На главную | База 1 | База 2 | База 3

Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы

Настоящее Федеральное отраслевое соглашение зарегистрировано в Роструде 21 мая 2008 г.

Регистрационный номер N 100/08-10

Содержание

I. Общие положения

II. Обязательства сторон и участников соглашения в области стабилизации работы отраслевых организаций

III. Оплата труда

IV. Рабочее время, время отдыха и охрана труда

V. Труд женщин

VI. Условия труда и социальные гарантии молодежи

VII. Социальные льготы, гарантии и компенсации

VIII. Обеспечение занятости

IХ. Социальная защита работников при несостоятельности (банкротстве), реорганизации и ликвидации предприятий

Х. Обеспечение гарантий работникам приватизируемых предприятий

XI. Обеспечение прав и гарантий деятельности профсоюза

XII. Пенсионное страхование работников

XIII. Разрешение трудовых споров (конфликтов)

XIV. Контроль за ходом выполнения соглашения

XV. Ответственность сторон

XVI. Заключительные положения

Приложение № 1 к Федеральному отраслевому соглашению по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы Отраслевая тарифная сетка по оплате труда работников организаций дорожного хозяйства

Приложение № 2 к Федеральному отраслевому соглашению по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы Состав отраслевой комиссии по подготовке, заключению и контролю за ходом выполнения Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы

I. Общие положения

1.1. Настоящее Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы (далее - Соглашение) заключено на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы, других нормативных правовых актов.

Соглашение устанавливает общие условия оплаты и охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

1.2. Сторонами Соглашения являются:

- работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее - профсоюз) в соответствии с Уставом профсоюза;

- работодатели в лице их представителей:

Федерального дорожного агентства (представитель организаций дорожного хозяйства, подведомственных агентству);

Общероссийского отраслевого объединения работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР" представитель работодателей - организаций, входящих в состав объединения работодателей "АСПОР", и уполномочивших "АСПОР" заключить Соглашение от их имени;

Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" (представитель работодателей, уполномочивших "РАДОР" на заключение настоящего Соглашения от их имени).

Ассоциации дорожных проектно-изыскательских организаций "РОДОС" (представитель работодателей - учредителей Ассоциации и организаций, уполномочивших "РОДОС" заключить Соглашение от их имени).

1.3. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2008 года и действует по 31 декабря 2010 года.

1.4. Ни одна из сторон Соглашения не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

Изменение и дополнение настоящего Соглашения допускается по взаимному согласию заключивших его сторон в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.

Изменения и дополнения оформляются приложением к Соглашению, являются его неотъемлемой частью и доводятся до сведения работников, профсоюзных органов и работодателей.

1.5. Настоящее Соглашение:

- является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется;

- распространяется на работников и работодателей подрядных организаций, на работников и работодателей организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не являющихся государственными служащими, в части не противоречащей законодательным актам, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, Постановлению Министерства труда и социального развития РФ N 59 от 26.04.2004 г. "О разрядах оплаты труда Единой тарифной сетки по должностям работников государственных учреждений, осуществляющих управление строительством, реконструкцией, модернизацией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования и государственных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства Российской Федерации", работников и работодателей проектно-изыскательских организаций, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников.

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.

- устанавливает экономические и социальные гарантии работникам отрасли и членам их семей и не ограничивает права работодателей в расширении гарантий в заключаемых с работниками трудовых договорах, коллективных договорах за счет средств организаций в соответствии с законодательством;

- является основой для заключения коллективных договоров в организациях дорожного хозяйства и региональных и территориальных отраслевых соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Стороны считают целесообразным заключение региональных отраслевых соглашений между республиканскими, краевыми, областными комитетами профсоюза, представителями работодателей и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1.6. Затраты, связанные с обеспечением гарантий, принятых настоящим Соглашением для работников дорожного хозяйства, выполняющих работы по строительству (реконструкции), ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, включаются в установленном порядке в начальную цену конкурсов на эту продукцию (работы, услуги) в соответствии с утвержденными нормативами затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог.

Включение затрат на инженерные изыскания и проектирование в планы работ и начальную цену конкурсов обеспечивается применением документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендуемых для определения стоимости проектных и инженерных изыскательских работ, определенных уполномоченным органом исполнительной власти, а также дополнительным расчетом в установленном порядке.

1.7. Региональные и иные отраслевые соглашения, коллективные договоры и трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения.

1.8. В соответствии с действующим законодательством органам исполнительной власти и местного самоуправления запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению при пересмотре и выполнении Соглашения.

1.9. В случае реорганизации представителя стороны Соглашения его права и обязанности по Соглашению переходят к его правопреемнику (правопреемникам) либо иному органу, на который будет возложено исполнение функций представителя, и сохраняются на весь срок действия Соглашения.

1.10. Соглашение открыто для присоединения к нему работодателей и работников, заявивших свое согласие на присоединение к Соглашению.

Решение о присоединении к Соглашению оформляется совместным письмом работодателя и соответствующего профсоюзного органа данной организации с уведомлением о присоединении к Соглашению, направленным в адрес представителей сторон Соглашения.

1.11. Стороны Соглашения представляют друг другу полную, достоверную и своевременную информацию по вопросам социально-экономического положения организаций: о ходе выполнения Соглашения, о принимаемых решениях, затрагивающих трудовые, профессиональные и социально-экономические права и интересы работников организаций, руководствуясь при этом постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.91 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну", проводят взаимные консультации по социально-экономическим проблемам и задачам организаций.

