ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ МОСКОМАРХИТЕКТУРА РЕКОМЕНДАЦИИ по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи 2000 Предисловие 1. Разработаны: МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения (архитекторы Любомудрова К.И., Кряжевских М.А., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.). КОНСУЛЬТАНТЫ: Пестич Т.Д. (Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации), Сидоров С.В. (Учебно-методический центр «Детство» МКО). 2. Подготовлены к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.). 3. СОГЛАСОВАНЫ: Московским Комитетом образования, Москомархитектурой. 4. Утверждены и введены в действие указанием Москомархитектуры от 20.06.2000г. № 23. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕОбразовательные учреждения для детей и подростков, имеющих проблемы в обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной коррекции - Психолого-педагогические и медико-социальные центры (далее ППМСЦ). ППМСЦ обеспечивают: диагностику и консультирование; психолого-медико-социальное сопровождение; психолого-педагогическую реабилитацию и коррекцию; социально-трудовую адаптацию и профориентацию; лечебную педагогику и дифференцированное обучение. 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ1.1. Настоящие «Рекомендации» разработаны для г. Москвы, как дополнение к нормативным документам в строительстве и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих ППМСЦ. 1.2. Настоящие «Рекомендации» устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию ППМСЦ. 1.3. Проектирование ППМСЦ должно вестись в соответствии с положениями настоящих «Рекомендаций», а также требованиями других нормативно-методических документов в строительстве, действующих на территории г. Москвы. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИВ настоящих Рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативно-методические документы: 2.1. СНиП 10.01-94. «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения». 2.2. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения». 2.3. СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений». 2.4. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». 2.5. СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». 2.6. СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений». 2.7. СНиП 2.04.05-91* «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха». 2.8. СП 2.4.2.782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений». 2.9. СН 441-72* «Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений». 2.10. МГСН 4.06-96 «Общеобразовательные учреждения». 2.11. МГСН 4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 2.12. МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы». 2.13. МГСН 4.12-97 «Лечебно-профилактические учреждения». 2.14. МГСН 4.07-96 «Дошкольные учреждения». 2.15. «Пособие по проектированию учреждений здравоохранения» (к СНиП 2.08.02-89), раздел 4 «Амбулаторно-поликлинические учреждения». 2.16. «Проектирование бассейнов». Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89*. М. Стройиздат. 1991г. 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ3.1 Основными направлениями деятельности ППМСЦ являются: - организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным и дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и подростков, состоянием их соматического и психического здоровья; - диагностика уровня психического развития и отклонений в поведении детей; - психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми; - организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения; - оказание помощи подросткам в профориентации и трудовой адаптации; - анонимное консультирование детей с целью снятия стресса; - оказание консультативной помощи родителям в решении проблем родительско-детских отношений; - оказание консультативной и методической помощи работникам общеобразовательных учреждений по проблемам практической психологии и коррекционно-развивающего обучения. 