Материалы по формированию педагогического заказа к порядку
проектирования и строительства зданий и сооружений общеобразовательных учреждений Департамент государственной политики в образовании письмом от 12.05.2009 № 03-917 направил в органы, осуществляющие управление в сфере образования субъектов РФ, Материалы по формированию педагогического заказа к порядку проектирования и строительства зданий и сооружений общеобразовательных учреждений для возможного использования в работе. Содержание
I. Общие положенияМатериалы подготовлены на основании анализа информации о лучших реализованных архитектурных проектах общеобразовательных учреждений в субъектах РФ (письмо Минобрнауки России от 29.12.2008 № 03-2759), а также по итогам заседаний рабочей группы по вопросу разработки новых строительных норм и правил, а также современных архитектурных проектов общеобразовательных учреждений в части педагогического заказа. Минрегионом России актуализирован СНиП 31-06-2008 "Общественные здания и сооружения" (актуализированная редакция СНиП 2.08.02-89 размещена на сайте Минрегиона России www.minregion.ru). Указанный свод норм и правил содержит необходимые требования, определяющие строительство зданий и сооружений современных школ. С 1 октября 2008 г. вступили в действие новые СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", которые "...распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений". Разделом II указанных СанПиН определены требования к размещению, объемно-планировочным и конструктивным решениям помещений для организации питания в общеобразовательных учреждениях. Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России приглашает заинтересованных педагогов и управленцев к обсуждению определения принципов педагогического заказа к новой школьной архитектуре в образовании в интернет-сообществе "Открытый класс": http://www.openclass.m/projects/munistry/new_school. II. Анализ ситуации по порядку проектирования и строительства общеобразовательных учреждений в субъектах Российской ФедерацииПо информации субъектов РФ, как правило, при строительстве новых общеобразовательных учреждений используются типовые проекты, разработанные научно-исследовательскими и проектными институтами СССР. В то же время в ряде субъектов РФ (г. Москва, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Красноярский край, Чукотский автономный округ) в последнее время реализованы современные индивидуальные проекты общеобразовательных школ в соответствии с требованиями действующих СНиП. Анализ представленной в адрес Минобрнауки России информации о реализованных проектах общеобразовательных учреждений позволяет сделать следующие выводы: - здания и сооружения общеобразовательных учреждений в отношении использованных материалов, внутренней планировки и типологии помещений имеют большие сходства, несмотря на различные природно-климатические условия, что связано с применением действующих СанПиН и СНиП; - имеется тенденция к увеличению площади зданий и сооружений в расчете на одного учащегося; - классные комнаты спроектированы в расчете на традиционную рассадку учащихся (ряды парт, выделенное учительское место, прямоугольная форма классной комнаты); - предусмотрены большие холлы (атриумы) для обеспечения возможности общения учащихся разных классов и возрастов; - имеется тенденция к увеличению числа общешкольных помещений - залов различной направленности (музыкальный, актовый, конференционный залы, зал защиты проектов), в том числе к расширению помещений физкультурно-оздоровительного комплекса (физкультурные, хореографический залы, бассейны с ваннами различного размера); - как правило, проекты предполагают централизованное водо- и электроснабжение, канализацию, в то же время имеются решения с автономными системами (автономная дизельная электростанция, котельная, водонапорная башня, водоочистные сооружения); - при строительстве зданий и сооружений учитывается необходимость прокладки телекоммуникационных сетей и размещения телекоммуникационного оборудования, в том числе специализированных устройств приема-передачи спутникового сигнала. При этом оригинальные авторские проекты большинства построенных и планируемых к сдаче объектов - зданий и сооружений общеобразовательных учреждений - в настоящее время не могут рассматриваться как варианты универсальных решений, и быть рекомендованы к использованию органам муниципальных образований и органам исполнительной власти субъектов РФ, выступающим в качестве заказчиков строительства общеобразовательных школ. III. Принципы педагогического заказа на проектирование и строительство общеобразовательных учрежденийВ целях унификации разработки индивидуальных архитектурных проектов зданий и сооружений общеобразовательных учреждений Министерство предлагает учитывать следующие принципы: - обеспечить удешевление строительства за счет использования современных экологичных материалов и строительных технологий; - обеспечить сокращение сроков строительства; - обеспечить учет особенностей организации образовательного процесса, использования коммуникационных и телекоммуникационных технологий в образовании; - обеспечить учет возрастных особенностей учащихся; - проводить оптимизацию схемы пришкольных участков. Основные функциональные требования к разработке данных проектных решений с учетом организации учебного процесса на уровне современных образовательных стандартов представлены в таблице. Таблица Требования к разработке индивидуальных архитектурных проектов зданий и сооружений общеобразовательных учреждений
|