На главную | База 1 | База 2 | База 3

КАТЕГОРИРОВАНИЕ ПО ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ
И КЛАССИФИКАЦИЯ ВЗРЫВООПАСНЫХ ЗОН ОБЪЕКТОВ
АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ (АЗС) И
ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНЫХ ПУНКТОВ (ТЗП)

В нормативных документах, касающихся установок топливозаправки (бензин, дизельное топливо) автомобильного транспорта, приводятся изложенные ниже данные по категорированию объектов по взрывопожарной опасности и классификации взрывоопасных зон.

1. "Правила технической документации стационарных и передвижных автозаправочных станций", утверждены председателем Госкомнефтепродукта РСФСР 15 апреля 1981 г.

Взрывоопасные установки АЗС представлены в таблице.

Наименование установки

Категория

Класс по ПУЭ

Размер взрывоопасной зоны

Топливораздаточная колонка (бензин)

А

В-1г

5 м по горизонтали и вертикали от колонки

Резервуары для приема и хранения ЛВЖ подземные

А

В-1г

3 м по горизонтали и вертикали от резервуара

Стоянка автоцистерн при сливе ЛВЖ и смотровые колодцы подземных резервуаров ЛВЖ

А

В-1г

5 м по горизонтали и вертикали от закрытого места слива (границ колодца)

Дыхательные устройства резервуаров ЛВЖ

А

В-1г

5 м по горизонтали и вертикали от дыхательных и предохранительных клапанов

Обращает на себя внимание неправомерность категорирования наружных взрывоопасных установок и несоответствие указанных размеров взрывоопасных зон требованиям главы 7.3 ПУЭ.

2. СНиП II-93-74 "Предприятия по обслуживанию автомобилей. Нормы проектирования".

Категорирование установок в нормах отсутствует, но приведены следующие расстояния от раздаточных колонок нефтепродуктов:

до зданий АЗС II степени огнестойкости                                       - 4 м;

до зданий АЗС III степени огнестойкости                                      - 7 м;

до подземных резервуаров нефтепродуктов                                   - 4 м;

до раздаточных колонок нефтепродуктов                                      - не нормируется;

до проездов или площадок автомобилей (край заправочного островка)      - 0,8 м.

Расстояние между заправочными островками должно приниматься:

при расположении заправляемых автомобилей в один ряд равным ширине автомобиля плюс 1 м, но не менее 3 м;

при расположении автомобилей в два ряда - равным удвоенной ширине автомобиля плюс 1,5 м, но не менее 7 м.

Указанные расстояния между заправочными островками должны увеличиваться на 4 м, если между ними предусматривается также транзитный проезд автомобилей к другим заправочным колонкам станции.

Классы взрывоопасных зон согласно указанию СНиП 11-93-74 должны определяться по требованиям главы 7.3 ПУЭ.

3. ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей", Минавтотранс РСФСР.

В составе ТЗП для бензина и дизельного топлива, размещаемого на территории автотранспортных предприятий, предусматриваются следующие сооружения:

подземные резервуары для хранения топлива;

островки для размещения раздаточных колонок;

павильон для установки пультов управления (может не сооружаться).

Расстояния от раздаточной колонки до других сооружений ТЗП следует принимать не менее:

до павильона ТЗП - 4 м;

до проезда, до края островка для раздаточной колонки - 0,8 м;

до подземного резервуара - 4 м;

до раздаточной колонки - не нормируется.

Расстояние между островками для раздаточных колонок можно принимать согласно п. 2 настоящего документа.

В ВСН 01-89 имеется указание, что при проектировании должны выдерживаться требования ПУЭ. Это означает, что классификация взрывоопасных зон установок ТЗП должна выполняться согласно главе 7.3 ПУЭ.

4. Перечень категорий помещений и сооружений автотранспортных и авторемонтных предприятий по взрывопожарной опасности Минавтотранса РСФСР (1989 г.).

