Госстрой России ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 58 от 08.06.2001
Об утверждении Положения о заказчике при строительстве для государственных нужд на территории Российской Федерации
С целью установления единого порядка организации службы заказчика, основных задач, функций, прав и ответственности, ее взаимоотношений с Государственным заказчиком и другими субъектами инвестиционной деятельности при строительстве объектов для государственных нужд, реализации федеральных инвестиционных программ Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемое Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации (далее - Положение). 2. Установить, что настоящее Положение является обязательным при строительстве объектов для федеральных государственных нужд и может применяться при строительстве прочих объектов участниками инвестиционной деятельности по соглашению между ними. 3. С выходом данного Положения признать не действующим на территории Российской Федерации Положение о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 02.02.88 № 16.
Председатель А.Ш. Шамузафаров
Государственный
комитет Российской Федерации
Москва 2001
РАЗРАБОТАНО Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (В.А. Степанов, В.Н. Маклаков) с участием Межрегионального центра по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов (МЦЦС) Госстроя России (И.И. Дмитренко, Г.П. Шпунт). ВНЕСЕНО Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России. УТВЕРЖДЕНО постановлением Госстроя России от 08.06.01 № 58. С выходом данного положения утрачивает силу на территории Российской Федерации Положение о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 02.02.88 № 16.
Содержание
1. Общие положения1.1. Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации (далее Положение) разработано в соответствии с правовыми и нормативно-методическими документами, действующими в сфере строительства по состоянию на 01.01.2001, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", Федеральным законом от 13.12.94 № 60-ФЗ и постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.08.93 № 812 и от 22.06.94 № 745. 1.2. Заказчиком может быть юридическое лицо любой организационной и правовой формы, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации или структурное подразделение инвестора (управление, отдел капитального строительства, группа технического надзора действующего предприятия), наделенное необходимыми полномочиями для выполнения возложенных на него функций. В организациях комплексного типа, осуществляющих деятельность инвестора, заказчика, проектировщика, подрядчика и эксплуатацию построенных объектов, в любых сочетаниях заказчиком является подразделение или должностное лицо, назначенное приказом руководителя организации с определением ответственности и наделением его необходимыми полномочиями. 1.3. Предметом деятельности заказчика является строительство новых объектов, реконструкция, расширение, техническое перевооружение действующих предприятий и (или) сооружений, проведение капитального ремонта. 1.4. Взаимодействие заказчика с другими субъектами инвестиционной деятельности осуществляется на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемого между сторонами в соответствии с действующим законодательством. 1.5. Выполнение функций заказчика требует наличие у организации лицензий на осуществление конкретных видов деятельности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 22д постановления Правительства Российской Федерации от 10. 03.2000 № 221). 1.6. На стадии подготовки инвестиционного проекта заказчик финансируется за счет основной деятельности инвестора, и при реализации конкретного инвестиционного проекта - за счет средств, предусмотренных в сводном сметном расчете стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их частей. 1.7. Не допускается по одному и тому же инвестиционному проекту одновременное содержание заказчика за счет средств, предусмотренных в главе 10 "Содержание дирекции (технического надзора) строящегося предприятия" сводного сметного расчета стоимости строительства, и основной деятельности инвестора. 1.8. Размер средств на выполнение функций заказчика устанавливается в договоре с инвестором на основе расчета в соответствии с Методическим пособием по расчету затрат на службу заказчика, рекомендованным к применению письмом Минстроя России от 13.12.95 № ВБ-29/12-347, а при строительстве объектов для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов в пределах нормативов, устанавливаемых Госстроем России. 1.9. Заказчик на условиях, определенных в договоре с инвестором, распоряжается выделенными для строительства объекта денежными и материальными средствами инвестора и несет материальную и иную, предусмотренную действующим законодательством или договором, ответственность за целевое и своевременное использование ресурсов инвестора, соблюдение строительных норм и правил при проектировании и строительстве объекта, за качество принимаемых проектных решений, материалов, конструкций, оборудования и строительно-монтажных работ, сроки ввода объекта в эксплуатацию. 