ГОССТРОЙ СССР
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СООРУЖЕНИЕ ВОЛНООТБОЙНОЙ СТЕНЫ КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА Содержание
1. Область примененияТехнологическая карта разработана на сооружение волноотбойной стены комбинированного типа. 1.1. Конструкция морской волноотбойной стены комбинированного типа разработана институтом "Кавгипротранс" (рабочие чертежи унифицированных конструкций берегозащитных сооружений для Кавказского побережья Черного моря № 141331). 1.1.1. Морская волноотбойная стена (рис. 1) имеет фундамент из двух видов бетонных блоков (Б-I, Б-II), которые укладываются на предварительно подготовленное основание. Наружные блоки Б-I объемом 1,5 м3 имеют в сечении трапецеидальную форму с криволинейной верхней частью, тыловые блоки Б-II объемом 1,8 м3 - прямоугольную. Остальная часть стены - монолитная. Наружный блок соединяется с монолитной частью металлическими штырями, заделанными в блок.
Рис. 1. Поперечный разрез волноотбойной стены комбинированного типа: 1 - внутренний бетонный фундаментный блок прямоугольной формы Б-II; 2 - монолитный бетон; 3 - дренажные отверстия; 4 - наружный бетонный фундаментный блок с криволинейной поверхностью Б-I; 5 - металлические штыри диаметром 18 мм, длиной 80 см; 6 - застеночный дренаж Для монолитной части применяется гидротехнический тяжелый бетон: марка по прочности - 300, водонепроницаемость - В-4, морозостойкость - Мрз 100. Таблица 1
1.2. В состав работ, рассматриваемых картой, входят: монтаж фундаментных блоков, бетонирование монолитной части стены, установка и снятие щитов опалубки. 1.3. Сооружение волноотбойной стены комбинированного типа осуществляется насухо, с берега, секциями длиной 12 м, разделенными температурными швами. 1.4. Привязка карты к местным условиям строительства нужна по применяемым средствам механизации (кран, автобетононасос), по расположению мест складирования и возможной ширине полосы отвода земли под строительную площадку. 2. Организация и технология строительного процесса2.1. До начала работ, выполняемых по данной карте, необходимо выполнить следующее: со стороны моря отсыпать пляж путем завоза галечника до ширины не менее 3н (где н - расчетная высота волны); разработать котлован в соответствии с утвержденным проектом, в котором должна быть приведена характеристика разрабатываемых грунтов, а также методы разработки котлована и способы крепления; тщательно разравнять поверхность основания. Отклонения от проектных отметок поверхности основания, подготовленного под установку блоков, не должны превышать ±10 см, отклонения по высоте между отдельными точками выравненного основания не должны превышать 8 см; основание перед монтажом сооружения принять по акту на скрытые работы; оградить котлован, обеспечить водоотлив; на подготовленном основании разбить фасадную линию с морской стороны и закрепить натянутой проволокой; подготовить площадку для работы крана (чтобы не допустить просадок и перекосов крана, площадка должна быть горизонтальной, тщательно спланированной и утрамбованной); создать автомобилями-самосвалами резерв песчано-гравийной смеси; перед установкой в конструкцию блоки очистить от грязи. 2.2. Сооружение волноотбойной стены комбинированного типа ведется в следующей последовательности: выгрузка и монтаж фундаментных блоков; обратная засыпка песчано-гравийной смеси за фундаментные блоки; подготовка блоков к бетонированию (очистка и правка выпусков арматуры фундаментных блоков, продувание сжатым воздухом бетонной поверхности блоков, соприкасающейся с монолитным бетоном; бетонирование первого яруса монолитной части стены - пространства между фундаментными блоками от подошвы стены до верха установленных блоков (на высоту 2 м); очистка и смазка инвентарных металлических щитов опалубки для бетонирования второго и третьего ярусов монолитной части стены; установка и крепление инвентарных металлических щитов опалубки (кроме двух верхних боковых прямоугольных щитов); насечка и продувка сжатым воздухом забетонированной монолитной части стены (1 ярус); установка асбоцементных труб для устройства дренажных окон; бетонирование второго яруса монолитной части стены; установка двух верхних боковых прямоугольных щитов; насечка и продувка сжатым воздухом горизонтальной поверхности монолитной части стены (1 яруса); бетонирование третьего яруса монолитной части стены; уход за бетоном; снятие и складирование щитов опалубки устройство температурного шва секции стены. Схемы организации работ даны на рис. 2. 2.2.1. Фундаментные блоки доставляют на строительство автомобильным транспортом. Выгрузку фундаментных блоков и монтаж ведут с помощью крана на гусеничном ходу грузоподъемностью 16 т. Строповку и расстроповку блоков производят с приставных лестниц.
