РЕШЕНР�Р• РЎРђРќРљРў-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА РћРў 30.03.2007 РџРћ ДЕЛУ N 3-29/2007 Рћ РџР Р�Р—РќРђРќР�Р� НЕДЕЙСТВУЮЩР�РњР� РАСПОРЯЖЕНР�РЇ АДМР�РќР�РЎРўР РђР¦Р�Р� РЎРђРќРљРў-ПЕТЕРБУРГА РћРў 30.06.2003 в„– 1551-Р Рђ "РћР‘ УТВЕРЖДЕНР�Р� ТЕРРР�РўРћР Р�АЛЬНЫХ РЎРўР РћР�ТЕЛЬНЫХ РќРћР Рњ РЎРђРќРљРў-ПЕТЕРБУРГА "РНЕРГЕТР�ЧЕСКАЯ эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСК�Й ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕН�Е
Р�менем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации 30 марта 2007 РіРѕРґР° Санкт-Петербургский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ РІ составе СЃСѓРґСЊРё Масоловой РЎ.Рќ., СЃ участием РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Черновол Р�.Р’., РїСЂРё секретаре Птоховой Р—.Р®. рассмотрел РІ открытом судебном заседании дело РїРѕ заявлению заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Санкт-Петербурга Рѕ признании недействующими распоряжения Администрации Санкт-Петербурга РѕС‚ 30.06.2003 N 1551-СЂР° "РћР± утверждении территориальных строительных РЅРѕСЂРј Санкт-Петербурга "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите", территориальных строительных РЅРѕСЂРј "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите" (РўРЎРќ 23-340-2003 Санкт-Петербург), установил:
Заместитель РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Санкт-Петербурга обратился РІ Санкт-Петербургский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рѕ признании недействующими СЃ 30.12.2004 - СЃРѕ РґРЅСЏ введения РІ действие Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации распоряжения Администрации Санкт-Петербурга РѕС‚ 30.06.2003 N 1551-СЂР° "РћР± утверждении территориальных строительных РЅРѕСЂРј Санкт-Петербурга "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите" (Р».Рґ. 18) Рё территориальных строительных РЅРѕСЂРј "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите" (РўРЎРќ 23-340-2003 Санкт-Петербург) (далее - РўРЎРќ РЎРџР±) (Р».Рґ. 72-107), ссылаясь РЅР° то, что оспариваемое распоряжение Рё утвержденные РёРј РўРЎРќ РЎРџР± противоречат действующему федеральному законодательству (Р».Рґ. 132-134). Р’ судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал. Представитель Правительства Санкт-Петербурга считает, что заявленные требования удовлетворению РЅРµ подлежат. РЎСѓРґ, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению РїРѕ следующим основаниям. Как РїРѕСЏСЃРЅРёР» представитель Правительства Санкт-Петербурга, оспариваемое распоряжение было издано РІ соответствии СЃ полномочиями, предоставленными Градостроительным кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 07.05.1998 N 73-ФЗ, статьей 37 Рё пунктом 2 статьи 47 Устава Санкт-Петербурга, РІ редакции, действовавшей РЅР° момент издания оспариваемого распоряжения. Нормами части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (РІ редакции ФЗ РѕС‚ 07.05.1998 N 73-ФЗ) предусматривалось, что субъекты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ соответствии СЃ федеральными градостроительными нормативами Рё правилами разрабатывают градостроительные нормативы Рё правила субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃ учетом РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕ-климатических, социально-демографических, национальных Рё иных особенностей субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Представитель Правительства Санкт-Петербурга РЅРµ оспаривает, что РЅР° сегодняшний день РїРѕСЂСЏРґРѕРє правового регулирования градостроительной деятельности изменен. Согласно части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, введенного РІ действие РІ соответствии СЃРѕ статьей 1 Федерального закона "Рћ введении РІ действие Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации" РѕС‚ 29.12.2004 N 191-ФЗ (РІ редакции РѕС‚ 31.12.2005), законодательство Рѕ градостроительной деятельности регулирует отношения РїРѕ территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения РїРѕ строительству объектов капитального строительства, РёС… реконструкции, Р° также РїРѕ капитальному ремонту, РїСЂРё проведении которого затрагиваются конструктивные Рё РґСЂСѓРіРёРµ характеристики надежности Рё безопасности таких объектов. Р’ соответствии СЃ пунктом 3 части 1 статьи 7 указанного Кодекса Рє полномочиям органов государственной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ области градостроительной деятельности