На главную | База 1 | База 2 | База 3

Приказ МЧС РФ от 25 ноября 2009 г. N 660

Об утверждении Порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска

В соответствии с пунктом 2 Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 304 "Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска"* приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.

Министр                                                                                С.К. Шойгу

______________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 15, ст. 1836.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 января 2010 г.

Регистрационный N 16042

Приложение

к приказу МЧС РФ

от 25 ноября 2009 г. N 660

Порядок
получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска

Содержание

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее - Порядок) регулирует вопросы взаимоотношений между экспертными организациями, претендующими на добровольную аккредитацию в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) (далее - объект защиты) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее - Аккредитация), Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и государственным учреждением, находящимся в ведении МЧС России (далее - государственное учреждение), устанавливает порядок получения экспертной организацией Аккредитации, переоформления и продления срока действия документа об аккредитации, приостановления и возобновления действия документа об аккредитации, а также порядок проверки осуществления деятельности аккредитованной экспертной организацией по соответствующим направлениям Аккредитации.

2. Аккредитованными в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска могут быть организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, признающие и соблюдающие настоящий Порядок (далее - заявители).

3. Целью Аккредитации является обеспечение доверия к деятельности экспертной организации на основе подтверждения и признания ее компетентности по выполнению работ в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.

4. В соответствии с настоящим Порядком осуществляется Аккредитация заявителей по следующим направлениям деятельности:

а) проведение расчетов по оценке пожарного риска и подготовка вывода о выполнении (не выполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

б) обследование объекта защиты, подготовка вывода о выполнении (не выполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности;

в) обследование объекта защиты, проведение расчетов по оценке пожарного риска, подготовка вывода о выполнении (не выполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

II. Требования, предъявляемые к заявителям, претендующим на Аккредитацию

5. Заявители, претендующие на добровольную аккредитацию в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска должны отвечать следующим требованиям Аккредитации:

а) иметь в наличии находящиеся в собственности или на ином законном основании помещения, сооружения, приборы и оборудование для выполнения работ по заявленному направлению деятельности;

б) иметь в наличии актуализированный фонд (или автоматизированную информационно-справочную систему) официально изданных законодательных, нормативных и справочных документов, а также утвержденные в установленном порядке методы и правила исследований (испытаний) и измерений;

в) не состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится независимая оценка пожарного риска, и не являться аффилированным лицом вышеуказанных лиц;

г) иметь в штате организации не менее пяти должностных лиц, имеющих среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование, обладающих стажем практической работы в области обеспечения пожарной безопасности (не менее пяти лет), которые должны:

знать:

законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности и нормативные документы по пожарной безопасности, в том числе регламентирующие порядок проведения независимой оценки пожарного риска и оформления его результатов;

принципы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты;

формы и методы проведения независимой оценки пожарного риска по направлениям деятельности;

устройство и принцип работы средств предотвращения пожаров и противопожарной защиты;

уметь:

анализировать пожарную опасность объекта защиты;

оценивать последствия воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;

оценивать системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты;

планировать и организовывать проведение независимой оценки пожарного риска;

оформлять результаты проведения независимой оценки пожарного риска;

вести учет и документирование результатов выполнения работ по независимой оценке пожарного риска;

использовать в практической деятельности современные информационные технологии;

при расчёте оценки пожарного риска:

определять частоту реализации пожароопасных ситуаций;

выстраивать поля опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;

проводить расчет по оценке пожарного риска;

при обследовании объектов защиты:

проводить обследования и проверки объектов защиты для оценки его соответствия установленным требованиям пожарной безопасности;

проводить экспертизу проектной документации на соответствие установленным требованиям пожарной безопасности;

разрабатывать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на объекте;

использовать утвержденные в установленном порядке расчетные методы обоснования инженерных решений по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты и программные средства для их реализации;

определять параметры и работоспособность систем обеспечения пожарной безопасности на объекте (в том числе, противодымной вентиляции, автоматической пожарной сигнализации, установок автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода);

использовать инструментальные методы определения эффективности средств обеспечения пожарной безопасности объекта защиты;

проводить оценку знаний работниками организации требований пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума;

проводить проверку организации деятельности, технической оснащенности и боеготовности пожарной охраны организации.

