На главную | База 1 | База 2 | База 3

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 31 июля 2009 г. № 662
"Об утверждении и введении в действие Типовой программы инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла"

В соответствии с п. 10.11 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2008, № 22, ст. 2581) приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие прилагаемую Типовую программу инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла (РД-06-02-2009).

2. Типовую программу инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла (РД-05-02-2003), утвержденную приказом Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности от 24 апреля 2003 г. № 41, считать утратившей силу и не подлежащей применению.

И.О. руководителя

Б.А. Красных

Руководящие документы

РД-06-02-2009

"Типовая программа инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла"

Введена в действие 31 июля 2009 г.

Содержание

I. Общие положения

1. Типовая программа инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла (далее - Типовая программа) разработана на основании статей 23 и 25 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 45, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3606; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17); пунктов 5, 19 и 20 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 865 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 29, ст. 3528; 2002, № 41, ст. 3983; 2005, № 7, ст. 560; Российская газета, № 22, 02.02.2007); пункта 27 Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352; Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. № 456; пункта 5.3.8 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", с изменениями, внесенными в указанное Положение постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404, а также Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98).

2. Типовая программа устанавливает основные направления инспекций безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОЯТЦ) и определяет для каждого из этих направлений типовой перечень вопросов инспектирования.

3. Типовая программа является основой для составления рабочих программ комплексных и целевых инспекций безопасности ОЯТЦ (указания по составлению рабочей программы комплексной и целевой инспекций безопасности конкретного ОЯТЦ приведены в приложении к Типовой программе).

Типовая программа при необходимости может использоваться для составления рабочих программ оперативных инспекций ОЯТЦ. Решение о необходимости составления программы оперативной инспекции принимает руководитель структурного подразделения территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, принявший решение о проведении этой инспекции.

4. В Типовой программе под проверкой организационно-распорядительного документа (приказа, положения, инструкции и т.д.) понимается установление факта его наличия и определение соответствия изложенных в нем требований положениям законодательных актов, нормативных и руководящих документов, являющихся основой для разработки данного документа.

5. В Типовой программе используются термины, установленные в федеральных нормах и правилах:

Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (НП-016-05);

Правила ядерной безопасности для объектов ядерного топливного цикла (НП-063-05).

II. Основные направления инспекций безопасности ОЯТЦ

5. Инспекции безопасности ОЯТЦ проводятся, как правило, по следующим направлениям:

а) организационное обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ;

б) техническое обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ;

в) организационное обеспечение радиационной безопасности ОЯТЦ;

г) техническое обеспечение радиационной безопасности ОЯТЦ;

д) обеспечение технической безопасности ОЯТЦ;

е) обеспечение безопасности при транспортировании ядерных материалов, изделий на их основе, отработавшего ядерного топлива;

ж) обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами;

з) организация и осуществление подготовки и допуска работников (персонала) ОЯТЦ к ядерно и радиационно-опасным работам;

и) обеспечение учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (РАО);

к) обеспечение физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ, РАО, ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и хранилищ РАО.

6. Направления инспекции безопасности конкретного ОЯТЦ определяются должностным лицом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, принявшим решение о проведении инспекции.

III. Типовые перечни вопросов инспектирования по основным направлениям инспекции безопасности ОЯТЦ

7. В части, относящейся к направлению "Организационное обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:

7.1. Наличие у ОЯТЦ нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов соответствующего органа государственного управления использованием атомной энергии, определяющих требования к обеспечению ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ при осуществлении ОЯТЦ деятельности в области использования атомной энергии.

7.2. Наличие у ОЯТЦ лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию согласно Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, и выполнение условий действия лицензии в части, касающейся обеспечения ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ и отчетности об ее состоянии.

7.3. Наличие лицензий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору у организаций, привлекаемых эксплуатирующей организацией для выполнения работ и оказания услуг, влияющих на обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ, деятельность которых подлежит лицензированию согласно Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии.

7.4. Наличие документального подтверждения финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием в результате деятельности ОЯТЦ, установленного статьей 56 Федерального закона "Об использовании атомной энергии".

7.5. Наличие разрешений на ввод объектов ОЯТЦ в эксплуатацию (в том числе после проведения их реконструкции, модернизации, модификации, не предусмотренных регламентом и влияющих на ядерную и радиационную безопасность).

