СИСТЕМА НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФОНД СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ОТРАСЛЕВЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МДС 81-42.2008 Москва 2008 РАЗРАБОТАНА: Федеральным государственным учреждением «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (Е.Е. Ермолаев) совместно с некоммерческой организацией «Художественный фонд Союза художников России» (Ж.В. Орловская). РАССМОТРЕНА: Управлением строительных программ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и некоммерческой организацией «Художественный фонд Союза художников России». ПРЕДНАЗНАЧЕНА: для составления сметной документации для оценки стоимости создания произведений изобразительного искусства на территории Российской Федерации. ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ: Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (письмо от 08.04.2008 г. № ВБ-1381/02-1) ВВЕДЕНИЕМетодика определения стоимости создания произведений изобразительного искусства на территории Российской Федерации (далее Методика), разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основе методических и нормативных документов, предусмотренных сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве 2001 года. В практической части Методики использованы материалы «Практического пособия определения стоимости создания произведений изобразительного искусства» (Москва, 2001) и соответствующие документы федерального и регионального уровней. Методика предназначена для определения сметной стоимости работ по созданию произведений изобразительного искусства: станковой живописи и станковой графики, монументально-декоративных произведений в различных техниках, монументальной, монументально-декоративной и станковой скульптуры, монументальной живописи, произведений декоративно-прикладного искусства, плаката, сценографии, художественного проектирования и художественного конструирования и др., а также расчетов за выполненные работы, финансируемых с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования. В данной методике рассматриваются разделы: монументальной и станковой скульптуры, монументальной живописи (мозаика, витражи, роспись, фреска и т.д.), художественного проектирования и художественного конструирования. Положения, приведенные в Методике, предназначены для применения всеми предприятиями, занимающимися созданием произведений изобразительного искусства на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Методика предусматривает оценку всех этапов создания произведения изобразительного искусства от подготовительных работ до изготовления произведения в «материале», включая доставку к месту установки и монтаж произведения изобразительного искусства. Методика определения стоимости создания произведений изобразительного искусства на территории Российской Федерации I. Общие положения1.1. При строительстве общественных зданий и сооружений таких как: театры, музеи, выставочные комплексы, стадионы, мемориальные сооружения и др. возникает необходимость оценки стоимости создания скульптур, витражей, панно, барельефов, объёмных и пространственных композиций, монументальной живописи и т.д., учитываемой в составе проектной документации. Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве не позволяет производить оценку стоимости создания произведений изобразительного искусства с учетом их художественной ценности. 1.2. В соответствии с действующей Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации средства на выполнение работ, связанных с созданием на объектах строительства архитектурно-художественных произведений в натуре силами творческих организаций, включаются в графу «прочие затраты» сметных документов (графа 7 главы 2 сводного сметного расчета стоимости строительства или графа 7 объектной сметы). 1.3. Настоящая Методика содержит сметные расценки на создание произведений изобразительного искусства, сформированные на основании цен на ресурсы сложившихся на 01.01.2000 г. 1.4. В связи со спецификой определения затрат по созданию произведений изобразительного искусства расценки, приведенные в Методике, имеют структуру стоимостных показателей отличную от структуры федеральных единичных расценок ФЕР-2001 на строительно-монтажные работы. 1.5. Методика предназначена для использования организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, осуществляющих строительство и создание произведений изобразительного искусства с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования. 1.6. Методика разработана с учетом действующего законодательства Российской Федерации в области авторских и смежных прав. 1.7. При строительстве общественных зданий и сооружений художественное оформление является неотъемлемой частью проекта. II. Общие сведения о действующей системе ценообразования в изобразительном искусстве2.1. Создание произведений изобразительного искусства - станковой живописи и станковой графики, монументально-декоративных произведений в различных техниках, монументальной, монументально-декоративной и станковой скульптуры, монументальной живописи, произведений декоративно-прикладного искусства, плаката, сценографии, художественного проектирования и художественного конструирования и др. (далее - Произведение) - начинается с письма-заявки заказчика, направляемого в дирекцию Некоммерческой организации «Художественный фонд Союза художников России» (далее - Художественный фонд). В заявке указывается характер Произведения, срок его создания, общий замысел композиции и ориентировочная сумма средств, планируемая заказчиком на данные цели. 2.2. На основе письма-заявки заказчика Художественный фонд оформляет договор на создание Произведения, в котором определяются его параметры, сроки и этапы его создания, договорная цена, рассчитанная на основании сметной документации, составленной с учетом положений настоящей Методики. 2.3. Художественный фонд согласовывает автора или авторский коллектив, которым поручается создание произведения изобразительного искусства на условиях договора подряда, определяет организацию или специалистов, которые необходимы для исполнения Произведения в материале, и заключает с ней договор подряда. 2.4. Организация создания Произведения в материале осуществляется следующими способами: - авторское исполнение (силами автора или авторского коллектива) без привлечения специализированных организаций; - исполнение Произведения с привлечением специализированных организаций и необходимых профильных специалистов. 2.5. Создание произведений изобразительного искусства осуществляется в несколько этапов проработки и оценки: форэскиз, эскиз, масштабный картон, картон (калька-шаблон), рабочая модель, модель в натуральную величину, исполнение в материале, монтаж. При создании эскиза может быть разработано несколько вариантов Произведения. Количество разрабатываемых вариантов Произведения предусматривается в договоре на его создание или определяется дополнительным соглашением сторон. 2.6. Для каждого вида изобразительного искусства существует свой порядок выполнения этапов работ, соответствующий применяемой технологии создания Произведения. На каждом этапе разработки Художественно-экспертный совет Художественного фонда проводит художественную экспертизу и подтверждает оценку Произведения, по результатам которой принимает решение о принятии выполненного этапа работ или о необходимости его доработки. 2.7. Выполнение Произведения в проектной величине в заданном материале должно осуществляться после утверждения Художественно-экспертным советом проекта в полном объеме. Законченное Произведение принимается на заседании Художественно-экспертного совета. 2.8. Художественная экспертиза произведений предусматривает соответствие концептуального решения и профессионального исполнения данного Произведения (или его отдельного этапа) и подтверждает размер авторского вознаграждения в соответствии с Правилами определения стоимости создания произведений изобразительного искусства, художественного проектирования и конструирования, приведенными в главе IV настоящей Методики. 2.9. Правила определения стоимости создания произведений изобразительного искусства, художественного проектирования и конструирования относятся к отраслевым (ведомственным) сметным нормативам (в соответствии с действующей Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации). III. Общие положения по определению стоимости создания произведений изобразительного искусства3.1. Методикой определяются размеры авторского вознаграждения за создание Произведений художниками-профессионалами, имеющими специальное художественное образование. Стоимость работ по созданию Произведения в авторском исполнении включает авторское вознаграждение (гонорар), расходы, связанные с изготовлением Произведения «в материале», государственные налоги, сборы и прочие затраты. При создании произведений изобразительного искусства ставки авторского вознаграждения (гонорара) учитывают расходы, непосредственно связанные с выполнением работ автором (авторским коллективом). 3.2. Расценками (таблицы ОЕРх 81-06-01-2001) предусмотрены базовые ставки для расчета авторского вознаграждения (гонорара) за создание Произведений, которые приведены в главе IV настоящей Методики. Размер авторского вознаграждения (гонорара) по решению Художественно-экспертного совета и по согласованию с заказчиком может быть увеличен с учетом конъюнктуры рынка, сокращения сроков выполнения Произведения и высокого престижа автора. 3.3. Затраты на авторский надзор при исполнении Произведения «в материале» ставками авторского вознаграждения не учтены и предусматриваются дополнительно в размере от 5% до 10% от размера вознаграждения за создание Произведения «в материале» в зависимости от объекта и сложности исполнения с учётом положений, изложенных в разделе IV настоящей Методики. 