ОДН 218.014-99 Отраслевой дорожный норматив АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ В ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ МОСКВА 1. Разработано во исполнение Распоряжения ФДС России от 31.07.98г. № 98 "О разработке отраслевых норм потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог". 2. Утверждено руководителем Федеральной дорожной службы В.Г.Артюховым. 3. Введено в действие приказом Федеральной дорожной службы ____________________________________________________________________ взамен "Нормативов оснащенности средствами механизации для содержания автомобильных дорог общего пользования", утвержденных Минавтодором РСФСР в 1989 г. 4. Разработано ГП "РОСДОРНИИ" на основе и в соответствии с действующими нормативными документами, с учетом задач, стоящих перед российскими дорожниками по организации и проведению работ при содержании автомобильных дорог и сооружений. ОДН 218.014-99 Отраслевой дорожный норматив АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕНО №.272 от 12.08.99 НОРМАТИВЫ
ПОТРЕБНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ МОСКВА ВВЕДЕНИЕ.Настоящие Нормативы потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог разработаны взамен аналогичных "Нормативов", утвержденных бывшим Министерством автомобильных дорог РСФСР в 1989 году. Документ разработан с учетом новой Классификации работ по ремонту и содержанию дорог, введенной в действие с 1 января 1998 года приказом Федеральной дорожной службы России от 18 декабря 1997 года, № 80, а также на основании анализа выпускаемой отечественной промышленностью и зарубежными фирмами средств механизации для выполнения комплекса работ по содержанию дорог. Настоящие "Нормативы" предназначены для применения федеральными и территориальными дорожными органами при комплектовании службы содержания дорог необходимыми средствами механизации, обеспечивающими реализацию современных технологических процессов. "Нормативы" разработали специалисты РОСДОРНИИ: к.т.н. Эрастов А.Я.. инж. Розов Ю.Н., к.т.н. Сорока В.П., к.т.н. Мусатов С.А. и специалисты Федеральной дорожной службы Сычев В.И. и Секачева Н.А. В работе также участвовали инженеры РОСДОРНИИ Розов А.Ю., Швецов С.А. и Якобсон И.М. 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.1.1. Разработка и реализация Нормативов потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог (далее "Нормативы") направлены на: - улучшение транспортно-эксплутационного состояния дорог и повышение безопасности дорожного движения за счет повышения уровня механизации и качества выполнения основных технологических процессов; расширение применения многоцелевых шасси с набором сменного рабочего оборудования, позволяющих сократить парк машин и обслуживающий персонал и обеспечить оперативное использование техники круглогодично; - сокращение разномарочности машин и упрощение благодаря этому технического обслуживания и ремонта техники, снижение эксплуатационных затрат. 1.2. "Нормативы" позволяют целенаправленно и рационально использовать средства федерального и территориальных дорожных фондов на приобретение соответствующих отечественных и зарубежных машин и оборудования. 1.3. "Нормативы" разработаны с учетом основных технологических процессов в содержании дорог, установленных согласно действующей Классификации работ по ремонту и содержанию дорог. Перечень основных технологических процессов приведен в разделе 2 настоящего документа. 1.4. "Нормативы" установлены на 100 км автомобильных дорог I-V категории с учетом типа дорожных одежд (покрытий) и вида работ на основе расчетов и экспертных оценок потребности техники на 100 км двухполосных дорог шириной проезжей части 7,5 м. При определении потребности в машинах для снегоочистки дорог вводятся поправочные коэффициенты в зависимости от категории трудности снегоборьбы в соответствии с Приложением 1. В отношении снегоочистительного оборудования для привлекаемого автотранспорта (см. Приложение 2 к таблице. 1) поправочный коэффициент принимают равным 1 независимо от района трудности снегоборьбы. 2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ.2.1. С учетом специфики работ по содержанию в разные периоды года перечень основных технологических процессов определен для двух временных периодов: весенне-летне-осеннего и зимнего. 2.2. В весенне-летне-осенний период основными технологическими процессами при содержании дорог являются: а) полоса отвода - очистка полосы отвода от мусора и посторонних предметов; планировка полосы отвода с прочисткой и профилированием кюветов и водоотводных канав: - скашивание травы и ликвидация кустарника; ликвидация нежелательной растительности химическим способом; б) земляное полотно - уборка с обочин, откосов и разделительной полосы посторонних предметов и мусора; - устранение мелких повреждений (в т.