МИНЗЕМСТРОЙ РОССИИ Государственное предприятие Центр научно-методического обеспечения инженерного сопровождения инвестиций в строительстве ГП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" РЕКОМЕНДАЦИИ
Одобрены и рекомендованы к
применению Москва 1998г. АННОТАЦИЯНастоящие "Рекомендации по определению коэффициента к базовым ценам на проектные работы, учитывающего дополнительные затраты организаций на льготные выплаты по заработной плате" (Рекомендации) предусматривают порядок расчета обоснованного коэффициента к стоимости проектных работ для возмещения дополнительных затрат, которые имеют соответствующие проектные организации в связи с льготными выплатами, установленными для них действующим законодательством, и другими расходами, связанными с этими выплатами, а также условиями формирования себестоимости проектной продукции (работ, услуг) с учетом действующего порядка налогообложения. При расчете коэффициента учитывается состав и содержание соответствующих расходов и степень их влияния на уровень базовых цен, принимаемых за основу определения договорной цены на проектные работы. Рекомендации предназначены для применения проектными организациями, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют дополнительные затраты, связанные с: выплатами, обусловленными районным регулированием оплаты труда, включая выплаты по коэффициентам, установленным за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях; выплатами и затратами, которые обусловлены льготами, установленными для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним отдаленных местностях и других районах. Рекомендации разработаны коллективом сотрудников ГП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" в составе: Верба Л.И., Юдович Б.В., Львова Н.А., Глинкина Т.С. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Целью разработки настоящих Рекомендаций является установление порядка расчета указанного коэффициента с учетом специфики выполняемых работ и специфики дополнительных затрат, которые имеют проектные организации в связи с льготными выплатами, установленными для них действующим законодательством, и другими расходами, связанными с этими выплатами, а также с учетом: · условий формирования себестоимости проектной продукции (работ, услуг); · действующего порядка налогообложения; · других факторов, оказывающих влияние на уровень затрат и расходов этих организаций. 1.2. Правовой основой разработки настоящих Рекомендаций являются законодательные акты (включая законодательство, определяющее порядок регулирования оплаты труда), устанавливающие определенные льготы для работников организаций, расположенных в соответствующих районах. В частности, к указанным актам относятся: · Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с последующими изменениями); · постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029 (в редакции постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. №12 с последующими изменениями и дополнениями), которым утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. 1.3. Настоящие Рекомендации предназначены для применения проектными организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним отдаленных местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями, а также в районах, для которых установлен порядок регулирования оплаты труда применением соответствующих районных коэффициентов*, на которые распространяются положения действующего законодательства об установлении для работников этих организаций определенных льгот, обуславливающих образование дополнительных затрат на выполняемые ими проектные работы (услуги). ______________ * В дальнейшем - "ПО с льготными выплатами по зарплате" 1.4. Необходимость разработки настоящих Рекомендаций обусловлена следующими принципами ценообразования в проектировании. 1.4.1. К документам Госстроя России, на основе которых рекомендовано определение базовых цен на проектные работы, относятся: · действующие разделы Сборника цен на проектные работы для строительства (изд. 1987 года) с изменениями и дополнениями к нему**; · Справочники базовых цен на проектные работы для строительства ** __________________ ** В дальнейшем - "Справочники" В тексте наименования Методических рекомендаций предусмотрено: "проектной и изыскательской продукции" 1.4.2. В основу цен на проектные работы, предусмотренных в перечисленных в п. 1.4.1 документах, заложены следующие принципы ценообразования: 1) затраты и прибыль проектных организаций на разработку проектной продукции приняты на среднем уровне указанных показателей по проектной деятельности в целом по Российской Федерации; 2) дополнительные затраты ПО, связанные с установленными для них льготными выплатами по зарплате, не учтены в указанных ценах. 