3.4. Затраты на авторское руководство учитываются в сметах дополнительно в размере от 10% до 20% от стоимости договора в соответствии с главами Методики. Одновременный учёт в сметной документации на одно и то же Произведение затрат на авторский надзор и авторское руководство возможен только в случае координации одним из авторов процессов исполнения произведений другими членами авторского коллектива в рамках одного комплексного объекта. 3.5. Ставки авторского вознаграждения (гонорара) применяются при определении стоимости создаваемого Произведения по договору с заказчиком, а также при установлении цены купли-продажи готовых Произведений. 3.6. Ставки авторского вознаграждения (гонорара) при создании произведений изобразительного искусства установлены в базовых ценах федеральной базы ценообразования (в уровне цен по состоянию на 01.01.2000). 3.7. Приведение базовой стоимости авторского вознаграждения (гонорара) в текущий уровень цен осуществляется с применением индексов изменения стоимости создания произведения изобразительного искусства, публикуемых Федеральным центром ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов в «Межрегиональном сборнике индексов пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ по субъектам Российской Федерации». При определении стоимости создания Произведений изобразительного искусства в прогнозном уровне цен применяются соответствующие показатели «Сборника прогнозных показателей изменения стоимости строительства» на планируемый период. 3.8. В расходы на изготовление Произведения в материале включаются авторское вознаграждение (гонорар) с учетом материалов, производственные, накладные расходы организации-изготовителя и сметная прибыль. 3.9. Транспортные расходы, связанные с изготовлением и доставкой готового Произведения к месту установки (монтажа) учитываются в локальной смете на создание Произведения независимо от способа его исполнения на основе соответствующих расчетных обоснований. Компенсация указанных затрат производится по факту. 3.10. В случае, когда в создании Произведения участвуют более одного автора, авторское вознаграждение определяется за произведение в целом. Распределение авторского вознаграждения между авторами производится по их взаимной договоренности и оформляются соответствующими документами. 3.11. Созданные автором в процессе творческой работы эскизы, модели, проекты и другие подготовительные материалы являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором. 3.12. В случае передачи эталона Произведения для воспроизведения, право собственности на него не передается. 3.13. При исчислении налоговой базы следует учитывать право налогоплательщиков, получающих авторское вознаграждение, на расчет профессиональных налоговых вычетов, установленных статьей № 221 «Профессиональные налоговые вычеты» части 2 Налогового кодекса Российской Федерации. Производственные расходы, превышающие 40% и 30% (указанные в Налоговом кодексе РФ) могут быть компенсированы по фактическим затратам на основании подтверждения соответствующими финансовыми документами. 3.14. При создании авторских повторов художественных произведений до 10 экземпляров вознаграждение устанавливается в размере до 100% от цены за создание оригинала Произведения, в зависимости от технологии изготовления и решения Художественно-экспертного совета. 3.15. Авторская реставрация (воссоздание) ранее созданных Произведений оплачивается в процентном отношении от стоимости создания Произведения в материале, определенной по настоящей Методике, в зависимости от объемов реставрационных работ. 3.16. Художественная экспертиза и оценка стоимости произведений изобразительного искусства, создаваемых на территории Российской Федерации, проводится Художественным фондом Союза художников России совместно с уполномоченными организациями. 3.17. Сметная документация по оценке стоимости создания произведений изобразительного искусства разрабатывается специализированными организациями. 3.18. Разногласия по вопросам применения отдельных положений настоящей Методики рассматриваются Федеральным центром ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов и Художественным фондом Союза художников России. 3.19. В случае создания уникального произведения изобразительного искусства, при подтверждении его уникальности Художественно-экспертным советом и согласовании с заказчиком, к стоимости всей работы по договору может быть применен повышающий коэффициент в размере до 1,5. IV. Правила определения стоимости создания произведений изобразительного искусства, художественного проектирования и конструирования4.1. Произведения монументально-декоративной живописи в различных техниках исполненияТехническая часть 4.1.1. Настоящими Правилами определяются размеры вознаграждения за создание произведений монументально-декоративной живописи, связанных с архитектурно-пространственной средой в техниках: мозаика (римская и флорентийская), витраж, роспись (в различных техниках исполнения), маркетри, интарсия, фреска и другие. 4.1.2. Этапы создания Произведения: - подготовительный этап; - форэскиз, эскиз; - картон, масштабный картон или калька-шаблон; - рабочая модель, схема монтажа; - подбор палитры; - создание произведения в материале. 4.1.3. Размер вознаграждения автору (соавторам) за произведение определяется как сумма вознаграждений за отдельные этапы создания произведения. Подготовительный этап создания Произведения включает: ознакомление с заданием, получение и сбор необходимых материалов и документов, анализ особенностей объекта, обмер и фотографирование места установки Произведения или места производства работ. Подготовительный этап входит во все виды художественных работ. Вознаграждение за проведение подготовительных работ устанавливается в размере 25 000 рублей (за каждое Произведение). 4.1.4. В случае необходимости, по согласованию с заказчиком, могут быть выполнены варианты эскиза, а также фрагменты будущего Произведения в материале, оплата за исполнение фрагмента в материале производится в соответствии с этапом № 5 данной Методики. 4.1.5. Площадь произведения определяется по его габаритным очертаниям, вписанным в простейшую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, трапеция, ромб). 4.1.6. Порядок оплаты авторского надзора за техническими и вспомогательными работами определяется пунктом 3.3 данной Методики авторское руководство пунктом 3.4 и соответствующими пунктами главы IV настоящей Методики. 4.1.7. Для оценки стоимости исполнения Произведения в материале к расценкам применяются повышающие коэффициенты, учитывающие высотность и сложность поверхности, на которой производятся работы. Коэффициенты приведенные в таблице № 1. 4.1.8. При выполнении работ непосредственно на архитектурной поверхности, на высоте свыше 3,5 м; на сферических, криволинейных и рельефных поверхностях к соответствующим расценкам применяются повышающие коэффициенты, приведённые в таблице № 1, строка 2.
4.1.9. При выполнении флорентийской и римской мозаики, витража, маркетри, интарсии и эмалей применяются повышающие коэффициенты, учитывающие сложность изготовления Произведения. Коэффициенты приведены в таблице № 2.
Этап 1. Форэскиз, эскиз 4.1.10. Форэскиз является первой стадией по созданию произведения монументально-декоративного искусства и заключается в разработке принципиального пластического и тематического предложения. 4.1.11. Вознаграждение за стадию форэскиза устанавливается в размере 12 500 рублей. Форэскиз может быть представлен или в графическом (живописном) виде, или в объеме. При создании форэскиза или эскиза в объёмном виде устанавливается вознаграждение с повышающим коэффициентом К=1,2 по решению Художественно-экспертного совета. 4.1.12. Вознаграждение за стадию эскиз устанавливается в размере, указанном в таблице № 01-01. Эскиз может быть представлен как в графическом (живописном) виде, так и в объеме (макете). Вознаграждение за создание макета устанавливается дополнительно. Варианты эскиза, выполненные по письменной просьбе заказчика, оплачиваются дополнительно в размере 60% от цены установленной таблицей № 01-01 настоящей Методики, но не менее 25% от вознаграждения за эскиз. 4.1.13. В случае необходимости, кроме эскиза общего композиционного решения, автором могут быть разработаны эскизы фрагментов композиции, имеющих самостоятельное значение. Вознаграждение за разработку эскиза фрагмента Произведения устанавливается дополнительно в размере до 25% от вознаграждения за основной вариант эскиза общего композиционного решения. Таблица 01-01 (ОЕРх 81-06-01-2001)
Этап 2. Картон, масштабный картон, калька-шаблон 4.1.14. Картон представляет собой цветное или черно-белое изображение будущего произведения в натуральную величину. Вознаграждение за создание Произведения на стадии картон определяется по таблице № 01-02, в зависимости от площади Произведения. 4.1.15. Автор может совместить стадию картона со стадией выполнения Произведения в материале. При этом вознаграждение за создание Произведения определяется с учетом размера вознаграждения за стадию картона, заданного в таблице № 01-02. 4.1.16. Если картон выполняется непосредственно на архитектурной поверхности, при определении вознаграждения применяются коэффициенты, приведенные в таблицах № 1 и № 2. 4.1.17. Кроме картона в натуральную величину, по договоренности с заказчиком, может быть выполнен масштабный картон с дополнительной оплатой в размере 25% от вознаграждения за картон. 4.1.18. При разработке картонов для выполнения Произведений на сферических и других криволинейных поверхностях вознаграждение определяется с применением повышающего коэффициента К=1,1. 4.1.19. За разработку при необходимости кальки-шаблона, вознаграждение определяется дополнительно в размере 20% от суммы вознаграждения за картон. Таблица 01-02 (ОЕРх 81-06-01-2001)
