

6. Опыт инженерной защиты зданий и сооружений от влияния природных техногенных явлений с использованием прогрессивных и экономичных решений.

ХVIII заседание 4 - 5 июня 2003 года, г. Минск

1. Система ценообразования в строительстве стран СНГ.

2. Политика обустройства территорий приграничных территорий как фактов, влияющих на развитие населенных пунктов. Опыт стран СНГ, возможность разработки и утверждения совместных планов.

3. Об опыте организации работ по восстановлению жилого фонда, пострадавшего от стихийных бедствий.

4. Об опыте решения проблем ресурсосбережения и энергоснабжения в странах СНГ.

5. Опыт градостроительного планирования в новых экономических условиях.

6. Нормативная база и опыт реставрации памятников архитектуры в странах СНГ.

7. Об опыте работы государств - участников СНГ в области защиты потребителей в жилищно-коммунальной сфере.

8. Практика контроля за качеством строительства объектов, возводимых в странах Содружества по международным контрактам с участием иностранных подрядчиков.

9. О сближении лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиатам на осуществление строительной деятельности государств - участников СНГ.

10. О возможном расширении деятельности Исполнительного бюро Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат) при Госстрое России.

XIX заседание 9 - 12 сентября 2003 года, г. Бишкек

1. Опыт градостроительного планирования в новых экономических условиях в Кыргызской Республике.

2. О практике внедрения ипотечной системы кредитования строительства жилья в страх СНГ.

3. Об опыте разработки генеральных планов городов Республики Беларусь и стран СНГ.

4. Модернизация крупнопанельных жилых домов, построенных по типовым проектам первых массовых серий с учетом тепло- и энергосберегающих мероприятий в Республике Беларусь.

5. О состоянии и развитии нормативно-правовой базы по обеспечению сейсмической безопасности в странах СНГ.

6. Пути решения проблем модернизации или ликвидации аварийно-опасных зданий и сооружений в странах СНГ.

7. Законодательное и нормативно-методическое регулирование подрядов в строительстве.

XX заседание 29 - 30 сентября 2004 года, г. Москва

1. Перспективы развития строительного комплекса России и стран СНГ.

2. Система переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров в строительстве.

3. Опыт оптимизации процессов разрешительных процедур в сфере градостроительства.

4. Опыт проектирования и строительства высотных зданий выше 25 этажей. Пути совершенствования нормативной базы.

5. Вопросы управления многоквартирным жилым фондом: проблемы и опыт.

6. Опыт привлечения инвестиций в строительство инженерных систем водоснабжения и канализации.

7. Перепрофилирование промышленных и гражданских зданий существующей застройки.

8. Опыт реализации законодательных актов в архитектуре и строительстве в странах СНГ.

9. Определение стоимости проектно-изыскательских работ в условиях рыночной экономики.

XXI заседание 20 - 21 мая 2005 года, г. Ереван

1. Градостроительная политика в России и странах СНГ.

2. Концепция управления многоквартирными жилыми домами.

3. Формирование концептуальных подходов разработки модельного правового акта по проблемам оптимизации процессов разрешительных процедур в сфере градостроительства стран СНГ.

4. О законодательной базе по привлечению инвестиций и налогообложении, а также о действующей тарифной политике на услуги водоснабжения и канализации в странах СНГ.

ХХII заседание 17 - 18 октября 2005 года, г. Душанбе

1. Проблемы снижения риска от стихийных бедствий.

2. Направление реформирования системы нормативных документов в области строительства.

3. Охрана культурного и природного наследия. Проблемы исторических городов, управление и развитие институциональных возможностей.

4. Опыт Республики Беларусь по развитию и формированию сети сельских базовых населенных пунктов (агрогородков) и созданию оптимальных условий жизнедеятельности в рамках реализации Государственной Программы возрождения и развития села на 2005 -2010 годы.

5. О государственной программе развития жилищного строительства в Республике Казахстан и странах СНГ на 2005 - 2007 годы.

6. Практика комплексной автоматизации ценообразования в строительстве на примере Республики Таджикистан и стран СНГ.

ХХIII заседание 7-8 июля 2006 года, г. Минск

1. Комплексная программа развития строительной отрасли Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы.

2. Пути решения проблемы обеспечения граждан стран СНГ доступным и комфортным жильем.

3. Опыт стран СНГ в развитии строительной индустрии.

4. Об опыте применения в жилых и гражданских зданиях автономных систем отопления с применением современного энергоэффективного инженерного оборудования. Комплексное решение проблем внедрения в массовое строительство.

5. Законодательное и нормативно-методическое регулирование размещения подрядов в строительстве.

6. Об опыте организации работ по восстановлению построенного фонда, пострадавшего от стихийных бедствий, а также ветхих зданий и сооружений.

Оговорка Азербайджанской Республики к Решению Экономического совета Содружества Независимых Государств от 30 марта 2007 года "О деятельности Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности"

Азербайджанская Республика не является участником Градостроительной Хартии СНГ от 4 июля 1999 года.

 

Первый заместитель Премьер-министра Азербайджанской Республики                                       Я. Эюбов