ГОСТ 29249-2001 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Транспорт напольный безрельсовый ЗАЩИТНЫЕ НАВЕСЫ Технические характеристики и методы испытаний МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ Минск Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «ВНИИэлектротранспорт» ВНЕСЕН Госстандартом России 2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 19 от 24 мая 2001 г.) За принятие проголосовали:
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст ИСО 6055:1997 «Погрузчики с высоким подъемом, управляемые водителем. Защитные навесы. Техническая характеристика и испытания», кроме раздела 1 4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 4 сентября 2001 г. № 365-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 29249-2001 (ИСО 6055-97) введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2002 г. 5 ВЗАМЕН ГОСТ 29249-91 СОДЕРЖАНИЕ ГОСТ
29249-2001 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Транспорт напольный безрельсовый ЗАЩИТНЫЕ НАВЕСЫ Технические характеристики и методы испытаний High-lift rider trucks. Overhead guards. Specifications and testing methods Дата введения 2002-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт распространяется на вновь выпускаемые погрузчики и штабелеры (далее - погрузчики), управляемые водителем, с высотой подъема груза более 1800 мм и устанавливает технические характеристики и методы испытаний защитных навесов, предназначенных для защиты водителя от падающих грузов массой менее грузоподъемности погрузчика. Требования настоящего стандарта, кроме 4.2.3, являются обязательными. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт: ГОСТ 25791-90 (ИСО 3462-80, ИСО 5353-78) Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Контрольная точка сиденья. Метод определения 3 Требования к конструкции3.1 Общие требования 3.1.1 Защитный навес следует располагать над рабочим местом водителя. Это требование распространяется и для погрузчика, работающего с наклоненным вперед грузоподъемником. 3.1.2 Рычаги (рукоятки) управления (в нейтральном положении), тормозные педали, рулевое колесо, кроме рычага стояночного тормоза в отпущенном положении (положение «Вверх»), могут выступать за пределы горизонтальной проекции защитного навеса в сторону грузоподъемника не более чем на 150 мм, как показано на рисунке 1. 3.1.3 Ноги водителя, выступающие за пределы передней грани защитного навеса более чем на 150 мм, должны быть защищены конструкцией погрузчика. 3.1.4 Повреждение механизма наклона грузоподъемника, которое может привести к перемещению защитного навеса, не должно быть причиной прямой или косвенной опасности для водителя от защитного навеса. 3.2 Размеры 3.2.1 Конструкция и размеры защитного навеса не должны ограничивать обзорность для водителя. 3.2.2 Проемы в верхней части защитного навеса в одном из двух направлений, т.е. по ширине или длине, должны быть не более 150 мм. 1 - грань защитного навеса; 2 - фантомное (сквозное, предполагаемое) изображение стойки; 3 - тыльная сторона капота или защитная конструкция для ног Рисунок 1 3.2.5 По требованию потребителя изготовитель может уменьшить расстояния по вертикали, указанные в 3.2.3 и 3.2.4, чтобы погрузчик мог работать с защитным навесом в местах с ограниченной высотой рабочего помещения. 3.2.6 По требованию потребителя на погрузчике, предназначенном для работы в опасных условиях, может быть установлен более прочный защитный навес с проемами меньшего размера. 4 Методы испытаний4.1 Общие положения 4.1.1 Статическое и динамическое испытания выполняют на защитном навесе, установленном на погрузчике той модели и номинальной грузоподъемности, для которой он предназначен. Допускается устанавливать защитный навес на испытательном стенде, если жесткость опорного устройства и способ монтажа на стенде соответствуют жесткости опорного устройства и способу монтажа на погрузчике, для которого навес предназначен. 4.1.2 При проведении испытаний на одном навесе вначале проводят статическое испытание по 4.2, затем - динамическое испытание по 4.3. 4.2.1 Испытательную нагрузку равномерно распределяют по верхней части защитного навеса. В зависимости от номинальной грузоподъемности погрузчика Q, испытательная нагрузка должна соответствовать указанной в таблице 1. Таблица 1 В килограммах
4.2.2 Защитный навес должен находиться под воздействием испытательной нагрузки не менее 1 мин. 4.2.3 Для погрузчиков с поднимающимся местом водителя допускается не проводить статическое испытание защитного навеса по 4.2, если на верхней стороне защитного навеса установлен ограничитель подъема. Если защитный навес обладает необходимой прочностью, допускается на гидравлических подъемных механизмах использовать ограничитель давления. 4.3.1 Защитный навес и его крепление должны выдерживать удар испытательным грузом по 4.3.2 в соответствии с требованиями 4.3.3. Первое падение испытательного груза должно быть из точки, расположенной на вертикали, проходящей через центр испытательного груза и контрольную точку сиденья по ГОСТ 25791, установленного в среднее положение, или центр платформы для стоящего водителя. Остальные девять падений - в направлении по часовой стрелке из точек, равномерно расположенных от вертикали, внутри круга диаметром 600 мм. Примечание - Учитывают положения, когда испытательный груз частью ударной поверхности падает на ребро защитного навеса. 4.3.4 Для определения прочности защитного навеса, устанавливаемого на погрузчике специального назначения с сидящим или стоящим водителем, допускается использовать расчетный метод или результаты предшествующего испытания конкретного защитного навеса. 4.4 Результаты испытаний После проведения статических и динамических испытаний защитный навес не должен иметь разрушений, трещин или вертикальной остаточной деформации внутренней стороны более 20 мм, измеряемой внутри круга диаметром 600 мм, центр которого расположен на вертикали, проходящей через контрольную точку сиденья, установленного в среднее положение, или центр площадки стоящего водителя, в соответствии с рисунками 2 и 3. Разрушения материала проемов верхней части защитного навеса (проволочной сетки, прочного стекла, прозрачного пластика, ткани и т.п.) после проведения динамического испытания не учитывают. 1 - измеряемая область деформации; 2 - деформированная нижняя плоскость; 3 - линия ограничения деформации; 4 - центр платформы для стоящего водителя или контрольная точка сиденья, установленного в среднее положение Рисунок 2 1 - измеряемая область деформации; 2 - деформированная нижняя плоскость; 3 - линия ограничения деформации; 4 - центр платформы для стоящего водителя или контрольная точка сиденья, установленного в среднее положение Рисунок 3 Ключевые слова: защитный навес, погрузчик, техническая характеристика, испытания |