ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Методические рекомендации по разработке критериев и оценке доступности для потребителей Москва, 2009 г. Содержание Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и предназначены для оказания практической помощи в разработке критериев, используемых для определения доступности, и при оценке доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. Предназначены для использования органами регулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предприятиями и организациями сферы ЖКХ. 1. Общие положения1.1. «Методические рекомендации по разработке критериев и оценке доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса» (далее - Методические рекомендации) предназначены для оказания практической помощи: - в разработке критериев, используемых для определения доступности, - при оценке доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (ОКК). 1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». 1.3. В Методических рекомендациях используются следующие основные термины и понятия: 1) доступность для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса - доступность приобретения и оплаты потребителями соответствующих товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учетом цен (тарифов) для потребителей и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; 2) организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; 3) инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры - определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (далее - инвестиционная программа); 4) цены (тарифы) для потребителей - ценовые ставки, которые включают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; 5) тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) - ценовая ставка, формирующая плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения указанных объектов недвижимости (далее - тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры); 6) надбавка к цене (тарифу) для потребителей - ценовая ставка, которая учитывается при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса, устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и общий размер которой соответствует сумме надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры (далее - надбавка для потребителей); 7) потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). Значения иных понятий, используемых в Методических рекомендациях, соответствуют определениям, приведенным в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации. 2. Методологические аспекты разработки критериев и оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса2.1. Доступность применительно к товарам и услугам организаций коммунального комплекса следует рассматривать, как доступность приобретения и доступность оплаты товаров и услуг ОКК. Под доступностью приобретения понимается гарантированное предоставление требуемого объема товаров и услуг для потребителей и возможность обслуживания новых потребителей в соответствии с программой комплексного развития территорий. Доступность приобретения отражает физическую доступность товаров и услуг. Под доступностью оплаты понимается соответствие платежеспособного спроса потребителей стоимости товаров и услуг. Доступность оплаты отражает экономическую доступность товаров и услуг для потребителей. Разделение доступности на физическую и экономическую фактически приводит к введению соответствующих критериев доступности. 2.2. Доступность товаров и услуг ОКК можно классифицировать по следующим признакам: - виду; - предмету оценки; - сфере деятельности ОКК; - периоду оценки. Классификация доступности товаров и услуг ОКК приведена в таблице 1. Таблица 1
1 В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ в Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», из сферы регулирования последнего с 1 января 2009 года исключены системы электроснабжения и организации, эксплуатирующие такие системы. 2.3. Для каждого из вышеперечисленных видов доступности может быть разработан свой критерий (система критериев). Под критерием понимается признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация доступности. При оценке доступности товаров и услуг ОКК потребителям с учетом цен (тарифов) для потребителей, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры возможно использовать критерии (системы критериев), универсальные с точки зрения структуры коммунальной сферы (вида деятельности ОКК). 2.4. Необходимость определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и его результаты приведены в таблице 2. Таблица 2