Этап 3. Рабочая модель 4.1.20. В соответствии с характером Произведения вместо картона, кальки-шаблона автор может выполнять рабочую модель в масштабе не менее 1:5 и графическую схему расположения деталей при исполнении Произведения. Размер вознаграждения за разработку рабочей модели приведен в таблице № 01-03. 4.1.21. Рабочая модель может быть выполнена в материале будущего Произведения, в этом случае применяется повышающий коэффициент К=1,3 к значениям указанным в таблице № 01-03. 4.1.22. Вознаграждение за схему исполнения определяется в размере до 25% от стоимости рабочей модели. Таблица 01-03 (ОЕРх 81-06-01-2001)
4.1.23. Особо сложные рабочие модели с включением многих техник исполнения, применением новых технологий, для сложной архитектурной ситуации оцениваются с применением повышающего коэффициента до К=1,5 к расценкам по решению Художественно-экспертного совета. Этап 4. Подбор палитры 4.1.24. На стадии выполнения подбора палитры автор осуществляет цветовую и тональную выкладку Произведения в материале, готовит колера путем экспериментальных проб для росписи в различных техниках и т.п. 4.1.25. Вознаграждение за стадию «Подбор палитры» определяется в размере 15% от суммы вознаграждения за стадию эскиз, картон и стадию рабочая модель. Этап 5. Исполнение в материале 4.1.26. Стоимость создания живописных композиций в различных техниках приведена в таблице № 01-04 и рассчитывается в зависимости от площади Произведения. Таблица 01-04 (ОЕРх 81-06-01-2001)
4.1.27. При выполнении работ непосредственно на архитектурной поверхности на высоте свыше 3,5 м на сферических, криволинейных и рельефных поверхностях к соответствующим расценкам применяются коэффициенты, приведенные в таблице № 1 настоящей Методики. 4.1.28. Работы по созданию живописи могут производиться как внутри помещения (по стенам и потолкам), так и снаружи здания (по фасадам). При производстве работ на фасадах применяются коэффициенты на высотность и вид поверхности (таблица № 1 данной Методики) или обобщенные коэффициенты, учитывающие условия производства работ, приведенные в действующей Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации. 4.1.29. При выполнении флорентийской и римской мозаики, витража, маркетри, интарсии и эмалей применяются значения таблицы № 2. 4.1.30. Обработка поверхности готового Произведения (полировка, лакировка и др.) оплачивается дополнительно в размере до 10 % от стоимости его исполнения в материале. 4.1.31. При исполнении резьбы по дереву применяются значения таблицы № 01-04 по графе маркетри с повышающим коэффициентом К=1,5. 4.1.32. При исполнении росписи на керамическом основании применяется повышающий коэффициент К=2, при этом керамическое основание отдельно не оплачивается. 4.1.33. Стоимость создания декоративных решеток и стекла приведена в таблице № 01-05 и вычисляется в зависимости от площади Произведения. Таблица 01-05 (ОЕРх 81-06-01-2001)
4.1.34. При расчете стоимости декоративных решеток и стекла, для учета оригинальности художественного решения или использования дорогостоящих материалов, применяется повышающий коэффициент К=1,6 к расценке по решению Художественно-экспертного совета. 4.1.35. Стоимость создания произведений с нанесением различных эмалей приведена в таблице № 01-06 и вычисляется в зависимости от площади Произведения. Таблица 01-06 (ОЕРх 81-06-01-2001)
4.1.36. Стоимость создания витражей оценивается по таблице № 01-07 и вычисляется в зависимости от площади Произведения. Таблица 01-07 (ОЕРх 81-06-01-2001)
4.1.37. Повышающие коэффициенты на высотность и вид поверхности (таблица № 1 настоящей Методики) применяются к ценам, приведенным в таблицах № 01-06 и № 01-07. 4.1.38. Студийное стекло оценивается по расценке 01-07-02 с повышающим коэффициентом К=1,5 по решению Художественно-экспертного совета. 4.1.39. Стоимость создания композиционного покрытия архитектурных поверхностей декоративного характера (исполнение в материале) с подбором палитры, материала, отделка с применением новых синтетических материалов (в том числе кожа, мультиколор и т.д.) оцениваются по таблице № 01-08. Таблица 01-08 (ОЕРх 81-06-01-2001)
4.1.40. Повышающие коэффициенты на высотность и вид поверхности (таблица № 1 настоящей Методики) применяются к ценам, приведенным в таблице № 01-08. 4.2. Произведения типа панно4.2.1. Вознаграждение за создание Произведения типа панно (вставок), размером до 5 кв.м. включительно, может определяться в размере 400 000 рублей и выше за Произведение в целом. 4.2.2. Поэтапная выплата вознаграждения автору (творческому коллективу) производится в следующих размерах: - эскиз - 25 %; - картон, подбор палитры - 25%; - исполнение в материале - 50 %. 4.3. Объемно-пространственные композиции4.3.1. К объемно-пространственным композициям относятся декоративные архитектурно-объёмные композиции из различных элементов: для входов в здания, фонтанов и арок, декоративные композиции для фасадов и интерьеров зданий и сооружений, самостоятельные композиции, обусловленные градостроительной ситуацией; композиции для игровых площадок, парков, мостов и въездов и пр. 4.3.2. Стоимость создания объемных и объемно-пространственных композиций в материале приведена в таблицах № 01-09 и № 01-10. 4.3.3. При оригинальном решении и использовании дорогостоящих материалов, для расчета стоимости создания пространственной композиции в материале применяется повышающий коэффициент К=3. Применение коэффициента подтверждается решением Художественно-экспертного совета. Таблица 01-09 (ОЕРх 81-06-01-2001)
Таблица 01-10 (ОЕРх 81-06-01-2001)
4.3.4. Авторское руководство по изготовлению объемно-пространственных композиций в материале оплачивается заказчиком от 10 до 20% от стоимости композиции. Авторский надзор - от 5 до 10 % от стоимости композиции. Порядок учета в сметной документации затрат на авторское руководство и авторский надзор определен п. 3.4 настоящей Методики. 4.4. Скульптурные произведенияТехническая часть 4.4.1. Настоящим разделом Методики определяются размеры авторского вознаграждения за создание скульптурных произведений художниками-профессионалами, имеющими специальное художественное образование. Основным критерием для определения размера авторского вознаграждения за создание скульптурного произведение являются художественное достоинство произведения и его общественная значимость. При этом учитывается оригинальность пластического решения, количество фигур, размер скульптуры. 4.4.2. Размер вознаграждения за авторский руководство и наблюдение за монтажом скульптурного произведения на месте установки определяется в размере 10% от вознаграждения за создание этого произведения в твердом материале. 4.4.3. При создании многофигурных скульптурных композиций, в которых при общем композиционном решении каждая фигура имеет самостоятельное значение, вознаграждение за каждую отдельную фигуру устанавливается как за отдельное произведение в размере до 100% гонорара, предусмотренного данной Методикой. 4.4.4. За объемные аксессуары, имеющие самостоятельное композиционное решение, дополнительное вознаграждение автору может быть определено по данной Методике за создание геральдических, орнаментальных и других видов композиций рельефа. Если лицо (предприятие, организация), осуществляющее перевод Произведения в твердый материал, не обеспечило сохранность авторской модели, то выполнение работы по её восстановлению производятся автором по специальному дополнительному соглашению с оплатой в пределах до 60%, но не менее 25% от авторского вознаграждения за её создание. 4.4.5. Оплата за скульптурное Произведение, признанное уникальным, производится по п. 3.19 данной Методики. 4.4.6. Создание скульптурного произведения включает в себя следующие этапы: - разработка форэскиза или художественной концепции; - разработка эскизного проекта; - создание рабочей модели в мягком материале в заданном масштабе; - создание модели в мягком материале в величину произведения; - создание произведения в твердом материале. 4.4.7. В отдельных случаях при создании монументальной и монументально-декоративной скульптуры, по договоренности с заказчиком, вместо форэскиза разрабатывается художественная концепция проектируемого произведения. Вознаграждение за её разработку устанавливается в размере 125 000 рублей. 4.4.8. Поэтапная выплата вознаграждения автору (творческому коллективу). 4.4.8.1. Стадия модели в мягком материале: - концепция, форэскиз - 25 %; - рабочая модель - 25 %; - мягкая модель в натуре - 45 %; - проработка по гипсу - 5 %. 4.4.8.2. Исполнение в материале - 100-250 % (см. таблицу № 01-16). 4.4.9. Увеличение и черновая прокладка в глине круглой скульптуры при высоте Произведения более 3 м (по наибольшему размеру), рельефов фигурного, геральдического и орнаментального при высоте свыше 2,6 м или площади свыше 8 кв.м., бюста или головы свыше 1 м, учитываются коэффициентами представленными в таблице № 3. При выполнении геральдических, орнаментальных и других видов композиций применяются коэффициенты, представленные в таблице № 4. Таблица № 3
Таблица № 4