1.4.3. В базовых ценах на проектные работы должны содержаться все затраты проектных организаций, учитываемые в издержках производства этих организаций в соответствии с "Методическими рекомендациями по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость проектной ... продукции (работ, услуг) для строительства и формированию финансовых результатов", которые утверждены Госстроем России 6 апреля 1994 года по согласованию с Минэкономики РФ (2 апреля 1994 года) и Минфином РФ (6 апреля 1994 года), и с учетом дополнений и изменений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 661. 1.4.4. За основу построения действующих документов, которые рекомендованы для определения базовых цен на проектные работы, приняты следующие методы ценообразования: · в зависимости от натуральных показателей (мощности, протяженности, емкости, площади и др.); · в зависимости от стоимости строительства; · на основе трудозатрат (затрат) проектной организации. (Эти различные методы ценообразования предопределяют специфику применения (или не применения) коэффициента). 1.5. Исходя из принципов ценообразования, изложенных в пп. 1.4.2 и 1.4.3, дополнительные расходы проектных организаций, расположенных в районах, для которых действующим законодательством предусмотрены льготные выплаты по зарплате, учитываются в базовой цене на проектные работы дополнительно к цене, предусмотренной в Справочниках (п. 1.4.1) путем применения к этой цене повышающего коэффициента, установленного в соответствии с настоящими Рекомендациями. 1.6. В связи с принятым построением действующих Справочников базовых цен на проектные работы для строительства (п. 1.4.4) следует руководствоваться следующими положениями. 1.6.1. Повышающий коэффициент к базовым ценам на проектные работы, определяемым на основе соответствующего Справочника, применяется в случаях, если цены в нем предусмотрены в зависимости от: · натуральных показателей (мощности, протяженности, емкости, площади и др.); · стоимости строительства (когда строительство объекта осуществляется в районе (местности), работники которого имеют установленные законодательством льготы), если соответствующие дополнительные затраты строительства объекта не учтены в его стоимости (или исключены из этой стоимости). 1.6.2. Повышающий коэффициент не применяется в случае, если цены на проектные работы определены на основе: · трудозатрат (затрат) проектной организации, если соответствующие показатели, которые служат базой расчета цены на проектные работы, содержат дополнительные затраты и расходы, связанные с установленными для проектной организации льготами; · стоимости строительства, если строительство объекта осуществляется в районе (местности), работники которого имеют установленные законодательством льготы и когда соответствующие дополнительные затраты учтены в стоимости строительства этого объекта. 1.7. Значение повышающего коэффициента к стоимости проектных работ, связанного с дополнительными выплатами и затратами проектных организаций, для которых действующим законодательством установлены соответствующие льготы* определяется самими этими организациями на основании обосновывающего расчета, произведенного в соответствии с настоящими Рекомендациями. __________________ *В дальнейшем - "Коэффициент по льготным выплатам к зарплате". 1.8. К дополнительным затратам, связанным с установленными для соответствующих организаций льготами и спецификой формирования себестоимости проектной продукции (работ, услуг), относятся: · выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, (включая выплаты по коэффициентам, устанавливаемым за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях); · выплаты и затраты, которые производятся в связи с льготами, предусмотренными действующим законодательством для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним отдаленных местностях, районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями; · другие дополнительные затраты, связанные с условиями деятельности соответствующих организаций и спецификой формирования себестоимости их продукции (работ, услуг); · дополнительные платежи (налоги) и страховые взносы по обязательным видам страхования, включаемые в себестоимость и производимые в порядке, установленном действующим законодательством. 2. РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА ПО ЛЬГОТНЫМ ВЫПЛАТАМ2.1. Повышающий коэффициент к стоимости проектных работ, связанный с дополнительными затратами проектных организаций по льготным выплатам к заработной плате их работников - Клв определяется на основе обосновывающего расчета, порядок и элементы которого изложены ниже. 2.2. Расчет коэффициента по льготным выплатам к зарплате осуществляется по формуле: (1) где Собщ - общая стоимость проектных работ с учетом всех затрат проектной организации (с для данной организации в связи с местом ее пребывания); Cосн - основная (базовая учетом дополнительных затрат и расходов, связанных с льготами, которые предусмотрены) стоимость выполняемых проектных работ (без учета стоимости работ, относящейся к затратам по льготным выплатам). При этом: Cосн = Собщ - Сдоп, (2) где Сдоп - стоимость проектных работ, которая установлена исходя из дополнительных затрат и расходов, связанных с льготами, предусмотренными для данной организации, где (3) где - общая сумма дополнительных затрат по всем элементам и статьям расходов, увеличивающимся в связи с льготными выплатами; R - уровень рентабельности (в %% к себестоимости). 2.3. Расчет повышающего коэффициента по льготным выплатам к зарплате, осуществляемый, как это следует из приведенных выше формул (1) и (2), путем сопоставления "общей" и "основной" стоимости работ, осложняется трудностью определения суммы дополнительных затрат по отдельным элементам и статьям расходов, которые необходимо установить в соответствии с формулой (3). В связи с этим, предлагается (по выбору организации) 2 метода расчета коэффициента: 1) более точный метод расчета, основанный на полученной информации, почерпнутой из официально публикуемых статистических материалов об отклонении уровня цен по основным статьям материальных затрат и услуг (составляющим себестоимость проектной продукции), который складывается в данном районе (регионе) по отношению к соответствующим средним показателям по России в целом; 2) упрощенный, более ориентировочный метод, основанный на положении о том, что уровень цен в данном районе (регионе) отклоняется от среднего уровня цен по России в целом на величину не отличающуюся в значительной мере от коэффициента, установленного для льготных доплат к зарплате. Этот метод расчета коэффициента можно считать приемлемым и достаточно обоснованным по следующим соображениям. Дополнительные затраты, связанные с льготными выплатами, которые относятся к фонду оплаты труда, составляют порядка 40% от себестоимости. Вместе с тем, значение показателей всех остальных затрат, содержащихся в издержках производства организации (и предусмотренные в смете ее затрат), зависит в основном от фонда оплаты труда (напрямую или косвенно) и составляет еще около 25% себестоимости (к таким затратам относятся, в частности, отчисления от ФОТ на социальные нужды, некоторые налоговые выплаты, включаемые в себестоимость и др.). Таким образом, общая доля перечисленных затрат составляет порядка 65% от себестоимости, т.е. значительную часть. 2.4. В зависимости от выбранного метода расчета коэффициента, его определение осуществляется по формам, приведенным в приложении 1 к настоящим Рекомендациям: 1 метод расчета - Таблица 1.1; 2 метод расчета - Таблица 1.2. Условные примеры расчетов по каждому из предлагаемых методов, с соответствующими разъяснениями, приведены в Приложении 2 к настоящим Рекомендациям (см. таблицы 2.1 и 2.2). 2.5. Показатели таблиц 1.1 и 1.2 приложения 1 к настоящим Рекомендациям заполняются на основе следующих принципов и расчетов. 2.5.1. Показатели граф 3 и 5 по фонду оплаты труда и всем его составляющим, а также по общей стоимости проектных работ и другим показателям, перечисленным в гр. 2 Расчета, приводятся в соответствии со сметой затрат организации - по фактическим расходам за предшествующий период (по исполнительной смете за предыдущий год) или планируемым показателям сметы затрат текущего или следующего за ним периода. 