МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПНД 1-94 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха Минприроды России (НИИ Атмосфера) под редакцией к.ф-м.н. В.Б. Миляева ИСПОЛНИТЕЛИ к.т.н. В.К. Кузнецов (ответственный исполнитель), к.т.н. В.С. Шляхтин, И.А. Морозова, Л.Б. Шмидова ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ письмом ДГЭК Минприроды России № 11-02/02-594 от 25.12.95 г. Содержание
1 ВведениеНастоящий документ - разработан в соответствии с экологическими требованиями, изложенными в Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г., Законе «Об охране атмосферного воздуха» от 25.06.80 г. и «Руководстве по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации», М. 1993 г., с целью повышения эффективности проведения экологической экспертизы и согласования воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха по проектным решениям; - устанавливает требования в части рассмотрения и проведения экологической экспертизы предпроектных и проектных материалов на строительство (реконструкцию, расширение, техническое перевооружение) народнохозяйственных объектов на территории Российской Федерации в части воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду; - выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу по проектным решениям, выдачи разрешений на экспорт (импорт) промышленных отходов и комплексное природопользование; - применяется при проведении экологической экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство в части намечаемых мероприятий по охране атмосферного воздуха (ОАВ) от загрязнения и оценки воздействия на окружающую среду (ОВСО) по проектным решениям; - предназначен для органов, осуществляющих экспертизу предпроектной и проектной документации в части воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду, предприятий-заказчиков, проектных, строительных и других организаций. 2 Ссылки на нормативные документыИнструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. СНиП 1.02.01-85. Положение о государственной экологической экспертизе Российской Федерации. М., 1993. Руководстве по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации. М., 1993. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации. РДС-30.201-93. Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации. ГОСТ 17.2.301-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест. 3 Понятия и определенияСодержащиеся в настоящем документе понятия и определения соответствуют ГОСТ 17.2.301-86. 4 СокращенияПДК - предельно допустимая концентрация. ОВОС - оценка воздействия на окружающую среду. ОАВ - охрана атмосферного воздуха. ТЭО - технико-экономическое обоснование. ВОМ - воздухоохранные мероприятия. ЗВ - загрязняющие вещества. 5 Общие положенияНастоящая инструкция содержит указания, регламентирующие порядок проведения экологической экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство (реконструкцию, расширение, техническое перевооружение) в части намечаемых мероприятий по охране атмосферного воздуха (ОАВ) от загрязнения и оценки воздействия на окружающую среду (ОВСО) по проектным решениям, связанных с выбросом ЗВ в атмосферу, а также порядок выдачи разрешений на выброс ЗВ в атмосферу по проектным решениям. Инструкция разработана в соответствии с основными требованиями «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 1.02.01-85), «Положения о государственной экологической экспертизе Российской Федерации», «Указаний к экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации», «Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации», «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации» (РДС-30.201-93) и «Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации», 1994 г., и предусматривает необходимую детализацию их требований в части, касающейся экспертизы воздухоохранных мероприятий (ВОМ). Инструкция определяет объем требований к материалам по разделам «ОАВ - ОВОС», которые должны быть представлены в органы Минприроды РФ на экспертизу на различных стадиях проектирования. Министерства и ведомства РФ, их проектные и научно-исследовательские организации при разработке предпроектной и проектной документации на строительство промышленных предприятий, а органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ при осуществлении функций государственного контроля над охраной атмосферного воздуха должны обеспечивать: а) меры по улавливанию ЗВ (использование рассеивающих свойств атмосферы допускается только после применения наиболее эффективных технологий производств и средств, обеспечивающих максимальную степень очистки отходящих газов) с целью соблюдения норм ПДК ЗВ в атмосфере; б) разработку удельных величин выбросов (удельных показателей) на единицу выпускаемой продукции с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной практики; в) разработку предложений по ПДВ ЗВ в атмосферу в проектах реконструкции действующих предприятий и строительства новых объектов. При этом не допускается увеличение объемов выбросов тех ЗВ (по сравнению с существующими или согласованными в предпроектной документации объемами), по которым в зоне действия выбросов рассматриваемого предприятия превышаются ПДК ЗВ в атмосферном воздухе; г) разработку мероприятий в предпроектной и проектной документации по снижению валовых объемов выбросов (в сравнении с существующими объемами) тех ЗВ, по которым на рассматриваемой территории превышаются ПДК ЗВ. При увеличении на каком-либо из рассматриваемых предприятий объемов выбросов таких веществ должны быть разрешены и согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами мероприятия (с их технико-экономическим обоснованием) по соответствующему снижению в зоне влияния данного предприятия объемов аналогичных выбросов на производствах других предприятий (включая, в случае необходимости, их перепрофилирование или закрытие); д) возможность осуществления действенного контроля над эффективностью работы пылегазоочистного оборудования и количеством выбросов ЗВ в атмосферу. 5.5 Представители органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ осуществляют выборочную проверку соблюдения проектными организациями при проектировании предприятий требований законодательных и нормативных документов и государственных стандартов по охране атмосферного воздуха и ОВОС. 6 Порядок рассмотрения и проведения экологической экспертизы предпроектной и проектной документации органами Минприроды РФ в части воздухоохранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду6.1 Рассмотрению и проведению государственной экологической экспертизы органами Минприроды в части воздухоохранных мероприятий - ОВОС подлежат: - региональные схемы расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил, территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования; - схемы (проекты) районной планировки; - генеральные планы городов и других поселений; - схемы теплоснабжения городов; - генеральные планы территорий сельских органов местного самоуправления и функциональных территорий; - проекты детальной планировки; - ТЭО и проекты на строительство, реконструкцию1, расширение, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию народнохозяйственных объектов, независимо от их сметной стоимости; - материалы комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, иной охраняемой природной зоны, а также программы реабилитации этих территорий; - материалы по созданию совместных с иностранными фирмами предприятий2, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов; - обосновывающие материалы лицензий (разрешений) на природопользование. ________________________ 1 - В Инструкции далее под «реконструкцией» понимается расширение, реконструкция, техническое перевооружение, перепрофилирование предприятий. 