II. Обязательства сторон и участников соглашения в области стабилизации работы отраслевых организаций

2.1. Федеральное дорожное агентство, Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР", ассоциации "РАДОР", "РОДОС", Центральный комитет Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства будут совместно:

- участвовать в установленном порядке в разработке и принятии проектов законодательных и нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников дорожного хозяйства;

- содействовать заключению коллективных договоров во всех организациях дорожного хозяйства;

- содействовать укреплению и объединению дорожных организаций как единого технологического производственно-хозяйственного комплекса;

- участвовать в рамках реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ на 2008-2010 годы через своих представителей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в разработке механизма выделения из федерального бюджета на основании коллективных договоров средств для проведения культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений, федеральных органов исполнительной власти, иных исполнительных органов;

- готовить предложения по проведению мониторинга финансового состояния стратегических организаций и их платежеспособности, в случае необходимости разрабатывать и реализовывать меры по социальной поддержке работников указанных организаций;

- разрабатывать и организовывать мероприятия по проведению профессионального праздника Дня работников дорожного хозяйства и осуществлять контроль за их выполнением.

2.2. Организации дорожного хозяйства обеспечивают:

- бесперебойное и безопасное функционирование автомобильных дорог общего пользования;

- качественное выполнение работ по проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с требованиями норм и условиями договоров на выполнение дорожных работ и, при необходимости, участие в мобилизационной подготовке и ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий;

- страхование имущества, машин, механизмов, зданий сооружений и других видов ответственности работодателей;

- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров в каждой организации на согласованных сторонами условиях в соответствии с действующим законодательством и настоящим Соглашением.

2.3. Профсоюз своей деятельностью способствует созданию благоприятных трудовых отношений в коллективах, сотрудничеству между работодателями и работниками по вопросам, представляющим взаимный интерес, укреплению трудовой дисциплины, внедрению новых методов управления и хозяйственной деятельности.

2.4. Работодатели и их представители считают необходимым наличие отраслевого органа печати и будут содействовать сохранению и развитию средств массовой информации дорожного хозяйства, а также будут осуществлять поддержку и необходимую помощь отраслевым некоммерческим организациям, созданным для решения задач по социальной защите работников.

III. Оплата труда

3.1. Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда в организациях дорожного хозяйства устанавливается с 1 января 2008 года в размере 5300 рублей в месяц.

В организациях, где повышение размера тарифной ставки рабочих 1 разряда требует осуществления необходимых организационных мероприятий, допускается поэтапное введение размера тарифной ставки рабочих 1 разряда (с учетом индексации в соответствии с пунктом 3.2. настоящего соглашения). Этапы (сроки) введения минимальных гарантий устанавливаются в отраслевых региональных тарифных соглашениях, а при их отсутствии в коллективных договорах предприятий. Общая продолжительность этапов не может превышать 1 года со дня введения в действие настоящего Федерального отраслевого соглашения.

Введение размера тарифной ставки рабочих 1 разряда, указанной в первом абзаце пункта 3.1. настоящего соглашения, в территориальных органах управления автомобильными дорогами осуществляется с участием соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации.

В региональных отраслевых соглашениях допускается установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства, указанной в п. 3.1., с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни в конкретном регионе. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочего 1 разряда, установленной настоящим пунктом.

Ранее установленные в отраслевых организациях минимальные гарантии по оплате труда не подлежат уменьшению в связи с введением настоящего Соглашения, а также применения системы поправочных коэффициентов.

3.2. Базовая тарифная ставка основных рабочих 1 разряда, указанная в пункте 3.1., в организациях дорожного хозяйства индексируется прямо пропорционально росту потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации, на основании данных Федеральной службы государственной статистики, при достижении размера индекса роста цен нарастающим итогом 110 процентов и более к периоду предыдущей индексации, но не реже одного раза в год.

Индексация проводится по окончании квартала, в котором индекс роста потребительских цен достиг нарастающим итогом 110 процентов.

При росте потребительских цен в течение календарного года менее 10 % индексирование базовой (минимальной) тарифной ставки 1 разряда производится по решению сторон, как правило, с начала очередного года, в размере не менее, чем пропорционально росту потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации, достигнутому за период с момента предыдущей индексации, на основании данных Федеральной службы государственной статистики.

Стороны Соглашения уведомляют организации о размерах индекса потребительских цен, базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1-го разряда и поправочных коэффициентов на момент индексирования совместным письмом.

3.3. Указанный в п. 3.1. размер минимальной тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах.

Конкретные размеры минимальных тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем предусмотрено в пункте 3.1.

Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении № 1. В федеральных государственных унитарных предприятиях дорожного хозяйства приведенная в приложении № 1 тарифная сетка по оплате труда работников обязательна для применения при определении конкретных размеров тарифных ставок (окладов) работников.

3.4. Размер заработной платы за месяц работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже прожиточного минимума в регионе расположения организации.

В дорожных организациях, где минимальный размер оплаты труда ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе расположения организации, разрабатывается программа поэтапного его увеличения до уровня не менее прожиточного минимума, которая является неотъемлемой частью коллективного договора организации.

Работодатели будут стремиться к достижению среднемесячной заработной платы по предприятию в размере не менее трехкратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, в котором находится предприятие.

3.5. Для работников государственных учреждений, осуществляющих управление строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования, и государственных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства Российской Федерации, оплата труда устанавливается на основе тарифной сетки и осуществляется в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26.04.2004 г. N 59 "О разрядах оплаты труда Единой тарифной сетки по должностям работников государственных учреждений, осуществляющих управление строительством, реконструкцией, модернизаций, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования, и государственных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства Российской Федерации".

3.6. В организациях дорожного хозяйства производятся:

- оплата времени простоя по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника; о начале простоя работник сообщает своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя в порядке, предусмотренном коллективным договором;

- доплата за работу в ночное время в размере не менее 40 процентов тарифной ставки;

- оплата сверхурочных работ не менее чем в двойном размере;

- оплата за фактически отработанные часы сверх нормальной продолжительности рабочего времени на вахте из расчета тарифной ставки (оклада);

- оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами, установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них и начисляются за время фактической занятости работников на таких местах.

Отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда не освобождает работодателей от оплаты труда работников занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда в повышенном размере. В этом случае конкретные размеры повышения определяются специальной комиссией предприятия по согласованию с профсоюзным органом;

- оплата работ в выходные и праздничные дни и выплата других, не оговоренных выше доплат и надбавок, носящих компенсационный характер, в размерах, не ниже установленных законодательством;

- оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится с применением коэффициента на фактический заработок без ограничения его предельного размера и учитываются во всех случаях исчисления среднего заработка;

- оплата при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени;

- выплата вознаграждения за выслугу лет работникам дорожных организаций и их объединений в порядке и размерах, определенных коллективным договором;

- при направлении работников для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ; за подвижной и разъездной характер работы; за постоянную работу в пути; за производство работ вахтовым методом и полевых работ.

Конкретные размеры надбавок в процентах к действующим тарифным ставкам (окладам) определяются в коллективных договорах, но не ниже следующих размеров:

а) Рабочим, специалистам и руководителям, направленным для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, выплачиваются за каждый календарный день пребывания на месте производства работ надбавку к заработной плате в размере 50 процентов тарифной ставки, должностного оклада;

б) Надбавка за подвижной характер работы начисляется в процентах к тарифной ставке, должностному окладу без учета коэффициентов и доплат: в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском, Приморском краях и в Амурской области - 40 процентов, в других районах страны - 30 процентов.

В случаях, когда постоянная работа протекает в пути или носит разъездной характер и ее продолжительность составляет 12 дней и более в месяц, при этом работники имеют возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, выплачивается надбавка в размере до 20 процентов месячной тарифной ставки, должностного оклада, а при продолжительности работ менее 12 дней в месяц - до 15 процентов месячной тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат.

В дорожных организациях за разъездной характер работы выплачивается надбавка в размере до 20 процентов месячной тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат, если время проезда в нерабочее время от места нахождения дорожной организации или от сборного пункта до места работы и обратно в день составляет не менее трех часов, и до 15 процентов - если время проезда составляет не менее двух часов;

в) При выполнении работ вахтовым методом за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения предприятия (пункта сбора) к месту работы и обратно выплачивается работникам взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы из расчета 75 процентов месячной тарифной ставки, должностного оклада;

- При суммированном учете рабочего времени и вахтовом методе организации работ дни отдыха (отгулы) за фактически отработанные часы сверх нормальной продолжительности рабочего времени на вахте оплачиваются из расчета тарифной ставки (оклада);

- выплата стимулирующих доплат за высокую квалификацию, классность, профессиональное мастерство, совмещение профессий, премии, вознаграждения и другие в размере и порядке, установленных коллективным договором;

Заработная плата работникам выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, как правило, в месте выполнения работы, либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

Оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала. При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, их выплата производится с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой, действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

В организациях, где на 1 января 2008 года имеются задержки выплаты заработной платы, в течение месяца с момента вступления в юридическую силу настоящего Соглашения с участием соответствующих профсоюзных органов составляется график погашения задолженности и принимаются меры до полной ее ликвидации;

- тарификация работ и присвоение (пересмотр) квалификационных разрядов рабочим, категорий специалистам и служащим производится Квалификационной комиссией предприятия с участием представителя профкома в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 г. N 37 с последующими дополнениями, внесенными Постановлениями Минтруда России от 24.12.1998 г. N 52, от 22.02.1999 г. N 3, от 21.01.2000 г. N 7, от 04.08.2000 г. N 57, от 20.04.2001 г. N 35, от 31.05.2002 г. и от 20.06.2002 г. N 44, а также в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками общеотраслевых профессий рабочих, утвержденными постановлением Минтруда России от 10.11.1992 г. N 31 с дополнениями и изменениями, внесенными последующими постановлениями Минтруда России, и в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

- пересмотр и введение новых экономически обоснованных норм труда работников (или на основе технико-экономических обоснований) по согласованию с соответствующим профсоюзным органом и извещением работников не позднее чем за 2 месяца до их введения;

- установление пониженных норм выработки для инвалидов, работников моложе 18 лет, беременных женщин.

3.7. Работодатели обеспечивают долю тарифа (оклада) с учетом гарантированных выплат в заработной плате на уровне не менее 60 процентов.

3.8. В целях регулирования особенностей труда работников, занятых на сезонных работах, сторонами Соглашения разрабатывается и утверждается в соответствии со ст. 293 Трудового кодекса Российской Федерации Перечень сезонных работ, который является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

IV. Рабочее время, время отдыха и охрана труда

4.1 Стороны будут способствовать:

- созданию служб охраны труда в дорожных организациях в соответствии со ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации;

- разработке и реализации отраслевой целевой программы улучшения условий и охраны труда в дорожном хозяйстве на 2008-2010 гг.;

- проведению анализа состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в отрасли, подготовке предложений по их предупреждению в соответствии с Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.02 г. N 73, и ст.ст. 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации;

- организации обучения и проверке знаний правил, норм и инструкций по охране труда у работодателей согласно ст. 225 Трудового кодекса РФ, Постановлению Минтруда России и Минобразования России N 1/29 от 13.01.2003 г., ГОСТ 12.0.004-90 с учетом отраслевой направленности в производственной деятельности, в том числе при заключении с ними трудового договора;

- внесению предложений по разработке, переработке нормативных документов по охране труда в дорожном хозяйстве и финансированию НИР по охране труда.