2.5.2. В графе 5 Расчета приводятся данные по дополнительным затратам, связанным с установленными для организации льготами, которые включаются в фонд оплаты труда (статьи 1.2 - 1.6). Дополнительные затраты по статьям 1.2 - 1.6 рассчитываются и показываются в соответствии с установленными для данного района нормами по каждому из видов льгот и производимых в соответствии с ними выплатах. 2.5.3. По статье "командировочные расходы" (предусмотренные по строке 4 табл. 1.1 и строке 2 в табл. 1.2) дополнительные затраты в графе 5 не проставляются (ставится прочерк), поскольку командировочные расходы учитываются дополнительно к базовой цене по фактическим затратам. 2.5.4. Показатели гр. 4 таблиц определяются как результат вычитания значения показателей по соответствующим строкам, приведенных в графах 3 и 5 (вычитаемое), или: гр. 4 = гр. 3 - гр. 5. 2.5.5. В гр.6 приводятся необходимые пояснения со ссылкой на утвержденные льготы (установленные коэффициенты к фонду заработной платы и по другим соответствующим видам выплат), а также необходимые расчеты, подтверждающие значение показателей, приведенных в гр. 5 по каждому показателю, входящему в состав Фонда оплаты труда (строки 1.1. - 1.6). В случае отсутствия дополнительных затрат в гр. 5 ставится прочерк по соответствующей статье расходов. 2.6. В дополнение к положениям, изложенным выше (п. 2.5) и имеющим общий характер по отношению к каждой из таблиц приложения 1, ниже приведены принципы заполнения каждой из предлагаемых таблиц (в зависимости от выбранного метода расчета коэффициента). Кроме того, более конкретные пояснения по заполнению таблиц 1.1 и 1.2 содержатся в каждой из приведенной в приложении 1 формы этих таблиц. 2.6.1. По таблице 1.1 (1 вариант расчета). 1) В гр. 5 Расчета приводятся данные по дополнительным затратам, связанным с установленными для организации льготами, которые включаются, главным образом, в фонд оплаты труда (статьи 1.2-1.6), а также дополнительные расходы по другим статьям, обусловленные их увеличением по сравнению со средним значением соответствующих затрат, заложенных в цены на проектные работы, предусмотренные Справочниками. Это относится к следующим элементам и статьям расходов: - материалы и износ малоценных предметов (ст. 3.1.); - амортизационные расходы (ст. 3.2.); - прочие затраты (ст. 3.4.). Дополнительные затраты по статьям 3.1; 3.2 и 3.4 определяются на основе публикуемых статистических данных об уровне цен на соответствующие виды затрат по различным регионам России, которые позволят определить соотношение между средним уровнем цен по России в целом и ценами данного региона (местности), в котором расположена организация, и рассчитать на их основе дополнительные расходы этой организации. 2) Дополнительные расходы по статьям, показатели которых определяются в зависимости от начисленного фонда оплаты труда или выручки (стоимости выполненных работ), определяются по установленным ставкам на основе соответствующих расчетов. К таким статьям относятся - отчисления на социальные нужды (ст. 2) и отдельные виды платежей (налогов), страховых взносов (ст. 3.3) и т.п. 2.6.2. По таблице 1.2 (2 вариант расчета). В основу расчета коэффициента по льготным выплатам принят принцип определения условного показателя - общая "стоимость" проектных работ, которая приходится на основное (базовое) значение показателя фонда оплаты труда (без учета выплат по льготам), приведенное в гр.4 по строке 1. Этот показатель определяется исходя из удельного веса в общей стоимости фонда оплаты труда (в целом - с учетом выплат по льготам -стр.1 гр.З), который показан в справке раздела П таблицы, по формуле: УСб = ФОТ : УВфот где УСб - условный показатель базового значения стоимости проектных работ; ФОТ - фонд оплаты труда; УВфот - удельный вес ФОТ в общей стоимости проектных работ (в единицах); Приложение 1Расчет коэффициента Таблица 1.1 - 1 метод расчета коэффициента Таблица 1 2 - 2 метод расчета коэффициента Таблица 1.1
