Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 сентября 2008 г. N 175 О Программе противодействия коррупции в Министерстве регионального развития Российской Федерации на 2008-2011 годы (с изменениями от 1 октября 2009 г.) Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 31 июля 2008 г. N ПР-1569, Правительства Российской Федерации от 6 августа 2008 г. N ВП-П16-5044, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2007 г. N 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах", приказываю: 1. Утвердить прилагаемую Программу противодействия коррупции в Министерстве регионального развития Российской Федерации на 2008 - 2011 годы (далее - Программа). 2. Заместителям Министра регионального развития Российской Федерации, директорам департаментов Министерства регионального развития Российской Федерации обеспечить своевременное и качественное выполнение мероприятий Программы. 3. Контроль исполнения настоящего Приказа осуществляет Министр регионального развития Российской Федерации.
Министр Д.Н. Козак
Программа противодействия коррупции в Министерстве регионального развития Российской Федерации на 2008-2011 годы Паспорт программы
I. Состояние проблемыСогласно положениям Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе целей является ликвидация коррупции в Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Министерство), которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления. Разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции в Министерстве являются необходимыми элементами реализации административной реформы. II. Цели и задачи ПрограммыЦелями Программы являются: - снижение уровня коррупции при исполнении Министерством государственных функций и предоставлении государственных услуг гражданам и организациям; - устранение причин и условий, порождающих коррупцию в Министерстве. Для достижения указанных целей требуется решение следующих задач: - измерение и оценка существующего уровня коррупции, а также измерение уровня снижения коррупции, достигаемого по годам реализации Программы; - повышение риска коррупционных действий и потерь от их совершения для должностных лиц; - увеличение выгод от действий в рамках законодательства и в соответствии с общественными интересами для должностных лиц; - формирование антикоррупционного общественного сознания, характеризующегося нетерпимостью государственных гражданских служащих, граждан и организаций к коррупционным действиям; - предупреждение коррупционных правонарушений; - обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства; - мониторинг коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики; - содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупционных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации. III. Система программных мероприятийПрограмма основывается на реализации мероприятий по следующим основным направлениям. 3.1. Возложение на Комиссию Министерства регионального развития Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов полномочий по противодействию коррупции в Министерстве, обеспечение ее деятельности, проведение иных подготовительных мероприятий В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 269 для противодействия коррупции в Министерстве приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 698-к (согласно письма Минюста России от 07.08.2007 N 01/7788-АА приказ не нуждается в государственной регистрации) создан коллегиальный орган - Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия). Полномочия по противодействию коррупции в Министерстве возлагаются на Комиссию. Основной деятельностью Комиссии является координация антикоррупционной политики и контроль за ее проведением, в том числе осуществление служебных проверок, что предполагает выработку и реализацию системы мер, направленных на устранение причин и условий, порождающих коррупцию. Комиссия с участием департаментов Министерства осуществляют следующие функции: - выявление причин и условий коррупции, в том числе, способствующих незаконному расходованию бюджетных средств, выработка мероприятий по их устранению; - обеспечение участия в реализации Программы представителей гражданского общества, в том числе экспертных и научных организаций; - информирование правоохранительных органов о возможных фактах коррупции в Министерстве; - проведение детального анализа исполнения процедур размещения государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ и на оказание услуг для государственных нужд, в том числе проведение сопоставительного анализа закупочных цен со среднерыночными на товары, работы и услуги аналогичного качества; - анализ должностных обязанностей государственных гражданских служащих, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений; - организация системы внутреннего контроля, основанной на механизме служебных проверок в Министерстве; - сбор и анализ информации о признаках и фактах коррупционной деятельности, юридическая оценка и выработка мер по их устранению; - обеспечение внедрения технических мер контроля за деятельностью должностных лиц Министерства, включая систему передачи информации в правоохранительные органы; - проверка персональных данных, представляемых кандидатами на должности государственной гражданской службу, соответствия действительности декларации о доходах, наличия конфликта интересов; - обеспечение взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти но вопросам реализации Программы. 