2 -Процедура проведения государственной экологической экспертизы ТЭО (проектов) предприятий с иностранными инвестициями определяется Минприродой РФ. 6.2 Предпроектные материалы (ТЭО, ТЭР) по ОАВ и ОВОС должны разрабатываться с учетом проработок по воздухоохранным мероприятиям в предпроектной документации, указанной в п. 6.1, на основе исходных данных (фоновых концентраций), выдаваемых территориальными органами Росгидромета по согласованию с органами санитарно- эпидемиологического надзора. Материалы по охране атмосферного воздуха при выборе места размещения объекта излагаются в п. 8 Декларации (ходатайства) о намерениях, рекомендуемой в Приложении 4 «Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации», и излагаются более подробно в разделе «Прогноз воздействия объекта на окружающую среду. Атмосферный воздух» в составе материалов по экологическому обоснованию места размещения объекта в соответствии с требованиями Приложения 5 Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации. 6.3 ОВОС на стадиях проектирования строительства объекта и намечаемой хозяйственной деятельности, включая его перепрофилирование, ликвидацию, должна производиться с учетом разработанных в предпроектных материалах воздухоохранных мероприятий. ОВОС является обязательным элементом планирования и проектирования всех видов хозяйственной или иной деятельности, осуществление которых в настоящем и будущем прямо или косвенно окажет воздействие на состояние природных ресурсов, здоровье и благосостояние населения. 6.4 На экспертное рассмотрение и экологическую экспертизу в органы Минприроды РФ предпроектная и проектная документация должна представляться в следующем виде: а) «Охрана атмосферного воздуха (ОАВ) - оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)» при разработке ТЭО - отдельный подраздел раздела «Охрана окружающей природной среды», состав которого определяется по значению параметра П или Ф Приложения 2. б) «Охрана атмосферного воздуха (ОАВ) - оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)» при разработке проекта - отдельный подраздел раздела «Охрана окружающей природной среды», состав которого определяется по значению параметра П или Ф Приложения 2. в) «Охрана атмосферного воздуха (ОАВ) - оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)» - подраздел в разделе «Охрана окружающей природной среды» при разработке схем (проектов): - территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования; - схем (проектов) районной планировки; - генеральных планов городов и других поселений; - проектов детальной планировки и застройки районов годов и других поселений; - проектов реконструкции предприятий; - проектов ликвидации предприятий - в соответствии с Приложением 3. г) «Охрана атмосферного воздуха» - подраздел в разделе «Охрана окружающей природной среды» при разработке схем теплоснабжения - в соответствии с Приложением 4. 6.5 Главное управление государственной экологической экспертизы Минприроды РФ осуществляет экспертизу: - предпроектных материалов по развитию и размещению производительных сил и отраслей народного хозяйства; - проектов федеральных комплексных схем охраны и использования земельных, водных, лесных и других природных ресурсов; - материалов комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемого природного объекта, зоны чрезвычайной экологической ситуации, иной охраняемой природной зоны, а также программы реабилитации этих территорий; - ТЭО и проектов на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, ликвидацию объектов и предприятий федерального значения (магистральные нефте- и газопроводы, железные дороги, автомагистрали, объекты энергетики и топливно-ядерного цикла, объекты по производству и уничтожению ядовитых и наркотических веществ, крупные объекты оборонной промышленности, объекты освоения космоса, объекты с иностранными инвестициями) и других проектов, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду двух или нескольких республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, а также сопредельных государств; - проектов нормативно-технической и инструктивно-методической документации в части охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, регламентирующих хозяйственную деятельность; - проектов, прошедших государственную экологическую экспертизу в экспертных комиссиях, образованных территориальными органами Минприроды России, в порядке координации и методического руководства; - материалов экологических обоснований лицензий на изъятие природных ресурсов и сертификатов. 6.6 Территориальные экспертные органы государственной экологической экспертизы республик в составе РФ, автономных образований, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют экологическую экспертизу в части воздухоохранных мероприятий - ОВОС: - всех видов предплановой и предпроектной документации по экологическому и социальному развитию соответствующих территориальных образований; - ТЭО и проектов (рабочих проектов) на строительство (реконструкцию) хозяйственных объектов и комплексов территориального уровня, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (в том числе эскизных и типовых); - ТЭО и проектов на размещение, переработку, захоронение промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов. 6.7 Государственная экологическая экспертиза предпроектных и проектных материалов в Главгосэкспертизе Минприроды РФ и в республиканских, территориальных органах экологической экспертизы в зависимости от ее сложности осуществляется экспертными комиссиями, в состав которых включаются ученые, специалисты проектных организаций и органов государственного надзора, ведущие сотрудники НИИ и другие специалисты по основным направлениям экспертизы предпроектных и проектных материалов данного профиля. В процессе экспертной работы готовятся заключения экспертов и сводное заключение экспертной комиссии. Вопросы, подлежащие проверке при экспертизе проектных решений, изложены в Приложении 5. 6.8 Экспертный орган, проводящий государственную экологическую экспертизу, рассматривает проект, сводное заключение экспертной комиссии по проекту хозяйственной деятельности и готовит «Заключение государственной экологической экспертизы», которое направляется заказчику проекта. 6.9 Сроки экспертного рассмотрения воздухоохранных мероприятий - ОВОС в предпроектной и проектной документации регламентируются характером и степенью воздействия объекта на окружающую среду, а также сложностью природных условий места размещения объекта. Сроки экспертного рассмотрения воздухоохранных мероприятий - ОВОС в материалах ТЭО и проектов при проведении экологической экспертизы не должны превышать установленных Минприродой РФ сроков. Рассмотрение ТЭО (проектов) по экологически опасным объектам, оказывающим значительно вредное трансграничное воздействие, осуществляется в сроки, предусмотренные «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» и связанных с ней международных нормативных документах. Перечень видов деятельности с трансграничным характером воздействия приведен в Приложении 6. 