На главную | База 1 | База 2 | База 3

МАШИНЫ ДЛЯ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Машины для зимнего содержания автомобильных дорог составляют достаточно обширную номенклатуру техники, отличающейся не только по назначению, но также по типам рабочих органов, размеру базовых шасси (величине их основного параметра), конструктивным особенностям базовых шасси и размещению рабочих органов.

Классификация машин для зимнего содержания автомобильных дорог приведена на рис. 1.

Назначение этих машин: уборка снега с покрытия проезжей части и обочин, удаление наледи с покрытия, россыпь или разбрызгивание антигололедных материалов.

Для уборки снега с покрытия и обочин в зависимости от толщины и состояния слоя снега (рыхлый, свежевыпавший, мало- и среднеуплотненный, сильноуплотненный - слежавшийся и обледеневший) применяются рабочие органы различного типа и размера.

Для очистки поверхности покрытия и обочин от слоя свежевыпавшего и малоуплотненного движением снега толщиной до 10 см применяют поворотные в плане отвалы малой кривизны, которые устанавливаются на передней подвеске комбинированной дорожной машины КДМ, базирующейся на автошасси, универсальном пневмоколесном тягаче (так называемом автотракторе или обычном пневмоколесном тракторе). Отвал оснащается стальным или резиновым ножом. Последний более долговечен и оказывает меньшее динамическое воздействие на выступы покрытия. В дополнение к отвалу используется поворотная в плане щетка с капроновым или металлическим (проволочным) ворсом. Типичными представителями таких машин являются КДМ КО-713 ОАО «Коммаш» на базе ЗИЛ-433362 и универсальная уборочная машина КО-812-2 на базе пневмоколесного трактора МТЗ 80/82. Основные параметры машины такого типа приведены в табл. 1.

Для уборки с поверхности покрытия и обочин слоя среднеуплотненного снега толщиной 10-30 см можно использовать пневмоколесные универсальные бульдозеры и автогрейдеры, но наиболее целесообразно применять КДМ на трехосных автошасси со скошенными (специальной формы) отвалами, предназначенными для скоростной (до 40-60 км/ч) очистки дорог от снега с отбросом его в сторону на расстояние 4-8 м. Ножи таких отвалов - стальные. На этих машинах устанавливается на правой боковой подвеске такой же скошенный боковой отвал, увеличивающий ширину снегоочистки за один проход с 3,0 м до 5,15-5,25 м. Трехосное автошасси обеспечивает большую продольную устойчивость машины. Типичными представителями таких машин является КДМ ЭД-405 (ПС)-04 ОАО «КДМ» (рис. 2) и КО-5810 (Сокол) ТоМеЗ (рис. 3). Основные параметры машин такого типа приведены в табл. 2.

Для уборки с поверхности покрытия и обочин сильноуплотненного слоя снега, а также снежных валов большой высоты (до 2 м) можно использовать пневмоколесные универсальные бульдозеры, но целесообразно применять шнекороторные или фрезерно-роторные снегоочистители на автошасси, пневмотракторах или специальных пневмоколесных шасси. Типичными представителями таких машин являются ДЭ-210Б-3 ОАО «Севдормаш» и К-700А-ОС-00 ОАО «Трансмаш».

Основные параметры машины такого типа приведены в табл. 3.

При наличии закрытой обочины (с установленным на ней барьерным ограждением) все указанные выше отвальные снегоочистители оставляют на обочине (перед ограждением и за ним) снежный вал, который необходимо убрать. Для уборки снежного вала перед ограждением можно использовать шнеко- и фрезерно-роторные снегоочистители с выбросом снега на откос или погрузкой в транспортные средства. При малых размерах этого вала (высота 0,2-0,4 м) используют также отвально-роторные (плужно-роторные) снегоочистители (рис. 4).

Для уборки снежного вала за барьерным ограждением применяют фрезерно-роторный рабочий орган, монтируемый на кране-манипуляторе. Типичным представителем такого рабочего органа является снежная фреза фирмы Schmidt, установленная взамен косилки-кустореза на манипуляторе пневмоколесного тягача «Unimoq» фирмы «Daimler-Crysler AG» (рис. 5). Основные параметры таких машин приведены в табл. 4.