3.2. Совершенствование организации деятельности Министерства по размещению государственных заказов В целях реализации данного направления в Министерстве должна быть продолжена работа по оптимизации процедур закупок для государственных нужд. В частности, необходимо реализовать: - меры по установлению процедур, позволяющих проводить мониторинг отклонения цен заключения договоров от среднерыночного уровня; - меры по использованию всех возможных процедур, не противоречащих федеральному и региональному законодательству, в целях развития свободной конкуренции среди поставщиков продукции для государственных нужд; - меры по устранению случаев участия на стороне поставщиков продукции для государственных нужд близких родственников должностных лиц, ответственных за подготовку и принятие решений по размещенным государственным заказам, а также лиц, которые могут оказать прямое влияние на процесс формирования, размещения и контроля за проведением государственных закупок, исключение иных возможных предпосылок конфликта интересов государственных гражданских служащих, Мониторинг соблюдения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" осуществляется уполномоченным структурным подразделением. Должны быть разработаны методика и административный регламент проведения мониторинга такого рода, в том числе проведения сопоставительного анализа закупочных и среднерыночных цен на закупаемую продукцию и услуги. Информация о результатах мониторинга соблюдения требований закона должна размещается на официальном Интернет-сайте Министерства. 3.3.Организация проведения экспертизы ведомственных нормативных правовых актов и их проектов, а также проектов нормативных правовых актов, вносимых в Правительство Российской Федерации, в целях выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции Антикоррупционная экспертиза ведомственных нормативных правовых актов и их проектов, а также проектов нормативных правовых актов, вносимых в Правительство Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них положений, способствующих проявлению коррупции, утверждаемой Правительством Российской Федерации. С целью проведения антикоррупционной экспертизы Административно-правовой департамент с участием департаментов Министерства ежеквартально готовит и представляет на утверждение Министру перечень ведомственных нормативных правовых актов, а также проектов актов Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, требующих в первоочередном порядке проведения антикоррупционной экспертизы. Антикоррупционная экспертиза проектов ведомственных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, вносимых в Правительство Российской Федерации, проводится на стадии разработки и/или согласования указанных проектов. Наиболее актуальной представляется антикоррупционная экспертиза в отношении тех нормативных правовых актов, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия государственных гражданских служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации данных полномочий. 3.4. Анализ должностных обязанностей государственных гражданских служащих, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений, а также формирование их перечня В Министерстве должен быть проведен анализ должностных обязанностей государственных гражданских служащих, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений, а также формирование их перечня. В частности исполнение таких должностных обязанностей может быть связано с: - непосредственным предоставлением государственных услуг заявителям, а также иными непосредственными контактами с гражданами и организациями; - осуществлением контрольных и надзорных мероприятий; - подготовкой и принятием решений о распределении бюджетных средств, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределением ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.); - подготовкой и принятием решений, связанных с осуществлением государственных закупок; - подготовкой и принятием решений по выдаче лицензий и разрешений; - осуществлением регистрационных действий; - подготовкой и принятием решений по федеральным целевым программам, федеральной адресной инвестиционной программе и другим программам, предусматривающим выделение бюджетных средств; - подготовкой и принятием решений, связанных с назначениями на государственные должности, замещение которых связано с риском коррупционных проявлений. Перечень должностных обязанностей государственных гражданских служащих, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений, утверждается приказом Министра. Перечень позволит локализовать и сконцентрировать усилия по противодействию коррупции в отношении должностных лиц, исполняющих должностные обязанности, в наибольшей мере подверженные риску коррупционных проявлений, в соответствии с разделом 3.5, механизмов внутреннего контроля (раздел 3.6) и технических средств контроля (раздел 3.9. настоящей Программы). 3.5. Формирование системы мер дополнительного стимулирования для государственных гражданских служащих, исполняющих должностные обязанности, в наибольшей мере подверженные риску коррупционных проявлений ("компенсационного пакета") Формирование системы мер дополнительного стимулирования для государственных гражданских служащих, исполняющих должностные обязанности, в наибольшей мере подверженные риску коррупционных проявлений ("компенсационного пакета"), предполагает разработку и внедрение в Министерстве системы оплаты труда государственных гражданских служащих пропорциональной потенциальным рискам коррупционных проявлений и возможным незаконным вознаграждениям за коррупционные действия при исполнении должностных обязанностей. С государственными гражданскими служащими, исполняющими должностные обязанности, включенные в перечень должностных обязанностей, в наибольшей степени подверженных риску коррупционных проявлений, трудовые отношения оформляются путем заключения срочных служебных контрактов. В указанных контрактах предусматривается "компенсационный пакет" для данных государственных гражданских служащих, включающий в себя: "социальный пакет" для должностного лица на основе срочного служебного контракта; отдельный порядок оплаты труда с учетом возможного коррупционного вознаграждения за злоупотребление служебным положением или противоправное использование служебного положения. 