6.10 Положительное заключение государственной экологической экспертизы по материалам ТЭО (проекта) является обязательным документом для выдачи разрешения на комплексное природопользование и заключение договора на изъятие земельного участка. Рекомендуемая форма «Разрешения на комплексное природопользование» приведена в Приложении 10 «Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации», М., 1993. Положительное заключение является одним из обязательных документов для открытия финансирования и кредитования реализации объекта экологической экспертизы. 6.11 Проекты на строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, разработанные в соответствии с согласованным ТЭО, представлению в органы государственной экологической экспертизы не подлежат. Контроль над соблюдением в проектах требований к воздухоохранным мероприятиям, согласованных в ТЭО органами экологической экспертизы, осуществляется в процессе реализации проекта органами государственной инспекции Минприроды РФ. В случае если ТЭО является последней стадией проектирования, объем требований в части раздела «Охрана атмосферного воздуха» должен соответствовать требованиям, предъявляемым к проекту (рабочему проекту) согласно Приложению 6 «Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации». При изменении решений, согласованных в ТЭО, проекты подлежат дополнительному рассмотрению в органах государственной экологической экспертизы, а при необходимости по решению экспертных органов производится рассмотрение проекта экспертной комиссией. 6.12 Решения органов государственной экологической экспертизы, оформленные в виде «Заключения государственной экологической экспертизы», являются обязательными для исполнения всеми субъектами хозяйственной деятельности на территории России, континентальном шельфе и морской экономической зоне вне зависимости от принадлежности объектов, форм собственности, источников финансирования и могут быть опротестованы заинтересованными сторонами только в судебном порядке. 6.13 В случае вынесения экспертной комиссией отрицательного заключения материалы по объекту экспертизы могут быть доработаны в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями экспертной комиссии и представлены на повторное рассмотрение. Основанием для повторного рассмотрения экспертной комиссии материалов по объектам экспертизы являются: - решения судебных органов; - изменение условий природопользования; - доработка материалов с учетом замечаний экспертной комиссии. 6.14 Утверждение проекта строительства объекта министерством, ведомством (заказчиком) при отсутствии положительного заключения органов государственной экологической экспертизы не допускается. 6.15 Рассмотрение и согласование лицензий на экспорт, импорт промышленных отходов и комплексное природопользование в части воздухоохранных мероприятий - ОВОС. 6.15.1 Рассмотрение и согласование лицензий (разрешений) на экспорт промышленных отходов и комплексное природопользование в РФ в части воздухоохранных мероприятий - ОВОС производится в соответствии с «Положением о порядке согласования лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения», «Положением о порядке принятия решения о выдаче лицензий на экспорт (импорт) промышленных отходов» в зависимости от опасности загрязнения ими атмосферного воздуха в процессе подготовки к транспортировке, транспортировки и переработки и «Временным положением о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование», 1993. 6.15.2 Состав документации, представляемой организациями всех форм собственности для согласования лицензий в системе Минприроды России, порядок рассмотрения и принятия решения о выдаче лицензий на экспорт и импорт промышленных отходов определены положениями, указанными в п. 6.15.1. 6.15.3 В зависимости от категории опасности отходов (других экологически опасных веществ), их объемов и местных условий органы государственной экологической экспертизы Минприроды РФ или территориальное управление государственной экологической экспертизы принимают решение о проведении государственной экологической экспертизы представляемых заявителем материалов. 6.15.4 При положительном заключении государственной экологической экспертизы по представлению отдела (управления), ответственного за подготовку решения о выдаче лицензий, руководитель территориального органа или заместитель министра, курирующий лицензионную деятельность, на бланке заявления на лицензию в графе 22 ставит свою подпись, которая заверяется печатью, после чего решение о выдаче лицензии вступает в силу. 6.15.5 В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы решение о выдаче лицензии не принимается, о чем сообщается заявителю в письменной форме, а представленные им документы возвращаются. 6.15.6 Решение о выдаче лицензии принимается в течение 20 дней после получения заявленных документов, а в случае проведения экспертизы - в течение 10 дней после завершения экспертизы. 6.15.7 Территориальный орган Минприроды РФ, принявший решение о выдаче лицензии, направляет копию оформленного заявления на лицензию в Минприроды РФ для регистрации и ведения банка выданных лицензий. Одновременно высылается экологическое заключение в адрес территориального отдела лицензирования государственного лицензионного комитета РФ. 7 Порядок выдачи разрешений на выброс ЗВ в атмосферу по проектным решениям7.1 Разрешение на выброс ЗВ в атмосферу выдается в составе Разрешения на природопользование на все проектируемые и реконструируемые источники загрязнения атмосферного воздуха при положительном заключении экспертных органов Минприроды РФ по материалам ТЭО или проекта строительства народнохозяйственного объекта по форме, приведенной в Приложении 10 «Руководства по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации», М., 1993. 7.2 Для получения разрешения на выброс ЗВ в атмосферу должны быть представлены материалы ТЭО (проекта), оформленные в виде подраздела «Охрана атмосферного воздуха - оценка воздействия загрязнения атмосферного воздуха» в разделе ТЭО (проекта) строительства объекта «Охрана окружающей среды». 7.3 Разрешение на выброс ЗВ в атмосферу источниками, проектируемыми в составе предприятий, выдаются: - Департаментом по экологическому контролю по согласованным Главэкспертизой Минприроды РФ проектам федерального уровня, реализация которых затрагивает интересы РФ и граничащих с ней государств, либо интересы двух и более республик (краев, областей) в составе РФ; - республиканскими и территориальными органами экологической экспертизы предпроектных и проектных материалов по другим проектным решениям соответствующих территориальных образований, независимо от форм собственности, а также проектным материалам предприятий, объем иностранных инвестиций, в которые не превышает 100 млн. руб. (кроме предприятий нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей). 7.4 Лицензия (разрешение) на природопользование должна содержать подраздел с перечнем и количеством разрешенных к выбросу ЗВ в атмосферу, предусматривающий нормативы ПДВ ЗВ. Регистрационный номер «Разрешения на природопользование» и печать органа, его выдавшего, ставятся на титульном листе книги материалов проекта «Охрана окружающей природной среды - оценка воздействия на окружающую среду». Приложение
1
|
№ |
Состав ТЭО, проекта (рабочего проекта) |
Значение параметра П, м3/с |
Примечания |
||||
Более 108 |
108-106 |
106-5·104 |
Менее 5·104 |
||||
Значение параметра Ф, м2/с |
|||||||
Более 5·103 |
5·103-3·102 |
3·102-80 |
Менее 80 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 |