Рис. 2 Схемы сооружения волноотбойной стены: I - схема монтажа фундаментных блоков; II - схема бетонирования первого яруса монолитной части; III - схема установки верхнего криволинейного бокового щита; IV - схема бетонирования второго яруса монолитной части стены; V - схема установки верхнего прямоугольного бокового щита; 1 – наружный бетонный фундаментный блок; 2 – монолитный бетон первого яруса; 3 – внутренний фундаментный блок; 4 - монолитный бетон второго яруса; 5 – внутренний прямоугольный нижний щит опалубки; 6 – металлические отяжки; 7 - внутренний прямоугольный верхний щит опалубки; 8 – наружный криволинейный щит опалубки; 9 - торцевой щит опалубки; 10 – гусеничный кран; 11 - обратная засыпка фундаментных блоков; 12 – автобетононасос АБН-60; 13 – автобетоновоз СБ-113. Сначала с наружной стороны устанавливают блок с криволинейной верхней частью, затем с внутренней - прямоугольный. Блоки стропуют за две подъемные петли, находящиеся в верхней части блока. Застропованный блок подают к месту установки и устанавливают на предварительно подготовленное основание. Правильность установки блока проверяют но теодолиту. Установленные блоки соединяют между собой в продольном и поперечном направлениях проволокой диаметром 6 мм. Длина заранее заготовленных проволочных скруток - 1,4 и 3,5 м. В процессе установки блоков проверяют проектное положение фасадной линии блоков, горизонтальность плоскости, образуемой верхней частью ряда блоков и соответствие отметок блоков проектным. После установки всех фундаментных блоков бульдозером производят обратную отсыпку песчано-гравийной смеси за фундаментные блоки из предварительно созданного атомобилями-самосвалами резерва. 2.2.2. Бетонирование монолитной части стены ведут в три яруса. Первый ярус - пространство между фундаментными блоками от отметки - 2;00 до отметки - 0,5, второй ярус - от отметки -0,5 до отметки +2,60, третий ярус - от отметки +2,60 до отметки +4,0. Для бетонирования второго и третьего ярусов монолитной части стены устанавливают инвентарную металлическую опалубку. Бетонную смесь, доставляемую автомобилями-самосвалами или бетоновозами, подают в опалубку автобетононасосом АБН-60 и уплотняют слоями по 40 см глубинным вибратором ИВ-47А (разработчик и изготовитель - Ярославский завод "Красный маяк"). 2.2.3. Комплект инвентарной щитовой опалубки состоит из двух торцевых щитов (для первой секции), имеющих форму поперечного сечения волноотбойной стены, боковых щитов длиной по 6 м каждый, двух криволинейных наружных и четырех прямоугольных внутренних. Щиты опалубки доставляют на строительную площадку автомобилями и устанавливают при помощи гусеничного крана. Сначала устанавливают один торцевой щит, ограничивающий секцию (ранее на первой секции устанавливают два торцевых щита).затем устанавливают два криволинейных и два прямоугольных нижних щита. Щиты опалубки крепят между собой в продольном направлении винтовыми зажимами. В поперечном направлении боковые щиты крепят между собой металлическими стяжками из проволоки диаметром 6 мм. 2.2.4. После установки криволинейных и нижних прямоугольных щитов производят насечку бетонной поверхности монолитной части (1 яруса), продувку и подачу бетонной смеси в готовую часть опалубки, т.е. бетонируют второй ярус стены. 2.2.5. После бетонирования второго яруса устанавливают два верх них прямоугольных щита, крепление которых производят аналогично креплению предыдущих щитов и производят укладку бетонной смеси в третий ярус волноотбойной стены. 2.2.6. В зависимости от температуры наружного воздуха бетон выдерживают определенное количество часов. Необходимый уход за бетоном, уложенным в опалубку, осуществляют путем его укрытия и увлажнения в соответствии с ВСН 7-69 ММФ "Указания по обеспечению долговечности бетонных и железобетонных конструкций морских гидротехнических сооружений". Вместо поливки свежеуложенный бетон можно покрывать специальными покрасочными пленкообразующими составами (битумными и дегтевыми эмульсиями, лаком "этиноль"). Бетонные работы зимой при среднесуточной температуре воздуха ниже +5°С и минимальной суточной температуре ниже 0° необходимо производить в соответствии со СНиП III-В.1-70 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные. Общие правила производства и приемки работ". 2.2.7. Распалубку производят при помощи крана. Первым снимают торцевой щит, затем прямоугольные и криволинейные. Скрутки, соединяющие щиты, перерубают зубилом. Щиты складируют на строительной площадке. 2.2.8. После снятия торцевого щита бетонную поверхность стены обмазывают приготовленным глинистым раствором с заданными проектом показателями плотности и вязкости, определяемыми посредством замеров. 2.2.9. Работы по сооружению монолитной части волноотбойной стены следует выполнять согласно СНиП Ш-45-76 "Правила производства и приемки работ, глава 45, Сооружения гидротехнические, транспортные, энергетические и мелиоративных систем" (М., СтроЙиздат, 1977), в соответствии с "Правилами техники безопасности и производственной санитарии при производстве строительно-монтажных работ по постройке портовых гидротехнических сооружений" (М., Оргтрансстрой, 1977), СНиП Ш-4-80 "Правила производства и приемки работ, глава 4, Техника безопасности в строительстве" (М., Стройиздат, 1980), "Техническими указаниями по производству и приемке работ при возведении морских и речных портовых сооружений, глава I, Основные положения организации строительства (ВСН 34/-72; М., Оргтрансстрой, 1972), глава II, Производство и приемка на местности разбивок и геодезический контроль при строительстве портовых гидротехнических сооружений" (ВСН 34/II-73, М., Оргтрансстрой, 1973), СНиП III-15-76 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные" (М., Стройиздат, 1977), Типовой инструкцией по охране труда для бетонщиков, Москва, 1981. 2.3.1. При производстве опалубочных и бетонных работ необходимо обращать особое внимание на выполнение следующих требований техники безопасности: 2.3.2. Поднятые кузова автомобилей-самосвалов следует очищать скребками с удлиненными рукоятками; рабочие, производящие очистку, должны находиться на земле; 2.3.3. Запрещается присутствие людей в зоне работы крана; 2.3.4. При горизонтальном перемещении груз должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути препятствий; 2.3.5. Рабочие места, расположенные на расстоянии 1 м от земли и выше, должны быть ограждены перилами высотой не менее 1 м; 2.3.6. Приставные лестницы для подъема рабочих на подмости должны иметь перила; 2.3.7 Выгрузка бетонной смеси допускается с высоты не более 1 м; 2.3.8. При подаче смеси бетононасосом до начала работы необходимо у выходного отверстия бетоновода установить козырек-отражатель, замковые соединения бетоновода очистить и плотно запереть, всю систему испытать гидравлическим давлением, которое должно в 1,5 раза превышать рабочее; 2.3.9. Звеньевые хоботы для подачи бетонной смеси в опалубку должны быть прочно прикреплены к страховочным канатам, а вибраторы - к хоботу. 2.4. Операционный контроль качества работ осуществляет производитель работ в соответствии с требованиями СНиП III-15-76 и КОКК настоящей технологической карты (раздел 5). 2.5. Сооружение волноотбойной стены выполняет звено бетонщиков в составе трех человек и машинистов:
2.5.1. Бетонщики совмещают профессии арматурщиков, плотников, слесарей строительных, монтажников конструкций, штукатуров. 2.5.2. Распределение работ в звене следующее. Выгрузку и монтаж блоков ведут бетонщики 4 и 3 разр. Рабочий 3 разр. стропит блок, сопровождает его за оттяжки к месту установки и с рабочим 4 разр. устанавливают блок в проектное положение по фасадной линии, крепят блок проволокой к ранее установленному, расстрапливают блок. Бетонщик 2 разр. в это время чистит и правит арматурные выпуски фундаментных блоков, продувает сжатым воздухом бетонную поверхность блоков, соприкасающуюся с монолитным бетоном, все звено рабочих очищает и смазывает поверхности металлических щитов, соприкасающиеся с монолитным бетоном, отработанным маслом. На бетонировании заняты три бетонщика. Бетонщик 3 разр. следит за поступлением смеси из автобетононасоса, бетонщики 4 и 2 разр. производят виброуплотнение смеси. При установке щитовой опалубки бетонщик 3 разр. стропит щиты, а бетонщики 4 и 2 разр. устанавливают щиты и крепят их. При снятии щитов опалубки бетонщики 4 и 2 разр. раскрепляют щиты, перерубают зубилом проволоку, стропят щиты; бетонщик 3 разр. производит расстроповку щитов. Все звено приготавливает глинистый раствор и наносит его мастерками на торцевую поверхность секции стены. 2.5.3. Звено бетонщиков работает на инвентарных подмостях, предусмотренных при изготовлении щитов опалубки. 2.5.4. Машинист бетононасосной установки обеспечивает бесперебойную подачу по трубам высококачественной бетонной смеси, управление работой бетононасосной установки, наблюдение за состоянием всей установки. 2.5.5. Машинист крана выгружает и устанавливает в проектное положение фундаментные блоки, устанавливает и снимает металлические щиты опалубки, машинист бульдозера засыпает песчано-гравийную смесь за фундаментные блоки, машинист компрессорной установки обеспечивает работу компрессорной установки. Таблица 2 2.6. График выполнения производственного процесса
Таблица 3 2.7. Калькуляция затрат труда и заработной платы на сооружение монолитной части волноотбойной стены длиной 12 м (на секцию стены)
Таблица 4 3. Технико-экономические показатели
Примечания. 1. Технико-экономические показатели приведены из технологической карты и расчета экономической эффективности, подготовленного отделом проектирования и внедрения технологии строительства инженерных сооружений института ВПТИтрансстрой. 2. В скобках представлены показатели эффективности в перерасчете на годовой объем внедрения, принятый равным 4000 м3 бетона. 4. Материально-технические ресурсыТаблица 5 4.1. Потребность в материалах, конструкциях, деталях на секцию сборно-монолитной волноотбойной стены
Таблица 6 4.2. Потребность в машинах, оборудовании, инструменте, инвентаре, приспособлениях
Карта операционного контроля качеств сооружения волноотбойной стены комбинированного типа
Схема прямоугольного внутреннего нижнего щита опалубки с указанием предельных отклонений
Примечания. 1. Предельные отклонения фасадной линии блоков, горизонтальной плоскости верха всего ряда блоков, отметок верха блоков устанавливаются техническим проектом. 2. Осадка конуса бетонной смеси должна бить 1-3 см. 3. Наибольшая толщина укладываемого слоя не должна превышать 1,25 длины рабочей части вибратора. 4. Шаг перестановки глубинных вибраторов не должен превышать полуторного радиуса их действия; глубина погружения глубинного вибратора в бетонную смесь должна обеспечивать углубление его в ранее уложенный слой па 5-10 см. 5. Марки бетона по прочности, водонепроницаемости и морозостойкости должны соответствовать проекту. 6. Зазоры в вертикальных швах между установленными блоками должны соответствовать размерам предусмотренным проектом. 7. Уход за бетоном обеспечивается путем его укрытия и увлажнения в соответствии с ВСН 7-69 ММФ «Указания по обеспечении долговечности бетонных и железобетонных конструкции морских гидротехнических сооружений». СНиП III-15-65; СНиП III-45-76
Перечень скрытых работ, на которые составляются анты, не требуется.
|