ч. размывов) на неукрепленных обочинах и откосах с подсыпкой в отдельных местах грунта, планировкой и уплотнением; - устранение мелких повреждений на укрепленных обочинах (в т.ч. на асфальтобетонных, щебеночно-гравийных); - скашивание травы на обочинах, откосах и разделительной полосе; - ликвидация кустарника на откосах и обочинах. в) проезжая часть асфальтобетонные (и другие "черные") и цементобетонные покрытия: - очистка от мусора, пыли и грязи; - заделка трещин и швов; - устранение мелких повреждений (выбоин, просадок, колей и др.); - устранение скользкости, вызванной выпотеванием битума; - поверхностная обработка (в т.ч. двойная) покрытий, включая очистку покрытия от пыли и грязи, распределение битумного вяжущего, распределение щебня (в т.ч. обработанного битумом), укатка, уборка неприжившегося щебня; гравийные и щебеночные покрытия: - восстановление профиля гравийных и щебеночных покрытий (в т.ч. с добавлением нового материала); - планировка и обеспыливание гравийных и щебеночных покрытий; г) искусственные сооружения - очистка проезжей части и тротуаров мостов от грязи и мусора; - устранение мелких повреждений на ж/б элементах мостов; - исправление или замена отдельных секций перил или ограждений на мостах; - очистка перил и ограждений от пыли и грязи; - покраска перил и ограждений (кроме оцинкованных); - очистка лотков и водопропускных труб от грязи, снега и льда; - устранение мелких повреждений лотков и труб. включая оголовки: д) обустройство и обстановка дороги - восстановление и нанесение вновь дорожной разметки; очистка и мойка дорожных знаков, стоек, ограждений, сигнальных столбиков и др.; - замена поврежденных и установка недостающих дорожных знаков (включая знаки индивидуального проектирования), недостающих ограждений и направляющих устройств; - содержание в чистоте и порядке автобусных остановок, автопавильонов, площадок отдыха и элементов их обустройства; - уход за дорожным освещением (замена ламп и светильников); чистка, мойка и окраска опор (вертикальная разметка): - устройство снегозащитных лесных полос, выращивание и уход за посадками и саженцами, рубки ухода: обрезка веток для обеспечения видимости и др. 2.3. В зимний период основными технологическими процессами при содержании дорог являются: - патрульная очистка проезжей части дорог от снега; - удаление снежных валов с обочин: сдвиганием, перекидкой, перекидкой у барьерных ограждений, сдвиганием с погрузкой в автосамосвалы (в основном на развязках в двух уровнях) и др.; - удаление с проезжей части уплотненного снега; - расчистка снежных заносов толщиной до 0,4 м, от 0,4 до 0,6 м, от 0,6 до 1,0 м и более 1,0 м; борьба с зимней скользкостью, в т.ч.: распределение пескосоляной смеси, распределение твердых реагентов в чистом виде, распределение увлажненных реагентов, распределение жидких реагентов; - устройство снежных траншей или валов на придорожной полосе для защиты дороги от снежных заносов. 3. НОРМАТИВЫ ПОТРЕБНОСТИ В ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ.3.1. "Нормативы" по основным типам специальных машин, поливомоечные и подметально-уборочные машины; машины и оборудование для заделки трещин и швов в асфальтобетонных (и других "черных") и цементобетонных покрытиях; машины и оборудование для устранения ямочности на асфальтобетонных (и других "черных") и цементобетонных покрытиях; машины и оборудование для скашивания травы; плужно-щеточные снегоочистители; распределители противогололедных материалов; комплект машин для поверхностной обработки покрытий; машины для разметки проезжей части дорог с асфальтобетонным (и другим "черным") и цементобетонным покрыгиями) определены расчетом (см. Приложение 2) с учетом их эксплуатационной производительности, а также коэффициентов цикла на соответствующие виды работ в соответствии с "Нормативными затратами на содержание км федеральных автомобильных дорог по органам управления дорожным хозяйством". "Нормативы" по остальному перечню машин установлены на основе экспертных оценок специалистов и с учетом накопленного опыта в содержании дорог дорожной службой. 3.2. Разработанные "Нормативы" приведены в таблице 1, при этом потребность в снегоочистительной технике установлена для условий легкой снегоборьбы (см. Приложение 2). В таблице указаны также марки основных машин и оборудования и их основные параметры. Для возможности выбора эффективной зарубежной техники в таблице приведены (по большей части средств механизации) зарубежные аналоги. Таблица 1.
