Министерство строительства МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Часть 6. Автотранспортные предприятия ВРД 66 116-87 Впервые Срок действия установлен с 01.01.88г. Москва 1987 РАЗРАБОТАНЫ Проектно-технологическим институтом Минсевзапстроя СССР Директор института А.С. Туркин Заведующий отделом проектирования и внедрения средств охраны труда, техники безопасности и промсанитарии В.В. Ботыгин Заместитель заведующего отделом - руководитель темы Л.Я. Рубан Заведующий сектором - ответственный исполнитель А.П. Скибин Ведущий инженер Е.В. Романова Инженер-технолог I категории Г.А. Глумова СОГЛАСОВАНЫ с Управлением по нормированию за выбросам» в природную среду Тоскомгидромета СССР Начальник ГГО им. А.И. Воейкова В.П. Антонов Зам.директора А.С. Зайцев УТВЕРЖДЕНЫ заместителем Министра строительства в Северных и Западных районах СССР Н.И. Свистуновым 21 июля 1987 г. Приведен порядок расчета валовых выбросов по результатам натурных измерений и по величинам удельных показателей выделений и выбросов по видам технологических процессов. Результаты базируются на данных, полученных в производственных условиях, на нормативных и практических коэффициентах, принятых по справочным источникам. Приведено краткое описание технологических процессов, даны основные характеристики установок очистки выбросов, вспомогательные таблицы, пример расчета. Методические указания предназначены для использования работниками служб охраны природы Минсевзапстроя СССР. Содержание ВЕДОМСТВЕННЫЙ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
Срок действия установлен с 01.01.1988 ВВЕДЕНИЕНастоящая часть методических указаний разработана по заданию Главного управления механизации и транспорта Минсевзапстроя СССР в соответствии с требованиями ГГО им. А.И. Воейкова к выполнению работ по программе 0.85.04 Государственного комитета СССР по науке и технике и других нормативно-методических документов. Целью методических указаний является создание методологической основы расчета валовых выбросов загрязняющих веществ в. атмосферу автотранспортными предприятиями Минсевзапстроя СССР. В методических указаниях решаются задачи: Характеризуются основные технологические процессы, которые влияет на образование и выброс загрязняющих веществ; приводится методика и основные расчетные формулы для определения валовых выделений загрязняющих веществ; дается перечень и краткая характеристика указанных веществ; приводятся данные по установкам и аппаратам для очистки выбросов; приведены методы расчета валовых выбросов в атмосферу; дан пример расчета валовых выбросов, а также таблицы основных параметров по выделениям, очистке и выбросам загрязняющих веществ в атмосферу. Настоящие методические указания по расчету валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями Минсевзапстроя предназначены для работников служб охраны природы предприятий, учреждений и организаций министерства и являются руководящими материалами при проведении инвентаризации, разработке норм предельно-допустимых выбросов (ПДВ), а также при планировании и составлении статотчетности по охране атмосферы. Методические указания состоят из шести частей по видам предприятий (подотраслей): Асфальтобетонные завода (ВРД 66 69-84) [2] Заводы по производству железобетона (ВРД 66 72-84) [3] Деревообрабатывающие предприятия (ВРД 66 79-84) [4] Ремонтно-механические заводы (ВРД 66 85-85) [5] Предприятия нерудных материалов и пористых заполнителей (ВРД 66 105-86) [6]; Автотранспортные предприятия (ВРД 66 116-87) Расчеты выделения загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах производительностью свыше 30 т/ч приводятся в ВРД 66 69-84 [2], а для котлов производительностью до 30 т/ч - в [7]. 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯНастоящие методические указания предлагают определение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу расчетными методами, которые позволяют получать приближенные оценки величин выбросов в атмосферу, необходимые для составления статистической отчетности, проектной и предпроектной документации, в том числе и проектов норм ПДВ (ВСВ), планировании мероприятий по охране атмосферы. Расчетные методы непригодны для экспрессного контроля, систематических обследований и контроля в случае залповых и аварийных выбросов. Основным же методом определения массы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, является метод измерений концентраций загрязняющих веществ, объемов газовоздушной