3.2. ППМСЦ обслуживают детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет. 3.3. В зависимости от превалирующего вида деятельности ППМСЦ подразделяются на ряд типов, образующих сеть учреждений, взаимодополняющих друг друга. Функциональная структура сети ППМСЦ приведена на схеме 1. Рекомендуемая номенклатура типов ППМСЦ приведена в табл. 3.1. Примечание: Далее для удобства прочтения в тексте типы ППМСЦ именуются в соответствии со своими порядковыми номерами, приведенными в таблице 3.1. - ППМСЦ 1, ППМСЦ 2 и т.д. 3.4. ППМСЦ 1 координирует работу и методически руководит всей сетью рассматриваемых учреждений. Его проектирование осуществляется в соответствии с индивидуальным заданием. 3.5. ППМСЦ 2 осуществляет необходимую коррекционную работу с детьми как приходящими, так и временно проживающими в этом учреждении. 3.6. ППМСЦ 3 осуществляет психолого-педагогическую реабилитацию детей, обучающихся в общеобразовательной школе и проживающих на дому. 3.7. ППМСЦ 4-1 проводит работу по ранней коррекции детей и осуществляет психологическую подготовку к обучению в общеобразовательной школе детей, проживающих дома. 3.8. ППМСЦ 4-2 осуществляет коррекционно-развивающую работу и обучение по программе начальной общеобразовательной школы. 3.9. ППМСЦ 4-3 представляет собой учреждение интернатного типа, осуществляющее наряду с освоением школьной программы, коррекционную, психолого-педагогическую и лечебно-оздоровительную работу. 3.10. Коррекционные базы ППМСЦ 4-2 и 4-3 используются для детей, непосредственно обучающихся в данном учреждении, а также обслуживают детей и подростков, посещающих городские школы. Возрастные границы приходящих детей и подростков не устанавливаются. 3.11. Пропускная способность ППМСЦ определяется заданием на проектирование в каждом конкретном случае в зависимости от потребности и профиля учреждения. Вместимость учреждений, имеющих в своем составе общеобразовательную школу, рекомендуется принимать: - для учреждения с начальной школой (1 - 4 классы) - не более 60 мест; - для учреждения со средней и старшей школой (5 - 11 классы) - не более 250 мест. 3.12. Состав и площади помещений всех функциональных блоков ППМСЦ определяются заданием на проектирование с учетом данных Раздела 5. настоящих Рекомендаций. Рекомендуемая номенклатура типов психолого-педагогических и медико-социальных центров
Примечания: 1. В ППМСЦ 4-1 дошкольный возраст может быть увеличен до 7 лет, в связи с индивидуальными особенностями психического развития. 2. В ППМСЦ 4-2 и 4-3 может быть снижен нижний предел возрастной группы (соответственно до 6 и 12 лет в связи с требованиями психокоррекционной работы. 4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ4.1. ППМСЦ следует размещать в зависимости от их профиля в селитебной или зеленой зонах, с хорошо развитой транспортной сетью. В селитебной зоне: ППМСЦ 3, ППМСЦ 4-1, ППМСЦ 4-2 - в муниципальных районах; ППМСЦ 2 - в административных округах. В зеленой зоне: ППМСЦ 4-3. 4.2. Размеры и составы участков определяются заданием на проектирование или проектом, с учетом положений настоящего раздела. 4.3. Участок ППМСЦ 2, имеющего стационар временного пребывания детей, включает в себя дополнительно площадки для отдыха и игр детей из расчета 60м2 на 1 место в стационаре. 4.4. Площадь участка ППМСЦ 4-2 принимается из расчета на 1 учащегося школы 100 - 120 м2. 4.5. Площадь участка ППМСЦ 4-3 принимается из расчета 140 - 180 м2 на 1 учащегося с учетом размещения на участке площадок и сооружений оздоровительного и досугового характера, обеспечивающих психотерапевтическую коррекцию. 4.6. В составе территории ППМСЦ 4-2 предусматриваются следующие зоны: - физкультурно-оздоровительная; - отдыха; - хозяйственная. 4.7. В физкультурно-оздоровительной зоне рекомендуется предусматривать: комбинированную площадку для спортивных игр 60´40 м; игровую площадку двигательной коррекции 15´30 м; гимнастическую площадку 15´16 м. 4.8. В зоне отдыха площадь игровых площадок следует принимать 6 - 8 м2 на 1 учащегося из расчета одновременного присутствия 40 - 50% детей. Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров. На игровых площадках рекомендуется предусматривать: качели, качалки, скамейки для отдыха, столы для игр и т.