Начальник планово-производственной службы _____________________________ Главный (старший) бухгалтер _____________________________ Пояснение по определению отдельных показателей. Прибыль (строка 6) в графах 4 и 5 рассчитывается на основе уровня рентабельности, приведенного в справке раздела II. Таблица 1.2
Начальник планово-производственной службы _____________________________ Главный (старший) бухгалтер ______________________________ Пояснение по определению отдельных показателей. 1. Значение показателей по гр. 4 таблицы определяется как разность показателей гр. 3 и гр. 5 (rp. 4 =гр.3 - гр.5). 2. Расчет стоимости проектных работ, отражаемый по строке 3.1 графа 4 осуществляется в следующем порядке: стр. 1 гр. 4 : показатель Справки : 100 При этом показатель Справки (раздел П таблицы) определяется в приведенном выше порядке по значению соответствующих показателей гр. 3 таблицы. Приложение 2Ориентировочный пример расчета коэффициента Таблица 2.1 - 1 метод расчета коэффициента Таблица 2.2 - 2 метод расчета коэффициента Таблица 2.1
Начальник планово-производственной службы _______________________ Главный (старший) бухгалтер ______________________________________ Таблица 2.2
Начальник планово-производственной службы ____________________________ Главный (старший) бухгалтер __________________________ Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 (в редакции постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. № 12 с последующими изменениями и дополнениями) Районы Крайнего Севера Все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей. Мурманская область - с 1 июля 1990 г. вся область (постановление Совета Министров СССР от 23.06.90 № 594). До 1 июля 1990 г. город Кандалакша с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакцкого городского Совета народных депутатов, относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Архангельская область - Ненецкий автономный округ и город Северодвинск с территорией находящейся в административном подчинении Северодвинского городского Совета народных депутатов: с 1 января 1992 г. Мезенский район (постановление Правительства РСФСР от 27.11.91 № 25), ранее относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера: с 1 июля 1993 г. Лешуконский, Пинежский районы (распоряжение Президента Российской Федерации от 24.04.93 № 293-рп), ранее относились к местностям приравненным к районам Крайнего Севера. Республика Коми - города Воркута и Инта с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов, и Усинский район, за исключением Усть-Лыжинского сельсовета с 1 апреля 1992 г. районы: Печорский, Ижемский, Усть-Цилемский (Указ Президента Российской Федерации от 24.01.92 № 46), ранее эти районы относились к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Тюменская область - Ямало-Ненецкий автономный округ. Красноярский край - Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа; города Игарка и Норильск с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов: Северо-Енисейский и Туруханский районы. Иркутская область - Катангский район. Республика Саха (Якутия) Магаданская область Чукотский автономный округ Камчатская область Хабаровский край - Аяно-Майский и Охотский районы. Сахалинская область - районы: Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский; город Оха. Республика Карелия - с 20 декабря 1993 г. территории Беломорского, Калевальского, Кемского и Лоухского районов (Указ Президента Российской Федерации от 20.12.93 № 2226), ранее относились к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера; с 22 марта 1994 г. город Костомукша (Указ Президента Российской Федерации от 22.03.94 № 577), ранее относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Республика Тыва - с 16 мая 1994 г. территория Монгун-Тайгинского, Тоджинского районов. Шынаанской сельской администрации Кызылского района (Указ Президента Российской Федерации от 16.05.94 № 945). Местности, приравненные к районам Крайнего Севера Архангельская область - с 1 января 1992 г. города: Архангельск, Новодвииск, Онега; районы Приморский, Онежский. Холмогорский. Плесецкий (постановление Правительства РСФСР от 27.11.91 № 25); с 1 января 1992 г. город Мирный (распоряжение Правительства РСФСР от 14.12.91 № 147-p); с 1 июля 1992 г. Виноградовский, Верхнетоемский и Ленский районы (постановление Правительства РСФСР от 27.11.91 № 25);с 1 июля 1993 г. районы: Вельский, Вилегодский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский. Няндомский, Устьянский, Шенкурский; города Котлас, Коряжма (распоряжение Президента Российской Федерации от 24.04.93 № 293-pп). Республика Коми - районы: Вуктыльский, Сосногорский, Троицко-Печорский, Удорский; города: Печора и Ухта с территорией, находящейся в административном подчинении Ухтинского городского Совета народных депутатов; Усть-Лыжииский сельсовет Усинского района: с 1 апреля 1992 г. районы. Княжлогостский, Койгородский. Корткаросский, Прилузский, Сыктывдинский, Сысольский, Усть-Вымский, Усть-Куломсхий; город Сыктывкар (Указ Президента Российской Федерации от 24.01.92 № 46). Тюменская область - Ханты-Мансийсхий автономный округ; с 1 августа 1992 г. Уватский район (постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.92 № 574). Томская область - районы: Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский. Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Чаинский, Тегульдетский: города Колпашево и Стрежевой. Красноярский край - районы: Богучанский, Енисейский. Кежемский и Мотыгинский; города Енисейск и Лесосибирсх с территорией, находящейся в административном подчинении Лесосибирского городского Совета народных депутатов. Иркутская область - районы: Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский и Усть-Кутский; города: Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут и Братск с территорией, находящейся в административном подчинении Братского городского Совета народных депутатов. Республика Бурятия - Баунтовский и Северо-Байкальский районы: с 1 июня 1992 г. Баргузинский, Курумканский и Окинский районы (Указ Президента Российской Федерации от 25.03.92 № 295); с 1 октября 1992 г. Муйский район (постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.92 №776). Читинская область - районы: Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский. Амурская облить - районы: Зейский, Селемджинский и Тындинский: города Зея и Тында с территорией, находящейся в административном подчинении Тындинского городского Совета народных депутатов. Приморский край - районы: Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский и Тернейский: рабочий поселок Восток Красноармейского района с территорией, находящейся в административном подчинении Востокского поселкового Совета народных депутатов; Богуславецкий, Вострецовский, Дальнекутский, Измайлихинский, Мельничный, Рощинский и Таежненский сельсоветы Красноармейского района. Хабаровский край - районы: Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, имени Полины Осиленко, Советско-Гаванский, Солнечный, Тугуро-Чумиканский и Ульчский; города Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Ннколаевск-на-Амуре и Советская Гавань, рабочий поселок Эльбан Амурского района с территорией, находящейся в административной подчинении Эльбанского поселкового Совета народных депутатов: Вознесенский и Падалинский сельсоветы Амурского района: с 1 июля 1992 г Ачанский, Джуенский, Омминский сельские Советы Амурского района (распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.08.92 № 1419-р). Сахалинская область - все местности, за исключением местностей, перечисленных в перечне районов Крайнего Севера. Республика Карелия - с 1 января 1992 г. территория Муезерского, Сегежского районов (постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.92 № 47); с 20 декабря 1993 г. территории Кондопожского, Лахденпохского. Медвежьегорского, Олонецкого, Питкярантского. Прионежского, Пряжинского, Пудожовго, Суояреского районов: города Петрозаводск и Сортавала (Указ Президента Российской Федерации от 20.12.93 № 2226). Республика Горный Алтай - с 1 апреля 1992 г. Кош-Агачский и Улагвиский районы (постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.92 №239). Коми-Пермяцкий автономный округ - с 1 июля 1992 г Гайнский, Косинский. Кочевский районы (Указ Президента Российской Федерации от 16.09.92 № 1085). Республика Тыва - с 16 мая 1994 г. территории Бай-Тайгинского. Барун-Хемчикского, Дзун-Хемчиксхого, Каа-Хемского, Кызылского (без территории Шынаанской сельской администрации), Овюрского, Пий-Хемского, Сут-Хольского, Тандинского, Тес-Хемского, Чаа-Хольского, Чеди-Хольского, Улуг-Хемского, Эрзинского районов и город Кызыл (Указ Президента Российской Федерации от 16.05.94 №945). |