III. Порядок получения Аккредитации

6. Аккредитация заявителей, претендующих проводить работы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, на территориях двух и более федеральных округов (одного федерального округа и г. Москвы), осуществляется комиссией МЧС России по добровольной аккредитации экспертных организаций в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее - Комиссия по аккредитации) в соответствии с направлениями деятельности.

Аккредитация заявителей, претендующих выполнять работы по обследованию объекта защиты, подготовке вывода о выполнении (не выполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработке мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности, на территории одного федерального округа или г. Москвы, осуществляется территориальной комиссией МЧС России по добровольной аккредитации экспертных организаций в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее - территориальная комиссия по аккредитации).

7. Процесс Аккредитации включает следующие этапы:

1) подача заявления на Аккредитацию организации;

2) экспертиза документов заявителя;

3) проверка соответствия заявителя установленным требованиям для заявленного направления Аккредитации;

4) рассмотрение представленных заявителем документов и результатов их экспертизы на заседаниях соответствующих комиссий по аккредитации;

5) принятие решения об Аккредитации или об отказе в Аккредитации;

6) регистрация и выдача документа об аккредитации;

7) проверка осуществления деятельности аккредитованной экспертной организации по соответствующим направлениям Аккредитации.

8. Каждый последующий этап проводится при положительном результате предыдущего.

9. Заявитель, претендующий на Аккредитацию, направляет в государственное учреждение заявление на имя Председателя Комиссия по аккредитации о предоставлении аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее - заявление о предоставлении аккредитации), подписанное руководителем организации или лицом, представляющим организацию, и заверенное печатью данной организации (учреждения), в котором указываются: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления работ по аккредитуемому направлению деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя аккредитации на учет в налоговом органе, заявляемые направление Аккредитации и срок действия документа об аккредитации, а также согласие соискателя с условиями и требованиями настоящего Порядка.

В случае, если Аккредитация проводится территориальной комиссией по аккредитации, заявитель направляет заявление о проведении аккредитации в территориальную комиссию по аккредитации.

К заявлению о предоставлении аккредитации прилагаются:

а) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (с предоставлением оригиналов);

б) копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе (с предоставлением оригиналов);

в) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

г) сведения, подтверждающие наличие системы учета и документирования результатов выполнения работ по оценке соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, в том числе утвержденных руководителем правил организации делопроизводства, ведения архива;

д) должностные инструкции персонала, определяющие его служебные обязанности и ответственность;

е) руководство по качеству, содержащее следующие разделы и сведения:

организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала организации;

процедуру проведения независимой оценки пожарного риска, включая этапы ее проведения (прием и рассмотрение заявлений на проведение независимой оценки пожарного риска, заключение договора на ее проведение, этапы проведения, порядок подготовки заключения, установление срока действия заключения (не более трех лет);

порядок направления заключений о независимой оценке пожарного риска в структурное подразделение территориального органа МЧС России - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в специальное подразделение федеральной противопожарной службы, созданное в целях профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, в особо важных и режимных организациях (далее - структурное подразделение территориального органа МЧС России), на территории которого находится объект защиты;

ведение реестров выданных заключений;

ж) сведения, подтверждающие наличие у заявителя актуализированного фонда (или автоматизированной информационно-справочной системы) официально изданных законодательных, нормативных и справочных документов, а также наличие утвержденных в установленном порядке методов и правил исследований (испытаний) и измерений;

з) сведения о наличии материально-технической базы, принадлежащей заявителю на праве собственности или ином законном основании, необходимой для выполнения работ по заявленному направлению Аккредитации в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка;

и) копии штатного расписания, копии дипломов об образовании, трудовых книжек (выписки из трудовых книжек), а также документов, подтверждающих соответствие должностных лиц требованиям, указанным в подпункте "г" пункта 5 настоящего Порядка (с предоставлением оригиналов).

В случаях привлечения заявителем для выполнения работ внештатных должностных лиц экспертной организации, аккредитованной в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, дополнительно предоставляются копии заключенных с ними договоров.

10. Государственное учреждение и территориальная комиссия по аккредитации не вправе требовать от заявителя предоставления документов, не предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка.

11. Соответствие должностных лиц организации требованиям, указанным в подпункте "г" пункта 5 настоящего Порядка, определяет квалификационная комиссия МЧС России по проверке соответствия должностных лиц, проводящих независимую оценку пожарного риска, предъявляемым требованиям (далее - Квалификационная комиссия).

12. Документы могут быть предоставлены заявителем лично либо направлены по почте заказным письмом (бандеролью).

13. Документы, представляемые для Аккредитации, составляются на русском языке либо должны иметь заверенный перевод на русский язык и формируются в дело, содержащее опись.

14. Документы, представляемые (направляемые) заявителем в государственное учреждение или территориальную комиссию по аккредитации, принимаются по описи и регистрируются в день их поступления.

15. Государственным учреждением или территориальной комиссией по аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня получения документов направляется (вручается) заявителю уведомление о приеме к рассмотрению документов или о необходимости устранения заявителем допущенных нарушений в оформлении заявления о предоставлении аккредитации и (или) представлении недостающих документов.

16. При рассмотрении документов заявителя государственное учреждение или территориальная комиссия по аккредитации проверяют:

а) соответствие представленных документов (по составу и оформлению) требованиям, установленным для заявленного направления деятельности;

б) соответствие заявителя требованиям настоящего Порядка.

17. По результатам рассмотрения представленных заявителем документов соответствующая комиссия по аккредитации принимает решение об Аккредитации или об отказе в Аккредитации. Указанное решение оформляется соответствующим протоколом заседания Комиссии по аккредитации (далее - протокол заседания), подписываемым членами и утверждаемым председателем соответствующей комиссии по аккредитации.

18. Общая процедура Аккредитации (отказа в Аккредитации) не может превышать тридцати рабочих дней со дня получения всех необходимых документов.

19. Документ об аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее - документ об аккредитации) выдается на пять лет. В документе об аккредитации указываются: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления работ по аккредитуемому направлению деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя аккредитации на учет в налоговом органе, направление деятельности Аккредитации, даты принятия решения и выдачи документа об аккредитации, срок действия документа об аккредитации.

20. Государственное учреждение или территориальная комиссия по аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об Аккредитации направляет (вручает) заявителю выписку из протокола заседания.

В случае принятия решения об отказе в Аккредитации государственное учреждение или территориальная комиссия по аккредитации в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет (вручает) заявителю выписку из протокола заседания об отказе в Аккредитации с мотивированным обоснованием.

21. Заявитель считается аккредитованным со дня выдачи документа об аккредитации.

22. Основанием для отказа в Аккредитации заявителя является:

а) несоответствие заявителя требованиям Аккредитации;

б) непредставление или ненадлежащее оформление предоставленных на Аккредитацию документов.

23. Экспертная организация по письменному заявлению вправе получить в государственном учреждении или территориальной комиссии по аккредитации дубликат документа об аккредитации в случае утраты подлинника, а также заверенную копию документа об аккредитации.

24. Решение об отказе в аккредитации может быть обжаловано заявителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

25. Учет аккредитованных экспертных организаций в государственном учреждении и территориальной комиссии по аккредитации ведется посредством электронной базы данных аккредитованных экспертных организаций (далее - электронная база).

26. Электронная база должна содержать следующую информацию:

наименование, организационно-правовую форму и место нахождения организации;

направление деятельности, срок действия документа Аккредитации;

идентификационный номер налогоплательщика;

номер документа об аккредитации;

дату принятия решения об Аккредитации;

дату переоформления, приостановления, возобновления и прекращения действия документа об аккредитации, его аннулирования.

27. Сведения вносятся в электронную базу в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения об Аккредитации.

28. На официальном Интернет-сайте МЧС России в открытом доступе государственным учреждением и территориальной комиссией по аккредитации размещаются и ежемесячно обновляются сведения из электронной базы.

29. По заявлениям физических и юридических лиц сведения, содержащиеся в электронной базе, предоставляются в виде выписок из электронной базы в течение 30 дней со дня получения заявления, за исключением информации, распространение которой ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Порядок переоформления документа об аккредитации

30. В случае изменения юридического адреса и (или) наименования аккредитованной экспертной организации, ее организационной структуры и условий, влияющих на способность организации отвечать установленным требованиям Аккредитации, документ об аккредитации подлежит переоформлению.

31. Экспертная организация уведомляет соответствующую комиссию по аккредитации о произошедшем не позднее 15 рабочих дней со дня таких изменений.