3.6. Внедрение механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности государственных гражданских служащих, исполняющих должностные обязанности, в наибольшей степени подверженные риску коррупционных проявлений. Одним из механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности государственных гражданских служащих также может служить срочный служебный контракт, в котором необходимо предусмотреть следующие положения: дополнительные ограничения для данной категории государственных гражданских служащих в связи с занимаемой должностью (например, ограничения по объему денежных средств, имеющихся в наличии у должностного лица во время исполнения служебных обязанностей); требования в отношении раскрытия контактов данного должностного лица с иными лицами по служебным вопросам, помимо обязательных административных процедур и действий, закрепленных в административном и должностном регламентах; формы ответственности за нарушение оговоренных в служебном контракте ограничений, а также в случае выявления коррупционных проявлений в действиях данного должностного лица. Также в рамках реализации данного направления в Министерстве создается система внутреннего контроля, основанная на механизме служебных проверок. Министерством разрабатывается и внедряется механизм проведения служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих, исполняющих должностные обязанности, в наибольшей мере подверженные риску коррупционных проявлений, в плановом порядке, а также в отношении иных государственных гражданских служащих на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, а также публикаций в СМИ. С этой целью Министерством разрабатывается система мероприятий по целенаправленному сбору, фиксации и детальному рассмотрению данных, свидетельствующих о фактах коррупции. Отдельным направлением внутреннего контроля должна стать система постоянного мониторинга имущественного положения должностных лиц, в том числе на основе выборочного анализа деклараций о доходах и имуществе, принадлежащем должностным лицам на праве собственности, а также организация анализа стиля жизни тех должностных лиц, в отношении которых имеются жалобы граждан и организаций, негативные публикации в СМИ. 3.7. Установление обратной связи с получателями государственных услуг В Министерстве должен проводиться анализ публикаций в СМИ, а также жалоб и обращений граждан с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции и проверки таких фактов. Для нормативного обеспечения процедуры экспертизы жалоб и обращений граждан должны быть разработаны соответствующие административные регламенты рассмотрения обращений и жалоб граждан, включающие необходимость направления обращений заявителей в Министерство, в том числе, в Комиссию. В целях установления действенной обратной связи с получателями государственных услуг Министерство разрабатывает комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное информирование граждан и организаций о заинтересованности федерального органа исполнительной власти в выявлении фактов коррупции и привлечении виновных должностных лиц к ответственности. В Министерстве создается интерактивный канал взаимодействия с заявителями посредством Интернет-сайта, электронной почты, организуется "телефон доверия", определяется порядок обработки поступающих сообщений о коррупционных инцидентах в Министерстве, и организациях (предприятиях, учреждениях) подведомственной сети. В Министерстве создается и на постоянной основе действует "горячая линия" для сообщений о фактах коррупции. "Горячая линия" функционирует на базе Комиссии. Процедура функционирования "горячей линии" и процедура принятия решений по фактам, сообщаемым абонентами "горячей линии" утверждается приказом Министра. 3.8. Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции со стороны государственных гражданских служащих, граждан и организаций В Министерстве должна быть создана и реализована программа семинаров и тренингов, направленная на формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции со стороны государственных гражданских служащих, граждан и организаций. Ее основная задача - формирование у государственных гражданских служащих осознания важности и ответственности государственной службы как формы служения обществу и государству, разъяснение государственным гражданским служащим вопросов административной и уголовной ответственности за коррупционные правонарушения и преступления, основных положений международного и российского законодательства по противодействию коррупции, ситуаций конфликта интересов и механизмов его преодоления, формирование ясного представления о действиях и проявлениях в деятельности государственных гражданских служащих, рассматриваемых как коррупционные. Указанные мероприятия должны проводиться как для сотрудников центрального аппарата Министерства, так и для сотрудников подведомственных организаций, предприятий, учреждений. Целесообразно проведение публичных информационных мероприятий для различных целевых групп граждан и предпринимателей - получателей государственных услуг. Министерство обеспечивает информирование своих сотрудников, а также должностных лиц подведомственных организаций (предприятий, учреждений) о результатах проведенных служебных проверок, обстоятельствах совершения коррупционных проступков и принятых мерах по отношению к виновным должностным лицам. 