Исходные данные для проектирования. Характеристика объекта в части выбросов ЗВ в атмосферу. Сведения о согласовании условий природопользования. Климатическая и физико-географическая характеристика района и площадки строительства. Видовой состав фауны и флоры. Охраняемые территории и объекты. Потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА), фоновые уровни загрязнения и состояние мониторинга атмосферного воздуха района и площадки строительства объекта. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Фоновые концентрации устанавливаются территориальными органами федеральной метеослужбы и выдаются по запросам заинтересованных организаций в установленном порядке. |
|
2 |
Ситуационный план (карта-схема) района размещения предприятия, соответствующий зоне влияния источников предприятия с указанием санитарно-защитной зоны, с учетом поправки на рельеф в зоне влияния, селитебной территории, растительного мира, зон отдыха, санаториев и домов отдыха, памятников архитектуры и культуры, природоохранных зон, границ промплощадок, основных авто- и железнодорожных магистралей. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Прогнозируемое фоновое загрязнение принимается по данным головной организации по установлению ПДВ для городов, при их отсутствии учет строящихся, проектируемых источников загрязнения воздуха согласовывается с комитетом по охране природы. |
|
3 |
Характеристика выделяемых и выбрасываемых в атмосферу ЗВ и их комбинаций с суммирующимся вредным действием. Данные по выбросам ЗВ в атмосферу должны представляться по форме Приложения 3 ГОСТ 17.2.3.02-78 «Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями». Предложения по ПДВ. |
+ |
+ |
+ |
+ |
При расширении и реконструкции (перепрофилировании) действующих предприятий представляется точная копия последней годовой статотчетности предприятия по установленной форме. |
|
4 |
Характеристика и вероятность возникновения аварийных ситуаций, сценарий их развития. Данные о количестве и типах опасных веществ. Оценка динамики и мощности химически опасных аварийных выбросов. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
5 |
Схема генерального плана, на которой должны быть нанесены источники выбросов ЗВ в атмосферу и пылегазоочистные установки цехов предприятия. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
6 |
Характеристика цехов предприятия в части их вклада в выбросы ЗВ в атмосферу. Очередность строительства и пусковые комплексы (при расширении или реконструкции части действующего предприятия приводится его характеристика в целом). Оценка вклада подвижных источников загрязнения атмосферы. |
+ |
+ |
+ |
- |
|
|
7 |
Нормативы ПДК ЗВ, выбрасываемых в атмосферу, и принятые экологические ограничения. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
8 |
Показатели удельных выбросов в расчете на единицу продукции или сырья, их сравнение с показателями для действующих и перспективных аналогичных зарубежных и отечественных производств. Характеристика и обоснование способов контроля над количеством и составом выбросов ЗВ. Способы оценки величин выделения (выбросов) ЗВ организованными и неорганизованными источниками. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
9 |
Характеристика и обоснование решений по технологии производства в части уменьшения образования и выделения ЗВ, сравнение их с передовыми техническими решениями отечественной и зарубежной практики. Решения по использованию уловленных отходов. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
10 |
Характеристика и обоснование воздухоохранных мероприятий по предотвращению и ликвидации аварий. Мероприятия по снижению выбросов ЗВ в атмосферу при неблагоприятных метеорологических условиях. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
11 |
Обоснование выбора оборудования и аппаратуры для очистки выбросов в атмосферу и сравнение их с передовыми техническими решениями отечественной и зарубежной практики. |
+ |
+ |
+ |
- |
|
|
12 |
Результаты и анализ расчета загрязнения атмосферы при эксплуатации объектов, способов учета при расчетах загрязнения атмосферы рельефа местности, расчетные скорости и направления ветра, описание учета фона по всем веществам и их комбинациям с суммирующим вредным действием. Концентрации и поражающие токсодозы. Результаты и анализ расчета загрязнения наземных экосистем (почвы, воды, растительности) с учетом осаждения тяжелых металлов и складирования отходов (для металлургических, химических предприятий и объектов теплоэнергетики *) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Расчеты представляются при наличии утвержденных методик с их точным названием, датой и органом их согласования. *) Для объектов теплоэнергетики учитывается осаждение ванадия. |
|
13 |
Эколого-экономическая эффективность воздухоохранных мероприятий. Сведения об учете затрат на реализацию мероприятий по охране атмосферы при определении общей стоимости строительства и эксплуатации объекта. |
+ |
+ |
+ |
- |
Определение экономического ущерба производится по нормативам платы за выбросы. |
|
14 |
Сведения об уточнении размеров санитарно-защитной зоны с учетом розы ветров. (Уточнение размеров санитарно-защитной зоны производится в соответствии с ОНД-86). |
+ |
+ |
+ |
- |
|
|
15 |
Сведения о проведении согласований намечаемых решений. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
16 |
Определение зон влияния проектируемого объекта и прогнозная оценка последствий долговременного воздействия на население и окружающую среду ЗВ при нормальном режиме эксплуатации и аварийных ситуациях. Прогнозные карты загрязнения территории в зоне влияния объекта. |
+ |
+ |
+ |
- |
Для ТЭС, ГРЭС с источниками выброса Н>180 м приводятся данные по загрязнению атмосферного воздуха при сверхдальнем переносе выбросов S02 и NOx. |
|
17 |
Комплексная оценка экономического и социального ущерба населению и окружающей среде с учетом осаждения тяжелых металлов, аварийных ситуаций, экологического риска размещения объекта и принятие экологического ограничения при разработке проектных решений. |
+ |
+ |
+ |
+ |
На все объекты, расположенные в зонах чрезвычайных экологических ситуаций, оценка воздействия производится в полном объеме. |
|
18 |
Результаты обсуждения ОВОС заказчиком и проектантами с общественностью района размещения предприятия и зоны его возможного воздействия. |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Пример расчета параметра П (все данные, необходимые для расчета параметра П, имеются в форме №1-воздух)
№ ист. |
Н, м |
D, м |
D H+D |
V, м3/с |
Вещество |
ПДК, мг/м3 |
М, мг/с |
гр.8 гр.7 м3/с ТПВ |
гр.8 гр.5 мг/м3 q |
гр.10 гр.7 q/ПДК |
гр.11* гр.4 R |
гр.12* гр.9 R* ТПВ |
1 |
120 |
4,2 |
0,03 |
101,7 |
Сернистый ангидрид |
0,5 |
12020 |
24040 |
118,2 |
236,4 |
7,1 |
0,17·106 |
Двуокись азота |
0,085 |
25300 |
297647 |
248,8 |
2926,7 |
87,8 |
26,1·106 |
|||||
2 |
18 |
0,2 |
0,01 |
0,28 |
Бензол |
1,5 |
530 |
353 |
1892,8 |
1261,9 |
12,6 |
4,5·103 |
Сероводород |
0,008 |
212 |
26500 |
751,1 |
94642,9 |
946,4 |
25,1·106 |
|||||
Цианистый водород |
0,01 |
22 |
2200 |
78,6 |
7857,1 |
78,6 |
1,7·10э |
|||||
Фенолы |
0,01 |
2 |
200 |
7,1 |
714,3 |
7,1 |
1,4·103 |
|||||
3 |
95 |
0,5 |
0,005 |
0,8 |
Фенолы |
0,01 |
30 |
3000 |
37,5 |
3750,0 |
18,8 |
5,6·104 |
4 |
25 |
1,3 |
0,05 |
7,1 |
Сернистый ангидрид |
0,5 |
17500 |
35000 |
2464,8 |
4929,6 |
246,5 |
8,63·104 |
5 |
12 |
0,5 |
0,04 |
0,072 |
Пыль |
0,5 |
600 |
1200 |
8333,3 |
16666,7 |
666,7 |
0,85·106 |
Таблица 3
Значение параметров П, Ф для различных веществ и суммации
Вещество или группы суммации |
Сернистый ангидрид и двуокись азота |
Сернистый ангидрид и сероводород |
Сернистый ангидрид и фенол |