7.6. Наличие и полнота перечня нормативных документов, требования которых в части ядерной и радиационной безопасности распространяются на ОЯТЦ. Фактическое наличие нормативных документов.

7.7. Наличие и соблюдение требований документов, определяющих порядок ввода в действие, пересмотра и внесения изменений в документы предприятия.

7.8. Наличие утвержденного в установленном порядке перечня ядерно-опасных участков с указанием их границ.

7.9. Наличие заключений по ядерной безопасности, выданных в установленном порядке, и выполнение их требований.

7.10. Наличие, содержание и выполнение требований организационно-распорядительных документов, утвержденных руководством ОЯТЦ и разработанных в целях обеспечения ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ в соответствии с уставом предприятия, требованиями федеральных норм и правил, отраслевых нормативных документов, стандартов предприятия. Наличие приказов о назначении должностных лиц, ответственных за организацию и обеспечение ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ.

7.11. Наличие и выполнение мероприятий по устранению отступлений от требований нормативных документов по ядерной и радиационной безопасности или компенсирующих эти отступления.

7.12. Организация исполнения работ по замечаниям, изложенным в предписаниях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Наличие и содержание планов мероприятий по устранению выявленных нарушений, а также выполнение этих планов.

7.13. Наличие графиков и актов проверок ядерной безопасности службой ядерной безопасности ОЯТЦ, наличие и выполнение планов мероприятий по устранению замечаний. Наличие планов мероприятий по повышению уровня ядерной безопасности ОЯТЦ и ход их выполнения.

7.14. Организация контроля соблюдения требований ядерной безопасности. Организация обеспечения и контроля параметров ядерной безопасности технологических процессов. Система контроля норм загрузки (концентрации), закладки, накопления ядерных материалов в оборудовании, наличие графиков контроля и журналов регистрации результатов контроля.

7.15. Документация, подтверждающая наличие системы контроля геометрических форм и размеров оборудования, в котором перерабатываются и хранятся ядерные материалы.

7.16. Организация системы контроля взаимного расположения оборудования, упаковок, наличия и эффективности нейтронопоглощающих свойств конструкционных материалов.

7.17. Организация разработки, учета, обеспечения рабочих мест нормативной, организационно-распорядительной, проектной, конструкторской, эксплуатационной технологической документацией, порядок внесения изменений, порядок ознакомления персонала с документацией. Соблюдение требований к ведению оперативной и отчетной документации при эксплуатации ОЯТЦ.

7.18. Организация эксплуатации ОЯТЦ в соответствии с технологическими регламентами, инструкциями по эксплуатации и другой эксплуатационной документацией.

7.19. Порядок проведения мероприятий по внесению изменений в конструкцию, влияющих на безопасность систем (элементов) ОЯТЦ.

7.20. Наличие и содержание должностных инструкций, положений о подразделениях, определяющих обязанности и права персонала и руководства ОЯТЦ.

7.21. Наличие и соблюдение графиков замены опасного оборудования на безопасное или на оборудование с повышенным коэффициентом запаса.

7.22. Организация и обеспечение проведения противоаварийных мероприятий, в том числе:

- наличие в проектной документации ОЯТЦ перечня потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;

- наличие в документации ОЯТЦ критериев принятия решения при возникновении радиационной аварии;

- наличие, содержание и выполнение планов мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ликвидации ее последствий, согласованных в установленном порядке;

- наличие и содержание планов и графиков проведения противоаварийных тренировок;

- наличие и содержание инструкций по проведению противоаварийных тренировок;

- наличие и содержание инструкций, определяющих действия персонала при возникновении предаварийных ситуаций, аварий и при ликвидации последствий аварий;

- наличие утвержденных маршрутов эвакуации, пунктов сбора персонала, наличие в помещениях ОЯТЦ указателей маршрутов эвакуации;

- оборудование пунктов сбора персонала приборами для контроля радиационной обстановки, оценки доз, полученных персоналом, уровней поверхностных загрязнений средств защиты, одежды и кожных покровов, проведение работ по санитарной обработке персонала и оказанию первой помощи пострадавшим;

- обеспеченность персонала средствами индивидуальной защиты, наличие аварийных запасов средств индивидуальной защиты, средств первой помощи пострадавшим при аварии, дозиметрических приборов;

- наличие и состояние основных и дублирующих средств связи, а также средств оповещения об аварии, наличие и содержание схем оповещения;

- обеспеченность ОЯТЦ техническими средствами ликвидации последствий аварий.