4.2. Профсоюз обязуется:

- способствовать осуществлению мер, направленных на улучшение условий труда и профилактику производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работников отрасли;

- проводить работу по осуществлению общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников, отраженных в коллективных договорах и Соглашениях по охране труда;

- содействовать созданию на предприятиях дорожного хозяйства совместных комитетов (комиссий) по охране труда;

- принимать практические меры по организации и осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, избранию в организациях уполномоченных профсоюзного комитета по охране труда в соответствии с Типовым положением, утвержденным постановлением Генерального Совета ФНПР от 18.10.2006 г. N 4-3;

- участвовать в разработке и пересмотре межотраслевых и отраслевых норм, правил и типовых инструкций по охране труда;

- подготавливать и представлять в установленном порядке предложения о внесении дополнений и изменений в законодательные и другие нормативные правовые акты по охране труда;

- оказывать консультативную помощь работникам отрасли по вопросам условий и охраны труда в целях защиты их интересов, по предоставлению льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, при получении травм в результате несчастных случаев на производстве и т.п.

4.3. Работодатели в организациях дорожного хозяйства обязуются:

- создавать службы по охране труда согласно ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации;

- создавать на паритетной основе совместные комитеты (комиссии) по охране труда в целях сотрудничества по данному вопросу работодателей и работников;

- обеспечивать выполнение требований Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 г. N 73, и ст. ст. 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации;

- ежегодно проводить анализ обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и на его основе осуществлять меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- организовать обучение всех работников безопасным методам и приемам выполнения работ, своевременно проводить соответствующие инструктажи и в установленные сроки проверять знание ими требований правил, норм и инструкций по охране труда согласно ст. 225 Трудового кодекса РФ, Постановлению Минтруда России и Минобразования России N 1/29 от 13.01.2003 г., ГОСТ 12.0.004-90;

- обеспечивать работников санитарно-бытовыми условиями согласно СниП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания" (душевыми, гардеробными и другими помещениями), средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с постановлениями Минтруда России от 16.12.97 г. N 63 и от 30.12.97 г. N 69, с учетом Правил по их обеспечению согласно постановлению Минтруда России от 18.12.98 г. N 51, сигнальной специальной одеждой согласно приказа Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 г. N 297 и коллективными договорами;

- организовать питание работников, осуществляющих работы непосредственно на автомобильных дорогах, а также их проезд к месту выполнения работ и обратно;

- своевременно проводить периодическую (не реже 1 раза в 5 лет) аттестацию рабочих мест по охране труда для осуществления оздоровительных мероприятий, предоставления льгот и компенсаций за вредные и тяжелые условия труда согласно постановлению Минтруда России от 14.03.97 г. N 12, Приказу Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 г. N 569 "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда";

- формировать фонд охраны труда для финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, согласно ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации;

- выплачивать семьям работников, погибших вследствие несчастного случая на производстве по вине организации, единовременное пособие в размере не менее годового заработка с учетом суммы единовременной страховой выплаты, предусмотренной ст. 11 Федерального закона от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

- выплачивать работнику при установлении ему инвалидности вследствие несчастного случая на производстве по вине организации дополнительно к страховой выплате потерпевшему, предусмотренной ст. 11 Федерального закона от 24.07.98 г. N 125-ФЗ, за счет средств организации единовременное пособие в размере, определенном коллективным договором;

- обеспечить соблюдение норм предельно-допустимых нагрузок для женщин и для лиц моложе 18 лет при подъеме и переносе тяжестей вручную, утвержденных соответствующими постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 06.02.93 г. N 105 и Минтруда России от 07.04.99 г. N 7;

- выдавать работникам смывающие и обезвреживающие средства согласно постановлению Минтруда России от 04.07.03 г. N 45;

- обеспечивать работников бесплатно молоком или другими равноценными пищевыми продуктами согласно постановлению Минтруда России от 31.03.03 г. N 13. В соответствии с Федеральным законом от 01.10.2007 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в статью 222 Трудового кодекса Российской Федерации" выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

- устанавливать режимы рабочего времени в организации согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, графикам работы, согласованным с выборным профсоюзным органом, с соблюдением баланса рабочего времени за учетный период. Норма рабочего времени при всех режимах труда определяется по графику 5-дневной рабочей недели с соответствующим сокращением продолжительности работы в предвыходные и предпраздничные дни;

- предоставлять ежегодные дополнительные отпуска: за ненормированный рабочий день, вредные и тяжелые и (или) опасные условия труда, за выслугу лет, за многосменный режим работы, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и другие в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами;

- финансировать мероприятия по переводу рабочих мест из класса с вредными условиями труда в класс с безопасными условиями труда.

4.4. Комитеты профсоюза дорожных организаций будут принимать:

- практические меры по организации и осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства по охране труда на предприятии, избирать уполномоченных профсоюзного комитета по охране труда в соответствии с Типовым положением, утвержденным постановлением Генерального Совета ФНПР от 18.10.2006 г. N 4-3;

- активное участие в создании совместных комитетов (комиссий) по охране труда, для чего на паритетной основе определят своих представителей из числа уполномоченных профкомов по охране труда в соответствии со ст. 218 Трудового кодекса от 30.12.01 г. N 197-ФЗ;

- участие в организации и проведении смотров-конкурсов, спортивных соревнований, выставок и других мероприятий.

V. Труд женщин

Работодатели обязуются предоставлять повышенные льготы и гарантии женщинам, работающим в дорожном хозяйстве:

- по повышению квалификации и переподготовке по другим специальностям;

- при предоставлении работы по гибкому графику;

- при предоставлении льгот матерям, воспитывающим ребенка без супруга;

- при назначении компенсационных выплат женщинам, находящимся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком.

Работодатели обеспечивают приоритетное финансирование профилактических мер по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также санаторно-курортного лечения женщин детородного возраста, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Конкретные положения данного раздела фиксируются в коллективном договоре организации.