Цианистый водород |
Пыль |
Бензол |
Пi, м3/с |
3,5·107 |
3,4·107 |
8,8·106 |
1,7·105 |
8,5·105 |
4,5·103 |
Пе, м3/с |
||||||
Фi, м2/с |
3,3·103 |
2,3·103 |
8,7·102 |
1,2·102 |
1·102 |
19,6 |
Фi, м2/с |
№ |
Состав материалов, представляемых в органы Минприроды РФ при экспертизе проектов (схем) |
Территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования |
Схем (проектов) районной планировки |
Генеральных планов городов и других поселений |
Проектов застройки районов городов и других поселений, проектов детальной планировки |
Проектов реконструкции (перепрофилирования) предприятий |
Проектов ликвидации предприятий |
1 |
Краткая характеристика физико-географических и метеорологических условий на рассматриваемой территории, общая оценка условий рассеяния примесей и потенциала загрязнения атмосферы. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
2 |
Уровень загрязнения атмосферного воздуха, создаваемый существующими на территории промузлами, крупнейшими промышленными предприятиями и аграрно-промышленными комплексами (фоновые концентрации). |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Обоснование выбора района размещения предприятий для строительства с учетом фонового загрязнения атмосферного воздуха и условий рассеивания примесей в атмосфере. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
4 |
Прогноз изменения состояния воздушного бассейна в соответствии с принятым масштабом развития народнохозяйственного комплекса на рассматриваемой территории. Приоритетность предлагаемых воздухоохранных мероприятий. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Ситуационный план района размещения предприятий; характеристика существующих и проектируемых предприятий в части выбросов ЗВ в атмосферу. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
6 |
Решения и предложения по выводу наиболее загрязняющих атмосферный воздух предприятий за пределы города или их ликвидацию. Данные по выбросам ЗВ в атмосферу. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
7 |
Мероприятия по снижению выбросов ЗВ в атмосферу для проектируемых и расширяемых (реконструируемых) предприятий, сроки ввода новых и вывода существующих источников загрязнения атмосферного воздуха. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
Расчет изменения загрязнения атмосферного воздуха в связи сводом в эксплуатацию проектируемых (расширяемых, реконструируемых) предприятий. Примечание: на 1-ую очередь строительства расчеты проводятся в соответствии с ОНД-86. На более длительную перспективу приводятся результаты прогнозных оценок уровней загрязнения атмосферы, основанные на тенденции изменения валовых выбросов. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
9 |
Нормативы ПДК (ОБУВ) на загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух. |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
10 |
Предложения по организации санитарно-защитных зон. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
11 |
Обоснование данных о возможных аварийных и залповых выбросах. |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
12 |
Графические и табличные материалы с указанием наиболее крупных источников загрязнения воздуха (промузлы, промрайоны, крупнейшие промышленные, коммунальные и сельскохозяйственные предприятия и их санитарно-защитные зоны), прогнозируемых валовых выбросов и уровней загрязнения атмосферы. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
13 |
Оценка вариантов комплексного воздействия загрязнения атмосферного воздуха, характеристика экологического риска при эксплуатации и аварийных ситуациях. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
14 |
Выбор оптимального комплекса мероприятий по улучшению экологической обстановки в зонах чрезвычайной экологической ситуации (особо охраняемых территорий), мерам предотвращения чрезвычайных ситуаций и программам по реабилитации этих территорий. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
На рассмотрение и согласование с экспертными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ должны быть представлены:
1 Краткая характеристика физико-географических и метеорологических условий и их влияние на рассеивание примеси в атмосфере.
2 Ситуационный план района размещения действующих источников тепло- и электроснабжения, их характеристика в части выбросов ЗВ в атмосферу с указанием типов котлов, марки и количества потребляемого топлива (Втах, т/ч и В, т/год). Параметры источников выбросов. Обоснованные расчетами по действующим методикам максимальные выбросы (г/с) загрязняющих веществ, образующихся в процессе сжигания топлива, в том числе от неорганизованных источников.
3 Расчеты максимальных приземных концентраций ЗВ с учетом установленных случаев суммации их вредного действия от действующих источников тепло- и электроснабжения, по согласованным с ГГО программам УПРЗА без учета фоновых концентраций.
4 Фоновые концентрации ЗВ в зоне влияния действующих источников тепло- и электроснабжения и оценка их вклада в фоновые концентрации.
5 Удельные показатели выбросов ЗВ на проектируемых и существующих источниках тепло- и электроснабжения, их сравнение с лучшими отечественными и зарубежными аналогами.
6 Мероприятия, намечаемые в схемах теплоснабжения с целью выбросов ЗВ в атмосферу, как-то:
- закрытие мелких отопительных котельных, работающих на жидком и твердом топливе;
- использование современных методов пылегазоочистки;
- снижение выбросов ЗВ в атмосферу за счет экономного расхода тепла и сокращение его потерь, а также использование вторичных энергетических ресурсов;
- переход на другие виды топлива (малосернистый мазут, природный газ);
- замена существующих котлов новыми, позволяющими осуществлять очистку дымовых газов от окислов серы и азота, а также осуществлять режимные мероприятия по снижению выбросов окислов азота;
- использование НИР и ОКР в области экологически чистых процессов выработки энергии.
7 Дефицит тепловой и электрической энергии на расчетный срок (МВт, Гкал/ч). Характеристика проектируемых и остающихся в эксплуатации источников тепло- и электроснабжения в части выбросов ЗВ в атмосферу с учетом мероприятий, указанных в п. 6. Обоснованные расчетами их максимальные выбросы (г/с).
8 Сравнительная таблица показателей работы источников ТЭС на существующее положение и на расчетный срок дифференцированно по годам согласно схеме теплоснабжения:
Показатели (суммарные для всех источников) |
На существующее положение |
На расчетный срок * |
Мощность: |
|
|
Электрическая (МВт) |
||
Тепловая (Гкал/ч) |
||
Расход топлива (т/год, тыс. м /год): |
||
Мазут (марки) |
||
Уголь (месторождения) |
||
Газ (месторождения) |
||
Сланцы (месторождения) |
||
Торф |
||
Валовые выбросы (т/год): |
||
С дымовыми газами котлов: |
||
твердых частиц |
||
окислов серы |
||
окиси углерода |
||
ванадия ** |
||
окислов азота |
||
других ЗВ *** |
* - Если схемой теплоснабжения предусмотрены 1-я, 2-я и т. д. очереди - показатели приводятся по очередям и на расчетный срок.
** - Выбросы ванадия учитываются только при использовании жидкого топлива.
*** - Учитываются вещества, обладающие суммацией вредного действия с веществами в составе дымовых газов в пределах зоны влияния действующих источников ТЭС на существующее положение и на расчетный срок, а также выбросы от неорганизованных источников предприятий ТЭС.
9 Обоснование выбора района размещения проектируемых источников тепло- и электроснабжения с учетом п. п. 3, 5, 6 и 7 и рекомендации к возможным вариантам их размещения.