смеси и других параметров инструментальными способами (метод прямых измерений). Предлагаемое настоящими методическими указаниями расчетное определение величин валовых выбросов с использованием данных об усредненных выделениях, степенях очистки и выбросах согласно [1] является временной мерой, существование которой обусловлено как несовершенством на данном этапе измерительных методов, так и недостаточной оснащенностью воздухоохранных служб предприятий и организаций измерительной и лабораторной аппаратурой и приборами. При разработке данных методических указаний использованы опыт проведения инвентаризации и нормирования выбросов на предприятиях собственной базы Минсевзапстроя СССР [2-6, 8, 9], ГГО им. А.И. Воейкова [1, 16], Госкомгидромета СССР, других министерств и ведомств [7, 12, 13, 15], а также справочные и литературные источники [11, 14, 16, 18, 19]. Настоящие методические указания предлагают единую методическую основу определения валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортными предприятиями, являющимися как самостоятельными и расположенными отдельно, так и входящих в состав других предприятий собственной базы министерства. Валовые выбросы по автопредприятиям в целом определяются путем суммирования их по отдельным участкам (цехам) предприятий. Термины и определения приведены в разделе 2 настоящей части. 2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА3.1. Номенклатура автотранспортных предприятийАвтотранспортные предприятия подразделяются на: грузовые автобусные легковые Автотранспортные предприятия Министерства предназначены для обслуживания предприятий и трестов, осуществляя перевозки строительных материалов и изделий как в пределах территории населенного пункта, так и за ее пределами. Основным типом автомобиля на автопредприятиях является грузовой с дизельным либо с карбюраторным двигателем. Преобладающим типом автотранспортного предприятия системы Минсевзапстроя является автобаза (реже автоколонна), входящая структурно в автотранспортный трест. Автобаза предназначена для паркования, технического обслуживания, ремонта подвижного состава и его эксплуатации. В состав автобазы входят помещения: для хранения автомобилей; для технического обслуживания; для ремонта; вспомогательные 3.2. Производственные процессыХранение автомобилей допускается как открытое, так и закрытое (в помещениях). Согласно [10] хранение автомобилей для перевозки фекальных жидкостей, ядовитых или инфицированных веществ, а также автомобилей, работающих на газовом топливе, должно предусматриваться раздельным друг от друга и от других автомобилей. Для хранения автомобилей, которые должны быть всегда готовы к выезду (пожарные, медицинской помощи, аварийных служб и т.д.), необходимо предусматривать отапливаемые помещения. При хранении на открытых либо закрытых стоянках, кроме непосредственно хранения машин, производится заправка радиаторов водой, прогрев двигателя и других систем, работа двигателей на холостом ходу и маневрирование автомобилей по территории стоянки. В состав помещений для технического обслуживания и ремонта автомобилей входят отделения (участки): мойки и уборки автомобилей; технического обслуживания и ремонта автомобилей; моторное, агрегатное, механическое, электротехническое и приборов питания; кузнечно-рессорное, сварочно-жестяницкое и медницкое; столярное и обойное; окрасочное; аккумуляторное. На крупных автотранспортных предприятиях в их состав могут входить станции испытания двигателей. На автобазах имеются также отдельные складские помещения для хранения: шин; смазочных материалов; лакокрасочных материалов; химикатов; сгораемых материалов (текстильные, бумажные, картонные, резиновые и т.п.), а также агрегатов и деталей в сгораемой таре. Техническое обслуживание автомобилей производится с целью обеспечения высокого уровня технической готовности, предупреждения отказов в работе машин и оборудования в процессе эксплуатации. Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта техники (ППР) представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности машин в течение всего срока их службы при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации. В соответствии с нормативно-технической документацией основными видами технического обслуживания является ежесменное, периодическое и сезонное. Ежесменное техническое обслуживание (ЕО) проводят для обеспечения работоспособности автомобиля в течение рабочей смены. Оно выполняется обслуживающим персоналом перед началом использования машины по назначению, во время использования и непосредственно после его окончания. ЕО включает в себя систематическое наблюдение за состоянием техники: контрольно-осмотровые и регулировочные работы, крепежные и смазочные работы, связанные с внешним уходом за автомобилем. Периодическое техническое обслуживание (ТО) проводится с целью предупреждения интенсивного изнашивания машины в процессе ее эксплуатации через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени. При периодическом техническом обслуживании выполняются все работы, входящие в ЕО, а также осмотр и диагностирование технического состояния сборочных единиц, систем гидравлического и пневматического оборудования, работы по регулировке основных сборочных единиц, замену неисправных уплотнений, мелких деталей и другие аналогичные работы. Подробное содержание работ по периодическому обслуживанию машины дается в инструкции по ее эксплуатации. Так как для конкретных автомобилей периодические технические обслуживания различаются между собой периодичностью выполнения и составом работ, каждому виду технического обслуживания в зависимости от последовательности его проведения присваивается порядковый номер, начиная с первого (ТО-1, ТО-2 и т.д.). В состав работ последующего ТО входят все работы предыдущего технического обслуживания, включая ежесменные. Выполнение периодического обслуживания в установленное время и в установленном объеме обязательно. В состав работ по техническому обслуживанию входят: очистка, мойка, осмотр и техническое диагностирование деталей, сборочных единиц машин, приборов, гидравлической и пневматической систем и электрооборудования; крепежные работы, регулировка механизмов и систем; смазка, заправка машин, замена масел, топлива и охлаждающей жидкости при переходе к использованию автомобилей в осенне-зимних или весенне-летних условиях; выполнение мелких ремонтных работ, опробование действия сборочных единиц машины и машины в целом. Моечно-очистные работы, включающие наружную мойку, протирку, очистку машины и уборку рабочего места водителя, являются обязательными операциями при техническом обслуживании и выполняются перед другими видами работ. При этом используется специализированное оборудование, применение которого значительно повышает эффективность моечно-очистных работ. Диагностирование автомобилей проводят перед техническим обслуживанием с целью определения состояния сборочных единиц и агрегатов по косвенным признакам, дающим информацию: о техническом состоянии диагностируемого объекта (машина, сборочная единица, сопряжение и т.д.). При диагностировании машин и их составных частей широко используются диагностические средства (оборудование, приборы и приспособления). Смазывание и заправка машин топливом и маслами является ответственным этапом работы при техническом обслуживании машин. Независимо от паспортных данных поступивших в хозяйство топлив, масел и смазок их качество проверяется с помощью, переносных лаборатории (ПЛ-2М и РЛ) или путем внешнего осмотра, фильтрования и подогрева. На постах мойки и уборки автомобилей удаляются загрязнения с поверхности кузова, узлов, агрегатов и сочленений деталей, вызванные работой автомобильного транспорта в различных дорожных условиях как в черте города, так и на загородных маршрутах, по дорогам с твердым покрытием и грунтовым, при различных погодных условиях; загрязнения грузовых автомобилей зависят также от рода перевозимого груза (грунт, уголь, руда, цемент, раствор, бетон), что обуславливает покрытие поверхности автомобиля мельчайшими частицами материалов в смеси с дорожной пылью, образующими прочно связанную пленку с большими силами сцепления. Особенностью загрязнения автомобилей является то, что к загрязнениям, полученным в результате эксплуатации в различных условиях, добавляются возникающие при заправке и техническом обслуживании автомобилей. Частицы грязи и пыли как бы склеиваются между собой с помощью маслянистых веществ образуя массу, способную при высыхании создавать пленку. Такой характер загрязнений является серьезным препятствием для смывания их с поверхности автомобиля. От качества мойки в конечном итоге зависит экономичность работы машины, обуславливающая расход топлива и объем выделяющихся загрязняющих атмосферу веществ. Для мойки автомобилей применяется как вода, так и растворы различных моющих веществ [10]. На постах технического обслуживания