Для удаления наледи с покрытия часто пытаются использовать поворотные или скошенные отвалы со стальными ножами, но, как правило, не достигают нужных результатов. Наиболее успешно применяют отвалы со стальными гребенчатыми ножами, размещаемые на нижней подвеске (под рамой) в базе машины. Примером такого рабочего органа является средний отвал на КДМ ЭД-405 (ПС)-04 ОАО «КДМ» (рис. 6). Для распределения минеральных антигололедных материалов - песка и каменной мелочи (отсевов дробления) сверху на раме КДМ устанавливается бункер с наклонными боковыми стенками, имеющий в нижней части транспортер, подающий минеральный материал на тарельчатый (дисковый) разбрызгиватель, установленный в задней части машины. Привод транспортера и диска, как правило, гидростатический. Типичным представителем является КДМ ЭД-405 (ПС) ОАО «КДМ». Для подачи минеральных материалов из бункера на диск применяется также шнековый транспортер, а для разбивания смерзшихся комьев над транспортером устанавливается одно- или двухвальный ворошитель. Для добавки в минеральные материалы солевого раствора на машине дополнительно устанавливаются бак и насос-дозатор раствора. Шведские фирмы применяют также подогрев минеральных материалов в бункере с помощью шаровой трубы и жидкостной форсунки или путем добавления горячей воды. Шведская фирма «Swenson» выпускает для распределения антигололедных минеральных материалов навесное оборудование к самосвалам, монтируемое вместо заднего борта и включающее шнековый поперечный транспортер и под ним диск-разбрасыватель. Оба они имеют гидропривод (рис. 10). В ряде стран для распределения каменной мелочи используют щебнераспределители, в летнее время выполняющие распределение щебня при поверхностной обработке.

Для распределения соли используется такое же оборудование, как и для распределения каменной мелочи, но выполненное из некоррозируемых материалов.

Для распределения (разбрызгивания) солевого раствора на КДМ устанавливаются бак для солевого раствора, насос-дозатор, а для нанесения раствора на покрытие - ряд форсунок или такой же диск-разбрасыватель, как и для минеральных материалов.

Представленное на рис. 1 деление машин по величине основного параметра (мощности базовой машины) позволяет производить их выбор для конкретных дорожных объектов.

Машины и автошасси:

• мощностью до 160 кВт рекомендуется использовать на местных дорогах (III-IV категории);

• мощностью 160-200 кВт на региональных и федеральных дорогах (II категория);

• мощностью свыше 200 кВт исключительно на магистральных дорогах с многополосной проезжей частью (I категория).

Машины на пневмоколесных тягачах мощностью 100 кВт, 100-130 кВт и свыше 130 кВт рекомендуется выбирать с тем же подходом.


Рис. 1

Классификация механизированного инструмента и средств малой механизации при содержании автомобильных дорог

1 уровень – по назначению (видам работ)

Удаление снега с

Удаление наледи с покрытия

Распределение твердых антигололедных материалов (песка, кам. мелочи, соли)

Распределение жидких антигололедных материалов или их введение в твердые

покрытия

обочины

толщина слоя 0,5-10,0 см

толщина слоя 10,0-30,0 см

толщина слоя св. 30,.0 см

открытой

закрытой (за ограждением)

2 уровень – по видам рабочих органов

Поворотный отвал + поворотная щетка

Скошенный отвал + боковой отвал

Шнеки + ротор

Фреза

Отвал гладкий или гребенчатый в базе машины

Бункер, питатель и тарельчатый (дисковый) разбрызгиватель

Бак, насос и форсунки солевого раствора

Фреза или фреза + ротор

Ротор

Валковый распределит.

