Услуги бытовые КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом
от 27 декабря Сведения о стандарте 1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Институт региональных экономических исследований» (ЗАО «ИРЭИ») и Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 «Бытовое обслуживание населения» 3
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет Содержание НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения - 2009-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт предназначен для классификации на категорию организаций независимо от их организационно-правовой формы и на индивидуальных предпринимателей, предметом деятельности которых является оказание бытовых услуг (далее - организации). Стандарт устанавливает состав номенклатуры показателей категории организаций для всех видов бытовых услуг, метод определения категории организации. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения ГОСТ Р 51870-2002 Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия ГОСТ Р 52113-2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества ОК 002-93 Общероссийский классификатор услуг населению Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р 50646, ГОСТ Р 52113 и следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 «услуга», «обслуживание», «предоставление услуги», «условия обслуживания»: по ГОСТ Р 50646. 3.2 «качество»: по ГОСТ Р ИСО 9000. 3.3 «результат услуги»: по ГОСТ Р 52113. Примечание - Результат услуги заключается в изменении состояния объекта услуги и (или) удовлетворении потребностей потребителя. 3.4 «бытовая услуга»: по ГОСТ Р 50646. Примечание - Согласно ОК 002 услуги, отнесенные к бытовым, имеют коды: 01 - код группы бытовые услуги, 80 - прочие услуги населению. 3.5 категория организации в сфере бытовых услуг (далее - категория организации): Классификационная группа организаций в сфере бытовых услуг одного вида (типа), объединенных общим уровнем возможностей предоставлять услуги высокого качества и фактического качества оказываемых услуг. 3.6 классификация организаций сферы бытовых услуг на категорию (далее - категорирование): Процедура оценки соответствия, связанная с отнесением организации к определенной категории на основании исследования этой организации и предоставляемых ею услуг с удостоверением результата исследования в письменной форме. 3.7 показатели категорирования: Характеристики бытовых услуг и оказывающих их организаций, значения которых сравниваются с установленными в правилах классификации диапазонами значений показателей качества для определения категории исследуемой организации. 3.8 критерии категорирования: Комплекс требований и условия отнесения организаций к той или иной категории. 4 Общие требования4.1 Нормативную базу категорирования составляют: - технические регламенты; - международные и национальные стандарты; - санитарные правила и нормы; - нормативные документы и правила, содержащие требования к характеристикам бытовых услуг и оказывающим их организациям всех категорий; - другие документы, которые устанавливают требования к качеству и безопасности бытовых услуг и деятельности организаций. 4.2 Основными целями категорирования организаций сферы бытового обслуживания являются: - введение дифференцированного подхода к организациям, различающимся по качеству оказываемых бытовых услуг, при реализации региональных программ и мероприятий социально-экономического характера; - повышение информированности потребителя о качестве услуг для предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителя, и обоснованности выбора им организации; - создание возможности компетентного подтверждения качества услуг в рекламных целях; - повышение информированности организаций о качестве услуг, оказываемых в регионе; - повышение конкурентоспособности организаций; - обозначение базовых ступеней качества для оценки развития организаций и отрасли, которые можно использовать в качестве стимулов для саморазвития организаций; - стимулирование развития добросовестной конкуренции в сфере бытового обслуживания. 4.3 Основные принципы категорирования организаций Основные принципы категорирования организаций включают в себя: - оценку организации в целях категорирования по трем направлениям: оценку качества оказываемых организацией бытовых услуг по степени удовлетворения потребностей потребителя; оценку возможностей и деятельности организации по поддержанию стабильности и повышению качества услуг; оценку результатов взаимодействия организации с обществом и окружающей средой (побочный эффект, ущерб для общества); - проведение категорирования по инициативе организаций на добровольной основе; - соблюдение организацией установленных соответствующими органами обязательных требований безопасности и наличие удостоверений безопасности (сертификатов, заключений и т.