3.9. Применение технических средств контроля исполнения должностными лицами должностных обязанностей, в наибольшей степени подверженных риску коррупционных проявлений. Для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении государственных функций (в частности, функций контроля и надзора), а также при предоставлении государственных услуг целесообразно использовать современные технологии, позволяющие получать дополнительную информацию об исполнении должностным лицом своих должностных обязанностей. В этих целях могут использоваться средства видеонаблюдения в местах предоставления государственных услуг, где происходит прием и непосредственное общение с заявителями. В административных регламентах исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг необходимо закрепить возможность личного взаимодействия с заявителем только в определенных местах, оборудованных соответствующими техническими средствами внутреннего контроля без возможности произвольного отключения данных средств. При назначение на государственную должность государственный гражданский служащий должен быть проинформирован о возможном применении при исполнении им своих должностных обязанностей специальных технических средств контроля. 3.10 Внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий в деятельности Министерства в целях сокращения причин и условий, порождающих коррупцию В рамках реализации данного направления Министерство обеспечивает максимальную автоматизацию административно-управленческих процессов с целью возможного сокращения непосредственных контактов государственных гражданских служащих с гражданами и организациями при исполнении государственных функций (предоставлении государственных услуг), в том числе путем дистанционного предоставления государственных услуг, выполнения отдельных административных действий или административных процедур в рамках предоставления государственных услуг (запись на прием по телефону либо с использованием электронной почты, прием заявления, принятие решения по заявлению, информирование заявителя о результатах рассмотрения и др.) либо информации о них. Внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий в деятельности Министерства также включает в себя создание системы информационного взаимодействия с подразделениями правоохранительных органов, занимающихся вопросами противодействия коррупции. 3.11. Обеспечение доступа граждан и организаций к информации о деятельности Министерства. Для обеспечения информационно открытости и контроля за предоставлением государственных услуг и исполнением государственных функций, исполняемых в связи с запросом заявителя, Министерство в качестве необходимого элемента своего Интернет-сайта создает раздел, посвященный предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций Министерством, связанных с непосредственным взаимодействием с гражданами и организациями. Кроме того, в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Министерство на официальном Интернет-сайте обеспечивает автоматическое раскрытие информации о деятельности Министерства, в том числе о готовящихся проектах ведомственных и иных нормативных правовых актах, с целью их публичного обсуждения и получения максимального количества замечаний и рекомендаций по данным проектам. Должна быть создана система мониторинга (сбора, анализа и учета) коррупционных проявлений в деятельности Министерства, в том числе путем проведения опросов на Интернет-сайте, а также с использованием электронной почты, телефонных звонков и sms от лиц и организаций, имевших удачный или неудачный опыт взаимодействия с Министерством, его структурными подразделениями и подведомственными организациями. IV. Описание ожидаемых результатов реализации ПрограммыОжидаемые результаты реализации Программы: - снижение уровня коррупции при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг Министерством; - повышение качества и доступности государственных услуг; - уменьшение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров; - укрепление доверия граждан к деятельности Министерства; Показатели достижения результатов реализации Программы: - доля граждан и организаций, сталкивающихся с проявлениями коррупции; - объем посреднических рынков при предоставлении государственных услуг Министерством; - уровень удовлетворенности заявителями качеством и доступностью государственных услуг. По указанным показателям достижения результатов реализации Программы в Министерстве должен осуществляться постоянный мониторинг. Результаты мониторинга показателей регулярно заслушиваются на заседаниях Комиссии. V. Сроки реализации ПрограммыСрок реализации Программы - 2008 - 2011 годы. Первый этап реализации Программы: 2008 - первое полугодие 2009 года - разработка и приятие необходимого нормативного правового и методического обеспечения, должностных и административных регламентов. Второй этап реализации Программы: второе полугодие 2009 года - 2011 годы - реализация основных мероприятий Программы. VI. Ресурсное обеспечение ПрограммыПрограмма реализуется за счет средств, предусмотренных на финансирование текущей деятельности Министерства. Дополнительными источниками средств на реализацию программных мероприятий могут являться средства федерального бюджета, выделяемые на финансирование мероприятий административной реформы в случае победы в конкурсном отборе для оказания поддержки проведения административной реформы. VII. Система управления и контроль за реализацией ПрограммыДля каждого вида мероприятий разрабатывается план организационных действий, с указанием конкретного вида деятельности, методики, ответственного органа или лиц, сроков реализации и ресурсов, необходимых для осуществления того или иного мероприятия. Контроль за реализацией Программы осуществляется Министр регионального развития Российской Федерации. Координацию мероприятий в рамках Программы осуществляет Комиссия, обеспечение проведения мероприятий осуществляют департаменты Министерства. Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является использование на всех стадиях независимого мониторинга хода реализации Программы. Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения конкурсов размещается на официальном сайте Министерства в сети Интернет. План реализации Программы
|