На главную | База 1 | База 2 | База 3

Письмо Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 г. N Д23-382

О правовом положении городских лесов

В соответствии с письмом Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение регионального общественного учреждения (далее - Комитет) и в пределах компетенции согласно поставленным в обращении вопросам сообщает.

Статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Понятие "земли поселений" было исключено из текста Земельного кодекса Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

Частью 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом пп. "г" п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.

В соответствии с п. 2 ст. 83 Земельного кодекса если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий земель, то данные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов. При этом в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" орган местного самоуправления, утвердивший генеральный план, направляет копию такого акта в территориальный орган Росреестра. О внесенных изменениях территориальный орган уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков и вносит изменения в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течение семи дней.

Требования к оформлению документов, представляемых для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости".

Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.

По вопросу о том, какому органу государственной власти могут быть переданы полномочия по управлению городскими лесами, а также по вопросу, какой орган государственной власти (местного самоуправления) вправе осуществлять полномочия по управлению и распоряжению лесными участками, включенными в границы населенного пункта, сообщаем.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст. ст. 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81-84 Лесного кодекса, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом лицами.

При этом в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В части определения порядка изменения вида разрешенного использования земельных участков лесного фонда, отнесенных к защитным лесам, сообщаем.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются по итогам градостроительного зонирования, указываются в градостроительных регламентах, являющихся составной частью правил землепользования и застройки (ч. 2, 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).

На основании ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") в государственный кадастр недвижимости, в случае если объектом учета является земельный участок, вносятся также сведения о разрешенном использовании.

Частью 6 ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.

На основании данных документов орган кадастрового учета изменяет записи кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельных участков.

По вопросу о выдаче разрешений на осуществление порубок на покрытых лесом земельных участках, включенных в границы населенных пунктов, сообщаем, что в соответствии со ст. 23 Лесного кодекса в границах населенных пунктов располагаются городские леса. При этом земельные участки в границах населенных пунктов будут являться городскими лесами только после принятия соответствующих документов градостроительного зонирования. До момента признания древесная растительность, расположенная на земельном участке, не относится к городским лесам.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Порядок исполнения судебных решений регламентирован положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одновременно сообщаем, что ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлена ст. 3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Заместитель директора
Департамента недвижимости

М.В. Бочаров