п.), предусмотренных законодательством; - соблюдение конфиденциальности информации об организации, составляющей коммерческую тайну; - независимость субъектов процедуры категорирования (экспертов, комиссии и т.п.) от объекта категорирования (исследуемой организации); - компетентность субъектов процедуры категорирования; - гласность результатов категорирования. 4.4 Основные принципы категорирования организаций необходимо соблюдать для предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей услуг, а также для повышения достоверности оценки категории организаций. 4.5 Категории организаций в сфере бытовых услуг подразделяют на высшую, первую и вторую категории в зависимости от уровня возможностей организации предоставлять услуги высокого качества и фактического качества оказываемых им услуг. Примечания 1 Обязательное условие присвоения одной категории всей организации, имеющей подразделения, отделения, номера - наличие не менее 70 % структурных единиц одной категории. В документ, удостоверяющий категорию, должна быть внесена информация о категориях подразделений, номеров и т.д. 2 Допускается категорирование отдельных подразделений, например, приемных пунктов химчисток, прачечных и т.д. 4.6 Результаты категорирования характеризуют уровень качества бытовых услуг, оказываемых организацией, и могут использоваться в рекламных и информационных целях, в качестве обоснования для установления цен на услуги, при статистических исследованиях динамики развития отрасли. Информация о присвоенных категориях должна присутствовать на информационных стендах или в информационных проспектах организации, может использоваться в элементах визуальной рекламы, а также в любой другой рекламной продукции. 4.7 Устанавливаемая категория может служить основанием для предоставления льгот или введения дифференцированных коэффициентов для организации с учетом качества оказываемых ею бытовых услуг при реализации региональных программ социально-экономического развития. 4.8 Категорирование организации может быть осуществлено в виде самостоятельной процедуры либо в рамках добровольной системы сертификации. 4.9 Документы по категорированию организаций в сфере бытовых услуг на категорию разрабатываются с учетом демографических (территориальных) особенностей, национальных традиций и природно-климатических условий регионов (субъектов Российской Федерации) и могут включать в себя критерии отнесения организаций к различным категориям, основные признаки, характеризующие категории организаций, методы оценки и контроля значений показателей организаций в сфере бытовых услуг. 4.10 Экспертизу документов по категорированию организаций в сфере бытовых услуг на соответствие настоящему стандарту следует проводить в соответствующем Техническом комитете по стандартизации. 4.11 Документы по категорированию подлежат регулярному пересмотру и обновлению. 5 Номенклатура показателей категории5.1 Для формирования номенклатуры показателей категории организаций, оказывающих бытовые услуги, необходимо определить: - вид оказываемых бытовых услуг; - тип организаций, оказывающих однородный вид бытовых услуг. 5.1.1 Перечень видов и наименований бытовых услуг определяется по ОК 002. 5.1.2 Организации в сфере бытовых услуг, оказывающие услуги одного вида, различаются по типам в зависимости от номенклатуры (ассортимента) предоставляемых услуг, их разнообразия и сложности; технической оснащенности (материальной базы, инженерно-технического оснащения и оборудования, состава помещений, архитектурно-планировочного решения и т.д.); методов обслуживания. Пример - Типы организаций, оказывающих фотоуслуги: фотоцентр, фотография, фотолаборатория, фотокабина. Примечание - Особенности услуг конкретных видов не требуют деления организаций на типы. Пример - Обрядовые услуги. 5.1.3 Формирование номенклатуры показателей категории организаций, оказывающих услуги конкретных видов, осуществляется на основе исходной номенклатуры показателей категории. 5.1.4 В номенклатуре показателей категории выделяют три группы: - показатели безопасности; - показатели возможностей организации предоставлять услуги высокого качества; - показатели фактического качества оказываемых услуг. 5.1.4.1 Показатели безопасности включают в себя: - требования безопасности, определенные законодательством или в установленном им порядке (в том числе санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической безопасности); - характеристики безопасности жизни, здоровья, имущества потребителя, связанные с оказанием конкретных услуг, дополнительные к указанным выше требованиям. 