7.23. Организация расследования и учета нарушений в работе ОЯТЦ. Наличие и содержание отчетов о расследовании нарушений в работе ОЯТЦ. Выполнение на ОЯТЦ мероприятий по результатам расследования нарушений.

7.24. Наличие аттестованных в установленном порядке расчетных компьютерных программ, использованных для обоснования безопасности ОЯТЦ.

Примечание. Вопросы, изложенные в п.п. 7.1-7.7, 7.10-7.12, 7.17-7.20, 7.22-7.24 настоящей Типовой программы, рассматриваются с точки зрения, касающейся ядерной безопасности.

8. В части, относящейся к направлению "Техническое обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:

8.1. Наличие и содержание перечня систем (элементов), важных для безопасности ОЯТЦ, подлежащих периодическим проверкам и испытаниям. Наличие программ, методик, графиков этих проверок. Соблюдение установленной проектом периодичности проверок и испытаний.

8.2. Соответствие размещения оборудования проекту.

8.3. Соответствие состояния и характеристик систем (элементов), важных для безопасности ОЯТЦ, требованиям нормативных документов и установленным проектом ОЯТЦ характеристикам.

8.4. Соответствие режимов эксплуатации ОЯТЦ требованиям проектной и нормативной документации. Соблюдение требований технологического регламента, инструкций по эксплуатации систем (элементов) ОЯТЦ, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность. Порядок проверки закладки и накопления ядерных материалов в оборудовании.

8.5. Состояние метрологического обеспечения измерительных средств, используемых для контроля параметров ядерной и радиационной безопасности. Организация поверки измерительной аппаратуры, контрольно-измерительных приборов. Наличие и выполнение графиков поверки.

8.6. Обоснованность использования опасного оборудования и оборудования с повышенным коэффициентом запаса.

8.7. Порядок ввода в эксплуатацию ядерно и радиационно-опасных объектов, нового оборудования и аппаратов, используемых при проведении ядерно и радиационно-опасных работ, организация контроля основных параметров оборудования.

8.8. Наличие и соответствие системы аварийной сигнализации (САС) о возникновения самоподдерживающейся цепной реакции (СЦР) требованиям нормативной документации, в том числе:

- наличие обоснования установки или отказа от установки САС, согласованного в установленном порядке;

- наличие средств радиационного контроля для оценки уровней внешнего и внутреннего облучения персонала при возникновении СЦР при выполнении разовых работ с ядерными материалами на производственном участке ОЯТЦ, не оснащенном стационарной САС, наличие приборов радиационного контроля с автоматическими звуковыми сигнализирующими устройствами о превышении порога срабатывания и о немедленной эвакуации персонала;

- соответствие характеристик блоков детектирования, устройств обработки сигнала, средств звуковой и световой сигнализации требованиям нормативной документации;

- обоснование расположения блоков детектирования САС;

- соответствие показателей надежности САС требованиям нормативной документации:

количество ложных срабатываний САС (не более двух раз в год);

возможность проверки работоспособности и настройки САС;

наличие систем само диагностирования с выдачей звуковых и/или световых сигналов о неработоспособности системы в постоянно обслуживаемое помещение;

конструктивная защищенность встроенных устройств для регулировок рабочих параметров САС от несанкционированных действий персонала;

состояние электросетей, питающих САС (промышленные электросети первой категории);

- наличие документации:

техническое задание на разработку средств САС и проекты САС для объектов с ядерными материалами, согласованные в установленном порядке;

схема расположения блоков детектирования САС с указанием ядерно-опасного оборудования и мест хранения ядерных материалов на ядерно-опасных объектах;

схема маршрутов немедленной эвакуации с указанием пунктов сбора персонала;

инструкция по действиям персонала в случае срабатывания САС;

план ликвидации аварий, связанных с возникновением СЦР;

наличие документально оформленных результатов проверки работоспособности САС;

- наличие биологической защиты от излучения при СЦР в помещениях, где расположены пульты управления и контроля за технологическими и производственными процессами, а также службы радиационного контроля, которые не могут быть покинуты персоналом во время возникновения СЦР, или размещение их за пределами ядерно-опасной зоны.