2.5. При согласовании производственной программы организаций коммунального комплекса и установлении тарифов на товары и услуги этих организаций в качестве потребителя, для которого проводится определение доступности товаров и услуг ОКК, рекомендуется рассматривать население. Коммерческие организации могут быть исключены из рассмотрения, поскольку имеют возможность отнести стоимость товаров и услуг ОКК на себестоимость своей продукции (услуг). Бюджетные организации могут быть исключены из рассмотрения, поскольку для них доступность товаров и услуг ОКК определена установленными в натуральном и денежном выражении лимитами потребления товаров и услуг ОКК. В остальных случаях в качестве потребителя, для которого проводится определение доступности товаров и услуг ОКК, помимо населения рассматриваются лица, осуществляющие строительство и (или) реконструкцию зданий, строений, сооружений, иных объектов. Тем не менее, при определении доступности для потребителей услуг ОКК по подключению к системам коммунальной инфраструктуры объектов жилищного и иного строительства основным получателем этих услуг в конечном итоге оказывается население. Плата за подключение влияет на стоимость 1 квадратного метра жилья, которую оплачивает население. 2.6. В целях выявления системы критериев, используемых для определения доступности оплаты для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (критериев экономической доступности), рекомендуется провести анализ поведения населения, как основного потребителя товаров и услуг ОКК при изменении тарифов и надбавок. Повышение тарифов на товары и услуги ОКК может увеличить долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что отразится на изменении расходных критериев, в т.ч. расходов по оплате товаров и услуг организаций коммунального комплекса в среднедушевом доходе граждан, (прожиточном минимуме, среднемесячной заработной плате), а также на изменении критериев динамики тарифов, в т.ч. индексе тарифов на товары и услуги ОКК. В случае несоответствия стоимости товаров и услуг ОКК платежеспособному спросу граждане могут обратиться за адресной социальной помощью в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что отразится на изменении критериев социальной помощи при оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в т.ч. - доли семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, расходов бюджета муниципального образования на выплату субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Отсутствие адресной социальной помощи ведет к задержке оплаты и росту задолженности по оплате товаров и услуг ОКК, что, в свою очередь, отразится на изменении критериев задолженности, в т.ч. уровня сбора платежей за жилое помещение и коммунальные услуги от населения, доли жителей, имеющих задолженность по оплате жилое помещение и коммунальных услуг. 2.7. В качестве критериев, используемых для определения доступности приобретения для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (критериев физической доступности), рекомендуется использовать критерии, определяющие возможность доступа к коммунальной инфраструктуре и получения товаров и услуг ОКК в необходимом объеме, в т.ч. уровень благоустройства жилищного фонда, доля потребителей, обеспеченных доступом к коммунальной инфраструктуре, коэффициент обеспечения потребности в товаре или услуге ОКК (коммунальной услуге), уровень бесперебойности обеспечения потребителя товарами и услугами ОКК. 2.8. Критерии физической доступности представлены в таблице 3. Критерии, используемые в качестве критерия экономической доступности, отличаются значительным разнообразием, поэтому их можно объединить в четыре группы: «Расходные критерии» (таблица 4), «Критерии социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг» (таблица 5), «Критерии динамики тарифов» (таблица 6), «Критерии задолженности» (таблица 7). Таблица 3 Критерии физической доступности
Расходные критерии
Критерии социальной поддержки при оплате жилого помещения и коммунальных услуг
Критерии задолженности
Критерии динамики тарифов
2.9. Каждая группа критериев, используемых для оценки экономической доступности, имеет свои преимущества и недостатки (таблица 8). Таблица 8
2.10. Анализ преимуществ и недостатков рассмотренных групп критериев позволяет сформулировать основные принципы, которым должны соответствовать критерии доступности: 2.10.1. Понятность для потребителей означает ясность критерия гражданам вне зависимости от их профессии и образования. К примеру, смысл критерия «Доля жителей, имеющих задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» понятен большинству граждан, в то время как смысл критерия «Средний срок оборачиваемости дебиторской задолженности за коммунальные услуги», используемого в региональной практике, понятен лишь бухгалтерам и гражданам с финансово-экономическим образованием. 2.10.2. Объективное отражение доступности - характеризует объективную взаимосвязь критерия с доступностью для потребителей товаров и услуг ОКК. К примеру, если критерий «Доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи» объективно отражает возможность граждан оплатить товары и услуги ОКК, то взаимосвязь критерия «Коэффициент соответствия параметров производственной программы нормативным параметрам качества услуг ОКК» или «Критерия информационной доступности товаров и услуг ОКК» с возможностью оплаты и приобретения товаров и услуг ОКК представляется неочевидной. 