5.1.4.2 Показатели возможностей организации предоставлять бытовые услуги высокого качества подразделяют на две подгруппы: - характеристики факторов качества (ресурсов организации); - характеристики элементов системы менеджмента качества. К факторам качества относятся трудовые ресурсы организации, используемые при оказании бытовых услуг, помещение, оборудование, инструменты, материалы, технологии и т.п. Характеристики элементов системы менеджмента качества включают в себя наличие и эффективность системы менеджмента качества организации или ее отдельных элементов. 5.1.4.3 Показатели фактического качества оказываемых услуг отражают характеристики процессов обслуживания и качество результата оказываемых организацией услуг, включая наличие зарегистрированных обоснованных жалоб или претензий потребителей о нарушениях их потребительских прав и специфические для услуг конкретного вида характеристики изменения состояния объекта услуги для удовлетворения потребностей потребителя. 5.1.4.4 Состав номенклатуры показателей категории организаций для бытовых услуг всех видов приведен в таблице 1. Таблица 1 - Номенклатура показателей категории организаций в сфере бытовых услуг
5.1.4.5 Показатели категории организаций для услуг конкретного вида выбираются на основании анализа их особенностей. При выборе показателей следует учитывать положения ГОСТ Р 52113. Пример выбора показателей приведен в приложении А. В зависимости от специфических особенностей вида услуг и типов организаций некоторые группы и подгруппы показателей, приведенные в таблице 1, могут отсутствовать. 5.2 Этапы разработки номенклатуры показателей категории для конкретного вида услуг приведены в таблице 2. Таблица 2 - Этапы разработки показателей категории организаций сферы бытового обслуживания
5.3 Методы оценки и контроля значений показателей категории организаций классифицируют по: - способам получения информации; - источникам получения информации. 5.3.1 По способам получения информации методы оценки и контроля значений показателей категории организаций подразделяют на следующие: - инструментальные; - регистрационные; - органолептические; - расчетные; - аналитические. 5.3.1.1 Инструментальные методы основаны на получении информации с помощью технических средств измерения. 5.3.1.2 Регистрационные методы основаны на использовании информации, получаемой подсчетом определенных событий, предметов, затрат и т.п. 5.3.1.3 Органолептические методы состоят в использовании информации, получаемой в результате анализа ощущений и восприятий от органов чувств человека: зрения, слуха, обоняния, болевых ощущений, осязания и вкуса. 5.3.1.4 Расчетные методы основаны на использовании теоретических или эмпирических зависимостей для определения числовых значений показателей категории. 5.3.1.5 Аналитические методы состоят в получении информации на основе анализа документации, организационно-технических возможностей организации и т.п. 5.3.1.6 Значения показателей категории организаций бытового обслуживания могут определяться при одновременном использовании нескольких методов. 5.3.2 По источникам получения информации методы оценки и контроля значений показателей категории организаций подразделяют на следующие: - традиционные; - экспертные; - социологические. 5.3.2.1 Традиционные методы определения значений показателей заключаются в использовании информации от традиционных ее источников и осуществляются соответствующими должностными лицами организации, включая работников специализированных лабораторных или расчетных подразделений организации. 5.3.2.2 Экспертные методы основаны на использовании обобщенного опыта специалистов-экспертов. 5.3.2.3 Социологические методы основаны на сборе и анализе мнений фактических или возможных потребителей услуг исследуемой организации. 6 Метод определения категории организации6.1 При оценке организации на соответствие конкретной категории показатели категории подразделяют на основные и дополнительные. Основные показатели представляют собой диапазоны значений требований, которым должна соответствовать организация. Дополнительные показатели оцениваются в баллах. Балльная оценка организации определяется как сумма всех «набранных» ей баллов. Таким образом, в отличие от основных показателей снижение значения одного дополнительного показателя может быть компенсировано повышением другого. Примечание - Критерий балльной оценки представляет собой минимальную сумму баллов, которую организация должна набрать по дополнительным показателям. Классификация организации в сфере бытовых услуг на категорию базируется на совокупности основных требований и балльной оценки. 6.2 Для проведения классификации на категорию на основе настоящего стандарта с учетом таблицы 1 должны быть разработаны критерии категорирования для услуг всех видов и типов организаций в сфере бытовых услуг. Критерии отнесения организаций к категориям должны содержать уточненные перечни показателей категории, критерии балльной оценки для различных категорий организаций (суммы баллов, которые должны «набрать» организации для соответствия определенной категории), а также пояснения по их применению. Критерии отнесения к категориям устанавливаются отдельно для различных видов бытовых услуг и для различных типов организаций. Пример - Рекомендуемые критерии отнесения к категориям организаций, оказывающих услуги по уборке зданий и сооружений, приведены в приложении А. 6.3 Организации первой и высшей категорий должны соответствовать следующим критериям: - выполнение всех обязательных требований, установленных для данной категории; - равенство или превышение суммой баллов, набранной организацией по дополнительным показателям, критерия балльной оценки, установленного для данной категории. 6.4 При наличии нормативных документов для конкретного вида бытовых услуг в организации высшей или первой категории, оказывающей данный вид услуг, должны выполняться все требования указанного документа. В организации второй категории должно обеспечиваться соответствие требованиям безопасности и охраны окружающей среды указанного документа (таблица А.1 приложения А). 6.5 При классификации организаций отнесение организации к одной из категорий проводится следующим образом: применяются самооценка организации на соответствие основным требованиям и экспертные оценки. Приложение А
|
Необходимые условия |
Оценка организации |
1 Наличие документов, подтверждающих соответствие услуг обязательным требованиям (если такое подтверждение предусмотрено законом или в установленном им порядке) |
|
2 Соответствие услуг Правилам бытового обслуживания населения в Российской Федерации [1], требованиям ГОСТ Р 51870 (для второй категории - соответствие только обязательным требованиям стандарта) |
|
3 Наличие в технологической цепочке оказания услуги этапа получения информации о технических характеристиках мест, подлежащих уборке, в целях обеспечения гарантии от ущерба при использовании химических средств |
|
Таблица А.2 - Показатели для определения высшей и первой категорий организаций
Показатель |
Оценка предприятия («+», «-» или баллы) |
|
Высшая категория |
Первая категория |
|
Факторы качества (ресурсы организации) |
|
|
1 Состав и квалификация работников (специалистов) |
|
|
1.1 Стаж работников, оказывающих услуги по профессиональной уборке: |
|
|
1.1.1 Профессиональные уборщики, имеющие стаж работы по специальности более трех лет: не менее 50 % общей численности специалистов |
+ |
- |
1.1.2 Профессиональные уборщики, имеющие стаж работы по специальности более одного года: не менее 50 % общей численности специалистов |
- |
+ |
1.2 Образование и квалификация работников |
|
|
1.2.1 Наличие специалистов, прошедших обучение и/или получивших документ, подтверждающий квалификацию в одном-двух типах услуг уборки, - не менее 90 % общей численности специалистов |
+ |
Д |
1.2.2 Наличие специалистов, прошедших обучение и/или получивших документ, подтверждающий квалификацию по всему ассортименту услуг уборки, - не менее 10 % общей численности специалистов |
+ |
Д |
1.3 Квалификация руководящего персонала организации: |
|
|
1.3.1 Наличие в администрации организации сотрудников с высшим экономическим образованием или образованием менеджера в сфере сервиса |
Д |
Д |
1.3.2 Повышение квалификации представителями администрации в области экономики, предпринимательства или маркетинга услуг за последние 3 года |
Д |
Д |
2 Использование современных (прогрессивных) технологий, оборудования и инструментов, современных материалов |
+ |
+ |
3 Наличие достаточного технологического оборудования, уборочного инвентаря и химических средств для выполнения услуг (в соответствии с действующими договорами) |
+ |
+ |
4 Регулярное обслуживание технологического электрооборудования, в т.ч. для обеспечения безопасности его эксплуатации |
+ |
+ |
5 Обеспечение безопасного хранения оборудования и используемых химических средств |
+ |
+ |
6 Предложение расширенного ассортимента химических средств для одного типа услуг для выбора потребителем |
+ |
Д |
7 Наличие технической документации на все применяемые технологии |
+ |
+ |
Элементы системы менеджмента качества |
|
|
8 Высокая степень документированности процессов в организации |
Д |
Д |
9 Наличие сертифицированной системы менеджмента качества |
Д |
Д |
10 Наличие документов, подтверждающих повышенное качество оказываемых услуг, в т.ч. дополнительных сертификатов соответствия |
Д |
Д |
11 Наличие постоянных потребителей (срок обслуживания не менее двух лет) |
+ |
д |
12 Наличие элементов маркетинга в организации, в т.ч. организация «обратной связи» - опросы или анкетирование потребителей с анализом полученной информации для повышения качества предоставляемых услуг |
