Распоряжение Федеральное дорожное агентство от 9 июня 2010 г. N 384-рОб издании и применении ОДМ 218.1.001-2010 "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства"В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", применения и соблюдения технических норм, а также установления классификации, порядка разработки и экспертизы, согласования, утверждения, регистрации, обновления и отмены документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства: 1. Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с 15.06.2010 ОДМ 218.1.001-2010 "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства" (далее - ОДМ 218.1.001-2010). 2. Управлению научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования (В.А. Попов) в установленном порядке обеспечить издание вышеупомянутых ОДМ 218.1.001-2010 и направить их в подразделения и организации, упомянутые в п. 1 настоящего распоряжения. 3. Признать утратившим силу распоряжение Федерального дорожного агентства от 08 июля 2005 г. N ОБ-158-р об издании и применении ОДМ 218.1.001-2005 "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства". 4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Н.В. Быстрова. Руководитель A.M. Чабунин Отраслевой дорожный методический документ ОДМ
218.1.001-2010
|
Наименование документа |
Утверждающая инстанция |
Назначение документа |
Технические регламенты |
Принимаются международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании") |
Устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) |
Национальные стандарты |
Утверждаются Национальным органом Российской Федерации по стандартизации (статья 14 ФЗ "О техническом регулировании") |
Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. |
Правила (нормы) в области стандартизации |
Утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р 1.10) |
Устанавливают организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации. |
Рекомендации по стандартизации |
Утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р 1.10) |
Содержат советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте |
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации |
Принимаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ([1]) |
Устанавливают систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и направлены для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. |
Своды правил |
Утверждаются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий ([2]) |
Устанавливают технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. Разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов. |
Стандарты организаций: стандарты научных, общественных, инженерных организаций, ассоциаций и т.п. стандарты конкретных субъектов хозяйственной деятельности |
Принимаются организациями самостоятельно на основании п. 1 статьи 17 ФЗ "О техническом регулировании" и могут согласовываться с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства (необходимость согласования определяется организацией) |
Применяются для целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок |
Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств |
Принимаются международными, региональными и национальными органами (организациями) по стандартизации и зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов |
Применяются на добровольной основе в качестве документов в области стандартизации, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов при включении их национальным органом РФ в соответствующий перечень документов в области стандартизации |
Отраслевые дорожные методические документы |
Издаются федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства на основании п. 3 статьи 4 ФЗ "О техническом регулировании" |
Применяются на добровольной основе в качестве рекомендательного акта разъясняющего методологию работ в сфере технического регулирования и (или) содержащего технические рекомендации в области проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них |
5.1 Технические регламенты разрабатываются, принимаются, изменяются и отменяются в порядке, установленном статьями 9, 9.1 и 10 ФЗ "О техническом регулировании".
5.2 Национальные стандарты Российской Федерации разрабатываются, утверждаются, обновляются и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.2. Экспертиза проектов национальных стандартов РФ в области дорожного хозяйства проводится техническим комитетом по стандартизации "Дорожное хозяйство" (ТК 418) в порядке, установленном ГОСТ Р 1.6.
5.3 Общероссийские классификаторы разрабатываются, принимаются, вводятся в действие, ведутся и применяются в соответствии с [1].
5.4 Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации разрабатываются, утверждаются, изменяются, пересматривается и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.10.
5.5 Своды правил разрабатываются и утверждаются в соответствии с [2].
5.6 Стандарты организаций разрабатываются, утверждаются и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.4.
Стандарты организаций разрабатываются и утверждаться этими организациями самостоятельно исходя из целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
В случае ссылки на утвержденные стандарты организаций в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
По решению организации утверждаемый стандарт может быть направлен в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства для согласования в установленном порядке.
5.7 Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств разрабатываются, утверждаются и отменяются в порядке, установленном в данных международных, региональных и национальных органах (организациях).
5.8 ОДМ разрабатываются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства. В случае ссылки на официально принятые ОДМ в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
6.1 Межгосударственные стандарты (ГОСТ) и государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), принятые до 1 июля 2003 года, являются национальными стандартами и на переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям (статья 46 ФЗ "О техническом регулировании"):
защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
обеспечения энергетической эффективности.
6.2 В переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) в дорожном хозяйстве продолжают действовать на добровольной основе, за исключением обязательных требований, соответствующих целям в пункте 6.1 настоящего методического документа, следующие категории документов, принятые до 1 июля 2003 года:
отраслевые стандарты дорожного хозяйства (ОСТ);
строительные нормы и правила (СНиП);
отраслевые дорожные нормы (ОДН);
ведомственные строительные нормы (ВСН);
нормативные документы других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае их регистрации Минюстом России;
отраслевые дорожные методические документы (ОДМ);
стандарты субъектов Российской Федерации;
нормы субъектов Российской Федерации;
стандарты предприятий дорожного хозяйства (СТП).