и ремонта производятся работы по поддержанию систем питания карбюраторных двигателей, а также регулировка и контроль всех основных ее агрегатов и узлов: карбюраторов, бензиновых насосов, отстойников и фильтров топлива, топливных баков, трубопроводов для подачи воздуха, глушителей шума впуска. На участке по техническому обслуживанию и ремонту системы питания дизельных двигателей выполняют техническое обслуживание и ремонт системы питания, а также регулировку и контроль всех ее агрегатов и узлов: топливных насосов высокого давления, форсунок, топливных подкачивающих насосов, топливных баков, трубопроводов для подачи топлива (низкого и высокого давления), топливных фильтров, воздухоочистителей, трубопроводов для подачи воздуха, глушителей шума впуска (выполненных отдельно от воздухоочистителя) и других узлов системы. Специализированные участки по техническому обслуживанию и ремонту систем питания автомобильных двигателей для поддержания систем питания карбюраторных и дизельных двигателей, как правило, имеются на крупных автопредприятиях и должны обеспечивать автомобилям высокую надежность, тягово-скоростные качества, хорошую топливную экономичность, а также минимальную токсичность и данность отработавших газов (ОГ). Моторный участок предназначен для ремонта двигателей и их обкатки. Агрегатное отделение (участок) предназначено для разборкой сборки агрегатов автомобилей. В отделении установлены ванны с подогретым щелочным раствором для обезвреживания деталей. В механическом отделении производится ремонт узлов автомобиля, В электротехническом отделении и отделении приборов питания производится техническое обслуживание и ремонт отдельных узлов и деталей систем электрооборудования и питания автомобиля. Кузнечно-рессорное, сварочно-жестяницкое и медницкое отделения предназначены для обслуживания и ремонта отдельных частей, узлов и деталей машины (рессор, радиаторов, кузовов и др.) В столярном и обойном отделениях производится ремонт кузовов и кабин автомобилей. В окрасочном отделении могут устанавливаться ванны с подогревом для растворителей, ванны для мойки деталей водой, верстак для окраски мелких деталей. В аккумуляторном отделении, предназначенном для ремонта аккумуляторов, производится разборка аккумуляторов, их ремонт и сборка. 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ВЫдЕЛЯЮЩИХСЯ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВМасса (валовое выделение) загрязняющих веществ Мобщ. (М'общ.) представляет собой сумму всех видов загрязняющих веществ, отходящих от всех источников выделения (технологических агрегатов, установок, устройств, аппаратов, оборудования, механизмов, неорганизованных выбросов и т.п., выделяющих в процессе эксплуатации загрязняющие вещества) для любого предприятия определяется по формуле: г/с (4.1) т/год (4.2) где i - индекс вида выделяющегося загрязняющего вещества (присваивается произвольно i = 1, 2, 3, ...m; j - номер источника выделения загрязняющего вещества (j = 1, 2, 3,..., n); gij - масса i-го загрязняющего вещества, выделяемого j-м источником, г/с; τij - продолжительность выделения i-го загрязняющего вещества j-м источником, с/год. При известных величинах начальной концентрации и расхода отходящего газа (загрязненного воздуха) значение gij определяется по формуле: , г/с (4.3) где Сн - начальная концентрация загрязняющего вещества (концентрация загрязняющего вещества, поступающая на очистку), г/нм3; V - расход отходящего газа (загрязненного воздуха), нм3/c. Величины gij для основных источников выделения, рассматриваемых в настоящей методике, приведены в таблице 4.3. (4.4) где Vt - объемный расход отходящего газа при рабочей температуре в °С, м3/с; Р - рабочее давление (например, при отборе пробы, мм. рт. ст.; t - температура отходящего газа,°С. Vt = 3600 WF, м3/c (4.5) где W - скорость газового (газовоздушного) потока в газоходе или воздуховоде, м/с; F - площадь поперечного сечения газохода (воздуховода), м2 Для холодных выбросов (разность между температурой газовоздушной смеси и температурой окружающего (наружного) воздуха меньше или равна нулю, а также для расчетов, не требующих высокой точности, допускается принимать V нм3/с = Vt м3/с. Валовое выделение загрязняющих веществ, определенное по формулам (4.1, 4.2, 4.3), используется для проведения инвентаризации источников, выполнения статистической отчетности по форме 2ТП-воздух, разработки проектов нормативов ПДВ (BСB) и в других аналогичных