Министерство энергетики и электрификации СССР Научно-технический
совет
НОРМЫ
ОНТП ВЛ-78
Москва, 1978 год
СОДЕРЖАНИЕ 2 Трасса линий электропередачи 4 Провода, грозозащитные тросы, арматура и изоляция 5 Организация эксплуатации воздушных линий 6 Объем проектной документации и указания по проектированию Приложение: Перечень нормативных материалов и руководящих указаний
I. Общая часть1.1. Нормы технологического проектирования воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше (НТП ВЛ) содержат основные указания по проектированию воздушных линий электропередачи (ВЛ) переменного тока напряжением 35 кВ и выше. Нормы распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые ВЛ напряжением 35 кВ и выше и являются обязательными при проектировании. 1.2. При проектировании ВЛ должно быть обеспечено: - надежное и качественное электроснабжение потребителей; - внедрение прогрессивных проектных решений, обеспечивающих снижение материалоемкости, трудоемкости и сметной стоимости строительства и эксплуатационных затрат; - совершенствование технологии и повышения качества строительных и монтажных работ, - экономичное использование земли; - охрана окружающей среды (земли, недр, растительного и животного мира и т.д.); - внедрение передовых методов эксплуатации и безопасных условий труда. 1.3. Проектирование ВЛ должно осуществляться на основании анализа опыта строительства и эксплуатации, результатов научно-исследовательских работ по созданию нового оборудования, прогрессивных технологических процессов и строительных конструкций. 1.4. Проектирование ВЛ должно выполняться на основании технико-экономических обоснований (ТЭО).
Технико-экономическими обоснованиями, подтверждающими экономическую и хозяйственную необходимость строительства ВЛ, могут служить схемы развития энергосистемы на ближайшие 5 лет с учетом перспективы на 10 лет и схемы организации эксплуатации энергосистемы или предприятия электрических сетей. Технико-экономические обоснования ВЛ промышленных предприятий выполняются в проектах электроснабжения этих предприятий. Проектирование ВЛ при стоимости их строительства 25 млн. руб. и более и ВЛ, которые намечаются в особо сложных геологических или гидрологических условиях, должно осуществляться на основе ТЭО конкретного объекта. 1.5. При необходимости сооружения ВЛ, проходящих в одном направлении с существующими, с целью экономии должны быть проведены технико-экономические обоснования целесообразности нового строительства по сравнению с увеличением пропускной способности ВЛ путем перевода существующих ВЛ на более высокое напряжение, увеличения сечения провода и др. 1.6. При проектировании ВЛ должны применяться стандартные оборудование и материалы и унифицированные или типовые конструкции опор, фундаментов и других элементов линий. Применение нестандартных материалов, оборудования и индивидуальных конструкций, а также технических решений полученных в результате научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ должно быть в каждом отдельном случае обосновано и согласовано в установленном порядке. 1.7. При проектировании ВЛ и их элементов следует учитывать допуски на конструкции и оборудование ВЛ при их изготовлении и допуски на выполнение строительно-монтажных работ. 1.8. ВЛ в особых условиях (в горах, районах с многолетними мерзлыми грунтами, районах Крайнего Севера, при повышенных скоростях ветра и толщине стенки гололеда и т.д.), ВЛ новых классов напряжений должны проектироваться с учетом соответствующих научно-исследовательских работ и проектно-конструкторских проработок. 1.9. Внедрение новых материалов, изоляторов и арматуры, конструкций опор и их элементов производится на основании испытаний и опытно-промышленной проверки. 