п. Примечание: Набор оборудования уточняется заданием на проектирование. 4.9 Хозяйственная зона должна иметь отдельный въезд (вход) и размещаться со стороны помещений столовой. На ее территории допускается размещать навесы для инвентаря и оборудования, мусоросборники и т.п. 4.10. Площадь озеленения участка принимается в соответствии с МГСН 4.15-98, п. 4.6. 4.11. В составе территории ППМСЦ 4-3 должны предусматриваться следующие зоны: - учебная и общественная; - проживания; - физкультурно-оздоровительная; - учебно-производственная; - хозяйственная. 4.12. В зоне размещения функциональных блоков учебного и общественного назначения у главного входа рекомендуется предусматривать мощеную площадку для массовых сборов учащихся. 4.13. В зоне проживания рекомендуется предусматривать газоны, цветники, зеленые насаждения, уголки отдыха, оборудованные малыми архитектурными формами. 4.14. В составе физкультурно-оздоровительной зоны рекомендуется предусматривать: легкоатлетическое спортядро с круговой беговой дорожкой длиной 250 м, баскетбольную, волейбольную, гимнастическую площадки, комбинированную площадку для спортивных игр, метания мяча и прыжков. 4.15. Площадки для игры с мячом следует располагать на расстоянии не менее 25 м от окон здания, а при наличии ограждения высотой 3 м - не менее 15 м. Площадки для занятий физкультурой - на расстоянии не менее 10 м. 4.16. В связи с тем, что помимо оздоровительной функции, физкультурно-оздоровительный комплекс также является базой для проведения психо-коррекционных мероприятий, в его зону рекомендуется включать помимо перечисленных выше площадок также сооружения и площадки для нетрадиционных видов занятий (катание на досках, роликах и т.п.). 4.17. В учебно-производственной зоне размещаются мастерские и гараж с мастерскими для обучения автоделу, проектируемые, как правило, в отдельных зданиях или блоках с самостоятельным входом. Производственная зона предусматривается в непосредственной близости к хозяйственной зоне с целью использования хозяйственного въезда. 4.18. При размещении на территории всего комплекса рекомендуемых площадок и сооружений допускается увеличение общей площади участка на 20%. 4.19. Хозяйственная зона должна размещаться со стороны производственных помещений столовой и иметь отдельный въезд. В хозяйственной зоне при необходимости допускается размещать: гараж служебных машин, складские помещения, навесы для инвентаря и оборудования, мусоросборники и т.п. 4.20. Земельные участки ППМСЦ 4-2 и ППМСЦ 4-3 должны иметь ограждение по всему периметру. Для ППМСЦ 4-2 высотой не менее 1,5 - 2 м. Для ППМСЦ 4-3 глухое ограждение высотой не менее 2 м с проходной для охраны в соответствии с требованиями СП 441-72*. 4.21. Участки ППМСЦ должны быть освещены в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95. 4.22. На участках ППМСЦ должно быть предусмотрено не менее двух въездов (один хозяйственный), проезды должны иметь твердое покрытие и ширину не менее 3 м; планировка участка должна обеспечивать подъезды пожарных машин ко всем зданиям, а также объезды вокруг них (СНиП 21-01-97*). 4.23. Для автомашин сотрудников ППМСЦ следует предусматривать открытую стоянку в соответствии с требованиями МГСН 1.01-99. 5. ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМОбщие требования. 5.1. В состав ППМСЦ входят следующие функциональные группы: - вестибюльная группа помещений; - специализированные помещения (психолого-педагогические, медико-социальные, коррекционные и медицинские); - помещения общего образования и начальной профессиональной подготовки; - физкультурно-оздоровительные помещения; - досуговые помещения; - помещения питания; - помещения проживания; - административно-бытовые помещения; - помещения хозяйственного обслуживания. Состав функциональных групп помещений в учреждении определяется профилем ППМСЦ. Архитектурно-планировочные решения ППМСЦ определяются требованиями функционального зонирования с учетом возраста детей и подростков (по типу дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и школ-интернатов). Помещения различных функциональных групп, рассчитанные на работу с детьми, помимо своих основных функций, несут также и коррекционную, что и определяет состав и площади помещений. 