VI. Условия труда и социальные гарантии молодежи

Работодатели:

- гарантируют трудоустройство по специальности молодым специалистам в возрасте до 35 лет, а также выпускникам учреждений профессионального начального образования, направляемым в отрасль по заявкам организаций;

- обеспечивают соблюдение квот рабочих мест для выпускников учреждений профессионального образования;

- заключают договоры сотрудничества с учреждениями профессионального образования на подготовку молодых рабочих и специалистов, развитие их материально-технической базы, проведение производственной практики студентов и учащихся, поощрение мастеров производственного обучения;

- устанавливают именные стипендии учащимся (студентам) учреждений профессионального образования в размерах, предусмотренных коллективным договором;

- проводят конкурсы профессионального мастерства "Лучший молодой специалист" и др.;

- предоставляют по возможности льготные ссуды и кредиты на приобретение или строительство жилья;

- оказывают материальную помощь при рождении детей и содержании их в дошкольных образовательных учреждениях в размерах, установленных коллективным договором;

- предоставляют краткосрочный оплачиваемый отпуск не менее 2 дней отцу при выписке ребенка из роддома;

Профсоюз:

- создает молодежные советы и молодежные комиссии;

- поощряет молодых работников, добивающихся высоких показателей в труде и активно участвующих в деятельности профсоюзной организации;

- организует обучение председателей молодежных советов, комиссий, молодых профсоюзных активистов;

- контролирует предоставление гарантированных законодательством льгот и социальных гарантий молодежи.

VII. Социальные льготы, гарантии и компенсации

7.1. Работникам дорожных организаций, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель в соответствии со статьей 168.1 Трудового кодекса РФ возмещает связанные со служебными поездками:

расходы по проезду;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и конкретные размеры возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых участков, перечень должностей (профессий) этих работников определяются в коллективных договорах.

7.2. В организациях дорожного хозяйства за счет собственных средств, других источников, предусмотренных законодательством:

- обеспечивается содержание санаториев-профилакториев, детских дошкольных учреждений, оздоровительных лагерей, баз отдыха, находящихся на их балансе;

- производятся работникам, находящимся в отпусках в связи с вынужденной временной приостановкой производства, в течение 4-х месяцев в год (подряд, либо в сумме календарных месяцев) компенсационные выплаты в размере не менее тарифной ставки работника в месяц;

- производится выплата денежных сумм в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, с учетом индексации базовой (минимальной) тарифной ставки, указанной в пункте 3.1. настоящего Соглашения, но не ниже размеров, установленных законодательством Российской Федерации;

- оказываются в соответствии с законодательством различные виды социальной помощи участникам войны, семьям погибших военнослужащих, семьям погибших на производстве, инвалидам, пенсионерам, семьям, имеющим детей, ветеранам труда;

- осуществляется выдача бесплатного лечебно-профилактического питания для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными условиями труда;

- сохраняется представителям работников, являющимся членами примирительных комиссий по урегулированию коллективных трудовых споров, за все время их отвлечения от работы средняя заработная плата и соответствующие льготы;

- производятся компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке в связи с неурегулированием коллективного трудового спора по причине нарушения работодателем условий коллективного договора и соглашений, заключенных профсоюзом, за все время забастовки (в соответствии с утвержденным графиком работы) на условиях, установленных коллективным договором;

- сохраняется за высвобожденными в связи с сокращением численности или штата работниками очередь на получение жилья (улучшение жилищных условий), возможность пользоваться услугами предприятий социальной сферы (лечебных, детских дошкольных учреждений) на равных условиях с работниками данной организации на период нахождения его на учете в центре занятости до устройства на постоянную работу;

7.3. Для повышения уровня социальной защищенности работников в коллективных договорах организаций может предусматриваться:

- оказание разовой материальной помощи работникам, пострадавшим в результате стихийных бедствий;

- полная или частичная оплата путевок на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха по согласованию с профкомом;

- оказание материальной помощи в размере не менее 50 % минимального размера оплаты труда в Российской Федерации на каждого иждивенца в течение 6 месяцев со дня получения работником статуса безработного;

- для работников, переведенных по объективным причинам на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, ежемесячная компенсация (в течение 6 месяцев) сверх заработной платы;

- бесплатное содержание в детских дошкольных учреждениях детей, в семье которых среднедушевой доход не превышает размера прожиточного минимума в регионе;

- выдача бесплатных путевок в детские оздоровительные лагеря, в первую очередь семьям, имеющим двух и более несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, и одиноким матерям;

- выплата единовременного пособия в зависимости от стажа работы на предприятии при уходе на пенсию в размерах:

свыше 1 до 5 лет включительно - месячная тарифная ставка (должностной оклад);

свыше 5 до 10 лет включительно - 3-месячная тарифная ставка (должностной оклад);

свыше 10 до 15 лет включительно - 5-месячная тарифная ставка (должностной оклад);

свыше 15 до 20 лет включительно - 7-месячная тарифная ставка (должностной оклад);

свыше 20 лет - 10-месячная тарифная ставка (должностной оклад);

- выплата работникам единовременных ежегодных пособий на оздоровление в период отпуска;

- частичная или полная оплата проезда работников к месту работы и обратно и компенсация за удорожание питания;

- сохранение за работниками, вышедшими на пенсию, возможности пользоваться социальными услугами (медицинское обслуживание и др.);

- выплата денежного вознаграждения работникам, награжденным государственными, отраслевыми и профсоюзными наградами;

- в случае смерти работника предприятия, его близких родственников, а также пенсионера, ушедшего на пенсию из организации, оплата расходов на ритуальные услуги;

- дополнительное добровольное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на случай потери работы, медицинское страхование, а также другие виды страхования за счет работодателей, в первую очередь через отраслевые страховые компании;

- выплата "подъемных" молодым специалистам;

- оказание поддержки в жилищном строительстве через ипотечное кредитование;

- выделение беспроцентного целевого займа;

- выделение земельных участков для посадки картофеля;

- обеспечение транспортом для поездок на дачные участки;

- компенсационные выплаты женщинам по уходу за детьми до достижения ими 3-х летнего возраста;

- оказание разовой помощи при подготовке детей к началу учебного года;

- предоставление работникам в случае болезни трехдневного неоплачиваемого отпуска в течение года по их личному заявлению без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий в организациях независимо от форм собственности трудовыми коллективами в соответствии с действующим типовым положением образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и Профсоюза или избираются уполномоченные по социальному страхованию. Права и обязанности членов Комиссии оговариваются в коллективном договоре или в Положении о комиссии по социальному страхованию организации.