32. Экспертная организация (ее правопреемник) в течение 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений об экспертной организации, указанных в пункте 30 настоящего Порядка, в Единый государственный реестр юридических лиц подают в государственное учреждение или территориальную комиссию по аккредитации заявление о переоформлении документа об аккредитации, в котором указываются новые сведения об экспертной организации (ее правопреемнике).

33. К заявлению о переоформлении документа об аккредитации прилагаются заверенные копии документов, подтверждающих факт внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

34. Переоформление документа об аккредитации осуществляется государственным учреждением или территориальной комиссией по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о переоформлении документа об аккредитации.

35. В случае реорганизации экспертной организации в форме слияния, разделения или выделения реорганизованное юридическое лицо (его правопреемник), принявшее решение продолжить работу в качестве экспертной организации, аккредитуется в соответствии с общими требованиями, установленными пунктами 6 - 23 настоящего Порядка.

36. Заявленное при аккредитации экспертной организации направление деятельности изменяется соответствующей комиссией по аккредитации по его заявлению в порядке, установленном для переоформления документа об аккредитации. К заявлению об изменении направления деятельности прилагаются документы, предусмотренные подпунктами "г" - "и" пункта 9 настоящего Порядка.

V. Повторная аккредитация

37. За 30 рабочих дней до окончания срока действия документа об аккредитации заявитель вправе направить в государственное учреждение или территориальную комиссию по аккредитации заявление о предоставлении повторной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее - заявление на повторную аккредитацию) и отчет о деятельности за период действия документа об аккредитации.

Заявление на повторную аккредитацию оформляется с учетом требований, предъявляемых к заявлению о предоставлении аккредитации, с указанием срока продления действия документа.

38. Государственное учреждение или территориальная комиссия по аккредитации регистрирует заявление и проводит проверку сведений, содержащихся в представленных документах.

39. По результатам рассмотрения представленных заявителем документов и результатов проверки в течение 15 рабочих дней со дня получения указанного заявления соответствующая комиссия по аккредитации принимает решение о продлении срока действия документа об аккредитации (отказе в продлении срока его действия).

40. Основанием для отказа в продлении срока действия документа об аккредитации являются:

а) нарушения экспертной организацией требований Аккредитации, выявленные при рассмотрении заявления на повторную аккредитацию;

б) нарушения экспертной организацией требований Аккредитации, выявленные в ходе проверки осуществления деятельности аккредитованной организацией по соответствующим направлениям Аккредитации, проводимой в соответствии с главой VI настоящего Порядка.

VI. Проверки осуществления деятельности аккредитованной организации

41. В целях оценки соответствия аккредитованной организации требованиям Аккредитации осуществляются проверки ее деятельности.

42. Проверки осуществляются структурными подразделениями территориальных органов МЧС России.

43. Основанием для проведения проверки является:

получение от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и граждан информации об изменениях или нарушениях в осуществляемой области деятельности аккредитованной организации;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) аккредитованной организации, связанные с невыполнением ими требований настоящего Порядка, а также получение информации, подтверждаемой документами и доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

44. Копии материалов проведенных проверок направляются в государственное учреждение или территориальную комиссию по аккредитации для дальнейшего рассмотрения на заседаниях соответствующих комиссий по аккредитации.

45. По результатам рассмотрения материалов проверок соответствующей комиссией по аккредитации может быть принято одно из следующих решений:

а) принять к сведению результаты проверки;

б) приостановить действие документа об аккредитации и предложить аккредитованной организации устранить обнаруженные при проверке недостатки.

VII. Порядок приостановления, возобновления действия документа об аккредитации

46. В случае выявления при проведении проверки аккредитованной экспертной организации нарушений требований Аккредитации, решением соответствующей комиссии по аккредитации действие документа об аккредитации приостанавливается до момента устранения указанных нарушений.

Действие документа об аккредитации возобновляется соответствующей комиссией по аккредитации после устранения экспертной организацией нарушений требований Аккредитации.

47. Решение о приостановлении, возобновлении действия документа об аккредитации принимается не позднее 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих нарушение аккредитованной экспертной организацией требований Аккредитации либо устранение этих нарушений.

48. Выписка из указанного в пункте 47 настоящего Порядка решения в течение 3 рабочих дней вручается (направляется) государственным учреждением или территориальной комиссией по аккредитации экспертной организации, действие документа об аккредитации которой было приостановлено или возобновлено.