Приказ Минсельхоза РФ от 16 декабря 2008 г. N 532 Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды В соответствии с пунктом 6 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст. 3432), приказываю: утвердить: классификацию природной пожарной опасности лесов согласно приложению N 1; классификацию пожарной опасности в лесах по условиям погоды согласно приложению N 2; требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды согласно приложению N 3.
Министр А. Гордеев
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 марта 2009 г. Регистрационный N 13476
Приложение N 1Классификация природной пожарной опасности лесов
Примечание: Пожарная опасность устанавливается на класс выше: для хвойных лесных насаждений, строение которых или другие особенности способствуют переходу низового пожара в верховой (густой высокий подрост хвойных древесных пород, вертикальная сомкнутость полога крон деревьев и кустарников, значительная захламленность и т.п.); для небольших лесных участков на суходолах, окруженных лесными насаждениями повышенной природной пожарной опасности; для лесных участков, примыкающих к автомобильным дорогам общего пользования и к железным дорогам. Кедровники с наличием густого подроста или разновозрастные с вертикальной сомкнутостью полога относятся ко II классу пожарной опасности. Приложение N 2Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды
Примечание: Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды определяет степень вероятности (возможности) возникновения и распространения лесных пожаров на соответствующей территории в зависимости от метеорологических условий, влияющих на пожарную опасность лесов. Для целей классификации (оценки) применяется комплексный показатель, характеризующий метеорологические (погодные) условия. В зависимости от величины комплексного показателя устанавливается класс пожарной опасности в лесах по условиям погоды. Комплексный показатель определяется ежедневно по состоянию на 12 -14 часов. Формула расчета класса природной пожарной опасности в лесах по условиям погоды определяется как сумма произведения температуры воздуха (t°) на разность температур воздуха и точки росы (h) за n дней без дождя (считая день выпадения более 3 мм осадков первым (1) днем бездождевого периода): . Приложение N 3Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды1. В целях пожарной безопасности в лесах осуществляются следующие мероприятия: а) противопожарное обустройство лесов; б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; в) мониторинг пожарной опасности в лесах; г) разработка планов тушения лесных пожаров; д) тушение лесных пожаров; е) иные меры пожарной безопасности в лесах. 2. Противопожарное обустройство лесов включает: разграничение территории лесов по способам обнаружения и тушения лесных пожаров на зоны наземной и авиационной охраны; распределение лесов по классам их природной пожарной опасности; строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения; устройство посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам воды; другие меры. 3. Меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров заключаются в: устройстве противопожарных минерализованных полос, мест отдыха и курения в лесу, стоянок автотранспорта, мест для разведения костров и тому подобных элементов благоустройства территории лесов; приобретении и поддержании в исправном состоянии пожарной техники, оборудования, снаряжения и инвентаря; организации системы связи и оповещения; строительстве и содержании пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, пожарных химических станций; снижении природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, своевременного проведения санитарных рубок, очистки лесов от захламленности и очистки лесосек от порубочных остатков; проведении профилактического контролируемого противопожарного выжигания горючих материалов; создании резерва горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в лесах; выполнении других мероприятий. 4. Мониторинг пожарной опасности в лесах включает: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах; организацию системы обнаружения лесных пожаров и наблюдения за их динамикой с использованием наземных, авиационных или космических средств в зависимости от зоны охраны и целевого назначения лесов; своевременное оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах; иное. 5. Разработка планов тушения лесных пожаров заключается в установлении: мер по подготовке противопожарных систем и средств к пожароопасному сезону; мероприятий по предупреждению лесных пожаров и противопожарному обустройству лесов; порядка привлечения населения, противопожарной техники и транспорта к тушению лесных пожаров, обеспечения противопожарных формирований средствами передвижения, питанием, медицинской помощью; состава лесопожарных формирований из числа лиц, привлекаемых на тушение лесных пожаров, и мер по обеспечению их готовности к немедленному выезду на тушение пожаров; объема и мер по созданию необходимого на пожароопасный сезон резерва горюче-смазочных материалов; мероприятий по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров. 6. Тушение лесных пожаров включает: обследование (наземное или авиационное) очага лесного пожара с целью уточнения вида и интенсивности пожара, его границ, направления движения, выявления возможных опорных рубежей для локализации, источников воды, подъездов к ним и к очагу пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения огня; доставку людей и средств к месту тушения пожара и обратно; обеспечение радио- или телефонной связи между всеми группами участников тушения пожара; организацию питания, первой медицинской помощи и отдыха лиц, работающих на тушении пожара; локализацию очага пожара; окарауливание локализованного очага пожара и ликвидацию пожара. 