VIII. Обеспечение занятости

8.1. Работодатели (объединения работодателей) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными организациями профсоюза разрабатывают и обеспечивают выполнение региональных отраслевых программ содействия занятости в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

8.2. В целях повышения социальной защищенности работников стороны договорились о том, что:

- способствуют укреплению сложившейся системы высших и средних специальных учебных заведений, ИПК, курсов повышения квалификации по подготовке и переквалификации работников дорожного хозяйства на основе прогноза занятости и качественных изменений рабочей силы;

- продолжат работу по переподготовке всех категорий руководящего состава и специалистов по овладению особенностями управления в условиях рыночных отношений;

- будут способствовать эффективному управлению процессами трудовой миграции, регулированию внешней трудовой миграции, приему иностранной рабочей силы с учетом приоритетного использования российских граждан на региональных рынках труда, а также реальных потребностей и возможностей субъектов Российской Федерации по приему и обустройству иммигрантов;

- увольнение работников по сокращению штата или численности применять только как вынужденную меру, когда исчерпаны все возможности их трудоустройства;

- увольнение работников по инициативе работодателя не допускается без предварительного согласия профсоюзного комитета организации в следующих случаях (фиксируется в коллективном договоре организации):

- сокращения численности или штата работников организации;

- однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

1) прогула (отсутствия на работе без уважительных причин более четырех часов в течение рабочего дня);

2) разглашения государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей;

- в случае неизбежного массового (свыше 10 процентов) сокращения работников, критерий которого установлен в соответствии со ст. 82 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатели не менее чем за три месяца до момента сокращения в полном объеме представляют органам службы занятости и профсоюзному комитету организации информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить. В течение этого срока работодатели осуществляют меры, обеспечивающие за счет средств организаций переквалификацию и трудоустройство высвобождаемых работников, бесплатное обучение их новым профессиям и создание новых рабочих мест. При переквалификации работников с отрывом от производства за ними сохраняется средняя заработная плата на весь срок обучения;

- в случае массового сокращения численности или штата работники извещаются о предстоящем увольнении не менее, чем за три месяца (в том числе в организациях-банкротах);

- работники предпенсионного возраста (за три года до момента возникновения права на пенсию), лица, в семье которых один из супругов имеет статус безработного, матери-одиночки не могут быть уволены по сокращению штата или численности работников без трудоустройства в действующих организациях. Работодатели будут способствовать трудоустройству вышеуказанных категорий работников и при ликвидации организации;

- обеспечивается приоритетное предоставление вновь созданных рабочих мест работникам, высвобожденным ранее из данной организации, с учетом их деловых качеств;

- выпускникам учебных заведений (в т.ч. рабочим), обучавшимся по договорам или направлениям организаций и прибывшим для работы в эти организации, предоставляется работа по специальности и создаются условия труда в соответствии с действующими нормами законодательства о труде;

- работодатели разрабатывают и реализуют мероприятия, предусматривающие сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы в соответствии с законодательными и нормативными правовыми документами.

В коллективных договорах предусматриваются дополнительные меры по обеспечению занятости работников.

IХ. Социальная защита работников при несостоятельности (банкротстве), реорганизации и ликвидации предприятий

9.1. Стороны будут всемерно способствовать финансовому оздоровлению организаций дорожного хозяйства, сохранению действующих и созданию новых рабочих мест, информированию предприятий о рынке труда в отраслях, в том числе о перспективной потребности в кадрах, организации профессионального обучения, подготовке и переподготовке кадров, профессиональному консультированию высвобождаемых работников.

9.2. Представитель работников участвует в арбитражном процессе по делу о банкротстве организации, других проводимых в связи с банкротством мероприятиях в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ и другими нормативными актами. Руководитель организации совместно с профкомом предприятия организуют общее собрание работников, на котором определяется представитель работников.

9.3. В предвидении несостоятельности (банкротства) руководитель организации извещает об этом профсоюзный комитет, предоставляет по просьбе профкома информацию о финансовом состоянии организации и принимает действенные меры по улучшению положения. Стабилизация экономического положения организации не может производиться путем снижения заработной платы работников.

9.4. Увольнение работников, связанное с банкротством, не может осуществляться без предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующего профсоюзного комитета и проведения с ним переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза. При этом работодатели будут способствовать трудоустройству высвобождаемых работников.

9.5. Профсоюзные комитеты организаций, уполномоченные трудовыми коллективами, могут осуществлять общественный контроль за проведением процедур банкротства.

9.6. Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

9.7. Работодатели представляют профсоюзному комитету по его запросу информацию по вопросам:

- реорганизации или ликвидации организации;

- введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

- профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

- по другим вопросам, предусмотренным действующим законодательством, учредительными документами организации, коллективным договором, а также данные о размерах прибыли, рентабельности, количестве работающих, доли оплаты труда в себестоимости продукции, средней заработной плате за отчетный период по категориям работающих, минимальной тарифной ставке рабочих I разряда и пр.

Профсоюзные комитеты имеют право вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

9.8. Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

При смене собственника имущества организации не допускается сокращение численности или штата работников до момента государственной регистрации перехода права собственности.

При изменении подведомственности (подчиненности) организации, а также при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются.

9.9. В случае реорганизации организации (предприятия), повлекшей за собой реорганизацию профсоюзной организации, сокращение числа освобожденных профсоюзных работников, правопреемник организации (предприятия) предоставляет таким работникам соответствующую работу (должность) по прежнему месту работы, а в случае отсутствия подходящей работы обеспечивает его учебу или переквалификацию, трудоустройство.

