Приказ Федерального агентства по атомной энергии от 19 февраля 2008 г. N 82 Об организации подготовки сообщений и информировании общественности в случае событий, влияющих на безопасность функционирования организаций, находящихся в ведении Росатома В соответствии с Положением о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Росатома, утвержденным приказом Росатома от 13.03.2006 N 108, приказываю: 1. Утвердить Положение об организации подготовки сообщений и информировании общественности в случае событий, влияющих на безопасность функционирования организаций, находящихся в ведении Росатома (приложение). 2. Начальникам управлений и руководителям организаций принять указанное положение к руководству и исполнению. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Врио руководителя И.М. Каменских Положение об организации подготовки сообщений и информировании общественности в случае событий, влияющих на безопасность функционирования организаций, находящихся в ведении Росатома
1. Общие положения1.1. Настоящее Положение об организации подготовки сообщений и информировании общественности в случае событий, влияющих на безопасность функционирования организаций, находящихся в ведении Росатома (далее - Положение), разработано в целях организации Федеральным агентством по атомной энергии (далее - Росатом) информирования населения через средства массовой информации (далее - СМИ) и по иным каналам* о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности организаций, находящихся в ведении Росатома, приемах и способах защиты персонала, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также по предоставлению информации о произошедшем событии в форме, исключающей распространение информации ограниченного доступа. Организация подготовки сообщений и информирование общественности в случае событий, влияющих на безопасность функционирования организаций, находящихся в ведении Росатома, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 1.2. К событиям, влияющим на безопасность функционирования организаций, находящихся в ведении Росатома (далее - события, влияющие на безопасность), относятся: аварии, опасные природные явления, катастрофы, стихийные или иные бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей природной среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей, и в результате которых сложилась обстановка, соответствующая классификации чрезвычайных ситуаций, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; события, классифицируемые по Международной шкале ядерных событий (далее - шкала ИНЕС), являющейся средством для оперативного информирования общественности в согласованной форме о значимых с точки зрения безопасности событиях (нарушениях), происшедших на объектах использования атомной энергии; события, нарушающие условия безопасной эксплуатации особо радиационно опасных, ядерно опасных производств и объектов, опасных производственных объектов, в том числе при транспортировании (перевозке) радиоактивных материалов, классифицируемые и расследуемые в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, и превышающие установленные пределы радиационного воздействия на работников (персонал), население и окружающую среду; иные события, влияющие на безопасность функционирования организаций, находящихся в ведении Росатома, способные вызвать обеспокоенность персонала и населения, а также широкий общественный резонанс. 1.3. Организация подготовки сообщений и информирование общественности в случае событий, влияющих на безопасность, осуществляется по следующим направлениям: 1) Обеспечение доступа граждан и организаций к информации о деятельности Росатома и организаций находящихся в его ведении, путем создания информационных ресурсов, содержащих сведения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, размещаемых в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет. В формировании информационных ресурсов участвуют структурные подразделения Росатома и организации, находящиеся в ведении Росатома, в соответствии с Регламентом Федерального агентства по атомной энергии, утвержденным приказом Росатома от 07.10.2005 N 486 и Регламентом размещения общедоступной информации на Официальном Интернет-портале Федерального агентства по атомной энергии, утвержденным приказом Росатома от 25.07.2007 N 391. 2) Оперативное и достоверное информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемом или возникшем событии, влияющем на безопасность, путем предоставления гласной и открытой информации, в части касающейся данного события. Росатом и организации, находящиеся в ведении Росатома, участвуют в исполнении государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах в соответствии с полномочиями, возложенными на него законодательством Российской Федерации, и в рамках Функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Росатома (далее - ОСЧС), положение о которой утверждено приказом Росатома от 13.03.2006 N 108, а также в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС). Информацию о событиях, влияющих на безопасность, составляют сведения: о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях; о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности; о состоянии защиты персонала и территорий организаций, находящихся в ведении Росатома, при чрезвычайных ситуациях и принятых мерах по обеспечению их