7. К иным мерам пожарной безопасности в лесах относятся: организация противопожарной пропаганды; регулирование посещаемости лесов населением в зависимости от их класса природной пожарной опасности и пожарной опасности по условиям погоды с созданием системы контрольно-пропускных пунктов; организация государственного контроля и надзора за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах; организация пунктов приема донесений в зонах авиационной охраны лесов; организация наземного и авиационного патрулирования лесов в целях своевременного обнаружения лесных пожаров, включая установление маршрутов, кратности и времени патрулирования в зависимости от целевого назначения, природной пожарной опасности лесов и пожарной опасности в лесу по условиям погоды; создание пожарных формирований для тушения лесных пожаров; подготовка руководителей тушения лесных пожаров; обучение работников пожарных формирований тушению лесных пожаров, проведение тактических учений и тренировок; оборудование помещений для временного проживания лиц, участвующих в тушении лесных пожаров; другие. 8. В защитных и эксплуатационных лесах осуществляются все перечисленные в пунктах 1 - 7 мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), проектом мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, разработанным при лесоустройстве, и проектом освоения лесов на арендованных лесных участках. 9. В резервных лесах весь комплекс мероприятий по обеспечению пожарной безопасности выполняется на лесных участках, примыкающих к населенным пунктам и объектам экономики. На остальной территории резервных лесов ведется мониторинг пожарной опасности в лесах в части обнаружения лесных пожаров и наблюдения за их динамикой с использованием преимущественно космических и авиационных средств. 10. При I классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды: наземное патрулирование проводится в местах огнеопасных работ в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах; авиационное патрулирование и дежурство на пожарных наблюдательных пунктах не ведутся. 11. При II классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды: наземное патрулирование проводится на лесных участках, отнесенных к I и II классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах массового отдыха людей в лесах; авиационное патрулирование проводится через 1 - 2 дня, а при наличии пожаров - ежедневно в порядке разовых полетов; дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов осуществляется во время проведения наземного и авиационного патрулирования. 12. При III классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды: наземное патрулирование проводится на лесных участках, отнесенных к первым трем классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах проведения работ и в местах, наиболее посещаемых населением; авиационное патрулирование проводится 1 - 2 раза в течение дня; дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов осуществляется во время проведения наземного и авиационного патрулирования; наземные и авиационные пожарные команды, если они не заняты на тушении пожаров, в полном составе находятся на местах дежурства; по местным радиотрансляционным сетям и с помощью звукоусилительных установок на самолетах и вертолетах авиационной охраны лесов, особенно в дни отдыха, передаются напоминания о необходимости осторожного обращения с огнем в лесу; может ограничиваться разведение костров и посещение отдельных участков лесов. 13. При IV классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды: наземное патрулирование проводится с 8 до 21 часа; авиационное патрулирование проводится не менее двух раз в день; дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов ведется с 9 до 21 часа; силы и средства пожаротушения, в том числе резервные, должны находиться в состоянии готовности к тушению пожаров; организуется предупреждение населения о высокой пожарной опасности в лесах; организуется ежедневное дежурство ответственных лиц с 9 до 24 часов; у дорог при въезде в лес устанавливаются щиты, предупреждающие об опасности пожаров в лесах; ограничивается посещение отдельных наиболее пожароопасных участков леса (I-III классов природной пожарной опасности лесов), запрещается разведение костров в лесах. 14. При V классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды: наземное патрулирование лесов проводится в течение всего светлого времени суток, а в наиболее пожароопасных местах - круглосуточно; авиационное патрулирование проводится не менее 3 раз в день; дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов ведется с 9 до 21 часа; силы и средства пожаротушения, в том числе резервные, должны находиться в состоянии готовности к тушению пожаров; противопожарная пропаганда должна быть максимально усилена, передачи напоминаний об осторожном обращении с огнем в лесу по местным ретрансляционным сетям проводятся через каждые 2 - 3 часа; максимально ограничивается въезд в леса средств транспорта, а также посещение леса населением, закрываются имеющиеся на дорогах в лес шлагбаумы, устанавливаются щиты, предупреждающие о чрезвычайной пожарной опасности, выставляются посты на контрольно-пропускных пунктах. 15. Привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 16. Для классификации пожарной опасности по условиям погоды могут использоваться местные шкалы, которые учитывают разнообразие местных природных условий, специфику динамики многолетних климатических данных и подлинный уровень пожарной опасности в лесах, что позволяет проводить дифференцированный лесопожарный мониторинг на всей территории лесного фонда.
|