10 Расчеты максимальных приземных концентраций ЗВ с учетом установленных случаев суммации их вредного воздействия от источников тепло- и электроснабжения на расчетный срок в различных вариантах без учета существующего фона. Выбор оптимального варианта с учетом прогнозных оценок уровней загрязнения атмосферного воздуха на расчетный срок. Определение зон влияния источников во всех вариантах размещения и в окончательном варианте.
11 Если в схеме теплоснабжения помимо перечисленных учтены и другие требования нормативных документов, определяющих порядок разработки норм ПДВ, она может использоваться при разработке головной ведомственной организацией тома «Охрана атмосферного воздуха и предложения по ПДВ (ВСВ)» для предприятий. В соответствии с существующим порядком после утверждения этого тома действующим предприятиям выдается разрешение на выброс, а вновь строящимся и реконструируемым предприятиям теплоэнергетики разрешение на выброс выдается после положительного заключения органов государственной экологической экспертизы Минприроды РФ по проектным решениям в части охраны атмосферного воздуха.
1 Обоснованность выбора района и площадки для строительства с учетом фонового загрязнения атмосферного воздуха, физико-географических и метеорологических факторов.
2 Прогрессивность выбранных технологических процессов с целью исключения или сокращения образования и выделения ЗВ. Сравнение выбранной технологии с лучшими отечественными и зарубежными технологиями.
3 Проверенность и эффективность технических решений по защите атмосферного воздуха от загрязнения, заложенных в проект с учетом эксплуатационных характеристик оборудования по улавливанию, утилизации и обезвреживанию ЗВ. Обоснованность материалов по оценке вероятных аварийных ситуаций для проектируемого предприятия, полнота выявленных факторов воздействия и степени их экологической опасности, методы прогнозной оценки возможных аварийных ситуаций. Мероприятия по предотвращению возможных аварийных ситуаций и ликвидации их последствий.
4 Обоснованность и достоверность данных по выбросам ЗВ в атмосферу. Удельные показатели выбросов ЗВ на единицу продукции и их сравнение с передовыми отечественными зарубежными показателями. Полный перечень, количественные характеристики выбрасываемых в атмосферный воздух ЗВ, нормативные документы, по которым произведены расчеты количественных сторон выбросов. Наличие нормативов ПДК или ОБУВ.
5 Правильность расчетов изменения загрязнения атмосферного воздуха в связи с вводом в эксплуатацию проектируемого предприятия. Программа УПРЗА, согласованная с ГГО, используемая при расчетах.
6 Наличие в проекте мероприятий по снижению выбросов ЗВ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
7 Обоснованность предложений по организации санитарно-защитной зоны (санитарного разрыва).
8 Экономическая, эффективность предусматриваемых воздухоохранных мероприятий, ее расчет по утвержденным методикам.
9 Правильность предложений по ПДВ ЗВ в атмосферу (нормативам ПДВ).
10 Результаты обсуждения ОВОС заказчиками и проектантами с общественностью района размещения объекта и зоны его вероятного воздействия.
1 Предприятия по добыче нефти мощностью 500 тыс. т/год и более.
2 Предприятия по добыче природного газа мощностью 500 млн. м /год и более.
3 Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500 т/сутки и более.
4 Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 МВт или более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки).
5 Золоотвалы ТЭЦ и котельных с объемом золы 100 тыс. м3/год и более.
6 Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью:
- асбестоцементных продуктов - 20 тыс. т/год и более;
- фрикционных материалов - 50 т и более;
- других видов применения асбеста - 200 т и более.
7 Предприятия химической промышленности всех видов.
8 Производство целлюлозы и бумаги мощностью 200 т/сутки и более.
9 Крупные склады для хранения 50 тыс. м и более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.
10 Микробиологические производства.
11 Крупные производства строительных материалов (цемент, стекло, известь, керамика).
12 Крупные установки для доменного и мартеновского производства и предприятия цветной металлургии:
- спекание, обжиг и прокаливание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;
- все коксовые печи;
- установки для производства чушкового чугуна и нерафинированной стали мощностью 1 млн. т/год и более;
- установки для производства стали из металлолома мощностью 200 тыс. т/год и более;
- установки для обработки цветных тяжелых металлических руд мощностью 100 тыс. т/год и более;
- установки для производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.
13 Крупные установки и предприятия черной и цветной металлургии:
- окомкование и спекание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;
- все коксовые печи и коксохимические производства;
- установки для производства чугуна и стали мощностью 1 млн. т/год и более;
- установки для обработки руд тяжелых цветных металлов, производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.
14 Установки по производству, обогащению, регенерации ядерного топлива, объекты и/или полигоны по удалению и переработке радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков, установки по производству радиоизотопов.
15 Объекты использования ядерно-взрывной технологии.
16 Крупные ускорительные комплексы для получения интенсивных пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер.
17 Медицинские центры, осуществляющие в широких масштабах радиоизотопные диагностические и терапевтические процедуры.
18 Космодромы, аэропорты, аэродромы, объекты и/или полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения (затопления) химического оружия, ракетных топлив.
19 Объекты и/или полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов.
20 Строительство автомобильных дорог, автострад, трасс для магистральных железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.
21 Метрополитены.
22 Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более.
23 Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные переправы, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350 т и более.
24 Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 км и более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов.
25 Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5% от объема стока бассейна реки.
26 Водозаборы подземных вод с объемом забираемой воды 10 млн. м3/год и более.
27 Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение металлических руд и угля:
- предприятия по добыче, извлечению и обогащению железной руды на месте мощностью 1 млн. т/год и более;
- предприятия по добыче, извлечению и обогащению нежелезной руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;
- предприятия по добыче, извлечению и обогащению угля на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;
- крупномасштабная добыча нерудных полезных ископаемых, особенно в акваториях.
28 Разведка, добыча нефти и газа, лицензируемые виды геологических изысканий.
29 Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.
30 Крупные животноводческие комплексы мощностью:
- свиноводческие - 30 тыс. голов и более;
- по откорму молодняка крупного рогатого скота - 2 тыс. голов и более;
- молочные - 1200 коров и более.
31 Звероводческие комплексы.
32 Птицефабрики на 400 тыс. кур-несушек, 3 млн. бройлеров и более.
33 Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий.