5.2. ППМСЦ 2, 3, 4-1 могут размещаться в отдельно стоящих зданиях, а также во встроенно-пристроенных помещениях. 5.3. ППМСЦ 4-2, 4-3 рекомендуется размещать в отдельно стоящих зданиях. Функциональные блоки зданий должны быть разделены противопожарными стенами 1-го типа, а из каждого отсека должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов, один в соседний блок, а второй - наружу. 5.4. Здания ППМСЦ не должны превышать 3 этажей (СП.2.4.2.782-99, п. 2.3.4.). Для зданий ППМСЦ 4-3 в условиях плотной застройки допускается увеличение высоты до 4 этажей. Здания ППМСЦ 4-1 рекомендуется проектировать высотой 2 этажа. 5.5. Ширина лестничных маршей должна быть не менее 1,35 м. В ППМСЦ 4-2 и ППМСЦ 4-3 лестничные марши и площадки должны иметь защитное ограждение на всю высоту. Ширину дверей основных помещений следует принимать не менее 1 м. Ширину коридоров в помещениях административно-бытового, методического и хозяйственного назначения следует принимать не менее 1,4 м; а во всех остальных помещениях - не менее 2,2 м. 5.6. Высоту помещений следует принимать в соответствии с действующими нормативными документами: СНиП 2.08.02-89*, МГСН 4.06-96, МГСН 4.15-98; в блоке специализированных помещений - не менее 3 м. 5.7. Внутренняя отделка помещений ППМСЦ должна быть выполнена из материалов, разрешенных для применения органами Госсанэпиднадзора Минздрава РФ, допускающих влажную уборку, а также применение дезинфицирующих средств. 5.8. Все кабинеты групп специализированных помещений и помещений общего образования и начальной профессиональной подготовки должны быть оборудованы раковинами. 5.9. В ППМСЦ 4-1, 4-2 все кабинеты групп специализированных помещений, а в ППМСЦ 4-2 также в группе помещений общего образования следует предусматривать ковровые покрытия. 5.10. В помещениях рекреаций, фойе, комнатах ожидания, холлах рекомендуется организовывать уголки релаксации с зелеными насаждениями, фонтанчиками, аквариумами и т.д. 5.11. Освещение вторым светом допускается в помещениях раздевальных персонала, комнатах гигиены женщин, бытовых комнатах, моечной кухонной посуды. Допускается не предусматривать естественного освещения в буфетных, кладовых, инвентарных, санитарных узлах для персонала и посетителей, санитарных узлах душевых при бассейне и спортзале, комнатах хранения предметов уборки. 5.12. В полу помещений санитарных узлов должны предусматриваться трапы. В умывальных и совмещенных санитарных узлах, в раздевальных при душевых необходимо предусматривать полотенцесушители. 513. Санитарные узлы и туалетные комнаты в ППМСЦ проектируются с учетом возраста детей в соответствии с действующими нормативными документами: МГСН 4.07-96, МГСН 4.12-97, МГСН 4.15-98, МГСН 4.06-96, СП 2.4.2.782-99. 5.14. В комнатах хранения уборочного инвентаря следует предусматривать умывальник и слив. 5.15. Общие требования, в том числе и противопожарные, следует принимать в соответствии со СНиП 2.08.02-89*, СНиП 21-01-97, а также другими нормативными документами, действующими в г. Москве. 5.16. В зданиях или блоках для проживания детей высотой 2 и более этажей рекомендуется проектировать открытые лоджии глубиной не менее 2 м и шириной не менее 6 м (не менее одной-двух лоджий на этаж) для спасения людей при пожаре с ограждающими конструкциями высотой не менее 1,5 м. Простенки между окнами, выходящими в лоджию, должны быть шириной не менее 1,6 м. 5.17. Здания ППМСЦ следует проектировать не менее II степени огнестойкости. 5.18. В зданиях ППМСЦ должна быть предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация в соответствии с требованиями СНиП 2.04.09-84. Перечень помещений, в которых необходимо предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию, следует определять в соответствии с действующими нормативными документами. Сигнал о срабатывании системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) выводится в помещение с круглосуточным пребыванием персонала. 