ГОССТРОЙ РОССИИ
ИНСТРУКЦИЯ
МДС 15-2.99
РАЗРАБОТАНА Управлением градостроительства и территориального развития Госстроя России и НЦП «Региональное развитие» УТВЕРЖДЕНА приказом Госстроя России от 2 августа 1999 г. № 18. ЗАРЕГИСТРИРОВАНА в Минюсте России 25 октября 1999 г., рег. № 1952. ВЗАМЕН Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России.
I. Общие положения1. Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях (далее - Инструкция) разработана во исполнение положений абзаца шестнадцатого статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 19 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 года № 1362, взамен Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России, утвержденной приказом Госстроя России от 2 марта 1994 года № 17-14, и внесенных в нее изменений приказом Минстроя России от 6 декабря 1994 года № 17-47. 2. В настоящей Инструкции использованы следующие законы и иные нормативные правовые акты: Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 19, ст. 2069); Земельный кодекс РСФСР: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 22, ст.768; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 21, ст.748; Кодекс РСФСР об административных правонарушениях: Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, № 27, ст.909; Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3506. Закон Российской Федерации от 17 декабря 1992 года № 4121-1 "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства": (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 58; Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года № 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы": Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 51, ст. 4935; Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 июля 1993 года № 729 "Об утверждении Положения о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства": Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 32, cт. 3014; Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 года № 1362 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации": Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 2, ст. 78. 3. Настоящая Инструкция содержит указания о порядке проведения государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях, включая поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения (далее - контроль за использованием земель в поселениях), по вопросам, отнесенным земельным, градостроительным и иным законодательством Российской Федерации к полномочиям органов архитектуры и градостроительства и органов Госархстройнадзора России (далее - органы Госархстройнадзора). 4. Инструкция предназначается для должностных лиц и комиссий органов архитектуры и градостроительства, должностных лиц Госархстройнадзора, осуществляющих в пределах своей компетенции контроль за использованием земель в поселениях. 5. Контроль за использованием земель в поселениях в соответствии с полномочиями, установленными градостроительным и земельным законодательством, осуществляют: Госстрой России, органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации, органы архитектуры и градостроительства городов, районов и других муниципальных образований, органы Госархстройнадзора. 6. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за: соблюдением осуществления всех видов градостроительной деятельности в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, федеральными и территориальными градостроительными нормативами и правилами, правилами землепользования и застройки поселений; соблюдением установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности; предотвращением самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в поселениях: предоставлением земельных участков в поселениях в соответствии с их целевым назначением и градостроительными требованиями; осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости в соответствии с разрешением на строительство (за исключением объектов, отнесенных к компетенции органов Госархстройнадзора). Органы Госархстройнадзора проводят контроль за осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости в соответствии с разрешением на строительство по тем объектам, контроль за которыми отнесен к их компетенции нормативными правовыми актами Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. 7. Органы архитектуры и градостроительства, органы Госархстройнадзора осуществляют контроль за использованием земель в поселениях во взаимодействии с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, комитетами по земельной политике, органами охраны окружающей среды, комитетами природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора, другими органами государственного контроля и надзора, а также между собой. Органы архитектуры и градостроительства, органы Госархстройнадзора взаимодействуют с указанными органами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, opганов местного самоуправления и настоящей Инструкцией. II. Основные направления деятельности органов архитектуры и градостроительства по контролю за использованием земель в поселениях8. Госстрой России, организуя государственный контроль за использованием земель в поселениях: а) осуществляет в развитие настоящей Инструкции научно-методическое обеспечение территориальных и местных органов архитектуры и градостроительства, органов Госархстройнадзора: б) подготавливает в установленном порядке в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам использования и охраны земель в поселениях; в) рассматривает обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций по вопросам толкований требований федеральных градостроительных нормативов и правил к использованию и охране земель в поселениях и дает по ним разъяснения; г) рассматривает в пределах своей компетенции заявления и обращения граждан и организаций по спорным вопросам соблюдения требований градостроительной