8.9. Наличие средств пожаротушения.

8.10. Организация и проведение ремонтных работ систем и оборудования, важных для безопасности. Наличие и содержание графиков проведения планово-предупредительных и капитальных ремонтов систем, оборудования, элементов ОЯТЦ. Соответствие фактически выполненных мероприятий графикам.

8.11. Организация контроля установленного срока службы систем и оборудования, важных для безопасности:

- организация установления остаточного ресурса систем и оборудования в процессе эксплуатации;

- мероприятия по замене оборудования и других элементов, выработавших свой ресурс;

- порядок продления срока эксплуатации систем, оборудования ОЯТЦ;

- наличие методик определения остаточного ресурса.

8.12. Наличие документов для регистрации и хранения информации об отказах систем (устройств), оборудования, неправильных действиях персонала ОЯТЦ. Состояние, содержание документов. Мероприятия по результатам анализа информации об отказах систем (устройств), оборудования, неправильных действиях персонала ОЯТЦ.

8.13. Наличие и состояние средств сбора, обработки, регистрации и хранения информации об отказах влияющего на безопасность оборудования, нарушениях нормальной эксплуатации, предаварийных ситуациях и авариях.

8.14. Наличие оборудования, аппаратуры, подлежащих сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Наличие сертификатов соответствия. Наличие актов инспекционного контроля оборудования, аппаратуры органом, выдавшим сертификат соответствия.

Примечание. Вопросы, изложенные в п.п. 8.1-8.5, 8.7, 8.9-8.14 настоящей Типовой программы, рассматриваются с точки зрения, касающейся ядерной безопасности.

9. В части, относящейся к направлению "Организационное обеспечение радиационной безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:

9.1. Вопросы, изложенные в п.п. 7.1-7.7, 7.10-7.12, 7.17-7.20, 7.22-7.24 настоящей Типовой программы, в части, касающейся радиационной безопасности.

9.2. Наличие оформленных в установленном порядке санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий и способов транспортирования радиоактивных веществ и ядерных материалов, устройств и установок с источниками излучения и радиоактивных отходов санитарным правилам. Наличие оформленных в установленном порядке санитарно-эпидемиологических заключений на право работы с источниками ионизирующего излучения. Соответствие проводимых на объектах ОЯТЦ работ условиям, установленным санитарно-эпидемиологическими заключениями.

9.3. Наличие оформленного в установленном порядке документа, устанавливающего категорию потенциальной радиационной опасности ОЯТЦ.

9.4. Наличие графиков и актов проверок радиационной безопасности службой радиационной безопасности ОЯТЦ, наличие и выполнение планов мероприятий по устранению замечаний.

9.5. Наличие санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения. Соответствие санитарно-защитной зоны ее проекту. Соответствие организации и осуществления контроля радиационной обстановки в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения требованиям нормативных документов.

9.6. Наличие оформленного в установленном порядке санитарно-гигиенического паспорта организации, в которую входит ОЯТЦ, и территории, на которой он расположен.

9.7. Наличие оформленных в установленном порядке разрешений на сбросы и выбросы радиоактивных веществ. Соблюдение ОЯТЦ разрешенных выбросов и сбросов радиоактивных веществ.

9.8. Соответствие организации радиационного контроля требованиям нормативных документов. Наличие разрешительных документов, устанавливающих контрольные и рабочие уровни основных дозовых пределов. Наличие разработанных и введенных в действие в установленном порядке методик контроля параметров радиационной безопасности. Наличие средств измерения параметров радиационной безопасности, их поверка и калибровка.

9.9. Порядок контроля при вывозе оборудования и материалов с территории объектов в части обеспечения радиационной безопасности.

9.10. Порядок обращения с РАО, в том числе:

- порядок сбора и подготовки РАО для хранения и захоронения;

- наличие журналов учета, паспортов на партии РАО, актов комиссий по инвентаризации РАО;

- наличие на предприятии установок по переработке РАО; соответствие условий переработки РАО требованиям нормативной документации;

- порядок транспортирования РАО (санитарно-эпидемиологическое заключение на транспортные средства, транспортные упаковки, контейнеры, цистерны и емкости для перевозки РАО);

- согласованность с органами Госавтоинспекции маршрутов транспортирования РАО по дорогам общего пользования;

- организация и осуществление радиационного контроля за безопасностью при транспортировании РАО;

- порядок хранения (захоронения) РАО; фактическое состояние (характеристика) РАО, направляемых на захоронение; соответствие пунктов хранения (захоронения) РАО проектной документации, наличие разрешений на ввод в эксплуатацию, санитарно-эпидемиологических заключений;

- планируемые и проведенные мероприятия по уменьшению объемов РАО.