Этап № 1. Форэскиз 4.4.10. Форэскиз - первая стадия по созданию скульптурного Произведения, пластического и тематического предложения. Форэскиз выполняется в графическом или объёмном решении. 4.4.11. Минимальное вознаграждение за разработку форэскиза устанавливается в размере: А - 12 500 рублей - фигура, бюст (за каждый вариант); В - 20 000 рублей - скульптурная композиция (за каждый вариант) С - 7 500 рублей - геральдический, орнаментальный рельеф, архитектурная композиция (за каждый вариант). Этап № 2. Эскизный проект 4.4.12. Эскизным проектом монументальной и монументально-декоративной скульптуры предусматривается следующее: - эскизная модель в заданном масштабе; фрагмент скульптурной композиции; - архитектурное решение; планы; перспективы. 4.4.13. Величина вознаграждения за эскизный проект приведена в таблице № 01-11. Таблица 01-11 (ОЕРх 81-06-01-2001)
Этап № 3. Рабочая модель 4.4.14. Величина вознаграждения за рабочую модель приведена в таблице № 01-12. Таблица 01-12 (ОЕРх 81-06-01-2001)
4.4.15. При увеличении Произведения с рабочей модели более чем в пять раз, необходимость выполнения промежуточной модели определяется по договоренности сторон, в пределах до 60% от стоимости изготовления модели в величину сооружения. 4.4.16. Работы по формовке и отливке в гипсе скульптурной части, архитектурных элементов, а также по изготовлению макетов оплачиваются дополнительно. 4.4.17. Особо сложные рабочие модели с включением многих техник, с применением новых технологий, для сложной архитектурной ситуации оцениваются с применением к расценкам коэффициента К=1,5. 4.4.18. Величина вознаграждения за модель в величину сооружения приведена в таблице № 01-13 и 01-14. Таблица 01-13 (ОЕРх 81-06-01-2001)
Таблица 01-14 (ОЕРх 81-06-01-2001)
4.4.19. Вознаграждение за создание скульптурных композиций, включающих в себя цветовые, световые, динамические и прочие образно-выразительные элементы определяются по разовой оценке Художественно-экспертным советом. 4.4.20. Вознаграждение за создание горельефов определяется с повышающим коэффициентом К=1,5 к расценке. 4.4.21. Вознаграждение за создание смешанных рельефов оплачивается как сумма за каждый вид рельефа, входящего в смешанный рельеф. Миниатюрная скульптура 4.4.22. Размер авторского вознаграждения за создание модели скульптуры размером до 0,25 м определяется по таблице № 01-15. Таблица 01-15 (ОЕРх 81-06-01-2001)
Этап № 4. Создание скульптурных произведений в твердом материале 4.4.23. Авторское вознаграждение за создание Произведения в твёрдом материале устанавливается в процентах от авторского вознаграждения за созданную скульптуру в мягком материале (включает стоимость эскизного проекта, рабочей модели и модели в величину сооружения). Размер вознаграждения зависит от твердости и сложности обработки материала, используемого при создании Произведения. Величина авторского вознаграждения за создание произведения в твёрдом материале приведена в таблице № 01- 16. Таблица 01-16 (ОЕРх 81-06-01-2001)
4.4.24. При авторской проработке произведения (шлифовка, полировка, гравировка, чеканка и др.) вознаграждение за эти работы устанавливается дополнительно в размере от 10% до 20% от вознаграждения за создание Произведения в твердом материале. 4.4.25. Авторское руководство за вспомогательными работами по соответствию скульптурного произведения утвержденному образцу, выполненному в твердом материале исполнителями, оплачивается дополнительно в процентном отношении от размера авторского вознаграждения за создание Произведения в мягком материале в следующих размерах: А - в граните, базальте и других, равных им по твердости и сложности обработки, природных материалах, листовом и кованом металле - до 25 %; В - в мраморе, в литом металле, стекле - до 20%; С - в известняке, дереве, пластмассе, керамике и бетоне (в т.ч. с наполнителями) - до 15%. Этап № 5 Правила замера скульптурных произведений 4.4.26. Замер скульптуры производится по наибольшему размеру изображаемой фигуры, композиции. 4.4.27. Замер площади барельефов (горельефов) производится по габаритным очертаниям произведения, вписанным в единую простейшую геометрическую фигуру (квадрат, круг, треугольник и т.п.). Барельефы (горельефы), расположенные на сложных кривых поверхностях (своды, арки, ниши), замеряются по развернутой площади этих поверхностей. 4.4.28. Замер площади аксессуаров производится по проекции на плоскость с одной стороны. Изображение вписывается в единую простейшую геометрическую фигуру. Если каждая сторона аксессуара имеет самостоятельное объемное решение, допускается замер каждой стороны отдельно. 4.5. Произведения художественного проектированияТехническая часть 4.5.1. Раздел Методики устанавливает минимальные размеры вознаграждения за создание проектов художественного решения среды с включением различных видов изобразительного, декоративно-прикладного искусства и уникального дизайна в органическом сочетании со сложившимся историческим, архитектурным и природным окружением. Раздел «Произведения художественного проектирования» составлен с учетом ранее существовавших нормативных документов по оплате труда в области художественного проектирования. 4.5.2. Методика предназначена для профессиональных художников, практикующих как индивидуально, так и в составе творческих коллективов и применяется при оценке стоимости создания Произведения художественного проектирования, при заключении договоров с государственными предприятиями, коммерческими фирмами и частными лицами в качестве заказчиков. 4.5.3. Размер авторского вознаграждения (гонорара), в зависимости от вида художественного проектирования, в настоящей Методике определяется по таблицам №№ 01-17, 01-18, 01-19. На предельные величины авторского гонорара влияют следующие факторы: - степень оригинальности проекта в сравнении с аналогами; - объем и сроки выполнения проекта. 4.5.4. Повышающий коэффициент, учитывающий вышеперечисленные условия, определяется К=1,5 к расценке по решению Художественно-экспертного совета. 4.5.5. Методика предусматривает возможность заключения договора художественного проектирования, как на весь проект, так и на его отдельные этапы. 4.5.6. Договор на художественное проектирование включает следующие этапы: А - подготовительные работы; В - сценарии художественных произведений (мемориалов, выставок, музейной экспозиции, карнавалов, шествий и т.п.) С - 1 этап эскизного проекта (определение художественной концепции). D - 2 этап эскизного проекта (выполнение выбранного варианта в цвете и масштабе, проектирование отдельных объектов и элементов формирования среды, деталировка). Е - авторское руководство, при создании объектов в натуре. 4.5.7. Методикой устанавливается вознаграждение за разработку проектов: - городская, сельская и промышленная территория; - интерьеры и фасады общественных, административных, промышленных зданий и сооружений; - выставки, ярмарки, музеи; - объекты массового искусства (фестивали, карнавалы, шествия, парады и т.п.). 4.5.8. В случае разработки тематического задания для проектирования автором (по письменной просьбе заказчика), вознаграждение определяется в размере до 10 % от общей стоимости эскизного проекта. 4.5.9. В дополнение к полному составу проекта может быть выполнен экспозиционный макет. Оплата за выполнение экспозиционного макета производится по «Рекомендациям по определению стоимости изготовления демонстрационных материалов (макеты, планшеты, буклеты и пр.)» (МРР-3.2.40-04.2004 г. Москомархитектура). 4.5.10. В случае, когда по желанию заказчика проекты выполняются в электронной версии (на компьютере), к стоимости 1 этапа применяется коэффициент К=1,25. Подготовительные работы 4.5.11. Выполнение подготовительных работ начинается после получения письма-заказа и заключения договора. 4.5.12. Подготовительные работы по художественному проектированию предусматривают: - ознакомление с заданием; - изучение особенностей проектируемого объекта; - получение необходимой документации, фотоработы, обмеры. 4.5.13. Авторское вознаграждение за выполнение подготовительных работ определяется в размере не менее 5 000 рублей. Командировочные расходы, необходимые для получения документации и обмеров и оплачиваются по факту. 4.5.14. Срок выполнения подготовительных работ при проектировании средовых и выставочных комплексов устанавливается по соглашению автора (соавторов) с заказчиком и четко оговаривается в календарном плане договора, подписанном обеими сторонами. 4.5.15. Обмерные работы и фотографирование входят в состав подготовительных работ и отдельно не оплачиваются. Художественное проектирование интерьеров и экстерьеров 4.5.16. Данный раздел Методики определяет величины авторского вознаграждения за художественное проектирование интерьеров и экстерьеров (фасадов) общественных, административных, производственных, жилых и других объектов. Эскизный проект осуществляется в соответствии с тематическим и техническим заданием. Тематическое, техническое задание устанавливает основные задачи проектирования, особые условия и требования, определяет этапы работы, ее стоимость и сроки. Эскизный проект осуществляется в соответствии с техническим заданием, которое разрабатывается заказчиком и согласовывается с исполнителем. В случае разработки технического задания исполнителем, эта работа оплачивается заказчиком в размере до 10% от стоимости эскизного проекта. 4.5.17. Цель эскизного проекта интерьера и экстерьера - создание комфортных (оптимальных) условий эксплуатации зданий и помещений. Эскизный проект интерьера и экстерьера предусматривает следующие работы по: - разработка фасада; - разработке цветового и пространственного решения; - расстановке оборудования и мебели; - разработке системы освещения; - разработке общих принципов визуальной коммуникации; - нейтрализации или использованию архитектурных особенностей объекта для его эстетической организации. 4.5.18. Эскизный проект интерьера и фасада имеет следующие этапы: А - 1 этап - концептуальное образное решение, которое дает ясное представление о принципах объемно-пространственной и цветовой организации здания. В этот этап входят следующие работы: - сбор и анализ исходных данных; - изучение особенностей объекта проектирования; - разработка объемно-пространственных и цветографических вариантов решения; - выбор основного варианта. В - 2 этап - эскизный проект, который включает следующие работы: - выполнение выбранного варианта в цвете и масштабе (план, перспектива или развертка стен); - разработка размещения готовой мебели, оборудования, осветительных приборов в интерьере; - разработка таблиц колеров с выкрасками образцов цвета и рекомендациями по отделочным материалам; - составление пояснительной записки. 4.5.19. Проектируемые интерьеры и фасады подразделяются на следующие группы: 4.5.19.1. Общественные: интерьеры и фасады ресторанов, кафе, буфетов, спортивных и лечебно-оздоровительных учреждений, рекреационных залов, зрелищных сооружений (вестибюли, холлы, залы совещаний, демонстрационные залы и т.д.). 4.5.19.2. Административные интерьеры: кабинеты руководителей, приемные, залы переговоров. 4.5.19.3. Интерьеры и экстерьеры (фасады) жилых домов, коттеджей, квартир и т.п. 4.5.19.4. Интерьеры и фасады: цеха предприятий, конструкторские и учебные залы, лаборатории, вычислительные центры, больницы, поликлиники и т.п. 4.5.19.5. Производственно-бытовые интерьеры: гардеробные, душевые, умывальные, уборные; комнаты реабилитации, приема пищи, курения и т.п. 4.5.19.6. Вспомогательные интерьеры: коридоры, лестничные клетки, венткамеры, кубовые, подсобно-хозяйственные и т.п. 4.5.20. Авторское руководство по реализации эскизного проекта интерьера и экстерьера в натуре оплачивается заказчиком в размере до 20% от стоимости договора на дизайн-проект. Порядок учета в сметной документации затрат на авторское руководство определен пунктом 3.4 настоящей Методики. Изготовление концептуального макета интерьера производится по «Рекомендациям по определению стоимости изготовления демонстрационных материалов (макеты, планшеты, буклеты и пр.)» (МРР-3.2.40-04.2004 г. Москомархитектура). 4.5.21. Составление пояснительной записки к проекту оплачивается дополнительно в размере до 5 % от стоимости договора на дизайн-проект определенной по таблице № 01-17. 4.5.22. Стоимость разработки эскизного проекта различных интерьеров представлена в таблице № 01-17. Таблица 01-17 (ОЕРх 81-06-01-2001)
Художественное проектирование экспозиций 4.5.23. Данный раздел определяет величину авторского гонорара за разработку эскизного проекта экспозиций музеев, выставок, ярмарок, фестивалей и т.п. Проектируемые экспозиции подразделяются на следующие группы: А - музеи; В - выставки; С - ярмарка, фестиваль, праздник; 4.5.24. Эскизный проект осуществляется в соответствии со сценарием, тематическим и техническим заданием. Техническое задание устанавливает основные задачи проектирования, особые условия и требования, определяет этапы работ, их стоимость и сроки выполнения. Техническое задание разрабатывается заказчиком и согласовывается с исполнителем. В случае разработки технического задания исполнителем, эта работа оплачивается заказчиком в размере до 10% от стоимости эскизного проекта. 4.5.25. Эскизный проект предусматривает три этапа работы: - 1 этап - образное концептуальное решение, которое должно давать ясное представление об объемно-пространственном и цветофактурном, графическом и стилевом решении объекта в целом, а также об основных помещениях, зонах и других акцентах проектируемого объекта. В этот этап входят следующие работы: - ознакомление с заданием; - получение и сбор необходимых материалов и документов; - анализ особенностей объекта проектирования; - разработка вариантов объемно-пространственного и цветографического решения; - выбор основного варианта; - выполнение выбранного варианта в цвете, масштабе, объеме (план, перспектива, концептуальный макет). - 2 этап - эскизный проект основных разделов проектируемого объекта: - выполнение в цвете и масштабе отдельных зон и разделов проектируемого объекта (план, развертки стен); - планировка оборудования, мебели, осветительных приборов; - разработка таблиц колеров с выкрасками образцов цвета и рекомендациями по отделочным материалам. - 3 этап - эскизный проект оборудования, мебели, отдельных элементов формирования среды отдельных зон и разделов, куда входит разработка конструктивного и цветофактурного решения стендов, подиумов, боксов, ограждений и другого оборудования для музеев, выставок, ярмарок, интерьеров и т.п. К этому этапу относится и разработка отдельных элементов экспозиции. 4.5.26. Стоимость создания эскизного проекта экспозиции приведена в таблице № 01-18. Таблица 01-18 (ОЕРх 81-06-01-2001)
4.5.27. Составление пояснительной записки к проекту учитывается дополнительно в размере до 5 % от стоимости дизайн-проекта, определенной по таблице № 01-18. 4.5.28. Авторское руководство по реализации проекта в натуре учитывается в размере до 20% от стоимости договора на эскизный проект, указанной в таблице № 01-18. Порядок учета в сметной документации затрат на авторское руководство определен пунктом 3.4 настоящей Методики. 4.5.29. Авторское исполнение по реализации проекта в натуре учитывается следующим образом: I - музей - 2 250 руб. за 1 кв.м. экспозиционной площади; II - выставка - 1 125 руб. за 1 кв.м. экспозиционной площади. Художественное проектирование отдельных объектов и элементов формирования среды 4.5.30. Данный раздел Методики определяет величину авторского гонорара за разработку проектов отдельных объектов и элементов формирования среды. Проектируемые объекты подразделяются на следующие группы: 1. Отдельные архитектурно-художественные сооружения (отдельно стоящие киоски, беседки, павильоны, лавки, фонтаны и т.п.). 2. Рекламные кронштейны, рекламные щиты плоские и объемные онинги, билборды и т.п. 3. Тематические, сюжетные и торговые витрины. 4. Объекты ландшафтной архитектуры и благоустройства (геопластические формы, фитодизайн, ограждение, мощение, дорожки, клумбы, вазоны, полисадники и т.п.). 5 Аудиовизуальные, светодинамические, кинетические пространственные системы. 6. Знаково-информационные системы и системы визуальной коммуникации. 7. Элементы городского дизайна (часы, мебель, навесы и т.п.). 4.5.31. Эскизный проект осуществляется в два этапа. 1 этап эскизного проекта: - (концептуальное, образное решение) анализ особенностей объекта проектирования; - разработка вариантов цветографического решения; - выбор основного варианта. 2 этап эскизного проекта: - разработка выбранного варианта в цвете, масштабе и объеме. 4.5.32. Стоимость создания эскизного проекта отдельных элементов среды приведена в таблице № 01-19 Таблица 01-19 (ОЕРх 81-06-01-2001)
4.5.33. Вознаграждение при авторском исполнении витрин устанавливается в размере 1 125 руб. за 1 кв.м. 4.5.34. Авторское руководство по реализации эскизного проекта художественного проектирования отдельных объектов и элементов формирования среды в натуре оплачивается заказчиком в размере до 20% от стоимости создания эскизного проекта. Порядок учета в сметной документации затрат на авторское руководство определен пунктом 3.4 настоящей Методики. 4.5.35. Вознаграждение за изготовление макета оплачивается дополнительно, стоимость определяется по «Рекомендациям по определению стоимости изготовления демонстрационных материалов (макеты, планшеты, буклеты и пр.)» (МРР-3.2.40-04.2004 г. Москомархитектура). 4.5.36. В стоимость создания проекта художественного проектирования командировочные расходы не входят и оплачиваются отдельно. 4.6. Произведения художественного конструированияТехническая часть 4.6.1. Настоящим разделом Методики определяются размеры вознаграждения (гонорара) за создание произведений художественного конструирования (проекта модели) для последующей реализации в натуре и серийного выпуска промышленным путем. За использование произведения художественного конструирования (тиражирование) вознаграждение автору определяется особо. 4.6.2. Выплата авторского вознаграждения осуществляется поэтапно в следующих размерах: - первый этап эскизная разработка 30% (включая форэскиз); - второй этап художественно-конструкторское предложение 30%; - третий этап завершение проекта, модели 40% 4.6.3. В случае изготовления макета вознаграждение устанавливается по «Рекомендациям по определению стоимости изготовления демонстрационных материалов (макеты, планшеты, буклеты и пр.)» (МРР-3.2.40-04.2004 г. Москомархитектура). 4.6.4. В случае разработки тематического задания автором (по письменной просьбе заказчика) вознаграждение устанавливается в пределах 10% от величины ставки, указанной в таблице № 01-20. 4.6.5. Вознаграждение за авторские варианты см. пункт 3.14 «Общих положений» данной Методики. 4.6.6. Если автором осуществляется руководство по реализации произведения художественного конструирования на предприятии (организации) заказчика (авторский надзор за разработкой рабочей технической документации, наблюдение за выполнением образца в материале и т.д.), то оплата определяется в пределах от 10 до 20% от суммы вознаграждения за создание проекта по ставке (таблица № 01-20). 4.6.7. В случае необходимости, корректировка отдельных элементов формы и прочие доработки, применительно к конкретному производству, оплачиваются дополнительно, по отдельному соглашению с заказчиком. 4.6.8. В случае создания уникального произведения художественного конструирования (единичное изделие, объект, сложное изделие, объект с минимальным применением промышленной обработки) авторское вознаграждение определяется индивидуально по оценке Художественно-экспертного совета с применением коэффициента уникальности (см. п. 3.19 данной Методики). 4.6.9. Размер авторского вознаграждения за проект изделия различного назначения приведен в таблице № 01-20. Таблица 01-20 (ОЕРх 81-06-01-2001)