Отвал + ротор

Шнек

3 уровень – по величине основного параметра мощности

Автошасси мощностью, кВт

Пн. колесный тягач мощностью, кВт

Автошасси мощностью, кВт

Автошасси мощностью, кВт

Пн. колесный тягач мощностью, кВт

Автошасси мощностью, кВт

Пн. колесный тягач мощностью, кВт

Автошасси мощностью, кВт

Автошасси мощностью, кВт

Пн. колесный тягач мощностью, кВт

Автошасси мощностью, кВт

Пн. колесный тягач мощностью, кВт

4 уровень – по величине основного параметра базовой машины

До 160

160-200

св. 200

до 100

100-130

св. 130

До 160

160-200

св. 200

До 200

200-250

св. 250

До 100

100-200

св. 200

До 160

160-200

св. 200

До 100

100-130

св. 130

До 160

160-200

св. 200

До 160

160-200

св. 200

До 100

100-130

св. 130

До 160

160-200

св. 200

До 100

100-130

св. 130

5 уровень – по размещению (подвеске) рабочих органов

Отвал на передней подвеске рамы

Передний отвал на передней подвеске рамы

На передней подвеске рамы

На манипуляторе

Под рамой в базе машины

Бункер на раме машины - сверху

Баки вокруг бункера по бокам

Щетка под рамой в базе машины

Боковой отвал на боковой подвеске рамы

Разбрасыватель на раме -сзади

Форсунки на разбрасывателеФорсунки на поперечнике

Табл. 1

Параметры машин для уборки свежевыпавшего снега с покрытия и обочин и распределения антигололедных материалов

Производитель, страна

Индекс (марка)

Основные параметры машин и рабочих органов

Базовая машина (индекс)

Мощность двигателя, кВт

Колесная формула

Ширина очистки отвалом, м

Ширина очистки щеткой, м

Емкость бункера, м3

Ширина распределения, м

Ёмкость баков для раствора, м3

Наличие среднего отвала

ОАО Севдормаш, Россия

КО-707-1

МТЗ-80/82

57,4

2´1

2,5

1,8

-

-

 

 

КО-812-2

МТЗ-82

57,4

2´1

2,5

1,8

-

-

 

 

АКПМ-ЗУ

Урал-4320-1911-30

17,6

6´6

2,5

2,7

-

-

 

 

ОАО "Мценский завод коммунального машиностроения", Россия

КО-713-02

ЗИЛ-433362

110

4´2

2,5

2,3

3

4-8,5

 

 

КО-806-04

КамАЗ-4925

154

4´2

2,5

2,5

5

4-9

 

 

КО-823-04

КамАЗ-53213

162

6´4

2,4

2,34

6,5

4-9

 

2,93

КО-815-02

ЗИЛ-133362

110

4´2

2,5

2,3

3

4-9

 

 

АООТ "Комплексные дорожные машины", Россия

КДМ-130В-ПС

ЗИЛ-433362 и ЗИЛ-431412

110

4´2

2,47

2,34

3,25

4-10

 

 

ЭД-226-ПС

ЗИЛ-433102

136

4´2

2,7

2,34

3,25

4-10

 

 

ЭД-244-ПС

МАЗ-5337

132

4´2

2,47

2,34

5,6

4-12

 

 

ЭД-410-ПС

ЗИЛ-133ДЧ

136

6´4

2,7

2,34

5,5

4-12

 

 

ЭД-403-ПС

ЗИЛ-133ГЧ

126

6´4

2,7

2,34

5,6

4-12

 

 

ЭД-243-ПС

МАЗ-63039

220

6´4

2,88 (5,25 с бок. отвалами)

2,34

6

2-12

 

 

ЭД-405-(ПС)

КамАЗ-53213

162

5´4

2,47

2,34

6,5

4-16

 

 

ОАО НПО "Росдормаш", Россия

ЭД-224

ЗИЛ-433362

110

4´2

2,5

2,3

3,9

4-10

 

 

ЗАО "Смоленский автоагрегатный завод'' АМО ЗИЛ, Россия

МДК-433362-ПС

ЗИЛ-432332

110

4´2

2,5

2,3

3

4-10

 

 

МДХ-4331-ПС

ЗИЛ-433102

136

4´2

2,5

2,34

3,5

4-2

 

 

МДК-5337-ПС

МАЗ-5337

132

4´2

2,47

2,34

5

4-12

 

 

МДК-133ГЧ-ПС

ЗИЛ-133ГЧ (ДЧ)

136

6´4

2,5

2,3

5

4-9

 

 

МДК-53213-ПС

КамАЗ-53213

162

6´4

2,6 (4,3 с бок. отв.)