№№ |
Наименования гос. органов |
Почтовый адрес |
Служебный телефон |
|
Минприроды РФ. Москва Главное управление государственной экологической экспертизы |
123812 ГСП, Москва, ул. Б. Грузинская, 4/6 |
284-83-11 284-84-69 |
1 |
Министерство охраны природы и природных ресурсов Республики Адыгея |
352700, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 21, код 861-75 |
2-55-05 |
2 |
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Алтай |
659700, г. Горно-Алтайск, ул. Горноалтайская, 33, код 385-41 |
32-498 |
3 |
Государственный комитет Республики Башкортостан по экологии и природопользованию |
450009, г. Уфа, ул. 8-ое Марта, 21/1, код 347-2 |
52-92-00 |
4 |
Государственный комитет по экологии и природным ресурсам Республики Бурятия |
670015, г. Улан-Удэ, ул. Солнечная, 21-а, код 301-22 |
7-03-29 |
5 |
Государственный комитет по экологии и природопользованию Республики Дагестан |
357000, г. Махачкала, ул. Озерная, 17-6, код 872-00 |
4-64-13 |
6 |
Государственный комитет по экологии и природным ресурсам Ингушской Республики |
366720, г. Назрань |
- |
7 |
Министерство охраны окружающей среды Республики Кабардино-Балкария |
360000, г. Нальчик, пр. Кулиева, 10, код 866-00 |
7-75-41 |
8 |
Комитет по природопользованию и охране окружающей среды при Президенте Республики Калмыкия Хальмг Тангч |
358000, г. Элиста, пр. Ленина, Дом правительства, код 847-22 |
5-03-17 |
9 |
Государственный комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Республики Карачаево-Черкесия |
357100, г. Черкесск, ул. Красная, 19, код 865-21 |
55-390 |
10 |
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Карелия |
185610, г. Петрозаводск, ул. Дзержинского, 9, код 814-00 |
7-94-90 |
11 |
Государственный комитет Республики Коми по охране природы |
167610, г. Сыктывкар, ул. К. Маркса, 158, код 821-22 |
2-31-27 |
12 |
Министерство экологии и природопользования Республики Марий-Эл |
424001, г. Йошкар-Ола, Ленинский пр., 24-а, код 836-22 |
6-32-05 |
13 |
Министерство экологии и природопользования Республики Мордовия |
г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33/3, код 834-22 |
4-80-83 |
14 |
Министерство экологии и природопользования Республики Саха (Якутия) |
677005, г. Якутск, ул. Лермонтова, 40, код 411-22 |
2-28-29 |
15 |
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия |
352021, г. Владикавказ, ул. Иристонская, 25, код 867-22 |
4-95-53 |
16 |
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан |
420128, г. Казань, ул. Гвардейская, 15, код 843-2 |
75-80-34 |
17 |
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Тува |
667089, г. Кызыл, ул. Московская, 2, код 394-22 |
3-22-50 |
18 |
Государственный комитет Удмуртской Республики по экологии и природопользованию |
426051, г. Ижевск, ул. Советская, 1, код 341-2 |
78-65-56 |
19 |
Государственный комитет по экологии и природным ресурсам Республики Хакасия |
662600, г. Абакан, ул. Розы Люксембург, 104, код 391-72 |
5-73-51 |
20 |
Департамент по охране природы и экологии Чеченской Республики |
346903, г. Грозный, Чеченская Республика, ул. Старосунжинская, 31, код 871-2 |
- |
21 |
Министерство экологии и природных ресурсов Чувашской Республики |
428024, г. Чебоксары, пр. Мира, корп. 2, д. 4, код 8350 |
26-14-03 |
22 |
Комитет Еврейской автономной области по экологии и природопользованию |
682200, Хабаровский край, г. Биробиджан, ул. Пионерская, 4, код 421-0 |
6-09-98 |
23 |
Комитет по охране окружающей среды и природным ресурсам Агинского Бурятского автономного округа |
674460, Читинская обл., пос. Агинское, пер. Коммунальный, 9, код 302-22 |
3-48-50 |
24 |
Коми-Пермяцкий окружной комитет по охране природы |
670240, Пермская обл., г. Кудымкар, ул. Горького, 22, код 260-22 |
2-15-65 |
25 |
Комитет экологии и природных ресурсов Корякского автономного округа |
684620, Камчатская обл., ПГТ Палана, Пролетарский пер., 8 |
- |
26 |
Ненецкий окружной комитет по экологии и природопользованию |
164700, Архангельская обл., г. Нарьян-Мар, пос. Факел |
71-2-45 71-2-93 |
27 |
Комитет экологии и природных ресурсов Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа |
663210, Красноярский край, г. Дудинка, ул. Ленина, 29 |
5-79-94 |
28 |
Комитет экологии и природных ресурсов Усть-Ордынского Бурятского автономного округа |
666110, Иркутская обл., р.п. Усть-Ордынский, ул. Первомайская, 3 |
2-18-78 |
29 |
Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа |
626200, Тюменская обл., г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 129 |
4-24-63 |
30 |
Комитет экологии и природных ресурсов Чукотского автономного округа |
666710, Магаданская обл., г. Анадырь, ул. Куркутского, 34 |
- |
31 |
Комитет по охране природы Эвенкийского автономного округа |
663370, Красноярский край, ПГТ Тура, ул. Советская, 4 |
2-20-33 |
32 |
Ямало-Ненецкий окружной комитет по экологии и природным ресурсам |
626608, Тюменская обл., г. Салехард, ул. Ямальская, 12, код 345-91 |
40-64-1 |
33 |
Алтайский краевой комитет экологии и природных ресурсов |
656099, г. Барнаул, ул. Никитина, 111, код 385-2 |
23-34-76 |
34 |
Краснодарский краевой комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов |
350640, г. Краснодар, ГСП, ул. Красная, 19, код 861-2 |
55-95-19 |
35 |
Красноярский краевой комитет по охране природы |
660055, г. Красноярск, ул. Джамбульская, 10, код 391-2 |
24-56-31 |
36 |
Приморский краевой комитет по охране природы |
690091, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 93, код 423-2 |
22-00-03 |
37 |
Ставропольский краевой комитет по охране природы |
355000, г. Ставрополь, ул. Ленина, 480, код 865-22 |
6-23-68 |
38 |
Комитет экологии и природных ресурсов Хабаровского края |
680013, г. Хабаровск, пер. Кадровый, 6-а, код 421-0 |
21-20-95 |
39 |
Амурский областной комитет по экологии и природным ресурсам |
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, 135, код 416-22 |
2-33-45 |
404 |
Архангельский областной комитет по охране природы |
163061, г. Архангельск, пр. Троицкий, 49, код 818-00 |
49-41-90 |
4ii |
Комитет по охране природы Астраханской области |
414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, 113, код 851-00 |
2-26-02 |
42 |
Комитет экологии и природных ресурсов Белгородской области |
308600, г. Белгород, ул. Пугачева, 5, код 072-22 |