4.6.10. В стоимость создания проекта художественного конструирования командировочные расходы не входят и оплачиваются отдельно. V. Составление сметной документации5.1. Локальные сметы по оценке стоимости создания произведений изобразительного искусства5.1.1. Для определения стоимости создания произведения изобразительного искусства составляются локальные сметные расчеты (сметы). Порядок их оформления приведен в приложении № 6 образец № 1 данной Методики. 5.1.2. Порядок составления локальных сметных расчетов (смет) на строительно-монтажные работы осуществляется на основе действующих методических и нормативных документов по вопросам сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности. 5.1.3. Стоимость создания Произведения, как его изготовления, складывается из этапов. Подготовительный этап создания Произведения включает: ознакомление с заданием, получение и сбор необходимых материалов и документов, анализ особенностей объекта, обмер и фотографирование места установки Произведения или места производства работ. Подготовительный этап входит во все виды художественных работ. При составлении локальных смет на создание Произведений предусматривается учитывать приведенные ниже этапы (разделы) его исполнения, перечень которых зависит от жанра создаваемого произведения: монументальной живописи в авторском исполнении: - подготовительный этап; - форэскиз; - эскиз (модель); - картон, масштабный картон - калька-шаблон - рабочая модель; - подбор палитры; - авторская проработка; - исполнение в материале; - авторский надзор за исполнением Произведения в «материале»; - монтаж на месте установки; - доводка произведения. монументальной скульптуры: - подготовительный этап; - форэскиз или художественная концепция; - эскизный проект; - рабочая модель; - модель в натуральную величину; - проработка по гипсу; - авторская проработка; - исполнение в материале; - авторский надзор за исполнением Произведения в «материале»; - монтаж на месте установки; - доводка произведения. художественного проектирования: - подготовительный этап; - разработка тематического задания для проектирования; - разработка концепции Произведения; - эскизный проект 1 этап; - эскизный проект 2 этап; - эскизный проект 3 этап; - экспозиционный макет; - пояснительная записка к проекту. художественного конструирования: - подготовительный этап; - разработка технического задания для проектирования; - эскизный проект 1 этап; - эскизный проект 2 этап; - эскизный проект 3 этап; - концептуальный макет; - пояснительная записка к проекту. 5.1.4. При расчете сметной стоимости работ, полученные итоговые значение в позициях и итогах локальной сметы округляется до целого рубля (без копеек) по правилам округления. 5.1.5. При производстве художественных работ на фасадах, применяются коэффициенты на высотность и вид поверхности (таблица № 1 данной Методики) или коэффициенты, учитывающие условия производства работ, приведенные в действующей Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации. 5.1.6. При определении сметной стоимости художественных произведений накладные расходы определяются в размере не менее 25,1% от авторского вознаграждения. 5.1.7. Государственные налоги, сборы, транспортные услуги, установка Произведения на месте, таможенные расходы не предусмотрены ставками авторского вознаграждения (гонорара), и учитываются дополнительно в сметной документации на создание Произведения искусства. 5.1.8. При создании Произведения в материале с привлечением специализированных организаций накладные расходы предприятия-изготовителя определяются в размере не менее 85% от основной заработной платы. 5.1.9. Сметная прибыль учитывается в размере 8% от суммы производственных затрат и накладных расходов. 5.1.10. Если Произведение состоит из нескольких самостоятельных единиц, включает самостоятельные объёмы или сочетает несколько техник исполнения, то на каждое художественное Произведение составляется отдельная локальная смета. Комплект локальных смет должен оценивать все этапы создания Произведения. 5.1.11. Затраты на монтаж и разборку строительных лесов определяются по отдельной локальной смете, составленной с использованием норм и расценок на строительные работы сметно-нормативной базы 2001 года. 5.1.12. Отдельные локальные сметы или калькуляции могут составляться для определения затрат по транспортировке Произведения от места изготовления в материале до места его монтажа (установки), а также на монтаж на месте установки с использованием кранов и грузоподъемных механизмов. Транспортные расходы по доставке готового Произведения к месту установки определяются по сборникам сметных цен на перевозку грузов для строительства, разработанных в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000 г., с пересчетом в текущий уровень цен по установленным индексам для эксплуатации машин. Затраты на монтаж (установку) Произведения искусства определяются по утвержденным в установленном порядке сборникам сметных норм и расценок на строительно-монтажные работы (СМР) сметно-нормативной базы 2001 года, с пересчетом в текущий уровень цен по установленным индексам к стоимости СМР. 5.1.13. Накладные расходы и сметная прибыль в локальных сметах на выполнение строительно-монтажных работ начисляются по нормативам и в порядке установленном в действующей Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации. 5.1.14. Для пересчета сметной стоимости создания произведений изобразительного искусства из базисного уровня цен 2001 года в текущие и прогнозные цены применяются индексы на создание произведений изобразительного искусства, публикуемые Федеральным центром ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов. 5.1.15. Сметы на создание произведений изобразительного искусства составляются специалистами, прошедшими соответствующую профессиональную аттестацию Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов с участием Художественного фонда Союза художников России. 5.1.16. Основанием для составления сметы на Произведение является: - сведения, определяющие вид художественного произведения, его размеры, композицию, жанр, технику исполнения или сочетание нескольких техник; - перечень необходимых этапов работ (обязательных) и дополнительных этапов, утвержденный решением художественно-экспертного совета (образцы списков этапов приведены в приложении № 2 данной Методики); - транспортные затраты и пояснения к порядку монтажа Произведения. 5.1.17. В случае признания Произведения уникальным решение Художественно-экспертного совета прилагается к итоговым сметным документам данного объекта. 5.1.18. При расчетах за выполненные работы каждый этап, учтенный локальной сметой, подтверждается Художественно-экспертным советом. К поэтапным локальным сметам должна прилагаться копия протокола заседания Художественно-экспертного совета. 5.1.19. При расчетах между исполнителем и заказчиком за выполненные художественные работы оформляются акты сдачи-приемки выполненных работ и затрат, составленные по установленной форме (форма протокола приведена в приложении № 5, образец № 3 настоящей Методики). 5.2. Составление объектной сметы и сводного сметного расчета по оценке стоимости создания произведений изобразительного искусства5.2.1. Затраты, обозначенные в локальных сметах на создание Произведения изобразительного искусства и другие виды работ (установка, транспортировка и др.) объединяются в «Объектную смету на создание Произведение изобразительного искусства». Порядок оформления объектной сметы приведен в приложении № 6 образец № 2 данной Методики. 5.2.2. Средства на выполнение работ, связанных с созданием на объектах строительства архитектурно-художественных произведений в натуре, выполненных силами творческих организаций, включаются в графу «прочие затраты» сметных документов (графы 7 и 8 главы 2 «Основные объекты строительства» сводного сметного расчета общей стоимости строительства (в соответствии с действующей Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации). 5.2.3. Средства на выполнение строительно-монтажных работ, связанных с созданием на объектах строительства отдельно стоящих архитектурно-художественных произведений (постаменты, фундаменты и др.), выполненных силами строительных организаций, включаются в графу 4 и 8 объектной сметы и соответственно в графы 4 и 8 главы 5 «Благоустройство и озеленение территории» сводного сметного расчета стоимости строительства. 5.2.4. Когда создаваемое Произведение является самостоятельным объектом составляется объектная смета на создание произведения изобразительного искусства в соответствии с действующим порядком. Средства на покрытие лимитированных затрат начисляются в объектной смете. 5.2.5. Дополнительные затраты, связанные с производством отдельных строительно-монтажных работ в зимнее время на открытом воздухе или внутри неотапливаемых помещений, учитываются в объектных сметах и сводном сметном расчете стоимости строительства по нормам ГСН 81-05-02-2001 для соответствующей температурной зоны. Для художественных работ рекомендуется применять значения норматива для определения зимнего удорожания раздела № 2 таблицы № 5 пункт 50.1 и 50.2 «Прочие общестроительные работы» (для раздела «Скульптуры»). При создании произведений монументального искусства возможно применение пунктов 15.1-15.4 таблицы № 5 «Отделочные работы» ГСН 81-05-02-2007. 5.2.6. Командировочные расходы определяются расчетом и учитываются в локальной смете создания Произведения изобразительного искусства. 5.2.7. Затраты, связанные с составлением (экспертизой) сметной документации принимаются в размере 1% от сметной стоимости создания Произведения изобразительного искусства. 