2,5

6,6

4-9

 

+2,9

АООТ "Ряжский авторемонтный завод", Россия

4306АА (ПР-1)

ЗИЛ-433362

110

4´2

2,5

2,3

3

4-10

 

 

Schmidt Gmbh, Германия

Unimog+

Unimog 1450

100

4´4

2,3

-

1,7-2,0

2-8

0,7

 

CP (M,S)

Unimog 1650

114

4´4

2,54

-

2,5-3,0

2-8

0,85

 

SST (SAB,BST)

Unimog 2150

157

4´4

2,88

-

3,5-4,2

2-8

1,7

 

 

Unimog 2450

177

4´4

3,05-3,3 (5,84 с бок. отвалами)

-

5,0-6,0

2-8

1,9

 

Татра А.С., Чехия

Т-815-260-523

T-185

220

6´6

4,0 (6,3 с бок. отвалами)

2,3

6

2-8

2,3

 

Wirtgen International Gmbh, Россия, Германия

Б/ч

МАЗ-63039

220

6´4

3,15 (5,69 с бок. отвалом)

-

6

2-10

2,25

 

ОАО "Амкодор", Беларусь

MT3-82MK-01

МТЗ-82

57,4

2´1

2,8

2

-

-

 

 

ОАО "Михневский ремонтно-механический завод", Россия

KO-707-1

МТЗ-80/82

57,4

2´1

2,5

1,8

-

-

 

 

ЗАО "Петербургский тракторный завод" ДО "Кировский завод", Россия

MКT-82

МТЗ-82

57,4

2´1

2,8

2

-

-

 

 

Курганский завод дорожных машин, Россия

MT-2

МТЗ-80/82

57,4

2´1

2,15

1,9

-

-

 

 

ОАО "Новосибирский завод дорожных машин", Россия

ЭД-242

КамАЗ-55111

162

6´4

2,79

-

8,2

4-7

 

 

ЭД-241

КамАЗ-53213

162

6´4

2,47

2,34

6,5

4-16

 

 

Табл. 2

Параметры машин для скоростной уборки мало- и среднеуплотненного снега с покрытия и обочин и распределения антигололедных материалов

Производитель, страна

Индекс (марка)

Основные параметры машин и рабочих органов

Базовая машина (индекс)

Мощность двигателя, кВт

Колесная формула

Ширина очистки

Ширина очистки щеткой, м

Емкость бункера, м3

Ширина распределения, м

Ёмкость баков для раствора, м3

Наличие среднего отвала (в базе)

Передним отвалом, мм

Передним и боковым отвалом, мм

АООТ "Комбинированные дорожные машины", Россия

ЭД-405-(ПС)-04

КамАЗ-53213

162

6´4

2,47

-

2,34

6,5

4-12

2

3,2

ЭД-405А-06

КамАЗ-53212 или КамАЗ-55111

162

6´4

2,47

-

2,34

8,0*

4-12

-

3,2

ТОО "РусМаш", Россия

KО-5810

КамАЗ-53213

162

6´4

2,47

4,6

2,51

6,5

2-8

2,2

+2,4 со щеткой

КО-825

КамАЗ-55111

162

6´4

2,47

4,6

-

8,0*

2-8

-

+ 2,4 со щеткой

АО "Евразия", Россия

Тройка-2000

Урал-55571

132

6´6

2,95

5,15

2,6

5,6*

2,6 и 6-14

2

+

Урал-55224

АООТ "Тосненский механический завод", Россия

69284 АВСD

МАЗ-63035

220

6´4

2,88

5,25

2,5

5,6*

2-10

2

2,8

69286 ABCD

МАЗ-5516

220

6´4

2,8

4,7

-

10,5* или 6,7

2-9

-

2,8

69280 CD

КамАЗ-53229

191

6´4

2,8

4,7

3

6,7

3-7

-

2,8

ОАО "Челябинский завод дорожных машин", Россия

ЗМ-14

Урал-5557

154

6´6

2,8

-

-

-

-

-

-

Табл. 3

Параметры машин для уборки снега за барьерным ограждением

Производитель, страна

Индекс (марка)