2.10.3. Однозначность - единственно возможное толкование результатов оценки доступности. 2.10.4. Простота сбора исходных данных - отражает возможность получения необходимой информации в органах государственной статистики или из нормативных правовых актов, отсутствие необходимости в использовании большого числа допущений или дополнительной математической обработки используемой информации. 2.10.5. Универсальность - возможность применения, как для отдельной коммунальной услуги, так и для всех жилищно-коммунальных услуг в целом. Несмотря на то, что в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» доступность определяется для каждого товара и услуги ОКК (коммунальной услуги), существующая практика единого платежа за жилое помещение и коммунальные услуги и предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в целом), позволяют считать недоступными отдельные товары и услуги ОКК (коммунальные услуги) в случае недоступности всех жилищно-коммунальных услуг. 2.10.6. Отсутствие негативных тенденций в развитии ОКК, обусловленных применением данного критерия - использование ряда критериев для оценки доступности предполагает сравнение расчетных значений критерия для предстоящего и базового периодов тарифного регулирования, причем условием доступности является непревышение значения базового периода. Использование подобных критериев может привести к негативным тенденциям, в т.ч. консервации сложившихся пропорций в развитии ОКК. 2.10.7. Простота определения - возможность определения путем расчета, производимого на калькуляторе или на компьютере с помощью стандартной программы Microsoft Excel; отсутствие необходимости в использовании сложных математических расчетов (например, специальных математических программ). 2.11. Из рассмотренных выше критериев доступности наиболее объективным, т.е. в наибольшей мере соответствующим указанным принципам, является критерий «Доля расходов на оплату услуги ОКК в среднедушевом доходе граждан». Это объясняется следующими обстоятельствами: 1) критерий экономической доступности может использоваться для определения доступности товаров и услуг ОКК при анализе и производственных, и инвестиционных программ ОКК, в то время как критерии физической доступности используются лишь при анализе инвестиционных программ ОКК. 2) сопоставление значений показателя «Доля расходов на оплату услуги ОКК в среднедушевом доходе граждан» для предстоящего и базового периода позволяет получить исчерпывающую информацию о соразмерности роста тарифов на товары и услуги ОКК и роста доходов их потребителей, т.е. о доступности оплаты товаров и услуг ОКК; 3) критерий прост в определении, универсален, его применение позволяет избежать негативных тенденций в развитии ОКК; 4) возможные затруднения со сбором исходной информации (информация о доходах собирается на уровне субъекта Российской Федерации, а доступность чаще всего оценивается на уровне муниципального образования) могут быть решены за счет минимальных допущений; 5) избежать возможную неоднозначность критерия (недоступность коммунальных услуг может подтверждать право граждан на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) позволяет включение в его структуру показателя, характеризующего адресную социальную поддержку при оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В этом случае при расчете показателя «Доля расходов на оплату услуги ОКК в среднедушевом доходе граждан» расходы на оплату i-ой услуги ОКК в рассматриваемом периоде уменьшаются на величину среднедушевой субсидии на оплату i-ой услуги ОКК в этом же периоде. Такой показатель более точно отражает долю затрат на оплату соответствующей услуги ОКК в среднедушевом доходе граждан, поскольку определенная часть населения получает субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что уменьшает средний размер платы за соответствующую услугу; 6) критерий является индикатором мониторинга выполнения инвестиционных программ ОКК (приложения № 1-5 к Методике проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденной приказом Минрегиона России от 14 апреля 2008 г. № 48); 7) критерий понятен большинству граждан. Для удобства проведения оценки доступности целесообразно использовать показатель «Коэффициент изменения доли расходов на i-ый товар (услугу) ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения», который фактически представляет собой отношение соответствующих показателей предстоящего и базового года. 2.12. В качестве критерия доступности тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) рекомендуется применять показатель «Доля расходов на подключение коммунальной инфраструктуры в стоимости строительства одного квадратного метра жилья». Это объясняется следующими обстоятельствами: 1) для населения как основного потребителя товаров и услуг ОКК важна стоимость строительства жилья, а не других строений, сооружений, объектов; 2) подключение к коммунальной инфраструктуре превращает строительную конструкцию в жилой дом, поэтому важна доля расходов на подключение коммунальной инфраструктуры в стоимости строительства одного квадратного метра жилья; 3) указанный показатель является индикатором мониторинга выполнения инвестиционных программ ОКК (приложения № 1-5 к Методике проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденной приказом Минрегиона России от 14 апреля 2008 г. № 48). 