9.11. Наличие приказов о назначении ответственных за учет и хранение радиоактивных веществ, за сбор, временное хранение и передачу РАО, о назначении комиссий по инвентаризации радиоактивных веществ и РАО.

9.12. Наличие программы обеспечения качества при обращении с РАО.

10. В части, относящейся к направлению "Техническое обеспечение радиационной безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:

10.1. Вопросы, изложенные в п.п. 8.1-8.5, 8.7, 8.9-8.14 настоящей Типовой программы, в части, касающейся радиационной безопасности.

10.2. Соответствие планировки и оборудования помещений классу работ с использованием источников ионизирующего излучения.

10.3. Соответствие систем вентиляции, газоочистки и канализации требованиям нормативных документов, в том числе:

- обеспечение ОЯТЦ раздельными системами вентиляции для помещений, где ведутся работы с открытыми источниками ионизирующего излучения, и помещений, в которых проектом ОЯТЦ такие работы не предусмотрены;

- обеспечение расчетных значений разрежения в боксах и скорости движения воздуха в рабочих проемах вытяжных шкафов, оборудование камер и боксов приборами контроля степени разрежения;

- наличие резервных вентиляционных агрегатов для помещений, в которых проводятся работы I класса и работы с эманирующими и летучими радиоактивными веществами;

- наличие системы очистки воздуха перед выбросом в атмосферу, графики замены фильтров, обоснование сроков замены;

- наличие системы спецканализации, ее обеспечение средствами контроля количества и активности сточных вод.

10.4. Соответствие оборудования санпропускников требованиям нормативных документов.

11. В части, относящейся к направлению "Обеспечение технической безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:

11.1. Регистрация в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, грузоподъемных кранов, используемых при проведении ядерно и радиационно-опасных работ (далее - оборудование, работающее под давлением, и грузоподъемные краны).

11.2. Организация проведения работ с использованием оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов. Наличие и содержание организационно-распорядительных документов, устанавливающих порядок проведения работ, выдачи наряда-допуска и инструктажа работников (персонала).

11.3. Наличие сертификатов соответствия оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов, подлежащих обязательной сертификации. Наличие и содержание актов инспекционного контроля оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов органом, выдавшим сертификат соответствия.

11.4. Соответствие условий применения оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов условиям, определенным соответствующими разрешениями и (или) сертификатами.

11.5. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов. Наличие и содержание инструкции по техническому обслуживанию. Соблюдение установленной периодичности работ по техническому обслуживанию.

11.6. Состояние и организация технического освидетельствования оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов, соблюдение установленных сроков частичного и полного освидетельствования.

11.7. Наличие и содержание эксплуатационной документации, включая инструкции по эксплуатации, формуляры, паспорта, разрешения на работу оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов.

11.8. Сроки службы, остаточный ресурс оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов, их составных элементов. Порядок продления срока службы.

11.9. Наличие и содержание документации по обучению и проверке знаний персонала, обслуживающего оборудование, работающее под давлением, и грузоподъемные краны.

11.10. Выполнение условий действия лицензии в части, касающейся обеспечения технической безопасности ОЯТЦ и отчетности об ее состоянии.

12. В части, относящейся к направлению "Обеспечение безопасности при транспортировании ядерных материалов, изделий на их основе, отработавшего ядерного топлива", типовой перечень вопросов определяется в соответствии с приложением 2 к Инструкции по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью объектов ядерного топливного цикла (РД-05-19-99).

13. В части, относящейся к направлению "Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами", типовой перечень вопросов определяется в соответствии с приложением 5 к Инструкции по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью объектов ядерного топливного цикла (РД-05-19-99).

14. В части, относящейся к направлению "Организация и осуществление подготовки и допуска работников (персонала) ОЯТЦ к ядерно и радиационно-опасным работам", проверке подлежат:

14.1. Порядок оформления допуска работников (персонала) ОЯТЦ к ядерно и радиационно-опасным работам.