5.2.8. В сметной документации на создание произведений изобразительного искусства предусматриваются средства для компенсации затрат, связанных с организацией проведения художественной экспертизы Произведения в размере до 3% от суммы авторского вознаграждения (гонорара). Затраты на командировочные расходы членов Художественно-экспертного совета при необходимости учитываются дополнительно. 5.2.9. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты учитывается в размере 2% от стоимости Произведения по смете (без учета НДС). Определяется в размере и порядке, установленном действующей Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации и учитывается в сводном сметном расчете на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объекта. Приложение № 1Основные понятия и назначение Художественно-экспертного совета некоммерческой организации «Художественный фонд Союза художников России»1. Художественно-экспертный совет является экспертным органом Некоммерческой организации «Художественный фонд Союза художников России» (далее Художественный фонд). 2. Художественно-экспертный совет назначается Правлением Художественного фонда из авторитетных деятелей изобразительного и монументального искусства, архитектуры и искусствоведения, представителей Министерства культуры Российской Федерации, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук, а также других членов творчески союзов. Членов Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» (далее ВТОО СХР) и членов других творческих союзов в составе не менее 11 членов Совета. 3. Художественно-экспертный совет осуществляет свою работу на основе утвержденного Положения, регламентирующего порядок его деятельности. Положение о деятельности Художественно-экспертного совета утверждается Правлением Художественного фонда и секретариатом ВТОО СХР. 4. Художественно-экспертный совет создаётся для оценки художественного достоинства произведений изобразительного искусства и определения размера вознаграждения за эти произведения. 5. Художественно-экспертный совет в установленном порядке профессионально оценивает каждое художественное произведение, представленное на совет. 6. Протокол заседания Художественно-экспертного совета должен давать чёткое и ясное определение вида изобразительного искусства, к которому относится Произведение, степень сложности Произведения и технику исполнения. В протокол записывается решение Художественно-экспертного совета о том, что рассматриваемое Произведение относится к конкретному разделу и расценке «Правил по определению стоимости создания произведений изобразительного искусства, художественного проектирования и конструирования», приведенных в приложении № 4 к настоящей Методике. 8. Члены Художественно-экспертного совета несут юридическую ответственность за правильность применения Методики, а так же за оценку художественного качества и профильности создаваемого произведения. 9. Произведения, по которым не принято положительное решение Художественно-экспертного совета не оплачиваются Заказчиком. 10. Художественно-экспертный совет отчитывается о своей деятельности не реже одного раза в год перед Правлением Художественного фонда и секретариатом ВТОО СХР. Отчёт Художественно-экспертного совета должен содержать письменный материал с анализом деятельности за год, а также должны быть представлены фотографии или слайды основных произведений и изделий, выполненных за отчётный период. Каждый объект, каждый этап работ фиксируется фотоматериалом, подтверждающим прохождения очередного этапа работ. 11. Художественно-экспертный совет: - выявляет профессиональные достоинства произведений, представленных на рассмотрение и определяет правильность оценки сметной стоимости; - оценивает композицию, размеры, выбор материала, цветовое решение и решает вопрос приёма, отклонения или доработки произведения. 14. Произведения оцениваются в зависимости от уровня значимости Объекта (федерального, регионального, местного) в порядке, предусмотренном Положением о Художественно-экспертном совете. 18. Директор Художественного фонда является членом Художественно-экспертного совета, участвует в его заседаниях, принимает участие в голосовании с правом решающего голоса. 20. Формирование Художественно-экспертного совета, регламент его заседаний и порядок принятия решений, включая решения по выездным заседаниям, устанавливаются положением о деятельности Художественно-экспертного совета. 21. Решения Художественно-экспертного совета считаются действительными, если за них подано 2/3 голосов присутствующих членов совета. Протокол заседания Художественно-экспертного совета подписывается председательствующим на совете, членами совета, принимавшими участие в данном заседании, приглашенными экспертами, а так же секретарем художественного совета. Форма протокола заседания художественного совета прилагается. 24. Просмотр и обсуждение художественных произведений, имеющих большое общественное значение, крупных комплексных заказов производится при обязательном участии официальных представителей заказчиков, общественности и администрации субъекта Российской Федерации. Стадии эскизного проектирования монументальных и тематических станковых произведений подлежат обязательному согласованию с заказчиком, которое оформляется протоколом согласования (форма протокола приведена в приложении № 5, образец № 2 настоящей Методики). 25. Окончательный прием готового произведения изобразительного искусства осуществляется Художественно-экспертным советом Художественного фонда (форма протокола заседания Художественно-экспертного совета по приёмке Произведения приведена в приложении № 5, образец № 3 настоящей Методики). 26. Художественно-экспертный совет привлекает для работы в составе совета профессиональных оценщиков, имеющих лицензию для работы в данной области искусства. 27. Решение Художественно-экспертного совета может быть обжаловано автором на общих основаниях в установленном порядке. Приложение № 2аПеречень этапов работ по созданию произведений монументальной живописи
Согласовано: Заказчик: Подрядчик: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ «____»__________20___г. «____»__________20___г. М.П. М.П. *1. Перечень заполняется ответственным представителем Художественного фонда Союза художников России при составлении договора на создание произведения изобразительного искусства, согласовывается с заказчиком и. прикладывается к локальной смете. 2. Да - обязательный этап, да/нет - необязательный (договорной) этап. Приложение № 2бПеречень этапов работ по созданию скульптуры
Согласовано: Заказчик: Подрядчик: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ «____»__________20___г. «____»__________20___г. М.П. М.П. *1. Перечень заполняется ответственным представителем Художественного фонда Союза художников России при составлении договора на создание произведения изобразительного искусства, согласовывается с заказчиком и. прикладывается к локальной смете. 2. Да - обязательный этап, да/нет - необязательный (договорной) этап. Приложение № 2вПеречень этапов работ по художественному проектированию
Согласовано: Заказчик: Подрядчик: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ «____»__________20___г. «____»__________20___г. М.П. М.П. *1. Перечень заполняется ответственным представителем Художественного фонда Союза художников России при составлении договора на создание произведения изобразительного искусства, согласовывается с заказчиком и. прикладывается к локальной смете. 2. Да - обязательный этап, да/нет - необязательный (договорной) этап. Приложение № 2гПеречень этапов работ по художественному конструированию
Согласовано: Заказчик: Подрядчик: _____________________ _____________________ _____________________ _____________________ «____»__________20___г. «____»__________20___г. М.П. М.П. *1. Перечень заполняется ответственным представителем Художественного фонда Союза художников России при составлении договора на создание произведения изобразительного искусства, согласовывается с заказчиком и. прикладывается к локальной смете. 2. Да - обязательный этап, да/нет - необязательный (договорной) этап. Приложение № 3ЗАЯВКА - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ
Приложение № 3
Приложение № 4
Председатель художественно-экспертного совета ___________________________________ (подпись) Члены художественно-экспертного совета_________________________________________ (подпись)
Приложение № 5
|
«Утверждаю» _________________ Директор организации ______________________________ ______________________________ «____»____________20___г. _____ Протокол
№_____
|
Приложение № 5
Образец № 1
(оборотная сторона)
Председательствующий __________________________________ Подписи: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Члены художественно-экспертного совета ________________________________________________________ ________________________________________________________ Секретарь совета ______________________________________________________________ *1. Графы таблицы 1-5 заполняются секретарём художественно - экспертного совета до начала заседания на основании заявок художников и мастеров. Графы 6-9 заполняются в процессе заседания «председательствующим» на основании подведения итогов обсуждения произведения. Протокол после заседания подписывают все члены художественно - экспертного совета и секретарь или ведущий протокол. 2. Графа 7 заполняется только в тех случаях, когда характеристика произведения и категория сложности предусмотрены расценками. 3. В случае решения художественно - экспертного совета о доработке произведения это решение записывается в графе 6. Конкретные замечания художественно - экспертного совета записываются на оборотной стороне «Заявки-индивидуального листа».