документации, градостроительных нормативов и правил, других требований градостроительного и земельного законодательства к использованию земель в поселениях и дает по ним заключения. Направляет при необходимости такие заявления, обращения и заключения в соответствующие органы архитектуры и градостроительства или органы Госархстройнадзора для рассмотрения в пределах их компетенции. В случае нарушения требований данного законодательства должностными лицами этих органов - направляет указанные документы в вышестоящий орган для принятия решения по правонарушению; д) проводит по поручениям Правительства Российской Федерации и по обращениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации инспекционный надзор за строительством объектов недвижимости независимо от форм собственности; е) осуществляет информационное обеспечение граждан и органов архитектуры и градостроительства в области градостроительной деятельности при использовании и охране земель в городских и сельских поселениях; предоставление в установленном порядке сведений органам государственной власти Российской Федерации о проведении государственного контроля за соблюдением требований градостроительной документации о градостроительном планировании развития городских и сельских поселений и об их застройке, государственных градостроительных нормативов и правил при использовании и охране городских и сельских поселений. 9. На основе градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации территориальные и местные органы архитектуры и градостроительства, органы Госархстройнадзора осуществляют: а) деятельность в пределах их полномочий по контролю за использованием и охраной земель во всех расположенных на соответствующей территории поселениях, включая поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения; б) проведение указанными органами плановых и оперативных проверок соблюдений требований градостроительного и земельного законодательства при использовании земель в поселениях, оформление документов по выявленным нарушениям, рассмотрение дел и принятие решений о нарушениях, рассмотрение жалоб и протестов на принятые решения о нарушениях, принятие мер по взысканию штрафов, установленных данным законодательством, а также представление отчетов о результатах указанного контроля в соответствии с п.3 ст.65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 65 , подпункты "д" и "и" п. 10 и п. 11 Положения о порядке осуществления госземконтроля; в) создание условий для осуществления должностными лицами органов архитектуры и градостроительства, органов Госархстройнадзора контроля за использованием и охраной земель в поселениях в соответствии с их компетенцией и правами, предусмотренными градостроительным и земельным (приложение 1 к настоящей Инструкции); г) создание органами архитектуры и градостроительства комиссий по рассмотрению дел о нарушениях земельного и градостроительного законодательства или создание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления комиссий с включением в их состав должностных лиц органов архитектуры и градостроительства в соответствии с п.4 статьи 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации; д) создание специальных фондов соответствующих органов архитектуры и градостроительства и направление в них части штрафов, поступающих от граждан, юридических и должностных лиц за нарушение градостроительного законодательства при использовании земель в поселениях в соответствии с п.5 статьи 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также направление части взысканных штрафов на счета соответствующих органов Госархстройнадзора на основании статей 2 и 4 Закона Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства"; е) участие соответствующих органов архитектуры и градостроительства в подготовке в пределах своей компетенции предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель в поселениях, предложений по организации и финансовому обеспечению данного контроля, а также предложений по консервации загрязненных земель поселений в соответствии с пп.1 ст.26 и 27 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п.5 Положения о порядке осуществления госземконтроля; ж) осуществление органами архитектуры и градостроительства информационного обеспечения заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан на основе обобщенных данных контроля за использованием земель в поселениях на соответствующей территории. III. Проверка соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства при использовании и охране земель в поселениях10. Проверка соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства при использовании земель в поселениях, выполняемая подразделениями, должностными лицами и уполномоченными специалистами (инспекторами) соответствующих органов архитектуры и градостроительства, органов Госархстройнадзора, проводится ими в целях: предупреждения нарушений данного законодательства физическими и юридическими лицами, должностными лицами органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления; выявления допущенных правонарушений и виновных лиц. 11. Должностные лица и специалисты, указанные в пункте 10 настоящей Инструкции, проводят проверку на основании: решений соответствующих органов архитектуры и градостроительства, органов Госархстройнадзора о проведении плановой и внеплановой проверки соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства по вопросам, отнесенным к их компетенции; заявлений, жалоб и обращений граждан, их общественных организаций (объединений), юридических лиц; поручений органов государственной власти, органов местного самоуправления, обращений специально уполномоченных органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, иных органов государственного контроля и надзора, органов государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, судов, арбитражных судов, служб государственного градостроительного кадастра: протестов прокуроров; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 12. В целях проведения проверки соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства при использовании земель в поселениях должностные лица и специалисты, указанные в п.10 настоящей Инструкции: рассматривают заявления, жалобы, обращения и протесты, указанные в п. 11 настоящей Инструкции; проводят контроль за строительством, реконструкцией, ремонтом объектов недвижимости в целях получения информации о выполнении субъектами градостроительной деятельности требований градостроительной и проектной документации, государственных градостроительных нормативов и правил, разрешений на строительство; запрашивают и получают от министерств и ведомств утвержденную в установленном порядке статистическую отчетность о состоянии земельного фонда; осуществляют в установленном порядке сбор, обработку, регистрацию, хранение и повторную регистрацию разрешений на строительство, а также других сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости; посещают и проводят обследования предприятий, земельных участков, других существующих и находящихся в стадии строительства, реконструкции и благоустройства объектов недвижимости независимо от форм собственности, а также земельных участков, занятых военными, оборонными и другими специальными объектами (с учетом установленного режима их посещения); рассматривают (с привлечением при необходимости иных специалистов-экспертов) вопросы соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства при предоставлении земельных участков, их фактическом использовании, проектировании, строительстве, реконструкции объектов недвижимости, благоустройстве территории. При этом должны учитываться: материалы обследований объектов, градостроительная и проектная документация, государственные градостроительные нормативы и правила, правила застройки и другая документированная информация, примерный перечень которой приведен в приложении 2 к настоящей Инструкции; осуществляют иные действия, необходимые для получения объективной информации о наличии или отсутствии состава нарушения градостроительного и земельного законодательства при использовании земель в поселениях. 13. В случае отсутствия состава нарушения градостроительного и земельного законодательства должностные лица и специалисты, указанные в пункте 10 настоящей Инструкции, сообщают об этом лицу, инициировавшему проверку. Сообщения оформляются в виде письма с необходимыми пояснениями. 14. По выявленным нарушениям градостроительного и земельного законодательства составляются документы в порядке, изложенном в разделах IV и V настоящей Инструкции. IV. Оформление документов в случаях нарушений градостроительного и земельного законодательства при использовании и охране земель в поселениях15. В случае обнаружения нарушения градостроительного и земельного законодательства при использовании и охране земель в поселениях должностное лицо или уполномоченный специалист (инспектор) соответствующего органа архитектуры и градостроительства, органа Госархстройнадзора составляет протокол по форме и указаниям о его заполнении, приведенным в приложении 3 к настоящей Инструкции. 16. При составлении протокола должны соблюдаться следующие условия: нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, о чем делается соответствующая отметка в протоколе; нарушения должны излагаться (описываться) в протоколе в соответствии с видами нарушений, административная ответственность за которые предусмотрена градостроительным и земельным законодательством и относится к компетенции органов архитектуры и градостроительства, органов Госархстройнадзора (приложение 4 к настоящей Инструкции); лицу, совершившему правонарушение, предоставляется право изложить и приложить к протоколу замечания по его содержанию, а также изложить мотивы своего отказа от подписания протокола; протокол подписывается составившим его лицом, гражданином, представителем юридического лица (руководителем или должностным лицом, которому по доверенности предоставлено право представлять интересы этого юридического лица) или должностным лицом, совершившим правонарушение. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в установленный срок в нем делается запись об отказе; протокол о нарушении законодательства составляется в трех экземплярах, из которых: один экземпляр в трехдневный срок после подписания направляется должностному лицу или комиссии, уполномоченным рассматривать дела о нарушении градостроительного и земельного законодательства и привлекать виновных к административной ответственности; второй экземпляр направляется правонарушителю; третий экземпляр хранится у должностного лица, составившего протокол. 17. Одновременно с протоколом должностное лицо или уполномоченный специалист (инспектор) соответствующего органа архитектуры и градостроительствa, opганa Госархстройнадзора выдает правонарушителю предписание об устранении нарушения, включая требования по приостановлению работ, ведущихся с нарушением градостроительного и земельного законодательства. Предписание (требование) составляется по форме и указаниям о его заполнении, приведенным в приложении 5 к настоящей Инструкции. 