случаях, требующих учета выделения загрязняющих веществ от каждого источника. При определении массы выделяющихся загрязняющих веществ необходимо: ознакомиться с технологическим процессом и оборудованием, работа которого сопровождается выделением загрязняющих веществ; определить места расположения и характер источников выделения загрязняющих веществ; провести визуальный осмотр вентиляционных (аспирационных) устройств, а также установок очистки (пылеулавливания); ознакомиться с проектом и другой технической документацией (техническими отчетами по испытанию и наладке, паспортами на системы и установки очистки и др.); выявить техническое соответствие состояния действующего технологического оборудования требованиям санитарных норм (герметичность, обеспеченность укрытиями, встроенными отсосами и т.д.) 4.1. Источники выделения загрязняющих веществИсточники выделения и параметры выделяемых загрязняющих веществ приведены в таблице 4.3. 4.2. Характеристика выделяющихся загрязняющих веществ.Химический состав и значения ПДК для загрязняющих веществ, отходящих от источников выделения автотранспортных предприятий, приведены в приложении 1 к настоящей части методических указаний. Формулы, характеризующие параметры, (объем газовоздушной смеси, вид загрязняющего вещества, концентрация и валовое выделение) приведены в табл. 4.3. 4.3. Определение валовых выделенийНа местах хранения автомобилей /открытые и закрытые стоянки/ состав выхлопных газов и валовые выделения зависят от ряда факторов: типа двигателя /карбюраторный или дизельный/, режима его работы и нагрузки, технического состояния и качества топлива [12]. На стоянках автомобилей производится разогрев двигателя /холостой ход двигателя/ и маневрирование с последующим выездом с территории автобазы и маневрирование к месту стоянки при возвращении машин с линии. В связи с тем, что согласно [25] в настоящее время нет единой методики расчета выбросов от автомобилей при разогреве, запуске двигателей и маневрировании автомашин, валовые выделения в помещениях для хранения и постов технического обслуживания и ремонта автомобилей следует использовать СНиП II-93-74 [11], а во всех других случаях расчет валовых выделений на режиме холостого хода - выполнять по рекомендации ГГО им. А.И. Воейкова [25] - расчет приведен ниже. 4.3.1. Открытая стоянка автомобилей Валовое выделение qх.х. загрязняющих веществ в соответствия с [25] определяется по формуле: qх.х. = 1,3·Q·ρ·Пх.х., г/с (4.6) где. Q - нормативный расход топливу на 1 км пути автомобилем, л; /принимается по приложению 2 настоящих методических указаний/; ρ - плотность топлива, кг/л /принимается по приложению 3 настоящих методических указаний/; Пх.х. - безразмерный коэффициент, характеризующий отношение массы выделяющегося загрязняющего вещества к массе сжигаемого топлива и определяемый по табл. 4.I. Таблица 4.1. Значение коэффициента Пх.х.
Для отдельных типов автомобилей qх.х. принимается по приложению 2 к настоящей, части методических указаний. Расчетные формы, необходимые для определения валовых выделений отдельных видов загрязняющих веществ приведены в табл. 4.3. Для расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере открытая стоянка автомобилей принимается как площадной /или ряд площадных/ источник выброса. Пример расчета выделений и выбросов от источников открытой стоянки приведен в приложении 9 методических указаний. 4.3.2. Закрытая стоянка автомобилей Валовое выделение загрязняющих веществ определяется в соответствии с формулами 4.7., 4.8., 4.9., 4.10, приведенных в таблице 4.3., а значения Р в формулах 4.7-4.9 - см. табл. 4,2. Весовое содержание загрязняющих веществ
Примечания: 1. В числителе указано весовое содержание загрязняющих веществ, выделяющихся при разогреве двигателя, в знаменателе - при маневрировании автомобиля и выезде из помещения. Весовое содержание загрязняющих веществ, выделяющихся при въезде автомобилей в помещение, должно приниматься: для карбюраторных двигателей - 0,4 и для дизельных - 0,55 весового содержания загрязняющих веществ, указанного в знаменателе. 2. Продолжительность въезда, маневрирования и выезда автомобилей, а также регулировки двигателей устанавливается при проектировании нормами технологического проектирования или технологической частью проекта, а для действующих автопредприятий - по фактическим данным. Количество аэрозолей свинца, выделяющихся при работе карбюраторных двигателей на этилированном бензине, должно определяться по формуле (4.8) значения величин - см. графу 7 табл. 4.3 к формуле (4.7) Параметры источников выделения загрязняющих веществ