1.10. При реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета размер оплаты труда и предельная численность аппарата заказчика не должны превышать действующих нормативов, установленных Госстроем России. При реализации коммерческих проектов численность аппарата и оплата труда определяются руководителем заказчика и зависят от результатов хозяйственной деятельности. В случае, когда заказчик имеет несколько различных источников финансирования объектов, смета расходов утверждается (согласовывается) с каждым инвестором с соблюдением пропорций расходования средств в соответствии с объемом финансирования каждого инвестора. 1.11. Работники заказчика, занятые реализацией оборудования, материалов и изделий, а также их приемкой, хранением и передачей в монтаж и производство работ, содержатся за счет средств, предусмотренных на заготовительно-складские расходы. 1.12. Экономия средств, полученная как разница между договорной ценой и реальными расходами, полученная в процессе строительства за счет изменения технических решений, применения более дешевых материалов и конструкций, распределяется между участниками строительства для поощрения работников и социального развития коллективов. 2. Основные задачи заказчика по управлению инвестиционным проектом2.1. На стадии подготовки инвестиционного проекта проработки: - разработка бизнес-плана; - выбор площадки строительства; - получение всех необходимых разрешений и согласований; - предварительный отбор проектировщиков, подрядчиков, изготовителей и поставщиков оборудования; - экспертиза проекта. 2.2. На стадии реализации инвестиционного проекта: - подготовка строительной площадки; - разработка и утверждение проектно-сметной документации; - выбор, как правило на конкурсной основе, исполнителей на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в строительстве и заключение договоров (государственных контрактов); - поставка предусмотренных договором подряда материальных и иных ресурсов; - контроль качества работ; - приемка выполненных работ; - своевременная оплата работ и услуг; - сдача объекта в эксплуатацию; - передача объектов собственникам или эксплуатирующим организациям; - контроль качества работ в период гарантийной эксплуатации. 3. Основные функции3.1. При реализации задач, изложенных в разделе 2 настоящего положения, заказчик выполняет следующие функции в составе и порядке, установленном действующими правовыми актами и нормативными документами по строительству: 3.1.1. На стадии предпроектной проработки и подготовки к строительству: - проводит выбор строительной площадки и получает согласование на ее использование для строительства; - разрабатывает бизнес-план; - выполняет подготовительные работы, получает в установленном порядке необходимые согласования и разрешения для использования земельного участка для нужд строительства; - организует изучение строительной площадки на предмет подтверждения отсутствия факторов, опасных для здоровья людей; - получает в установленном порядке разрешение на строительство; - получает согласование и технические условия на подключение объекта к действующим сетям; - получает в администрации населенного пункта (района) подтверждение действия всех выданных технических условий на электроснабжение, водоснабжение, канализационные сбросы, отопление, радиофикацию, телефонизацию и т.д. - выполняет подготовительные работы, получает в соответствующих органах необходимые согласования, разрешения и технические условия для проведения изысканий, проектирования и строительства; - подготавливает исходные данные для разработки проектной документации; - определяет предметы конкурса (лоты), составляет план проведения конкурсов по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в строительстве, несет все расходы по организации и проведению конкурсов на всех его фазах, оформляет договором поручение юридическому лицу на исполнение им части функций по организации и проведению конкурсов в случае, если эти функции не исполняются заказчиком - организатором конкурса; - осуществляет выбор, как правило на конкурсной основе, проектной и изыскательской организаций и заключает с ними договора на выполнение соответствующих проектных и изыскательских работ; - организует экспертизу разработанной проектно-сметной документации, в том числе государственную экологическую экспертизу, и ее утверждение в установленном порядке; - разрабатывает и утверждает техническую часть конкурсной документации, условия проведения конкурса, определения победителя, основные положения условий государственного контракта (договора) и другие разделы конкурсной документации; - готовит предложение инвестору по составу и регламенту работы конкурсной комиссии; - руководит работой конкурсной комиссии после ее утверждения инвестором; - публикует извещения об открытых конкурсах, рассылает приглашения к участию в закрытых конкурсах, организует распространение конкурсной документации, прием заявок от участников, их рассмотрение, оценку и выбор победителей, осуществляет неконкурсные процедуры размещения заказов методом запроса котировок; - заключает договора на работы и услуги по результатам конкурсов; - получает разрешение на выполнение строительно-монтажных работ; - согласовывает архитектурно-планировочны6е решения с градостроительным советом населенного пункта (региона) при строительстве объектов жилья и социальной сферы; - определяет, как правило на конкурсной основе, поставщиков оборудования, строительных материалов и иных комплектующих, поставка которых по договору возложена на службу заказчика; - определяет, как правило на конкурсной основе, страховую компанию и согласовывает условия страхования строительных рисков. 3.1.2. В области подготовки и использования площадки строительства: - оформляет документы по отводу земельного участка; - назначает лицо, ответственное за строительную площадку, или передает эту ответственность строительной или иной организации; - получает разрешение соответствующих эксплуатационных органов на использование на период проведения строительно-монтажных работ действующих коммуникаций, источников газо-, водо-, паро- и энергоснабжения; - оформляет документы на вырубку и пересадку деревьев, плодово-ягодных насаждений, снос строений, очистку территории от мешающих строительству объектов; - определяет объемы и места вывоза и завоза грунта и плодородного слоя почвы; - создает геодезическую разбивочную основу для строительства; - выполняет разбивку осей и трасс зданий и сооружений; - проводит переговоры с владельцами домов, строений и сельскохозяйственных угодий, подлежащих сносу; - обеспечивает переселение граждан из строений, подлежащих сносу; - производит расчет остаточной стоимости сносимых зданий и сооружений и подлежащих вырубке лесных насаждений или получает справки об остаточной стоимости сносимых сооружений от их владельцев; - возмещает гражданам и юридическим лицам предусмотренную действующим законодательством стоимость изымаемых строений, участков земли, насаждений и посевов; - получает разрешение на производство работ в зоне воздушных линий электропередачи в полосе отвода железных и автомобильных дорог, подземных коммуникаций и инженерных сооружений; - обеспечивает реализацию возвратных материалов от разборки сносимых строений (сооружений) а также материалов, получаемых от попутной добычи и рубки насаждений; - организует контроль за деформациями и состоянием зданий и сооружений в зоне влияния строительство. 3.1.3. В области контроля и надзора за ходом строительства: - утверждает перечень лиц, которые от имени заказчика уполномочены осуществлять контроль и технический надзор за проведением строительно-монтажных работ и проверку качества используемых материалов, конструкций и оборудования, принимать скрытые работы и законченные работы и давать предписания о прекращении или временной приостановке работ; - регистрирует в государственных контролирующих органах должностных лиц, ответственных за проведение работ повышенной опасности и соблюдение специальных требований поднадзорных служб; - получает разрешение на выполнение строительно-монтажных работ; - передает подрядчику документы об отводе земельного участка, необходимые согласования и разрешения; - осуществляет вынос в натуру границ участка, красных линий и других линий регулирования застройки, высотных отметок, осей зданий и сооружений, трасс инженерных коммуникаций, а также границ стройплощадки; - создает и передает строительной организации геодезическую разбивочную основу; - принимает на баланс или ответственное хранение здания и сооружения, в т.ч. временные, построенные на строительной площадке после передачи ее под строительство объекта; - сообщает подрядчику установленные места складирования и вывоза грунта, мусора, материалов от разборки, рубки насаждений, непригодных для вторичного использования, карьеров для завоза недостающего грунта, точки подключения и передает разрешения на подключение к действующим сетям энергоснабжения, водоснабжения, канализации и др.; - передает подрядчику в производство работ утвержденную и прошедшую экспертизу проектно-сметную документацию в соответствии с Положением о проведении государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.00 № 1008, в количестве, необходимом для выполнения работ подрядчика и привлеченных организаций; - утверждает графики выполнения работ; - согласовывает подрядчику перечень планируемых поставщиков материалов и привлекаемых сторонних организаций для выполнения отдельных видов работ и монтажа оборудования; - проверяет наличие необходимых лицензий и сертификатов у исполнителей работ и поставщиков материалов; - осуществляет приемку, учет, хранение, предмонтажную ревизию и передачу в монтаж или производство работ оборудования, комплектующих и других материально-технических ресурсов, поставка которых по договору возложена на службу заказчика; - принимает решение о необходимости авторского надзора проектной организации, шефмонтажных услуг производителей оборудования и заключает договора на выполнение указанных работ; - устанавливать порядок ведения исполнительной и производственной документации, не предусмотренной непосредственно нормативными документами, и сообщает об этом подрядчику; - дает указания подрядчику о конкретном составе приемосдаточной исполнительной документации, необходимой для приемки объекта в эксплуатацию; - согласовывает с соответствующими организациями порядок установки, опробования и регистрации технологических подъемных механизмов и оборудования, работающего под повышенным давлением; - осуществляет контроль и технический надзор за строительством, соответствием объема, стоимости и качества работ проектам, сметным расчетам и договорным ценам, строительным нормам и правилам на производство и приемку этих работ; - контролирует выполнение графика производства работ; - принимает от подрядчика законченные работы в соответствии с условиями договора подряда; - производит освидетельствование скрытых работ и промежуточную приемку ответственных конструкций; - в необходимых случаях организует внесение изменений в проектно-сметную документацию, ее переутверждение и изменяет сроки завершения отдельных видов работ или этапов строительства; - по согласованию с инвестором принимает решение о временном прекращении строительства и консервации объекта, утверждает смету на выполнение работ по консервации и контролирует их качественное выполнение; - принимает от подрядчика законсервированные объекты и организует охрану материальных ценностей; - при обнаружении отступления от проекта, использования материалов и выполненных работ, качество которых не отвечает требованиям ТУ, ГОСТ и СНиП, дает предписание о приостановке работ и исправлении обнаруженных дефектов и предъявляет виновной стороне предусмотренные договором санкции; - организует приемку и ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта; - заключает договора и организует выполнение шефмоитажных и пусконаладочных работ; - представляет документы, необходимые для приемки объекта в эксплуатацию; - после приемки объекта в эксплуатацию передает инвестору (пользователю) объект и необходимую документацию, включая гарантийные обязательства, а также техническую информацию в соответствии с Законом о защите прав потребителей; - осуществляет необходимую подготовку к выпуску продукции, комплектование объекта кадрами, сырьем, материалами, энергоресурсами и т.д.; - подготавливает совместно с подрядными организациями предложения и расчеты на премирование за ввод в действие производственных мощностей и иных объектов строительства; - принимает претензии по качеству от потребителей (пользователей) и предъявляет претензии к исполнителям (поставщикам) в соответствии с законодательством и гарантийными обязательствами по заключенным договорам. 3.1.4. В области финансирования, учета, отчетности и аудита: - обеспечивает своевременное открытие счета в банке по согласованию с инвестором и контролирует поступление на него средств инвестора для своевременной оплаты выполненных работ и иных платежей, предусмотренных договорами; - устанавливает по согласованию с подрядчиком условия промежуточных платежей и окончательного расчета за выполненные работы и оказанные услуги; - перечисляет поставщикам (исполнителям работ) обусловленный договором аванс; - ведет бухгалтерский, оперативный и статистический учет, составляет и представляет отчетность в установленном порядке и в соответствии с условиями договора с инвестором об использовании выделяемых на строительство средств; - компенсирует подрядчику или субподрядчикам убытки, возникшие и документально подтвержденные в результате нарушения заказчиком условий договора подряда; - представляет по запросу инвестора информацию о ходе строительства и расходовании финансовых и иных материальных ресурсов; - представляет установленную законодательством государственную статистическую отчетность в региональные органы Госкомстата России; - при финансировании строительства объекта за счет нескольких источников и (или) инвесторов организует получение долевых взносов от каждого инвестора и представление им соответствующих отчетов; - при временном отсутствии финансовых ресурсов у инвестора по согласованию с ним привлекает для оплаты заказанных товаров, выполненных работ и услуг иные источники финансирования, в т.ч. за счет банковских кредитов; - после приемки объекта в эксплуатацию выплачивает участникам строительства, включая службу заказчика, премию за ввод объекта в эксплуатацию и распределяет между сторонами средства за счет полученной экономии от проведения мероприятий, удешевляющих строительство; - проводит анализ затрат по отдельным статьям расходов и видам работ и услуг и принимает меры по эффективному использованию выделяемых инвестором ресурсов, обеспечивает контроль за расходованием денежных средств и списанием материальных ресурсов с максимальным использованием вычислительной техники и программных средств; - дает разъяснения по техническим и финансовым вопросам государственным контролирующим органам; - по согласованию с инвестором организует проведение аудиторской проверки деятельности службы заказчика; - составляет и утверждает у инвестора (инвесторов) смету расходов на выполнение функций заказчика и иных работ, выполняемых службой заказчика по договору с инвестором, по каждому объекту строительства или на календарный год; - участвует в освидетельствовании объектов, зданий и сооружений, подлежащих консервации, и в оформлении документов на консервацию или временное прекращение строительства, а также оценке их технического состояния при возобновлении работ; - осуществляет по поручению инвестора реализацию объектов незавершенного строительства; - участвует в проверках, проводимых органами государственного надзора и строительного контроля, а также ведомственными инспекциями и комиссиями; - извещает органы государственного строительного контроля о выявленных случаях аварийного состояния на объекте строительства; - осуществляет контроль за исполнением подрядчиком предписаний государственных надзорных органов и авторского надзора, требований шефмонтажных организаций в части безопасных методов ведения строительства, качества работ и используемых материалов и строительных конструкций; - представляет в соответствующие государственные органы материалы по итогам хозяйственной деятельности, другие отчетные данные и необходимую информацию о результатах производственной и финансовой деятельности за отчетный период и выплачивает в установленные сроки налоги и платежи по месту регистрации службы заказчика. 3.1.5. Перечень функций заказчика в каждом конкретном случае уточняется договорами между заказчиком, инвестором и подрядчиком, а в организациях комплексного типа - распорядительными документами руководства данной организации. При этом совмещение функций выполнения работ и их контроля одним должностным лицом или подразделением не допускается. 4. Права заказчикаЗаказчик при реализации возложенных на него задач и обязанностей по строительству объекта, если иное не установлено договорами между участниками инвестиционного процесса, имеет право: 4.1. Выступать от имени инвестора при рассмотрении вопросов реализации конкретного инвестиционного проекта в государственных органах, контролирующих и надзорных службах, коммерческих организациях. 4.2. Привлекать на договорных или иных условиях юридических и физических лиц в качестве консультантов - экспертов и исполнителей задач, выполнение которых возлагается инвестором на службу заказчика. 4.3. Принимать по договору с инвестором заказ на строительство объектов для государственных нужд и реализацию коммерческих проектов. 4.4. Проводить, как правило на конкурсной основе, отбор исполнителей и заключать договора на разработку проектно-сметной документации, изыскательских работ, поставку оборудования и материалов, выполнения строительных, монтажных и иных работ и услуг для реализации инвестиционного проекта, контролировать ход и качество выполняемых ими работ. 4.5. Владеть и распоряжаться выделенными инвестором на строительство объекта финансовыми и иными ресурсами, имуществом и материальными ценностями по целевому назначению. 4.6. Утверждать к производству работ рабочую документацию, сметы на дополнительные работы в пределах сметного лимита для бюджетных объектов. 4.7. Составлять индивидуальные сметные нормы и единичные расценки на основании калькуляции затрат и утверждать их в составе проектно-сметной документации конкретного объекта в соответствии с Методическими указаниями по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы, утвержденными постановлением Госстроя России от 26.04.99 № 30. 4.8. Выступать в качестве истца и ответчика при ведении дел в судах, органах государственного арбитража и надзорных органах. 4.9. Обращаться в органы государственного надзора для получения заключений о соответствии предъявляемого к приемке объекта действующим нормам и правилам. 4.10. Осуществлять контроль за качеством строительных материалов, конструкций и оборудования, используемых в строительстве при выполнении работ и оказания услуг. сроками их поставки и выполнения работ и услуг, надлежащим оформлением рабочей и исполнительной документации. 4.11. Принимать решение о соответствии предъявленным требованиям выполненных работ, конструкций и систем, объекта в целом. 4.12. Принимать и вводить объект в эксплуатацию. 4.13. Определять режим эксплуатации объекта в период пробной эксплуатации, пуска и гарантийного срока эксплуатации. 4.14. Осуществлять надзор за работой объекта в пусковой период и в гарантийный срок эксплуатации. 4.15. Передавать в установленном порядке завершенный строительством объект эксплуатирующим организациям (инвесторы, кондоминимумы, товарищества и т.д.). 4.16. По согласованию с инвестором принимать решение о приостановке или прекращении строительства и консервации объекта. 4.17. Досрочно прекращать исполнение договорных обязательств с инвестором и подрядчиком при неоднократном нарушении ими своих договорных обязательств. 5. ОтветственностьЗаказчик несет материальную или иную, предусмотренную действующим законодательством или договором, ответственность перед инвестором за: - своевременное целевое и обоснованное использование финансовых и других материальных ресурсов и имущества; - соблюдение качества выполненных работ и сроков ввода объекта строительства в эксплуатацию; - выполнение обязательств по договорам с другими участниками строительства объекта; - исполнение утвержденной инвестором сметы расходов на функционирование заказчика; - обеспечение режима секретности (конфиденциальности) и осуществление необходимых мероприятий по защите коммерческих и служебных сведений от разглашения. Основные термины, применяемые в Положении
|