18. В случае состава правонарушения, рассмотрение которого выходит за пределы компетенции органа архитектуры и градостроительства, органа Госархстройнадзора, должностное лицо такого органа составляет обращение в форме письма с приложением необходимых материалов и направляет его в соответствующую по компетенции организацию, орган местного самоуправления, государственный орган исполнительной власти, комиссию, уполномоченную органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо органами местного самоуправления, суд или арбитражный суд для рассмотрения дела и привлечения правонарушителя к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. V. Рассмотрение дел о нарушениях градостроительного и земельного законодательства при использовании и охране земель в поселениях19. Дела о нарушениях градостроительного и земельного законодательства при использовании и охране земель в поселениях (протоколы, предписания, другие материалы о нарушениях) по вопросам, отнесенным к компетенции органов архитектуры и градостроительства, органов Госархстройнадзора, рассматривают: должностные лица органов архитектуры и градостроительства (руководители, заместители руководителей, включая главных архитекторов городов и их заместителей), органов Госархстройнадзора (руководители, заместители руководителей). Эти должностные лица могут самостоятельно рассматривать дела о нарушениях градостроительного и земельного законодательства (приложение 4 к настоящей Инструкции) и налагать в административном порядке штрафы в установленных данным законодательством размерах, если сумма штрафа, налагаемого на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда; комиссии органов архитектуры и градостроительства, органов Госархстройнадзора. Эти комиссии рассматривают дела о нарушениях градостроительного и земельного законодательства (приложение 4 к настоящей Инструкции) и налагают в административном порядке штрафы в установленных данным законодательством размерах. 20. Должностные лица или комиссии рассматривают дела о нарушении градостроительного и земельного законодательства в 15-дневный срок со дня получения Протокола о нарушении законодательства в соответствии со статьей 257 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. 21. Должностное лицо или председатель комиссии, если дело рассматривается комиссией, при подготовке к рассмотрению дела в соответствии со статьей 255 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях решает следующие вопросы: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлен протокол и другие материалы дела; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; истребованы ли необходимые дополнительные материалы. 22. В процессе подготовки к рассмотрению дела необходимо в соответствии со статьями 247 и 256 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях известить всех заинтересованных лиц о времени и месте его рассмотрения. При этом в обязательном порядке приглашается лицо, привлекаемое к административной ответственности - физическое лицо, должностное лицо, представитель юридического лица. Извещение о времени и месте рассмотрения дела производится путем отправления повестки почтой, передачи по средствам связи, что должно быть удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка, выписка из регистра почтовых отправлений, выписка из книги исходящей почты). Рассмотрение дела о нарушении законодательства в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, в соответствии со статьей 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях может быть рассмотрено лишь в случае, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. 23. Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица, рассматривающего дело, или представления председателя, секретаря и членов комиссии, если дело рассматривается комиссией. Должностное лицо (председатель комиссии) объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, называет приглашенных лиц, участвующих в заседании. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются причины допущенного правонарушения в соответствии со статьями 258 и 259 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, а также смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, указанные в статьях 34 и 35 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. 24. Комиссия может рассматривать дела на основании статьи 197 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях при наличии двух третей состава комиссии, но не менее 3 человек. Постановление коллегиального органа в соответствии со статьей 261 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствовавших на заседании. Член комиссии, не согласный с принятым решением, излагает свое мнение, которое прилагается к решению комиссии. 25. Рассмотрев дело о нарушении градостроительного и земельного законодательства, должностное лицо или комиссия в соответствии со своей компетенцией, руководствуясь статьями 22, 23, 24. 26 и 36 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, выносит и в соответствии со статьей 262 указанного Кодекса одно из следующих постановлений по делу: о наложении штрафа; о прекращении дела производством; об обращении в вышестоящий орган исполнительной власти, суд, арбитражный суд. Постановление представляется по форме приложения 6 к настоящей Инструкции согласно приведенным в нем указаниям о заполнении и с учетом положений статьи 261 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, а также по форме, установленной приложением № 3 к Положению о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 июля 1993 года № 729. 26. Если при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение комиссиями (должностными лицами) одновременно решается вопрос о возмещении виновными имущественного ущерба, то в соответствии со статьей 261 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в постановлении по делу указывается размер ущерба, подлежащего взысканию, срок и порядок его возмещения, о чем делается запись в постановлении. 27. По фактам нарушений градостроительного и земельного законодательства, причинивших вред среде жизнедеятельности, должностное лицо или комиссия, исчерпав меры административного воздействия на правонарушителя, может в соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации принять постановление о передаче материалов в судебные органы для привлечения правонарушителя к ответственности, в том числе к уголовной. 