безопасности; о приемах и способах защиты населения при возникших чрезвычайных ситуациях; об оценке ситуации с применением шкалы ИНЕС. 1.4. В случае угрозы или возникновения событий, влияющих на безопасность, и при установлении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации для функционирования органов управления и сил ОСЧС, общую координацию обеспечения доступа граждан и организаций к информации о деятельности Росатома, информирования общественности и взаимодействия со СМИ осуществляют: на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Росатома (далее - ОКЧС); на объектовом уровне (в организациях и их филиалах) - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций (далее - КЧСО). Пресс-секретарь Росатома включается в состав ОКЧС, а руководители служб по связи с общественностью (пресс-служб) в организациях, находящихся в ведении Росатома, включаются в состав КЧСО. Работники, ответственные за подготовку сообщений в СМИ, включаются в состав экспертных групп ОКЧС Росатома и КСЧО, формируемых в установленном порядке. 1.4.1. В случае возникновения событий, влияющих на безопасность, для обеспечения координации деятельности и взаимной информационной поддержки при информировании общественности, пресс-служба Росатома и подразделения по связи с общественностью организаций, находящихся в ведении Росатома, взаимодействуют в составе ОСЧС на федеральном и объектовом уровне. 1.4.2. Должностными лицами, ответственными за организацию подготовки сообщений и информирование общественности при реагировании на событие, на федеральном уровне ОСЧС являются: а) должностные лица в Росатоме: заместитель руководителя Росатома в соответствии с должностным регламентом; пресс-секретарь Росатома; руководитель постоянно действующего органа управления ОСЧС - начальник Управления ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности; начальники Управлений, осуществляющие координацию деятельности организаций, эксплуатирующих объект, на котором произошло событие, влияющее на безопасность; б) руководитель органа повседневного управления ОСЧС - директор ФГУП "СКЦ Росатома"; 1.4.3. Должностными лицами, ответственными за организацию подготовки сообщений и информирование общественности при реагировании на событие на объектовом уровне ОСЧС в организациях, находящихся в ведении Росатома, а также в их филиалах, являются: уполномоченный заместитель руководителя организации; руководители подразделений по связям с общественностью (пресс-служб) или (в случае отсутствия таких подразделений) ответственные за работу со СМИ; руководители структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; руководители органов повседневного управления ОСЧС (оперативные дежурные дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС)). Права и обязанности должностных лиц по организации подготовки сообщений и информированию общественности в случае событий, влияющих на безопасность, устанавливаются должностными регламентами и должностными инструкциями, утверждаемыми соответствующими руководителями структурных подразделений, исходя из полномочий структурного подразделения по решению данной задачи. 1.5 Порядок подготовки сообщений и информирования общественности включается отдельным разделом в планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках ОСЧС, в планы действий аварийно-спасательных формирований на обслуживаемых объектах и территориях, а также в планы взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках РСЧС. 1.6. Информирование общественности в случае событий, влияющих на безопасность, включает в себя: а) подготовку информационных сообщений и размещение их на Официальном интернет-портале Росатома в установленном порядке; б) оповещение о классификации событий, происходящих на ядерных установках, с использованием шкалы ИНЕС; в) подготовку и распространение информационных сообщений для широкого круга СМИ, включая публикацию инструкций и рекомендаций населению; г) организацию и проведение брифингов, пресс-конференций, интервью для представителей СМИ; д) разработку сводок новостей, в зависимости от обстоятельств события (бюллетень, подробная сводка новостей, хронология событий, резюме брифинга, справочные материалы); е) поддержание информационной связи и координацию с представителями органов власти, участвующих в реагировании на событие; ж) ответы на внешние телефонные звонки представителей СМИ и граждан, включая организацию "горячей телефонной линии"; з) реагирование на недостоверную информацию; и) мониторинг сообщений в прессе и сети Интернет. 1.7. Основанием для информирования населения через СМИ о событии, влияющем на безопасность, является решение руководителя Росатома или руководителя организации, находящейся в ведении Росатома, о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил ОСЧС. Критерии информации, по которым принимается решение об информировании населения через средства массовой информации о событиях, влияющих на безопасность, содержатся: в информационных материалах о текущем состоянии предприятий отрасли и о возникновении событий, влияющих на безопасность, подготовленных в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами Росатома; в информации, подготовленной в соответствии с порядком сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, установленным Правительством Российской Федерации, и представляемой в сроки