5.19. На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение, проектируемое в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97* и СНиП 23-05-95. Вестибюльная группа помещений 5.20. Рекомендуемый состав помещений вестибюльной группы приведен в таблице 5.1. 5.21. В ППМСЦ 4-2 в составе оборудования гардероба для детей рекомендуется предусматривать сушильные шкафы для одежды и обуви с подогревом и вытяжкой, а также секционные шкафы для хранения детской одежды и обуви. 5.22. В помещениях начальной профессиональной подготовки ППМСЦ 4-3 при организации отдельного входа рекомендуется предусматривать вестибюль, площадью не менее 30 м2 с гардеробом и санузлом с умывальником в шлюзе. Рекомендуемые состав и площади вестибюльной группы помещений
Примечания: * - с учетом численности персонала; ** - при вешалке консольного типа Специализированные помещения 5.23. Рекомендуемый состав помещений представлен в таблице 5.2. Состав, количество кабинетов и их площади должны уточняться заданием на проектирование в зависимости от типа учреждения, его пропускной способности и вместимости. 5.24. При кабинетах специалистов и помещениях для психотерапевтической работы с детьми следует предусматривать зоны для ожидания из расчета 1 зона на 4 - 6 кабинетов; рекомендуемая площадь зоны - 20 - 25 м2. 5.25. Расстановка оборудования в кабинетах специалистов и помещениях для коррекционной работы с детьми представлена в приложении на соответствующих рисунках. 5.26. Помещения для психотерапевтической работы с детьми в ППМСЦ 3 в дополнение к образовательной, имеют функцию коррекционно-развивающего обучения. 5.27. Площадь кабинетов специалистов (табл. 5.2., п.п. 9 - 14) предусматривает зону для работы с «детско-родительской» группой (см. Приложение, Рис. П.1.) 5.28. Психотерапевтическая работа с детьми должна проводиться в помещениях, оснащенных проемами с зеркалами «гезелла», в расчете на наблюдение за проводимыми занятиями без ведома детей из смежной комнаты (см. Приложение, Рис. П.4, П.5., П.7., П.9., П.10., П.11.) 5.29. Указанные в п. 5.28 смежные помещения используются дополнительно как подсобные помещения для хранения методической литературы, инвентаря и т.п. 5.30. На полу помещений психотерапевтической работы с детьми, кроме старшего школьного возраста, а также кабинета «вода-песок», предусматривается ковер с мягким ворсом для занятий на полу. 5.31. Кабинет психотерапии «вода-песок» должен быть оборудован трапом в полу и полотенцесушителем, а также иметь влагостойкое покрытие стен и пола. 5.32. В состав группы медицинских помещений ППМСЦ 4-3 входят, кроме кабинетов специалистов (табл. 5.2, п.п. 1 - 4, 6, 7, 9 - 12), помещения изолятора, состав и площадь которых определяются заданием на проектирование. 5.33. Изолятор должен включать боксированные одно-двухместные палаты, при которых предусматриваются полный санитарный узел (унитаз, умывальник, ванна) и шлюз. 5.34. Вход в изолятор должен осуществляться через специальный тамбур-шлюз, в котором следует размещать умывальник и вешалку для смены халатов; кроме того, в нем должен быть обеспечен подпор воздуха при пожаре. 5.35. Состав и площади помещений изолятора рекомендуется принимать в соответствии с табл. 5.2. Рекомендуемые состав и площади специализированных помещений
Помещения общего образования и начальной профессиональной подготовки 5.36. Проектирование помещений общего образования для подготовительных и начальных классов (ППМСЦ 4-1 и 4-2), средних и старших классов (ППМСЦ 4-3), а также мастерских начальной профессиональной подготовки (ППМСЦ 4-3) следует осуществлять в соответствии с положениями данных Рекомендаций (табл. 5.3. - 5.5.) и МГСН 4.06-96. 5.37. Помещения общего образования и начальной профессиональной подготовки помимо образовательной функции, обеспечивают также проведение занятий психо-коррекционного характера. 5.38. Наполняемость классов подготовительной группы (ППМСЦ 4-1) и начальной школы (ППМСЦ 4-2) принимаются соответственно 1 - 2 человека и 6 - 9 человек; а средней и старшей школы (ППМСЦ 4-3) - 9 человек. 