Приказ Федеральной службы по тарифам от 1 сентября 2010 г. N 221-э/8 Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала и о внесении изменений и дополнений в Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2008 года N 231-э В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301; N 23, ст. 2522; N 48, ст. 5032; N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912; N 25, ст. 3039; N 32, ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597; N 17, ст. 1897; N 23, ст. 2719; N 38, ст. 4309; N 46, ст. 5337; 2009 N 1, ст. 142; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119, N 18 (часть 2), ст. 2249; N 33, ст. 4086; 2010, N 9, ст. 960; N 13, ст. 1514; N 25, ст. 3169; N 26, ст. 3350; N 30, ст. 4096), постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791; 2005, N 1 (часть 2), ст. 130; N 43, ст. 4401; N 47, ст. 4930; N 51, ст. 5526; 2006, N 23, ст. 2522; N 36, ст. 3835; N 37, ст. 3876; 2007, N 1 (часть 2), ст. 282; N 14, ст. 1687; N 16, ст. 1909; 2008, N 2, ст. 84; N 25, ст. 2989; N 27, ст. 3285; 2009, N 8, ст. 980; N 8, ст. 981; N 8, ст. 982; N 12, ст. 1429; N 25, ст. 3073; N 26, ст. 3188; N 32, ст. 4040; N 38, ст. 4479; N 38, ст. 4494; N 52 (часть 1), ст. 6575; 2010, N 12, ст. 1333; N 15, ст. 1808; N 21, ст. 2610; N 23, ст. 2837), а также решением Правления ФСТ России (протокол от 31 августа 2010 года N 55-э), приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Методические указания по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии с применением метода доходности инвестированного капитала, согласно приложению N 1. 2. Внести в Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2008 года N 231-э (зарегистрировано Минюстом России 7 июля 2008 года, регистрационный N 11931), изменения и дополнения согласно приложению N 2. 3. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 сентября 2010 г. Регистрационный N 18579 Приложение 1 Методические указания Содержание I. Общие положения1. Настоящие Методические указания по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала (далее - методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст. 1316; 1999, N 7, ст. 880; 2003, N 2, ст. 158; N 13, ст. 1180; N 28, ст. 2894; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (часть I), ст. 37; N 49, ст. 5125; N 52 (часть I), ст. 5597; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084; N 45, ст. 5427; 2008, N 52 (часть 1), ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 52 (часть 1), ст. 6450; N 2010, N 31, ст. 4206), Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 31, ст. 4206), Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791; 2005, N 1 (часть 2), ст. 130; N 43, ст. 4401; N 47, ст. 4930; N 51, ст. 5526; 2006, N 23, ст. 2522; N 36, ст. 3835; N 37, ст. 3876; 2007, N 1 (часть 2), ст. 282; N 14, ст. 1687; N 16, ст. 1909; 2008, N 2, ст. 84; N 25, ст. 2989; N 27, ст. 3285; 2009, N 8, ст. 980; N 8, ст. 981; N 8, ст. 982; N 12, ст. 1429; N 25, ст. 3073; N 26, ст. 3188; N 32, ст. 4040; N 38, ст. 4479; N 38, ст. 4494; N 52 (часть 1), ст. 6575; 2010, N 12, ст. 1333; N 15, ст. 1808; N 21, ст. 2610; N 23, ст. 2837). 2. Методические указания предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующие органы), а также организациями, оказывающими услуги по передаче тепловой энергии (далее - регулируемые организации) для расчета тарифов методом доходности инвестированного капитала. 3. Методические указания определяют порядок формирования необходимой валовой выручки регулируемых организаций, принимаемой к расчету при установлении тарифов, и включают в себя правила расчета нормы доходности инвестированного капитала, правила определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета и правила определения долгосрочных параметров регулирования с применением метода сравнения аналогов. 4. Расчет тарифов регулируемых организаций производится исходя из необходимой валовой выручки, установленной согласно методическим указаниям, в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06 августа 2004 г. N 20-э/2 (зарегистрировано Минюстом России 20 октября 2004 года, регистрационный N 6076) с изменениями, внесенными приказами ФСТ России от 23.11.2004 г. N 193-э/11 (зарегистрировано Минюстом России 16 декабря 2004 года, регистрационный N 6191), от 14.12.2004 г. N 289-э/15 (зарегистрировано Минюстом России 21 декабря 2004 года, регистрационный N 6213), от 28.11.2006 г. N 318-э/15 (зарегистрировано Минюстом России 8 декабря 2006 года, регистрационный N 8574), от 30.01.2007 г. N 14-э/14 (зарегистрировано Минюстом России 6 марта 2007 года, регистрационный N 9041), от 31.07.2007 г. N 138-э/6 (зарегистрировано Минюстом России 20 августа 2007 года, регистрационный N 10030), от 23.11.2007 г. N 385-э/1 (зарегистрировано Минюстом России 29 ноября 2007 года, регистрационный N 10578), от 21.10.2008 г. N 209-э/1 (зарегистрировано Минюстом России 6 ноября 2008 года, регистрационный N 12580), от 22.12.2009 г. N 469-э/8 (зарегистрировано Минюстом России 29 января 2010 года, регистрационный N 16132), от 31.12.2009 г. N 558-э/1 (зарегистрировано Минюстом России 9 февраля 2010 года, регистрационный N 16345). 5. Тарифы по методу доходности инвестированного капитала устанавливаются на долгосрочный период регулирования (далее - долгосрочные тарифы), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. В течение долгосрочного периода регулирования ежегодно тарифы, установленные на очередной финансовый год, корректируются в порядке, предусмотренном методическими указаниями. 