и в формах, определенных МЧС России; в информации о событии с оценкой по шкале ИНЕС в форме "Формуляр оценки события"; в международной информации о событии, обмен которой осуществляется в сроки и в формах, установленных практическими мерами по реализации международных договоров, а также в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ; в информации о событии, которая в обязательном порядке готовится и направляется в органы регулирования безопасности в области использования атомной энергии в соответствии с федеральными нормами и правилами; в информации, направляемой в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления и в международные организации; в сведениях, полученных из информационных материалов, в результате мониторинга и анализа сообщений СМИ о событии, влияющем на безопасность (информационные сообщения, пресс-релизы, дайджесты СМИ и др.). 2. Организация информирования общественности2.1. Поддержание информационного ресурса Росатома и обеспечение информирования граждан и организаций о деятельности Росатома в области защиты населения и территорий через Официальный Интернет-портал Росатома осуществляет ФГУП "СКЦ Росатома" в соответствии с Регламентом Федерального агентства по атомной энергии, утвержденным приказом Росатома от 07.10.2005 N 486. 2.2. Состав сведений о деятельности Росатома в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, составляющий информационный ресурс Росатома, открытый для доступа граждан и организаций, утверждает руководитель Росатома. 2.3. Ответственность за своевременное предоставление в ФГУП "СКЦ Росатома" информации в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, ее достоверность и полноту несут начальники Управлений и должностные лица, уполномоченные на предоставление соответствующей информации. 2.4. Организация взаимодействия с представителями СМИ в случае событий, влияющих на безопасность, возлагается на пресс-секретаря Росатома. 2.5. Подразделения по связям с общественностью, пресс-служба Росатома, а также пресс-службы или ответственные за работу со СМИ в организациях, находящихся в ведении Росатома и в их филиалах при реагировании на события, влияющие на безопасность, обязаны: организовывать подготовку сообщений и информирование общественности; распространять официальные заявления и сообщения, готовить пресс-релизы и иные информационные материалы для СМИ; организовывать работу журналистов в районе чрезвычайной ситуации, а также выездного пресс-центра Росатома; организовывать брифинги, пресс-конференции, радио- и телевизионные интервью руководства Росатома и уполномоченных лиц в СМИ. 2.6. Подразделения по связям с общественностью имеют право: оперативно получать информацию о событиях, влияющих на безопасность, и ходе работ по ликвидации их последствий, а также получать сведения о планируемых и проводимых мероприятиях в ОСЧС Росатома; осуществлять контроль и координацию деятельности подведомственных подразделений и работников, ответственных за работу с общественностью и связь со СМИ; готовить газетные и журнальные публикации для российских и зарубежных СМИ, а также теле- и радиопередачи по наиболее важным проблемам деятельности ОСЧС Росатома; проводить фото- и видеодокументирование спасательных работ и мероприятий, проводимых ОСЧС Росатома; вести в установленном порядке переписку в пределах своей компетенции с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с организациями, редакциями центральных, региональных и местных СМИ. 2.7. Постоянно действующие органы управления ОСЧС Росатома соответствующего уровня при реагировании на события, влияющие на безопасность: а) обязаны: согласовывать информацию о событиях, влияющих на безопасность, подготовленную пресс-службой Росатома и направляемую в СМИ; перепроверять в установленном порядке совместно с органами повседневного управления ОСЧС полученную информацию о событиях, достоверность которой вызывает сомнения; б) имеют право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимую информацию о событиях от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного управления и организаций. 2.8. Органы повседневного управления ОСЧС Росатома соответствующего уровня при реагировании на события, влияющие на безопасность: а) обязаны: уточнять и проверять информацию о событиях, влияющих на безопасность; подготовить в срок не более 40 мин. после получения информации о событии, влияющем на безопасность, справочные данные по району его возникновения и масштабу; поддерживать взаимодействие с органами повседневного управления ОСЧС и РСЧС; готовить предложения по постановке задач соответствующим центрам технической поддержки и научно-исследовательским организациям на отработку и представление в дежурную смену прогноза развития чрезвычайных ситуаций; вести хронологию развития события, влияющего на безопасность, и действий сил по ликвидации его последствий; выдавать необходимую информацию по запросам пресс-служб Росатома и постоянно действующих органов управления ОСЧС; б) имеют право в пределах своей компетенции и полномочий: ставить задачи соответствующим центрам технической поддержки и научно-исследовательским организациям на отработку и представление в дежурную смену прогноза развития чрезвычайных ситуаций и на перепроверку достоверности данных; осуществлять взаимодействие с органами повседневного управления ОСЧС и РСЧС; ставить задачи органам повседневного управления ОСЧС на подготовку и представление необходимых информационных материалов. 