5.39. В блоке общего образования и начальной профессиональной подготовки следует предусматривать рекреации из расчета 1,2 м2 на 1 место в классе. В блоках вместимостью менее 100 человек этот показатель может быть увеличен до 50%. Ширина рекреаций должна быть не менее 4 м. 5.40. Лаборантские подготовительных и начальных классов размещаются смежно с классными помещениями и оборудуются проемом с зеркалом «гезелла» для наблюдения за реакцией детей во время проведения занятий. 5.41. Естественное и искусственное освещение учебных и учебно-производственных помещений следует проектировать в соответствии с МГСН 4.06-96 и со СНиП 23-05-95. 5.42. Проектирование санитарных узлов при учебных помещениях осуществляется в соответствии с МГСН 4.06-96. 5.43. При учебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий. Учебно-производственные мастерские предусматриваются на 9 рабочих мест. Специализация, состав и площади мастерских определяются заданием на проектирование. 5.44. Производственные мастерские, в которых процесс обучения связан с выделением химических веществ и пыли (в т.ч. мастерские радиотехники, электроники, монтажные и др.), следует оборудовать эффективной вентиляционной системой согласно СНиП 2.04.05-91*. Монтажные мастерские, в которых проводится рубка и резка металла, а также мастерские и лаборатории с крупногабаритным и тяжелым оборудованием, с крупногабаритными материалоемкими объектами работ учащихся, необходимо располагать на первом этаже. Каждая мастерская оборудуется шкафами для хранения спецодежды и умывальниками с подачей горячей и холодной воды (из расчета 1 умывальник на 10 человек, но не менее 2-х умывальников на группу). 5.45. Учебно-производственные мастерские могут использоваться для досуговых занятий по интересам. 5.46. Учебно-производственные помещения включают: - помещения начального профессионального обучения детей; - помещения подготовки процесса обучения (профессионалами без участия детей в соответствии с требованиями Трудового законодательства об использовании детского груда); площадь помещений (не менее 60 м2) и их количество определяется заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади помещений общего образования (подготовительные и начальные классы)
Таблица 5.4. Рекомендуемые состав и площади помещений общего образования (средние и старшие классы)
Рекомендуемые состав и площади помещений начальной профессиональной подготовки (средние и старшие классы)
Досуговые и физкультурно-оздоровительные помещения 5.47 Рекомендуемый состав и площади помещений приведены в табл. 5.6. Досуговые помещения предусматриваются в ППМСЦ 4-2 и 4-3. 5.48. В ППМСЦ рекомендуется проектировать актовый зал на 120% от вместимости учреждения (в расчете на персонал, родителей и гостей). 5.49. Удельный показатель площади актового зала при вместимости учреждения менее 100 мест допускается увеличить на 25%. 5.50. Состав и площади помещений определяются в каждом конкретном случае заданием на проектирование в зависимости от профиля ППМСЦ, специфики контингента воспитанников и работы с ними. 5.51. Помещения физкультурно-оздоровительного обслуживания предусматриваются в ППМСЦ 3, 4-1, 4-2, 4-3. 5.52. Проектирование бассейна следует осуществлять в соответствии со справочным пособием «Проектирование бассейнов» к СНиПу 2.08.02-89*. 5.53. В ППМСЦ 4-2 и 4-3 рекомендуется дополнительно предусматривать помещения для хранения лыж и велосипедов, площади которых определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади досуговых и физкультурно-оздоровительных помещений
Помещения питания 5.54. Помещения питания предусматриваются в ППМСЦ 2, 4-2, 4-3. 5.55. В ППМСЦ 2 вследствие небольшой вместимости групп проживания - около 10 чел., рекомендуется организовывать процесс питания в столовой при кухне или кухне-столовой, непосредственно находящихся в жилой группе по типу «Приемная семья», в соответствии с требованиями МГСН 4.15-98, Приложение 2 и 6. 5.56. В ППМСЦ 4-2 и 4-3 питание детей предусматривается в общей столовой при помещениях кухни. 5.57. В ППМСЦ 4-2 питание организуется в одну смену. В ППМСЦ 4-3 организуется двухсменное питание, что обусловлено разными режимами дня для воспитанников среднего и старшего школьного возраста, являющегося следствием различия организации учебного и психо-коррекционного процессов. Количество мест в обеденном зале определяется по большей смене. 