1.10. Проект ВЛ должен разрабатываться на основе действующих нормативных документов, а также руководящих указаний, приведенных в приложении к настоящим НТП ВЛ. 2. Трасса линий электропередачи2.1. Выбор трассы ВЛ необходимо производить на основании утвержденной схемы развития электрических сетей, материалов проектов районной планировки, районов перспективной нагрузки, с учетом наиболее рационального размещения подстанций и возможности вывода всех отходящих от них ВЛ. 2.2. Выбор трассы ВЛ производится на основе технико-экономического сравнения конкурирующих вариантов и должен учитывать условия строительства и эксплуатации. Трасса ВЛ, по возможности, должна быть кратчайшей и учитывать условия отчуждения земли и вырубки просек в лесонасаждениях. Трассы ВЛ следует, по возможности, приближать к дорогам и существующим ВЛ. 2.3. При изысканиях трасс ВЛ необходимо избегать мест с лавинами, оползнями, карстами, камнепадами и селевыми конусами выноса, а также мест с подземными выработками. Рекомендуется обходить места с широкими поймами и болотами, с большими отложениями гололеда и с частотой и интенсивной "пляской" проводов, а также районы с повышенным загрязнением атмосферы. Для выявления условий прохождения линии необходимо учитывать опыт эксплуатации ВЛ и линий связи в районе проектируемой линии. 2.4. Обходу при выборе трассы ВЛ, как правило, подлежат населенные пункты, массивы орошаемых земель, земельные участки, занятые ценными сельскохозяйственными культурами, зоны санитарной охраны курортов и заповедников. 2.5. Трасса ВЛ на подходах к электростанциям и подстанциям должны изыскиваться в соответствии в планом разводки всех подходящих ВЛ различных напряжений, составленным с учетом развития энергосистемы. Трассу ВЛ на участке, примыкающем к распределительному устройству, необходимо согласовать с организацией, проектирующей или эксплуатирующей электростанцию или подстанцию. 2.6. В ТЭО, в технических проектах и техно-рабочих проектах большие переходы через водные пространства, ущелья и т.п., как правило, прорабатываются в нескольких вариантах. Выбор варианта производится на основе технико-экономического сравнения. 2.7. При выборе направления трассы необходимо стремиться к минимальным переустройствам пересекаемых ВЛ, а также линий связи и радиофикации на участках сближения их с трассой проектируемой ВЛ. 2.8. При отводе и использовании земель для ВЛ должны соблюдаться Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах и "Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,4 - 500 кВ". 2.9. В сложных условиях (сильно пересеченные и горные участки, районы промышленной и жилой застройки, большие переходы, поймы и др.) изыскания трассы на стадии технического проекта рекомендуется производить в объеме рабочих чертежей. На сложных участках трассы, при выборе варианта трассы для разработки наилучших технических решений и правильного определения объемов строительства на стадии технического и техно-рабочего проекта рекомендуется выполнять расстановку опор и производить сравнение конкурирующих вариантов. В остальных случаях выбор трассы следует производить на основе картографических материалов и рекогносцировки в натуре. 3. Опоры и фундаменты3.1. При проектировании ВЛ должны применяться унифицированные и типовые опоры и фундаменты, а также опоры и фундаменты повторного применения. Индивидуальные конструкции опор и фундаментов могут быть применены лишь в тех случаях, когда невозможно или нетехнологично применение унифицированных, типовых или повторно применяемых конструкций, например в сильно пересеченной горной местности, на больших переходах, в поймах и болотах, в районах с толщиной стенки гололеда более 20 мм, на участках с повышенной скоростью ветра, в районах вечной мерзлоты, повышенной загрязненности атмосферы и т.п. 3.2. Выбор материала опор должен производиться в проекте ВЛ, исходя из технико-экономической целесообразности применения проектных решений в конкретных условиях строительства и эксплуатации (с оценкой решений по приведенным затратам) с учетом указаний "Технологических правил по экономному расходованию основных строительных материалов". 