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий вправе вносить изменения в свои нормативные документы, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов. При этом проекты нормативных документов федеральных органов исполнительной власти о внесении указанных изменений должны быть размещены в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за шестьдесят дней до дня их принятия. Такие проекты, доработанные с учетом замечаний заинтересованных лиц, и перечень этих замечаний, полученных в письменной форме, направляются в экспертную комиссию по техническому регулированию, созданную в соответствии с положениями пункта 9 статьи 9 Федерального закона "О техническом регулировании" федеральным органом исполнительной власти, разрабатывающим такие проекты, не позднее, чем за тридцать дней до дня их принятия. В состав экспертной комиссии по техническому регулированию на паритетных началах включаются представители данного федерального органа исполнительной власти, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Решения об утверждении или отклонении таких проектов принимаются на основании заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
В другие категории нормативных документов не могут вноситься изменения и дополнения. В течение переходного периода положения данных нормативных документов могут быть переведены либо в технические регламенты, либо в национальные стандарты, либо в своды правил, либо в стандарты организаций, либо в отраслевые дорожные методические документы в соответствии с принципами технического регулирования.
В случае ссылки на вышеперечисленные нормативные документы в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
7.1 Для оптимизации и систематизации работ отраслевые дорожные методические документы дорожного хозяйства (ОДМ) классифицируют по классификационным группам, приведенным в таблице 2.
Таблица 2
Классификационная группа |
Наименование классификационной группы |
1 |
Организация технического регулирования в сфере дорожного хозяйства |
2 |
Проектирование автомобильных дорог |
3 |
Качество производства дорожных работ |
4 |
Оценка соответствия |
5 |
Метрологическое обеспечение |
6 |
Безопасность дорожного движения. |
7 |
Кадровое обеспечение. |
8 |
Сервис и охрана окружающей среды. |
9 |
Информационно-управляющие системы |
10 |
Финансовое обеспечение |
11 |
Другие |
7.2 В ОДМ классификационной группы 1 систематизируются отдельные элементы сферы управления дорожным хозяйством и разъясняются положения организационно-технических основ технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.
7.3 В ОДМ классификационной группы 2 разъясняются положения, устанавливающие нормы проектирования.
7.3.1 Нормы проектирования конструкций автомобильных дорог по составляющим компонентам:
- земляное полотно;
- дорожная одежда;
- дренаж и водоотвод.
7.3.2 Нормы проектирования искусственных сооружений по составляющим компонентам:
- тоннели и трубы;
- мосты, путепроводы и эстакады;
- защитные сооружения;
- объекты сервиса и элементы обустройства автомобильных дорог.
7.4 В ОДМ классификационной группы 3 разъясняются положения, устанавливающие требования к нормируемым параметрам.
7.4.1 Нормируемые параметры к технологическим процессам выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них при:
- строительстве;
- реконструкции;
- модернизации;
- ремонте;
- содержании;
- утилизации.
7.4.2 Нормируемые параметры к ресурсам, используемых в дорожном хозяйстве, и их сбережению:
- сырье;
- материалы;
- изделия и конструкции.
7.4.3 Нормируемые параметры транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
7.5 ОДМ классификационной группы 4 разъясняют положения организационно-технических и других требований в области оценки соответствия, в т.ч. аккредитации, подтверждения соответствия, строительного контроля, государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве и т.д.
7.6 ОДМ классификационной группы 5 разъясняют положения по метрологическому обеспечению в дорожном хозяйстве.
7.7 ОДМ классификационной группы 6 разъясняют положения по вопросам обеспечение безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по ним.
7.8 ОДМ классификационной группы 7 разъясняют положения по вопросам установление уровня квалификационных требований для разных категорий работников дорожной отрасли и методов их достижения.
7.9 В ОДМ классификационной группы 8 разъясняются положения, устанавливающие:
- нормативные параметры к развитию сервиса в придорожной полосе, обеспечивающего комфорт и безопасность участников дорожного движения создание условий для развития сервиса в придорожной полосе, обеспечивающего комфорт и безопасность участников дорожного движения;
- обеспечение экологической безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по автомобильным дорогам.
7.10 ОДМ классификационной группы 9 разъясняют положения по сбору, обработке, хранению и использованию банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования централизованной интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве.
7.11 ОДМ классификационной группы 10 разъясняют положения по обеспечению финансирования работ по ремонту и содержанию в зависимости от исходного и требуемого уровня транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог.
Обозначение отраслевых дорожных методических документов состоит из его номера, включающего в себя:
- аббревиатуру "ОДМ";
- трехзначное число с точкой, означающее комплекс дорожного хозяйства;
- однозначное число, означающее классификационную группу документа по таблице 2 настоящего методического документа;
- трехзначное число, означающее порядковый номер документа в классификационной группе;
- четырехзначное число, означающее год регистрации документа.
Пример обозначения настоящего отраслевого дорожного методического документа:
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области"
[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил"