Подшипники скольжения ВТУЛКИ СВЕРТНЫЕ Часть 1 Размеры ISO 3547-1:1999
Предисловие Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены» Сведения о стандарте 1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4 2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 34 «Подшипники скольжения» 3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 29 от 24 июня За принятие проголосовали:
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 3547-1:99 «Подшипники скольжения. Втулки свертные. Часть 1. Размеры» (ISO 3547-1:1999 «Plain bearings - Wrapped bushes - Parti: Dimensions»). При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении А 5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря
6 ВЗАМЕН ГОСТ 27672-88 в части размеров Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты» Содержание
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дата введения - 2009-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает размеры и обозначения свертных втулок подшипников скольжения, изготовленных из сплошного и многослойного подшипникового материала. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ИСО 3547-2:1999 Подшипники скольжения. Втулки свертные. Часть 2. Данные для контроля наружного и внутреннего диаметров ИСО 3547-3:1999 Подшипники скольжения. Втулки свертные. Часть 3. Смазочные отверстия, канавки и углубления ИСО 3547-4:1999 Подшипники скольжения. Втулки свертные. Часть 4. Материалы ИСО 4378-1:1997 Подшипники скольжения. Термины, определения и классификация. Часть 1. Конструкция, подшипниковые материалы и их свойства ИСО 12301:1992 Подшипники скольжения. Методы контроля геометрических показателей и показателей качества материалов ИСО 12307-2:1995 Подшипники скольжения. Свертные втулки. Контроль внутреннего диаметра 3 Термины и определенияВ настоящем стандарте применяют термины по ИСО 4378-1. 4 РазмерыОсновные размеры и допуски должны соответствовать указанным на рисунке 1 и в таблицах 1-3. Все размеры и допуски указаны в миллиметрах. Указание по разъему
Примечание - Выносной элемент Z показан для втулки, изготовленной из многослойного материала, где S1 - толщина стальной основы, S2 - толщина слоя антифрикционного материала как основа для расчета в соответствии с ИСО 3547-2; S3 - полная толщина стенки; со и сi - наружная и внутренняя фаски; сi - может быть радиусом или фаской. Рисунок 1 Таблица 1 - Предпочтительные номинальные размеры внутреннего диаметра Di наружного диаметра D0, толщины стенки s3 и ширины втулки В
Окончание таблицы 1
Таблица 2 - Наружная cо и внутренняя сi фаски
Таблица 3 - Номинальные размеры и допуски на толщину стенки s3 и стальной слой s1 серий А, В, С и D (согласно контролю типа А по ИСО 3547-2).
Наибольший размер внутреннего диаметра втулки в сжатом состоянии получают вычитанием из наибольшего размера отверстия корпуса подшипника удвоенного наименьшего размера толщины стенки втулки s3. Наименьший размер внутреннего диаметра втулки в сжатом состоянии получают вычитанием из наименьшего размера отверстия корпуса подшипника удвоенного наибольшего размера толщины стенки втулки s3. Это предполагает отсутствие расширения отверстия корпуса, вызванного запрессовкой втулки. На практике расширение зависит от различных факторов, например жесткости корпуса и втулки. Пример расчета приведен в разделе 6. Вместо толщины стенки может быть определен внутренний диаметр Di,ch, когда втулка вставляется в кольцевой калибр (контроль С - проверка согласно ИСО 3547- Не допускается толщину стенки и внутренний диаметр указывать одновременно как контролируемые размеры. В таблице 4 указаны допуски на внутренний диаметр Di,ch втулки, а в таблице 5 указаны значения внутреннего диаметра кольцевого калибра dcn,1. Таблица 4 - Допуски на внутренний диаметр Di,ch втулки в кольцевом калибре серии W (согласно контролю типа С по ИСО 3547-2).
