ПОЛОЖЕНИЕ СДА-31 Принято 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Положение о Специализированном органе подсистемы безопасности в энергетике (далее - Положение) устанавливает общие требования к Специализированному органу подсистемы безопасности в энергетике, на который возложены функции по аттестации органов оценки соответствия (ООС), выполняющих работы на объектах энергетики, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор). 1.2. Настоящее Положение разработано с учетом требований: законодательства Российской Федерации; нормативных документов Ростехнадзора; документов в области аттестации ООС подсистемы безопасности в энергетике. 1.3. Специализированный орган выполняет следующие функции: проводит аттестации и инспекционный контроль аттестованных ООС подсистемы безопасности в энергетике: инспекционных организаций; органов по сертификации продукции; испытательных лабораторий (электроиспытательные лаборатории, электроизмерительные лаборатории, лаборатории теплотехнических измерений на объектах энергетики)*; органов аттестации специалистов в области энергетики, анализирует и обобщает информацию о деятельности ООС в подсистеме безопасности в энергетике, а также состояние нормативно-технической базы подсистемы безопасности в энергетике; участвует в разработке проектов документов по процедурным, техническим и организационным вопросам аттестации и функционирования участников подсистемы безопасности в энергетике; участвует в разработке тарифов на проведение работ по аттестации ООС в подсистеме безопасности в энергетике; ведет учет документов подсистемы безопасности в энергетике, аттестованных ООС, аттестованных специалистов подсистемы безопасности в энергетике; осуществляет обмен справочно-информационной и другой документацией с Центральным органом для совершенствования деятельности по аттестации. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЯВ настоящем документе применяются следующие определения: * Лаборатории тепловизионного обследования аттестуются в соответствии с Правилами аттестации и основными требованиями к лабораториям неразрушающего контроля (ПБ 03-372-00), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.00 № 29, зарегистрированным Минюстом России 25.07.00 г., регистрационный № 2324. Аттестация органов оценки соответствия (далее - аттестация) - официально оформленное Специализированным органом подсистемы безопасности в энергетике (далее - Специализированный орган) признание компетентности юридического лица (или его обособленного подразделения) выполнять работы в определенной области оценки соответствия в Единой системе оценки соответствия на объектах энергетики, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Единая система). Заявитель (аттестации) - организация, претендующая на аттестацию в подсистеме безопасности в энергетике и представившая письменную заявку об этом в Специализированный орган (орган аттестации). Критерии аттестации в подсистеме безопасности в энергетике - требования, которым должен отвечать орган оценки соответствия (как объект аттестации), чтобы быть аттестованным. Область аттестации в подсистеме безопасности в энергетике - определенные виды услуг по оценке соответствия в подсистеме безопасности в энергетике, на которые распространяется аттестация. Орган оценки соответствия в подсистеме безопасности в энергетике (ООС) - орган, который предоставляет услуги по оценке соответствия на объектах энергетики и который может быть объектом аттестации. Инспекционный контроль аттестованного органа - проверка аттестованного органа оценки соответствия, проводимая Специализированным органом в целях установления, что его деятельность продолжает соответствовать установленным критериям аттестации. Свидетельство об аттестации в подсистеме безопасности в энергетике - документ, выданный Специализированным органом, подтверждающий факт признания компетентности органа оценки соответствия в определенной области аттестации. Эксперт по аттестации в подсистеме безопасности в энергетике - лицо, непосредственно участвующее в проведении проверки и оценки органа оценки соответствия при аттестации и инспекционном контроле и обладающее признанной компетентностью в выполнении этих функций. Специализированный орган - полномочный орган, осуществляющий проверку, оценку и организацию аттестации органов оценки соответствия, инспекционный контроль аттестованных органов, а также координацию деятельности всех участников процедуры аттестации в подсистеме безопасности в энергетике. 3. БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ3.1. Специализированный орган действует объективно и свободно от любого коммерческого, финансового или иного давления, которое может скомпрометировать его беспристрастность. 3.2. Специализированный орган придерживается принципа отсутствия дискриминации в проводимой политике и процедурах, а также предоставляет услуги по аттестации всем заинтересованным организациям независимо от формы собственности, величины, структурной принадлежности или других факторов, не выходящих за рамки установленных требований. 3.3. Специализированный орган не предлагает и не оказывает консультационные услуги ООС, а также услуги по оценке соответствия, которые осуществляют ООС, способные повлиять на его беспристрастность. 4. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬСпециализированный орган располагает эффективными процедурами, гарантирующими конфиденциальность информации, получаемой в процессе деятельности по аттестации, как при работе с ООС, так и с другими заинтересованными сторонами. 