5.58. Площадь обеденного зала принимается из расчета 1,6 м2 на 1 посадочное место; при зале предусматривается умывальная из расчета 3 м2 (1 умывальник) на каждые 18 - 20 мест. 5.59. Для питания персонала в составе помещений пищеблока предусматривается комната приема пищи из расчета 1,8 м2 на 1 посадочное место. Количество мест определяется заданием на проектирование исходя из числа персонала, питающегося в учреждении, продолжительности обеденного времени и количества смен. При комнате предусматривается подсобное помещение, предназначенное для раздачи пищи, хранения и мойки посуды. 5.60. Производственные помещения кухни в ППМСЦ 4-3 следует проектировать из условий работы на сырье. Состав и площади помещений кухни определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади производственных помещений кухни приведены в табл. 5.7. Рекомендуемый состав и площади помещений кухни учитывают особенности функционирования ППМСЦ 4-2 и ППМСЦ 4-3, контингент, режим работы и рекомендации МГСН 4.15-98 (п.п. 5, 34, Приложение 9) и МГСН 4.06-96 (п.п. 7.10, 7.11, Приложение 21). Рекомендуемый состав и площади производственных помещений кухни
Примечания: 1. Состав рассчитан на приготовление пищи из сырья. 2. При ориентации ППМСЦ на снабжение из школьно-базовой столовой состав кухонного блока с подсобными помещениями должен быть сокращен. * Уточняются с учетом размещения технологического оборудования Помещения проживания 5.61. Помещения проживания предусматриваются в ППМСЦ 2 и ППМСЦ 4-3. Рекомендуемые состав и площади помещений проживания приведены в табл. 5.8. Таблица 5.8. Рекомендуемый состав и площади помещений проживания
5.62. В ППМСЦ 2 жилую группу следует проектировать по типу «Приемная семья» (МГСН 4.15-98, Приложение 6) для временного нахождения детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, до разрешения конфликта в семье. Вместимость жилой группы определяется заданием на проектирование (но не более 10 мест). 5.63. В ППМСЦ 4-3 жилую группу следует проектировать по типу школ-интернатов (МГСН 4.15-98). Вместимость жилой группы составляет 25% от общей вместимости учреждения. 5.64. Планировку помещений проживания рекомендуется проектировать коридорного типа. Жилые комнаты с другими помещениями рекомендуется связывать через коридор (систему коридоров). 5.65. В ППМСЦ 4-3 жилую группу рекомендуется размещать в отдельном корпусе или блоке. Корпус (блок) рекомендуется соединять с комплексом основных помещений теплым переходом. 5.66. Жилые комнаты следует проектировать на 1, 3 - 4 человека. Количество одноместных комнат должно составлять не менее 20% от общей вместимости жилой группы. 5.67. В ППМСЦ 4-3 жилая группа состоит из секций, примерной вместимостью 20 мест. Секции для мальчиков и девочек рекомендуется размещать поэтажно с возможностью полной изоляции. В состав секции следует включать следующие помещения: комнату приготовления уроков, гостиную, бытовую комнату, комнаты дежурного воспитателя и медицинской сестры, санитарный узел обслуживающего персонала, кладовую - инвентарную. 5.68. В ППМСЦ 2 и ППМСЦ 4-3 должно быть предусмотрено окно-фрамуга для наблюдения за воспитанниками в стене, смежной с коридором. 5.69. В ППМСЦ 4-3 в состав оборудования жилых комнат следует включать письменные столы для каждого проживающего. 5.70. В жилых группах ППМСЦ 2 и ППМСЦ 4-3 санитарные узлы проектируются в каждой жилой секции обособленно от жилых комнат с целью осуществления необходимого надзора. Рекомендуемые состав и оборудование санитарных узлов представлены в таблице 5.9. Таблица 5.9. Рекомендуемый состав помещений и оборудования санитарных узлов
Примечания: 1. Все помещения санитарных узлов должны иметь в полу трап дня спуска воды 2. В умывальных и туалетных предусмотреть полотенцесушители Административно-бытовые помещения 5.71. Рекомендуемый состав и площади административно-бытовых помещений в ППМСЦ различных типов приведены в таблице 5.10. Таблица 5.10.
ПРИЛОЖЕНИЯЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ 1. Стол специалиста 2. Стул 3. Стол для компьютера 4. Шкаф-стеллаж 5. Журнальный стол 6. Мягкая мебель 7. Умывальник 8. Вешалка для полотенца Рис. П.1. Кабинет специалиста с уголком для работы с «детско-родительской» группой. ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ 1. Манеж для занятий матери и ребенка 2. Горка 3. Стол для пеленания 4. Стол специалиста 5. Стул 6. Мяч 7. Мяч массажный 8. Ковер 9. Мягкий модуль 10. Мягкие игрушки 11. Умывальник 12. Вешалка для полотенца Рис. П.2. Кабинет для работы с детьми раннего возраста ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ 1. Детский стол для групповых занятий 2. Детский стул 3. Стол специалиста 4. Стул специалиста 5. Диван 6. Журнальный стол 7. Кресло 8. Шкаф-стеллаж 9. Умывальник 10. Ковер 11. Мячи 12. Мягкие модули 13. Вешалка для полотенца Рис. П.3. Кабинет для работы с «детско-родительской» группой ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ I. Кабинет 1. Сухой бассейн 2. Горка 3. Сборный колодец 4. Домик 5. Детская мягкая мебель 6. Детский стол 7. Ширма для театральных представлений 8. Мячи 9. Мягкие модули 10. Ковер 11. Умывальник 12. Вешалка для полотенца 13. Зеркало гезелла II. Лаборантская 14. Шкаф-стеллаж 15. Стул 16. Стол специалиста Рис. П.4. Кабинет для работы с детской дошкольной группой (6 - 9 чел.) с лаборантской. ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ I. Кабинет 1. Ванна 2. Емкость для песка 3. Скамья 4. Вешалка для одежды 5. Полотенцесушитель 6. Поручни 7. Лестница 8. Вешалка для полотенца 9. Стул II. Лаборантская 9. Стул 10. Зеркало гезелла 11. Умывальник 12. Шкаф-стеллаж 13. Стол специалиста Рис. П.5. Кабинет «вода-песок» с лаборантской ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ I. 3ал 1. Сухой бассейн 2. Туннель (разной высоты) 3. Дорожка следования 4. Стол специалиста 5. Стул 6. Геометрические формы 7. Мячи 8. Умывальник 9. Угловая скамья 10.Ковер 11. Вешалка для полотенца 12. Зеркало гезелла II. Лаборантская 4. Стол специалиста 5. Стул 13. Шкаф-стеллаж Рис. П.6. Зал для развития моторики с лаборантской ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ I. Кабинет 1. Имитация кухонного оборудования 2. Комбинированный шкаф 3. Детская мягкая мебель 4. Детский стол 5. Стол специалиста 6. Стул 7. Умывальник 8. Детский стол для игр 9. Детский стул 10. Вешалка для полотенца 11. Ковер 12. Зеркало гезелла II. Лаборантская 5. Стол специалиста 6. Стул 13. Шкаф-стеллаж Рис. П.7. Зал ситуационных игр с лаборантской ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ 1. Стол ученический 2. Стул ученический 3. Стол для индивидуальных занятий 4. Шкаф-стеллаж 5. Умывальник 6. Зеркало 7. Стул 8. Стол специалиста 9. Вешалка для полотенца Рис. П.8. Кабинет групповых логопедических занятий ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ I. Кабинет 1. Стол ученический 2. Стул ученический 3. Стол специалиста 4. Стул 5. Кресло 6. Шкаф-стеллаж 7. Умывальник 8. Вешалка для полотенца 9. Зеркало гезелла II. Лаборантская 3. Стол специалиста 4. Стул 6. Шкаф-стеллаж Рис. П.9. Кабинет для работы с группой детей школьного возраста с лаборантской ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ I. Класс 1. Стол ученический 2. Стул ученический 3. Стол учительский 4. Стол для компьютера 5. Стул учителя 6. Стол для групповых занятий 7. Умывальник 8. Вешалка для полотенца 9. Ковер 10. Доска 11. Зеркало гезелла 14. Шкаф-стеллаж II. Лаборантская 12. Стол специалиста 13. Стул 14. Шкаф-стеллаж Рис. П.10. Класс с уголком релаксации на 1-2 учащихся, с лаборантской ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ I. Класс 1. Стол ученический 2. Стол учительский 3. Стул ученический 4. Шкаф-стеллаж 5. Ковер 6. Стол для компьютера 7. Доска 8. Стул 9. Зеркало гезелла 10. Умывальник 11. Вешалка для полотенца II. Лаборантская 4. Шкаф-стеллаж 8. Стул 12. Стол специалиста Рис. П.11. Класс с уголком релаксации на 6 - 9 учащихся, с лаборантской. |