6. Понятия, используемые в настоящих методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральном законе от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Основах ценообразования. II. Необходимая валовая выручка, принимаемая к расчету при установлении тарифов7. При расчете тарифов методом доходности инвестированного капитала необходимая валовая выручка, принимаемая к расчету при установлении тарифов, определяется в следующей последовательности. Перед началом долгосрочного периода регулирования устанавливаются долгосрочные параметры регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются и к которым относятся: 1) базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; 2) индекс эффективности операционных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; 3) размер инвестированного капитала, установленный при переходе к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала; 4) чистый оборотный капитал, устанавливаемый регулирующими органами; 5) норма доходности инвестированного капитала, устанавливаемая регулирующими органами в соответствии с разделом III настоящих методических указаний, включая норму доходности на капитал, инвестированный до перехода к установлению тарифов методом доходности инвестированного капитала; 6) срок возврата инвестированного капитала, определяемый в соответствии с настоящими методическими указаниями; 7) уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый и применяемый в соответствии с Основами ценообразования. Также на долгосрочный период определяются и в течение этого периода не пересматриваются следующие параметры регулирования: 1) коэффициент эластичности расходов по количеству активов, определяемый настоящими методическими указаниями; 2) изменение необходимой валовой выручки, производимое в целях сглаживания роста тарифов, устанавливаемое регулирующими органами. Определяемый на долгосрочный период объем потерь тепловой энергии пересматривается в течение указанного долгосрочного периода только по основаниям, предусмотренным пунктом 19 настоящих методических указаний. Перед началом долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов: 1) индекс потребительских цен, индекс роста цен на электрическую энергию (мощность) в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации; 2) количество активов, определяемое регулирующими органами; 3) расходы, включаемые в необходимую валовую выручку в фактическом объеме (неподконтрольные расходы), определяемые регулирующими органами; 4) стоимость и сроки начала строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию объектов, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации, источники финансирования утвержденной инвестиционной программы, включая плату за подключение к системе теплоснабжения; 6) полезный отпуск тепловой энергии, определяемый регулирующими органами; 7) стоимость потерь тепловой энергии, определяемая регулирующими органами с учетом пункта 19 настоящих методических указаний. На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов. При осуществлении корректировки также учитываются: 1) изменение доходности долгосрочных государственных обязательств; 2) изменение состава активов регулируемой организации, произошедшее в том числе в результате покупки или продажи активов; 3) выбытия активов до установленного срока их использования; 4) исполнения утвержденных инвестиционных программ. Величина корректировки, учитываемая в очередном году долгосрочного периода регулирования, рассчитывается как разница между товарной выручкой регулируемой организации за прошедший год и необходимой валовой выручкой, установленной на прошедший год, с учетом ее корректировки на отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов. Необходимая валовая выручка, принимаемая к расчету при установлении тарифов в очередном году долгосрочного периода регулирования, рассчитывается как сумма необходимой валовой выручки, установленной на очередной год долгосрочного периода регулирования, и величины корректировки, рассчитанной по итогам года, предшествовавшего текущему году. 8. Необходимая валовая выручка, принимаемая к расчету при установлении тарифов, рассчитывается по формуле:
где:
9. При установлении долгосрочных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется на долгосрочный период регулирования, составляющий не менее пяти лет (не менее трех лет при первом применении метода доходности инвестированного капитала), отдельно на каждый финансовый год в течение долгосрочного периода регулирования. Необходимая валовая выручка, определяемая при установлении долгосрочных тарифов, рассчитывается по формуле:
где:
2.1. Расходы, связанные с оказанием услуг по передаче тепловой энергии10. Расходы, связанные с оказанием услуг по передаче тепловой энергии, определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и рассчитываются по формуле:
где:
11. Операционные расходы (подконтрольные расходы) рассчитываются по формуле:
где:
ИР - индекс эффективности операционных расходов, выраженный в процентах;
Эл - коэффициент эластичности операционных расходов по количеству активов, необходимых для оказания услуг по передаче тепловой энергии, определяемый в соответствии с настоящими методическими указаниями; 12. Неподконтрольные расходы рассчитываются по формуле:
где
Расходы на приобретение энергетических ресурсов (воды) рассчитываются по формуле:
где:
13. Коэффициент эластичности операционных расходов по количеству активов, необходимых для оказания услуг по передаче тепловой энергии, на первый долгосрочный период регулирования устанавливается равным 0,75. 14. Индекс изменения количества активов применяется при установлении тарифов с целью учета зависимости операционных расходов от количества активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности. Индекс изменения количества активов рассчитывается по формуле:
где:
15. При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и результаты осуществления контрольных мероприятий. При установлении базового уровня операционных расходов учитываются расходы, связанные с поддержанием (повышением) установленного уровня надежности и качества оказываемых услуг, за исключением расходов, включенных в состав инвестиций, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой. 16. При расчете базового уровня операционных расходов, связанных с оказанием услуг по передаче тепловой энергии, учитываются следующие статьи затрат: 1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования; 2) ремонт основных средств, определяемый на основе пункта 26 Основ ценообразования; 3) оплата труда, определяемая в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования; 4) прочие расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу налога на прибыль организаций, в соответствии с Основами ценообразования. В операционные расходы не включаются амортизация производственного оборудования, расходы на обслуживание заемных средств, расходы на аренду имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в том числе расходы на приобретение энергетических ресурсов (в том числе на оплату потерь тепловой энергии) и воды, лизинговые платежи, а также расходы по коллективным договорам и прочие расходы, осуществляемые из прибыли организаций в соответствии с Основами ценообразования. 17. Индекс эффективности операционных расходов устанавливается в пределах от 1 % до 2,5 %, в соответствии с правилами определения долгосрочных параметров регулирования с применением метода сравнения аналогов. При установлении индекса эффективности операционных расходов учитываются мероприятия по повышению эффективности деятельности регулируемой организации, предусмотренные утвержденной инвестиционной программой. 18. В необходимую валовую выручку включаются неподконтрольные расходы, определяемые регулирующим органом (за исключением тех, которые были учтены в составе операционных расходов с учетом пункта 16 настоящих методических указаний), в том числе: 1) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, рассчитанные исходя из размера тарифов, установленных в отношении товаров и услуг указанных организаций; 2) расходы на аренду имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности (в отношении тех видов активов, которые учитываются при определении размера инвестированного капитала), концессионные платежи; 3) налог на прибыль и другие обязательные платежи и сборы; 4) расходы по сомнительным долгам в соответствии с Основами ценообразования; 5) дополнительные расходы (доходы), связанные с изменением законодательства и (или) изменением состава активов регулируемой организации, необходимых для осуществления регулируемой деятельности (в том числе, при получении (сдаче) имущества в аренду), не учтенные при установлении базового уровня операционных расходов. 19. В случае если по данным, представленным регулируемой организацией, более, чем 70 % фактического объема отпуска тепловой энергии потребителям, обслуживаемым регулируемой организацией, определялось по показаниям приборов учета в предыдущем отчетном периоде (далее - базовый год), то в необходимую валовую выручку такой организации на последующие годы включаются расходы на оплату фактического объема потерь, определенного в базовом году, с применением к нему определяемых регулирующими органами темпов снижения, соответствующих утвержденной инвестиционной программе регулируемой организации. Доля фактического объема отпуска тепловой энергии потребителям по показаниям приборов учета (далее - доля отпуска) определяется как отношение объема потребления по актам фактического потребления, выставленным регулируемой организацией по показаниям приборов учета, и общего объема потребления, определяемого путем сложения объемов потребления по актам фактического потребления, выставленным регулируемой организацией по показаниям приборов учета, и расчетных объемов потребления, применяемых в случае отсутствия приборов учета тепловой энергии. Фактический объем потерь рассчитывается как разность отпуска тепловой энергии в сеть и фактического объема отпуска тепловой энергии потребителям по показаниям приборов учета, деленного на долю отпуска. Если по данным, представленным регулируемой организацией, не более, чем 70 % фактического объема отпуска тепловой энергии потребителям, обслуживаемым регулируемой организацией, определялось по показаниям приборов учета, то в необходимую валовую выручку такой организации включаются расходы на оплату нормативных технологических потерь. При отсутствии нормативных технологических потерь, установленных на долгосрочный период регулирования, для каждого последующего года долгосрочного периода регулирования учитывается объем нормативных технологических потерь, установленный для первого года долгосрочного периода регулирования. При этом объемы потерь, учтенные в тарифах, пересчитываются в случае отклонения фактического значения ИКА и (или) фактического объема отпуска тепловой энергии потребителям от планового значения более чем на 10 %. Пересчет осуществляется путем применения для каждого оставшегося года долгосрочного периода регулирования норматива потерь, с учетом соответствующего изменения состава активов и (или) отпуска тепловой энергии потребителям. 2.2. Экономия операционных расходов и экономия от снижения потребления энергетических ресурсов и воды20. Экономия операционных расходов возникает в случае, если фактические операционные расходы за прошедший финансовый год выросли на меньшую величину, чем это было предусмотрено регулирующими органами. При достижении экономии операционных расходов необходимая валовая выручка не пересматривается, что обеспечивает регулируемой организации получение выгоды от экономии операционных расходов до конца долгосрочного периода регулирования. Для сохранения за регулируемой организацией выгоды от экономии расходов на протяжении пяти лет после ее достижения необходимая валовая выручка, устанавливаемая на очередной долгосрочный период регулирования, увеличивается на величину экономии операционных расходов, которая в течение долгосрочного периода регулирования индексируется на изменение потребительских цен в соответствии с настоящими методическими указаниями. Аналогичным образом при расчете тарифов на очередной долгосрочный период регулирования учитывается экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии, и воды, определяемая в соответствии с пунктом 22 настоящих методических указаний. Регулирующие органы рассчитывают экономию операционных расходов и экономию от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии, и воды ежегодно, до установления тарифов на очередной период регулирования. 21. Экономия операционных расходов, учитываемая в очередном долгосрочном периоде регулирования, рассчитывается по формуле:
где:
Величина экономии принимается равной нулю, если расчет дает отрицательное значение экономии;
22. Экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии, и воды, учитываемая в очередном долгосрочном периоде регулирования, рассчитывается по формуле:
где:
23. Экономия операционных расходов за прошедший год рассчитывается по формуле:
где:
Фактические операционные расходы, учитываемые при расчете экономии операционных расходов, не могут превышать уровня, установленного на данный год регулирующими органами. Из величины фактических операционных расходов исключаются необоснованные расходы, выявленные по результатам контрольных мероприятий;
24. Экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии, и воды за прошедший год рассчитывается по следующей формуле:
где:
25. Суммарная экономия операционных расходов и от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии, и воды, включаемая в необходимую валовую выручку в году i, определяется по формуле:
где: ЭОР и ЭП - соответственно величина экономии операционных расходов и величина экономии от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии, и воды, достигнутые регулируемой организацией в предыдущем долгосрочном периоде и определенные в соответствии с пунктами 20-22 настоящих методических указаний. 2.3. Возврат инвестированного капитала и доход на инвестированный капитал26. Размер инвестированного капитала устанавливается при первом применении метода доходности инвестированного капитала в соответствии с Правилами определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета. В течение долгосрочного периода регулирования размер инвестированного капитала не пересматривается. 27. В необходимую валовую выручку регулируемой организации в первом долгосрочном периоде регулирования включается доход на инвестированный капитал, рассчитанный по следующей формуле:
где:
РИК - размер инвестированного капитала, установленный при переходе к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала;
ВИК - величина возврата капитала, инвестированного до перехода к регулированию тарифов методом доходности инвестированного капитала, осуществляемого ежегодно с момента перехода к регулированию тарифов до полной выплаты этого капитала;
НД - норма доходности на инвестированный капитал;
28. В необходимую валовую выручку регулируемой организации включается возврат инвестированного капитала, рассчитываемый по следующей формуле:
где:
ИИК - индекс износа активов при переходе к регулированию тарифов методом доходности инвестированного капитала, определяемый в соответствии с правилами определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета; СВК - срок возврата инвестированного капитала, устанавливаемый в соответствии с Правилами определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета. 29. Расчет величины чистого оборотного капитала дифференцировано на каждый год долгосрочного периода регулирования производится по формуле:
где:
30. Величина чистого оборотного капитала на каждый год долгосрочного периода регулирования не может составлять менее 4 % и более 8 % необходимой валовой выручки регулируемой организации, установленной на предыдущий финансовый год. 2.4. Сглаживание необходимой валовой выручки31. Величина изменения необходимой валовой выручки, производимого в целях сглаживания необходимой валовой выручки, определяется регулирующими органами, но в каждом году составляет не более 12 % от необходимой валовой выручки, рассчитанной без учета сглаживания. Величина изменения необходимой валовой выручки, производимого в целях сглаживания необходимой валовой выручки, в последний год долгосрочного периода регулирования, определяется по формуле:
где:
НД - норма доходности на капитал, инвестированный после начала долгосрочного периода регулирования. 2.5. Корректировка необходимой валовой выручки32. Корректировка необходимой валовой выручки осуществляется ежегодно, в том числе и при наступлении нового долгосрочного периода регулирования. При корректировке используются данные за последний год, на который имеются фактические показатели параметров расчета тарифов. Корректировка осуществляется по следующей формуле:
где:
33. При корректировке необходимая валовая выручка рассчитывается на основе фактических показателей расчета тарифов, взамен прогнозных значений параметров. Расчет скорректированной необходимой валовой выручки производится по следующим формулам:
где:
34. Если отклонение выручки от реализации услуг по передаче тепловой энергии, полученной за первые девять месяцев текущего года, превышает 10 процентов от трех четвертей величины необходимой валовой выручки, установленной на текущий год долгосрочного периода регулирования, осуществляется корректировка необходимой валовой выручки с использованием данных за первые девять месяцев текущего года. III. Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала35. Норма доходности инвестированного капитала (далее - норма доходности) устанавливается на долгосрочный период регулирования и в течение этого периода не пересматривается. 36. Норма доходности устанавливается в номинальном выражении, после уплаты налога на прибыль. 37. Инвестированный капитал включает в себя заемный и собственный капитал. Собственный капитал включает капитал, использованный организацией для создания активов, необходимых для осуществления деятельности по передаче тепловой энергии, за вычетом заемного капитала. Заемный капитал включает в себя обязательства регулируемой организации перед кредиторами со сроком действия не менее чем один год. Доля заемного и собственного капитала определяется как отношение величины заемного и собственного капитала, соответственно, к базе инвестированного капитала. На первый долгосрочный период регулирования доля заемного капитала устанавливается равной 0,3, доля собственного капитала устанавливается равной 0,7. 38. Норма доходности рассчитывается по формуле:
где: НД - норма доходности; ДЗК - доля заемного капитала в структуре инвестированного капитала; СЗК - стоимость заемного капитала; ДСК - доля собственного капитала в структуре инвестированного капитала; ССК - стоимость собственного капитала. 39. Стоимость заемного капитала определяется по формуле:
где ДГО - средняя доходность долгосрочных государственных обязательств, выраженных в рублях, со сроком до погашения не менее восьми лет и не более десяти лет за год, предшествующий установлению нормы доходности. В первом долгосрочном периоде регулирования значение величины средней доходности долгосрочных государственных обязательств принимается равным 7 % СЗКм - премия за кредитный риск, устанавливаемая регулирующим органом. В первом долгосрочном периоде регулирования значение премии за кредитный риск не может быть ниже 3 %. 40. Стоимость собственного капитала рассчитывается по формуле:
где: ПРЭ - премия за риск инвестирования в собственный капитал организаций, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии. Величина премии за риск инвестирования определяется органами регулирования и не может быть ниже 6 % в первый долгосрочный период регулирования. 41. Величина средней доходности долгосрочных государственных обязательств за предшествующий год рассчитывается по следующей формуле: где:
При расчете величины средней доходности долгосрочных государственных обязательств используются данные торгов облигациями федерального займа на Фондовой бирже ММВБ (Закрытое акционерное общество "Фондовая биржа ММВБ"), срок до погашения (срок обязательной оферты) которых составляет не менее восьми лет и не более десяти лет. Величина средней доходности долгосрочных государственных обязательств определяется исходя из доходности облигаций федерального займа, включенных в котировальный список Фондовой биржи ММВБ и в размещенный на сайте фондовой биржи список ликвидных ценных бумаг (составляется в соответствии с Положением о критериях ликвидности ценных бумаг, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 7 марта 2006 г. N 06-25/пз-н, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 17 апреля 2006 г., регистрационный N 7707), с изменениями, внесенными приказами Федеральной службы по финансовым рынкам от 09 октября 2007 г. N 07-102/пз-н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2007 г., регистрационный N 10489), от 13 ноября 2008 N 08-52/пз-н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2008 г., регистрационный N 12864) за третий квартал года, предшествующего году расчета доходности данных ценных бумаг (далее - предшествующий год). В случае отсутствия облигаций федерального займа, срок до погашения (срок обязательной оферты) которых составляет не менее восьми лет и не более десяти лет, в опубликованном на сайте фондовой биржи ММВБ списке ликвидных ценных бумаг, для каждой такой облигации федерального займа рассчитывается Итоговый удельный вес ценной бумаги в соответствии с Методикой составления списка ликвидных ценных бумаг, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 7 марта 2006 г. N 06-25/пз-н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 17 апреля 2006 г., регистрационный N 7707), с изменениями, внесенными приказами Федеральной службы по финансовым рынкам от 09 октября 2007 г. N 07-102/пз-н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2007 г., регистрационный N 10489), от 13 ноября 2008 N 08-52/пз-н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2008 г., регистрационный N 12864) (далее - Итоговый удельный вес ценной бумаги), на основании данных торгов на Фондовой бирже ММВБ (Закрытое акционерное общество "Фондовая биржа ММВБ") за период с 1 января по 31 декабря предшествующего года. В этом случае величина средней доходность долгосрочных государственных обязательств рассчитывается на основании данных по облигации федерального займа с указанными характеристиками с наибольшим Итоговым удельным весом ценной бумаги. Средняя доходность к погашению государственных облигаций за период с 1 января по 31 декабря предшествующего года рассчитывается по следующей формуле:
где:
nd - число дней в соответствующем году (365 или 366); j - индекс дня, принимающий значения от 1 до nd;
где:
42. На первый долгосрочный период регулирования норма доходности инвестированного капитала устанавливается отдельно для капитала, созданного до и после перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Начиная со второго долгосрочного периода регулирования, норма доходности инвестированного капитала, созданного до и после перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, устанавливается одной ставкой. IV. Правила определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета43. Определение размера и учет базы инвестированного капитала, применяемого при оказании услуг по передаче тепловой энергии, ведется раздельно от учета стоимости активов организации, включая бухгалтерский и налоговый учет. 44. В составе базы инвестированного капитала учитываются объекты теплосетевой инфраструктуры, необходимые для осуществления деятельности по передаче тепловой энергии. Объекты незавершенного строительства не учитываются при определении размера и базы инвестированного капитала. При расчете размера и базы инвестированного капитала органы регулирования не учитывают объекты, не используемые для оказания услуг по передаче тепловой энергии в предстоящем периоде регулирования. 45. В случае, если организация осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии в нескольких субъектах Российской Федерации, учет инвестированного капитала осуществляется раздельно по каждому субъекту Российской Федерации. 46. При расчете размера инвестированного капитала при первом применении метода доходности инвестированного капитала в размер инвестированного капитала включается стоимость объектов теплосетевой инфраструктуры, принадлежащих регулируемой организации на праве собственности, и необходимых для осуществления деятельности по передаче тепловой энергии, устанавливаемая по результатам независимой оценки этих активов. Данная величина должна учитывать минимально возможную стоимость замещения активов организации, необходимых для осуществления деятельности по передаче тепловой энергии, физический, моральный и внешний износ активов, а также соотношение собственного и заемного капитала, установленное в соответствии с пунктом 37 настоящих методических указаний. 47. При расчете размера инвестированного капитала в части объектов теплосетевой инфраструктуры, эксплуатирующихся регулируемой организацией в соответствии с договором аренды (концессионным соглашением), размер инвестированного капитала устанавливается равным расходам, понесенным регулируемой организацией на строительство и (или) реконструкцию объектов теплосетевой инфраструктуры за счет прибыли организации и заемных средств за весь период деятельности этой организации по договору аренды (концессии) до момента перехода к регулированию тарифов методом доходности инвестированного капитала. Эта величина рассчитывается как сумма стоимости объектов теплосетевой инфраструктуры принадлежащих регулируемой организации на праве собственности, определяемой в соответствии с пунктом 46 настоящих методических указаний, остаточной балансовой стоимости улучшений объектов теплосетевой инфраструктуры, находящихся в аренде (концессии), за вычетом средств, полученных регулируемой организацией на строительство (реконструкцию) объектов теплосетевой инфраструктуры в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым тарифам (ценам), надбавок к тарифам организации коммунального комплекса, платы за подключение и бюджетных ассигнований за весь период деятельности этой организации по договору аренды (концессии) до момента перехода к регулированию тарифов методом доходности инвестированного капитала. 48. Размер инвестированного капитала регулируемой организации, эксплуатирующей объекты теплосетевой инфраструктуры на основе права хозяйственного ведения или оперативного управления, устанавливается равным нулю. 49. В случае, если частная собственность на объекты теплосетевой инфраструктуры возникла в результате приватизации, осуществленной после 1 января 2011 года, первоначальный размер инвестированного капитала устанавливается равным объему денежных средств, поступивших в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в результате передачи имущества частному собственнику, но не выше начальной цены указанного имущества, установленной документами о проведении приватизации. 50. Стоимость объектов, используемых регулируемой организацией для осуществления деятельности по передаче тепловой энергии на основании договора лизинга в момент перехода к регулированию тарифов такой организации методом доходности инвестированного капитала, включается в размер инвестированного капитала в объеме, определяемом регулирующим органом на основании договоров лизинга. 51. Передача управления объектами теплосетевой инфраструктуры от одной регулируемой организации другой регулируемой организации при неизменном составе активов регулируемой организации, используемых для осуществления регулируемой деятельности, не приводит к изменению размера инвестированного капитала за исключением случая, предусмотренного пунктом 48 настоящих методических указаний. 52. Доходы, поступившие в качестве платы за подключение к системе теплоснабжения, направленные на возмещение расходов по строительству и (или) реконструкции объектов, вводимых в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации, исключаются из базы инвестированного капитала регулируемой организации. 53. Регулирующие органы ежегодно на основе данных о реализации утвержденной инвестиционной программы регулируемой организации, а также учета полной и остаточной величин инвестированного капитала, ежегодно проводимого регулируемыми организациями, рассчитывают величины возврата базы инвестированного капитала и дохода на инвестированный капитал и осуществляют расчет соответствующих тарифов. Изменение стоимости активов, определенное в бухгалтерской и налоговой отчетности, не учитывается при установлении полной и остаточной величин капитала. 54. При включении новых инвестиций в полную и остаточную величины инвестированного капитала определяется величина инвестиций отдельно в отношении каждого построенного или реконструированного объекта. Полная величина инвестированного капитала рассчитывается на начало каждого года долгосрочного периода регулирования и отражает полную стоимость восстановления (замещения) объектов, используемых для осуществления деятельности по передаче тепловой энергии, за исключением полной стоимости объектов, построенных и реконструированных за счет поступлений от платы за подключение к системе теплоснабжения. Объекты, включенные в расчет размера инвестированного капитала при переходе к регулированию по методу доходности инвестированного капитала, учитываются в полной величине инвестированного капитала в размере полной стоимости восстановления (замещения) за вычетом внешнего и морального износа. Остаточная величина инвестированного капитала рассчитывается на начало каждого года долгосрочного периода регулирования и отражает полную величину инвестированного капитала, уменьшенную на величину возврата инвестированного капитала, в соответствии с формулой (42). База инвестированного капитала на начало каждого года долгосрочного периода регулирования устанавливается равной остаточной величине инвестированного капитала. 55. Полная величина инвестированного капитала на очередной год долгосрочного периода регулирования рассчитывается по формуле: Остаточная величина инвестированного капитала рассчитывается по формуле:
где:
В случае, если порядок учета
инвестированного капитала организации не позволяет идентифицировать списываемый
объект и определить стоимость, соответствующую фактическому списанию (выбытию)
в году i-1 указанных активов (в случае мероприятий по реконструкции,
замене основных средств), показатели
где:
В случае отсутствия данных о стоимости
объектов, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой регулируемой
организации в качестве замены основных средств, подлежащих выбытию, величина 56. В полную и остаточную величину капитала включаются инвестиции, осуществленные в рамках утвержденной инвестиционной программы регулируемой организации, и капитальные вложения, не предусмотренные утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации, осуществленные по согласованию с регулирующими органами. Инвестиции, осуществленные в рамках утвержденной инвестиционной программы регулируемой организации, учитываются при определении полной и остаточной величины капитала, с момента ввода соответствующих объектов в эксплуатацию в установленном порядке. После ввода в эксплуатацию объекта незавершенного строительства, в полную величину капитала и в остаточную величину инвестированного капитала включается стоимость этого объекта в соответствии с пунктом 61 настоящих методических указаний. 57. Срок возврата инвестированного капитала составляет 20 лет. 58. При определении размера инвестированного капитала не учитывается капитал, который был возвращен в полном объеме. После возврата капитала, инвестированного в текущем году, в полном объеме, полная величина инвестированного капитала регулируемой организации уменьшается на полную величину возвращенного инвестированного капитала. 59. Корректировка величины инвестированного капитала с учетом отклонения доходности долгосрочных государственных обязательств в году i от значения, учтенного при расчете тарифов, для первого долгосрочного периода регулирования рассчитывается по следующей формуле:
Для второго и последующих долгосрочных периодов регулирования, корректировка величины инвестированного капитала с учетом отклонения доходности долгосрочных государственных обязательств рассчитывается по формуле:
При этом:
где:
60. В полную и остаточную величину инвестированного капитала включаются расходы инвестиционного характера, осуществленные регулируемой организацией и направленные на ликвидацию последствий аварий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в объеме, определенном регулирующими органами на основе данных бухгалтерского учета. 61. Объем инвестиций в основные средства, осуществленных в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации, учитываются при определении полной и остаточной величины инвестированного капитала после их ввода в эксплуатацию в установленном порядке. 62. Инвестиции учитываются при определении полной и остаточной величины инвестированного капитала в размере расходов, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации. 63. При передаче в собственность регулируемой организации активов, необходимых для осуществления деятельности по передаче тепловой энергии, ранее учитывавшихся при определении размера (базы) инвестированного капитала другой регулируемой организации, полная и остаточная величины инвестированного капитала, относящегося к этим активам, устанавливаются равными полной и остаточной величинам инвестированного капитала, относящихся к этим активам, регулируемой организации, передавшей указанные активы. При передаче в собственность регулируемой организации активов, необходимых для осуществления деятельности по передаче тепловой энергии, ранее находившихся в собственности (аренде, концессии) другой регулируемой организации, тарифы которой устанавливаются в соответствии методом регулирования отличным от метода доходности инвестированного капитала, эти активы включаются в базу инвестированного капитала в соответствии с пунктами 45 и 46 настоящих методических указаний. 64. Размер арендных или концессионных платежей за использование имущества, используемого регулируемой организацией для осуществления деятельности по передаче тепловой энергии, не включается в сумму инвестиционных затрат и не учитывается для определения размера инвестированного капитала. 65. Регулирующие органы ежеквартально представляют информацию, необходимую для ведения учета инвестированного капитала в Федеральную службу по тарифам. Регулируемые организации представляют в регулирующие органы субъектов Российской Федерации ежеквартально не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, и ежегодно не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, информацию о выполнении утвержденной инвестиционной программы регулируемой организации за истекший квартал (год), вводе объектов в эксплуатацию, начислении платы за подключение к системе теплоснабжения, списании (выбытии) объектов основных средств, учитываемых при определении размера инвестированного капитала. Не позднее 1 мая года, предшествующего следующему году долгосрочного периода регулирования, регулируемые организации направляют в регулирующие органы предложения по определению полной и остаточной величин инвестированного капитала на начало очередного периода регулирования. V. Правила определения долгосрочных параметров регулирования с применением метода сравнения аналогов66. Правила определения долгосрочных параметров регулирования с применением метода сравнения аналогов определяют порядок установления индекса эффективности операционных расходов. 67. Индекс эффективности операционных расходов устанавливается на основе сравнительного анализа расходов в расчете на единицу реализуемой продукции (удельных расходов) регулируемых организаций. Большая величина удельных расходов должна соответствовать большему значению индекса эффективности операционных расходов. 68. При установлении индекса эффективности операционных расходов учитываются инвестиции, осуществляемые в целях снижения операционных расходов. Влияние инвестиций на снижение уровня операционных расходов оценивается на этапе разработки и утверждения инвестиционной программы регулируемой организации. 69. При первом применении метода доходности инвестированного капитала индекс эффективности операционных расходов устанавливается равным 1 %. Приложение 2Изменения и дополнения в Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2008 года N 231-э1. Название и пункт 1 приказа ФСТ России от 26 июня 2008 года N 231-э, пункт 1 Методических указаний после слов "по регулированию тарифов" дополнить словами "организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии,"; 2. В пункте 2 Методических указаний после слов "регулируемые виды деятельности" дополнить словами "в сфере электроэнергетики (за исключением деятельности по производству тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии)"; 3. В абзаце 7 пункта 7 Методических указаний слова "(органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов при расчете тарифов на тепловую энергию (мощность))" исключить.
|