5. РАСЧЕТ ВАЛОВЫХ ВЫБРОСОВ5.1. Расчет по источникам выделения Данный метод расчета предназначен для определения валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для составления статистической отчетности, проектной документации, в том числе проектов нормативов ПДВ (ВСВ), уточненных плановых расчетов. Валовой выброс предприятия В (В') представляет собой массу загрязняющих веществ, выбрасываемых всеми источниками выбросов (трубами, вентшахтами и др) в единицу времени (г/с, т/год). Валовой выброс определяется по формуле: (5.1) (5.2) где i - индекс ввда загрязняющего вещества (присваивается произвольно i = 1, 2, 3..., m); ψ - номер источника выброса соответствующего загрязняющего вещества (присваивается произвольно ψ =1, 2, 3..., z); biψ - маccа i-гo загрязняющего вещества, выбрасываемого ψ-м источником выброса, г/с τiψ - продолжительность выброса i-го вещества ψ-м источником выброса, с/год Иными словами, валовой выброс загрязняющего вещества в атмосферу является частью валового выделения этого вещества , поступающей в атмосферу. Для источника, снабженного установкой очистки, величина валового выброса (b) определяется как разность количеств отходящего (g) и уловленного (y) загрязняющего вещества: b = g-y (5.3) При отсутствии установки очистки величина валового выброса равна количеству отходящего загрязняющего вещества или валовому выделению, т.е. b = g и принимается для организованных источников по табл. 4.3 Значения степени очистки η принимаются по данным раздела 6. 5.2. Расчет по удельным показателям Данный метод допускается применять для оценочных и ориентировочных плановых расчетов (проектные работы, учет выбросов при перспективе расширения предприятия и т.п.), когда метод расчета по источникам выделения по ряду причин применять нельзя. По рассматриваемому в настоящем подразделе методу валовой выброс определяется для производства (предприятия) в целом. При этом валовой выброс определяется по формуле: (5.4) где mi - удельное выделение загрязняющего вещества на 1 обслуживаемый автотранспортным предприятием автомобиль (двигатель); Q - количество обслуживаемых автомобилей (год) Величины удельных выделений и выбросов на 1 автомобиль приведены в табл. 5.1. Таблица 5.1. Удельное количество выбросов загрязняющих веществ автотранспортными предприятиями
6. РАСЧЕТ УСТАНОВОК ОЧИСТКИ6.1. Масса загрязняющих веществ Мr, поступающих в атмосферу из источников выбросов, оснащенных установками очистки, зависит от концентрации загрязняющих веществ в газовоздушной смеси после ее очистки и для каждого источника определяется по формуле: , г/с (6.1) где ск и Vк - соответственно концентрация загрязняющего вещества (г/нм/3) после очистки; сн и Vн - то же до очистки, ηобщ,- общая степень очистки установки, состоящей из нескольких ступеней (%), -определяется по формуле: (6.2) где η1, η2,…, ηn - значения степени очистки соответственно 1-й, 2-й,....n-й ступенях очистки, % 6.2. Степень очистки пылегазовых потоков, которая может быть достигнута в аппаратах очистки, зависит от дисперсного состава улавливаемых твердых частиц, вида газообразных загрязняющих веществ, типа аппарата, параметров его работы и затрат энергии на очистку. 6.3. Определение степени очистки очистных аппаратов (установок) производится методом инструментальных измерений в процессе их испытаний в соответствии с требованиями нормативных документов и контролирующих органов, а при отсутствии приборов для замеров по согласованию с органами Госкомгидромета - по табл. 6.1 настоящих методических указаний. 6.4. Перед испытанием установок очистки (УО) определяется их соответствие проекту или каталогу, тип, основные размеры, а также конструктивные и эксплуатационные особенности. 6.5. Перед испытанием УО приводятся в исправное состояние. 6.6. При испытании каждой УО определяются: полное, скоростное и статическое давление газа перед установкой и за ней; расход газа (воздуха) перед установкой и за ней; расход вода (раствора), поступающей в УО; степень очистки газа. 6.7. Разность расходов газа (воздуха) перед установкой и за ней, определяющая величину подсоса или утечки газа в УО, не должна превышать 5% от количества очищаемого газа (воздуха). Если указанная разность не превышает 5% от количества поступающих в УО газа (воздуха), то при последующих расчетах принимается количество газа (воздуха), равное половине суши расходов. При наличии в установках нескольких ступеней очистки расход газа (воздуха) определяется до и после каждой ступени очистки. 6.8. При нестационарном режиме технологического, оборудования испытание УО осуществляется в период наибольшего выделения загрязняющих веществ. технические показатели установок (аппаратов) очистки газов Таблица 6.1
ЛИТЕРАТУРА1. Требования к построению, содержанию и изложению расчетных методик определения выбросов вредных веществ в атмосферу по удельным выделениям. Письмо ГГО им. А.И. Воейкова от 04.06.86 г. № 4617/23. 2. Министерство строительства СССР. Методические указания по расчету валовых выбросов вредных веществ в атмосферу предприятиями Министерства строительства СССР: ВРД 66 69-84/М.: ОНТИ ПТИОМЭС, 1984 3. То же: ВРД 66 72-84/М.: ОНТИ ПТИОМЭС, 1984. 4. То же: ВРД 66 79-84/М.: ОНТИ ПТИОМЭС, 1984. 5. То же: ВРД 66 85-85/М.: ОНТИ ПТИОМЭС, 1985 6. То да: ВРД 66 105-86/М.: ОНТИ ПТИОМЭС, 1987. 7. Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах производительностью до 30 т/ч. М. Гидрометеоиздат, 1985. 8. ПТИОМЭС. Охрана атмосферы и предложения по установлению предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу для автобазы № I треста "Ярославльстройтранс" Главверхневолжскстроя, Ярославль, 1982. 9. ПТИОМЭС. Проект норм выбросов в атмосферу вредных веществ для источников автобазы № 3 треста "Ярославльстройтранс" Главверхневолжскстроя, Ярославль, 1985. 10. С.Н. Завьялов. Мойка автомобилей. "Транспорт", М., 1984 11. СНиП II-93-74. Нормы проектирования. Предприятия по обслуживанию автомобилей. 12. Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. Министерство здравоохранения СССР. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. Ленинград. Гидромотеоиздат, 1979. 13. Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. Методические указания по расчету выброса вредных веществ автомобильным транспортом. М., Гидрометеоиздат, 1983. 14. О.И. Жегалин, П.Д. Лупачев. Снижение токсичности автомобильных двигателей. "Транспорт", М., 1985., с.106 15. Б.С. Молчанов. Проектирование промышленной вентиляции. Ленинград... 1970. с. 16 16. Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. Сборник методик по расчету выбросов в атмосферу загрязняющих веществ различными производствами. Ленинград. Гидрометеоиздат, 1986. 17. Гипродвигатель. Депо электрокаров, рекомендации по проектированию. 1983. 18. Автомобильный транспорт и защита Окружающей среды. М., "Транспорт", 1982 19. Временная отраслевая инструкция по установлению допустимых выбросов в атмосферу предприятиями. HP-83-311. Днепропетровский проектный институт. 1983. 20. С.А. Рысин. Вентиляционные установки машиностроительных заводов Справочник. Машгиз. M. 1961. 21. "Наладка и регулирование систем вентиляции и кондиционирования воздуха". Справочное пособие под ред. Б.А. Журавлевой. М., Стройиздат, 1980 22. Справочник. Г.П. Беспамятов, Ю.А. Кротов. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. Ленинград "Химия" Ленинградское отделение. 1985. 23. Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий. СН 245-71 24. Список ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, № 1892-78. 25. ГГО им. А.И. Воейкова. О расчете автомобильных выбросов. /письмо № 4720/23 от 17.06.87/. 26. Автомобили, автобусы, троллейбусы, прицепной состав, автопогрузчики серийного производства 1983 года. Ч. I и II. Номенклатурный каталог. НИИНАвтопром. М; 1983. 27. Каталитические нейтрализаторы Димитровградского автоагрегатного завода. А.И. Симатов. "Автомобильная промышленность", № 12-1985 г., с. 14-16* ___________________________ *По сообщению завода производство нейтрализаторов передано на Рижский завод "Саркана Звайгзне". Приложение 1Значения ПДК загрязняющих веществ
Приложение 2Валовой выброс загрязняющих веществ автомобилями (q)
Приложение 3Физико-химические свойства топлив [21, c. 65]
Приложение 4Объем газовоздушной смеси, удаляемой от кузнечных горнов (топливо-каменный уголь) [20]
Приложение 5Характеристика топлив (при нормальных условиях) [16, с. 16] - извлечение
Приложение 6Удельное выделение загрязняющих веществ при ручной сварке, г/кг
Приложение 7Пылеобразование при механической обработке древесины [16]
Приложение 8Выделение загрязняющих веществ при нанесении лакокрасочных покрытий [16]
Приложение 9Пример расчета валовых выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от источников открытой стоянки автобазыАвтобаза предназначена для паркования, технического обслуживания и ремонта 256 автомобилей, в том числе 139 автомобилей с карбюраторными и 117 - с дизельными двигателями. Состав автопарка приведен в таблице 1. Коэффициент выпуска машин на линию - 0,75. Режим работы автобазы - односменный, 260 рабочих дней в году. Предприятие осуществляет перевозки строительных материалов, конструкций и изделий для объектов территориального управления по строительству. Автобаза производит также доставку рабочих на строительные площадки и заводы стройиндустрии. На территории автопредприятия расположены следующие участки: 1. Стоянки автомобилей: 1.1. Открытая на 246 автомобилей, в том числе на 133 автомобиля с карбюраторными и на 113 автомобилей с дизельными двигателями, 1.2. Закрытая - на 10 автомобилей, в том числе 6 автомобилей с карбюраторными и 4 - с дизельными двигателями. 2. Окрасочный (краскоприготовительный, кладовая красок, непосредственно участок окраски) 3. Зона текущего ремонта (ТР) 4. Шиномонтажный участок. 5. Аккумуляторный участок 6. Сварочный участок 7. Кузнечный участок 8. Моторный участок 9. Медницкий 10. Агрегатный 11. Моечный участок 12. Столярный участок Таблица 1. Состав автомобильного парка
Открытая стоянка расположена на свободных площадях автобазы. Общая площадь открытой стоянки с твердым покрытием - 5300 кв. м. Стоянка оборудована системой пароводяного разогрева. Источники выделений загрязняющих веществ - двигатели автомобилей в период прогрева и выезда с автобазы. Операции прогрева и выезда всего автопарка занимают 1,5 часа - с 6.30 до 8.00. часов утра. При этом в течение этого времени в атмосферный воздух выделяются окись углерода, окислы азота и углеводороды. Для расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере открытая стоянка принимается как плоскостной (площадной) источник выброса. Величина валового выделения от 1 автомобиля "q" определяется по формуле 4.6 и приложению 2. Результаты расчета сведены в таблицу 2 настоящего примера. Как следует из указанной таблицы, валовые выделения окиси углерода за все циклы разогрева и маневрирования автомобилей (карбюраторных и дизельных) - сумма графы 6 - составляет: Qco = 7978 + 4412 = 12390 г С учетом коэффициента выпуска на линию (0,75) и время общего цикла прогрева к выпуска из автобазы (1,5 часа), расчетный валовой выброс составляет:
Эта величина выдается в качестве исходных данных источника, для расчета рассеивания в атмосфере. Аналогично определяется валовой выброс окислов азота и углеводородов:
Qугл. = 4432 + 2685 = 7117
Примеры расчетов выделений и выбросов по .остальным участкам и отделениями не приводятся ввиду их идентичности расчетам обычных стационарных источников, по формулам разделов 4 и 5 настоящих методических, указаний по аналогии с примером расчета, приведенном в ч.1 Методических указаний [2]. Таблица 2 Результаты расчета валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу открытой стоянкой автомобилей
Примечания: 1. расчет выполнен для наиболее неблагоприятного (зимнего) периода года, в летний и переходный периоды время разогрева значительно меньше в зависимости от климатического района. 2. В таблице учтено количество автомобилей, находящихся на открытой стоянке. 3. Результаты граф 6, 9, 12 получены путем перемножения валового выделения загрязняющих веществ 1 автомобилем на их количество и время соотвествующего режима работы в секунду. Приложение 10
В настоящее время нет единой методики расчета выбросов от автомобилей при разогреве, запуске двигателей и маневрировании автомашин на территории автопредприятия. В связи с этим рекомендуем для определения выбросов при этих режимах работы автомобилей в, помещениях для хранения и постов технического обслуживания и ремонта автомобилей использовать СНиП II-93-74, а во всех других случаях расчет выбросов на режиме холостого хода можно выполнять по следующей приближенной формуле МХ.Х. = 1,3 QI·ρ·ПХ.Х. где: МХ.Х. - выброс (в г/с); QI - нормативный расход топлива на 1 км пути автомобилем, л; ρ - плотность топлива (в кг/л); ПХ.Х. - безразмерный коэффициент характеризующий отношение массы выделяющегося вредного вещества к массе сжигаемого топлива и определяемый по следующей таблице:
1,3 - коэффициент, учитывающий среднюю скорость движения автомобиля в городских условиях, долю расхода топлива при работе на режиме холостого хода в цикле городского движения и пересчет кг/час в г/с. Заместитель директора А.С. Зайцев
|