отнесено лишь утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования. Полномочия субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ разработке градостроительных РЅРѕСЂРј Рё правил действующим Градостроительным кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРµ предусмотрены. Рта РЅРѕСЂРјР° закреплена РІ статьях 1, 4 Закона Санкт-Петербурга РѕС‚ 30.12.2003 N 778-116 (РІ редакции РѕС‚ 20.02.2006) "РћР± основах регулирования градостроительной деятельности РІ Санкт-Петербурге". Согласно положениям абзаца 1 введения РўРЎРќ РЎРџР± данные правовые РЅРѕСЂРјС‹ разработаны СЃ целью обеспечения эффективного использования тепловой энергии, расходуемой РЅР° отопление зданий, РїСЂРё обеспечении комфортных условий пребывания РІ РЅРёС… людей. Р’ силу абзаца 3 введения РўРЎРќ РЎРџР± территориальные строительные РЅРѕСЂРјС‹ преследуют цель проектирования СЃ эффективным использованием энергии путем выявления суммарного эффекта энергоснабжения РѕС‚ использования архитектурных, строительных Рё инженерных решений, направленных РЅР° СЌРєРѕРЅРѕРјРёСЋ энергетических ресурсов. Аналогичные положения содержатся также РІ пункте 1.1 раздела 1, подпункте 4.1.1 пункта 4.1 раздела 4 РўРЎРќ РЎРџР±. РљСЂРѕРјРµ того, РёР· подпункта 4.2.7 Рё пункта 4.2 раздела 4 РўРЎРќ РЎРџР± РїСЂСЏРјРѕ следует, что РІ РўРЎРќ РЎРџР± установлены показатели энергоснабжения Рё энергетической эффективности здания. Согласно Федеральному закону "РћР± энергосбережении" РѕС‚ 03.04.1996 N 28-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие РІ процессе деятельности РІ области энергоснабжения, РІ целях создания экономических Рё организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов. РџСЂРё этом РІ соответствии СЃ положениями статьи 1 этого закона РїРѕРґ энергоснабжением понимается реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических Рё экономических мер, направленных РЅР° эффективное использование энергетических ресурсов Рё РЅР° вовлечение РІ хозяйственный РѕР±РѕСЂРѕС‚ возобновляемых источников энергии. Р’ государственные стандарты РЅР° энергопотребляющую продукцию РІ соответствии СЃРѕ статьей 5 указанного выше Федерального закона включаются показатели ее энергоэффективности РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. РўРЎРќ РЎРџР± представляют СЃРѕР±РѕР№ стандарты (нормативные документы) РїРѕ проектированию Рё строительству. Р’ силу пункта "СЂ" статьи 71 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации стандарты (РІ том числе строительные РЅРѕСЂРјС‹ Рё правила) отнесены Рє ведению Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Вместе СЃ тем РІ силу пункта 2 статьи 78 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации субъекты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РјРѕРіСѓС‚ заниматься таким правотворчеством, РЅРѕ РїСЂРё условии, что федеральные органы исполнительной власти передали РёРј РїРѕ соглашению СЃ органами исполнительной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации осуществление части СЃРІРѕРёС… полномочий, если это РЅРµ противоречит Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё федеральным законам. Р’ соответствии СЃ положениями статьи 2 ФЗ "РћР± энергосбережении" законодательство Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± энергосбережении состоит РёР· настоящего Федерального закона Рё принимаемых РІ соответствии СЃ РЅРёРј РґСЂСѓРіРёС… федеральных законов, иных нормативных правовых актов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° также законов Рё иных нормативных правовых актов субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ вопросам энергосбережения, принимаемых РІ соответствии СЃ договорами РїРѕ разграничению предметов ведения полномочий между органами государственной власти Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё органами государственной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Однако соглашения СЃ федеральными органами исполнительной власти Рѕ передаче органам государственной власти Санкт-Петербурга полномочий РїРѕ установлению стандартов РІ области энергопотребления Рё теплозащиты жилых Рё общественных зданий, Рѕ предоставлении субъекту Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации права принятия нормативных правовых актов РІ области энергосбережения РЅРµ заключались. Таким образом, единственными правомерными стандартами (нормативными документами) РїРѕ проектированию Рё строительству РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации являются ГОСТы Рё Строительные РЅРѕСЂРјС‹ Рё правила - РЎРќРёРџС‹, утвержденные Госстроем Р РѕСЃСЃРёРё Рё действующие РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ соответствии СЃ Конституцией Р РѕСЃСЃРёРё. Доводы представителя Правительства Санкт-Петербурга Рѕ том, что заявитель РІ последнем заявлении (Р».