3. Порядок определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса3.1. Определение (оценка) доступности товаров и услуг ОКК с помощью установленного критерия включает в себя следующие этапы: 1) определение предельного значения критерия; 2) сбор исходных данных, необходимых для определения (оценки) доступности, в т.ч. о тарифах и надбавках к тарифам на товары и услуги ОКК; 3) определение величины используемого для оценки критерия доступности расчетным путем; 4) сравнение полученной величины с установленным предельным значением критерия; 5) вынесение заключения о доступности (или недоступности) для потребителей товаров и услуг ОКК. 6) внесение необходимых изменений в исходные данные (в случае вынесения заключения о недоступности товаров и услуг ОКК для потребителей). 3.2. Предельное значение критерия определяется регулирующим органом. 3.2.1. Коэффициент изменения доли расходов на i-ый товар (услугу) ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения фактически представляет собой отношение соответствующих показателей предстоящего и базового года. При определении доли расходов на i-ый товар (услугу) ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения в предстоящем году, возможно использование нескольких вариантов: 1) Применение условия неизменности доли расходов на i-ый товар (услугу) ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения в предстоящем году по сравнению с базовым. В этом случае предельное значение коэффициента изменения доли расходов на i-ый товар (услугу) ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения равно 1. Однако такой подход фактически замораживает сложившуюся в базовом году структуру расходов на оплату товаров и услуг ОКК. 2) При определении коэффициента изменения доли расходов на i-ый товар (услугу) ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения необходимо учитывать следующие условия: Реализация мероприятий по развитию коммунальной инфраструктуры (в т.ч. реализация одной или нескольких инвестиционной программ ОКК) может потребовать увеличения расходов на оплату какого-либо товара (услуги) ОКК, следствием чего будет временное (с последующим снижением) превышение коэффициентом изменения доли расходов на этот товар (услугу) ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения предельного значения. В этом случае допустимо установление предельного значения показателя по указанному товару (услуге) ОКК выше 1. Для учета вышеуказанных причин предельные значения коэффициента изменения доли расходов по каждому товару (услуге) ОКК должны пересматриваться при очередном тарифном регулировании. Предельное значение коэффициента изменения доли расходов на i-ый товар (услугу) ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения рекомендуется устанавливать в пределах от 1,0 до 1,15. Данные предельные значения коэффициента изменения доли расходов на рассматриваемый i-ый товар (услугу) ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения позволят обеспечить баланс интересов потребителей товаров и услуг ОКК и интересов указанных организаций при установлении тарифов и надбавок к тарифам. Для оценки доступности товаров и услуг ОКК с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей предельное значение коэффициента изменения доли расходов на рассматриваемую услугу ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения рекомендуется устанавливать в пределах от 1,07 до 1,15. 3.2.2. Для определения предельного значения доли расходов на подключение коммунальной инфраструктуры в стоимости строительства одного квадратного метра жилья использован следующий подход. Экспертным путем на основе сравнения аналогов (см. информационно-статистический сборник «Цены и тарифы в ЖКХ» № 3 за 2007 г.) определен диапазон изменения предельного значения доли расходов на подключение коммунальной инфраструктуры в стоимости строительства одного квадратного метра жилья, составляющий 1-10%. Анализ нормативных правовых актов по данному вопросу, принятых на региональном и муниципальном уровне, определяет диапазон изменения предельного значения доли расходов на подключение коммунальной инфраструктуры в стоимости строительства одного квадратного метра жилья, как составляющий 5-20%. В результате, предельное значение доли расходов на подключение коммунальной инфраструктуры в стоимости строительства одного квадратного метра жилья рекомендуется устанавливать не превышающим 20%. 3.3. В ходе следующего этапа оценки доступности осуществляется сбор исходных данных, необходимых для определения (оценки) доступности, т.