Х. Обеспечение гарантий работникам приватизируемых предприятий

10.1. Обеспечение гарантий работникам приватизируемых предприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ, другими нормативными и законодательными актами.

10.2. При продаже государственного или муниципального имущества на конкурсе стороны принимают меры по включению в условия конкурса следующих положений:

- сохранение не менее 70 % рабочих мест;

- переподготовку и (или) повышение квалификации работников;

- сохранение профиля деятельности унитарного предприятия и назначения объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения на срок не менее 3 лет;

10.3. Открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий.

10.4. Трудовые отношения работников унитарных предприятий после приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий продолжаются с согласия работников и могут быть изменены или прекращены не иначе как в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

XI. Обеспечение прав и гарантий деятельности профсоюза

Федеральное дорожное агентство, Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР", ассоциация "РАДОР", ассоциация "РОДОС" договорились о том, что в организациях:

- представления профсоюзных органов о нарушениях законодательства о труде, условий настоящего Соглашения и коллективных договоров подлежат безотлагательному рассмотрению и принятию мер по устранению нарушений законодательства о труде;

- решения, касающиеся установления условий труда и заработной платы (системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), нормы труда и т.д.), принимаются по согласованию с выборным профсоюзным органом организации. Изменения систем оплаты труда и форм материального поощрения работников федеральных государственных унитарных предприятий согласовываются с Центральным или соответствующими территориальными комитетами Общероссийского профсоюза;

- профсоюзным комитетам дорожных организаций предоставляются в бесплатное пользование оборудованные помещения, транспортные средства и средства связи, персональные компьютеры с соответствующим программным обеспечением, множительная техника, помещения для проведения собраний.

Республиканским, краевым, областным комитетам профсоюза могут устанавливаться льготы по оплате аренды помещений, пользования транспортными средствами, средствами связи, множительной техникой, других услуг, предоставляемых отраслевыми организациями и их объединениями. Порядок и условия предоставления льгот закрепляются в отраслевых региональных или других соглашениях (договорах), заключаемых с участием этих организаций (объединений);

- членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от производственной работы, для участия в качестве делегатов на съездах, конференциях, созываемых профсоюзом, в работе его пленумов, заседаний исполкомов и комиссий, а также представителям профсоюза, участвующим в переговорах от имени коллектива, предоставляется свободное от работы время с сохранением заработной платы для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива и профсоюза, а также профсоюзной учебы, в порядке, определенном коллективным договором;

- освобожденные профсоюзные работники организаций пользуются правами, льготами и гарантиями, действующими на предприятии, наряду с работниками этого предприятия (премирование, вознаграждение по итогам работы за год и выслугу лет, осуществляемых за счет средств предприятий, при создании акционерных обществ и др.), в порядке, определенном в коллективных договорах.

Дополнительное вознаграждение неосвобожденных председателей профкомов за основные результаты работы организации производится на условиях и в порядке, установленных в коллективном договоре.

Профсоюзные инспектора труда и иные представители профсоюза имеют право беспрепятственно посещать организации, рабочие места, где работают члены профсоюза, для реализации уставных задач, получения информации от органов хозяйственного управления по вопросам оплаты и охраны труда, жилищно-бытового обслуживания работников, для осуществления контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений.

Администрация организации не вмешивается в деятельность профсоюза, не принимает решений, ограничивающих права и деятельность профсоюза.

Представители профсоюзных органов включаются:

- в комиссии организаций по приватизации государственного имущества, включая объекты социального назначения;

- в число представителей организации, направляемых в соответствующий комитет по управлению имуществом для участия в работе комиссии по приватизации организации.

По уполномочию работников профсоюзные органы могут иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организаций.

Руководители федеральных предприятий информируют профсоюзные комитеты о показателях социальной деятельности предприятия, отраженных в ежеквартальном отчете федеральному государственному органу, заключившему с ним трудовой договор, в т.ч. по вопросам заключения и выполнения коллективного договора, предоставлении работникам социальных льгот и другим. По запросу соответствующего профсоюзного органа работодатели (их объединения и представители) предоставляют ему бесплатно информацию по социально-трудовым вопросам для осуществления уставной деятельности профсоюза.

Организации в соответствии с коллективным договором предоставляют в бесплатное пользование профсоюзу находящиеся на балансе предприятия либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные лагеря, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом хозяйственное содержание указанных объектов остается за организацией. В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации в размере не менее 0,15 % от фонда оплаты труда на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

При наличии письменных заявлений работников, как являющихся членами профсоюза, так и не состоящих в профсоюзе, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет членские взносы и средства из заработной платы на счета профсоюзного комитета и вышестоящего профсоюзного органа на условиях и в порядке, предусмотренных соответствующими договорами, коллективным договором организации.

Профсоюз в лице выборных органов принимает участие в разработке отраслевыми органами управления проектов законодательных и нормативных правовых актов, влияющих на социально-экономическое положение работников отрасли.

Стороны разрабатывают комплекс совместных мер, направленных на обеспечение соблюдения законодательства о труде, занятости, охране труда и в других сферах.

Стороны считают целесообразным оказание работодателями содействия, финансовой и иной поддержки профсоюза в осуществлении им уставной деятельности по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов работников отраслевых организаций, организационному укреплению профорганизаций, повышению охвата работников профсоюзным членством, вовлечению в профсоюз молодежи, реализации социальных программ в трудовом коллективе.

