МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ИНСТРУМЕНТ И СРЕДСТВА МАЛОЙ Номенклатура механизированного инструмента и средств малой механизации, используемых при содержании автомобильных дорог, достаточно широка. Обычно механизированный инструмент и средства малой механизации, применяемые на дорожных работах, классифицируют по назначению (видам работ), технологической принадлежности (номенклатуре технологических операций), техническим параметрам этих машин, инструмента и оборудования (мощности и типу привода), а также по их размещению для доставки и по местам производства работ. Классификация инструмента и средств малой механизации (конечно, не всеохватывающая, а принципиальная) приведена на рис. 1. Данная классификация включает только инструмент и средства малой механизации для: - содержания; - дорожных знаков и ограждений; - полосы отвода, откосов и обочин в труднодоступных для самоходных машин местах с целью удаления растительности, сбора и удаления мусора; - выполнения отдельных операций; - при ремонте трещин в покрытиях; - при ямочном ремонте покрытия; - при ремонте отдельных бетонных элементов в обустройстве дороги; - при ремонте обочин. Для замены и ремонта дорожных знаков и деталей металлических барьерных ограждений с выполнением работ по металлу используются: - дисковый резак для резки металла мощностью 0,85-2,0 кВт; - дрель для сверления отверстий в деталях мощностью 0,75-1,0 кВт; - гайковерт для крепления болтовых соединений мощностью 0,75-1,0 кВт; - сварочный агрегат с двигателем внутреннего сгорания мощностью 4-6 кВт. Вместо отдельных инструментов рекомендуется использовать электрокомплект с одним электродвигателем мощностью 0,85-2,0 кВт и сменным рабочим оборудованием (резак, дрель и гайковерт). Для питания электроинструмента применяют портативные бензиновые или дизельные электростанции мощностью 3,6-6,0 кВт. Для сварки применяют сварочные агрегаты с двигателем внутреннего сгорания для силы тока 50-200А, 50-250А или 50-300А. Рекомендуется использовать вместо отдельной электростанции и отдельного сварочного агрегата универсальные агрегаты 2 в одном (сварка + электростанция) (однофазные на 220В или трехфазные на 380В) с бензиновым или дизельным двигателем мощностью 6-8 кВт. Выбор типа двигателя внутреннего сгорания рекомендуется производить по аналогии с типом двигателя транспортного средства: бензиновый - на машине дорожного мастера (МДМ) малой грузоподъемности и дизельный - на МДМ средней грузоподъемности. Для содержания знаков, ограждений, павильонов автобусных остановок и других элементов обустройства дорог используются: - цилиндрические металлические щетки, устанавливаемые на резак или дрель мощностью 0,75-1,0 кВт - для очистки поверхности от ржавчины и сильного загрязнения; - агрегаты моечные водо-пескоструйные - для очистки поверхности от ржавчины и сильного загрязнения мощностью 2,2-3,5 кВт (очень редко); - агрегаты моечные высокого давления - для мойки поверхностей при среднем и малом загрязнении мощностью 1,5-3,0 кВт; - агрегаты окрасочные безвоздушного распыления - для окраски поверхностей павильонов и других элементов обустройства мощностью 0,75-2,2 кВт. Рекомендуется использовать все оборудование с электроприводом от соответствующего электрогенератора с бензиновым или дизельным двигателем. Для содержания растительности в труднодоступных для самоходных машин местах (вокруг павильонов автобусных остановок, под барьерным ограждением, у оголовков водопропускных труб и водосбрасывающих лотков, у опор дорожных знаков и указателей) используются: - мотокосилка ручная (режущий орган - леска) с бензиновым двигателем мощностью 0,9-1,1 кВт - для срезки травы; - мотокосилка-кусторез (режущий орган - ножевой диск) ручной или наспинный с бензиновым двигателем мощностью 1,1-1,3 кВт для срезки