Таблица 5 - Внутренний диаметр кольцевого калибра dcn,1 для контроля внутреннего диаметра втулки Di,ch (согласно контролю типа С по ИСО 3547-2)
Допуск на внутренний диаметр втулки, запрессованной в корпус, устанавливают из суммы допуска на Di,ch и допуска на отверстие корпуса. Как и в случае расчета внутреннего диаметра по толщине стенки втулки, предположено отсутствие расширения отверстия корпуса. Размеры наружного диаметра D0 втулки указаны в таблице 6. Таблица 6 - Размеры наружного диаметра D0 (согласно контролю типов А и D по ИСО 3547-2)
Контроль типа В по ИСО 3547-2 не оговаривает значений наружного диаметра D0. Чтобы получить достаточно неподвижную посадку втулки в отверстии корпуса в случае контроля типа В, используют экспериментально определенные значения внутреннего диаметра калибра. Они зависят от метода изготовления, поэтому не могут применяться в каждом отдельном случае. Требование максимума и минимума усилия прессования повышает надежность этого метода контроля. Детали контроля согласовывают в каждом отдельном случае. Рекомендуемый допуск на отверстие корпуса свертных втулок должен быть Н7. Коэффициент теплового расширения или жесткость отверстия корпуса может означать, что необходим различный размер отверстия корпуса. Диаметр вала зависит от требуемого зазора в подшипнике. 5 КонструкцияСвертная втулка в свободном состоянии не может быть совершенно цилиндрической формы, и ее разъем может быть открыт. После запрессовки втулки в корпус она становится круглой, а разъем закрытым. Разъем должен быть предпочтительно параллельным оси втулки. Свертные втулки могут быть закрыты соответствующим замыкающим соединением разъема. Конструкция разъема - на усмотрение изготовителя. Свертные втулки поставляют с припуском или без припуска на механическую обработку отверстия подшипника. Втулки, поставляемые с припуском на механическую обработку, окончательно обрабатывает до требуемых размеров потребитель после их запрессовки в корпус. Такие втулки не могут быть поставлены из всех материалов. Свертные втулки, которые изготовляют по настоящему стандарту, поставляют классов точности А, В, С и D, как указано в таблице 3, и класса W, как указано в таблице 4. Смазочные отверстия, канавки или карманы должны быть спроектированы так, чтобы они могли быть отштампованы или пробиты. Допустимы искривления, вызванные операцией свертывания, и заусенцы, не влияющие на установку или функционирование втулки. Острые края и углы должны быть притуплены. Значения шероховатости поверхности приведены в таблице 7. Таблица 7 - Шероховатость поверхности Ra (согласно ИСО 4288 [2])
6 Пример метода расчетаРасчет предельных размеров внутреннего диаметра Ds в запрессованном состоянии: диаметр отверстия корпуса dH = 34+ наружный диаметр втулки мм; толщина стенки втулки s3 = 2- Di,max = 34,025 - (2×1,985) = Di,min = 34,000 - (2×2,000) = Как результат прессовой посадки возможно незначительное расширение внутреннего диаметра корпуса dH после монтажа втулки, которое зависит от жесткости корпуса. В случае жесткого отверстия корпуса (стального) значение расширения отверстия корпуса вследствие запрессовки втулки может быть принято порядка 1/6 разницы между средним пределом наружного диаметра втулки D0 и средним пределом диаметра отверстия корпуса. 7 ОбозначениеСвертную втулку с внутренним диаметром Di = Втулка ГОСТ ИСО 3547-1-2006-30 W 34×20-Y1-С. Свертную втулку с внутренним диаметром Di = Втулка ГОСТ ИСО 3547-1-2006-30 А 34×20-S5-М1 N1-А. Приложение А
|
Обозначение ссылочного международного стандарта |
Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
ИСО 3547-2:1999 |
ГОСТ ИСО 3547-2-2006 Подшипники скольжения. Втулки свертные. Часть 2. Данные для контроля наружного и внутреннего диаметров (IDТ) |
ИСО 3547-3:1999 |
ГОСТ ИСО 3547-3-2006 Подшипники скольжения. Втулки свертные. Часть 3. Смазочные отверстия, канавки и углубления (IDT) |
ИСО 3547-4:1999 |
ГОСТ ИСО 3547-4-2006 Подшипники скольжения. Втулки свертные. Часть 4. Материалы (IDT) |
ИСО 4378-1:1997 |
ГОСТ ИСО 4378-1-2001 Подшипники скольжения. Термины, определения и классификация. Часть 1. Конструкция, подшипниковые материалы и их свойства (IDT) |
ИСО 12301:1992 |
ГОСТ ИСО 12301-95 Подшипники скольжения. Методы контроля геометрических показателей качества материалов (IDT) |
ИСО 12307-2:1995 |
ГОСТ ИСО 12307-2-99 Подшипники скольжения. Свертные втулки. Контроль внутреннего диаметра (IDT) |
Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: - IDТ - идентичные стандарты. |
[1] |
ИСО 13715:1994 |
Технические чертежи. Края неопределенной формы. Словарь и обозначения на чертежах |
(ISO 13715:1994) |
(Technical drawings - Edges of undefined shape - Vocabulary and indication on drawings) |
|
[2] |
ИСО 4288:1996 |
Геометрические характеристики изделия. Текстура поверхности: Метод профиля. Правила и методика оценки текстуры поверхности |
(ISO 4288:1996) |
(Geometrical Product Specifications (GPS) - Surface texture: Profile method - Rules and procedures for the assessment of surface texture) |
Ключевые слова: подшипники, подшипники скольжения, втулки свертные, размеры, обозначения