е. для расчета критерия доступности товаров и услуг ОКК. 3.4. Для определения коэффициента изменения доли расходов на i-ый товар (услугу) ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения исходными данными являются тарифы и надбавки к тарифам на товары (услуги) ОКК в базовом и предстоящем году; нормативы потребления услуг ОКК в базовом году; среднедушевые денежные доходы населения в базовом и предстоящем году; среднедушевые субсидии на оплату i-ого товара (услуги) ОКК в базовом и предстоящем году. Среднедушевая субсидия на оплату i-ого товара (услуги) ОКК в базовом и предстоящем годах является расчетной величиной, для получения которой, в свою очередь, помимо ранее указанных данных требуются цена на содержание и ремонт жилого помещения в базовом году; региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета размера субсидии; индекс максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение в предстоящем году, утверждаемый органом регулирования субъекта РФ; индекс максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в предстоящем году; региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в базовом году; а также общая сумма начисленных населению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в базовом и предстоящем году. 3.5. При определении доступности товаров и услуг ОКК на уровне муниципального образования возможны затруднения со сбором исходных данных о среднедушевых денежных доходах населения муниципального образования, поскольку эти данные могут быть получены в органах государственной статистики лишь на уровне субъекта Российской Федерации. В этом случае для определения среднедушевых доходов населения по муниципальному образованию в предстоящем году используется данные официального прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год и анализ динамики показателей: «Среднемесячная заработная плата по муниципальному образованию», «Среднемесячная заработная плата по субъекту Российской Федерации» и «Среднедушевые денежные доходы населения субъекта Российской Федерации». Источником необходимых для анализа данных являются статистические сборники «Социально-экономическое положение России», издаваемые Федеральной службой государственной статистики (Росстат). Прогноз среднемесячной заработной платы по муниципальному образованию, среднемесячной заработной платы по субъекту Российской Федерации, среднедушевых денежных доходов населения субъекта Российской Федерации делается либо с использованием данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год в части заработной платы и доходов населения, либо на базе анализа динамики указанных показателей. Далее определяется отношение среднедушевых доходов населения к среднемесячной заработной плате по субъекту Российской Федерации в предстоящем году. Ввиду отсутствия данных о доходах населения муниципального образования муниципального образования принимается допущение, что отношение среднедушевых доходов населения муниципального образования к среднемесячной заработной плате по муниципальному образованию соответствует отношению среднедушевых доходов населения субъекта Российской Федерации к среднемесячной заработной плате по субъекту Российской Федерации, к которому относится рассматриваемое муниципальное образование. Указанное допущение позволяет определить среднедушевые доходы населения по муниципальному образованию в предстоящем году исходя из отношения среднедушевых доходов населения к среднемесячной заработной плате по субъекту Российской Федерации в предстоящем году и прогноза среднемесячной заработной платы по муниципальному образованию на предстоящий год. 3.6. Для определения доли расходов на подключение коммунальной инфраструктуры в стоимости строительства одного квадратного метра жилья исходными данными являются тарифы на подключение соответствующих систем коммунальной инфраструктуры, максимально возможные нагрузки для подключения объектов жилищного строительства к системам коммунальной инфраструктуры в расчете на квадратный метр строящегося жилья и средняя стоимость строительства одного квадратного метра жилья на момент оценки доступности услуг подключения к системам коммунальной инфраструктуры. Под средней стоимостью строительства одного квадратного метра жилья понимается средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья, определяемая ежеквартально Минрегионом России для субъектов Российской Федерации либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для муниципальных образований. 