5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО АТТЕСТАЦИИ5.1. Специализированный орган располагает эффективными методами контроля за выполнением аттестованным ООС установленных требований, возможностями контролировать выполнение ООС решения о приостановлении или отмене аттестации, ограничении области аттестации, принятии решения о повторной аттестации ООС в случаях, если были произведены изменения в составе персонала, организации работ, составе средств и оборудования и других условий, влияющих на компетентность организации в области ее аттестации, а также если анализ поступившей информации свидетельствует о том, что аттестованная организация не соответствует установленным требованиям. 5.2. В случае положительного решения Комиссии по аттестации по проведенной проверке Специализированный орган предоставляет каждому аттестованному ООС официальный документ (свидетельство об аттестации), подтверждающий аттестацию и подписанный руководителем Специализированного органа. Свидетельства об аттестации оформляются на бланках Единой системы. В свидетельстве об аттестации приводятся следующие сведения: название и юридический адрес аттестованного ООС; область аттестации; регистрационный номер; дата начала и окончания действия аттестации: подпись уполномоченного лица, заверенная печатью; подтверждение соответствия ООС установленным требованиям. 5.3. Специализированный орган имеет порядок учета документации, относящейся к процедуре аттестации, устанавливает правила и сроки хранения документации по аттестации, и круг лиц, имеющих к ней доступ. 5.4. Специализированный орган обеспечивает контроль за применением документов по аттестации и за действиями аттестованных ООС, которые они осуществляют со ссылкой на свой статус аттестованных организаций. 5.5. Центральный орган осуществляет ведение реестров аттестованных ООС, экспертов по аттестации и учет документов по аттестации в подсистеме безопасности в энергетике. 6. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЦИИ6.1. Специализированный орган разрабатывает регламент аттестации ООС. Регламент включает следующие основные этапы работ по аттестации: порядок регистрации заявок и оформления договоров на аттестацию; порядок назначения экспертных комиссий, осуществляющих рассмотрение документов и проверку ООС; порядок рассмотрения документов; порядок проверки ООС; порядок принятия решений об аттестации заявителя и выдаче свидетельств об аттестации; порядок ведения архива; порядок взаимодействия Специализированного органа и аттестованных им ООС; порядок приостановления, прекращения действия свидетельств об аттестации, проведения повторной аттестации при изменениях, вызывающих существенные отклонения от критериев аттестации. 6.2. Специализированный орган должен иметь следующие документы: 6.2.1. Правовые документы - учредительные документы (устав, свидетельство о регистрации и т.п.). 6.2.2. Руководство по качеству, содержащее: описание политики в области качества; краткое описание юридического статуса; основные задачи; права; обязанности; ответственность; описание организационной структуры; функциональные обязанности структурных подразделений; фамилии, данные о квалификации, практическом опыте работы и полномочиях руководителя и персонала, как штатного, так и привлекаемого для проведения аттестации и инспекционного контроля ООС; краткие сведения о лицах, имеющих право подписи свидетельств об аттестации; должностные инструкции сотрудников, определяющие их служебные обязанности, ответственность и подчиненность; сведения о повышении квалификации персонала, занятого в проведении аттестации и инспекционного контроля за деятельностью ООС; сведения о техническом оснащении; сведения о занимаемых помещениях; регламенты проведения аттестации и инспекционного контроля, включая порядок назначения экспертной комиссии, оформление результатов и требования к экспертам; порядок принятия решений по результатам аттестации, инспекционного контроля и перерегистрации; описание общих процедур обеспечения качества; описание процедур обеспечения качества на каждом этапе проведения аттестации, инспекционного контроля, перерегистрации; описание процедур рассмотрения апелляций, претензий, жалоб, спорных вопросов; описание порядка составления, учета, хранения документов по результатам аттестации, инспекционного контроля, перерегистрации; описание порядка ведения архива и перечня аттестованных ООС; описание порядка учета, актуализации и хранения документов системы качества; описание обеспечения беспристрастности; требования к конфиденциальности; описание порядка проведения внутреннего аудита, разработки плана корректирующих мероприятий, организации и проведения корректирующих мероприятий; перечень имеющейся нормативно-технической документации; порядок представления информации в Центральный орган. 6.2.3. Нормативные технические документы: нормативные документы Ростехнадзора и другие документы, регламентирующие требования к объектам, входящим в области аттестации ООС; документы на технические средства (паспорта, руководства по эксплуатации, свидетельства о поверке, калибровке и др.). 6.3. Специализированный орган разрабатывает порядок учета документов, относящихся к процедуре аттестации, правила хранения документов и список лиц, имеющих к ним доступ. 6.4. Специализированный орган заключает с Центральным органом договор, устанавливающий взаимные права и обязанности, порядок взаимодействия и взаиморасчетов, юридическую и финансовую ответственность сторон. 