3.3. Деревянные опоры могут выполняться цельностоечными или составными из стоек и пасынков. Последние могут быть железобетонными или деревянными; применение деревянных пасынков должно быть обосновано в проекте. Стойки железобетонных опор выполняются из центрифугированного, а для ВЛ 35 кВ - также из вибрированного железобетона. В районах с толщиной стенки гололеда 20 мм и более для ВЛ 110 кВ и выше рекомендуется применять железобетонные опоры со стойками с прядевой напряженной арматурой. 3.4. Количество типов опор (промежуточных, промежуточно-угловых и анкерных), примененных в проекте ВЛ, должно быть обосновано с учетом экономии материалов и технологии строительства. 3.5. Расположение проводов на опоре должно выбираться в соответствии с указаниями главы II-5 ПУЭ, ТУ 750 и ТУ 1150. 3.6. Выбор опор - с оттяжками или свободностоящих - необходимо производить на основании технико-экономических сравнений и согласования с землепользователями. 3.7. На участках трассы, проходящих по землям, занятым ценными сельскохозяйственными культурами, на больших переходах через водные преграды и в местах стесненных подходов к подстанциям рекомендуется применять двухцепные и многоцепные свободностоящие опоры. 3.8. Выбор высоты и типа опор ВЛ, проходящих по пахотным землям, следует производить, исходя из условия наименьшего изъятия земель сельскохозяйственного назначения. 3.9. В целях экономии металла, на углах поворота трассы, где это возможно по местным условиям и когда не требуется установка анкерно-угловых опор, должны применяться промежуточно-угловые опоры. 3.10. Фундаменты, как правило, должны быть унифицированными железобетонными (подножники и сваи). В сложных грунтовых условиях, при соответствующем технико-экономическом обосновании могут применяться другие рациональные конструкции фундаментов (буронабивные сваи, сваи с закрылками, скальные заделки, плавающие фундаменты, винтовые сваи и др.). 3.11. Конструкции опор должны обеспечивать возможность удобного подъема обслуживающего персонала на опору, а также возможность закрепления специальных монтажных приспособлений с помощью унифицированных деталей и доступ монтажника к узлам крепления гирлянд для производства работ по монтажу проводов и тросов наиболее рациональным способом. 3.12. Стальные опоры и стальные детали деревянных и железобетонных опор должны быть на заводах-изготовителях защищены от коррозии горячей оцинковкой или горячей оцинковкой с дополнительной покраской в условиях сильно агрессивной среды в соответствии с указаниями СНиП "Защита строительных конструкций от коррозии". При отсутствии производственных возможностей осуществления горячей оцинковки допускается окраска стальных конструкций опор, за исключением опор ВЛ 500 кВ и выше, опор ВЛ 35 - 330 кВ, расположенных по побережьям морей в зоне до 5 км от берега и в районах с повышенной агрессивностью среды, где применение горячей оцинковки, а в отдельных случаях - и дополнительной покраски, является обязательным. Железобетонные конструкции опор и фундаментов, подвергающихся воздействию агрессивных сред, должны проектироваться в соответствии со СНиП "Защита строительных конструкций от коррозии". Древесина элементов деревянных опор для защиты от гниения должна быть пропитана антисептиками заводским способом или на специально оборудованных полигонах. 3.13. В целях предотвращения коррозии стальных тросовых оттяжек опор в проекте ВЛ должна быть предусмотрена их смазка. 3.14. Выбор места установки опор должен производиться с учетом рельефа, грунтовых условий, условий строительства, монтажа и эксплуатации. На участках трассы с просадочными грунтами опоры, как правило, следует устанавливать на площадках с минимальной площадью водосбора с выполнением при необходимости противопросадочных мероприятий. 3.15. Опоры необходимо устанавливать в отдалении от русла реки с интенсивным размывом берегов, с учетом возможных перемещений русла и затопляемости поймы, а также вне мест, где могут быть потоки дождевых и других вод, ледоходы и т.