2.9. Оперативный контроль за своевременной организацией информирования населения через СМИ о событиях, влияющих на безопасность, осуществляется руководителем дежурной смены (оперативным дежурным) органа повседневного управления ОСЧС и соответствующего подразделения, осуществляющего связь с общественностью путем записи времени приема или передачи информации, а также времени ее трансляции по имеющимся информационным каналам (с записью времени оповещения в специальном журнале). Дополнительной формой контроля за совершением действий по информированию населения через СМИ о событиях, влияющих на безопасность, и результатами действий является представление в установленном порядке ежедневной сводки-доклада дежурной смены (рапорта дежурного) органа повседневного управления соответствующего уровня ОСЧС о событиях за истекшие сутки, принятых по ним решениях и результатах их реализации. 2.10. Время получения соответствующим органом повседневного управления ОСЧС информации о введении на определенной территории режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, а также время передачи этим органом необходимых сведений представителю соответствующего подразделения по связи с общественностью для последующей подготовки сообщений и передачи их в СМИ фиксируется записью в специальных журналах передающей и принимающей сторон. 2.11. Информация о деятельности Росатома в случае возникновения событий, влияющих на безопасность, передается в СМИ пресс-службой Росатома или пресс-секретарем Росатома или по согласованию с ним - иными должностными лицами Росатома в соответствии с "Порядком предоставления информации и взаимодействия работников Федерального агентства по атомной энергии со СМИ по вопросам деятельности Агентства", утвержденным приказом Росатома от 05.12.2005 N 566, и настоящим Положением. 2.12. Круглосуточный сбор, обработку оперативных информационных материалов о текущем состоянии и режиме, работы объектов атомной энергетики и промышленности, включая сведения о нештатных ситуациях и данные мониторинга радиационной обстановки на ядерно и радиационно опасных объектах отрасли и в районах их дислокации, осуществляет ФГУП "СКЦ Росатома", выполняющий функции отраслевого центра оперативного информационного взаимодействия на федеральном уровне, а также функции национального пункта предупреждения и связи в рамках выполнения международных обязательств Российской Федерации в соответствии с Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии, Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации и международными договорами по реализации этих конвенций. 2.13. Сведения о событиях, влияющих на безопасность, в установленном порядке размещаются на Официальном интернет-портале Росатома и в других информационных системах общего пользования после согласования с пресс-службой Росатома. 2.14. Руководители организаций, находящихся в ведении Росатома, обеспечивают размещение в информационных системах общего пользования информационных материалов, содержащих оперативные сведения о состоянии объектов атомной энергетики и промышленности, включая сведения о событиях, влияющих на безопасность функционирования объектов. 2.15. Оценку событий, происходящих на ядерных установках, значимых с точки зрения безопасности и классифицируемых по шкале ИНЕС, обеспечивают эксплуатирующие организации, осуществляющие виды деятельности в области использования атомной энергии, определенные Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". Оценка событий осуществляется в соответствии с руководством "Международная шкала ядерных событий (ИНЕС). Руководство для пользователей, издание 2001 г., (МАГАТЭ-ИНЕС-2001)". Положение о порядке использования Международной шкалы ядерных событий (ИНЕС) на объектах использования атомной энергии утверждается руководителем Росатома. 2.16. На случаи возникновения событий, влияющих на безопасность, для обеспечения согласованности поступления информации и уменьшения вероятности возникновения противоречий при ее представлении в информационные системы общего пользования и в СМИ заранее формируются следующие временные пресс-центры (группы аварийного информирования): главный временный пресс-центр, формируемый в Росатоме - Центр аварийного информирования общественности Росатома, формируемый из сотрудников Росатома, в т.ч. пресс-службы, а также специалистов организаций, находящихся в ведении Росатома; временные пресс-центры, формируемые в организациях, находящихся в ведении Росатома - Пресс-центры на месте события. 