Выписка из перечня

№№

Наименование

Категория

Класс

Размер взрывоопасной зоны

64.1

Стационарный автозаправочный пункт (бензин, дизельное топливо)

-

В-1г

3 м по горизонтали и вертикали от топливораздаточных колонок

64.2

Площадка для передвижной заправочной станции (бензин, дизельное топливо)

-

В-1г

3 м по горизонтали и вертикали от топливозаправщика

64.3

64.4

Подземные резервуары для бензина, дизельного топлива

-

В-1г

5 м по горизонтали и вертикали от устройств выброса из предохранительных и дыхательных клапанов емкостей

64.5

64.6

Склад баллонов СНГ, СПГ, открытый (пропан-бутановая смесь, метан)

-

В-1г

3 м по горизонтали и вертикали от баллонов

64.8

Пункт аккумуляции СПГ (метан)

-

В-1г

5м по горизонтали и вертикали от границы пункта и обреза сбросного трубопровода (свечи)

64.9

Сливная и наполнительная колонка для СНГ (пропан-бутановая смесь)

-

В-1г

3 м по горизонтали и вертикали от сливных и наполнительных колонок

64.10

Площадка для подземных емкостей для СНГ (пропан-бутановая смесь)

-

В-1г

8 м по горизонтали и вертикали от резервуаров

Примечание. СНГ - сжиженный нефтяной газ; СПГ - сжатый природный газ.

Приведенная выше информация по АЗС, ТЗП свидетельствует о ее противоречивости, особенно в части категорирования и классификации пространства у топливозаправочных колонок. Согласно приведенным документам транспортное средство при заправке, как правило, располагается непосредственно во взрывоопасной зоне класса В-1г, что является недопустимым.

В рассмотренных выше документах СНиП II-93-74 и ВСН 01-89 в части классификации взрывоопасных зон сделаны ссылки на главу 7.3 ПУЭ "Электроустановки во взрывоопасных зонах". Следует иметь в виду, что требования ПУЭ определяют общие принципы классификации взрывоопасных зон и специфика АЗС, ТЗП, естественно, в главе 7.3 не отражена.

Как разработчик главы 7.3 институт Тяжпромэлектропроект рекомендует для объектов АЗС, ТЗП принимать следующие решения:

у наружной топливозаправочной колонки имеет место взрывоопасная зона класса В-1г (зона 2 согласно публикации 79-10 МЭК и проекта главы 7.3 ПУЭ 7-го издания) на расстоянии 0,5 м от корпуса колонки. Это решение соответствует требованиям раздела 514 национального электротехнического кода США для разливочных автоматов заправки автотранспорта. В рекомендациях МЭК не содержится конкретных указаний по топливозаправочным колонкам, но анализ документа 31J секр. 10 от мая 1987 г., подготовленного ТК 31 МЭК, позволяет принять для данной конструкции зону класса 2 радиусом 1 м от возможного источника выделения, что примерно соответствует протяженности зоны 0,5 м от корпуса колонки;

при непринятии мер по удалению пролившегося топлива пространство у земли вокруг топливозаправочной колонки высотой 0,5 м и радиусом 3 м от оси колонки следует также относить к взрывоопасной зоне класса В-1г;

пространство внутри кожуха топливораздаточной колонки классифицируется согласно главе 7.3 ПУЭ только в том случае, если это оговорено техническими условиями или стандартами на изготовление топливораздаточной колонки;

классификацию помещений с установками заправки автомобилей рекомендуется производить согласно пп. 3.1.1, 3.1.2 ВНТП 10-90 "Определение категорий помещений и зданий заводов Минавтосельхозмаша по взрывопожарной и пожарной опасности", Минавтосельхозмаш СССР, 1990 г.;

размеры взрывоопасных зон остальных наружных взрывоопасных установок АЗС, ТЗП должны приниматься в соответствии с отраслевыми нормами технологического проектирования, при разработке которых следует учитывать рекомендации ТК 31 МЭК. Часть из них содержится в работе Тяжпромэлектропроекта "Классификация взрывоопасных зон в национальных и международных стандартах, правилах" (шифр М788-1082, 1992 г.).

При отсутствии отраслевых норм технологического проектирования должны быть учтены требования п. 7.3.44 главы 7.3 ПУЭ 6-го издания.