Примечания: 1. Машины, указанные в п.п. 1.6.-1.9., предназначены для устройства поверхностной обработки и специальных слоев с применением битума и битумной эмульсии. 2. Нормативы по п.п. 1.6.-1.9. установлены для условий III дорожно-климатической зоны (ДКЗ). Нормативы для других ДКЗ определяют путем умножения приведенных в таблице нормативов на коэффициенты; для I зоны - 2,0, II зоны - 1,4, IV и V зон - 0,7. 3. Кроме указанных снегоочистительных машин настоящие "Нормативы" предусматривают также необходимость наличия комплектов стандартных навесных одноотвальных плугов для привлекаемого автотранспорта: 8 комплектов для дорог I категории, 4 комплекта для дорог II и III категорий и 3 комплекта для дорог IV и V категорий из расчета на 100 км., 4. В графе 3 пункта 2.1. указано количество машин для дорог I категории с 6-полосным движением, для дорог с 8- и 4-полосным движением соответственно принимают коэффициент 1,2 и 0,7. 5. В графах 3, 4, 5 пункта 1.16. количество кусторезов (сучкорезов) уточняется в зависимости от протяжения лесопосадок и объема работ. 6. В графах 3, 4, 5 пункта 2.4. указанное количество машин приобретается по лизингу или в аренду. 7. В раздел III. «Машины для содержания мостов и других искусственных сооружений» прияты из расчета на 1 специализированную бригаду, которая может выполнять работы по содержанию 1000-1200 пог.м. мостов в год. 8. Марки машин и оборудования, указанные в графе 2, могут быть заменены другими (см. Краткий справочник «Строительная, дорожная и специализированная техника». - М.: АО «ПРОФТЕХНИКА», 1998, 129085, г. Москва, а/я 18, телефон (095) 485-54-54). Приложение 1.Поправочные коэффициенты для определения Нормативов потребности в снегоочистительной технике
Приложение 2.Расчет потребности основных типов специальных машин и оборудования.А. Поливомоечное и подметально-уборочное оборудование на базовой машине. , (1) где F - обрабатываемая площадь проезжей части, м2; кц - коэффициент цикла, характеризующий число обработок площади F за сезон (принято кц=10,0); кпр - коэффициент, учитывающий перекрытие проходов машины (кnp= l.2); Пэ - эксплуатационная производительность машины, м2/ч: Тс - продолжительность работы машины в течение суток, ч/сут; mт, - число дней возможной работы машины за сезон, сут; кип - коэффициент использования парка (кип=0,7). Б. Машины и оборудование для скашивания травы. , (2) где Fт - площадь скашивания травы на обочинах, откосах и полосе отвода, м2; кпрк - коэффициент, учитывающий перекрытие проходов косилки (кпрк=1,1); кцт - коэффициент цикла (принято кцт=2,0); Пэт - эксплуатационная производительность машины, оборудования, м2/ч; Тст - продолжительность работы машины в течение суток, ч/сут; mэт - число дней работы машины за сезон, сут; кип - коэффициент использования парка (кип=0,7). В. Машины и оборудование для заделки раскрытых трещин и швов. , (3) где Lтр - длина, подлежащая заделке раскрытых трещин и швов, км; кцтр - коэффициент цикла (кцтр= 1,0); Пэтр - эксплуатационная производительность машины, м/ч; Тстр - продолжительность работы машины в течение суток, ч/сут: mэтр - число дней работы машины за сезон, сут; кип - коэффициент использования парка (кип=0,7). Г. Машины и оборудование для устранения ямок, выбоин, просадок. , (4) где Fя- площадь устраняемых дефектов, м2; кця - коэффициент цикла (принято кця = 1,0); Пэя - эксплуатационная производительность машины по заделке дефектов а/б смесью, m'/h; Тся, - продолжительность работы машины в течение суток, ч; mэя, - число дней работы машины в течение сезона, сут; кип - коэффициент использования машин (кип=0,7). Д. Плужно-шеточные снегоочистители для легких условий снегоборьбы. , (5) где Fсн - площадь проезжей части, подлежащая снегоочистке, м2: кцсн - коэффициент цикла; ктрс - коэффициент трудности снегоборьбы (см. Приложение 1); Пэсн - эксплуатационная производительность снегоочистителя, тыс.