|
Исполнитель _____________________ Заказчик_________________________ _________________________________ ________________________________ (наименование организации) (наименование организации) _________________________________ ________________________________ _________________________________ ________________________________ (банковские реквизиты) (банковские реквизиты) АКТ
|
Исполнитель _____________________ Заказчик_________________________ _________________________________ ________________________________ (наименование организации) (наименование организации) _________________________________ ________________________________ _________________________________ ________________________________ (банковские реквизиты) (банковские реквизиты) АКТ
|
_____________________________________________________________________________
[наименование стройки (ремонтируемого объекта)]
на создание:___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(наименование работ и затрат, произведения искусства, наименование объекта)
Основание:____________________________________________________________________
Сметная стоимость:_________________________________________________________руб.
Составлен(а) в текущих (прогнозных) ценах по состоянию на __________________20___г.
руб.
№ п.п. |
Шифр и номер позиции и норматива |
Наименование работ и затрат, единица измерения |
Количество |
Стоимость Единицы |
Общая стоимость |
Затраты труда рабочих, чел.-ч, не занятых обслуживанием машин |
||||
всего |
эксплуатации машин |
всего |
оплата труда |
эксплуатации машин |
||||||
оплаты труда |
в т.ч. оплаты труда |
в т.ч. оплаты труда |
на единицу |
всего |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1-7 |
|
|
|
|
´ |
|
´ |
´ |
´ |
´ |
7-10 |
|
|
´ |
´ |
´ |
|
´ |
´ |
´ |
´ |
7-10 |
МДС 81-42.2008 Глава III |
Итого авторское вознаграждение в базисном уровне цен |
´ |
´ |
´ |
|
´ |
´ |
´ |
´ |
11 |
МДС 81-42.2008 п. 3.7. Письмо Минрегиона № |
Итого авторское вознаграждение в текущем уровне цен |
´ |
´ |
´ |
|
´ |
´ |
´ |
´ |
12 |
МДС 81-42.2008 п. 5.1.6. или п. 5.1.8. |
Накладные расходы на авторское вознаграждение |
´ |
´ |
´ |
|
´ |
´ |
´ |
´ |
13 |
|
Итого: |
´ |
´ |
´ |
|
´ |
´ |
´ |
´ |
14 |
МДС 81-42.2008 п. 5.1.9. |
Сметная прибыль |
´ |
´ |
´ |
|
´ |
´ |
´ |
´ |
15 |
|
Итого: |
´ |
´ |
´ |
|
´ |
´ |
´ |
´ |
16 |
МДС 81-42.2008 п. 5.2.8. |
Средства на худ. экспертизу |
´ |
´ |
´ |
|
´ |
´ |
´ |
´ |
17 |
МДС 81-42.2008 п. 3.9. Калькуляция №__ от «_»___ |
Транспортные затраты |
´ |
´ |
´ |
|
´ |
´ |
´ |
´ |
18 |
МДС 81-42.2008 п. 5.2.6. Сметный расчет № |
Командировочные расходы |
´ |
´ |
´ |
|
´ |
´ |
´ |
´ |
19 |
МДС 81-42.2008 п. 5.2.7. |
Затраты, связанные с составлением (экспертизой) сметной документации |
´ |
´ |
´ |
|
´ |
´ |
´ |
´ |
20 |
НКРФ |
Налоги, сборы и взносы |
´ |
´ |
´ |
|
´ |
´ |
´ |
´ |
21 |
|
Итого: |
´ |
´ |
´ |
|
´ |
´ |
´ |
´ |
22 |
МДС 81-35.2004 п. 5.2.9. |
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты |
´ |
´ |
´ |
|
´ |
´ |
´ |
´ |
23 |
|
Итого: |
´ |
´ |
´ |
|
´ |
´ |
´ |
´ |
24 |
НКРФ |
Средства на покрытие затрат по уплате НДС |
´ |
´ |
´ |
|
´ |
´ |
´ |
´ |
25 |
|
Итого по локальной смете: |
´ |
´ |
´ |
|
´ |
´ |
´ |
´ |
Составил ____________________________________________________________________
[должность, подпись (инициалы, фамилия)]
Проверил _____________________________________________________________________
[должность, подпись (инициалы, фамилия)]
Заказчик _____________________________________________________________________
[должность, подпись (инициалы, фамилия)]
*1. Значком «´» отмечены графы, по которым, как правило, отсутствуют затраты.
Заказчик _____________________________________________________________________
[наименование организации]
«Утвержден»
«____»________________20___г.
Сводный сметный расчет в сумме __________________________тыс. руб.
В том числе возвратных сумм _____________________________тыс. руб.
___________________________________________________«____»______________20___г.
[ссылка на документ об утверждении]
_____________________________________________________________________________
(наименование стройки)
Составлена в ценах по состоянию на______________20___года
тыс. руб.
№ п.п. |
Номера сметных расчетов и смет |
Наименование глав, объектов, работ и затрат |
Сметная стоимость |
Средства на оплату труда |
Показатели единой стоимости |
Общая сметная стоимость |
||||
строительных работ |
монтажных работ |
оборудования, мебели и инвентаря |
прочих затрат |
Всего |
||||||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
|
Создание произведения |
´ |
´ |
´ |
|
|
´ |
´ |
´ |
2 |
|
Строительно-монтажные работы |
|
|
´ |
´ |
|
´ |
´ |
´ |
3 |
|
Итого: |
|
|
´ |
|
|
´ |
´ |
´ |
4 |
|
Прочие работы и затраты |
|
|
´ |
|
|
´ |
´ |
´ |
5 |
|
Итого: |
|
|
´ |
|
|
´ |
´ |
´ |
6 |
|
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты |
|
|
´ |
|
|
´ |
´ |
´ |
7 |
|
Итого: |
|
|
´ |
|
|
´ |
´ |
´ |
8 |
|
Средства на покрытие затрат по уплате НДС % |
|
|
´ |
|
|
´ |
´ |
´ |
9 |
|
Итого по объектной смете |
|
|
´ |
|
|
´ |
´ |
´ |
Составил ____________________________________________________________________
[должность, подпись (инициалы, фамилия)]
Проверил _____________________________________________________________________
[должность, подпись (инициалы, фамилия)]
Заказчик _____________________________________________________________________
[должность, подпись (инициалы, фамилия)]
*1. Значком «´» отмечены незаполняемые графы
2. Данные, приведенные выше наименования «Объектная смета», приводятся в том случае, если сводный сметный расчет не составляется.
3. В п. 1 Объектной сметы включается итог по п. 17 из Локальной сметы.