кустарника и мелколесья диаметром до 20 мм; - мотокосилка-кусторез (режущий орган - фреза) ручной с бензиновым двигателем мощностью 2,0-3,0 кВт - для срезки деревьев диаметром до 60 мм; - мотоножницы штанговые (режущий орган - гребенчатые ножи) ручные с бензиновым двигателем мощностью 0,9-1,0 кВт - для формирования кустарника на площадках отдыха и стоянках автомашин; - мотопилы цепные ручные с бензиновым двигателем мощностью 2,0-2,3 кВт для срезки деревьев диаметром более 60 мм. Для сбора и удаления мусора в павильонах автобусных остановок, на площадках отдыха и стоянках автомашин используются: - мотовоздуховка мощностью 0,9-1,0 кВт - для сметания мусора; - мотопылесос мощностью 0,9-1,0 кВт - для сбора мусора; - контейнер на прицепе к МДМ - для транспортировки мусора; При ремонте трещин в асфальтобетонном покрытии используются следующие средства малой механизации: - мотораздельщик трещины (рабочие органы - ножевой твердосплавный диск или спаренный алмазный диск) с ручным управлением и передвижением и бензиновым двигателем мощностью 4-9 (до 17,5) кВт - для разделки трещины в приемлемый для заливки мастикой паз глубиной 35-70 мм и шириной 15-20 (50) мм; - мотогрунтовщик (рабочий орган - диск синтетический или проволочный с подачей на него битумной эмульсии) с ручным передвижением и бензиновым двигателем мощностью 3,0-4,0 кВт - для грунтовки стенок паза; - ручная газовая горелка - для прогрева и просушки паза перед заливкой мастики. При ямочном ремонте асфальтобетонного покрытия горячей асфальтобетонной смесью и литым асфальтом используются следующие средства малой механизации: - нарезчик швов (рабочий орган - алмазный диск) с ручным или самоходным передвижением и двигателем мощностью 12-15 кВт - для обрезки кромок карт ремонта при толщине ремонтного слоя 8-12 см; - обрезчик кромок (рабочий орган - алмазный диск) с ручным передвижением и двигателем мощностью 6-8 кВт - для обрезки кромок карт ремонта при толщине ремонтного слоя 4-7 см; - прицепной распределитель битумной эмульсии емкостью 200 л (размещается бочка) и двигателем мощностью 4-6 кВт - для грунтовки кромок и нижнего слоя на картах ремонта; - виброплита одноходная (ход только вперед), управляемая вручную массой 70-200 кг с двигателем мощностью 2,6-6,0 кВт - для уплотнения асфальтобетонных смесей на картах ремонта. При ремонте бетонных элементов обустройства дорог и обочин используются нижеследующие средства малой механизации и инструмент: - отбойные молотки пневматические с энергией удара 27-34 Дж (массой 8-10 кг) - для разрушения бетона; - бетоноломы пневматические с энергией удара 45-78 Дж (массой 14-28 кг) - для разрушения бетона; - перфораторы пневматические массой 4 кг (для глубин бурения 0,3 м и диаметра 40 мм), массой 10 кг (1 м и 40 мм); - дисковые резаки (рабочий орган - алмазный диск) с двигателем мощностью 3,0-6,0 кВт - для разрезки бетона; - вибротрамбовки массой 50-70 кг и двигателем мощностью 1,6-3,0 - для уплотнения засыпки малых промоин на обочинах; - виброплиты реверсивные (ход вперед и назад) массой 120-250 кг, управляемые вручную, с двигателем мощностью 3-6,0 кВт - для уплотнения грунта, щебня и укрепленных материалов при подсыпке и укреплении обочин. В последние годы за рубежом все чаще пневматические отбойные молотки, бетоноломы, перфораторы и дисковые моторезаки заменяют на аналогичное оборудование, приводимое от гидростанции, что позволяет уменьшить вес инструмента, снизить шумностъ и приводить их в действие от одной силовой установки. Классификация механизированного инструмента и средств малой механизации при содержании автомобильных дорог
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
Нарезчики швов
Виброплиты одноходные
Виброплиты реверсивные
Вибротрамбовки
Обрезчики кромок
(Журнал «Дорожная техника и технологии», 3-4/2001)
|