п. При отсутствии соответствующих данных, по возможности, необходимо организовать специальные наблюдения. При невозможности отдаления опор ВЛ от указанных мест необходимо выполнить мероприятия для защиты опор от повреждений (специальные фундаменты, укрепление берегов, откосов, склонов, устройство водоотводных канав, струенаправляющих дамб, ледорезов и иных сооружений). Установка опор в зоне грязекаменных селевых потоков и в местах, по которым сходят снежные лавины, запрещается. 3.16. При прохождении барханных песков опоры рекомендуется устанавливать между барханами с обязательным выполнением пескозакрепительных мероприятий. 3.17. При прохождении ВЛ с деревянными опорами по лесам, сухим болотам и другим местам, где возможны низовые пожары, должны быть предусмотрены мероприятия для защиты опор (устройство канав, применение железобетонных приставок и пр.). Установка деревянных опор на ВЛ 110 кВ и выше в местах, где возможны торфяные пожары, не рекомендуется. 3.18. При применении унифицированных и типовых опор и опор повторного применения в условиях, отличающихся от тех, на которые они рассчитаны, необходимо выполнять поверочные расчеты этих опор на конкретные условия их установки (не реальные значения весовых и ветровых пролетов, разность тяжения и др.). 3.19. В районах расселения крупных птиц по согласованию с заказчиком необходимо предусматривать мероприятия по исключению гнездований птиц на траверсах опор в местах подвески гирлянд изоляторов. 4. Провода, грозозащитные тросы, изоляция и арматура4.1. Выбор сечений проводов должен производиться на основании действующих нормативных документов. Конструкция фазы ВЛ 750 кВ и выше определяется на основе технико-экономических расчетов. 4.2. При проектировании ВЛ 330 кВ и выше со сталеалюминиевыми проводами отношение сечения алюминия к сечению стали в проводах выбирается на основании технико-экономических расчетов. 4.3. На отдельных сложных участках ВЛ (большие переходы через водные пространства, горы, поймы, болота и пр.) допускается применение марки провода и конструкции фазы, отличных от примененных на всей линии, если это обосновано технико-экономическими расчетами. 4.4. В целях предотвращения коррозии стальных грузозащитных тросов в проекте ВЛ должна быть предусмотрена их смазка. 4.5. При прохождении трассы ВЛ вблизи морских побережий, в зоне уносов химических заводов и др., в которых происходит усиленная коррозия проводов, арматуры и загрязнение изоляции, необходимо применять коррозионностойкие провода, в том числе в качестве грозозащитных тросов, а также изоляторы и арматуру специального исполнения. 4.6. На ВЛ рекомендуется применять сталеалюминиевые провода, а также провода из алюминиевого сплава. 4.7. Для организации высокочастотных каналов связи на ВЛ допускается подвеска проводящих грозозащитных тросов, а также изоляция друг от друга проводов в расщепленной фазе. 4.8. Отказ от подвески грозозащитного троса на ВЛ, проходящих в районах с толщиной стенки гололеда более 20 мм, допускается при наличии соответствующего технико-экономического обоснования. 4.9. Выбор типа и материала (стекло или фарфор) изоляторов производится с учетом климатических условий (температуры и увлажнения) и условий загрязнения. На ВЛ 330 кВ и выше должны применяться, как правило, стеклянные изоляторы; на ВЛ 35 - 220 кВ - как стеклянные, так и фарфоровые. На ВЛ, проходящих в условиях, особо трудных для эксплуатации (в горах, на болотах, в районах Крайнего Севера и т.п.), а также на ВЛ, питающих тяговые подстанции электрифицированных железных дорог, и на больших переходах независимо от напряжения следует применять стеклянные изоляторы. 4.10. Количество и тип изоляторов для ВЛ должен выбираться с учетом опыта эксплуатации ВЛ в районе проектирования или условиях аналогичных загрязнений. Необходимо также учитывать результаты наблюдений на специальных стендах, данные соответствующих проектных, технологических и научно-исследовательских институтов, санэпидемстанций по выбросам промышленных предприятий, метеоданные. 4.11. Комплектование гирлянд изоляторов и крепления тросов, как правило, необходимо производить в соответствии с типовыми проектами. 5. Организация эксплуатации воздушных
|