2.17. В целях информирования населения о произошедших чрезвычайных ситуациях в зависимости от их масштаба и последствий, вызвавших широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации, принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения, а также оказания помощи представителям СМИ в подготовке информационных материалов формируется временный выездной пресс- центр, в состав которого входят представители пресс-службы Росатома, информационных подразделений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур. Временный выездной пресс-центр является основным координирующим органом Росатома и других взаимодействующих структур на месте события по вопросам информирования представителей СМИ, российской и зарубежной общественности об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ходе ее ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения. 2.18. Формирование и координация деятельности временных пресс-центров (групп аварийного информирования) осуществляется пресс-службой Росатома, руководством подразделений по связи с общественностью организаций, находящихся в ведении Росатома. Задачи, функции, базовая структура и состав временных пресс-центров (групп аварийного информирования) определяются положениями о них, утверждаемыми руководством Росатома и руководителями организаций, находящихся в ведении Росатома. Решение о начале деятельности временных пресс-центров (групп аварийного информирования) принимают соответственно руководитель Росатома и руководители организаций, находящихся в ведении Росатома. До начала работы временных пресс-центров (групп аварийного информирования) их функции в пределах своей компетенции и технических возможностей осуществляют органы повседневного управления ОСЧС федерального и объектового уровня (ФГУП "СКЦ Росатома", Кризисный центр ФГУП Концерн "Росэнергоатом", ДДС организаций, находящихся в ведении Росатома). Все сообщения для печати, ответы на запросы по телефону или интервью для СМИ должны быть согласованы с пресс-службой Росатома. 2.19. При информировании общественности и взаимодействии со СМИ используются различные способы и методы распространения информации (телевидение, радио, газеты, Интернет, телетекст, телефонные справочные линии), наиболее подходящие в данной ситуации и в данное время для конкретного типа аудитории, включая: население и его представителей вблизи места события (аварии) и в любом другом месте; лиц, работающих на месте аварии, и членов их семей; органы власти на местном, региональном, федеральном и международном уровне; организации иных отраслей промышленности и объекты, связанные с местом события (аварии); СМИ - местные, центральные и международные; группы общественности, которые проявляют беспокойство об аспектах использования атомной энергии, безопасности населения и окружающей среды; представителей организаций, отвечающих за реагирование на событие (аварию); соседние страны и международные организации (МАГАТЭ и др.). 2.20. Для осуществления оперативного взаимодействия пресс-служба Росатома формирует список ответственных должностных лиц в Управлениях Росатома и организациях, находящихся в ведении Росатома, перечень временных пресс-центров, а также справочную информацию о каналах связи (адреса электронной почты, номера телефонов), о которых дается сообщение в прессе, для круглосуточного получения информации и ответов на запросы общественности и СМИ. 3. Общий порядок подготовки сообщений и информирования3.1. Подготовка информационных материалов в виде информационных сообщений (пресс-релизов и т.п.), доступном для общественности и СМИ, осуществляется на основе информационных материалов, поступающих в установленном порядке от организаций, находящихся в ведении Росатома, а также на основе иной информации, содержание которой приведено в пункте 1.7. настоящего положения. При подготовке информационных сообщений (пресс-релизов) для СМИ обязательной к использованию является оценка по шкале ИНЕС. Согласование информации о прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуациях, вызвавших широкий общественный резонанс, осуществляется лицами, уполномоченными руководителем Росатома. Характер и объем первичного сообщения для СМИ о произошедших событиях, влияющих на безопасность, определяет пресс-секретарь Росатома по согласованию с руководством Росатома. Информация от Росатома, затрагивающая компетенцию других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, выдается в СМИ после согласования с руководителями информационных подразделений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Время согласования такой информации не должно превышать 30 минут. 3.2 Официальная информация о событии, влияющем на безопасность, доводится до СМИ непосредственно руководителем Росатома или по его поручению другими должностными лицами. 3.3. В состав обязательной информации, предоставляемой общественности и СМИ, включаются следующие сведения: базовая информация о радиоактивном излучении (время возникновения и вид чрезвычайной ситуации); рекомендации населению по защите от радиационного воздействия в случае аварии; разъяснение положений Международной шкалы ядерных событий; общая характеристика объекта Росатома (основные направления деятельности в области использования атомной энергии, место нахождения и характеристика потенциальной опасности объекта); данные, позволяющие связаться с руководящим или контактным лицом аварийного объекта; 3.4. В случае чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, информация о которых на федеральном уровне направляется в МЧС России, органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в кратчайшие сроки выпускается информационное сообщение (пресс-релиз) Росатома, направляемое в СМИ, за подписью Руководителя Росатома (председателя ОКЧС) или заместителя руководителя Росатома. 3.5. Информационное сообщение (пресс-релиз) Росатома на федеральном уровне готовится Пресс-службой Росатома совместно с Управлением ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности, Управлением, осуществляющим координацию деятельности организации, на объекте которой произошло событие, влияющее на безопасность, и согласовывается с Управлением защиты государственной тайны, ядерных материалов и объектов. 