28. Решение по рассмотренному делу в соответствии со статьей 263 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях объявляется по окончании его рассмотрения. Копия постановления, подписанная должностным лицом, рассмотревшим дело, или председателем и секретарем комиссии, если дело рассмотрено комиссией, в 3-дневный срок вручается под расписку представителю юридического лица, гражданину или должностному лицу, виновному в допущенном правонарушении, или направляется ему ценным или заказным письмом, о чем делается соответствующая запись в деле. 29. Постановление о наложении в административном порядке штрафа должно быть обращено к исполнению в соответствии со статьей 282 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в срок не более трех месяцев со дня вынесения. В случае превышения этого срока постановление не подлежит исполнению. VI. Рассмотрение жалоб и протестов на решения о нарушении градостроительного и земельного законодательства при использовании и охране земель в поселениях30. Жалобы на решения должностных лиц и комиссий органов архитектуры и градостроительства, должностных лиц органов Госархстройнадзора, поданные гражданами, должностными или юридическими лицами в вышестоящий орган архитектуры и градостроительства или вышестоящий орган Госархстройнадзора (вышестоящему должностному лицу), принимаются и рассматриваются ими в порядке и в сроки, установленные законодательством об административных правонарушениях. Копия жалобы, поданной в вышестоящий орган, должна представляться органу или должностному лицу, принявшему обжалованное решение. 31. Протесты прокурора или его заместителя на противоречащие закону решения должностных лиц (комиссий) органов архитектуры и градостроительства, должностных лиц органов Госархстройнадзора, принесенные в указанные органы или их должностным лицам либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, рассматриваются на основании статьи 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Принесение прокурором протеста приостанавливает в соответствии со статьей 270 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях исполнение решения до рассмотрения протеста. 32. По результатам рассмотрения жалобы или протеста соответствующий орган архитектуры и градостроительства, орган Госархстройнадзора в пределах своей компетенции в соответствии со статьей 273 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях принимает одно из следующих решений: оставить постановление без изменения, а жалобу - без удовлетворения; отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение; отменить постановление и прекратить дело производством; уменьшить размер штрафа в пределах, установленных градостроительным и земельным законодательством. 33. Копия решения, принятого по жалобе, в соответствии со статьей 273 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе, а также органу или должностному лицу, действия которого обжалуются. О результатах рассмотрения протеста прокурора сообщается прокурору. VII. Взыскание и расходование штрафов за нарушения градостроительного и земельного законодательства при использовании и охране земель в поселениях34. Должностное лицо или председатель комиссии органа архитектуры и градостроительства, должностное лицо органа Госархстройнадзора, принявшее в соответствии со своей компетенцией постановление о наложении в административном порядке штрафа за нарушение градостроительного и земельного законодательства при использовании и охране земель в поселениях, предпринимает меры для взыскания штрафа с виновного: извещает юридическое лицо, гражданина, должностное лицо, подвергшееся штрафу, о том, что в соответствии со статьей 285 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 15 дней со дня вручения ему (получения по почте) постановления, а в случае обжалования такого постановления - не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения, и требует представления копии документа об уплате штрафа в эти же сроки; принимает решение отсрочить на основании статьи 280 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях исполнение гражданином или должностным лицом постановления о наложении штрафа на срок до одного месяца при наличии обстоятельств, вследствие которых оплата штрафа в установленный срок невозможна; направляет в соответствии со статьями 279 и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О судебных приставах", подпунктом "б" п.10 Положения о порядке осуществления госземконтроля, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 года № 1362, в суд или судебному приставу-исполнителю материалы дела о нарушении законодательства для взыскания с гражданина или должностного лица штрафа в принудительном порядке в случае неуплаты штрафа в установленный срок; направляет в соответствующий кредитно-финансовый орган копию постановления о наложении штрафа на юридическое лицо (за исключением иностранных и международных организаций) для взыскания штрафа в бесспорном порядке в случае неуплаты в установленный срок; направляет на основании п. 18 Положения о порядке осуществления госземконтроля, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 года № 1362 в арбитражный суд или суд материалы дела о нарушении законодательства для взыскания штрафа с иностранных и международных организаций, предприятий без образования юридического лица в случае неуплаты штрафа в установленный срок. 35. Денежные средства оплаченных штрафов, зачисленные по решению органов государственной власти Российской Федерации, органон государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в специальный фонд соответствующего органа архитектуры и градостроительства, а также на счет соответствующего органа Госархстройнадзора, расходуются на развитие материально-технической базы этих органов и иные цели, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства". VIII. Порядок представления отчетов о контроле за использованием и охраной земель в поселениях36. Местные органы архитектуры и градостроительства, органы Госархстройнадзора составляют годовой отчет о контроле за использованием и охраной земель в поселениях по форме приложения 7 к настоящей Инструкции по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводят анализ принятых мер по устранению нарушений земельного и градостроительного законодательства и возмещению ущерба от них, готовят аналитическую записку о состоянии данного вопроса, представляют указанные документы в соответствующие органы местного самоуправления и комитеты по землеустройству, органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации в срок до 10 января. 37. Органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации составляют сводный годовой отчет о контроле за использованием и охраной земель в поселениях на соответствующей территории по форме приложения 7 настоящей Инструкции, проводят анализ принятых мер по устранению нарушений градостроительного и земельного законодательства и возмещению ущерба от них, готовят аналитическую записку о состоянии данного вопроса, представляют указанные документы в срок до 1 февраля в соответствующие администрацию (правительство) и земельный комитет субъекта Российской Федерации, в Госстрой России. 38. Госстрой России на основании полученных отчетов составляет сводный годовой отчет о контроле за использованием и охраной земель в поселениях на территории Российской Федерации по форме приложения 7 к настоящей Инструкции. Нa основании данных сводного отчета и полученных аналитических записок Госстрой России проводит анализ мер, принятых по устранению нарушений требований земельного и градостроительного законодательства при использовании и охране земель в поселениях и возмещению ущерба от нарушений, готовит аналитическую записку о состоянии данного вопроса в Российской Федерации. Сводный отчет и аналитическая записка направляются в срок до 10 марта в Госкомзем России, а также включаются в Национальный доклад о состоянии градостроительства в Российской Федерации. 39. Отчетные данные о контроле за использованием и охраной земель в поселениях, предложения и отзывы органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, их общественных организаций, юридических лиц на результаты данного контроля должны учитываться соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами Госархстройнадзора при дальнейшем осуществлении своей деятельности.
Приложение 1Перечень видов деятельности должностных лиц органов архитектуры и градостроительства, органов Госархстройнадзора по контролю за использованием и охраной земель в поселениях
1. Должностные лица органов архитектуры и градостроительства в соответствии со своей компетенцией и правами, установленными статьей 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, могут: проводить контроль за строительством, реконструкцией, ремонтом объектов недвижимости в целях получения информации о выполнении субъектами градостроительной деятельности требований градостроительной и проектной документации, государственных градостроительных нормативов и правил, разрешений на строительство; привлекать в установленном порядке лиц, виновных в нарушении градостроительного законодательства, к административной ответственности; направлять материалы в соответствующие органы для привлечения лиц, виновных в нарушении земельного и градостроительного законодательства, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности; предъявлять иски в суд о возмещении причиненного среде жизнедеятельности вреда в случае, если градостроительная деятельность осуществляется с нарушением градостроительного законодательства; принимать решения о приостановлении или прекращении градостроительной деятельности (включая проектирование, строительство и реконструкцию объектов недвижимости), если они осуществляются с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве. 2. Должностные лица органов архитектуры и градостроительства, органов Госархстройнадзора в соответствии со своей компетенцией и правами, установленными Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации (пункт 10), утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 1362, могут: направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопросов о привлечении виновных лиц к ответственности; обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушений земельного законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также по делам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц; приостанавливать промышленное, гражданское и другое строительство, эксплуатацию объектов, проведение геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное заключение; вносить в администрации городов и других муниципальных образований предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством; составлять протоколы о нарушении земельного законодательства и передавать их на рассмотрение в соответствующие комиссии для привлечения виновных к административной ответственности или рассматривать дела о нарушениях законодательства самостоятельно в пределах установленных законодательством размеров штрафов, если сумма штрафа, налагаемого на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда; беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами, - с учетом установленного режима их посещения; давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства; получать отчетность министерств и ведомств о состоянии земельного фонда в поселениях; привлекать в установленном порядке специалистов для проведения обследований земельных участков, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по охране земель в поселениях; приостанавливать исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения протестов в соответствующих органах (вышестоящем органе исполнительной власти, суде, арбитражном суде); вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов и других работ в случае их приостановки, а также при отсутствии документов, удостоверяющих права на землю.