6.5. Специализированный орган заключает с экспертами соглашения (договоры), обязывающие экспертов соблюдать правила и процедуры, включая соблюдение конфиденциальности и независимости решений от воздействия заинтересованных сторон или коммерческих интересов. 7. ТРЕБОВАНИЯ К КОМИССИИ ПО АТТЕСТАЦИИ7.1. Специализированный орган создает Комиссию по аттестации ООС (далее - Комиссия), которая по результатам проверок принимает решения об аттестации ООС, а по результатам инспекционного контроля аттестованных ООС - о подтверждении или отмене аттестации. 7.2. Члены Комиссии должны иметь квалификацию и опыт работы, позволяющие квалифицированно и объективно решать организационные и технические вопросы аттестации. В состав Комиссии могут включаться технические специалисты - члены Технической комиссии в области энергетики, сотрудники Ростехнадзора и другие компетентные специалисты по мере необходимости. Состав Комиссии должен быть утвержден руководителем Специализированного органа. 7.3. Председателем Комиссии должен быть сотрудник Специализированного органа, назначенный руководителем Специализированного органа. 7.4. Комиссия действует в соответствии с Положением о Комиссии по аттестации органов оценки соответствия подсистемы безопасности в энергетике, принятым Наблюдательным советом, решение бюро от 09.06.08 № 17-БНС. 8. СИСТЕМА КАЧЕСТВА8.1. Специализированный орган имеет систему качества, которая излагается в Руководстве по качеству и других документах, предназначенных для сотрудников Специализированного органа. 8.2. Специализированный орган назначает должностное лицо из числа сотрудников, для которых работа в Специализированном органе является основной (в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации), ответственное за реализацию требований Руководства по качеству и за его актуализацию. 8.3. Руководство по качеству должно быть доведено до сведения и доступно для использования персоналом Специализированного органа. 8.4. Проведение внутренних проверок осуществляется персоналом, ознакомленным с требованиями системы документов по аттестации. 8.5. Система качества (включая Руководство по качеству) пересматривается руководством Специализированного органа не реже одного раза в год в целях установления адекватности и эффективности выполнения установленных требований. При пересмотре системы качества учитываются: результаты проверок (как внутренних, так и со стороны других организаций); меры, предпринятые в результате предыдущих пересмотров системы качества; апелляции и жалобы, а также другие факторы, влияющие на систему качества. В результате пересмотра системы качества вырабатываются соответствующие меры, направленные на совершенствование самой системы и входящих в нее процедур. 9. РАБОТА С АПЕЛЛЯЦИЯМИ И ЖАЛОБАМИ9.1. Специализированный орган располагает эффективными процедурами организации рассмотрения жалоб (по вопросам, отличным от апелляций), касающихся его деятельности. 9.2. При получении апелляции они направляются в Комиссию по апелляциям для рассмотрения и принятия соответствующего решения. 10. ПЕРСОНАЛ И ЭКСПЕРТЫ ПО АТТЕСТАЦИИ10.1. Специализированный орган возглавляет руководитель, несущий ответственность за все виды работ по аттестации и имеющий право подписи свидетельств об аттестации. 10.2. Специализированный орган имеет: персонал для выполнения организационно-технических мероприятий по проведению аттестации ООС, в том числе экспертов по аттестации, для которых работа в данной организации является основной (в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации); организационную структуру, обеспечивающую независимость персонала от воздействия сторон, заинтересованных в результатах аттестации, и гарантирующую персоналу отсутствие незаконного давления или другого воздействия, которые могут повлиять на результаты выполняемых ими работ. 10.3. Работы по рассмотрению документов, проверке и инспекционному контролю ООС должны проводиться с участием экспертов по аттестации, имеющих высшее образование и опыт работы по специальности не менее трех лет, аттестованных Центральным органом по представлению Специализированного органа. 10.4. В числе штатных сотрудников Специализированного органа должно быть не менее трех аттестованных экспертов по аттестации. 11. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ11.1. Специализированный орган не реже одного раза в квартал представляет в Центральный орган сведения об аттестованных ООС для занесения их в реестр, об ООС, не прошедших аттестацию и получивших обоснованный отказ в аттестации. 11.2. Специализированный орган обеспечивает регистрацию, учет и хранение документов и материалов, полученных при аттестации и инспекционном контроле: заявок на аттестацию; руководств по качеству; отчетов об аттестации; протоколов заседаний Комиссии по аттестации; актов (отчетов) о проверках, а также отчетов, относящихся к продлению, приостановке, расширению области аттестации или отмене аттестации; копий свидетельств об аттестации; других документов, полученных при аттестации. Документы по аттестации и регистрационные записи должны храниться на протяжении срока действия свидетельства об аттестации, если иное не оговорено договорными обязательствами. 11.3. Специализированный орган располагает эффективными процедурами, гарантирующими обеспечение конфиденциальности информации, полученной при представлении заявок на аттестацию, проведении проверок, инспекционного контроля аттестованных ООС и хранении результатов аттестации. Лист внесения изменений
СОДЕРЖАНИЕ
|