Основные параметры машин и рабочих органов

Буровая машина (индекс)

Мощность двигателя, кВт

Размещение рабочего органа

Тип рабочего органа

Ширина очистки, м (мах)

Дальность отброса, м

Высота слоя снега, м

АО "Евразия", Россия

Тройка-2000

Уpaл-55571

132

шн.-ротор

На манипуляторе

0,8

до 10

до 0,8

Schmidt Gmbh, Германия

Unimog+SF

U1450-U1650

100-114

фр.-ротор

На манипуляторе

1,1-1,3

до 10

до 1,2

Assaloni, Италия

Unimog+TF 100

U1450-U1650 МТЗ

100-114 или 60

фр.-ротор

На манипуляторе

1,0-1,3

до 10

до 1,0-1,3

Табл. 4

Параметры машин для уборки толстых слоев и валов снега с отбросом и погрузкой (фрезерно-роторные и шнекороторные)

Производитель, страна

Индекс (марка)

Основные параметры машин и рабочих органов

Буровая машина (индекс)

Мощность двигателя, кВт

Ширина очистки, м (мах)

Высота слоя, м

Тип рабочего органа

Производительность, т/ч

Высота погрузки, м

Дальность отброса, м

ОАО "Севдормаш", Россия

КО-207

MT3-82

57,4

2

0,8

фр.-ротор

180

3,6

10

КО-207-2

MT3-82.1

57,4

2,4

1

фр.-ротор

350

3,4

16

КО-721

MT3-82

57,4

1,8

1,1

фр.-ротор

500

3

20

ДЭ-220

ДТ-75

66-70

2,59

1,3

фр.-ротор

500

-

15

КО-817

КЗТК-538ДС

312,5

3,4

1,3

фр.-ротор

1800

-

30

ДЭ-210Б-3

ЗИЛ-433422

176

2,56

1,3

шн.-ротор

1000

-

25

ДЭ-210Б

ЗИЛ-131Н

202,2

2,56

1,3

шн.-ротор

1216

-

33

ДЭ-226

Урал-4320

155¸294

2,81

1,6

шн.-ротор

1500

-

30

ДЭ-210У (КО-605)

Урал-4320-10

220

2,7

1,36

шн.-ротор

2000

-

35

ОАО "Завод Трансмаш", Россия

К-700А-ОС-00

К-700А

158

2,55

1,3

фр.-ротор

1200

-

45931

АО "Евразия", Россия

Тройка-2000

Урал-55571

132

0,6

0,6

шн.-ротор

100

-

37169

ОАО "Амкодор ", Беларусь

СНФ-200

МТЗ-82

57,4

2

1,1

фр.-ротор

220

3

25

Schmidt Gmbh, Германия

Unimog+S

U1450-U1650

100-114

до 2,0

0,8

плужно-р

1300

2,5

15-22

Unimog+SF

U1450-U1650

100-114

до 2,4

1

фр.-ротор

1500

3

до 20

Unimog+VF

U1650-U2450

157-177

до 2,6

1,4

фр.-ротор

1800

3

до 20

Supra 3000

собственная

250

2,6

1,5

фр.-ротор

2000

-

до 40

Supra 4000

собственная

250

2,6

2

фр.-ротор

2000

-

до 40

Bucher-Guyer, Швейцария

Rolba H-500S

собственная

161

2,2

1,3

фр.-ротор

1800

3

до 40

Rolba R-1500

собственная

309

2,5

2,1

фр.-ротор

3500

3

до 40

(Журнал «Дорожная техника и технологии», 3-4/2001)