2-42-37 |
43 |
Брянский областной комитет по экологии и природопользованию |
241019, г. Брянск, пер. Осоавивхима, 3, код 083-22 |
1-46-97 |
44 |
Владимирский областной комитет по охране природы |
600004, г. Владимир, ул. Луначарского, 3, код 092-22 |
3-34-85 |
45 |
Волгоградский областной комитет по охране природы |
400001, г. Волгоград, ул. Профсоюзная, 30, код 844-2 |
44-44-46 |
46 |
Комитет экологии и природных ресурсов Вологодской области |
160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, код 817-22 |
5-23-76 |
47 |
Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Воронежской области |
394030, г. Воронеж, ул. Плехановская, 53, код 073-2 |
52-49-80 |
48 |
Комитет экологии и природных ресурсов Ивановской области |
153004, г. Иваново, ул. 9-го Января, 7-а, код 093-2 |
37-64-30 |
49 |
Иркутский областной комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов |
669012, г. Иркутск, ул. Парковая, 16, код 395-2 |
27-37-24 |
50 |
Калининградский областной комитет по охране природы |
236000, г. Калининград, ул. Офицерская, 6, код 011-2 |
21-22-83 |
51 |
Калужский областной комитет по охране природы |
248016, г. Калуга, ул. Баррикадная, 116, код 084-22 |
12-14-49 |
52 |
Комитет экологии и природных ресурсов Камчатской области |
683040, г. Петропавловск-Камчатский, пр. К. Маркса, 29/1 |
9-08-24 |
53 |
Кемеровский областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов |
650065, г. Кемерово, ул. Б. строителей, 34, код 384-2 |
53-17-65 |
54 |
Комитет экологии и природных ресурсов Кировской области |
610000, г. Киров, Динамовский пр., 14-а, код 833-2 |
69-23-95 |
55 |
Комитет экологии и природных ресурсов Костромской области |
156003, г. Кострома, ул. Коммунаров, 22, код 094-2 |
55-59-03 |
56 |
Комитет экологии и природных ресурсов Курганской области |
640000, г. Курган, ул. К. Маркса, 40, код 352-22 |
2-57-35 |
57 |
Комитет экологии и природных ресурсов Курской области |
305000, г. Курск, Красная пл., 6, Код 071-00 |
2-62-94 |
58 |
Комитет экологии и природных ресурсов г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области |
191186, г. Санкт-Петербург, ул. Б. Конюшенная, 29, код 812 |
232-41-84 |
59 |
Комитет экологии и природных ресурсов Липецкой области |
398000, г. Липецк, ул. Плеханова, 1 |
72-47-64 |
60 |
Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Магаданской области |
685027, г. Магадан, ул. Кольцевая, 17, код 413-00 |
5-78-58 |
61 |
Московский областной комитет по экологии и природопользованию |
117857, г. Москва, ГСП-7, код 095 |
524-34-78 |
62 |
Мурманский областной комитет экологии и природных ресурсов |
183038, г. Мурманск, ул. Профсоюзов, 20, код 815-00 |
4-37-17 |
63 |
Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Нижегородской области |
603001, г. Нижний Новгород, ул. Гаршина, 30, код 831-2 |
33-14-01 |
64 |
Новгородский областной комитет по охране природы |
173003, г. Новгород, ул. А. Германа, 29, код 816-00 |
7-23-51 |
65 |
Новосибирский областной комитет по экологии и природным ресурсам |
630050, г. Новосибирск, Красный пр., 82, код 383-2 |
20-59-03 |
66 |
Омский областной комитет по охране природы |
644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, 40, код 381-2 |
25-26-18 |
67 |
Оренбургский областной комитет по экологии и природопользованию |
460007, г. Оренбург, ул. Муссы Джалиля, 78, код 353-2 |
7-70-25 |
68 |
Комитет экологии и природных ресурсов Орловской области |
302028, г. Орел, ул. Полесская, 10, код 086-00 |
6-99-66 |
69 |
Пензенский областной комитет по охране природы |
440044, г. Пенза, ул. Коммунистическая, 66, код 841-2 |
63-23-86 |
70 |
Комитет экологии и природных ресурсов Пермской области |
614006, г. Пермь, ул. Ленина, 51, код 342-2 |
32-73-27 |
71 |
Псковский областной комитет по охране природы |
180001, г. Псков, ул. Некрасова, 23, код 811-22 |
2-25-90 |
72 |
Ростовский областной комитет по охране природы |
344010, г. Ростов-на-Дону, Ворошиловский пр., 46/17, код 863-2 |
66-23-02 |
73 |
Комитет экологии и природных ресурсов Рязанской области |
390000, г. Рязань, ул. Свободы, 80-а, код 091-2 |
77-39-77 |
74 |
Комитет экологии и природных ресурсов Самарской области |
446160, г. Самара, ул. Куйбышева, 145, код 846-2 |
32-33-84 |
75 |
Свердловский областной комитет по охране природы |
620219, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 34-а, код 343-2 |
56-94-88 |
76 |
Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Смоленской области |
214004, г. Смоленск, ул. Багратиона, 11-6, код 081-00 |
6-57-88 |
77 |
Комитет экологии и природных ресурсов Саратовской области |
410071, г. Саратов, ул. М. Горького, 44, код 845-2 |
26-16-79 |
78 |
Комитет экологии и природных ресурсов Сахалинской области |
693000, г. Южно-Сахалинск, ул. Дзержинского, 15, код 42400 |
3-03-75 |
79 |
Тамбовский областной комитет по охране природы |
392000, г. Тамбов, ул. Сакко и Ванцетти, 104, код 075-2 |
35-03-40 |
80 |
Комитет экологии и природных ресурсов Тверской области |
170000, г. Тверь, Главпочтамт, а/я 339; пр. Победы, 35, код 082-22 |
6-09-21 |
81 |
Комитет экологии и природных ресурсов Томской области |
634050, г. Томск, ул. Кирова, 14, код 382-2 |
23-23-94 |
82 |
Тульский областной комитет по охране природы |
300600, г. Тула, пр. Ленина, 38, код 087-2 |
20-54-90 |
83 |
Тюменский областной комитет по охране природы |
625000, г. Тюмень, ул. Малыгина,48, код 345-2 |
24-52-48 |
84 |
Ульяновский областной комитет по охране природы |
432700, г. Ульяновск, ул. Радищева, 1, код 842-2 |
31-32-57 |
85 |
Комитет по экологии и природопользованию Челябинской области |
454092, г. Челябинск, ул. Елькина, 75, код 352-2 |
37-81-76 |
86 |
Читинский областной комитет по охране природы |
672000, г. Чита, ул. Богомякова, 23, код 302-22 |
3-95-97 |
87 |
Комитет экологии и природных ресурсов Ярославской области |
150000, г. Ярославль, ул. Чайковского, 40, код 085-2 |
22-84-36 |
88 |
Региональный комитет по экологии и природопользованию г. Арзамас-16 |
607200, Нижегородская обл., г. Арзамас-16, ул. Ленина, 20-а, код 831-30 |
- |
89 |
Московский городской комитет по охране природы |
129090, г. Москва, пр. Мира, 19, код 095 |
280-91-12 |
_______________________________
Текст документа соответствует источнику.