3.7. Коэффициент изменения доли расходов на i-ый товар (услугу) ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения рассчитывается по формуле: где - доля расходов на i-ый товар (услугу) ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения в предстоящем году; - доля расходов на i-ый товар (услугу) ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения в базовом году; b - предельное значение коэффициента изменения доли расходов на i-ый товар (услугу) ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения. При определении доступности товаров (услуг) ОКК на период действия инвестиционной программы с учетом цен (тарифов) для потребителей и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей расчет производится на первый год действия тарифов и надбавок к тарифам, который является предстоящим применительно к используемой терминологии. При этом делается допущение, что товары и услуги ОКК, оплачиваемые по тарифам и надбавкам к тарифам, будут доступны для населения в период действия инвестиционной программы, при условии обеспечения доступности товаров (услуг), оплачиваемых с учетом этих же надбавок, в первом году действия тарифов и надбавок к тарифам. Данное допущение базируется на следующих обстоятельствах: 1) Основное влияние на доступность оказывает введение надбавок к тарифам; 2) Среднедушевые доходы населения неуклонно растут; 3) В настоящее время отсутствуют индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленные на период более одного года. 3.8. При определении доступности товаров (услуг) ОКК с учетом цен (тарифов) для потребителей доли расходов на i-ый товар (услугу) ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения в базовом и предстоящем году рассчитываются по формулам: где - тариф на i-ый товар (услугу) ОКК в базовом году; - норматив потребления i-ого товара (услуги) ОКК в базовом году2; 2 Если в муниципальном образовании установлено несколько нормативов потребления i-ого товара (услуги) ОКК в зависимости от степени благоустройства жилищного фонда, то в расчете используется норматив для жилищного фонда с наиболее распространенной в муниципальном образовании степенью благоустройства. - тариф на i-ый товар (услугу) ОКК в предстоящем году; - норматив потребления i-ого товара (услуги) ОКК в предстоящем году; - индекс изменения среднедушевых доходов населения в предстоящем году; - среднедушевые денежные доходы населения в базовом периоде; - среднедушевая субсидия на оплату i-ого товара (услуги) ОКК в предстоящем году; - среднедушевая субсидия на оплату i-ого товара (услуги) ОКК в базовом году; где - индекс максимально возможного изменения установленных тарифов и надбавок на товары и услуги ОКК в предстоящем году, утверждаемый органом регулирования субъекта РФ; - общая сумма начисленных населению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в предстоящем году; Чпр - численность населения в предстоящем году; РССЖКУпр - региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в предстоящем году; где - общая сумма начисленных населению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в базовом году; Чбаз - численность населения в базовом году; РССЖКУбаз - региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в базовом году. При отсутствии регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на предстоящий год среднедушевая субсидия на оплату i-oгo товара (услуги) ОКК в предстоящем году рассчитывается по формуле: (6) где - плата на содержание и ремонт жилого помещения; G - региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый для расчета размера субсидии; - индекс максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение в предстоящем году, утверждаемый органом регулирования субъекта РФ; - индекс максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в предстоящем году, утверждаемый органом регулирования субъекта РФ; R - количество услуг организаций коммунального комплекса. 3.9. При определении доступности товаров (услуг) ОКК с учетом цен (тарифов) и надбавок к ценам (тарифов) для потребителей доли расходов на i-ый товар (услугу) ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения в базовом и предстоящем году рассчитываются по формулам: (7) (8) где - надбавка к тарифу на i-ый товар (услугу) ОКК в базовом году; - надбавка к тарифу на i-ый товар (услугу) ОКК в предстоящем году; (9) (10) При отсутствии регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на предстоящий год среднедушевая субсидия на оплату i-oгo товара (услуги) ОКК в предстоящем году рассчитывается по формуле: (11) 3.10. Коэффициент изменения доли расходов на i-ый товар (услугу) ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения рассчитывается для каждого тарифа (надбавки к тарифам) для потребителей. 3.11. Полученный расчетным путем критерий сравнивается с установленным его предельным значением. 3.12. Непревышение расчетным значением коэффициента изменения доли расходов на i-ую услугу ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения его установленного предельного значения свидетельствует о том, что возможность оплаты услуг ОКК для населения в предстоящем году не ухудшилась по сравнению с базовым годом. Такой результат считается положительным для данного критерия. В случае если расчетное значение изменения доли расходов на i-ую услугу ОКК в величине среднедушевых денежных доходов населения превысит установленное для данного критерия предельное значение, считается, что возможность оплаты услуг ОКК для населения в предстоящем году ухудшилась по сравнению с базовым годом. Подобный результат считается отрицательным для данного критерия. 3.13. Товары (услуги) ОКК считаются доступными при получении положительного результата по критерию. 