Д |
Д |
13 Организация мероприятий (реализация программы) по поддержке и повышению квалификации профессиональных уборщиков (в т.ч. на базе исполнителя) |
+ |
+ |
14 Наличие постоянных договоров с поставщиками химических средств |
Д |
Д |
15 Наличие системы оперативного обеспечения дополнительным оборудованием (при получении срочных заказов) |
Д |
Д |
Качество обслуживания |
|
|
16 Оформление и стиль организации |
|
|
16.1 Эстетическое оформление помещений для приема потребителей |
+ |
Д |
16.2 Наличие специальной (фирменной) одежды у профессиональных уборщиков |
+ |
+ |
16.3 Наличие фирменного стиля у организации |
Д |
Д |
16.4 Наличие световых элементов оформления здания |
Д |
Д |
17 Наличие удобной парковки автомашин на прилегающей к офису территории или удобного подъезда транспорта |
Д |
Д |
18 Состав услуг |
|
|
18.1 Ассортимент оказываемых услуг - согласно перечню в ГОСТ Р 51870, %: |
не менее 90 |
не менее 80 |
18.2 Убираемые поверхности: |
|
|
18.2.1 Внутри зданий, сооружений |
Д |
Д |
18.2.2 Снаружи зданий, сооружений |
Д |
Д |
18.2.3 Прилегающая территория |
Д |
Д |
18.3 Уход за твердыми полами (генеральная уборка по таблице 5.1 ГОСТ Р 51870) |
Д |
Д |
18.4 Уход за полутвердыми полами (по таблице 5.2 ГОСТ Р 51870) |
Д |
Д |
18.5 Высотные работы |
Д |
Д |
18.6 Мелкий ремонт |
д |
д |
19 Обеспечение срочного обслуживания |
+ |
Д |
20 Специальные условия обслуживания для отдельных (постоянных) категорий потребителей (система скидок и т.п.) |
Д |
Д |
21 Удобный режим работы организации (офиса): |
|
|
21.1 Количество часов в неделю более 60 |
Д |
Д |
21.2 Работа организации до 20 часов и позднее |
Д |
Д |
21.3 Работа организации с 9 часов и ранее |
Д |
Д |
21.4 Работа в выходные и праздничные дни |
Д |
Д |
22 Прибытие работников к потребителю строго в сроки, согласованные с потребителем |
+ |
+ |
23 Предоставление потребителям дополнительной полезной информации, связанной с оказанием услуг по уборке зданий и помещений (размещение информации в организации, в справочниках, средствах массовой информации и др.) |
Д |
Д |
24 Возможность получения потребителем необходимой информации по телефону |
+ |
+ |
25 Возможность вызова по телефону сотрудников организации для оформления заказа |
+ |
Д |
26 Наличие у работников, обслуживающих потребителей, именных значков с информацией о них |
Д |
Д |
27 Наличие зарегистрированного в патентном ведомстве знака обслуживания (товарного знака) организации, его активное использование |
Д |
Д |
28 Размещение информации для потребителя на тематической странице в глобальной телекоммуникационной сети Интернет |
Д |
Д |
Качество результата услуг |
|
|
29 Отсутствие жалоб, претензий граждан о нарушениях их потребительских прав, в т.ч. удовлетворенных в судебном порядке |
+ |
+ |
30 Отдельные показатели результата услуги, измеряемые выборочно, лабораторными методами, - по ГОСТ 51870 |
|
|
30.1 Качество влажной уборки (при генеральной уборке - коэффициент чистоты) - по таблице 5.2 ГОСТ 51870 |
+ |
+ |
30.2 Выведение пятен - по таблице 5.2 ГОСТ 51870 |
+ |
+ |
30.3 Остаточное содержание поверхностно-активных веществ в коврах и ковровых покрытиях после влажной уборки - по таблице 5.2 ГОСТ 51870 |
+ |
+ |
30.4 Остаточное содержание влаги в коврах и ковровых покрытиях - по таблице 5.2 ГОСТ 51870 |
+ |
+ |
30.5 Блеск покрытия - по таблице 5.2 ГОСТ 51870 |
+ |
+ |
Примечания 1 Критерии
балльной оценки для первой и второй категорий устанавливаются в рамках
конкретной системы 2 «+» или количественное значение - показатель является обязательным требованием для данной категории; «Д» - характеристика является дополнительной, при ее наличии организация получает дополнительные баллы; «-» - для данной категории показатель не учитывается. |
Таблица А.3 - Оценка показателей в баллах
№ показателя в соответствии с таблицей А.2 |
Предлагаемое число баллов на конкретный показатель |
№ показателя в соответствии с таблицей А.2 |
Предлагаемое число баллов на конкретный показатель |
1.2.1 |
40,0 |
18.2.2 |
2,5 |
1.2.2 |
15,0 |
18.2.3 |
2,5 |
1.3.1 |
10,0 |
18.3 |
5,0 |
1.3.2 |
11,0 |
18.4 |
5,0 |
6 |
21,5 |
18.5 |
3,0 |
8 |
15,0 |
18.6 |
2,5 |
9 |
4,5 |
19 |
4,0 |
10 |
17,0 |
20 |
3,5 |
11 |
16,0 |
21.1 |
1,0 |
12 |
19,0 |
21.2 |
1,0 |
14 |
11,0 |
21.3 |
1,0 |
15 |
13,0 |
21.4 |
1,0 |
16.1 |
2,5 |
23 |
3,0 |
16.3 |
0,5 |
25 |
4,5 |
16.4 |
0,5 |
26 |
4,0 |
17 |
2,0 |
27 |
2,0 |
18.2.1 |
2,5 |
28 |
3,5 |
|
|
Итого: |
250 |
[1] Правила бытового обслуживания в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа
Ключевые слова: классификация организаций в сфере бытовых услуг на категорию, категорирование, категория качества организации, номенклатура показателей категории организации, критерии отнесения к категориям