3.6. Максимальный срок выполнения действий по организации информирования населения через СМИ о событиях, влияющих на безопасность: не более 3-х часов с момента получения прогноза о чрезвычайных ситуациях, не более 2-х часов с момента возникновения чрезвычайной ситуации, не более 30 минут после получения информации о произошедших чрезвычайных ситуациях, не более 30 минут после введения для соответствующих уровней ОСЧС режима повышенной готовности; не более 20 минут после введения режима чрезвычайной ситуации; не реже 4-х раз в сутки и до отмены режима чрезвычайной ситуации о ходе работ и обстановке в районе чрезвычайной ситуации, а также деятельности Росатома и организаций, находящихся в ведении Росатома, по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. 3.7. В ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и крупных пожаров, представляющих опасность для населения, проживающего или работающего на предприятиях в опасной зоне, информация об установленных границах зоны возникшей чрезвычайной ситуации и решениях по защите (поведении) населения, принятых в установленном порядке руководителем работ по ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации (крупного пожара), доводится до указанных групп населения незамедлительно с помощью имеющихся передвижных средств информации. 3.8. Эксперты ОКЧС оказывают помощь Пресс-службе Росатома (главному временному пресс-центру) в разработке и подготовке оперативных информационных сообщений о развитии события, влияющего на безопасность, на основе сведений, поступающих в ФГУП "СКЦ Росатома" в установленном порядке. 3.9. На объектовом уровне подготовку сообщений для СМИ и информирование общественности осуществляют соответствующие службы по работе с общественностью или временные пресс-центры. 3.10. Руководители организаций и их филиалов, на объектах которых произошло событие, влияющее на безопасность, обеспечивают передачу информационного сообщения в пресс-службу Росатома и в ФГУП "СКЦ Росатома". 3.11. Пресс-служба Росатома совместно с Управлением, осуществляющим координацию деятельности организации, на объекте которой произошло событие, Управлением ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности и Управлением защиты государственной тайны, ядерных материалов и объектов рассматривают полученные от организаций материалы и принимают согласованное решение об информировании общественности через СМИ о событии, влияющем на безопасность. В кратчайшие сроки готовится информационное сообщение (пресс-релиз), согласованное с Управлением защиты государственной тайны, ядерных материалов и объектов, за подписью пресс-секретаря Росатома или лица, его замещающего. 3.12. Все участники подготовки сообщений, предоставления и распространения информации в случае события, влияющего на безопасность, обязаны в пределах своей компетенции принимать меры по защите информации и ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами. Руководители информационных подразделений, готовящих материалы для СМИ, обязаны принимать меры по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, служебную информацию ограниченного распространения, и несут личную ответственность в случае их разглашения в соответствии с действующим законодательством. 3.13. Сокрытие, несвоевременное представление либо предоставление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях влечет за собой ответственность, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3.14. Объединенные брифинги для СМИ с участием представителей организаций, участвующих в аварийном реагировании, проводятся пресс-службой Росатома. 4. Методическое руководство и совершенствование информирования общественности4.1. Пресс-служба Росатома осуществляет методическое руководство по организации и совершенствованию работы информационных служб организаций, находящихся в ведении Росатома, при взаимодействии со СМИ, координирует работы на отраслевом уровне по подготовке планов информирования общественности для оптимизации использования информационных ресурсов Росатома, повышения эффективности и оперативности информационного реагирования на события, влияющие на безопасность. 4.2. Для координированных действий участников информирования общественности и СМИ осуществляется интегрированное отраслевое планирование, предполагающее взаимную информационную поддержку на всех уровнях реагирования на события, влияющие на безопасность. 4.3. Поддержание системы информирования общественности в готовности осуществляется путем ежегодного обучения и подготовки сотрудников, принимающих участие в информировании, а также путем проведения регулярных плановых тренировок и учений, текущего контроля, редактирования и поддержания в рабочем состоянии планов, инструкций, баз данных СМИ, справочной информации и т.п. 4.4. В планы противоаварийных учений и тренировок, проводимых в отрасли, включаются задачи, связанные с процедурами информирования СМИ и общественности.
______________________________ * Под иными каналами понимаются информационные системы общего пользования, специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также сети связи общего пользования единой сети электросвязи Российской Федерации.
|