XII. Пенсионное страхование работников

12.1. В целях обеспечения права работников на обязательное пенсионное страхование, в том числе на страховую и накопительную части трудовой пенсии по инвалидности, страховую и накопительную части пенсии по случаю потери кормильца, в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" работодатели обязуются:

- производить уплату сумм авансовых платежей по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов работников, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы;

- вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет отдельно в отношении каждой части страхового взноса (на страховую, накопительную части пенсии) по каждому работнику, в пользу которого осуществлялись выплаты;

- предоставлять в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения;

- информировать работников о начисленных и уплаченных в их пользу страховых взносах;

- предоставлять работникам копии индивидуальных сведений, предоставленных в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

12.2. Стороны совместно примут меры по созданию отраслевых пенсионных систем, сохраняющих ранее предусмотренные льготы для работников, имеющих вредные и тяжелые условия труда.

XIII. Разрешение трудовых споров (конфликтов)

Стороны пришли к договоренности, что в период действия настоящего Федерального отраслевого соглашения ими не выдвигаются новые требования по вопросам, включенным в него, при условии их соблюдения и выполнения. В случае возникновения трудовых споров они разрешаются в соответствии с действующим законодательством.

XIV. Контроль за ходом выполнения соглашения

Контроль за ходом выполнения Федерального отраслевого соглашения производится комиссией, сформированной сторонами (приложение № 2) и представителями Сторон на всех уровнях, которые вправе обратиться в комиссию по любому вопросу, связанному с исполнением (неисполнением) Соглашения.

Комиссия не реже 1 раза в полугодие, рассматривает выполнение Федерального отраслевого соглашения и о результатах информирует трудовые коллективы.

При установлении нарушений и невыполнении положений Соглашения комиссия в письменной форме делает представление субъектам, нарушившим Соглашение, которые обязаны не позже, чем в недельный срок провести необходимые консультации по существу представления комиссии и принять решение по устранению нарушений.

В случае отказа устранить эти нарушения или не принятия решения в указанный срок, разногласия рассматриваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

XV. Ответственность сторон

15.1. Стороны Соглашения, нарушающие или не выполняющие принятые на себя обязательства, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

15.2. Должностные лица, представляющие работодателя, работники выборных органов профсоюза, в трудовые обязанности которых входит обеспечение выполнения заключенного Соглашения, привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушение или невыполнение обязательств Соглашения.

15.3. Стороны Соглашения, а также органы системы социального партнерства в отрасли наделяются правами контроля за выполнением заключаемых соглашений, коллективных договоров, они вправе предъявлять требования о привлечении вышеуказанных лиц к дисциплинарной ответственности.

15.4. Стороны соглашения, коллективного договора вправе предусматривать в тексте Соглашения дополнительные меры ответственности за нарушение, неисполнение взаимно принятых обязательств, если эти меры не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

XVI. Заключительные положения

16.1. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период его членства.

16.2. В случае отсутствия в организации, интересы которой представлены сторонами Соглашения, коллективного договора, Соглашение имеет прямое действие.

16.3. Стороны Соглашения обеспечивают доведение Федерального отраслевого соглашения до каждой организации, на работников которой оно распространяется, а также органов исполнительных власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных органов местного самоуправления, министерств и ведомств в двухнедельный срок со дня его подписания. Публикация текста Соглашения осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2007 г. N 260 "Об утверждении порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению". Стороны принимают меры к публикации текста Соглашения в официальных печатных органах, в отраслевой печати, размещению на собственных сайтах.

16.4. Настоящее Федеральное отраслевое соглашение подписано в 6-ти экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

Председатель Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

В.И. Мохначев

13 марта 2008 г.

 

Руководитель Федерального дорожного агентства

О.В. Белозеров

13 марта 2008 г.

 

Генеральный директор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР"

А.М. Афанасьев

13 марта 2008 г.

 

Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР"

А.С. Малов

13 марта 2008 г.

 

Директор Ассоциации дорожных проектно-изыскательских организаций "РОДОС"

Д.М. Немчинов

13 марта 2008 г.

 

Приложение № 1
к Федеральному отраслевому соглашению
по дорожному
хозяйству на 2008-2010 годы

Отраслевая тарифная сетка по оплате труда работников организаций дорожного хозяйства


Разряды оплаты труда

Разряды оплаты и соответствующие им тарифные коэффициенты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Тарифные коэффициенты

1,0

1,04

1,09

1,142

1,268

1,407

1,546

1,699

1,866

2,09

2,36

2,667

3,014

3,376

3,849

4,272

4,742

5,3

 


Приложение № 2
к Федеральному отраслевому соглашению
по дорожному
хозяйству на 2008-2010 годы

Состав
отраслевой комиссии по подготовке, заключению и контролю за ходом выполнения Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы

Сопредседатели комиссии:

Ломакин Владимир Владимирович

- заместитель председателя Общероссийскогопрофсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства;

Дитрих Евгений Иванович

- зам. руководителя Федерального дорожногоагентства.

Со стороны работников:

Белоусова Людмила Николаевна

- председатель Московской областной организации профсоюза;

Долгова Валентина Ивановна

- председатель Ульяновской областной организации профсоюза;

Колотев Евгений Иванович

- председатель Воронежской областной организации профсоюза;

Кондратюк Тамара Васильевна

- председатель объединенной первичной профсоюзной организации ГУП "Владимиравтодор";

Хохлова Татьяна Михайловна

- заведующая отделом экономической защиты аппарата ЦК профсоюза;

Пустыльников Юрий Иванович

- заведующий отделом правовой защиты аппарата ЦК профсоюза.

Со стороны работодателей:

Бурносов Николай Иванович

- начальник управления кадров и организационного развития Федерального дорожного агентства;

Малов Александр Сергеевич

- президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР";

Асмольский Александр Алексеевич

- генеральный директор фирмы "Руслафальт";

Афанасьев Александр Михайлович

- генеральный директор Ассоциации "РАДОР";

Белоусов Андрей Александрович

- заместитель генерального директора Ассоциации "РАДОР";

Немчинов Дмитрий Михайлович

- директор Ассоциации дорожных проектно-изыскательских организаций "РОДОС".