м2/ч; Тэсн - средняя продолжительность работы в течение суток, ч; mэсн - количество дней работы машины в течение сезона, сут; кип - коэффициент использования машин (кип=0.7). Е. Распределители противогололедных материалов. , (6) где Fрп - площадь проезжей части, подлежащая обработке противогололедными материалами, м2; кцрп - коэффициент цикла; Пэрп - эксплуатационная производительность распределителя, тыс.м2/ч; Тсрп - средняя продолжительность работы в течение суток, ч; mэрп - количество дней работы машины в течение сезона, сут; кип - коэффициент использования машин (кип=0,7). Ж. Машины и оборудование для разметки проезжей части дорог с асфальтобетонным (и другим "черным") и цементобетонным покрытиями. а) для разметки краской , (7) где Lpз - длина дорожной разметки, п.м; кцрз - коэффициент цикла (кцрз=1,0); Пэрз - эксплуатационная производительность оборудования маркировочной машины, п.м/ч; Тсрз - средняя продолжительность работы машины в течение суток, ч; mэрз - число дней работы машины за сезон, сут; кип - коэффициент использования машин (кип=0,7). б) для разметки термопластиком коэффициент цикла кцрз=1/3»0,33 (разметка термопластиком выполняется один раз в три года). 3. Комплект машин для поверхностной обработки с применением битума. Состав комплекта Автогудронатор; Щебнераспределитель; Каток самоходный средний, комбинированного действия; Каток самоходный тяжелый пневмоколесный. а) автогудронатор. , (8) где Fоб - площадь проезжей части, подлежащая обработке битумом за сезон, тыс.м2; Примечание: Поверхностную обработку возобновляют один раз в три года. кпер - коэффициент, учитывающий перекрытие проходов гудронатора (кпср=1,1); Па - эксплуатационная производительность автогудронатора в день (в смену), тыс.м2/ см; mа - число рабочих дней (смен) за сезон, сут; кип - коэффициент использования машин (кип=0,7). Примечание: В расчете должна учитываться предварительная подгрунтовка покрытия жидким битумом. б) щебнераспределитель. , (9) где Foб - площадь проезжей части, обработанная битумом за сезон, тыс.м2; Пщ - эксплуатационная производительность щебнераспределителя в день (в смену), тыс.м2/ см; mщ- число рабочих дней (смен) в году, сут; кип - коэффициент использования машин (кип=0,7). в) катки. , (10) где Fоб - площадь проезжей части, подлежащая укатке за сезон, тыс.м2; кпер - коэффициент, учитывающий перекрытие проходов катка (кпер=1,1); кпрох - количество проходов катка по данному следу (кпрох=3): Пкс - эксплуатационная производительность катка в день (в смену), тыс.м2/см; mкc - число рабочих дней (смен) катка за сезон, сут; кип - коэффициент использования машин (кип=0,7). Приложение 3ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО ЗИМНЕМУ СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГСхема 1. ПАТРУЛЬНАЯ ОЧИСТКА ДОРОГ ОТ СНЕГА
Схема 2. ПАТРУЛЬНАЯ ОЧИСТКА ДОРОГ ОТ СНЕГА
Схема 3 ПАТРУЛЬНАЯ УБОРКА СНЕГА НА ДОРОГАХ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ ПОЛОСОЙ
Схема 4 ПАТРУЛЬНАЯ ОЧИСТКА ДОРОГ ОТ СНЕГА (СКОРОСТНАЯ)
Схема 5 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫЙ МАТЕРИАЛОВ И ОЧИСТКА ПОКРЫТИЯ
Схема 6 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОЧИСТКА ПОКРЫТИЯ
Схема 7 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИДКИХ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОЧИСТКА ПОКРЫТИЯ
Схема 8 ОЧИСТКА ДОРОГИ ОТ СНЕЖНОГО НАКАТА
Схема 9 УБОРКА СНЕГА НА ПУТЕПРОВОДАХ
Схема 10 УБОРКА СНЕГА НА ОГРАНИЧЕННЫХ И ТРУДНОДОСТУПНЫХ МЕСТАХ, НА ТРОТУАРАХ ЗА БАРЬЕРНЫМИ ОГРАЖДЕНИЯМИ
|