14.2. Наличие и содержание утвержденных в установленном порядке программ и графиков подготовки (в том числе наличие в программах подготовки раздела о формировании у персонала культуры безопасности), стажировки, сдачи экзаменов персонала и руководства ОЯТЦ, участвующих в организации и проведении ядерно и радиационно-опасных работ.

14.3. Соблюдение сроков сдачи экзаменов. Наличие, содержание протоколов проверки знаний.

14.4. Наличие у работников разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, полученных в установленном порядке, выполнение условий действия разрешений.

14.5. Наличие приказов о назначении комиссий по проверке знаний у работников.

14.6. Периодичность проведения инструктажа рабочих и инженерно-технических работников, соответствие проведения внепланового инструктажа установленным требованиям, оформление результатов инструктажа в установленном на предприятии порядке.

14.7. Штатная и фактическая численность персонала ОЯТЦ.

14.8. Периодичность проведения противоаварийных тренировок, полнота охвата персонала ОЯТЦ в их участии.

15. В части, относящейся к направлению "Обеспечение учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и РАО", типовой перечень вопросов определяется в соответствии с руководящими документами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Типовой программой целевой инспекции системы учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами (РД-07-03-2006) и Типовой программой целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами (РД-07-11-2007).

16. В части, относящейся к направлению "Обеспечение физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ, РАО, ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и хранилищ РАО", типовой перечень вопросов определяется в соответствии с руководящим документом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Типовой программой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-07-12-2007).

Приложение

Указания
по составлению рабочей программы комплексной и целевой инспекций безопасности ОЯТЦ

1. В соответствии с Положением об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98) рабочая программа является одним из основных документов по планированию проведения комплексных и целевых инспекций и подлежит составлению в обязательном порядке.

2. Структура рабочей программы должна соответствовать требованиям к структуре указанного документа, изложенным в РД-03-43-98.

3. В рабочей программе предусматриваются те направления инспектирования, которые определены должностным лицом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, принявшим решение о проведении инспекции.

4. Рабочая программа составляется на основе изложенных в Типовой программе перечней вопросов, подлежащих проверке по каждому из предусмотренных в ней направлений инспектирования.

Указанные перечни дополняются вопросами, необходимость проверки которых вытекает из анализа информации о фактическом состоянии ядерной и радиационной безопасности конкретного ОЯТЦ. При этом, исходя из особенностей деятельности конкретного ОЯТЦ, в рабочую программу должны включаться вопросы, предусмотренные соответствующими приложениями к Инструкции по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью объектов ядерного топливного цикла (РД-05-19-99).

5. Рабочую программу составляет и подписывает ответственный за проведение инспекции, а утверждает должностное лицо, определенное в РД-05-19-99.

6. Проверки и иные мероприятия, предусматриваемые в рабочей программе, а также методы и способы их выполнения не должны приводить к снижению безопасности ОЯТЦ в процессе проведения инспекции.

Пояснительная записка
к проекту Типовой программы инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла

Проект Типовой программы инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла (далее - Типовая программа) разработан в соответствии с Планом разработки проектов руководящих документов внутриведомственного характера, утверждаемых руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), утвержденному руководителем Ростехнадзора 28.11.2008.

Проект Типовой программы разработан на основании статей 23 и 25 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 45, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3606; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17); пунктов 5, 19 и 20 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 865 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 29, ст. 3528; 2002, № 41, ст. 3983; 2005, № 7, ст. 560; Российская газета, № 22, 02.02.2007); пункта 27 Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352; Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. № 456; пункта 5.3.8 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", с изменениями, внесенными в указанное Положение постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404, а также Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98).

Типовая программа не является документом нормативно-правового характера и не нуждается в государственной регистрации.

С введением в действие Типовой программы следует считать утратившей силу и не подлежащей применению Типовую программу инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла (РД-05-02-2003), утвержденную приказом Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности от 24 апреля 2003 г. № 41.

Руководитель разработки проекта Типовой программы: начальник Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно-опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой - А.И. Кислов.

Разработчики проекта Типовой программы:

начальник отдела Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно-опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой - С.Н. Удодов;

ведущий эксперт Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно-опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой - А.С. Дубовенко.

Начальник Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой

А.И. Кислов

 

Текст документа и нумерация пунктов приводится в соответствии с источником