3.14. В случае вынесения заключения о недоступности для населения товаров (услуг) ОКК производится: - изменение производственной программы ОКК и перерасчет тарифов на товары и услуги (при согласовании производственной программы ОКК и установлении тарифов на товары и услуги ОКК); - изменение производственная программа ОКК без пересмотра тарифов на товары и услуги ОКК этой организации (при досрочном пересмотре тарифов ОКК в случае объективного изменения условий ее деятельности); - изменение условий технического задания, на основании которого разрабатывается инвестиционная программа организации коммунального комплекса; корректировка мероприятий, сроков реализации и источников финансирования инвестиционной программы ОКК, включая частичное обеспечение финансовых потребностей ОКК за счет средств местного бюджета (при выборе способов обеспечения финансовых потребностей ОКК, необходимых для реализации ее инвестиционной программы и при рассмотрении проекта инвестиционной программы ОКК и предоставленных этой ОКК расчетов и утверждении надбавок на товары и услуги ОКК и тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры). 3.15. Доля расходов на подключение коммунальной инфраструктуры в стоимости строительства одного квадратного метра жилья определяется по формуле: (12) где Ci - плата за подключение i-ой системы коммунальной инфраструктуры, приведенная к квадратному метру строящегося жилья (руб./кв. м); Сстр - средняя стоимость строительства одного квадратного метра жилья на момент оценки доступности услуг подключения к системам коммунальной инфраструктуры (руб./кв. м); R - количество систем коммунальной инфраструктуры. Плата за подключение i-ой системы коммунальной инфраструктуры, приведенная к квадратному метру строящегося жилья, определяется по формуле: (13) где - тариф на подключение i-ой системы коммунальной инфраструктуры; Ni - максимально возможная нагрузка для подключения объектов жилищного строительства к i-ой системе коммунальной инфраструктуры в расчете на квадратный метр строящегося жилья. 3.16. Рассчитанное значение доли расходов на подключение коммунальной инфраструктуры в стоимости строительства одного квадратного метра жилья сравнивается с ее предельным значением, устанавливаемым регулирующим органом. 3.17. Если доля расходов на подключение коммунальной инфраструктуры в стоимости строительства одного квадратного метра жилья меньше предельного значения, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры объектов жилищного строительства считаются доступными. ПриложениеПримеры определения доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса для населенияВ данном разделе рассмотрены примеры определения доступности для населения товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учетом планируемых цен (тарифов), а также надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и тарифов на подключение. Определение доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учетом планируемых цен (тарифов) Необходимость в определении доступности для населения товаров и услуг ОКК с учетом планируемых цен (тарифов) возникает при согласовании производственной программы ОКК и установлении тарифов на товары и услуги этих организаций, а также при досрочном пересмотре тарифов ОКК. Определение доступности для населения товаров и услуг ОКК рассмотрим на примере услуг водоснабжения. Для определения доступности оплаты услуг водоснабжения используется коэффициент изменения доли расходов на услугу водоснабжения в величине среднедушевых денежных доходов населения города. В настоящем примере под услугой водоснабжения понимается услуга холодного водоснабжения. В соответствии с методологией определения доступности услуг для населения условием доступности услуги холодного водоснабжения для жителей в 2009 году является неухудшение возможности оплаты услуги для населения в предстоящем году по сравнению с базовым годом. Доступность воды для потребителей с использованием коэффициента изменения доли расходов на услугу холодного водоснабжения в величине среднедушевых денежных доходов населения города достигается при непревышении расчетной величиной указанного коэффициента его установленного предельного значения. Предельное значение коэффициента изменения доли расходов на услугу по холодному водоснабжению в величине среднедушевых денежных доходов населения установлено равным 1,02. Учитывая, что в рассматриваемом городе в жилых домах с полным благоустройством проживает 91,7% населения, в дальнейшем все расчеты осуществляются применительно к такому жилищному фонду. Исходные данные для расчета коэффициента изменения доли расходов на услугу холодного водоснабжения в величине среднедушевых денежных доходов населения города принимаются согласно нормативным правовым актам администрации города, а также из данных государственной статистики (например, Российского статистического ежегодника, ежемесячных сборников Росстата «Социально-экономическое положение России»). Исходные данные для расчета коэффициента изменения доли расходов на услугу холодного водоснабжения в величине среднедушевых денежных доходов населения города представлены в таблицах 9-10. Таблица 9
Таблица 10
Расчетные данные для определения коэффициента изменения доли расходов на услугу холодного водоснабжения в величине среднедушевых денежных доходов населения города приведены в таблице 11. Таблица 11
Сравнение полученной величины с установленным предельным значением показателя:
Полученная расчетным путем величина коэффициента изменения доли расходов на услугу холодного водоснабжения в величине среднедушевых денежных доходов населения города в 2009 году не превышает принятое предельное значение данного показателя, что свидетельствует о доступности в 2009 году для населения города тарифа, равного 20,03 руб./куб.м. В результате оценки доступности услуги холодного водоснабжения для населения города в 2009 году получен положительный результат по коэффициенту изменения доли расходов на услугу холодного водоснабжения в величине среднедушевых денежных доходов населения города, что в соответствии с методологией определения доступности товаров и услуг ОКК для населения свидетельствует о доступности оплаты услуг холодного водоснабжения для населения города в 2009 году. Определение доступности услуг организаций коммунального комплекса для населения в 2009 году с учетом реализации инвестиционных программ Необходимость в определении доступности для населения товаров и услуг ОКК с учетом реализации инвестиционных программ возникает при выборе способов обеспечения финансовых потребностей ОКК, необходимых для реализации ее инвестиционной программы; а также при рассмотрении проекта инвестиционной программы ОКК и предоставленных этой ОКК расчетов и утверждении надбавок на товары и услуги ОКК. Определение доступности для населения товаров и услуг ОКК рассмотрим на примере тепловой энергии. Положительный результат при определении доступности по коэффициенту изменения доли расходов на услугу отопления в величине среднедушевых денежных доходов населения города достигается при непревышении расчетной величиной указанного коэффициента его установленного предельного значения. Учитывая необходимость реализации программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры города, предельное значение коэффициента изменения доли расходов на услугу отопления в величине среднедушевых денежных доходов населения города принимаем равным 1,15. Средними условиями в городе принимаются жилые помещения в панельных домах с полным благоустройством, построенные до 1999 года. Исходные данные для расчета коэффициента изменения доли расходов на услугу отопления в величине среднедушевых денежных доходов населения города представлены в таблице 12. Таблица 12
Расчетные данные по определению коэффициента изменения доли расходов на услугу отопления в величине среднедушевых денежных доходов населения города приведены в таблице 13. Таблица 13
Сравнение полученной величины с установленным предельным значением показателя:
Полученная расчетным путем величина коэффициента изменения доли расходов на услугу отопления в величине среднедушевых денежных доходов населения города в 2009 году не превышает принятое предельное значение данного показателя, что свидетельствует о доступности в 2009 году для населения города надбавки к тарифу, равной 38,54 руб./Гкал. Определение доступности для потребителей услуг ОКК по подключению к системам коммунальной инфраструктуры в 2009 году объектов жилищного и иного строительства Необходимость в определении доступности для потребителей услуг ОКК по подключению к системам коммунальной инфраструктуры в 2009 году объектов жилищного и иного строительства возникает при выборе способов обеспечения финансовых потребностей организации коммунального комплекса, необходимых для реализации ее инвестиционной программы. Доступность для потребителей услуг ОКК по подключению к системам коммунальной инфраструктуры в 2009 году объектов жилищного и иного строительства определяется доступностью тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры. В соответствии с методологией определения доступности тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры условием доступности является непревышение долей расходов на подключение коммунальной инфраструктуры в стоимости строительства одного квадратного метра жилья установленного предельного значения. Расчетные данные приведены в таблице 14. Таблица 14
Стоимость строительства 1 квадратного метра жилья в городе принята равной 47000 рублей. Максимальное рассчитанное значение доли расходов на подключение коммунальной инфраструктуры в стоимости строительства одного квадратного метра жилья, составляющее 6,24%, сравнивается с ее предельным значением, равным 20%. Поскольку доля расходов на подключение коммунальной инфраструктуры в стоимости строительства одного квадратного метра жилья меньше 20%, то тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры объектов жилищного строительства считаются доступными.
|