Рґ. 132-134) одновременно изменил основания Рё предмет заявления, что РЅРµ допускается частью 1 статьи 39 ГПК Р Р¤, противоречат материалам дела. Представитель Правительства Санкт-Петербурга РІ судебном заседании подтвердил, что заявитель оспаривает распоряжение "РћР± утверждении территориальных строительных РЅРѕСЂРј Санкт-Петербурга "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите" (Р».Рґ. 18). Первоначально заявитель неправильно указывал орган государственной власти, его принявший (Р».Рґ. 2-4), что РЅРµ является изменением предмета заявления. Доводы представителя Правительства Санкт-Петербурга Рѕ том, что заявитель - заместитель РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Санкт-Петербурга РЅРµ указал РІ заявлении, РІ чьих интересах предъявлено данное заявление, чем нарушены РЅРѕСЂРјС‹ процессуального права, СЃСѓРґ также РЅРµ может принять РІРѕ внимание. Р’ соответствии СЃ положениями статьи 251 ГПК Р Р¤ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РІ пределах своей компетенции вправе обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рѕ признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или РІ части. Рта РЅРѕСЂРјР° РЅРµ содержит обязанности для РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РѕР± указании РІ заявлении сведений Рѕ нарушении чьих-либо прав Рё законных интересов. РљСЂРѕРјРµ того, компетенция РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° определена Федеральным законом "Рћ прокуратуре Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации". Р’ силу статьи 1 этого закона органы прокуратуры - это единая система, осуществляющая РѕС‚ имени государства надзор Р·Р° исполнением законов, действующих РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим укрепление законности Рё защита государственных интересов признаны РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ функцией органов прокуратуры. Согласно части 1 статьи 21 указанного выше закона предметом РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами Рё должностными лицами. РќР° основании пункта 3 статьи 22 этого же закона обращение РІ СЃСѓРґ СЃ требованием Рѕ признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству, недействительным является РѕРґРЅРёРј РёР· полномочий РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, осуществляемых РІ целях защиты государственных интересов. Таким образом, заявление Рѕ признании противоречащими федеральному законодательству оспариваемых распоряжения Администрации Санкт-Петербурга Рё РўРЎРќ РЎРџР± предъявлено РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј РІ пределах предоставленной ему компетенции. Поскольку указанное дело относится Рє делам, возникающим РёР· публичных правоотношений, заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РѕР± оспаривании нормативного правового акта РЅРµ должно содержать данных, конкретизирующих, чьи Рё какие права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы нарушаются этим актом или его частью. РЎ учетом даты принятия оспариваемого распоряжения Рё утверждения РўРЎРќ РЎРџР±, правовых последствий признания РёС… недействующими СЃСѓРґ считает возможным признать РёС… недействующими СЃ момента вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу. Р�СЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, руководствуясь СЃС‚. 194-198, 251, 253 ГПК Р Р¤, СЃСѓРґ решил: Заявление заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Санкт-Петербурга удовлетворить. Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга РѕС‚ 30.06.2003 N 1551-СЂР° "РћР± утверждении территориальных строительных РЅРѕСЂРј Санкт-Петербурга "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите", территориальные строительные РЅРѕСЂРјС‹ "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите" (РўРЎРќ 23-340-2003 Санкт-Петербург) признать недействующими СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения РІ законную силу. Решение может быть обжаловано РІ 10-дневный СЃСЂРѕРє РІ Верховный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
|