Приложение 2
Примерный перечень документов и материалов, учитываемых при осуществлении контроля за использованием и охраной земель в поселениях
При проверке соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства к использованию и охране земель в поселениях изучаются и используются: действующие правила землепользования и застройки поселений и других муниципальных образований; государственные градостроительные нормативы и правила; специальные государственные стандарты и специальные градостроительные нормативы и правила, установленные для объектов градостроительной деятельности особого регулирования; утвержденные градостроительная документация соответствующих видов, схемы и проекты развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства территории; проектная документация для строительства; землеустроительная документация в отношении территорий, используемых для нужд сельского хозяйства в поселениях; материалы выбора земельных участков для строительства, реконструкции объектов недвижимости и благоустройства территорий; документы о предоставлении земельных участков для строительства и реконструкции объектов недвижимости; материалы выноса в натуру (на местность) красных линий и других линий регулирования застройки, высотных отметок, осей зданий, строений и сооружений, трасс инженерных коммуникаций; документы об установлении границ земельных участков на местности; материалы инвентаризации земель и других объектов недвижимости, а также материалы по передаче земельных участков в государственную, муниципальную, частную собственность, в пользование и аренду; материалы конкурсов и аукционов земельных участков и других объектов недвижимости; разрешения на строительство объектов недвижимости; документы контроля за производством строительно-монтажных работ на земельных участках в соответствии с разрешениями на строительство; акты и другие материалы приемки объектов в эксплуатацию; документированная информация государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности, государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Приложение 3
ПРОТОКОЛ о нарушении градостроительного и земельного законодательства при использовании и охране земель в поселениях
Приложение 4
Перечень
1. Виды нарушений, за которые виновные лица привлекаются к административной ответственности с наложением штрафа органами архитектуры и градостроительства в соответствии с пунктом 2 статьи 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации: предоставление земельных участков с нарушением требований градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских поселений, правил застройки; строительство объектов недвижимости без разрешений на строительство - самовольная постройка; уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний органов архитектуры и градостроительства; предоставление недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности или непредоставление такой информации; нарушение установленного градостроительной документацией и градостроительными регламентами правового режима использования территориальных зон; нарушение красных линий; нарушение разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости; нарушение порядка выполнения инженерных изысканий для осуществления градостроительной деятельности; нарушение установленных параметров объектов инженерной и транспортной инфраструктур; размещение временных объектов, предназначенных для торговли непродовольственными и продовольственными товарами, открытых стоянок автомобильного транспорта на территориях общего пользования без соответствующих разрешений; незаконное размещение, нарушение установленных размеров вывесок и иной визуальной информации или их уничтожение (наземные виды визуальной информации); самовольная вырубка многолетних зеленых насаждений на территориях общего пользования; недопущение должностных лиц органов архитектуры и градостроительства на объекты недвижимости, находящиеся в стадии строительства, реконструкции или ремонта, для осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве. 2. Виды нарушений, за которые виновные лица привлекаются к административной ответственности с наложением штрафа органами архитектуры и градостроительства, органами Госархстройнадзора в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года № 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" и пунктом 15 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 года № 1362: противоправные действия должностных лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель в городах и других поселениях; использование земельных участков не по целевому назначению. 3. Виды нарушений, за которые виновные лица привлекаются к административной ответственности с наложением штрафа органами Госархстройнадзора: в соответствии со статьей 125 Земельного кодекса РСФСР: - самовольное занятие земельных участков; - проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель; в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года № 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" и пунктом 15 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 года N 1362: - уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.
Приложение 5
ПРЕДПИСАНИЕ
Приложение 6
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Приложение 7
ОТЧЕТ о контроле за использованием и охраной земель в поселениях в _____ году __________________________________________________________________ (город, район, субъект Российской Федерации, Российская Федерация) Проведено проверок соблюдения градостроительного и земельного законодательства при использовании и охране земель в поселениях_____________ (количество)
Продолжение
|